Цивилизаторская миссия
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Май 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Август 2020 г. ) |
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
Права |
Правительственные организации |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Юридическое представительство |
Страны |
Категория |
Цивилизаторская миссия ( испанский : Misión Civilizadora ; Португальский : Missão Civilizadora ; Французский : Mission Civilizatrice ) является политическим обоснованием военного вмешательства и колонизации , призванной облегчить вестернизацию или японизацию коренных народов , особенно в период с 15-го по 20-й век. века. Как принцип западной культуры , этот термин чаще всего использовался для оправдания французского [1] Колониализм конца 15-середины 20 веков. Цивилизаторская миссия была культурным оправданием колонизации французского Алжира , французской Западной Африки , французского Индокитая , португальской Анголы и португальской Гвинеи , португальского Мозамбика и португальского Тимора , а также других колоний. Цивилизаторская миссия также была популярным оправданием британской [2] и немецкий [3] [4] колониализм. В Российской империи это также было связано с завоеванием Россией Средней Азии и русификацией этого региона. [5] [6] [7] Западные колониальные державы утверждали, что как христианские нации они обязаны распространить западную цивилизацию на то, что они считали языческими, примитивными культурами . [ нужна ссылка ] Его также применяла Японская империя , колонизировавшая Корею . [8] [9]
Происхождение
[ редактировать ]Цивилизаторская миссия зародилась в христианской теологии Средневековья , когда европейские теологи применили метафору человеческого развития , чтобы исказить [ нужна ссылка ] социальные изменения как закон природы. В восемнадцатом веке европейцы рассматривали историю как линейный, неизбежный и постоянный процесс социокультурной эволюции, возглавляемый Западной Европой. [10] С редукционистской культурной точки зрения Западной Европы колонизаторы рассматривали неевропейцев как «отсталые нации», как людей, по своей природе неспособных к социально-экономическому прогрессу . Во Франции философ маркиз де Кондорсе формально постулировал существование европейского «священного долга» помогать неевропейским народам, «которые, чтобы цивилизоваться, ждут только того, чтобы получить от нас средства, найти братьев среди европейцев и стать их друзья и ученики». [11]
Теория модернизации — прогрессивного перехода от традиционного , домодернистского общества к современному, индустриализированному обществу — предполагала, что экономическое саморазвитие неевропейского народа несовместимо с сохранением его культуры (нравов, традиций, обычаев). [12] Этот разрыв со старой культурой является предпосылкой социально-экономического прогресса посредством практических революций в социальных, культурных и религиозных институтах, которые изменят их коллективную психологию и ментальное отношение, философию и образ жизни или исчезнут. [13] : 302 [14] : 72–73 [15] Таким образом, критика развития рассматривает экономическое развитие как продолжение цивилизаторской миссии. Стать цивилизованным неизменно означает стать более «похожим на нас», поэтому «цивилизация народа» означает, что каждое общество должно стать капиталистическим обществом потребления , отказавшись от своей родной культуры, чтобы стать вестернизированным . [16] Обработка земли и людей была аналогичной концепцией, используемой вместо цивилизации в немецкоязычных колониальных контекстах для настаивания на колонизации и культурном империализме посредством «экстенсивного выращивания» и «культурной работы». [17]
По словам Дженнифер Питтс, среди французских и британских либеральных мыслителей (таких как Адам Смит, Джереми Бентам, Эдмунд Берк, Дени Дидро и маркиз де Кондорсе) существовал значительный скептицизм по поводу империи в 1780-х годах. Однако к середине 19 века такие либеральные мыслители, как Джон Стюарт Милль и Алексис де Токвиль, поддерживали империю на основе цивилизаторской миссии. [18]
По штату
[ редактировать ]Британский колониализм
[ редактировать ]Хотя британцы не изобрели этот термин, понятие «цивилизаторской миссии» было для них не менее важно для оправдания колониализма. Его использовали для легитимизации британского правления над колонизированными странами, особенно когда колониальное предприятие было не очень прибыльным. [2]
Британцы использовали свой спорт как инструмент распространения своих ценностей и культуры среди коренного населения, а также как способ подчеркнуть свое доминирование, поскольку они были владельцами правил этих видов спорта и, естественно, имели больший опыт в этих играх. Например, тестовый крикет рассматривался как вид спорта, который по своей сути предполагает ценности честной игры и цивилизованности. В некоторых случаях британский спорт служил цели обеспечения физических упражнений и интеграции коренного населения, преодолевая социальные границы. [19] Рост британского спорта привел к естественному упадку спорта колонизированных народов, вызвав у некоторых опасения, что потеря их родной культуры может помешать их способности противостоять колониальному правлению. Со временем колонизированные народы стали рассматривать британский спорт как место, где можно доказать свое равенство с британцами, а победы над британцами в спорте дали импульс зарождающимся движениям за независимость. [20] [21] [22]
Идея о том, что британцы принесли цивилизацию в нецивилизованные районы мира, широко выражена в Редьярда Киплинга стихотворении «Бремя белого человека» .
Французский колониализм
[ редактировать ]Элис Конклин в своих работах объясняла, что французская колониальная империя совпадает с явно противоположным понятием «республика». [ нужна ссылка ]
Голландский колониализм
[ редактировать ]Американский колониализм
[ редактировать ]Концепция «цивилизационной миссии» также была принята Соединенными Штатами в эпоху нового империализма в конце 19 - начале 20 веков. Такие проекты включали бы Филиппин Соединенными Штатами испано -американской войны в 1898 . после аннексию году Штаты. [23] Это будет сделано путем принятия цивилизационного процесса, который повлечет за собой «медицинскую реформацию» и другие социально-экономические реформы. [24] Испанская система здравоохранения пришла в упадок после войны 1898 года и была заменена американской военной моделью, состоящей из учреждений общественного здравоохранения. [25] «Медицинская реформация» проводилась с «военной строгостью». [25] как часть процесса цивилизации, в ходе которого американские сотрудники общественного здравоохранения намеревались обучить коренных филиппинцев «правильным техникам обращения с телом». [26] Процесс «рациональной гигиены» был методом колонизации Филиппин как часть уверенности американских физиков в том, что колонизированные Филиппины были заселены достойно. Другие «радикальные реформы и амбициозные проекты общественных работ» [27] будет включать в себя внедрение системы бесплатных государственных школ, а также архитектуру для развития « экономического роста и цивилизационного влияния» как важного компонента « благожелательной ассимиляции » Мак-Кинли. [28]
Подобная «цивилизационная» тактика была также использована при американской колонизации Пуэрто-Рико в 1900 году. ." [29]
Предполагаемые выгоды для колонизированной страны включали «более активную эксплуатацию природных ресурсов, увеличение производства материальных благ, повышение уровня жизни, увеличение прибыльности рынка и социально-политическую стабильность». [30]
Однако оккупация Гаити в 1915 году показала и темную сторону американской «цивилизационной миссии». Историк Мэри Ренда утверждала, что оккупация Гаити осуществлялась исключительно «в целях экономической эксплуатации и стратегического преимущества». [31] вместо того, чтобы предоставить Гаити «защиту, образование и экономическую поддержку». [32]
Португальский колониализм
[ редактировать ]После консолидации своей территории в 13 веке посредством Реконкисты мусульманских государств Западной Иберии Королевство Португалия начало расширяться за границу. В 1415 году исламская Сеута была оккупирована португальцами во время правления Иоанна I Португальского . Португальская экспансия в Северной Африке была началом более крупного процесса, в конечном итоге известного как Португальская заморская экспансия , в рамках которого цели Королевства включали распространение христианства на мусульманские земли и стремление знати к эпическим войнам и завоеваниям при поддержке Папа .
По мере того как португальцы распространяли свое влияние по побережью на Мавританию , Сенегамбию (к 1445 году) и Гвинею , они создавали торговые посты . Вместо того, чтобы стать прямыми конкурентами мусульманских купцов, они использовали расширяющиеся рыночные возможности в Европе и Средиземноморье для увеличения торговли через Сахару . [33] Кроме того, португальские купцы получили доступ во внутренние районы Африки через реки Сенегал и Гамбия , которые пересекали давние транссахарские маршруты. Португальцы привезли медную посуду, ткани , инструменты , вино и лошадей . Торговые товары вскоре также включали оружие и боеприпасы . Взамен португальцы получили золото (перевезенное из рудников месторождений Акан ), перец (торговля, которая продолжалась до тех пор, пока Васко да Гама не достиг Индии в 1498 году) и слоновую кость . Только достигнув побережья Конго в 1480-х годах, они вышли за пределы мусульманской торговой территории в Африке.
форты и торговые фактории Вдоль побережья были построены . Перед португальскими моряками, купцами, картографами, священниками и солдатами стояла задача захватить прибрежные районы, заселить их и построить церкви, форты и фабрики, а также исследовать неизвестные европейцам районы. Компания Гвинеи была основана как португальское правительственное учреждение для контроля над торговлей и называлась Casa da Guiné или Casa da Guiné e Mina с 1482 по 1483 год и Casa da Índia e da Guiné в 1499 году.
Первый из крупных европейских торговых фортов , Эльмина , был основан на Золотом Берегу в 1482 году португальцами. Замок Эльмина (первоначально известный как «Замок Сан-Хорхе-да-Мина») был построен по образцу замка Сан-Хорхе , одной из первых королевских резиденций в Лиссабоне . Эльмина, что означает «порт», стала крупным торговым центром . К началу колониальной эпохи на побережье действовало сорок таких фортов. Форты не были символами колониального господства, а служили торговыми постами — они редко видели военные действия — однако укрепления были важны, когда оружие и боеприпасы хранились перед торговлей. [34] Исследование африканского побережья португальцами в XV веке обычно рассматривается как предвестник европейского колониализма , а также ознаменовало начало работорговли в Атлантике , христианской миссионерской евангелизации и первых процессов глобализации , которые должны были стать основным элементом европейской Колониализм до конца XVIII века.
Хотя политика Португальской империи в отношении коренных народов в менее технологически развитых местах по всему миру (наиболее заметно в Бразилии ) всегда была посвящена инкультурации , включая обучение и евангелизацию коренного населения, а также создание новой инфраструктуры для открыто поддерживая эти роли, он достиг своего наибольшего распространения после 18 века на территории тогдашней Португальской Африки и Португальского Тимора . Новые города и поселки с их европейской инфраструктурой, которая включала административные, военные, медицинские, образовательные, религиозные и предпринимательские залы, предположительно были спроектированы для размещения португальских поселенцев.
Португальский в 1575 году исследователь Пауло Диас де Новаис основал Луанду как «Сан-Паулу-де-Лоанда» с сотней семей поселенцев и четырьмястами солдат. Бенгела , португальский форт 1587 года, ставший городом в 1617 году, была еще одним важным ранним поселением, которое они основали и правили. Португальцы основали несколько поселений, фортов и торговых постов вдоль прибрежной полосы Африки. На острове Мозамбик , одном из первых мест постоянного поселения португальцев в Африке южнее Сахары, они построили в 1522 году часовню Носса-Сеньора-де-Балуарте , ныне считающуюся старейшим европейским зданием в южном полушарии . Позже больница, величественное здание в неоклассическом стиле, построенное в 1877 году португальцами, с садом, украшенным прудами и фонтанами, на протяжении многих лет была крупнейшей больницей к югу от Сахары . [35]
Статус коренного населения
[ редактировать ]Создание двойственного, расового гражданского общества было официально признано в Estatuto do Indigenato (Статуте коренного населения), принятом в 1929 году, и было основано на субъективной концепции цивилизации и трайбализма . Колониальные власти Португалии были полностью привержены развитию полностью многоэтнического «цивилизованного» общества в своих африканских колониях, но эта цель или «цивилизационная миссия» могла быть достигнута только после периода европеизации или инкультурации коренных черных племен и этнокультурных групп. Эта политика уже применялась в бывшей португальской колонии Бразилии . При португальском режиме Estado Novo , возглавляемом Антониу де Оливейрой Салазаром , Estatuto установил различие между «колониальными гражданами», подчиняющимися португальскому законодательству и имеющими гражданские права и обязанности, действующие в « метрополии », и коренными жителями (коренными жителями), подчиняются как колониальному законодательству, так и своим обычным племенным законам.
Между этими двумя группами существовала третья небольшая группа, ассимиладо , состоящая из коренных чернокожих, мулатов, азиатов и людей смешанной расы, которые имели хотя бы некоторое формальное образование, не подвергались оплачиваемому принудительному труду, имели право на определенное гражданство. права и имели специальное удостоверение личности, которое отличалось от того, которое навязывались огромной массе африканского населения ( коренному населению ), карты, которую колониальные власти задумали как средство контроля за перемещением принудительного труда (CEA 1998). Коренные жители подчинялись традиционным властям, которые постепенно интегрировались в колониальную администрацию и отвечали за разрешение споров, управление доступом к земле, а также обеспечение потоков рабочей силы и уплаты налогов. Как указывали некоторые авторы (Mamdani 1996; Gentili 1999; O'Laughlin 2000), режим индигенато представлял собой политическую систему, которая подчиняла огромное большинство коренных африканцев местным властям, на которые было возложено управление в сотрудничестве с низшим эшелоном колониальной системы. администрации, «коренные» общины, описываемые как племена и предположительно имеющие общее происхождение, язык и культуру.
После Второй мировой войны , когда коммунистические и антиколониальные идеологии распространились по Африке, возникло множество тайных политических движений в поддержку независимости. Несмотря на то, что это была преувеличенная антипортугальская/антиколониальная пропаганда, [36] Будучи доминирующей тенденцией в португальской Африке или смесью того и другого, эти движения утверждали, что, поскольку политика и планы развития разрабатывались правящими властями в первую очередь в интересах этнического португальского населения территорий, мало внимания уделялось интеграции местных племен и развитие своих коренных общин. Согласно официальным заявлениям партизан, это затронуло большую часть коренного населения, которое пострадало как от дискриминации со стороны государства, так и от огромного социального давления. Многие считали, что они получили слишком мало возможностей или ресурсов для повышения своей квалификации и улучшения своего экономического и социального положения до степени, сравнимой с положением европейцев. По статистике, белые португальцы в португальской Африке действительно были богаче и квалифицированнее, чем чернокожее коренное большинство, но конец 1950-х, 1960-е и, главным образом, начало 1970-х годов стали свидетельством постепенных изменений, основанных на новом социально-экономическом развитии и политике равенства для всех. [ нужна ссылка ]
Колониальные войны
[ редактировать ]Португальская колониальная война началась в португальской Анголе 4 февраля 1961 года в районе под названием Zona Sublevada do Norte (ZSN или Повстанческая зона Севера), состоящем из провинций Заир , Уиже и Северная Кванза . Поддерживаемая США УПА хотела национального самоопределения , в то время как для португальцев, которые обосновались в Африке и управляли значительной территорией с 15-го века, их вера в многорасовую, ассимилированную заморскую империю оправдывала войну, чтобы предотвратить ее распад и защитить свое население. [37] Португальские лидеры, в том числе Антониу де Оливейра Салазар , защищали политику мультирасизма, или лужотропикализма , как способ более тесной интеграции португальских колоний и их народов с самой Португалией. [38] Для правящего режима Португалии заморская империя была вопросом национальных интересов . В португальской Африке обученным португальским чернокожим африканцам разрешалось занимать должности в нескольких профессиях, включая специализированные военные, административные, преподавательские, медицинские и другие должности на государственной службе и в частном бизнесе , при условии, что они обладали необходимыми техническими и человеческими качествами. Кроме того, смешанные браки чернокожих женщин с белыми португальцами были обычной практикой со времен первых контактов с европейцами. Доступ к базовому, среднему и техническому образованию расширялся, и его доступность все больше открывалась как коренным, так и европейским португальцам территорий.
Примеры этой политики включают в себя несколько чернокожих португальцев-африканцев, которые стали выдающимися личностями во время войны или после обретения независимости и которые учились во время португальского правления территориями в местных школах или даже в португальских школах и университетах на материке ( метрополь ) — Самора Машел , Марио Пинту де Андраде , Марселино душ Сантуш , Эдуардо Мондлане , Агостиньо Нето , Амилкар Кабрал , Хоаким Чиссано и Граса Машел — лишь несколько примеров. В начале 1960-х годов в португальской Африке были основаны два крупных государственных университета (Универсидад Луанды в Анголе и Университет Лоренсо Маркиша в Мозамбике, где присуждался широкий спектр степеней от инженерного дела до медицины. [39] ), в то время, когда на материковой части Европы действовало только четыре государственных университета, два из них в Лиссабоне (что можно сравнить с 14 государственными университетами Португалии сегодня). Несколько фигур в португальском обществе, в том числе одна из самых почитаемых звезд спорта в истории португальского футбола, чернокожий футболист из португальской Восточной Африки по имени Эусебио , были другими примерами ассимиляции и многорасизма.
С 1961 года, с началом колониальных войн на своих заморских территориях, Португалия начала вовлекать чернокожих португальских африканцев в военные действия в Анголе, Португальской Гвинее и португальском Мозамбике, основываясь на концепциях мультирасизма и сохранения империи. Участие африканцев на португальской стороне конфликта варьировалось от второстепенных ролей в качестве рабочих и информаторов до участия в высококвалифицированных оперативных боевых подразделениях, включая командиров взводов. По мере развития войны использование африканских противоповстанческих войск увеличивалось; Накануне военного переворота 25 апреля 1974 года африканцы составляли более 50 процентов португальских войск, участвовавших в войне. Из-за технологического разрыва между обеими цивилизациями и многовековой колониальной эпохи Португалия была движущей силой развития и формирования всей португальской Африки с 15 века.
В 1960-х и начале 1970-х годов, чтобы противостоять растущему мятежу националистических партизан и показать португальскому народу и всему миру, что заморские территории полностью находятся под контролем, португальское правительство ускорило свои основные программы развития, чтобы расширить их и попытаться модернизировать. инфраструктуру заморских территорий Африки путем создания новых дорог, железных дорог, мостов, плотин, ирригационных систем, школ и больниц, чтобы стимулировать еще более высокий уровень экономического роста и поддержки со стороны населения. [40] В рамках этой программы реконструкции в 1969 году началось строительство плотины Кахора-Басса в заморской провинции Мозамбик (к тому времени официальное название португальского Мозамбика). Этот конкретный проект стал неразрывно связан с опасениями Португалии по поводу безопасности в заморских колониях. Правительство Португалии рассматривало строительство плотины как свидетельство «цивилизационной миссии» Португалии. [41] и предназначалось для плотины, чтобы подтвердить веру Мозамбика в силу и безопасность португальского колониального правительства.
Колониальная Бразилия
[ редактировать ]Когда в 1500 году прибыли португальские исследователи, американские индейцы представляли собой в основном полукочевые племена , большая часть населения которых проживала на побережье и вдоль берегов крупных рек. В отличие от Христофора Колумба, который думал, что достиг Индии , португальский моряк Васко да Гама уже достиг Индии, плывя вокруг Африки, за два года до того, как Педро Альварес Кабрал достиг Бразилии. Тем не менее слово índios («индейцы») к тому времени утвердилось для обозначения народов Нового Света и остаётся таковым (оно используется и по сей день в португальском языке, народ Индии называют индейцами ).
Первоначально европейцы увидели в туземцах благородных дикарей , и смешанные браки сразу же начались . Племенные войны и каннибализм убедили португальцев в необходимости «цивилизовать» американских индейцев. [42] даже если одна из четырех групп народа аче в Парагвае регулярно практиковала каннибализм до 1960-х годов. [43] Когда Королевства Португалия открыли исследователи Бразилию в 15 веке и начали колонизировать ее новые владения в Новом Свете , эта территория была населена различными коренными народами и племенами , у которых не было ни письменности , ни школьного образования.
Общество Иисуса (иезуитов) существует с момента своего основания в 1540 году как миссионерский орден . Евангелизация была одной из основных целей иезуитов; однако они также стремились получить образование как в Европе, так и за рубежом. Их миссионерская деятельность как в городах, так и в сельской местности дополнялась твердой приверженностью образованию . Это приняло форму открытия школ для мальчиков сначала в Европе, но вскоре распространилось и на Америку, и на Азию. Основание католических миссий , школ и семинарий было еще одним следствием участия иезуитов в образовании. Поскольку пространства и культуры, в которых в настоящее время жили иезуиты, значительно различались, их методы евангелизации различались в зависимости от местоположения. Однако участие Общества в торговле, архитектуре, науке, литературе, языках, искусстве, музыке и религиозных дебатах фактически соответствовало общей и главной цели христианизации.
К середине 16 века иезуиты присутствовали в Западной Африке, Южной Америке, Эфиопии, Индии, Китае и Японии. В тот период истории, когда в мире было в основном неграмотное население, Португальская империя была домом для одного из первых университетов, основанных в Европе, — Университета Коимбры , который в настоящее время до сих пор является одним из старейших университетов. На протяжении веков португальского правления бразильским студентам, в основном окончившим иезуитские миссии и семинарии, разрешалось и даже поощрялось поступать в высшие учебные заведения на материковой части Португалии . К 1700 году, отражая более масштабную трансформацию Португальской империи , иезуиты решительно переместили свою деятельность из Ост-Индии в Бразилию. В конце 18 века португальский министр королевства маркиз Помбал напал на власть привилегированного дворянства и церкви и изгнал иезуитов из Португалии и ее заморских владений. Помбал захватил иезуитские школы и провел образовательные реформы по всей империи.
В 1772 году, ещё до основания Лиссабонской академии наук одно из первых учёных обществ как Бразилии, так и Португальской империи — Sociedade Scientifica было основано (1779), в Рио-де-Жанейро . , был основан первый ботанический институт Кроме того, в 1797 году в Сальвадоре , штат Баия . В конце 18 века в Рио-де-Жанейро в 1792 году указом, изданным португальскими властями, была создана Политическая школа (тогда Настоящая академия артильхарии, фортификации и дизайна ) как высшая школа для преподавания естественных и инженерных наук. . Сегодня он принадлежит Федеральному университету Рио-де-Жанейро и является старейшей инженерной школой Бразилии и одной из старейших в Латинской Америке . Королевским письмом короля Португалии Жуана VI от 20 ноября 1800 года было учреждено в Рио-де-Жанейро Aula Prática de Desenho e Figura , первое учреждение в Бразилии, посвященное обучению искусству. В колониальные времена искусства были в основном религиозными или утилитарными и изучались в системе ученичество . Указом от 12 августа 1816 года была создана Escola Real de Ciências, Artes e Ofícios (Королевская школа наук, искусств и ремесел), которая установила официальное образование в области изящных искусств и стала основой нынешней Escola Nacional de Belas Artes. .
В 19 веке португальская королевская семья во главе с Жуаном VI прибыла в Рио-де-Жанейро, спасаясь от вторжения армии Наполеона в Португалию в 1807 году. Жуан VI дал толчок расширению европейской цивилизации в Бразилии. [44] За короткий период между 1808 и 1810 годами португальское правительство основало Королевскую военно-морскую академию и Королевскую военную академию, Национальную библиотеку , Ботанический сад Рио-де-Жанейро , Медико-хирургическую школу Баии , в настоящее время известную как «Факультад де Медицина». «под контролем Федерального университета Баия и Медико-хирургической школы Рио-де-Жанейро, которая является современным медицинским факультетом Федерального университета Рио-де-Жанейро .
Чили
[ редактировать ]Элиты южноамериканских республик девятнадцатого века также использовали риторику цивилизаторской миссии для оправдания вооруженных действий против коренных народов. 1 января 1883 года Чили заново основала старый город Вильяррика , тем самым формально положив конец процессу оккупации земель коренных народов Араукании . [45] [46] Шесть месяцев спустя, 1 июня, президент Доминго Санта-Мария заявил: [47]
Страна с удовлетворением увидела решенную проблему сокращения всей Араукании. Это событие, столь важное для нашей общественной и политической жизни и столь значимое для будущего республики, завершилось благополучно, с дорогостоящими и болезненными жертвами. Сегодня вся Араукания подчинена больше, чем материальным силам, моральной и цивилизованной силе республики...
Современный день
[ редактировать ]Pinkwashing , стратегия продвижения защиты прав ЛГБТ как свидетельства либерализма и демократии , описывается как продолжение цивилизаторской миссии, используемой для оправдания колониализма, на этот раз на основе прав ЛГБТ в западных странах. [48] [49]
См. также
[ редактировать ]- Христианская миссия - Организованные усилия по распространению христианства.
- Культурная ассимиляция - принятие особенностей другой культуры.
- Культурная отсталость - советский политический термин
- Культурный империализм - Культурные аспекты империализма
- Блез Диань – сенегальский и французский политик (1872–1934).
- Теория развития - теории о том, как лучше всего достичь желаемых изменений в обществе.
- Рассуждения о колониализме - Эссе Эме Сезера
- Этноцид – истребление культуры
- Faccetta Nera — песни.
- Французский закон о колониализме
- Принудительная ассимиляция - Принудительная культурная ассимиляция групп меньшинств.
- Индоктринация – внушение человеку определенных идей.
- Лузотропизм - Историческая концепция пригодности Португалии в качестве колонизатора.
- Маколеизм - Политика образования введена в британских колониях.
- Явная судьба - Культурные убеждения американских экспансионистов XIX века.
- Белый спаситель – Саркастическое или критическое описание.
- Бремя белого человека – стихотворение английского поэта Редьярда Киплинга
Источники
[ редактировать ]- ^ Берроуз, Мэтью (1986). « Цивилизаторская миссия»: французская культурная политика на Ближнем Востоке, 1860-1914». Исторический журнал . 29 (1): 109–135. дои : 10.1017/S0018246X00018641 . ISSN 0018-246X . JSTOR 2639258 . S2CID 154801621 .
- ^ Jump up to: а б Митчелл 1991 .
- ^ Тезкан 2012 , стр. 21–33.
- ^ Турман 2016 .
- ^ ХОФМАЙСТЕР, УЛЬРИХ (2016). «Цивилизация и русификация в царской Средней Азии, 1860–1917» . Журнал всемирной истории . 27 (3): 411–442. ISSN 1045-6007 . JSTOR 44631473 .
- ^ Барт, Борис; Хобсон, Рольф (2020). Цивилизаторские миссии в ХХ веке . Лейден. стр. 6, 95–97. ISBN 978-90-04-43812-5 . OCLC 1176325685 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шлапентох, Дмитрий (2007). Россия между Востоком и Западом: научные дебаты о евразийстве . БРИЛЛ. п. 23. ISBN 978-90-04-15415-5 .
- ^ Палмер, Брэндон (декабрь 2020 г.). «Движение Первого марта в Америке: кампания за поддержку Америки» . Корейский журнал . 60 (4): 209–214. ISSN 0023-3900 – через DBpia .
- ^ Ким, Сан Хун (14 февраля 2019 г.). «[Движение 1 марта в зарубежных новостях] ① Крик того дня… Прорыв через «рамки» контроля и манипуляции в мир» . Информационное агентство Yonhap (на корейском языке) . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ См . Гилберт Рист , Развитие. История западной веры . Глава 2: «Метаморфозы западного мифа», Париж, 1996, стр. 48-80; История развития , 3-е издание, 2008 г.
- ^ Кондорсе (1988) [1795]. «глава 10». Очерк исторической картины исторического прогресса человеческого разума (на французском языке). Париж: Г. Ф. Фламмарион. п. 269. ИСБН 9782080704849 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Кнёбл, Вольфганг (2003). «Теории, которые не исчезнут: бесконечная история». В Деланти, Жерар ; Исин, Энгин Ф. (ред.). Справочник по исторической социологии . стр. 96–107 [особенно стр. 97].
- ^ Сэди, Дж. Л. (1960). «Социальная антропология экономической отсталости» . Экономический журнал . 70 (278): 294–303. дои : 10.2307/2228729 . ISSN 0013-0133 . JSTOR 2228729 .
- ^ Берту, Жеральд (1992). "Рынок" . В Саксе, Вольфганге (ред.). Словарь развития . Лондон: Зед Букс. стр. 70–87. ISBN 978-1-85649-044-3 .
- ^ Об исчезновении коренных народов как «цене» модернизации см. Джон Х. Бодли, Жертвы прогресса , 3-е изд., Маунтин-Вью, Калифорния: Mayfield Pub. Компания, 1990 г.
- ^ Ростоу, Уолтер. Этапы экономического роста: некоммунистический манифест (1960); о Ростоу см. Rist 1996, Глава 6, стр. 000–000.
- ^ Зольманн, Якоб (2020). «Стать хорошим фермером - стать хорошим сельскохозяйственным работником: о колониальной образовательной политике в Германии и немецкой Юго-Западной Африке, примерно с 1890 по 1918 год». Образование и развитие в колониальной и постколониальной Африке . Глобальные истории образования. Чам: Международное издательство Springer. стр. 109–142. дои : 10.1007/978-3-030-27801-4_5 . ISBN 978-3-030-27800-7 . S2CID 212940487 .
- ^ Питтс, Дженнифер (2005). Поворот к империи: подъем имперского либерализма в Великобритании и Франции . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2663-6 .
- ^ « Месть Плесси: футбол в британском владычестве» . Международная история Лондонской школы экономики . 20 июля 2020 г. Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Битва за Британскую империю: как викторианский крикет был больше, чем просто игра» . ИсторияДополнительно . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ С любовью, Адам; Дзикус, Ларс (26 февраля 2020 г.). «Как Индия полюбила крикет, любимый вид спорта своих колониальных британских правителей» . Разговор . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Сен, Роноджой (27 октября 2015 г.). Нация в игре: история спорта в Индии . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-53993-7 .
- ^ Адас 2006 , с. 129.
- ^ Андерсон 1995 , стр. 640–669.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Уорик (январь 2007 г.). «Иммунизация и гигиена на колониальных Филиппинах» . Журнал истории медицины и смежных наук . 62 (1): 1–20. дои : 10.1093/jhmas/jrl014 . ISSN 0022-5045 . ПМИД 16877715 .
- ^ Андерсон 1995 , с. 648.
- ^ Адас 2006 , с. 135.
- ^ Броуди, Дэвид (2010). Визуализация американской империи . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226075303.001.0001 . ISBN 978-0-226-07534-1 .
- ^ Финдли 1999 , с. 111.
- ^ Адас 2006 , с. 12.
- ^ Ренда 2001 , с. 180.
- ^ Ренда 2001 , с. 136.
- ^ Ходдер, BW (1965). «Некоторые комментарии о происхождении традиционных рынков в Африке к югу от Сахары» . Труды Института британских географов (36): 97–105. дои : 10.2307/621456 . ISSN 0020-2754 . JSTOR 621456 – через JSTOR.
- ^ Х. Купер, Урбанизация и миграция в Западной Африке - 1965 - Беркли, Калифорния, Калифорнийский университет.
- ^ Патрик Лагес, Остров Мозамбик , Курьер ЮНЕСКО , май 1997 г.
- ^ Алиса Динерман, «Возврат независимости в постсоциалистическом Мозамбике». Архивировано 24 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Джордж Райт, Уничтожение нации: политика Соединенных Штатов в отношении Анголы с 1945 года , Pluto Press, 1997 - ISBN 0-7453-1029-X , 9780745310299
- ^ Колониализм дальтоников? Лузотропикализм и 20-е годы Португалии. Вековая Империя. в Африке. Архивировано 31 мая 2010 г. в Wayback Machine Лии Файн. Исторический факультет Барнард-колледжа, весна 2007 г.
- ^ (на португальском языке) 52. Университет Луанды.
- ^ (на португальском языке) Каульса де Арриага (Общий), Развитие Мозамбика и продвижение его населения - Ситуация. В 1974 году опубликованные работы и тексты Каульсы де Арриаги. Архивировано 23 сентября 2015 года в Wayback Machine.
- ^ Аллен Исаакман. Португальская колониальная интервенция, региональный конфликт и постколониальная амнезия: плотина Кахора-Басса, Мозамбик, 1965–2002 гг ., cornell.edu. Проверено 10 марта 2007 г.
- ↑ Меган Майлан, «Индейцы Амазонки: Жемчужина Амазонки» , Frontline/World, Служба общественного вещания (PBS), (24 января 2006 г.)
- ^ Кластр, П. (1974) Каннибализм Гуаяки. В книге «Коренные жители Южной Америки: этнология наименее известного континента», П. Лайон, изд., стр. 309–321 . Бостон: Литтл, Браун.
- ^ Гонсалвес, Сержиу Кампос (2008). «Цивилизаторская мысль и бразильская историографическая культура XIX века» . Журнал Making History (на бразильском португальском языке). 1 . Натал: CCHLA/ УФРН : 128–147. ISSN 1983-1439 .
- ^ «Оккупация Араукании: конец территориальной автономии мапуче» , «Память Чили» , Национальная библиотека Чили , получено 30 июня 2013 г.
- ^ Пинто Родригес, Хорхе (2003). Формирование государства, нации и народа мапуче (Второе изд.). Издания Дирекции библиотек, архивов и музеев. п. 194. ИСБН 956-244-156-3 .
- ^ Феррандо Каун, Рикардо (1986). Так родилась La Frontera... (на испанском языке) (Второе изд.). Антарктида, редакция. п. 583. ИСБН 978-956-7019-83-0 .
- ^ Гош, Кирилл (2018). «Поползновение радикальной теории». Деморализация прав геев: некоторые странные замечания о политике в области прав ЛГБТ+ в США . Международное издательство Спрингер. п. 12. ISBN 978-3-319-78840-1 .
- ^ Халиди, Рашид (2018). «От редакции» . Журнал палестинских исследований . 47 (3): 5–8. дои : 10.1525/jps.2018.47.4.5 . S2CID 240300865 .
Ссылки
[ редактировать ]- Адас, Майкл (2006). Доминирование по замыслу: технологические императивы и цивилизаторская миссия Америки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Олдрич, Роберт (1996). Великая Франция: история французской заморской экспансии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-16000-3 .
- Андерсон, Уорик (1995). «Экскрементальный колониализм: общественное здравоохранение или поэтика загрязнения». Критический запрос . 21 (3): 640–669. дои : 10.1086/448767 . ISSN 0093-1896 . S2CID 161471633 .
- Конклин, Элис Л. (1998). Миссия по цивилизации: республиканская идея империи во Франции и Западной Африке 1895-1930 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2999-4 .
- Конклин, Элис Л. (1998). «Колониализм и права человека: противоречие в терминах? Случай Франции и Западной Африки, 1895–1914 гг.» . Американский исторический обзор . 103 (2): 419–442. дои : 10.2307/2649774 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 2649774 .
- Константини, Дино (2008). Цивилизаторская миссия. Роль колониальной истории в построении французской политической идентичности (на французском языке). Париж: Открытие.
- Дотон, JP (2006). Разделенная империя: религия, республиканизм и становление французского колониализма, 1880–1914 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537401-8 .
- Фальзер., Майкл (2015). Культурное наследие как цивилизаторская миссия. От распада к восстановлению . Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer. ISBN 978-3-319-13638-7 .
- Финдли, Эйлин Дж. Суарес (1999). Навязывание порядочности: политика сексуальности и расы в Пуэрто-Рико, 1870–1920 гг . Дарем: Издательство Университета Дьюка. дои : 10.2307/j.ctv125jpk1 . ISBN 978-0-8223-2375-4 . Проверено 20 февраля 2022 г.
- Херонимо, Мигель Бандейра (2015). «Цивилизаторская миссия» португальского колониализма . Хаундсмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137355904 .
- Мэннинг, Патрик (1998). Франкоязычные страны Африки к югу от Сахары, 1880–1995 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64255-8 .
- Митчелл, Тимоти (1991). Колонизация Египта . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Ольштейн, Диего; Хюбнер, Стефан, ред. (2016). «Проповедь цивилизаторской миссии и современные культурные встречи» (специальный выпуск) . Журнал всемирной истории . 27 (2). ISSN 1527-8050 .
- Ренда, Мэри (2001). «Моральный развал». Взятие Гаити: военная оккупация и культура американского империализма, 1915-1940 гг . Чапел-Хилл. стр. 131–181.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Жан Сюре-Канале . Черная Африка: колониальная эпоха (Editions Sociales, Париж, 1971)
- англ. перевод: Французский колониализм в Тропической Африке, 1900–1945 гг . (Нью-Йорк, 1971).
- Тезкан, Левент (2012). Мусульманская тема: в диалоге Немецкой исламской конференции . Констанц: Издательство Констанцского университета.
- Турман, Кира (2016). «Воспевание цивилизаторской миссии в стране Баха, Бетховена и Брамса: певцы юбилея Фиска в Германии девятнадцатого века» . Журнал всемирной истории . 27 (3): 443–471. дои : 10.1353/jwh.2016.0116 . ISSN 1527-8050 . S2CID 151616806 . Проверено 19 февраля 2022 г.
- Янг, Кроуфорд (1994). Африканское колониальное государство в сравнительной перспективе . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06879-4 .