Jump to content

Принципы Договора Вайтанги

Изображение подписания договора 6 февраля 1840 г.

В Новой Зеландии законодательстве и политике принципы Договора Вайтанги ( маори : ngā mātāpono o te tiriti ) — это фраза, использованная в Законе о Договоре Вайтанги 1975 года . Это набор принципов, вытекающих из Договора Вайтанги и интерпретирующих его . Эти принципы были кодифицированы в 1987 году, отчасти в попытке согласовать различные версии договора на языке маори и на английском языке и позволить применять договор в современном контексте. [1]

Принципы договора часто упоминаются в современной политике Новой Зеландии. [2]

Закон о Договоре Вайтанги 1975 г.

[ редактировать ]

Закон о Договоре Вайтанги 1975 года ввел основные принципы Договора Вайтанги . Оно встречается дважды в длинном названии Закона, в преамбуле, а также в разделе 6(1), который предусматривает, что Трибунал Вайтанги расследует заявления маори о том, что на них наносят ущерб действия (или бездействие) Короны, которые несовместимо с принципами Договора Вайтанги. [3]

Длинное название Закона о Договоре Вайтанги 1975 года резюмирует этот Закон следующим образом:

Акт, обеспечивающий соблюдение и подтверждение принципов Договора Вайтанги путем создания Трибунала для вынесения рекомендаций по претензиям, касающимся практического применения Договора, и для определения того, несовместимы ли определенные вопросы с принципами Договора. . [4]

Необходимость в договорных принципах

[ редактировать ]

Хейворд (2012) отмечает, что, возможно, лучше применять намерения или принципы договора, поскольку текст договора сам по себе не является законом. Причины заключаются в том, что версии на английском языке и языке маори «не имеют совершенно одинакового значения», а договор 1840 года «сосредотачивается на вопросах, актуальных на момент его подписания». Вместо этого Закон о Договоре Вайтанги 1975 года предусматривает, что намерения и цели договора должны учитываться посредством принципов Договора Вайтанги. [5] Основная функция Трибунала Вайтанги — оценить действия Короны в сравнении с намерениями сторон, подписавших Договор. Трибунал также обладает особыми полномочиями определять значение двух текстов Договора. [6] Как утверждает Хейворд (2004):

«Выводы Трибунала... выражены в форме договорных принципов – какие принципы применимы к конкретному делу и как Корона нарушила эти принципы, если вообще нарушила их» . [7]

Чтобы применять Договор Вайтанги таким образом, который имеет отношение к Короне и маори в наши дни, Трибунал Вайтанги и суды должны учитывать общие настроения, намерения и цели договора, а затем определить соответствующие принципы договора в каждом конкретном случае. [8] Хейворд (2004) заключает, что: «...каждый трибунал обязан определять принципы каждого иска в каждом конкретном случае» . [7]

Прецедентное право Совета маори Новой Зеландии против Генерального прокурора, 1987 г.

[ редактировать ]

В случае возникновения вопросов толкования закона или судебного надзора суды Новой Зеландии руководствуются прецедентным правом. [9] о принципах договора, вытекающего из решения Совета маори Новой Зеландии против Генерального прокурора , [10] Это дело было возбуждено в Высоком суде Новозеландским советом маори в 1987 году. В то время существовала серьезная обеспокоенность по поводу продолжающейся реструктуризации экономики Новой Зеландии, проводимой тогдашним Четвертым лейбористским правительством , в частности, перевода активов из бывших правительственных ведомств в государственные предприятия . Поскольку государственные предприятия по сути были частными фирмами, принадлежащими правительству, существовал аргумент, что они предотвратят возвращение активов, которые были переданы маори в пользование государству маори Трибуналом Вайтанги и посредством урегулирования договоров . Совет маори добивался исполнения статьи 9 Закона о государственных предприятиях 1986 года, которая гласит: «Ничто в этом Законе не позволяет Короне действовать таким образом, который несовместим с принципами Договора Вайтанги». [11] по Апелляционный суд решению своего тогдашнего президента сэра Робина Кука принял решение относительно следующих договорных принципов:

  • Приобретение суверенитета в обмен на защиту рангатиратанги .
  • Договор устанавливал партнерство и возлагал на партнеров обязанность действовать разумно и добросовестно.
  • Свобода Короны управлять.
  • Обязанность Короны по активной защите.
  • Обязанность Короны устранить прошлые нарушения.
  • Маори сохраняют суверенитет над своими ресурсами и богатством и имеют все гражданские привилегии.
  • Обязанность проконсультироваться.

Принципы Четвертого лейбористского правительства

[ редактировать ]

В 1989 году Четвертое лейбористское правительство приняло Принципы действий короны по Договору Вайтанги . Тереза ​​Крокер утверждала, что публикация принципов Лейбористской партии «представила собой один из многих ответов Короны на то, что широко известно как« Возрождение маори »». [12] Премьер-министр Дэвид Ланге во введении к документу сказал о принципах, которые:

Они [принципы] не являются попыткой переписать Договор Вайтанги. Эти принципы Короны призваны помочь правительству принимать решения по вопросам, связанным с Договором. Например, когда правительство рассматривает рекомендации Трибунала Вайтанги.
Я сказал, что Договор Вайтанги потенциально может стать самым мощным объединяющим символом нашей страны. Я верю, что эти принципы демонстрируют, что в Договоре Вайтанги есть место для всех новозеландцев. [13]

Принципы публикации 1989 года заключаются в следующем:

Принцип Каванатанги – Принцип правления

Первая статья Договора отражает право Короны издавать законы и ее обязанность управлять в соответствии с конституционным процессом. Этот суверенитет ограничивается обещанием предоставить интересам маори, указанным во второй статье, соответствующий приоритет. [14]

Этот принцип описывает баланс между статьями 1 и 2: обмен суверенитета народа маори на защиту Короны. В контексте этого принципа было подчеркнуто, что «правительство имеет право управлять и принимать законы». [15] В презентации 1989 года о том, как принципы Договора Вайтанги должны были направлять действия Короны, Джеффри Палмер отметил: «Первая и Вторая статьи Договора представляют собой сильные заявления, которые обязательно уточняют друг друга. Каванатанга подлежит обещанию защита рангатиратанги подлежит признанию каванатанги». [16]

Принцип Рангатиратанги – принцип самоуправления

Вторая статья Договора гарантирует иви маори контроль и пользование теми ресурсами и таонга, которые они желают сохранить. Сохранение ресурсной базы, восстановление самоуправления иви и активная защита таонги, как материальной, так и культурной, являются необходимыми элементами политики Короны по признанию рангатиратанги. [17]

Правительство также признало определение активной защиты, данное Апелляционным судом, но определило ключевую концепцию этого принципа как право иви организовываться как иви и, в соответствии с законом, контролировать ресурсы, которыми они владеют.

Принцип равенства

Третья статья Договора представляет собой гарантию юридического равенства между маори и другими гражданами Новой Зеландии. Это означает, что все граждане Новой Зеландии равны перед законом. Более того, система общего права выбрана Договором в качестве основы для этого равенства, хотя права человека, признанные международным правом, также включены в него.
Третья статья также имеет важное социальное значение, поскольку она неявно гарантирует, что маори будут пользоваться социальными правами наравне со всеми гражданами Новой Зеландии любого происхождения. Международное право допускает специальные меры для достижения равного пользования социальными благами. [18]

Принцип сотрудничества

Корона рассматривает этот договор как устанавливающий справедливую основу для двух народов в одной стране. Двойственность и единство важны. Двойственность подразумевает своеобразное культурное развитие, а единство подразумевает общую цель и общность. Отношения между сообществом и самостоятельным развитием регулируются требованием сотрудничества, которое является обязательством, возложенным на обе стороны Договором.
Разумное сотрудничество может иметь место только в том случае, если проводятся консультации по основным вопросам, представляющим общий интерес, и если все стороны проявляют добросовестность, баланс и здравый смысл. Результатом разумного сотрудничества станет партнерство. [19]

Принцип возмещения

Корона принимает на себя ответственность обеспечить процесс разрешения жалоб, возникающих в связи с Договором. Этот процесс может включать суды, Трибунал Вайтанги или прямые переговоры. Предоставление возмещения там, где установлено право на возмещение, должно учитывать его практическое значение и необходимость избежать возникновения новой несправедливости. Если Корона продемонстрирует приверженность этому процессу возмещения ущерба, она будет ожидать результата примирения. [20]

Принципы в законодательстве

[ редактировать ]

Принципы Договора Вайтанги широко включены в законодательство, что позволяет им влиять на законодательство Новой Зеландии. [21] Законодательство включает в себя:

  • Закон о рыболовстве 1983 года
  • Закон об окружающей среде 1986 года
  • Закон о государственных предприятиях 1986 года
  • Закон об охране природы 1987 г.
  • Закон об управлении ресурсами 1991 года
  • Закон о королевских минералах 1991 года
  • Закон о морских и прибрежных зонах (побережье) 2011 г.

К 2021 году Договор Вайтанги или его принципы будут упоминаться более чем в тридцати пяти законах. [22]

Оппозиция принципам договора

[ редактировать ]

«Законопроект о принципах исключения Договора Вайтанги» был внесен в парламент Новой Зеландии в 2005 году в качестве членского законопроекта первым депутатом Зеландии Новой Дугом Вулертоном . «Этот законопроект исключает все ссылки на выражения «принципы Договора», «принципы Договора Вайтанги» и «Договор Вайтанги и его принципы» из всех статутов Новой Зеландии, включая все преамбулы, толкования, приложения и правила. и другие положения, включенные в каждый такой Статут или вытекающие из него». [23]

При первом чтении законопроекта лидер партии New Zealand First Уинстон Питерс заявил:

это нападки не на сам договор, а на введение в законодательство термина «принципы договора».
...
Этот законопроект направлен на достижение трех фундаментальных целей. Во-первых, как следует из названия законопроекта, он стремится удалить из законодательства все ссылки на неопределенный и вызывающий разногласия термин «принципы Договора Вайтанги». Во-вторых, он стремится обратить вспять коварную культуру разделения, которая выросла вокруг существования этих принципов. Он видел, как маори настраивались против маори и немаори, видел, как члены семей настраивались друг против друга, и проник прямо в самое сердце нашей социальной структуры. Наконец, законопроект призван положить конец дорогостоящей и бесконечной программе споров, возникшей вокруг этих принципов. Эта программа увела сотни миллионов долларов в тупик и в сторону от просвещенных программ, которые являются истинным путем к успеху. [24]

После того, как законопроект не прошел первое чтение, он был вновь внесен на рассмотрение после выборов 2005 года, когда Лейбористская партия пообещала поддержать законопроект о выборе комитета в рамках своего соглашения о доверии и поставках с New Zealand First. [25] На этот раз законопроект был принят в первом чтении 111 голосами за (Лейбористская партия, Национальная партия, Новая Зеландия прежде всего, Объединенное будущее, ACT Новой Зеландии и Прогрессивная партия), 10 голосами против (Партия зеленых, Партия маори). [26]

Этот законопроект не прошел второе чтение в ноябре 2007 года. [27]

В юридическом анализе законопроекта Чепмена Триппа Дэвид Кокрейн утверждал, что без принципов Трибуналу Вайтанги, вероятно, было бы «невыполнимой задачей» выполнить свою роль. [1]

Партия ACT предложила провести референдум по принципам Договора Вайтанги, что привлекло внимание средств массовой информации во время всеобщей избирательной кампании в Новой Зеландии 2023 года . [28] [29] [30] [31] [32] Против предложенного референдума выступили те, кто считает его ненужным или вызывающим разногласия. [33] [34] [35]

После выборов 2023 года и формирования коалиционного правительства под руководством народа ACT в начале февраля 2024 года начала кампанию по информированию общественности с целью продвижения своего законопроекта о принципах договора . Эта кампания включает в себя создание нового веб-сайта под названием «treaty.nz», на котором есть раздел вопросов и ответов, описывающий подход партии к принципам Договора Вайтанги, а также видео с участием Сеймура. Сеймур также оспорил утверждения о том, что оппозиция пыталась переписать или отменить Договор Вайтанги. Кампания по информированию общественности также началась после того, как в сеть попала записка Министерства юстиции, в которой утверждалось, что предложенный законопроект противоречит тексту Договора. [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кокрейн, Дэвид (5 мая 2005 г.). «Каковы принципы Договора Вайтанги? Что должен делать с ними закон?» . Чепмен Трипп . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
  2. ^ Обзор Договора Вайтанги: руководство по принципам Договора Вайтанги, выраженным судами и Трибуналом Вайтанги (PDF) . Лагерь Раша. 2001. ISBN  0-478-09193-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2013 года . Проверено 12 августа 2012 г.
  3. ^ «Раздел 6 (1) Договора_Вайтанги_Акта_1975 г.» .
  4. ^ «Длинное название» .
  5. ^ Хейворд, Джанин (16 января 2023 г.). «Сюжет: Принципы Договора Вайтанги — принципы Договора Вайтанги» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 ноября 2023 г.
  6. ^ Мелвин, Джефф (2004). «Юрисдикция Трибунала Вайтанги». В Хейворде, Джанин ; Уин, Никола (ред.). В Трибунале Вайтанги: Орган по обеспечению соблюдения Договора Вайтанги . Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс. ISBN  1-877242-32-2 .
  7. ^ Jump up to: а б Хейворд, Джанин (2004). «Вытекающие из слов Договора: принципы Договора Вайтанги». В Хейворде, Джанин ; Уин, Никола (ред.). В Трибунале Вайтанги: Те Рупу Вакамана и те Тирити о Вайтанги . Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс. ISBN  1-877242-32-2 .
  8. ^ Хейворд, Джанин (16 января 2023 г.). «Принципы Договора Вайтанги. Каковы принципы договора?» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 3 марта 2024 г.
  9. ^ Дама Хелен Винкельманн (2 декабря 2020 г.). «Поднимаем нити: история общего права в Аотеароа, Новая Зеландия» . Лекция Робина Кука . Те Херенга Вака – Университет Виктории, Веллингтон.
  10. ^ Совет маори Новой Зеландии против Генерального прокурора [1987] 1 NZLR 641.
  11. ^ «Закон о государственных предприятиях 1986 года» . Парламентская прокуратура . Проверено 12 августа 2012 г.
  12. ^ Крокер, Тереза, «Введение» в «Принципы договора о действиях короны» , стр. 5
  13. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 1.
  14. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 9.
  15. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 7.
  16. ^ Джеффри, Палмер (7 июля 1989 г.). Преббл, Джон; Кроуфорд, Аллегра; Линкольн, Лаура (ред.). «Договор Вайтанги – принципы действий Короны» . Университет Виктории в Веллингтоне (Сборник статей достопочтенного сэра Джеффри Палмера, королевского адвоката, Часть VI. Конституционное право, правительство и реформа. Договор Вайтанги, Документ Палмера 26.). п. 340. Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Проверено 21 марта 2024 г.
  17. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 10.
  18. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 12.
  19. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 14.
  20. ^ Принципы Договора о действиях короны , стр. 15.
  21. ^ Хикфорд, Марк (1 января 2015 г.). «Сюжет: Закон прибрежной полосы и морского дна» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 ноября 2023 г.
  22. ^ Дама Хелен Винкельманн (2 декабря 2020 г.). «Поднимаем нити: история общего права в Аотеароа, Новая Зеландия» . Лекция Робина Кука . Те Херенга Вака – Университет Виктории, Веллингтон.
  23. ^ «Принципы Дуга Вулертона в отношении законопроекта об исключении Договора Вайтанги» . Новая Зеландия прежде всего . Архивировано из оригинала 1 июля 2007 года . Проверено 13 июня 2007 г.
  24. ^ «Законопроект о принципах исключения Договора Вайтанги – первое чтение» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 6 февраля 2015 г.
  25. ^ «Соглашение о доверии и поставках с New Zealand First» (PDF) . Правительство Новой Зеландии . Проверено 16 июня 2024 г.
  26. ^ Парламентские дебаты (Хансард), Том 632 . Веллингтон: Палата представителей Новой Зеландии. 26 июля 2006 г. с. 4471 . Проверено 16 июня 2024 г.
  27. ^ «Парламент Новой Зеландии – Принципы законопроекта об исключении Договора Вайтанги» . Парламент.nz. 7 ноября 2007 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  28. ^ «Сеймур твердо придерживается требований референдума по заключению договора» . Новости Те Ао Маори . Проверено 4 ноября 2023 г.
  29. ^ «Выборы 2023 года: ACT выполняет обещание по проведению референдума по домашнему договору в начале предвыборной кампании» . Ньюшуб . Проверено 4 ноября 2023 г.
  30. ^ «Новая Зеландия может провести референдум по Договору Вайтанги» . Скайньюс . 16 октября 2023 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
  31. ^ «Что стоит на пути плана партии ACT по проведению референдума по Договору Вайтанги» . РНЗ . 2 ноября 2023 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
  32. ^ «Большинство поддержало бы референдум по Договору, хотя и не уверено, хотят ли они голосовать по нему» . Вестник Новой Зеландии . 5 ноября 2023 г. Проверено 4 ноября 2023 г.
  33. ^ Уиттон, Брайди (15 октября 2023 г.). « Это может привести к насилию»: предупреждение Джеймса Шоу о референдуме ACT по Договору Вайтанги» . Вещи .
  34. ^ «Депутат от Лейбористской партии Уилли Джексон предупреждает о восстании маори из-за предложенного ACT референдума по Договору» . Ньюшуб – через www.newshub.co.nz.
  35. ^ «Бывший премьер-министр Джим Болджер о плане референдума по Договору ACT: «Этого не произойдет и не должно произойти » . РНЗ . 8 ноября 2023 г.
  36. ^ «ACT запускает информационную кампанию по законопроекту о принципах договора» . Радио Новой Зеландии . 7 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fc176eaf18ee7b6a9da353fc668618b__1719584100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/8b/8fc176eaf18ee7b6a9da353fc668618b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Principles of the Treaty of Waitangi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)