Протестное движение маори
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
![]() |
Права |
Правительственные организации |
Организации Объединенных Наций Инициативы |
Международные договоры |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Страны |
Категория |
маори Темы |
---|
![]() |
![]() |
Протестное движение маори — широкое за права коренных народов движение Новой Зеландии ( Аотеароа ). возник ряд конфликтов в 1840 году между маори и европейскими иммигрантами Хотя до подписания Договора Вайтанги , его подписание стало одной из причин для протестов. Разногласия в течение десятилетий после подписания иногда включали в себя войну .
В своей современной форме протестное движение маори возникло в начале 1970-х годов. [ 1 ] как часть более широкого возрождения маори и сосредоточил свое внимание на таких вопросах, как удовлетворение жалоб по Договору Вайтанги , земельные права маори, язык маори , культура и расизм в Новой Зеландии. В целом она вступила в союз с левыми , хотя и отличается от основных левых во многих отношениях. Большинство членов движения были маори , но оно получило некоторую поддержку со стороны новозеландцев, не являющихся маори, и других коренных народов по всему миру. Заметные успехи движения включают создание Трибунала Вайтанги в 1975 году, возвращение части земель маори и превращение языка маори в официальный язык Новой Зеландии в 1987 году.
Фон
Хотя большая часть вождей подписала Договор Вайтанги в 1840 году, почти сразу же возникли разногласия по поводу британского суверенитета над страной, что привело к нескольким вооруженным конфликтам и спорам, начавшимся в 1840-х годах. [ 2 ] включая Войну Флагстаффа , спор по поводу развевания флага Британского Союза в тогдашней колониальной столице Корорареке в Заливе Островов .
Движение королей маори ( Кингитанга ) началось в 1850-х годах отчасти как средство концентрации власти маори таким образом, чтобы они могли вести переговоры с губернатором и королевой на равных. Вожди оправдывали это гарантиями договора рангатиратанги (вождя), [ 3 ] но в начале 1860-х годов правительство использовало Движение королей маори как предлог для вторжения на земли в восточных частях Северного острова, кульминацией которого стала конфискация Короной больших частей Вайкато и Таранаки у маори. [ 4 ] - правительство утверждает, что вожди Вайкато и Таранаки были мятежниками против Короны. [ 5 ]
С тех пор маори использовали петиции, судебные дела, депутации к британскому монарху , правительствам Новой Зеландии и Великобритании, пассивное сопротивление и бойкоты , чтобы попытаться достичь своих целей. Часть этого сопротивления исходила от религиозных групп, таких как Пай Марире (с 1860-х годов) и Рингату (основанная в 1868 году). Такие пророки , как Те Кути ( ок. 1832–1893 ), Руа Кенана (1869–1937) и Те Вити ( ок. 1830–1907 ), являются ранними активистами маори, которые выступили и призвали последователей выступить против несправедливости. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Тахупотики Вильяму Ратана (1873–1939) основал церковь, а затем вступил в парламент. На историческом веб-сайте правительства Новой Зеландии говорится: «Ратана считал, что для развития маори Корона должна соблюдать Договор Вайтанги». [ 9 ] Некоторые маори также работали в системах пакеха , таких как парламент Новой Зеландии , чтобы противостоять потере земель и культурному империализму - в частности, Нгата , один из самых важных и влиятельных членов парламента маори (член от восточного маори , 1905–1943), который пытался объединить преимущества обеих культур для маори.
После Второй мировой войны (1939–1945), но особенно с 1950-х годов, маори в больших количествах переезжали из сельской местности в городские районы, это повлияло на расовые отношения было меньше контактов , поскольку раньше между маори и пакеха . Урбанизация маори обнажила различия между культурами и экономический разрыв между маори и пакеха . [ 10 ] Городские маори, как правило, были молоды, поскольку старейшины оставались в сельской местности и поэтому не имели поддержки или влияния своих ванау и хапу . Они также столкнулись с препятствиями в сфере жилья, возможностей получения дохода и общего фанатизма. [ 11 ]
Несколько новых групп, в первую очередь Лига благосостояния женщин маори (основанная в 1951 году) и Новозеландский совет маори (сформированный в 1962 году), появились, чтобы помочь городским маори и обеспечить единый голос маори. Первым президентом Лиги благосостояния женщин маори была Уина Купер . Эти группы были консервативными по более поздним стандартам, но неоднократно критиковали правительство. [ 10 ] [ 12 ]
Первая значительная связь маори с активистами пакеха возникла во время разногласий по поводу исключения игроков маори из регби-тура All Blacks 1960 года по Южной Африке . Автор Равири Таонуи говорит: «Пакеха выступил против расизма в Южной Африке; маори выступили против расизма в Южной Африке и Аотеароа». [ 11 ]
Поправки к Закону о делах маори
В середине 1960-х годов национальное правительство предложило сделать землю маори более «экономичной», поощряя ее переход к пакеха системе землевладения . Закон 1967 года о внесении поправок в дела маори в том виде, в котором он стал, в целом допускал большее вмешательство в землевладение маори и широко воспринимался среди маори как пакеха «захват земель» . В соответствии с Законом о делах маори 1957 года землевладельцы, у которых были акции стоимостью менее 50 долларов, были вынуждены продать свои акции, что стало проблематичным типом отчуждения земли. Это было усилено Законом 1967 года. Против этих планов выступили практически все группы и организации маори, поскольку Закон явно игнорировал важность того, чтобы земля маори была турангаваэ. Несмотря на это, закон был принят лишь с небольшими изменениями. [ 13 ]
Закон обычно рассматривается как катализатор протестного движения маори, и факты, безусловно, указывают на это. Однако это движение также можно рассматривать как часть более широкого движения за гражданские права , возникшего во всем мире в 1960-х годах. Закон был отменен в соответствии с Законом о внесении поправок в дела маори 1974 года, возглавляемым министром по делам маори Матиу Рата. [ 14 ]
Спортивный контакт с Южной Африкой

Новая Зеландия имеет долгую историю спортивных контактов с Южной Африкой , особенно через союз регби . До 1970-х годов это приводило к дискриминации игроков-маори, поскольку политическая система апартеида в Южной Африке на протяжении большей части двадцатого века не позволяла людям разных рас вместе заниматься спортом, и поэтому официальные лица Южной Африки требовали, чтобы игроки-маори не включались в состав игроков-маори. стороны, которые гастролировали по своей стране. Несмотря на то, что некоторые из лучших игроков Новой Зеландии были маори, это было согласовано, и маори были исключены из туров по Южной Африке. Некоторые маори всегда возражали против этого, но это не стало серьезной проблемой до 1960 года, когда произошло несколько публичных протестов против исключения маори из турне того года. Группа протеста «Halt All Racist Tours» была сформирована в 1969 году. Хотя маори играли центральную роль в этом вопросе, и маори участвовали в протестах, в движении против туров доминировали пакеха .
В 1973 году тур по Новой Зеландии « Спрингбоксов» (команды ЮАР по регби) был отменен. В 1976 году правительство Южной Африки уступило и разрешило смешанной команде All Black совершить поездку по Южной Африке. Однако к этому времени международное мнение отвернулось от любых спортивных контактов с Южной Африкой, и Новая Зеландия столкнулась с серьезным международным давлением с требованием разорвать связи. Несмотря на это, в 1981 году Спрингбоксы совершили поездку по Новой Зеландии, вызвав массовые протесты и гражданское неповиновение . Хотя пакеха продолжали доминировать в движении, маори занимали в нем видное место, и в Окленде сформировали отряд пату , чтобы оставаться автономными в рамках более широкого движения.
Во время и после тура многие протестующие маори ставили под сомнение пакеха приверженность протестующих расовому равенству, обвиняя их в том, что они сосредоточили внимание на расизме в других странах, игнорируя его в Новой Зеландии. Большинство протестующих пакеха не принимали активного участия в протестах после окончания Тура, но значительное меньшинство, включая несколько групп, выступающих против Тура, обратило свое внимание на расовые проблемы Новой Зеландии, в частности на предрассудки пакеха и Договор Вайтанги. [ 11 ]
Протесты в честь Дня Вайтанги
Первым актом протестного движения маори, возможно, стал бойкот Дня Вайтанги горсткой старейшин маори в 1968 году в знак протеста против Закона о внесении поправок в дела маори. Небольшая акция протеста также прошла в парламенте и была принята от Лейбористской партии депутатом Вету Тирикатене-Салливан . Хотя оба сообщения были опубликованы в газетах, они не оказали большого влияния. В 1971 году церемонии были сорваны протестной группой Нга Таматоа. [ 15 ] («Молодые воины»), которые скандировали и исполняли хака во время выступлений, а также пытались уничтожить флаг. В День Вайтанги прошли и другие акции протеста.
Активизм в области языка и культуры маори
Одной из первых целей протестного движения маори было продвижение маори (te reo Māori) языка и культуры . Оба этих фактора в целом игнорировались системой образования и новозеландским обществом в целом, а школьникам активно не рекомендовали говорить на языке маори в школе. Закон о местных школах 1867 года постановил, что английский должен быть единственным языком, используемым в обучении детей маори - позже эта политика была строго соблюдена. [ 16 ] Это движение возглавили депутаты-маори, которые увидели преимущества того, что маори свободно владеют доминирующим мировым языком. До тех пор, пока маори не стали в значительной степени урбанизированными после Второй мировой войны, это не нанесло серьезного ущерба языку, поскольку большинство маори говорили на нем в своих сельских общинах. Урбанизация привела к появлению поколения маори, которые в основном выросли в среде, не относящейся к маори, и поэтому были менее подвержены воздействию языка. Кроме того, многие родители считали, что для их детей гораздо важнее свободно владеть английским языком, и не пытались передать этот язык.
В результате многие лидеры протеста маори плохо говорили на языке маори и считали это серьезной культурной потерей. Столкнувшись с безразличием, а иногда и враждебностью властей, Нга Таматоа и другие группы инициировали ряд схем по продвижению языка. К ним относятся День языка маори, который позже стал te Wiki o te Reo Māori (Неделя языка маори); программа, по которой бегло говорящие люди готовились стать учителями; и коханга рео : дошкольные учреждения на языке маори, а затем кура маори или отдельные школы с погружением на начальном и среднем уровне. Позже были кампании за долю маори в эфире. В конечном итоге это привело к появлению радиостанций иви и телеканала маори , которые активно продвигают этот язык.
В 1987 году Те Рео стал официальным языком Новой Зеландии после принятия Закона о языке маори . Активисты также выступали за изменение названий достопримечательностей, таких как горы, на их первоначальные названия маори, а также за прекращение неправильного произношения слов маори, особенно дикторами новостей и другими вещательными компаниями. Многие культурные формы маори, такие как резьба, ткачество и исполнительское искусство, такое как хака, в девятнадцатом веке пришли в упадок. С начала двадцатого века Апирана Нгата и другие предпринимали усилия по их возрождению, например, устраивая межплеменные капа-хака соревнования и получая государственное финансирование для молитвенных домов. Активисты маори продолжили эту традицию, но их основная задача заключалась в прекращении злоупотребления культурными формами маори.
Самым известным примером этого стал инцидент с «вечеринкой хака». Группа студентов-инженеров Оклендского университета в течение многих лет исполняла пародийные хака и каталась на воображаемой ваке по центру Окленда в качестве завершающего трюка . Неоднократные просьбы прекратить представление были проигнорированы, и в конце концов группа маори напала на студентов. Хотя действия активистов были широко осуждены пакеха , в суде их защищали старейшины маори, и они были осуждены, но трюк студентов больше не повторялся. Театральная пьеса на эту тему под названием «Инцидент на вечеринке Хака», представленная Оклендским фестивалем в 2021 году, поставленная и написанная Кэти Вульф . [ 17 ] Последний протест маори в этой сфере был направлен против групп и предприятий за пределами Новой Зеландии, которые используют язык и культурные формы маори (иногда защищая их авторским правом) без разрешения или понимания. известна во всем мире, Поскольку хака группы All Blacks она особенно уязвима для такого обращения.
В декабре 2022 года мэра Кайпара Крейга Джепсона запрет на каракию (молитвы маори) в заседаниях районного совета Кайпара спровоцировал марш протеста в Даргавилле . Прогулку организовал Патурири Тоауту, который баллотировался в качестве кандидата от нового прихода Маори Те Моанануи о Кайпара совета Кайпара во время местных выборов в Новой Зеландии в 2022 году . [ 18 ] [ 19 ]
Договор Вайтанги
Договор Вайтанги всегда был в центре внимания протестов маори. Его часто используют для аргументации конкретных целей, таких как возвращение несправедливо отнятых земель и продвижение языка маори.
Договор до середины 20 века
Договор Вайтанги — соглашение, заключенное в 1840 году между британской короной и различными вождями маори. Между версиями Договора на языке маори и английском языке существовали различия. [ 20 ]
Кампания за ратификацию
Примерно с середины девятнадцатого века маори выступали за правильное признание Договора, обычно требуя, чтобы он был ратифицирован или иным образом стал частью законодательства Новой Зеландии. В 1960-х и 1970-х годах активисты маори продолжали эту кампанию, иногда делая ее центром своих протестов в честь Дня Вайтанги . В 1975 году Договор получил некоторое признание благодаря Акту о Договоре Вайтанги . В результате был учрежден Трибунал Вайтанги , которому было поручено расследовать современные нарушения Договора. Однако, поскольку он не был в состоянии расследовать исторические нарушения, недостаточно финансировался и в целом не сочувствовал истцам, большинство маори были разочарованы Трибуналом. [ нужна ссылка ]
«Договор — мошенничество»
Некоторые активисты маори в начале 1980-х годов перестали требовать соблюдения Договора и вместо этого утверждали, что это поддельный документ. Они утверждали, что маори были обмануты в 1840 году, что либо они никогда не соглашались отказаться от своего суверенитета, либо что пакеха нарушения договора сделали его недействительным. Утверждалось, что поскольку договор недействителен, правительство Новой Зеландии не имеет права на суверенитет над страной. Этот аргумент был широко выражен в Донны Аватере « книге Суверенитет маори» . [ нужна ссылка ]
Активизм и Трибунал
В 1985 году в Закон о Договоре Вайтанги были внесены поправки, позволяющие Трибуналу расследовать исторические нарушения Договора. Ему также было предоставлено больше финансирования, и его членство увеличилось. Кроме того, Договор упоминался в ряде законодательных актов, а ряд судебных дел повысили его значение. В результате большинство активистов маори снова начали призывать к соблюдению Договора. Многие протестующие вложили свою энергию в претензии по Договору и управление поселениями, но многие также утверждали, что Трибунал слишком недостаточно финансируется и работает медленно, и указывали, что, поскольку его рекомендации не были обязательными, правительство могло (и делало) игнорировать его, когда им это было удобно. . Некоторые протестующие продолжали выступать за суверенитет маори, утверждая, что, ведя переговоры с Трибуналом, маори лишь увековечивали незаконное оккупационное правительство. [ нужна ссылка ]
В декабре 2023 года группа активистов Те Вака Хоуруа испортила английскую версию Договора Вайтанги на выставке «Признаки нации» в музее Те Папа в Веллингтоне. Группа обвинила музей в «увековечивании лжи, давно используемой правительством для попирания прав маори и установления колониального правления на этой земле и ее народе». Полиция арестовала 12 человек по обвинению в умышленном нанесении ущерба и нарушении залога, а восемь человек были арестованы за незаконное проникновение. [ 21 ] В ответ на акцию протеста исполнительный директор Te Papa Кортни Джонстон и сопредседатель маори д-р Арапата Хакивай заявили, что они услышали послание протестующих и «обновят» выставку «Признаки нации», чтобы отразить ряд точек зрения. [ 22 ] Stuff также сообщил, что Те Папа пообещал заменить выставку «Признаки нации» два года назад. [ 23 ]
Земля
Самые давние претензии маори обычно связаны с землей и экономическим ущербом, возникающим из-за потери земли. В столетии после 1840 года маори потеряли владение большей частью своей земли, хотя сумма потерь значительно различалась между иви . В некоторых случаях земля приобреталась законно у желающих продавцов-маори, но во многих случаях передача была незаконной и сомнительной с моральной точки зрения. Наиболее известной причиной потери земель маори является конфискация земель в регионах Вайкато и Таранаки после новозеландских войн . Другие причины включали продажу земли владельцами, не до конца понимавшими последствия продажи (особенно в первые годы колонизации); группы, продающие землю, которая им не принадлежала; торговцы пакеха , заманивающие землевладельцев в долги, а затем требующие землю в качестве оплаты; проведение нежелательных обследований, которые затем вменялись в счет владельцам, а неоплаченные счета за это использовались для оправдания изъятия земли; взимание необоснованных ставок и конфискация в случае неуплаты; изъятие земли для общественные работы ; и простое мошенничество. Потеряв землю, большинство иви быстро начали кампании по ее возвращению, но они оказались в основном безуспешными. Некоторые иви получали символические выплаты от правительства, но продолжали агитировать за возвращение земли или, в противном случае, за адекватную компенсацию.
Возвращение утраченных земель было в центре внимания активистов маори и в целом объединяло старшее, более консервативное поколение с молодым поколением «протестантов». Некоторые из самых известных эпизодов протеста маори были сосредоточены на суше, в том числе:
Бастион-Пойнт
Бастион-Пойнт в Окленде изначально был частью большого участка земли, принадлежавшего Нгати Ватуа . [ 24 ] Между 1840 и 1960 годами почти все это было потеряно, и у Нгати Вхатуа осталась только Точка. В 1970-х годах третье национальное правительство предложило взять эту землю и развивать ее. Впоследствии Бастион-Пойнт был оккупирован в результате протеста под руководством Джо Хоука, который длился с января 1977 года по май 1978 года. Протестующие были изгнаны армией и полицией, но конфликт из-за земли продолжался. Когда Трибуналу Вайтанги были предоставлены полномочия расследовать исторические жалобы, иск Оракеи, касающийся района Бастион-Пойнт, был одним из первых дел, подлежащих расследованию. Трибунал установил, что Нгати Ватуа были несправедливо лишены земли своих предков, поэтому Бастион-Пойнт был возвращен в их собственность с компенсацией, выплаченной племени Короной.
Поле для гольфа «Реглан»
Во время Второй мировой войны земля в районе Реглан была отобрана у ее владельцев-маори и использовалась в качестве взлетно-посадочной полосы. После окончания войны землю не вернули, а сдали в аренду гольф-клубу «Раглан», который превратил ее в поле для гольфа. Это было особенно болезненно для первоначальных владельцев, поскольку здесь находились могильники, одно из которых было превращено в бункер . Группа протестующих во главе с Евой Рикард и при поддержке Анджелины Гринсилл оккупировала землю, а также использовала законные средства, чтобы вернуть землю, и эта цель в конечном итоге была достигнута.

1975 Земельный марш
В 1975 году большая группа (около 5000 человек) маори и других новозеландцев во главе с 79-летним Уиной Купером прошла вдоль Северного острова до Веллингтона в знак протеста против потери земель маори. Хотя правительство того времени, третье лейбористское правительство , сделало больше для решения недовольства маори, чем почти любое предыдущее правительство, протестующие считали, что необходимо сделать гораздо больше. После марша протестующие разделились во мнениях о том, что делать дальше. Некоторые, в том числе Таме Ити , остались в Веллингтоне, чтобы занять территорию парламента. Документальный фильм 1975 года режиссера Джеффа Стивена включает интервью со многими участниками марша: Евой Рикард , Тамой Поата и Уиной Купер . [ 25 ] Кадры телевизионного репортажа марша были включены в телеадаптацию 1978 года « Смерти земли» драматурга маори Роули Хабиба . [ 26 ]
Возрождение протеста по земельным и договорным вопросам с 1990-х годов.
Серия протестов в середине 1990-х годов ознаменовала новую фазу активности по вопросам земли и договоров, при этом действия были сосредоточены не только на правительстве, но и на консерваторах-маори, которых протестующие считали соучастниками правительственной программы. Символические действия включали нападение на викторианские статуи, Кубок Америки (1996 г.). [ 27 ] и одинокая сосна на холме One Tree Hill (Окленд), а также удаление (1997) картины Колина МакКэхона (впоследствии возвращенной) из Центра для посетителей озера Вайкаремоана . Нарастающие протесты во время празднования Дня Вайтанги вынудили правительство перенести некоторые официальные мероприятия в Дом правительства в Веллингтоне. Множество протестов было вызвано в ответ на предложение правительства ограничить денежную стоимость расчетов по Договору до одного миллиарда долларов в течение 10 лет, так называемого «фискального конверта». Серия хуэй (встреч) наглядно проиллюстрировала широту и глубину неприятия маори такого ограничения еще до того, как масштаб претензий стал полностью известен. В результате большая часть пакета мер политики, особенно бюджетный лимит, была отменена. Эти протесты включали захват садов Мутоа в Вангануи и школы Такахуэ в Нортленде (что привело к ее разрушению в результате пожара).
Фискальный конверт
Правительство обнародовало бюджетный пакет – свой ответ на урегулирование претензий по Договору Вайтанги, ограничивающий общую сумму, которая будет потрачена, до одного миллиарда долларов. В то время как первые рекомендации Трибунала в основном касались современных проблем, которые могли быть пересмотрены или исправлены правительством того времени, исторические урегулирования поднимали более сложные проблемы. претензий . В Министерстве юстиции было создано Управление по урегулированию договоров для разработки государственной политики в отношении исторических В 1995 году правительство разработало «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги». [ 28 ] попытаться решить проблемы. Ключевым элементом предложений было создание « фискального пакета » в размере 1 миллиарда долларов для урегулирования всех исторических претензий, эффективного ограничения на суммы, которые Корона будет выплачивать в рамках урегулирования. Корона провела серию консультаций по всей стране, на которых маори категорически отвергли такое ограничение до того, как масштаб претензий стал полностью известен. [ 29 ] От концепции бюджетного пакета впоследствии отказались после всеобщих выборов 1996 года . Оппозицию этой политике координировала Те Кавау Маро, группа из Окленда, которая организовала протесты на правительственном совещании Хуэй. Растущие протесты против «Финансового конверта» во время празднования Дня Вайтанги вынудили правительство перенести официальное празднование в Дом правительства в Веллингтоне. Несмотря на всеобщий отказ от «фискального конверта», участники переговоров Вайкато-Тайнуи приняли правительственное соглашение, которое стало известно как соглашение Вайкато-Тайнуи-Раупату . Заметное сопротивление этой сделке возглавила лидер маори Ева Рикард .
Невезение
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |

В течение 79 дней в 1995 году люди племен Вангануи оккупировали исторический Пакаиторе (Сады Мутоа) на берегу реки и в пределах города Вангануи. Этот протест был разрешен мирным путем, и с тех пор было подписано трехстороннее соглашение с правительством и местными властями. В основе всего этого лежит претензия племен Вангануи на реку, которая до сих пор рассматривается как прародительница и источник материального и духовного существования. [ 30 ] «Мы были вынуждены уйти, и никто не должен упускать из виду тот факт, что мы сохранили свое достоинство», - заявил лидер протеста Кен Мэйр на пресс-конференции в Уонгануи 18 мая 1995 года после окончания оккупации.
Такахуэ
Оккупация Пакаиторе Вангануи вдохновила группу маори из Такахуэ, небольшого поселения на севере страны, занять здание местной школы. Несколько десятков протестующих, которые с тех пор оккупировали школу, требуют вернуть им право собственности на землю, на которой стоит школа. 6 акров (24 000 м²) 2 ), по их утверждениям, были частью 4500 акров (18 км²) 2 ), купленного правительством в 1875 году, сделку протестующие, потомки первоначальных владельцев, считают недействительной. Школа была закрыта с середины 1980-х годов и с тех пор использовалась как армейский тренировочный лагерь и для общественных мероприятий. Билл Перри, представитель протестующих, объяснил репортерам, посетившим район оккупации 22 апреля 1995 года, что земля, на которую они претендуют, была выделена в контролируемый правительством земельный банк вместе с другой собственностью в регионе. Этот земельный банк якобы защищает земли, которые в настоящее время являются объектом претензий Трибунала Вайтанги, от продажи до урегулирования претензий. Оккупация закончилась массовыми арестами и поджогом школы. [ 31 ] [ 32 ] Статья Адама Гиффорда в журнале New Zealand Listener от 1995 года описывает события и реакцию общества на оккупацию и поджог школы Такахуэ. [ 33 ]
Хантли

Еще одно занятие, вдохновленное Пакаиторе, началось 26 апреля 1995 года в Хантли, угледобывающем городке к югу от Окленда. Земельный участок расположен на вершине холма с видом на город, с видом на вход в шахту с угольным конвейером, ведущим к электростанции. Протестующие сообщили репортерам, посетившим оккупационную зону 29 апреля, что эта земля является частью 1 200 000 акров (4 900 км2). 2 ), конфискованного правительством 132 года назад у племени Тайнуи. Сейчас он принадлежит Solid Energy , ранее Coalcorp, государственному предприятию.
Те, кто оккупирует эту землю, требуют ее возвращения Нгати Вавхакиа, местному субплемени маори. Иск включает в себя права на уголь и полезные ископаемые. Роберт Тукири, председатель Ngāti Wawhakia Trust и представитель оккупации, сказал: «Мы прижались спиной к стене. Существует нехватка жилья. Нам нужны дома». Тукири выступил против сделки на сумму 170 миллионов новозеландских долларов (1 новозеландский доллар = 0,67 доллара США) между правительством и Трастовым советом тайнуйских маори, которая должна была быть подписана 22 мая в качестве окончательного соглашения по захвату земель правительством в прошлом веке. По соглашению будет передано более 86 000 акров (350 км²). 2 ) государственной земли трастовому совету и 65 миллионов новозеландских долларов на дальнейшую покупку частной земли. «Попечительский совет тайнуйских маори может стать крупнейшим арендодателем в мире, в то время как 80 процентов нашего племени арендуют свои дома», - прокомментировал Тукири. [ 34 ]
Раннее занятие
В ноябре 2016 года группа активистов «Спасите уникальный ландшафт» (SOUL) во главе с Панией Ньютон оккупировала квартал Оруранги в Ихуматао , к югу от Окленда, в знак протеста против планов правительства продать этот участок компании Fletcher Housing для строительства социального жилья. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Правительство Новой Зеландии конфисковало землю в 1867 году после того, как местные маори в Южном Окленде и гавани Манукау бежали на юг после начала войны Вайкато в 1863 году. SOUL расценила конфискацию как нарушение Договора Вайтанги. [ 39 ] [ 36 ] В период с 2016 по 2018 год SOUL безуспешно обжаловала планы Fletcher Building по развитию блока Оруранги в Суде по окружающей среде, парламенте Новой Зеландии и мэре Окленда Филе Гоффе . [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
23 июля 2019 года полиция безуспешно попыталась выселить протестующих SOUL, которые продолжали оккупировать территорию в конце июля и августе 2019 года. [ 43 ] [ 44 ] Протестующие также пикетировали штаб-квартиру Fletcher Housing в Пенроузе, Окленд . Акции солидарности также прошли в Фангареи, Гамильтоне, Гастингсе, Пальмерстон-Норт, Веллингтоне, Крайстчерче и Данидине. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] В ответ на акцию протеста премьер-министр Джасинда Ардерн объявила, что правительство приостановит планы строительства в Ихуматао, пока правительство и другие стороны будут вести переговоры о мирном решении спора. [ 50 ]
В декабре 2020 года правительство заключило сделку с Fletcher Building о покупке спорной земли Ихуматао за 30 миллионов новозеландских долларов для жилищных целей. Руководящий комитет, состоящий из ахика (оккупантов), представителя Кингитанги и двух представителей Короны, будет принимать решение о его использовании, а Совет Окленда будет выступать в роли наблюдателя. [ 51 ] [ 52 ] В апреле 2021 года Генеральный аудитор признал незаконным приобретение правительством Ихуматао на том основании, что оно использовало деньги из Фонда земли под жилищное строительство вопреки рекомендациям Казначейства . Чтобы утвердить покупку, правительству придется принять закон. [ 53 ] По состоянию на июль 2022 года правительство еще не назначило руководящий комитет и не приняло решение о будущем земли. [ 54 ]
Береговая полоса и морское дно

В 2003 году Апелляционный суд Новой Зеландии постановил, что маори могут требовать традиционного права собственности на участки прибрежной полосы и морского дна , опровергнув предположения о том, что такие земли автоматически принадлежат Короне. Это решение встревожило многих пакеха , и лейбористское правительство предложило закон, отменяющий право претендовать на владение береговой полосой и морским дном. Это разозлило многих маори, которые расценили это как конфискацию земли. от Лейбористской партии Депутат Тариана Турия была настолько возмущена этим законом, что в конце концов покинула партию и сформировала Партию маори . В мае 2004 года был проведен хикои (марш) из Нортленда в Веллингтон, созданный по образцу сухопутного марша 1975 года, но на транспортных средствах, собрав тысячи участников. Несмотря на это, закон был принят позже в том же году.
Независимость Тухо
Те Мана Мотухаке о Тухо — группа, в которую входит лидер Тухо Таме Ити . Группа провела множество кампаний, освещающих права народа Тухо . Идеология группы основана на самоуправлении как базовом принципе демократии и на том, что Тухо имеет демократическое право на самоуправление. Тухо не подписали Договор Вайтанги и всегда сохраняли право поддерживать уникальные ценности, культуру, язык и самобытность Тухо на своей родине.
Противоречие

16 января 2005 года во время пухири (или церемонии приветствия), которая была частью слушаний Трибунала Вайтанги , Ити выстрелил из дробовика в новозеландский флаг в непосредственной близости от большого количества людей, что, как он объяснил, было попыткой воссоздать 1860-е годы. Восточно-Капская война : «Мы хотели, чтобы они почувствовали жару и дым, а также возмущение и отвращение Тухо по поводу того, как с нами обращались на протяжении 200 лет». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Инцидент был заснят телевизионщиками, но поначалу проигнорирован полицией. Однако этот вопрос был поднят в парламенте: один депутат от оппозиции спросил, «почему Таме Ити может размахивать огнестрельным оружием и злорадствовать по поводу того, как ему сошли с рук угрозы судьям Трибунала Вайтанги без немедленного ареста и судебного преследования». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Впоследствии полиция предъявила Ити обвинение в применении огнестрельного оружия в общественном месте. Суд над ним состоялся в июне 2006 года. Таме Ити решил давать показания на маори (своем родном языке), заявив, что он следовал обычаю Тухоэ шуметь шестами тотара . Тухо Рангатира заявил, что Ити подвергся наказанию со стороны племени, и протокол был уточнен, сказав, что выстрел из оружия в гневе всегда был неуместен (но заявил, что это уместно при чествовании погибших воинов (в манере, культурно эквивалентной залпу над могила в западных культурах)). Судья Крис Макгуайр сказал: «Это было сделано для того, чтобы излишне запугать и шокировать. Это был трюк, он был незаконным». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Судья Макгуайр признал Ити виновным по обоим обвинениям и оштрафовал его. Ити попытался продать снятый им флаг на аукционе TradeMe, чтобы оплатить штраф и судебные издержки, но продажа – нарушение законодательства о доходах от преступной деятельности – была отозвана. [ 55 ]
Ити подал апелляцию, в которой его адвокат Аннет Сайкс утверждала, что Закон Короны не распространяется на церемониальную зону перед Варенуи Мараэ. 4 апреля 2007 года Апелляционный суд Новой Зеландии отменил его приговор за незаконное хранение огнестрельного оружия. Признав, что события произошли в «уникальной обстановке», суд не согласился с утверждением Сайкса о законе Короны. Однако судьи Хаммонд, О'Риган и Уилсон установили, что его прокуроры не смогли доказать вне всякого разумного сомнения, что действия Ити причинили «необходимый вред» в соответствии со статьей 51 Закона об оружии. Апелляционный суд назвал протест Ити «безрассудным предприятием» и предупредил его, чтобы он больше не предпринимал ничего подобного. [ 56 ] [ 57 ]
Антитеррористические рейды
В понедельник, 15 октября 2007 г., по всей Новой Зеландии было проведено несколько полицейских рейдов в связи с обнаружением предполагаемого военизированного тренировочного лагеря глубоко в горном хребте Уревера недалеко от города Руатоки в восточной части залива Пленти .

около 300 полицейских , в том числе члены отрядов по борьбе с терроризмом и отрядов по борьбе с терроризмом. В рейдах приняли участие [ 58 ] в ходе которого было изъято четыре пистолета и 230 патронов к нему и арестовано 17 человек, всем, кроме одного, предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с огнестрельным оружием. [ 59 ] По данным полиции, рейды стали кульминацией более чем года наблюдения, направленного на выявление и наблюдение за тренировочными лагерями. Ордера на обыск были оформлены в соответствии с Законом об упрощенном производстве для поиска доказательств, касающихся потенциальных нарушений Закона о борьбе с терроризмом и Закона об оружии .
29 октября полиция передала доказательства, собранные во время рейдов, Генеральному солиситору для рассмотрения вопроса о том, следует ли предъявлять обвинения в соответствии с Законом о борьбе с терроризмом. [ 60 ] Разрешение на судебное преследование в соответствии с Законом дается Генеральным прокурором, хотя он делегировал эту ответственность Генеральному солиситору Дэвиду Коллинзу . [ 61 ] 8 ноября генеральный солиситор отказался выдвигать обвинения по Закону о борьбе с терроризмом из-за несовершенства законодательства. [ 62 ] По словам премьер-министра Хелен Кларк , одна из причин, по которой полиция пыталась предъявить обвинения в соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом, заключалась в том, что они не могли использовать доказательства прослушивания телефонных разговоров при судебном преследовании в соответствии с Законом об оружии. [ 63 ]
Активисты, подвергшиеся аресту и подвергшиеся обыскам, являются известными сторонниками Те Мана Мотухаке о Тухо. [ 64 ] и пришли из различных сетей защитников окружающей среды, анархистов и активистов маори.
Аресты и последующие судебные дела
В ходе рейдов было арестовано несколько человек, в том числе активист маори Таме Ити , его племянники Равири Ити и Мараки Типа, анархистка маори Эмили Бейли из Парихаки вместе со своими братьями-близнецами Ирой и Ронгомаи, Ранги Кемара из Нгати Маниапото , ветераны войны во Вьетнаме Тухо Фрэнсис. Ламберт и Моана Хеми Винитана, также из Нгаи Тухо, анархиста радикальной молодежи Омара Хамеда. [ 65 ] Среди других были Марама Мэйрик, которому предъявлено пять обвинений в хранении огнестрельного оружия; [ 66 ] Среди других обвиняемых - Труди Параха, Филип Пурева, Валери Морс, Урс Питер Сигнер и Текаумаруа Варепури. Из арестованных по меньшей мере 16 предъявлены обвинения в хранении огнестрельного оружия. [ 67 ] Полиция также попыталась предъявить обвинения 12 людям в соответствии с Законом о борьбе с терроризмом. [ 68 ] но генеральный солиситор отказался возбуждать уголовное дело по обвинениям, предусмотренным этим законом. [ 62 ] Все обвинения с Ронгомая Бейли были сняты в октябре 2008 года. [ 69 ]
Кампания за вывешивание Тино Рангатиратанганы флага

Официальное признание флага Тино Рангатиратанги стало кампанией группы по защите прав коренных народов Те Ата Тино Тоа. Группа обратилась за разрешением на вывешивание флага Тино Рангатиратанги на мосту Харбор-Бридж в Окленде в День Вайтанги. После серьезных дебатов на общественной арене группа приняла различные тактики для повышения осведомленности о проблемах, включая лоббирование Transit New Zealand. [ 70 ] и парламент, [ 71 ] представление материалов в Комиссию по правам человека и проведение ежегодного конкурса «Поднимите флаг», [ 72 ] к более прямым акциям протеста, включая прыжки с тарзанки и пробку на Харбор-Бридж, а также вывешивание флага на мосту. Организаторами кампании выступили Тиа Таурере, Гарет Сеймур и Тианау Туйоно . [ нужна ссылка ]
В 2009 году премьер-министр Джон Ки и министр по делам маори Пита Шарплс объявили, что флаг маори Тино Рангатиратанга был выбран для развевания над мостом Харбор-Бридж в Окленде и другими официальными зданиями (такими как Дом премьер-министра ) в День Вайтанги . [ 73 ]
См. также
Ссылки
- ^ «День Вайтанги 1970-е годы - День Вайтанги | NZHistory, история Новой Зеландии в Интернете» . nzhistory.govt.nz . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Уокер 2004 , с. 135.
- ^ Оранжевый 1987 , с. 120.
- ^ «Войны Новой Зеландии XIX века» . История Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия. 15 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Оранж, Клаудия (20 июня 2012 г.). «Договор Вайтанги – Первые десятилетия после договора – 1840–1860 гг.» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 22 мая 2017 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Письма: охрани тройную звезду Тихого океана от осколков раздора...» . Вестник Новой Зеландии . 26 февраля 2020 г. Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Уокер, Р.Дж. (1984). «Генезис активизма маори» . Журнал Полинезийского общества . 93 (3): 267–281. ISSN 0032-4000 . JSTOR 20705873 .
- ^ Кинан, Дэнни (2012). «Те Вити-о-Ронгомай III, Эдвард» . Teara.govt.nz . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Министерство наследия . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ «Отношения маори и пакеха 1900–1945 - Расовые отношения Новой Зеландии» . История Новой Зеландии онлайн . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Вторая мировая война и урбанизация маори - расовые отношения Новой Зеландии | NZHistory, история Новой Зеландии в Интернете» . nzhistory.govt.nz . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Таонуи, Дэвид (2012). «Естественное городское протестное движение». В Кинане, Дэнни (ред.). Хуйя истории маори: повествования . Веллингтон, Новая Зеландия: Хуйя. ISBN 978-1-77550-009-4 . OCLC 779490407 .
- ^ Дерби, Марк (5 мая 2011 г.). «Городская миграция маори» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату Таонга . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Хилл, Ричард С. « Маори и государство: отношения между короной и маори в Новой Зеландии/Аотеароа, 1950–2000» - Закон о поправках к Закону о делах маори» . Сборник электронных текстов Новой Зеландии . Библиотека Веллингтонского университета Виктории . Проверено 23 января 2018 г.
- ^ «Развития 20-го века - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» .
- ^ Дэнни Кинан , изд. (2012). Хуйя истории маори: повествования . Издательство Хуйя . ISBN 978-1-77550-009-4 . ОЛ 28771867М . Викиданные Q106878939 .
- ^ «- Те Таура Вхири и те Рео Маори» . tetaawhari.govt.nz . Архивировано из оригинала 2 января 2002 года.
- ^ «Инцидент на вечеринке Хака» . Театр «АСБ Набережная» . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Боттинг, Сьюзен (14 декабря 2022 г.). «Протест в Каракии: мэр Кайпара решительно поддерживает хикои сотен людей» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Боттинг, Сьюзен; Купер, Карина (14 декабря 2022 г.). «Запрет Кайпара каракии: мэр Крейг Джепсон не раскаивается в своем решении» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 23 декабря 2022 года . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Кинг 2003 , стр. 157–161.
- ^ Андерсон, Райан (11 декабря 2023 г.). «Протестующие арестованы после порчи выставки «Договор Вайтанги» в Те Папа» . Вещи . Архивировано из оригинала 27 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Джорджина (19 декабря 2023 г.). «Те Папа возобновит выставку «Договор Вайтанги», которую испортили протестующие» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 20 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Андерсон, Райан (18 декабря 2023 г.). «Руководитель Te Papa пообещал заменить выставку Те Тирити два года назад, как выяснилось в электронной почте» . Вещи . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Образование, Министерство образования Новой Зеландии (24 октября 2019 г.). «Чему нас может научить история» . Образовательный вестник . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Этот документальный фильм можно посмотреть на сайте NZ On Screen (требуется Adobe Flash ).
- ^ «Смерть Земли (видео)» . НЗОнСкрин. 1978 год . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ ФАЛЛОН, ВИРДЖИНИЯ (30 июня 2017 г.). «Воспоминания: Олд Маг напал с кувалдой после первой победы Киви в Кубке» . Вещи .
- ^ Управление по урегулированию договоров (1995 год). «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги» . Репортер по вопросам права коренных народов Австралии . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Гардинер, Вира (1996). Вернуться отправителю; что на самом деле произошло в финансовом конверте хуэй . Окленд : Рид.
- ^ Рид, Фил; Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Марш через Вангануи» . Teara.govt.nz . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ТАКАУЭ: ПРОТЕСТ МАОРИ | Архив AP» . aparchive.com . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Вестник в воскресенье. «Спокойствие оператора на фоне общественного хаоса» . Проверено 2 декабря 2019 г. - через PressReader.
- ^ «Каталог Национальной библиотеки Новой Зеландии» . Каталог Национальной библиотеки Новой Зеландии . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «Воинствующий – 15.05.95 – Новозеландские маори оккупируют землю в угледобывающем районе» . themilitant.com . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Хайден, Леони (сентябрь 2017 г.). «Когда миры сталкиваются» . Новозеландский географический . № 147. Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хаунуи-Томпсон, Шеннон (24 июля 2019 г.). «Объяснитель: Почему Ихуматао оккупирован «защитниками» » . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Лоутон, Николь. «Время и место: мирная оккупация исторического заповедника Отуатауа Стоунфилдс» . Вещи . Архивировано из оригинала 18 октября 2021 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ «Палаточное посольство воздвигнуто, чтобы предотвратить развитие Ихуматао» . Телевидение маори . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Макинтош 2021 , стр. 106.
- ^ Теуниссен, Мэтью (8 ноября 2018 г.). «Решение позволяет застройку вблизи священного места маори» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Фернандес, Кимберли (12 марта 2019 г.). «Группа Южного Окленда подает земельный протест в парламент» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Хаффадин, Лейт (10 апреля 2019 г.). «Хикои противостоит Филу Гоффу по поводу разработки Ихуматао» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ «Выселение Ихуматао в прямом эфире: собак распылили перцовым баллончиком, протестующих арестовали» . Вещи . 24 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Бонд, Иордания (5 августа 2019 г.). «Протестующие Ихуматао проходят линию фронта: «Нас ждет долгий путь» » . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ «Полиция «таранила» протестующих в Иуматао: организатор» . Отаго Дейли Таймс . 6 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Присутствие полиции Ихуматао «очень устрашающее» - лидер протеста Пания Ньютон» . Радио Новой Зеландии . 6 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Дейли, Майкл; Розенберг, Мэтью (6 августа 2019 г.). «Ихуматао: Полиция отрицает, что протестующего повалили на землю» . Вещи . Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Полиция опубликовала заявление по поводу протеста Ихуматао» . Фьюзворкс Медиа . Voxy.co.nz. 6 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ «Ихуматао: сегодня общенациональный день действий» . Стандарт . 6 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ «Ихуматао протестует: строительства нет, пока ищут решение – премьер-министр» . Радио Новой Зеландии . 26 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ Паттерсон, Джейн (17 декабря 2020 г.). «Ихуматао: между правительством и Флетчер Билдинг заключена сделка о покупке спорной земли» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 17 декабря 2020 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Правительство купит спорную землю в Ихуматао почти за 30 миллионов долларов» . 1 Новости . 17 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2020 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Сделка с землей Ихуматао «незаконна» до тех пор, пока не будет утверждена Парламентом – Генеральным аудитором» . Радио Новой Зеландии . 20 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Нилсон, Майкл (1 июля 2022 г.). «Группа Ихуматао будет назначена в ближайшее время, но решение о будущем земли может занять пять лет» . Новозеландский Вестник . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ «Страница домена по умолчанию» . tumeke.org .
- ^ Хейзелхерст, Софи (4 апреля 2007 г.). «Спор по поводу обвинений в огнестрельном оружии «смехотворен» - Таме Ити» . Новозеландский Вестник . Окленд . Проверено 1 июля 2008 года .
- ^ «Приручение Ити чувствует себя оправданным» . Новостной канал ЗБ . 4 апреля 2007 года . Проверено 1 июля 2008 года .
- ^ «Полиция сорвала военизированный заговор – испытание напалмовой бомбы» . ТВ3 . 15 октября 2007 года . Проверено 16 октября 2007 г. ( кэшировано 21 октября 2007 г. )
- ^ «Террористические рейды – обвинения связаны всего с четырьмя орудиями» . Новозеландский Вестник . 17 ноября 2007 г.
- ^ «Генеральный прокурор должен решить, выдвигать ли обвинения в терроризме» . Радио Новой Зеландии . 29 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 26 мая 2010 г.
- ^ «Доказательства террористического рейда с Генеральным солиситором» . Новозеландский Вестник . 29 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Законодательство о терроризме слишком сложное – Коллинз» . Stuff.co.nz . 9 ноября 2007 г.
- ^ Клэр Треветт и Элизабет Биннинг (13 ноября 2007 г.). «Рассмотрено более широкое прослушивание телефонных разговоров» . Новозеландский Вестник . Проверено 19 октября 2011 г.
- ^ «Коренной портал» . Independentportal.com (на испанском языке) . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Раскрыто имя предполагаемого террориста» . Новозеландский Вестник . 25 октября 2007 г.
- ^ «Скрытое имя обвиняемого в терроризме снято» . Новозеландский Вестник . 29 октября 2007 г.
- ^ «Буш, Кларк и Ки были возможными «мишенями» » . «Санди Стар Таймс» . 21 октября 2007 г. ( кэшировано 21 октября 2007 г. )
- ^ «Четверо избежали обвинений в терроризме» . Пост Доминиона . 31 октября 2007 г.
- ^ «Обвиняемые по-прежнему уверены, что Краун не докажет обвинения в хранении оружия» . 3 Новости . НЗПА . 17 октября 2008 года . Проверено 19 октября 2011 г.
- ^ Джексон, Брайан (5 февраля 2008 г.). «Запрос о поддержке (Транзит Новой Зеландии и флаг маори)» (PDF) . Сайт конвергенции.org.nz . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «Письмо доктору Шарплсу о поднятии флага маори | Scoop News» . scoop.co.nz . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Изображения: Флаг маори развевается в День Вайтанги | Scoop News» . scoop.co.nz . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Колин Эспинер (14 декабря 2009 г.). «В День Вайтанги будет поднят флаг маори» . Пост Доминиона .
Цитируемые работы
- Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Книги о пингвинах . ISBN 0-14-301867-1 .
- Макинтош, Люси (2021). Меняющиеся основания: глубокие истории Тамаки Макаурау, Окленд . Книги Бриджит Уильямс . дои : 10.7810/9781988587332 . ISBN 978-1-988587-33-2 .
- Оранжевый, Клаудия (1987). Договор Вайтанги (второе изд.). Веллингтон: Аллен и Анвин. ISBN 9781877242489 .
- Уокер, Рангинуи (2004). Мы продолжим борьбу (Борьба без конца) (ред.). Окленд: Пингвин. ISBN 0-14-301945-7 .