Скульптура
Той вакаиро (художественная резьба) или просто вакаиро (резьба) — это маори традиционное искусство резьбы по дереву, камню или кости. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Из древесины изготавливали дома, столбы заборов, пувенуа , контейнеры, тайаха , ручки для инструментов и вака (каноэ). Инструменты для резьбы делались из камня, предпочтительно из очень твердого пунаму (зеленого камня). Кость, среди прочего, использовалась для изготовления рыболовных крючков и иголок. Узоры на резьбе изображают предков племени и часто важны для установления идентичности иви и хапу. [ 2 ]
После контактов с европейцами многие изделия с традиционной резьбой больше не производились широко в пользу использования западных аналогов, например, контейнеры с сокровищами вака-хуйя были заменены запираемыми сундуками моряков . к 1840-м годам [ 3 ] Традиционно многие опытные резчики сосредотачивались на создании сложных вака-тауа (военных каноэ), однако в 1860-х годах этот процесс пришел в упадок, когда на смену вельботам или небольшим парусным кораблям европейского стиля пришли вака-тауа. [ 2 ] Во время упадка резчики вместо этого сосредоточились на резных мараэ , таких предметах, как токотоко , или резных аспектах зданий, таких как церкви. [ 4 ] [ 2 ] Большинство традиций, сохранившихся в этот период до конца 1800-х годов, были сосредоточены вокруг общинных школ вакаиро, в основном расположенных вокруг Роторуа , Те Уревера , реки Уонгануи и восточного побережья . [ 2 ] Школы резьбы сочетали производство искусства для своего народа с коммерческими работами, причем многие из наиболее успешных из них были Те Арава ( Нгати Вакауэ , Нгати Пикиао и Нгати Таравай ), расположенные недалеко от Роторуа , во время туристического бума в этом районе в 1870-х годах. возросшая потребность в резных изделиях, таких как модель деревни в Вакареварева , и сувенирах. [ 2 ]
Институт искусств и ремесел маори в Вакареварева в Роторуа , открытый сэром Апираной Нгатой в 1926 году, является оплотом традиционных навыков резьбы. [ 2 ] [ 5 ] Нгата назвал искусство «жизненно важной частью» возрождения культуры маори. [ 6 ] Хоне Тайапа какое-то время возглавлял эту школу. Со времен Возрождения маори в 1960-х годах произошло возрождение вакайро, наряду с другими традиционными практиками маори, а также распространение современного искусства . Многие резчики выражают свою практику в явно духовных терминах. [ 7 ] Рынок произведений искусства маори (финансируемый спонсируемой государством Toi Māori Aotearoa ) является важным местом для продвижения и продажи резных изделий.
Функции
[ редактировать ]Деревянные резные фигурки маори часто раскрашивают, чтобы подчеркнуть особенности. До того, как появились современные краски, они часто представляли собой смесь кокая (красной охры) и масла акульей печени. Считалось, что это сохранит резные фигурки, а также придаст им статус тапу (священного). [ 8 ] С появлением металлических инструментов значительно возросло декоративное украшение, особенно резьба по дереву и кости. [ 9 ]
Известные резчики
[ редактировать ]- Челленджер (ок. 1810–1880)
- Эрамиха Неке Капуа (1867–1955) [ 10 ]
- Пири Путапу (1905–1975)
- Хори Пукехика (ум. 1932) [ 11 ]
- Лазарь Рукупо (ум. 1873)
- Джон Фенс (1911–1979) [ 12 ]
- Сосновый забор (1901–1972) [ 13 ]
- Индианец Те Виата (1915–1971) [ 14 ]
- Десять официантов (1853–1931)
- Грин Харрисон (1928–2008)
Те Папа и Оклендская художественная галерея обладают значительными запасами вакаиро, причем многие из них Те Папа оцифровали на своем онлайн -сайте «Коллекции». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Руатепупуке и зарождение резьбы» . Teara.govt.nz .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нейх, Роджер (1991). «Джейкоб Уильям Хеберли из Веллингтона: резчик маори в изменившемся мире» . Записи Оклендского института и музея . 28 : 69–146. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906414 . Викиданные Q58677410 .
- ^ Нейх, Роджер (2006). «Стилистические аспекты двух шкатулок с сокровищами маори» . Записи Оклендского музея . 43 : 5–10. ISSN 1174-9202 . JSTOR 42905882 . Викиданные Q58623349 .
- ^ Нейх, Роджер (2004). «Отдельные резчики по дереву маори с девятнадцатого по середину двадцатого века и их известные работы» . Записи Оклендского музея . 41 : 53–86. ISSN 1174-9202 . JSTOR 42905870 . Викиданные Q58623341 .
- ^ «Резчик рассказывает о своей работе» . Вайкато Таймс . 3 августа 2007 г. Проверено 3 декабря 2011 г.
- ^ Постоянное искусство, живое искусство: современное искусство маори . Найджел Борелл, Моана Джексон, Тааратай Тайароа, Художественная галерея Окленда. Окленд, Новая Зеландия. 2022. ISBN 978-0-14-377673-4 . OCLC 1296712119 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Джанет Макаллистер: Священная практика создания искусства» . nzherald.co.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Паама-Пенгелли, Джули (2010). Искусство и дизайн маори: ткачество, живопись, резьба и архитектура . Окленд, Новая Зеландия: Новая Голландия. ISBN 978-1-86966-244-8 .
- ^ Браун, Дейдре Шарон (2003). Резьба по дереву северных маори . ISBN 079000903X .
- ^ «Капуа, Эрамиха Неке — Биография — Путевая энциклопедия Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «Пукехика, Хори - Биография - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «Тайапа, Хоне Те Кауру - Биография - Энциклопедия Пути Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
1911–1979 гг.
- ^ «Тайапа, Пинеамин - Биография - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «Те Виата, выжившая из Индии Таухия Ватен Иарахи Вайхурихия - Биография - Энциклопедия The Way Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «резьба по дереву – Интернет-коллекции – Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева» . Collections.tepapa.govt.nz . 2011 . Проверено 16 октября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арчи, Г., 1977 Ваовия: искусство маори и его художники. Окленд, Коллинз.
- Барроу, Т., 1963. Жизнь и работа резчика маори. Веллингтон, правительственная типография.
- Барроу, Т., 1965. Путеводитель по дому собраний маори: Те Хау ки Туранга. Веллингтон, Музей Доминиона .
- Барроу, Т., 1969 г. Деревянная скульптура маори Новой Зеландии. Веллингтон, Рид.
- Браун, Д., 1999. Архитектура Школы искусств и ремесел маори . Журнал Полинезийского общества 108 (3): 241–276.
- Браун, Д., 2003. Резьба по дереву Нортленда: Резьба по дереву маори Нортленда. Рид, Окленд.
- Дэй, К., 2001 Резьба по дереву маори региона Таранаки. Окленд, Рид.
- Ферт Р., 1925 г. Резчик маори. Журнал Полинезийского общества 34 (136): 277–291.
- Кимура А., 1991 «Сердце своего народа». Исторические места Новой Зеландии 33:43–45.
- Мид, HM , 1986. Искусство резьбы: искусство резьбы маори. Окленд, Рид Метуэн.
- Нгата, Австралия , 1958 г. «Происхождение резьбы маори». Те Ао Хоу 22:30–37, 23:30–33. полный текст
- Филлиппс, У.Дж., Резьба маори, 1941 год. Нью-Плимут, Т. Эйвери и сыновья.
- Шедболт, М., 1973 Сосна Тайапа : Мастер-резчик. Наследие Новой Зеландии, том. 6, Часть 87:2433-6.
- Уилсон, Дж. 1993 Гордость Нгапуи. Исторические места Новой Зеландии 44:37–40.