Поле
Мараэ маори ( Новой Зеландии , маори островов Кука , Таити ), малаэ ( тонганский ), меаэ ( маркизский ) или малаэ ( самоанский ) — общинное или священное место, которое служит религиозным и социальным целям в полинезийских обществах. На всех этих языках этот термин также означает «очищенный и свободный от сорняков и деревьев». Мараэ обычно состоит из участка расчищенной земли примерно прямоугольной формы ( само мараэ ), окаймленного камнями или деревянными столбами (называемыми ау на Таити и маори с островов Кука), возможно, с паэпаэ (террасами), которые традиционно использовались в церемониальных целях; а в некоторых случаях, например, на острове Пасхи центральный камень аху или ау , помещается острова Пасхи . В культуре Рапа-Нуи термин аху или ау стал синонимом всего комплекса мараэ.
В некоторых современных полинезийских обществах, особенно у маори Новой Зеландии , мараэ по-прежнему является важной частью повседневной жизни. В тропической Полинезии большинство мараэ были разрушены или заброшены с приходом христианства в 19 веке, а некоторые стали достопримечательностью для туристов и археологов. Тем не менее, место, где были построены эти мараэ, до сих пор считается тапу (священным) в большинстве этих культур.
Как обычно бывает с существительными маори, множественное число слова мараэ — просто мараэ .
Этимология
[ редактировать ]Это слово было реконструировано лингвистами до восточно-океанического *malaqe со значением «открытое, расчищенное пространство, используемое в качестве места встреч или церемоний». [1]
Новая Зеландия
[ редактировать ]В обществе маори мараэ — это место, где можно прославлять культуру, где можно говорить на языке маори, где можно выполнять межплеменные обязательства, где можно изучать и обсуждать обычаи, где можно проводить семейные праздники, такие как дни рождения, и где могут проводиться важные церемонии, такие как встреча посетителей или прощание с умершими ( тангиханга ). Как и родственные учреждения старой Полинезии, мараэ — это вахи тапу , «священное место», имеющее большое культурное значение.
В языке маори мараэ атеа (часто сокращается до мараэ ) — это открытое пространство перед варенуи (домом собраний; буквально «большое здание»). Обычно термин мараэ используется для обозначения всего комплекса, включая здания и атею . Эта территория используется для пувири (приветственных церемоний) с ораторским искусством. Некоторые иви (племена) и хапу (подплемена) не позволяют женщинам произносить ораторские речи на своих мараэ , хотя обычно женщины исполняют Карангу (призыв) . Варенуи — место проведения важных встреч, ночевок, ремесленных и других культурных мероприятий.
Варекай (столовая) используется в основном для совместного приема пищи, но там можно проводить и другие мероприятия.
Многие слова, связанные с мараэ в тропической Полинезии, сохраняются в контексте маори. Например, слово paepae относится к скамейке, на которой сидят выступающие; это означает, что он сохраняет свои священные и церемониальные ассоциации. Мараэ различаются по размеру: некоторые варенуи немного больше гаража на две машины, а некоторые больше типичной ратуши.
Юридический статус
[ редактировать ]Мараэ — это место встреч , зарегистрированное в качестве заповедника в соответствии с Законом о земле маори Те Туре Венуа 1993 года (Закон о землях маори). У каждого мараэ есть группа попечителей, которые отвечают за деятельность мараэ . Закон регулирует регулирование мараэ как оговорок и устанавливает обязанности попечителей по отношению к бенефициарам. Обычно у каждого мараэ есть устав, который попечители согласовали с бенефициарами мараэ . Детали устава имеют такие значения, как:
- название мараэ и его описание;
- список бенефициаров: обычно иви (племена/нации), хапу (кланы) или вханау (семьи); в некоторых случаях мараэ посвящено общему благу народа Новой Зеландии.
- методы, используемые для выбора попечителей;
- общие руководящие принципы мараэ ;
- способы, которыми доверительные управляющие могут быть привлечены к ответственности перед бенефициарами, и методы разрешения конфликтов;
- принципы, регулирующие назначение и признание комитетов по управлению мараэ ;
- процедуры внесения изменений в устав и обеспечения соблюдения его принципов.
В 1963 году был принят Закон об Институте искусств и ремесел новозеландских маори , и институт был построен для поддержания традиции вакайро . Институт отвечает за строительство и восстановление более 40 мараэ по всей стране.
Традиционное, церковное и образовательное использование
[ редактировать ]В большинстве иви, хапу и даже во многих небольших поселениях есть свои мараэ. Примером такого небольшого поселения с собственными мараэ является залив Хонгоека , Плиммертон , дом известной писательницы Патрисии Грейс . Со второй половины 20-го века маори в городских районах основали межплеменные мараэ, такие как Мараэроа в восточной части Порируа . Для многих маори мараэ так же важны, как и собственный дом.
Некоторые церкви Новой Зеландии также имеют собственные мараэ, в которых выполняются все функции традиционных мараэ. Церкви, управляющие мараэ, включают англиканскую , пресвитерианскую и католическую церкви. В последние годы в учебных заведениях, включая начальные и средние школы, технические колледжи и университеты, стало обычным строить мараэ для использования учащимися и для преподавания культуры маори. Эти мараэ также могут служить местом проведения официальных церемоний, касающихся школы.
Мараэ например, используется для выпускных церемоний факультета маори , Оклендского университета , а также церемоний приветствия новых сотрудников университета в целом. Его основная функция - служить местом обучения вайкореро (ораторскому искусству), языку и культуре маори, а также проведения важных церемоний для почетных гостей университета. Две подробные средние школы мараэ расположены в Вайкато в колледже Те Авамуту и колледже Фэрфилд . Последний был спроектирован архитектором маори, хорошо разбирающимся в резьбе и ткачестве ; [ ВОЗ? ] его варэнуи украшен вращающейся колонной с замысловатой резьбой , а также многими другими яркими деталями. Помимо школьных мероприятий, его используют для свадеб.
похоронные обряды
[ редактировать ]Как и в доевропейские времена, мараэ по-прежнему остается местом проведения многих торжественных мероприятий, включая дни рождения, свадьбы и юбилеи. Самым важным событием, проводимым в Мараэ, является тангиханга . Тангиханга - это средство прощания с умершими и поддержки выживших членов семьи в обществе маори. Как указали Каай и Хиггинс, «важность тангиханги и ее центральное место в обычаях мараэ отражается в том факте, что она имеет приоритет над любым другим собранием на мараэ». [2] : 90
Острова Кука
[ редактировать ]На островах Кука есть множество исторических мараэ ( тапу или священных мест ), которые использовались для религиозных церемоний на островах. На Раротонге и Аитутаки есть особенно впечатляющие мараэ. Хотя многие резные фигуры на мараэ были либо уничтожены, либо конфискованы христианскими миссионерами , камни многих древних мараэ сохранились и по сей день. Некоторые мараэ находятся в лучшей форме, чем другие, поскольку на островах быстро растет растительность. На Раротонге несколько мараэ (Арай-те-Тонга, Ваэрота, Тапутапуатеа) все еще сохраняются, и их быстро приводят в порядок перед введением в должность нового арики . [3]
Традиция Раротонги гласит, что Мараэ Тапутапуатеа на Раротонге, который археологи датируют 13 веком, был построен Тангиией, который привез с собой центральный камень из древних одноименных мараэ в Раиатеа . Действительно, кажется, в древности было вполне обычно брать камень из этого мараэ.
Сын Тетупайи и Теу не только имел право на место в великом Мараэ Тапутапуатеа в Райатеа, но он мог взять свой камень из Тапутапуатеа и установить его в своем собственном районе Паре Аруэ (Таити), основав таким образом Мараэ. Тапутапуатеа, в котором он носит Маро-ура (красный пояс арики). [4]
В Мангайе были мараэ по имени Тапутапуатеа и дом ариори (жреца). [5] : 407
Рапа-Нуи/Остров Пасхи
[ редактировать ]В отдаленном юго-восточном углу Полинезийского треугольника элементы традиционных полинезийских мараэ превратились в Рапа-Нуи /Остров Пасхи Аху и их культовые моаи (статуи).
Таити
[ редактировать ]По мнению Салмонда, мараэ — это «порталы между По, миром богов и тьмы, и Ао, повседневным миром людей и света, чтобы люди могли общаться со своими предками ». Известные мараэ включают мараэ Вайотаха на Бораборе , мараэ Матайреа на Хуахине и мараэ Тапутапуатеа , объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на Раиатеа, который считается одним из самых священных мест в Полинезии. [6]
За Оро- мараэ на Таити не следуют Уту-Ай-махурау , Махаиатеа-мараэ , Тарахои-мараэ на Паре - Аруэ и Хитиа-мараэ на Хитиаа-О-Те-Ра . [5]
На Таити . мараэ посвящались определенным божествам, а также были связаны с определенными линиями передачи, которые, как говорят, создали их Во время реставрации мараэ Тапутапуатеа в Раиатеа в 1994 году археологами из Музея Таити под некоторыми постройками были обнаружены человеческие кости. Возможно, это были остатки человеческих жертвоприношений богу Оро, почитаемому на Таити.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Онлайн-проект полинезийского лексикона
- ^ Каай, ТМ, и Хиггинс, Р. (2004). Te ao Māori – мировоззрение маори. Т.М. Каай, Дж. К. Мурфилд, MPJ Рейли и С. Мозли (ред.), Ki te waiao: Введение в культуру и общество маори (стр. 13–25). Окленд. Новая Зеландия: Pearson Education.
- ^ Эррол Хант (2003). Раротонга и острова Кука . Одинокая планета. стр. 22, 44, 86, 87, 75. ISBN. 174059083X .
- ^ Генри Адамс (1947). Роберт Эрнест Спиллер (ред.). Мемуары Арии Таймаи и Марамы из Эймео, Теририра из Тооараи, Терринуи из Таити, Таураатуа и Амо . Нью-Йорк: факсимиле и репринты ученых.
- ^ Jump up to: а б Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. С. 24, 26, 34, 38, 53, 67, 96, 149, 266, 273-274 . ISBN 9780520261143 .
- ^ «Тапутапуатеа» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 16 января 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хирини Моко Мид, 2003. Культура маори: жизнь ценностями маори . Издательство Huia : Веллингтон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карты маори , путеводитель по новозеландским мараэ
- Мараэ – место встречи , Новая Зеландия в истории
- Жерар, Бертран, Мараэ: морфологическое описание в Cahiers des Sciences Humaines, 1978, Vol. 15, № 4, с. 407–448. Архитектура и морфология островов Общества Мараэ
- Джон Джозеф Найт Хатчин, E Tuatua no te apai atinga ki mua i te marae, i te tuatau etene anga («Сказка о подношениях на мараэ в языческие времена») в «Сборнике песен и легенд с южных островов Кука (ок. 1883–1912)», тетрадь 2.
- Протоколы Мараэ