Jump to content

Поле

Тапутапуатеа , древние мараэ, построенные из камня на острове Раиатеа на островах Общества во Французской Полинезии , восстановленные в 1994 году.

Мараэ маори ( Новой Зеландии , маори островов Кука , Таити ), малаэ ( тонганский ), меаэ ( маркизский ) или малаэ ( самоанский ) — общинное или священное место, которое служит религиозным и социальным целям в полинезийских обществах. На всех этих языках этот термин также означает «очищенный и свободный от сорняков и деревьев». Мараэ обычно состоит из участка расчищенной земли примерно прямоугольной формы ( само мараэ ), окаймленного камнями или деревянными столбами (называемыми ау на Таити и маори с островов Кука), возможно, с паэпаэ (террасами), которые традиционно использовались в церемониальных целях; а в некоторых случаях, например, на острове Пасхи центральный камень аху или ау , помещается острова Пасхи . В культуре Рапа-Нуи термин аху или ау стал синонимом всего комплекса мараэ.

В некоторых современных полинезийских обществах, особенно у маори Новой Зеландии , мараэ по-прежнему является важной частью повседневной жизни. В тропической Полинезии большинство мараэ были разрушены или заброшены с приходом христианства в 19 веке, а некоторые стали достопримечательностью для туристов и археологов. Тем не менее, место, где были построены эти мараэ, до сих пор считается тапу (священным) в большинстве этих культур.

Как обычно бывает с существительными маори, множественное число слова мараэ — просто мараэ .

Этимология

[ редактировать ]

Это слово было реконструировано лингвистами до восточно-океанического *malaqe со значением «открытое, расчищенное пространство, используемое в качестве места встреч или церемоний». [1]

Новая Зеландия

[ редактировать ]
Мараэ , округ в Кайтотехе, недалеко от горы Таупири Вайкато, 1844 год. Оно было связано с Потау Те Верогеро , вождём, который стал первым королем маори .

В обществе маори мараэ — это место, где можно прославлять культуру, где можно говорить на языке маори, где можно выполнять межплеменные обязательства, где можно изучать и обсуждать обычаи, где можно проводить семейные праздники, такие как дни рождения, и где могут проводиться важные церемонии, такие как встреча посетителей или прощание с умершими ( тангиханга ). Как и родственные учреждения старой Полинезии, мараэ — это вахи тапу , «священное место», имеющее большое культурное значение.

В языке маори мараэ атеа (часто сокращается до мараэ ) — это открытое пространство перед варенуи (домом собраний; буквально «большое здание»). Обычно термин мараэ используется для обозначения всего комплекса, включая здания и атею . Эта территория используется для пувири (приветственных церемоний) с ораторским искусством. Некоторые иви (племена) и хапу (подплемена) не позволяют женщинам произносить ораторские речи на своих мараэ , хотя обычно женщины исполняют Карангу (призыв) . Варенуи — место проведения важных встреч, ночевок, ремесленных и других культурных мероприятий.

Современный ресторан с видом на варенуи в районе Отамаракау в новозеландском районе залива Пленти.

Варекай (столовая) используется в основном для совместного приема пищи, но там можно проводить и другие мероприятия.

Многие слова, связанные с мараэ в тропической Полинезии, сохраняются в контексте маори. Например, слово paepae относится к скамейке, на которой сидят выступающие; это означает, что он сохраняет свои священные и церемониальные ассоциации. Мараэ различаются по размеру: некоторые варенуи немного больше гаража на две машины, а некоторые больше типичной ратуши.

[ редактировать ]

Мараэ — это место встреч , зарегистрированное в качестве заповедника в соответствии с Законом о земле маори Те Туре Венуа 1993 года (Закон о землях маори). У каждого мараэ есть группа попечителей, которые отвечают за деятельность мараэ . Закон регулирует регулирование мараэ как оговорок и устанавливает обязанности попечителей по отношению к бенефициарам. Обычно у каждого мараэ есть устав, который попечители согласовали с бенефициарами мараэ . Детали устава имеют такие значения, как:

  • название мараэ и его описание;
  • список бенефициаров: обычно иви (племена/нации), хапу (кланы) или вханау (семьи); в некоторых случаях мараэ посвящено общему благу народа Новой Зеландии.
  • методы, используемые для выбора попечителей;
  • общие руководящие принципы мараэ ;
  • способы, которыми доверительные управляющие могут быть привлечены к ответственности перед бенефициарами, и методы разрешения конфликтов;
  • принципы, регулирующие назначение и признание комитетов по управлению мараэ ;
  • процедуры внесения изменений в устав и обеспечения соблюдения его принципов.

В 1963 году был принят Закон об Институте искусств и ремесел новозеландских маори , и институт был построен для поддержания традиции вакайро . Институт отвечает за строительство и восстановление более 40 мараэ по всей стране.

Традиционное, церковное и образовательное использование

[ редактировать ]
Вайпапа Марае , Оклендский университет , Новая Зеландия. Площадка с травой перед домом собраний — это мараэ-атеа .

В большинстве иви, хапу и даже во многих небольших поселениях есть свои мараэ. Примером такого небольшого поселения с собственными мараэ является залив Хонгоека , Плиммертон , дом известной писательницы Патрисии Грейс . Со второй половины 20-го века маори в городских районах основали межплеменные мараэ, такие как Мараэроа в восточной части Порируа . Для многих маори мараэ так же важны, как и собственный дом.

Некоторые церкви Новой Зеландии также имеют собственные мараэ, в которых выполняются все функции традиционных мараэ. Церкви, управляющие мараэ, включают англиканскую , пресвитерианскую и католическую церкви. В последние годы в учебных заведениях, включая начальные и средние школы, технические колледжи и университеты, стало обычным строить мараэ для использования учащимися и для преподавания культуры маори. Эти мараэ также могут служить местом проведения официальных церемоний, касающихся школы.

Мараэ например, используется для выпускных церемоний факультета маори , Оклендского университета , а также церемоний приветствия новых сотрудников университета в целом. Его основная функция - служить местом обучения вайкореро (ораторскому искусству), языку и культуре маори, а также проведения важных церемоний для почетных гостей университета. Две подробные средние школы мараэ расположены в Вайкато в колледже Те Авамуту и ​​колледже Фэрфилд . Последний был спроектирован архитектором маори, хорошо разбирающимся в резьбе и ткачестве ; [ ВОЗ? ] его варэнуи украшен вращающейся колонной с замысловатой резьбой , а также многими другими яркими деталями. Помимо школьных мероприятий, его используют для свадеб.

похоронные обряды

[ редактировать ]

Как и в доевропейские времена, мараэ по-прежнему остается местом проведения многих торжественных мероприятий, включая дни рождения, свадьбы и юбилеи. Самым важным событием, проводимым в Мараэ, является тангиханга . Тангиханга - это средство прощания с умершими и поддержки выживших членов семьи в обществе маори. Как указали Каай и Хиггинс, «важность тангиханги и ее центральное место в обычаях мараэ отражается в том факте, что она имеет приоритет над любым другим собранием на мараэ». [2] : 90 

Острова Кука

[ редактировать ]
Марае Арай-те-Тонга, Раротонга.
Тапутапуатеа Марае в Аваруа

На островах Кука есть множество исторических мараэ ( тапу или священных мест ), которые использовались для религиозных церемоний на островах. На Раротонге и Аитутаки есть особенно впечатляющие мараэ. Хотя многие резные фигуры на мараэ были либо уничтожены, либо конфискованы христианскими миссионерами , камни многих древних мараэ сохранились и по сей день. Некоторые мараэ находятся в лучшей форме, чем другие, поскольку на островах быстро растет растительность. На Раротонге несколько мараэ (Арай-те-Тонга, Ваэрота, Тапутапуатеа) все еще сохраняются, и их быстро приводят в порядок перед введением в должность нового арики . [3]

Традиция Раротонги гласит, что Мараэ Тапутапуатеа на Раротонге, который археологи датируют 13 веком, был построен Тангиией, который привез с собой центральный камень из древних одноименных мараэ в Раиатеа . Действительно, кажется, в древности было вполне обычно брать камень из этого мараэ.

Сын Тетупайи и Теу не только имел право на место в великом Мараэ Тапутапуатеа в Райатеа, но он мог взять свой камень из Тапутапуатеа и установить его в своем собственном районе Паре Аруэ (Таити), основав таким образом Мараэ. Тапутапуатеа, в котором он носит Маро-ура (красный пояс арики). [4]

В Мангайе были мараэ по имени Тапутапуатеа и дом ариори (жреца). [5] : 407 

Рапа-Нуи/Остров Пасхи

[ редактировать ]

В отдаленном юго-восточном углу Полинезийского треугольника элементы традиционных полинезийских мараэ превратились в Рапа-Нуи /Остров Пасхи Аху и их культовые моаи (статуи).

Мараэ Ту, Моореа , Французская Полинезия

По мнению Салмонда, мараэ — это «порталы между По, миром богов и тьмы, и Ао, повседневным миром людей и света, чтобы люди могли общаться со своими предками ». Известные мараэ включают мараэ Вайотаха на Бораборе , мараэ Матайреа на Хуахине и мараэ Тапутапуатеа , объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на Раиатеа, который считается одним из самых священных мест в Полинезии. [6]

За Оро- мараэ на Таити не следуют Уту-Ай-махурау , Махаиатеа-мараэ , Тарахои-мараэ на Паре - Аруэ и Хитиа-мараэ на Хитиаа-О-Те-Ра . [5]

На Таити . мараэ посвящались определенным божествам, а также были связаны с определенными линиями передачи, которые, как говорят, создали их Во время реставрации мараэ Тапутапуатеа в Раиатеа в 1994 году археологами из Музея Таити под некоторыми постройками были обнаружены человеческие кости. Возможно, это были остатки человеческих жертвоприношений богу Оро, почитаемому на Таити.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Онлайн-проект полинезийского лексикона
  2. ^ Каай, ТМ, и Хиггинс, Р. (2004). Te ao Māori – мировоззрение маори. Т.М. Каай, Дж. К. Мурфилд, MPJ Рейли и С. Мозли (ред.), Ki te waiao: Введение в культуру и общество маори (стр. 13–25). Окленд. Новая Зеландия: Pearson Education.
  3. ^ Эррол Хант (2003). Раротонга и острова Кука . Одинокая планета. стр. 22, 44, 86, 87, 75. ISBN.  174059083X .
  4. ^ Генри Адамс (1947). Роберт Эрнест Спиллер (ред.). Мемуары Арии Таймаи и Марамы из Эймео, Теририра из Тооараи, Терринуи из Таити, Таураатуа и Амо . Нью-Йорк: факсимиле и репринты ученых.
  5. ^ Jump up to: а б Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. С. 24, 26, 34, 38, 53, 67, 96, 149, 266, 273-274 . ISBN  9780520261143 .
  6. ^ «Тапутапуатеа» . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 16 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dfe4c01b21e4f5b8011d711e13fe046__1720395480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/46/4dfe4c01b21e4f5b8011d711e13fe046.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)