Школа маори Каупапа

Kura kaupapa Māori — это в язык маори школы погружения ( кура ) в Новой Зеландии , где философия и практика отражают культурные ценности маори с целью маори возрождения языка , знаний и культуры . Кура каупапа маори созданы в соответствии с Законом об образовании (1989 г.). Термин каупапа маори используется маори для обозначения любого конкретного плана действий, созданного маори для выражения стремлений, ценностей и принципов маори. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Создание школ кура каупапа маори последовало за отчетом исследователя Ричарда Бентона в 1971 году о том, что язык маори находится на критической, почти смертельной стадии. К 1980-м годам общины маори «были настолько обеспокоены утратой языка, знаний и культуры маори, что взяли дело в свои руки и создали свои собственные учебные заведения на уровне дошкольных учреждений, начальной школы, средней школы и высшего образования». [ 2 ]
Создание коханга рео (дошкольных учреждений на языке маори) положило начало ряду инициатив маори в области школьного обучения и образования, первоначально за пределами основной системы образования. Потребность в начальных школах на языке маори возникла, когда родители были обеспокоены тем, что их дети, окончившие коханга рео, быстро утратят язык, как только пойдут в обычные начальные школы. Кура каупапа маори являются частью серии инициатив маори, направленных на укрепление языка, утверждение культурной самобытности и поощрение участия общества. [ 3 ]
Кура Каупапа Маори Хоани Вайтити, Хендерсон , Западный Окленд, обычно считается первым кура каупапа маори и был основан в 1985 году. Движение Кура Каупапа маори - это термин, обычно используемый для описания родителей и сторонников кура каупапа маори. Этот термин появился, когда была основана первая школа. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В 1987 году была создана рабочая группа для исследования альтернативной модели школьного образования, которая лучше отвечала бы чаяниям общин маори в Новой Зеландии. В состав рабочей группы входили д-р Катерина Матайра , д-р Пита Шарплс , д-р Грэм Смит , д-р Линда Смит , д-р Кэти Дьюс , Туки Непе, Рахера Шортланд, Пем Бёрд и Тони Вахо. Рабочая группа приняла Те Ахо Матуа в качестве основного набора принципов, которыми руководствуется деятельность кура каупапа маори. [ 4 ]
Кура каупапа Маори имеют скромное происхождение. Правительство начало финансировать кура каупапа маори через пять лет после открытия первой школы. В первые годы, с 1985 по 1995 год, почти все маори кура каупапа на каком-то этапе размещались в местах или помещениях, предназначенных для проживания детей, за небольшую плату или вообще без нее. Родители собирали средства для финансирования кура каупапа маори до тех пор, пока правительство официально не признало и не профинансировало школу.
Законодательство
[ редактировать ]В 1987 году в одной из рекомендаций Пилотного отчета «Школы завтрашнего дня», крупной реформы образования, затрагивающей все школы Новой Зеландии, правительству было рекомендовано, чтобы общины маори имели возможность создавать свои собственные школы и управлять ими. В Закон об образовании 1989 года были внесены поправки, включившие раздел 155, который предусматривает, что министр образования может определить государственную школу как кура каупапа маори путем уведомления в газете Новой Зеландии . Хотя в Закон были внесены поправки, многие школьные сообщества были недовольны, поскольку поправка не определила должным образом уникальный характер кура каупапа маори.
16 июля 1999 года Закон об образовании (Te Aho Matua) 1999 года внес поправки в статью 155 Закона об образовании 1989 года. Общины маори хотели, чтобы уникальный характер кура каупапа маори был защищен законом. По просьбе Те Рунанга Нуи министр по делам маори и заместитель министра образования Тау Хенаре был министром, ответственным за внесение поправок в Закон об образовании (Те Ахо Матуа), статут в Новой Зеландии. Поправка Те Ахо Матуа потребовала, чтобы кура каупапа маори придерживались принципов Те Ахо Матуа. Поправка признала Те Рунанга Нуи о нг Кура Каупапа маори кайтяки (опекунами, смотрителями и архитекторами), наиболее подходящим органом, ответственным за определение содержания Те Ахо Матуа и за обеспечение того, чтобы оно не изменялось в ущерб маори. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
По словам Грэма Смита, хартия «дает руководящие принципы достижения мастерства в языке маори, то есть то, что должно предполагать хорошее образование маори. В ней также признаются культура и навыки пакеха , необходимые детям маори для полноценного участия на всех уровнях в современном новозеландском обществе. (Дж. Смит 2003:10).
Те Ахо Матуа – руководящие принципы
[ редактировать ]Написанная на языке маори , Те Ахо Матуа о га Каупапа Маори. [ 4 ] [ 10 ] – принципы кура каупапа, которых должны придерживаться маори. В основе этих принципов лежат ценности, верования и обычаи маори. В четверг, 21 января 2008 года, Те Ахо Матуа вместе с объяснением на английском языке было опубликовано в новозеландской газете покойным Парекура Хоромия . Когда Те Ахо Матуа был представлен в парламент для принятия закона, объяснение на английском языке было написано доктором Катериной Матайрой. [ 4 ] [ 10 ]
Те Ахо Матуа состоит из шести разделов:
- Те Ира Тангата (человеческая сущность) утверждает природу ребенка как человеческого существа с духовными, физическими и эмоциональными потребностями.
- Те Рео (язык) занимается языковой политикой и тем, как школы могут «наилучшим образом способствовать изучению языка своих детей».
- Нга Иви (люди) фокусируется на «социальных факторах, которые влияют на развитие детей, короче говоря, на всех тех людях, с которыми они взаимодействуют, когда они осмысливают свой мир и находят в нем свое законное место».
- Те Ао (мир) имеет дело с «миром, который окружает детей и в котором существуют фундаментальные истины, влияющие на их жизнь».
- Ауатанга Ако (обстоятельства обучения) «обеспечивает все аспекты хорошего обучения, которые ванау считают важными для своих детей, а также требования национальной учебной программы».
- Нга Тино Уаратанга (основные ценности) «сосредотачивается на том, какими могут быть результаты для детей, окончивших Кура Каупапа Маори», и «определяет характеристики, которые Кура Каупапа Маори стремятся развить в своих детях». [ 10 ]
Национальное собрание (национальный орган)
[ редактировать ]В 1993 году Уру Гардинер, директор Те Кура Каупапа Маори или Те Ати Хау Нуи А Папаранги, попросил ведущих архитекторов Кура Каупапа Маори посетить Вангануи. Ее кура вханау (родители и расширенная семья школьного сообщества) хотели обратиться за советом по поводу передовой практики создания кура каупапа маори. Когда общины маори со всей Новой Зеландии узнали об этом хуи (собрании), они спросили, могут ли они присутствовать. Следовательно, Те Рунанга Нуи о Нга Кура Каупапа Маори о Аотеароа, широко известная как Те Рунанга Нуи, была основана в 1993 году в мараэ Кавайки на реке Вангануи . На встрече доктор Пита Шарплс стал первым Тумуаки (президентом) Те Рунанга Нуи.
Те Рунанга Нуи - это национальный коллективный орган общин кура каупапа маори Те Ахо Матуа. Будучи зарегистрированным обществом, организация проводит свои ежегодные собрания в разных местах по всей Новой Зеландии, обычно в последние выходные марта. Встречи в основном проводятся на языке те рео маори. Цель организации - поддержать кура каупапа маори вханау (сообщества) в реализации их стремлений к своим школам. Они участвуют в дискуссиях и переговорах с правительством, Министерством образования , Управлением по обзору образования и другими организациями, которые заинтересованы в кура каупапа маори.
Организация разделена на десять географических регионов, и кура каупапа маори принадлежат к определенному региону. На ежегодном собрании каждый регион избирает мангая (представителя), который становится членом Те Рунанга Вхаити (исполнительного комитета). Два региона, такие как Окленд ( Окленд ) и Те-Упоко-о-те-Ика (Нижний Северный остров), имеют двух представителей. Те Рунанга Ваити встречается несколько раз в году, обычно в Окленде, чтобы обсудить вопросы, затрагивающие кура каупапа маори. Проблемы могут быть разными. Организация также избирает на собрании Тумукаки (президента), нынешним является Хоне Муту. У организации небольшой секретариат, а нынешним координатором (координатором) является Арапайн Уокер. [ 11 ] при поддержке Те Тари Таутоко (группа поддержки).
Девять географических регионов Те Рунанга Нуи: Те Хику ( Нортленд ), Окленд (Окленд), Тайнуи ( Вайкато ), Матаатуа ( Залив Изобилия ), Те Пуку (центральная часть Северного острова), Восточное побережье ), Таранаки, Те Ати Хау Нуи. А Папаранги ( Южный Таранаки ), Те Упоко о те Ика ( Веллингтон ) и Те Вака (Южный остров).
Бывшими руководителями (президентами или председателями) Рунанга Нуи были доктор. Питер Шарплс, [ 12 ] Берт Маклин, доктор. Кэти Дьюс, Арни Вайнуи, Джозеф Кэмпбелл [ 13 ] Джон Муту и Дэвид Райт. В настоящее время сопредседателями являются д-р Кэти Дьюс и Равири Райт (2023 г.). [ 14 ] [ нужен лучший источник ]
Типы школ маори
[ редактировать ]Различные типы кура маори возникли в результате механизмов выделения ресурсов, используемых Министерством образования для финансирования и укомплектования кадрами куры. Все кура-маори обучаются совместно и являются частью обязательного школьного образования в государственных школах Новой Зеландии. Центры дошкольного образования , Коханга Рео и университеты, технические институты или Уаре Вананга в Новой Зеландии не являются частью сектора обязательного школьного образования.
Начальные школы
[ редактировать ]В Новой Зеландии есть два типа начальных школ. Они бывают полными первичными и содействующими первичными. В полных начальных школах обучаются дети от 0 до 8 лет, а в дополнительных начальных школах обучаются с 0 по 6 классы. В эти школы имеют право быть зачисленными только дети, которым исполнилось 5 лет, а возраст детей колеблется от 5 до 13 лет. . Большинство детей, поступающих в кура туатахи (начальную школу), поступают в куру после достижения пятилетнего возраста и окончания коханга рео (детского центра изучения языка маори).
Композитные школы
[ редактировать ]
Почти все кура аронгатахи начинались как полноценные начальные школы. Кура аронгатахи преподает с 1 по 13 классы. Возраст детей колеблется от 5 до 18 лет, хотя в Новой Зеландии образование является обязательным только до 16 лет. Учащиеся, зачисленные с 11 по 13 классы, сдают NCEA ( Национальный сертификат об образовании). Достижение ). Однако, прежде чем смешанная школа сможет присвоить квалификации NCEA, школа должна быть аккредитованным поставщиком услуг в Квалификационном органе Новой Зеландии . Школа может стать составной только после того, как министр образования одобрит заявку на изменение класса. Разрешение на то, чтобы стать кура аронгатахи, обычно занимает два года. [ нужна ссылка ] . Финансирование и укомплектование штатов этих школ отличается от такового в кура туатахи. В 2008 году насчитывалось 15 комплексных школ Кура Каупапа Маори Те Ахо Матуа . Комплексную школу в Новой Зеландии также можно отнести к региональной школе. В знак признания того, что школа стала районной или объединенной школой, Те Кура Каупапа Маори о Мангере в Мангере , Окленд, изменила свое название на Те Кура Каупапа Маори ā rohe o Мангере . Иногда министр образования не одобряет заявку на изменение класса, чтобы стать полной объединенной школой, вместо этого министр одобряет заявку, чтобы школа могла стать ограниченной смешанной школой. Ограниченная смешанная школа обычно позволяет школе обучать детей от 1 до 10 классов. Получение ограниченного смешанного статуса не ограничивает школу в конечном итоге от получения полного смешанного статуса в будущем, при этом школа может преподавать до 15 классов.
Варекура (средние школы)
[ редактировать ]Варекура — это средняя школа с погружением, философия и практика которой отражают культурные ценности маори с целью возрождения языка, знаний и культуры маори. Термин каупапа маори широко используется маори для обозначения любого конкретного плана действий, созданного маори для выражения стремлений, ценностей и принципов маори для обучения детей от 9 до 15 лет. Все эти школы являются составными. В знак признания получения статуса варекура одна школа, Те Кура Каупапа Маори о Аровэнуа, в Инверкаргилле, изменила свое название на Те Варекура о Аровэнуа.
школы наставничества
[ редактировать ]Некоторые первичные и составные кура каупапа маори становятся кура туакана (школой наставничества). До того, как правительство утвердило формальный процесс создания, кура каупапа маори будет иметь сателлит кура тэйна (школу под руководством) - еще одно школьное сообщество кура каупапа маори, не финансируемое государством. Эта договоренность не требовала одобрения Министерства образования и была механизмом, использованным движением маори кура каупапа для увеличения количества таких школ по всей Новой Зеландии. Соглашение о сателлитах позволило кура туакане финансировать и укомплектовывать кура тейн.
В 2001 году Министерство образования провело переговоры с Те Рунанга Нуи об официальном процессе открытия новых школ. Теперь этот процесс требует подачи заявления от заявителя kura wanau. Как только министр образования удовлетворяет заявку, кура туакана назначается для поддержки и наставника заявителя. Только избранные кура каупапа маори могут стать кура туакана и должны быть в состоянии продемонстрировать свою способность быть наставником кура тейн.
Кура тэйна (школы под руководством)
[ редактировать ]Кура тейна — это школьные общины маори, подавшие заявки на кура каупапа, которые подали заявку в Министерство образования с просьбой стать отдельной начальной школой. Кура тэйна работает и обучает детей либо на уровне начального учебного года (с 1 по 8 классы), либо на уровне учебного года варекура (9–15 классы), а иногда и на уровне начального учебного года и года вхарекура. Te Wharekura o Manurewa, Окленд, - единственная кура каупапа маори, которая не была создана как начальная школа. Школа является филиалом Те Кура Каупапа Маори а Рохе о Мангере, расположенного в Мангере , Окленд.
Школьная организация
[ редактировать ]Механизмы управления
[ редактировать ]Каждая кура каупапа маори, созданная в соответствии с Законом об образовании, имеет руководящий орган. В школах есть Попечительский совет, в который избираются пять представителей родителей, и это определяется в его конституции, когда школа публикуется в газете Новой Зеландии. Директор и избранный представитель персонала автоматически становятся членами этого Совета. Во многих школах руководящим органом становятся все родители. Граха Смитс сказала: «Ключевым принципом каупапа маори является участие ванау (семьи)». Этот тип управления требует от всех родителей активного участия на всех уровнях школьной деятельности. Школы, в которых действует механизм управления ванау, не поддерживают модель Попечительского совета.
Как и в других государственных школах, руководящий орган обязан разработать и принять устав школы, стратегический план и годовой план. Также разрабатывается политика поддержки ванау и руководства для управления повседневными делами школы.
Кадровое обеспечение и финансирование
[ редактировать ]Руководитель и весь персонал являются сотрудниками руководящего органа. Количество учителей зависит от количества зачисленных детей. Для всех школ Новой Зеландии существуют две даты расчета, которые используются для расчета штатного расписания и количества учителей. Даты известны как 1 марта и 1 июля.
Время и дни работы
[ редактировать ]Кура каупапа Маори обязаны соблюдать установленное количество дней, в течение которых школа должна быть открыта в соответствии с инструкциями Министерства образования. Начальные школы открыты для обучения с 9:00 до 15:00. Школы имеют право изменить времена. Объединенные школы должны быть открыты в течение более длительного периода времени в течение дня, поскольку они открыты меньше дней в году, чем начальные школы. Время и даты открытия варьируются от школы к школе.
Финансирование Те Рео Маори
[ редактировать ]Kura kaupapa Māori получает дополнительное финансирование, чтобы помочь им развивать и поддерживать среду погружения Te Reo Māori. Система выравнивания погружения — это механизм, используемый для расчета финансирования. Кура каупапа маори находятся на уровне 1. Это означает, что язык обучения, основной язык, используемый учителями, те рео маори в классе, должен составлять от 81% до 100%. Учителя часто не разговаривают со своими детьми по-английски в школе. Дополнительная надбавка к заработной плате (MITA - Māori Immersion Teacher Allowance) также выплачивается штатным учителям, преподающим на уровне 1.
Английский
[ редактировать ]В некоторых начальных школах преподают английский язык (Te reo Pākehā), и во всех начальных школах английский преподают учащимся 9–13 классов. В противном случае на английском языке говорят только в специально отведенных местах в школе.
Организация класса
[ редактировать ]Из-за небольшого количества учащихся в большинстве школ организуются классы для разных уровней обучения. Учащиеся 1 и 2 классов группируются отдельно: учащиеся 2–5 классов, а учащиеся 6–8 классов – отдельно. Школы имеют возможность гибко организовывать уровни классов в соответствии со своими приоритетами. В большинстве школ есть классы с одной ячейкой, в которых детей обучает один учитель в одном классе. В трех школах есть система обучения открытой планировки, при которой дети разного уровня обучения обучаются многими учителями в большом открытом учебном пространстве. Это школы Мана Тамарики, Руамата и Те Котуку.
молитва
[ редактировать ]Каракия занимает центральное место в кура каупапа маори и духовном благополучии маори. Встречи начнутся с молитвы. В начале и в конце дня дети будут практиковать каракию на каяко. В особых случаях, когда открываются новые школы или на специальных школьных мероприятиях, кауматуа (старейшины) общины проводят специальную каракию. Детей учат уважать и практиковать каракию. В школах практикуются две распространенные формы молитвы: христианская и каупапа-маори.
Учебный план
[ редактировать ]Те Ахо Матуа требует, чтобы учебная программа кура каупапа маори была целостной. Стратегический план школы определит стратегическое направление ванау (родители, директор, учителя) для обучения своих детей. Программы обучения тематические, включают культурные аспекты маори, чтят обычаи и традиции маори и подтверждают знания маори. Учебная программа ориентирована на результат. Цели успеваемости учащихся определены для поддержки планирования учебных программ и практики оценивания.
Список Кура Каупапа маори
[ редактировать ]Год | Юридическое название | Расположение | Регион Те Рунанга Нуи | Сорт |
---|---|---|---|---|
1985 | Школа исследований маори Хоани Вайтити | Хендерсон, Западный Окленд | Окленд | Композитный |
1987 | Начальная школа маори Вайперейра | Келстон, Западный Окленд | Окленд | Начальный |
1988 | Школа маунгаухау Каупапа маори [ 15 ] | Гора | Окленд | Начальная школа |
1989 | Начальная школа Мангере | Мангере, Окленд | Окленд | Композитный |
1990 | Образовательная школа маори Руамата [ 16 ] | Роторуа | Регион Те Рунанга Нуи | Композитный |
1990 | Образовательная школа маори Манавату | Пальмерстон Норт | Голова рыбы | Начальный |
1990 | Школа маори в Пирипоно Реформатская школа в Отаре | Отара, Южный Окленд | Окленд | Начальный |
1991 | Начальная школа маори Вайрарапа | Мастертон | Голова рыбы | Начальный |
1991 | Школа Рито Маори | Правильный | Голова рыбы | Композитный |
1991 | Школа маори Опаруре | Опаруре, Те Куити | Много | Начальный |
1991 | Школа маори Кентерберийского центра родного языка | Крайстчерч | Транспортное средство | Композитный |
1991 | Школа образования маори Те Ати Хаунуи-а-Папаранги [ 17 ] | Вангануи | Социальные сети | Начальный |
1991 | Географическая школа маори [ 18 ] | Южный Инверкаргилл | Рот | Композитный |
1992 | Школа маори Руатоки | Руатоки | Регион Те Рунанга Нуи | Композитный |
1993 | Школа маори Кайкохе | Коллекционер | Регион Те Рунанга Нуи | Композитный |
1993 | Образовательная школа маори Пауау Те Моана-нуи-а-Кива | Глен Иннес, Окленд | Окленд | Композитный |
1993 | Образовательная школа маори Манурева | Манурева, Южный Окленд | Окленд | Начальный |
1993 | Школа маори Вакарева И Те Рео Ки Туваретоа Каупапа | Случайно | Драйв | Композитный |
1993 | Школа недвижимости маори в Токомару | Залив Токомару, Восточное побережье | Восточное побережье | Начальный |
1993 | Школа образования маори Бернарда Фергюсона | Разделите это | Много | |
1993 | Образовательная школа маори Те Ранги Аниванива | Официант | Хвост | Композитный |
1993 | Начальная школа Те Ара Пять маори | Гамильтон Гамильтон | Много | |
1993 | Те Кура Каупапа Маори из Отепу | Порт | Регион Те Рунанга Нуи | Начальный |
1993 | Школа маори Мангатуна Каупапа | Толага Бэй | Восток | Начальный |
1993 | Образовательная школа маори Те Коуту | Роторуа | Драйв | Композитный |
1994 | Образовательная школа маори Рангиавия | Официант | Хвост | Начальный |
1994 | Сбор семян с небес | Острова Нью-Плимут | Таранаки | Начальный |
1994 | Образовательная школа маори Рангиавия | Официант | Регион Те Рунанга Нуи | |
1994 | Оклендская школа маори А Руа | Данневирке, Хокс-Бей | Голова рыбы | Композитный |
1994 | Образовательная школа маори Нга Мокопуна | Ситаун, Веллингтон Веллингтон | Голова рыбы | Композитный |
1994 | Медицинская школа маори | Хантли | Много | Композитный |
1995 | Школа защиты детей маори | Пальмерстон Норт Парк | Голова рыбы | Композитный |
1995 | Школа маори Те Равхитироа Каупапа | Фангареи | Хвост | Композитный |
1995 | Школа маори Маори Мореа | Гамильтон Гамильтон | Много | Полная начальная школа |
1995 | Образовательная школа маори Тамаронго | Таранаки | Таранаки | Начальный |
1995 | Специальная школа Таухиуау | Мурубара | Сухопутная рыба | |
1995 | Педагогическая школа маори Уиарау | Руатуна | Маунгпохату | |
1995 | Начальная школа Матахи | Ваймана | Регион Те Рунанга Нуи | |
1995 | Педагогическая школа маори Вайохау | Вайохау, Факатане | Регион Те Рунанга Нуи | |
1995 | Образовательная школа маори Вайоэка | Вайоэка | Регион Те Рунанга Нуи | |
1996 | Школа маори Северной территории | Майранги Бэй, Окленд | Окленд | Композитный |
1996 | Школа маори Те Вайу О Нгати Пору | Руатореа | Регион Те Рунанга Нуи | Композитный |
1996 | Нга Ури Школа изучения маори Мауи | Центральный вокзал Гисборна | Восток | Начальный |
1996 | Театральная школа исследований маори Университета Такитиму | Гастингс | Голова рыбы | Композитный |
1996 | Начальная школа Те Ара Вануи | Лоуэр-Хатт, Уонгануи-а-Тара Веллингтон | Голова рыбы | |
1996 | Школа маори Вайпиро | Вайпиро Бэй, Восточное побережье | Восток | Начальный |
1996 | Школа маори Те Тапере Нуи А Ватонга Каупапа | Рангитукиа | Регион Те Рунанга Нуи | |
1996 | Начальная школа Ротоити маори | Роторуа | Драйв | Начальный |
1996 | Школа маори Мараэнуи | Поля | Регион Те Рунанга Нуи | |
1996 | Школа исследований маори Те Матаи | Холм | Регион Те Рунанга Нуи | Начальный |
1996 | Школа маори Харатаунга Каупапа | Кеннеди Бэй, Коромандел | Много | Начальный |
1997 | Образовательная школа маори Таумарере | горько-сладкий | Хвост | Начальный |
1997 | Школа маори в Вакатеа | Гамильтон Гамильтон | Много | Начальный |
1997 | Школа маори Нгати Кахунгуну Ки Те Вайроа Каупапа | Вайроа | Голова рыбы | Композитный |
1997 | Образовательная школа маори Нгати Ранги | Оакуне | Интернет-Антивирус | Начальный |
1997 | Те Ванау Тахи Кура Каупапа Маори | Крайстчерч | Транспортное средство | Композитный |
1998 | Образовательная школа маори Нгати Руануи | Хавера | Таранаки | |
1998 | Школа маори Нгати Кахунгуну Ки Хастаунга Каупапа | Гастингс, Хокс-Бей | Голова рыбы | Композитный |
1998 | Образовательная школа маори Тупохо | Вангануи | Интернет-реклама | Композитный |
1998 | Школа маори Данидина | Данидин Данидин | Транспортное средство | Начальный |
1998 | Образовательная школа маори Те Пуаха о Вайкато | Туакау/Порт Вайкато | Много | Начальный |
2001 | Школа маори New Way | Нэпьер | Голова рыбы | Композитный |
2002 | Образовательная школа маори Те Котуку | Пятница, Окленд | Окленд | Начальный |
2003 | Школа маори Кавакава Май Тахви Кавакава | Хикс Бэй, Восточное побережье | Восток | Начальный |
2003 | Образовательная школа маори Те Хиринга | Два | Драйв | |
2005 | Школа маори Вангароа Каупапа | Матаури Бэй | Хвост | |
2005 | Образовательная школа маори Южной Хокианги | Южная Хокианга | Хвост | Начальный |
2005 | Образовательная школа маори Хунгатеранги | Роторуа | Драйв | Начальный |
2005 | Начальная школа Пукемиро | Официант | Хвост | Композитный |
2006 | Школа маори Вайуку Каупапа | Вода | Окленд | Начальный |
2007 | Образовательная школа маори Те Рау Ароха [ 19 ] | Смотреть | Много | Композитный |
2012 | Начальная школа Туйа Те Матанги | Нельсон | Те Тауиху из Те Вака на Мауи | Композитный |
2013 | Школа маори Университета Хорута | Гисборн | Восток | Композитный |
2011 | Те Варекура из Нга Пурура о Те Ароха | Авамуту | Много | |
2019 | Новая педагогическая школа маори на Гавайях | Гисборн | Восток | Композитный |
2024 | Школа маори Нгаа Папаонекура [ 20 ] | Папакура , Окленд |
Ссылки
[ редактировать ]- Смит, Грэм Х. (2003). «Теория каупапа маори: теоретизирование трансформации образования и школьного обучения коренных народов» (PDF) . Симпозиум маори Каупапа: Совместная конференция NZARE/AARE . Австралийская ассоциация исследований в области образования . Проверено 25 мая 2008 г.
- Новая Зеландия. Департамент образования (1988). Администрирование ради совершенства: эффективное управление в образовании (Отчет Пико) . Веллингтон: Правительственный принтер. ISBN 0477048633 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роял, Чарльз. «Методология» . Исследовать . Те Уаре Вананга или Авануиранги, Нга Пае или Те Мараматанга и Институт исследований маори и коренных народов (IRI) Оклендского университета. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 25 мая 2008 г.
- ^ Смит 2003 , стр. 6–7.
- ^ Смит 2003 , стр. 8–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоромия, Барекура (22 февраля 2008 г.). «Новая основа для обзора Те Ахо Матуа кура каупапапа маори» . Beehive.govt.nz . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Генеральная ассамблея новозеландских школ маори (29 сентября 1998 г.). Включение Те Ахо Матуа в статью 155 Закона об образовании 1989 года. Представление заместителю министра образования (отчет).
- ^ Бейкер, Робин (12 марта 2002 г.). «Участие родителей и общества в работе школ – возможности и проблемы школьных изменений», «Совет Новой Зеландии по исследованиям в области образования» . Совет Новой Зеландии по исследованиям в области образования. Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 11 июня 2008 г.
- ^ «Парламент Новой Зеландии — Энаре, Тау» . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «Закон об образовании № 80 1989 г. (по состоянию на 1 марта 2017 г.), Публичный закон 155 Кура Каупапа Маори - Законодательство Новой Зеландии» . Legislation.govt.nz . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Поправки к Закону об образовании (Те Ахо Матуа) 1999 года» (PDF) . Austlii.edu.au . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Официальная версия Te Aho Matua o nga Kura Kaupapa Māori и объяснение на английском языке» Dia.govt.nz, 6 июня 2008 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Шарплс: Конференция директоров начальных классов Хокс-Бей | Scoop News» . Scoop.co.nz . 24 августа 2007 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ Протокол ежегодного собрания 2018 г.
- ^ «Добро пожаловать в школу Маунгау - Дети в действии - Школа Маунгавау» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ "Основной" . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 11 января 2011 г.
- ^ «Школа науки и технологий маори» . teathau.school.nz . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ [3] Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Министерство внутренних дел: Новозеландский вестник - Новозеландский вестник» . online.gazette.govt.nz . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Новая кура каупапа маори открывается в Окленде» . 1Новости . Проверено 9 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веллингтон, Новая Зеландия, Национальный фонд Те Коханга Рео, история Те Коханга Рео получена 8 июня 2008 г.
- Веллингтон, Новая Зеландия, Министерство внутренних дел. Официальная версия Te Aho Matua o nga Kura Kaupapa Māori и объяснение на английском языке получены 8 июня 2008 г.
- Парламентского совета Веллингтон, Новая Зеландия, раздел 155 Закона об образовании 1989 г., дата обращения 8 июня 2008 г.
- Гавайи, США. 'Aha Punana Leo' получен 8 июня 2008 г.