Семья
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2017 г. ) |
Семья ( Произношение маори: [ˈfakapapa] , ['ɸa-] ), или генеалогия , является фундаментальным принципом культуры маори . Чтение вакапапа их провозглашает свою идентичность маори , помещает себя в более широкий контекст и связывает себя с земельными и племенными группировками и маной . [1]
Эксперты вакапапа могут проследить и перечислить родословную не только на протяжении многих поколений в линейном смысле, но также между такими поколениями в горизонтальном смысле.
Связь с родословной
[ редактировать ]Рэймонд Ферт, известный новозеландский экономист и антрополог начала 20-го века, утверждал, что существует четыре различных уровня терминологии родства маори, а именно: [2]
Te reo маори Термин | Дословный перевод | Термин родственной группы |
---|---|---|
Ванау | родить | большая семья |
беременность | беременность | буйствовать |
племя | кости; люди | клан |
транспортное средство | каноэ | фратрия |
Некоторые ученые [ ВОЗ? ] считали, что этот тип генеалогической деятельности равносилен поклонению предкам. Большинство маори [ ВОЗ? ] вероятно, объяснил бы это почтением к предкам. Племена и подплемена чаще всего называют в честь предка (мужского или женского пола): например, Нгати Кахунгуну означает «потомки Кахунгуну» (знаменитого вождя, который жил в основном в районе, который сейчас называется регионом Хокс-Бей ).
По словам Атолла Андерсона , «[] чрезвычайно практическая ценность вакапапы, которая гарантировала их общую точность». Этнограф Уолтер Онг сказал о пренебрежительном отношении европейцев к точности устной истории, такой как вакапапа: «Устные культуры должны вкладывать огромную энергию в повторение снова и снова того, что было с трудом изучено на протяжении веков». [3]
Словесные ассоциации
[ редактировать ]Многие физиологические термины также носят генеалогический характер. Например, термины «иви», «хапу» и «ванау» (как отмечалось выше) также можно перевести по порядку как «кости», «беременная» и «родить». Лауреат премии писательница маори Кери Халм назвала свой самый известный роман « Люди из костей »: название напрямую связано с двойным значением слова «иви» как «кость» и «племенной народ».
Большинство официальных речей (или waikōrero ) начинаются с «гнусавого» выражения — Tihei Mauriora ! Это переводится как «Чихание Жизни». По сути, оратор (чье «чихание» напоминает нам о новорожденном, очищающем дыхательные пути, чтобы сделать первый вдох жизни) объявляет, что «его» речь уже началась и что его «дыхательные пути» достаточно чисты, чтобы дать подходящая речь.
Вакапапа в системе психического здоровья
[ редактировать ]Вакапапа определяется как «генеалогическое происхождение всего живого от Бога до настоящего времени». [4] «Поскольку считается, что все живые существа, включая скалы и горы, обладают вакапапой, ее далее определяют как «основу для организации знаний в отношении создания и развития всех вещей». [4]
Следовательно, вакапапа также подразумевает глубокую связь с землей и корнями своего происхождения. Чтобы проследить свою вакапапу, важно определить место, где началось наследие предков; «Вы не можете отследить это дальше». [5] «Вакапапа связывает всех людей с землей, морем, небом и внешней вселенной, поэтому обязательства вханаунгатанги распространяются на физический мир и все существа в нем». [6]
добровольно раскрывает вакапапа Хотя некоторые семейные и общественные организации здравоохранения могут потребовать подробную информацию о вакапапе в рамках оценки клиента, обычно лучше, если ванау , если их это устраивает. [5] Обычно сведения о вакапапе клиента не требуются, поскольку достаточную информацию можно получить посредством его идентификации iwi . Случаи, когда может потребоваться вакапапа, включают случаи усыновления или ситуации, когда информация вакапапа может быть полезна для здоровья и благополучия клиента.
человека Также считается, что вакапапа определяет внутреннее тапу . [7] «Обмен вакапапа позволяет выявить обязательства... и завоевать доверие участников». [8] Кроме того, поскольку считается, что вакапапа «неразрывно связана с физическим геном », [9] концепции тапу по-прежнему применимы. Поэтому крайне важно обеспечить соблюдение соответствующих культурных протоколов.
Неправомерное использование такой частной и конфиденциальной информации вызывает серьезную обеспокоенность у маори. [5] Хотя информация вакапапа может быть конфиденциально раскрыта кайматай хиненгаро , эта информация может храниться в базах данных, к которым могут получить доступ другие. Хотя большинство медицинских работников используют технологические достижения в области хранения данных, это может стать областью дальнейшего исследования, чтобы конфиденциальная информация, относящаяся к вакапапе клиента, не могла быть раскрыта другим.
Кроме того, может быть полезно выяснить, устраивает ли клиент хранение информации wakapapa способами, которые могут быть раскрыты другим лицам. кодекс маори . Этический Для решения таких проблем был предложен [10] Кодекс этики маори может предотвратить «неправильное управление информацией или информаторами или манипулирование ими». [11]
Спорт
[ редактировать ]Хотя это правило не применялось строго в прошлом, сегодня людям необходимо доказать вакапапа, чтобы стать членами международной команды союза регби маори All Blacks , команды лиги регби новозеландских маори и команды новозеландских маори по крикету, чтобы пройти квалификацию.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Спасибо – Знакомство» . Маори в Университете Отаго / Маори в Университете Отаго . Университет Отаго . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ ван Мейл, Toon (июнь 1995 г.). «Социально-политическая организация маори в до- и протоистории». Океания . 65 (4): 304–322. дои : 10.1002/j.1834-4461.1995.tb02518.x . ISSN 0029-8077 . S2CID 153110640 .
- ^ Андерсон, Атолл; и др. (ноябрь 2015 г.). Тангата Венуа (1-е изд.). Окленд: Книги Бриджит Уильямс. стр. 47, 48. ISBN. 9780908321537 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Барлоу (1994) , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Рассел (2004) .
- ^ Гловер (2002) , с. 14.
- ^ Гловер (2002) .
- ^ Гловер (2002) , с. 31.
- ^ Гловер (2002) , с. 32.
- ^ Pomare (1992), цитируется по Glover (2002) .
- ^ Интернет (1991, стр. 13), цитируется по Glover (2002) , стр. 13. 30.
Ссылки
[ редактировать ]- Барлоу, К. (1994). Тиканга вакааро: ключевые концепции культуры маори . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оксфордского университета.
- Гловер, М. (2002). Методология исследования здоровья маори каупапа: обзор литературы и комментарии к использованию подхода каупапа маори в докторском исследовании по отказу от курения маори . Прикладная поведенческая наука, Оклендский университет. Окленд, Новая Зеландия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рассел, К. (2004). Хуэй: Хуэй, чтобы обсудить, как создавать и поддерживать отношения с организациями маори . Данидин, Новая Зеландия: Департамент общественных и семейных исследований, Университет Отаго.