Jump to content

Маори и охрана природы

Гора Таранаки
Гора Таранаки, почитаемая маори, недавно получила юридический статус личности.

У народа маори сложилась сильная и меняющаяся природоохранная этика с момента открытия и заселения Новой Зеландии . Это тесно связано с их духовными убеждениями. [ 1 ]

поселение маори

[ редактировать ]

Народ маори впервые прибыл в Новую Зеландию в 950 году нашей эры. В то время биоразнообразие Новой Зеландии было намного больше, чем сейчас, и единственными млекопитающими были три вида летучих мышей. В результате в лесах страны населилась большая и разнообразная популяция птиц. [ 2 ] Самый крупный из известных видов орлов, орел Хааста , обитал на Южном острове. Влияние народа маори оказало неблагоприятное воздействие на землю. Они истребили нелетающих моа и вырубили большие участки леса, чтобы освободить место для поселений и разжечь костры, чтобы было легче охотиться на птиц. Примерно половина естественных лесов Новой Зеландии была уничтожена в течение первых нескольких сотен лет. Без основного источника пищи (моа) орел Хааста вымер где-то в 15 веке. Народ маори также завез в Новую Зеландию полинезийскую крысу , что имело разрушительные последствия для местной популяции птиц. Вполне вероятно, что крысы были привезены в качестве источника пищи поселенцами маори, но они сбежали и вскоре наводнили остров. Это было особенно вредно для видов птиц Новой Зеландии, которые развились без поведенческой защиты от крыс, поскольку у них было мало естественных хищников, если они вообще были. [ 3 ]

Повседневная жизнь маори диктовалась временем года. Сезон посадки был в октябре, а сбор урожая – в феврале. Лесные племена обычно практиковали отлов крыс и птиц. Несмотря на относительно небольшую численность населения, племена претендовали на владение всем островом, периодически посещая земли для обоснования претензий. Для маори земля была не просто ресурсом, но и связью с предками. [ 4 ] Мана . племени была прочно связана с землями этого племени Отсюда пошла пословица маори «Человек погибает, а земля остаётся». Верования маори включали Атуа, невидимых духов, связанных с природными явлениями, такими как радуга, деревья или камни. Священные водоемы были известны как вай тапу. Политика Партии зеленых Новой Зеландии заключается в возвращении вай тапу иви, поскольку некоторые из них в настоящее время находятся под контролем заповедника. [ 5 ] Большое количество новозеландских голубей, слетающихся в стаи, чтобы питаться плодами торомиро, является показателем маны леса. Из-за этого на эту птицу обычно охотятся только в особых случаях; перья носят женщины маори с высоким социальным статусом.

Рахуи — это форма защиты природных ресурсов, которую маори реализовали в качестве меры по сохранению, а также по другим причинам.

Современные точки зрения

[ редактировать ]

Был разработан Индекс культурного здоровья водных путей, который связывает западную науку и культурные знания маори о здоровье рек. [ 6 ]

Вера маори гласит, что Тане, бог леса и птиц, создал первого человека.

В обществе маори особый статус предоставляется тем, кто известен как тангата венуа «народ земли», или маори, которые проживают в местном районе на протяжении многих поколений. Это контрастирует с маори, не имеющими наследственной связи с землей, известными как тангата хаере майи «пришедшие люди», равахо «чужаки» или тауиви «иностранцы». [ 4 ] В зависимости от удаленности сообщества процент тангате хаере май может варьироваться от всего лишь 5% до более 70%. Сегодня термин тангата венуа часто используется для широкого различения маори и других групп.

Еще одним важным аспектом отношений маори с природой была концепция тапу , опасной энергии, которую нужно было должным образом свести на нет с помощью ритуала. Это имело место у каждого природного ресурса, а это означало, по крайней мере теоретически, что эксплуатация природных ресурсов ограничивалась тапу. [ 4 ]

Земельные законы маори, которые требуют равного распределения наследства между детьми, привели к сохранению земли, сделав отдельные земельные участки слишком маленькими для экономического использования. Вдобавок к этому маори старшего поколения культурно не склонны продавать свои доли застройщикам, делая заготовку дров или возделывание небольших садов основным видом экономической деятельности на этих землях. [ 4 ]

Маори обвиняют европейские запретительные законы, многие из которых были приняты в колониальную эпоху, в узурпации маны и содействии сокращению биоразнообразия Новой Зеландии. [ 4 ] В частности, маори указали на продолжающееся сокращение численности новозеландских голубей, несмотря на запреты на охоту, заявив, что Тане уничтожает их, поскольку они больше не используются людьми. Восстановление ответственности за окружающую среду Новой Зеландии считается не только важным с точки зрения сохранения природы, но и критически важным для того, чтобы по-настоящему стать tangata Whenua.

Экологические знания маори

[ редактировать ]

Команда исследователей изучила традиционные экологические знания маори о туатаре , рептилии, обитающей в Новой Зеландии, посредством устных опросов старейшин. Это особенно важно, поскольку туатара — живое ископаемое, являющееся последним живым представителем своего таксономического отряда. Туатара вымерла на главном острове и существует только на 37 прибрежных островах. Показания старейшин правильно соответствовали существующим научным знаниям относительно физиологии, диеты, ареала и поведения. Исследователи пришли к выводу, что «по крайней мере в некоторых случаях традиционные экологические знания могут сохраняться по мере сокращения численности видов и могут служить ценным источником экологической информации для сохранения». Кроме того, по этим показаниям они обнаружили еще семь мест, где в последнее время обитали туатары. [ 7 ]

В культурном отношении туатару обычно считают плохим предзнаменованием, хотя 20% пожилых людей сообщают, что туатару держат в качестве домашних животных. Считается, что туатара, у которых есть примитивный «третий глаз» и долгая естественная продолжительность жизни, обладают большими знаниями и способностью видеть скрытые вещи. И наоборот, старейшины Нгай Вай Иви сообщают, что клали рептилий под рубашки, чтобы сохранять прохладу. В статье Рамстад заключает: «Наше нынешнее понимание отношения маори к туатаре нуждается в пересмотре, чтобы учесть эту неоднородность в традиционных экологических знаниях. Не все маори боятся туатары, не все иви исторически существовали на туатаре, и культурная роль туатары со временем меняется. и среди иви». [ 7 ]

[ редактировать ]

Сегодня примерно треть территории Новой Зеландии находится под юрисдикцией Департамента охраны природы . [ 1 ] реку Уонгануи В 2017 году правительство Новой Зеландии признало имеющим тот же правовой статус, что и физическое лицо, положив конец самому продолжительному судебному разбирательству в стране, которое началось 160 лет назад. До заселения европейцев река была важна потому, что была легко судоходной, что позволяло широко распространить поселения в долине реки Уонгануи. До европейской колонизации этот регион был самым густонаселенным на Северном острове. [ 8 ] Что касается этого статуса, ведущий переговорщик от племени Уонгануи Джеррард Альберт заявил: «Причина, по которой мы выбрали этот подход, заключается в том, что мы считаем реку своим предком и всегда... Мы можем проследить нашу генеалогию до истоков Вселенной. и поэтому мы не являемся хозяевами мира природы, а являемся его частью». [ 9 ] Были назначены два законных опекуна: один от племени, другой от правительства Новой Зеландии. Депутат маори Адтиан Рураве заявил, что «с точки зрения Вангануи благополучие реки напрямую связано с благополучием людей», имея в виду мана тангата венуа.

Позже, в 2017 году, гора Таранки получила аналогичный правовой статус, при этом восемь племен и правительство Новой Зеландии выступили в качестве законных опекунов. Министр по переговорам по договору Эндрю Литтл сказал по поводу этого решения: «Сегодняшние соглашения являются важной вехой в признании обид и обид прошлого, поскольку таранаки иви пережили одни из худших примеров поведения Короны в 19 веке». [ 10 ] Альберт надеялся, что эти решения создадут прецедент для других племен маори, которые предоставят правосубъектность географическим местам. Часть того, что сейчас является национальным парком Тонгариро, была передана Короне вождем маори Те Хеухеу Тукино IV для обеспечения его защиты.

Серая Хака

[ редактировать ]

Хака Керэру был церемониальным танцем , который «служил для установления связи между окружающей средой и людьми и указывал на фундаментальную платформу жизни и существования — Папатуануку (Мать-Земля)». [ 4 ] Во время его последнего записанного выступления в 1972 году «хуауа (консервированный керэру подавали )». Хака отсылает к экологическому опустошению, вызванному европейскими колонистами. Точные слова различаются по мере того, как люди адаптируют их к своим диалектам: [ 4 ]

маори Английский
Оно тихо и тихо Они бесплодны, они бесплодны
Люблю холм, который стоит внизу Меня огорчает холм, который меня окружает
Оно тихо и тихо Они бесплодны, они бесплодны
Что случилось? Почему здесь так голо?
Это может быть неправильное питание Возможно потому, что еды нет
И что? Что нам делать?
(имя начальника) Давайте подумаем о том, чтобы съесть яички (имя начальника)
Оно тихо и тихо Они бесплодны, они бесплодны
Двигайтесь Увы, продолжайте двигаться, продолжайте двигаться
А, ç Увы

Альтернативная версия также существует. [ 4 ]

маори Английский
Это отходы Остались только корни папоротника
Смысл этого слова в том, что Основное слово подразумевает
Вернемся с пустыми руками К чему мы возвращаемся, чтобы возделывать почву
Распечатай, умри, распечатай. Мы тащим его обратно, ничего хорошего, мы тащим его обратно
Оно тихо и тихо Абсолютно бесплодный, абсолютно бесплодный
Холм просто стоял там и умер Холмы за моей спиной бесплодны
Оно тихо и тихо Абсолютно бесплодный, абсолютно бесплодный
Один пакет был найден У нас есть только одна корзина
у меня вообще нет людей Для моего народа практически ничего не было
Чтобы приготовить еду - Чтобы подготовиться к застолью.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Руру, Хасинта. «Обратить вспять снижение биоразнообразия Новой Зеландии» (PDF) . Политика Ежеквартально . 13 : 65–71.
  2. ^ результаты, поиск (01.09.2002). Маори Новой Зеландии . Миннеаполис: Группа пабов Lerner. ISBN  9780822506652 .
  3. ^ Хоган, К. Майкл (2009). Н. Стромберг (ред.). Желтоглазый пингвин: антиподы Megadyptes . GlobalTwitcher.com. Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тимоти, Пуке; Лайвер, Филип О'Б; Матамуа, Ранги ; Джонс, Кристофер Дж.; Тахи, Бренда Л. (2017). «Представление мировоззрения Туавенуа способствует сохранению окружающей среды» . Экология и общество . 22 (4). дои : 10.5751/ES-09768-220420 . ISSN   1708-3087 .
  5. ^ «Политика по вопросам маори» . Партия зеленых Аотеароа, Новая Зеландия . 12 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 8 июня 2018 г.
  6. ^ Типа, Гейл; Лорел Тирни (июнь 2003 г.). Индекс культурного здоровья ручьев и водных путей . МЕ475. Веллингтон: Министерство окружающей среды. ISBN  978-0-478-24092-4 .
  7. ^ Jump up to: а б Рамстад, Кристина М.; Нельсон, Нью-Джерси; Пейн, Г.; Бич, Д.; Пол, А.; Пол, П.; Аллендорф, ФРВ; Догерти, Швейцария (1 апреля 2007 г.). «Сохранение видов и культуры в Новой Зеландии: традиционные экологические знания маори о Туатаре». Биология сохранения . 21 (2): 455–464. дои : 10.1111/j.1523-1739.2006.00620.x . ISSN   1523-1739 . ПМИД   17391195 . S2CID   39213356 .
  8. ^ «Новая Зеландия признает реку Уонгануи «живым человеком» » . Время . Проверено 9 июня 2018 г.
  9. ^ Рой, Элеонора Эйндж (16 марта 2017 г.). «Река Новой Зеландии наделена теми же законными правами, что и человек» . Хранитель . Проверено 7 июня 2018 г.
  10. ^ Рой, Элеонора Эйндж (22 декабря 2017 г.). «Новая Зеландия предоставляет горе Таранаки те же юридические права, что и человеку» . Хранитель . Проверено 7 июня 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мерата Кавару (2002). Страна: Управление нашими ресурсами . Окленд: Рид. ISBN  978-0-7900-0858-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84b973e025cb9af63cbf225106595f02__1710535980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/02/84b973e025cb9af63cbf225106595f02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Māori and conservation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)