Jump to content

Тапу (полинезийская культура)

Священный [1] [2] [3] — это традиционное полинезийское понятие, обозначающее что-то святое или священное, с « духовным ограничением» или «подразумеваемым запретом»; оно включает в себя правила и запреты. Английское « слово табу» происходит от этого более позднего значения и датируется капитана Джеймса Кука визитом в Тонгу в 1777 году.

Эта концепция существует во многих полинезийских обществах, включая традиционные культуры маори , Самоа , Кирибати , Рапануи , Таити , Гавайев и Тонги , в большинстве случаев используя узнаваемо похожее слово (от протополинезийского *tapu ), хотя ротуманский термин для этой концепции это «хаа». На Гавайях похожая концепция известна как капу. [4] - /t/ и /k/ — стандартные аллофонические вариации гавайской фонологии .

За пределами Полинезии

[ редактировать ]

Корень также существует за пределами полинезийских языков, в более широкой австронезийской семье : например, фиджийское табу , [5] Hiw (Вануату) toq [tokw] 'святой, священный', Mwotlap ne-teq [nε-tek ͡pʷ] 'кладбище'... [6] [7]

Независимо от того, полинезийские они или нет, все современные формы восходят к протоокеанскому этимону , реконструированному как * tabu [taᵐbu] . [7] Что касается родственных языков за пределами Океании, то они, по-видимому, относятся к центрально-восточной малайско-полинезийской группе, их форма реконструируется как * tambu . [8]

На полинезийских языках

[ редактировать ]

В традиции маори

[ редактировать ]

В традициях маори и Тонги тапу считается неприкосновенным или неприкосновенным. Вещи или места, которые являются тапу, следует оставлять в покое, к ним нельзя приближаться или вмешиваться. В некоторых случаях о них даже не следует говорить.

В обществе маори эта концепция часто использовалась тохунга ( священниками ) для защиты ресурсов от чрезмерной эксплуатации , объявляя рыболовство или другой ресурс тапу (см. рахуи ).

Существует два вида тапу: частное (относящееся к отдельным лицам) и публичное тапу (относящееся к сообществам). К человеку, предмету или месту, являющемуся тапу, нельзя прикасаться при человеческом контакте, а в некоторых случаях к нему даже нельзя приближаться. Человек, предмет или место могли быть освящены тапу на определенное время.

До контакта с европейцами тапу было одной из самых сильных сил в жизни маори. Нарушение тапу может иметь ужасные последствия, включая смерть правонарушителя от болезни или от рук кого-либо, пострадавшего от преступления. Раньше еда, приготовленная для человека высокого ранга, была тапу, и ее не мог есть человек низшего ранга. Дом вождя был тапу, и даже вождю нельзя было есть пищу внутри своего дома. Тапу считались не только дома высокопоставленных людей, но и их имущество, включая одежду. Могильники и места смерти всегда были тапу, и эти места часто были окружены защитным забором.

По крайней мере, в одном случае вождь объявил целое поселение — Окленд , недавно основанный город европейских поселенцев — тапу, чтобы разъяснить другим племенам, что он считает его находящимся под своей защитой. [9]

Сегодня тапу все еще соблюдается в вопросах, касающихся болезни, смерти и погребения:

  • Тангиханга или похоронный обряд может занять до пяти дней. Умерший лежит в открытом гробу , в окружении родственников женского пола, одетых в черное, их головы иногда покрыты листьями кавакава , которые делают несколько коротких перерывов. В течение дня посетители приходят, иногда издалека, несмотря на лишь отдаленные отношения, чтобы обратиться к умершему. Они могут откровенно говорить о недостатках и достоинствах умершего, но пение и шутки также уместны. Свободное выражение горя как мужчинами, так и женщинами поощряется. Можно сослаться на традиционные верования и повелеть умершему вернуться на родину предков, Гавайки , посредством te rerenga wairua , путешествия духов. Близкий родственник, известный как кири мате («мертвая кожа»), может не говорить. В последнюю ночь, pō wakamutunga (ночь окончания), скорбящие проводят бдение, и на восходе солнца гроб закрывают перед в церкви или мараэ панихидой и / или церемонией погребения на могиле, неизменно христианской. Традиционно скорбящие моют руки водой и сбрызгивают ею голову перед тем, как покинуть кладбище. После завершения погребальных обрядов традиционно устраивают пир. Ожидается, что скорбящие предоставят коха или подарки к еде. После погребения дом умершего и место его смерти ритуально очищаются каракией (молитвами или заклинаниями) и освящаются едой и питьем в ходе церемонии, называемой такахи варэ , топча дом. В эту ночь проводится по вакангахау (ночь развлечений) – ночь релаксации и отдыха. Вдову или вдовца не оставляют одну в течение нескольких последующих ночей.
  • В течение следующего года родственники выдающегося умершего человека посетят другие мараэ смерть» ( каве матэ , «принося им ). Они несут фотографии этого человека на мараэ.
  • Открытие надгробий ( хура ковату ) обычно проводится примерно через год после смерти, часто в праздничные дни, чтобы разместить посетителей, которые не смогли добраться до тангиханги . Помнят мертвых и выражают еще больше скорби.
  • Рангатира (вождь) или Тоа (воин), сделавший Та моко (татуировку на лице), считается Тапу, пока татуировщик вырезает ее, и ему не разрешается есть, прикасаться или даже смотреть на свое собственное отражение.
  • Гости манухири/манувири или посетители Мараэ считаются тапу до тех пор, пока еда не коснется или не пройдет через их рот. [10]

Тапу также до сих пор наблюдается в местах выбрасывания китов на берег . Киты считаются духовными сокровищами, поскольку они являются потомками бога океана Тангароа , и поэтому пользуются очень большим уважением. Места выбрасывания китов на берег и любые останки китов, выброшенных на берег, считаются священной землей. [11]

Ноа же снимает тапу с человека или объекта. Ноа похож на благословение. Тапу и ноа остаются частью культуры маори и сегодня, хотя сегодня люди не подвергаются такому же тапу, как в предыдущие времена. Например, сегодня в новом доме может быть проведена церемония Ноа по снятию тапу , чтобы обезопасить дом до того, как в него переедет семья.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Тапу» было переведено для Джеймса Кука как «освященный, неприкосновенный, запрещенный, нечистый или проклятый» ( Cook & King 1821 ); В некоторых английских источниках также говорится, что оно происходит от тонганского (полинезийского языка острова Тонга) та-бу «священный», от та «отметить» + бу «особенно». Но это может быть народная этимология . (См. Интернет-словарь этимологии: Табу )
  2. ^ «Онлайн-словарь» . Лексико Издательская Группа, ООО . Проверено 5 июня 2007 г.
  3. ^ Биггс, Брюс. «Записи для ТАПУ [ОК] Запрещены, согласно ритуальному ограничению, табу» . Онлайн-проект полинезийского лексикона . Университет Окленда . Проверено 9 сентября 2012 года .
  4. ^ «Национальный парк Гавайских вулканов» . nps.gov . Здесь, в этом священном месте Вахи Капу.
  5. ^ Диксон, Роберт М.В. (31 октября 1988 г.). Грамматика фиджийского языка Бумаа . Издательство Чикагского университета. п. 368. ИСБН  9780226154299 .
  6. ^ См. стр. 225: Франсуа, Александр (2013), «Тени ушедших жизней: истории духовных слов на севере Вануату», в Мейлхаммере, Роберте (редактор), Лексическая и структурная этимология: За пределами истории слов , Исследования языковых изменений, том. 11, Берлин: ДеГрюйтер Мутон, стр. 185–244.
  7. ^ Перейти обратно: а б Фрэнсис (2022) .
  8. ^ Запись * tambu «запрещено, табу» в Роберта Бласта ( Австронезийском сравнительном словаре ACD).
  9. ^ О'Мэлли, Винсент (6 декабря 2016 г.). « Великая война за Новую Зеландию разразилась менее чем в 50 км от Куин-стрит»: Винсент О'Мэлли о войне в Вайкато и создании Окленда (« . Spinoff .
  10. ^ «Протокол Мараэ» , Университет AUT.
  11. Те Карака, « Наука о сплетениях », Те Рунанга о Нгаи Таху , 21 декабря 2014 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e5e43a5ecec3e3af02fa34c24f89315__1718065560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/15/5e5e43a5ecec3e3af02fa34c24f89315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tapu (Polynesian culture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)