Специалист
В культуре маори Новой Зеландии тохунга ( тохука на диалекте южных маори ) — это опытный практик любого искусства или искусства, религиозного или иного. [1] В состав Тохунга входят опытные жрецы, целители, мореплаватели, резчики, строители, учителя и советники. Тохунга, возможно, также был главой ванау (семьи), но нередко был также рангатирой (вождем) и арики (благородным). [2] Эквивалент и родственное слово в гавайской культуре — кахуна , тахуа на таитянском языке.
Призвания и практики
[ редактировать ]
Существует множество классов тохунга (Best 1924:166), в том числе:
- Священник: высший класс священника
- Провидцы: предсказатели будущего
- Опытные резчики: опытные резчики
- Опытные ткачи : опытные ткачи
- Астрономы: эксперты по чтению звезд
- Тохунга Кокоранги: эксперт по изучению небесных тел (астроном)
- Опытные строители каноэ: опытные строители каноэ
- Знаток языка (лингвист)
- Тохунга та моко: эксперт по тамоко (татуировщик)
- Опытный художник: опытный художник
- Антрополог: эксперт в области изучения человека ( антрополог )
- Тохунга о Туматауэнга: эксперт по оружию или капеллан военного отряда.
- Экспертный договор: низший класс священника
Каждый тохунга был одаренным духовным лидером и обладал естественной способностью общаться между духовным и мирским царствами посредством каракии (молитв), патере (песен) или исполнения вайата (песен), которые были переданы им тохунгами до них. Однако их обряды в основном касались конкретных областей, в которых они практиковали, как указано выше.
Практика и знания
[ редактировать ]Тохунга владел знаниями о большинстве духовных и светских обрядов, и знания в целом передавались из поколения в поколение посредством устного общения в вананге (местах обучения/школах). Инструментами, которые они также использовали, были таонга пуоро , чтобы вызвать божественное вмешательство или помощь богов.
Хотя маори очень уважали знания и навыки тохунга, колдовства опасались как суеверные маори, так и европейцы. [3] [4] Предрассудки поселенцев, риск того, что шарлатаны воспользуются уязвимыми людьми, а также тот факт, что многие формы традиционной медицины маори больше не были эффективны против завезенных из Европы болезней, [5] это сочетание факторов привело к принятию Закона о подавлении тохунга 1907 года .
Некоторые тохунга отказались передавать свои устные традиции после того, как Закон вступил в силу в Новой Зеландии. [6] в результате чего народ маори лишился большей части своей традиционной основы, верований и обычаев. Закон был отменен в 1962 году, но к этому времени большая часть языка и традиций была либо испорчена, либо утеряна, но некоторые кауматуа и куя продолжали устно передавать свои знания из поколения в поколение. [ нужна ссылка ]
Важность, роль и практика женского тохунга в некоторой степени игнорировались или лишь вкратце затрагивались учеными двадцатого века, а в наше время они исследуются с большей глубиной.
Эксперт по тапу
[ редактировать ]
Тапу было и остается одним из наиболее глубоко укоренившихся верований и религиозных обычаев маори. Слово тапу можно перевести как «священное» или «запрещенное», но тапу маори имеет множество вариаций. Существовало личное тапу и местное тапу; тапу того или иного вида сталкивались с маори повсюду. Часто оно служило цели, аналогичной некоторым еврейским законам о запрете и карантине . [ нужна ссылка ]
Тохунга были пропитаны таинственными сущностями тапу из-за их знания древней и могущественной каракии , религиозных церемоний и своей должности посредника общения с атуа (богами и духами). У всех арики также было сильное личное тапу, которое не позволяло любому простому человеку есть из одной продуктовой корзины или использовать что-либо, принадлежащее вождю. [ нужна ссылка ]
Останки священных мертвецов и все, что с ними связано, считались в высшей степени тапу, и любой, кто занимался обращением с мертвецами или костями мертвецов, считался крайне тапу и не осмеливался прикасаться к еде руками. Следовательно, таких людей нужно было кормить так, как показано на картине. Это было написано с натуры в старинной па (деревне) в районе Вангануи. внешний частокол па с грубо вырезанными столбами, обычно тотара На заднем плане показан . Тохунга стоит на коленях на циновках перед китобойным домом (домом) раупо в отдаленном углу поселения. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Читэм, Карл (2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . Колокеса Уафа Махина-Туай, Дамиан Скиннер, Ригель Сорзано. Веллингтон, Новая Зеландия: Te Papa Press. п. 66. ИСБН 978-0-9941362-7-5 . OCLC 1118996645 .
- ^ Мид, С.М. (1997). Ориентиры, мосты и видения: Очерки . Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории. (с. 197).
- ^ Трегир, Эдвард (1905). Раса маори . п. 498.
- ^ С уважением, Элсдон. «Магия маори: заметки о колдовстве, магических обрядах и различных суевериях, которые практиковали или в которые верили древние маори» . Национальная библиотека Новой Зеландии . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «Суеверие маори на севере» Tuapeka Times, 9 августа 1893 г., стр. 4.
- ^ «Дорогой: потеря памяти» . Университет АУТ . 2011 . Проверено 26 октября 2012 г.
- Бест, Элсдон , Религия и мифология маори . Музей Доминиона , Булл. 10, 1924 г.
- Т.Р. Хироа (сэр Питер Бак), Приход маори . Второе издание. Впервые опубликовано в 1949 году. Веллингтон: Уиткомб и Томбс, 1974 год.