Jump to content

Сэр

Ихайя Те Кирикумара 19 века. (умер в 1873 г.), правитель

В культуре маори лидеры ( произношение маори: [ɾaŋatiɾa] ) — вожди племен , вожди (часто наследственные [1] )хапу (подплемя или клан ). В идеале рангатира были людьми большой практической мудрости, которые обладали властью ( мана ) от имени племени и поддерживали границы между землей племени ( маори : рохе ) и землей других племен. Изменения в законах о землевладении в 19 веке, особенно индивидуализация права собственности на землю , подорвали власть рангатиры, как и повсеместная потеря земель при ориентированном на европоселенцев правительстве колонии Новая Зеландия с 1841 года. Однако концепции рангатира и рангатиратанга (вождя) остаются сильными, и возвращение к рангатиратанге и возвышение маори с помощью системы рангатиратанги широко пропагандируются с тех пор, как возрождение маори началось ок. 1970 год . Моана Джексон , Ранджинуи Уокер и Типене О'Риган входят в число наиболее известных из этих защитников. [2] [ нужна цитата для проверки ]

Концепция рангатира занимает центральное место в рангатиратанге — системе управления , самоопределения и суверенитета маори . [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово рангатира означает «вождь (мужчина или женщина), родовитый, благородный» и происходит от протоцентрально-восточно-полинезийского * langatila («вождь второстепенного статуса»). [4] Родственные слова встречаются в Мориори , Таити (т.е. раатира в имени Тавини Уиратира ), маори островов Кука , Туамотуа , Маркизском и Гавайском языках . [ нужна ссылка ]

Интерпретации

[ редактировать ]
Табличка, объясняющая историю тангата-венгуа в The Bricks, Крайстчерч.

Три интерпретации рангатиры рассматривают его как соединение слов маори «ранга» и «тира». В первом случае «ранга» представляет собой песчаную косу , а «тира» — акульий плавник. Аллегорическая песчаная коса помогает уменьшить эрозию дюны (или людей). Плавник отражает как внешний вид песчаной косы, так и, что более важно, «ее физическое и намеренное доминирование как стража». [5] (стр. 195) Рангатира укрепляют сообщества, перестают существовать без них («что такое песчаная коса без песка?») и обладают защитной способностью. [5] (стр. 195)

Этнограф Джон Уайт (1826–1891) в одной из своих лекций об обычаях маори высказал иную точку зрения. [6] Он сказал, что маори традиционно формировали двух кахуи, которые собирались вместе, чтобы обсудить историю или вакапапа .

«Каждому вождю кахуи было назначено свое место в соответствии с объемом знаний, которыми он обладал; и это место было предоставлено ему лидером кауи, членом которого он был. Это действие лидера называлось ранга . , или приведение в порядок. Люди, приходящие в храм группой, назывались тира , или компанией, а поскольку вождь должен был выделить, или ранга, место каждому из своих тира, его называли рангатирой; , от которого на языке маори происходит слово, обозначающее вождя, рангатира». [6]

Эта интерпретация хорошо согласуется со вторым переводом, где «ранга» — это сокращение от раранги (или плетения), а «тира» означает группу. [5] (стр. 195)

Третья интерпретация одинаково хорошо подходит к этому переводу, связывая понятия, связанные с идентичностью «тира». В первую очередь условное гостеприимство [7] [8] [9] представлен в виде плетения, созданного для тира гостей. Во втором случае коллективная интенциональность [10] [11] «разыгрывается в плетении» «тира» воинств. [5] (стр. 196) Вместе эти концепции подчеркивают ценность, придаваемую «личным отношениям» между лидером и его группой. [5] (стр. 196) Этот тип отношений похож на махара атаухаи (нежность или «благожелательная забота»), предложенную Договора Вайтанги в преамбуле королевой Викторией , отражающую «личную связь между правителем и подданным» до девятнадцатого века. [12] (стр. 177)

  1. ^ Фэган, Брайан М. (26 ноября 1997 г.) [1984]. «Маори». Столкновение культур (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс. п. 273. ИСБН  9781461666790 . Архивировано из оригинала 4 июня 2024 года . Проверено 4 июня 2024 г. Свободными людьми общества маори были рангатира , почти потомственная аристократия.
  2. ^ Смит, Черрил; Тинирау, Равири; Рэттрей-Те Мана, Хелена; Моэвака Барнс, Хелен; Кормак, Донна; Фицджеральд, Элджон (2021). «Рангатиратанга: рассказы о расизме, сопротивлении и благополучии» (PDF) . Те Атаухаи о Те Ао, Независимый институт маори по окружающей среде и здоровью. Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
  3. ^ Смит, Шерил; Тинирау, Равили; Рэттрей-Те Мана, Хелена; Моэвака Барнс, Хелен; Кормак, Донна; Фицджеральд, Элджон (2021). «Истеблишмент: рассказы о расизме, сопротивлении и благополучии» (PDF) . Те Атаухаи о Те Ао, Независимый институт маори по окружающей среде и здоровью. Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 12 ноября 2022 г. Рангатиратанга — это термин, который отражает политическую борьбу, которую маори вели за отстаивание суверенитета и самоопределения как ванау, хапу, иви и как нации. Обычно под этим понимаются права, которые маори «должны были» получить по Договору Вайтанги .
  4. ^ Адамс, Т.; Бентон, Р.; Рамка, А.; Мередит, П.; Бентон, Н.; Карена, Т. (2003). «Te matapunenga: Сборник ссылок на концепции обычного права маори» (PDF) . Университет Вайкато . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Грей-Шарп, К. (2011), «Наши дома: Тино Рангатиратанга и современная жилищная политика», в Таваи, В. М.Х.; Грей-Шарп, К. (ред.), Всегда говоря: Договор Вайтанги и государственная политика , Веллингтон, Новая Зеландия: Хуйя, стр. 191–212, ISBN  9781869694814
  6. ^ Jump up to: а б Уайт, Дж. (1826–1891). Воплощение официальных документов, касающихся дел коренных народов и покупки земли на Северном острове Новой Зеландии. Лекции г-на Джона Уайта по обычаям маори и т. д. , Часть 11 . NZETC, получено 13 ноября 2001 г.
  7. ^ Деррида, Дж. (2000). О гостеприимстве (Р. Боулби, пер.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  8. ^ Белл, А. (2010). «Быть ​​​​как дома» в стране: гостеприимство и суверенитет в разговорах об иммиграции». Этносы . 10 (2): 236–256. дои : 10.1177/1468796810361653 . S2CID   145583138 .
  9. ^ Уэстморленд, Миссури (2008). «Перебои: Деррида и гостеприимство» (PDF) . Критике . 2 (1): 1–10. дои : 10.3860/krit.v2i1.566 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
  10. ^ Сирл. младший (1990). Коллективные намерения и действия. В PR Коэн, Дж. Морган и М. Е. Поллак (ред.), Намерения в общении (стр. 401–416). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  11. ^ Туомела, Р. (2003). «Коллективное принятие, социальные институты и социальная реальность». Американский журнал экономики и социологии . 62 (1): 123–165. дои : 10.1111/1536-7150.t01-1-00005 .
  12. ^ Макхью, PG (1991). Концепция суверенитета юриста, Договор Вайтанги и история права Новой Зеландии. В книге У. Ренвика (ред.), Суверенитет и права коренных народов: Договор Вайтанги в международном контексте (стр. 170–189). Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a25c07850ceef2d46e4c549a718153a__1722799440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/3a/0a25c07850ceef2d46e4c549a718153a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rangatira - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)