Сэр

В культуре маори лидеры ( произношение маори: [ɾaŋatiɾa] ) — вожди племен , вожди (часто наследственные [1] )хапу (подплемя или клан ). В идеале рангатира были людьми большой практической мудрости, которые обладали властью ( мана ) от имени племени и поддерживали границы между землей племени ( маори : рохе ) и землей других племен. Изменения в законах о землевладении в 19 веке, особенно индивидуализация права собственности на землю , подорвали власть рангатиры, как и повсеместная потеря земель при ориентированном на европоселенцев правительстве колонии Новая Зеландия с 1841 года. Однако концепции рангатира и рангатиратанга (вождя) остаются сильными, и возвращение к рангатиратанге и возвышение маори с помощью системы рангатиратанги широко пропагандируются с тех пор, как возрождение маори началось ок. 1970 год . Моана Джексон , Ранджинуи Уокер и Типене О'Риган входят в число наиболее известных из этих защитников. [2] [ нужна цитата для проверки ]
Концепция рангатира занимает центральное место в рангатиратанге — системе управления , самоопределения и суверенитета маори . [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово рангатира означает «вождь (мужчина или женщина), родовитый, благородный» и происходит от протоцентрально-восточно-полинезийского * langatila («вождь второстепенного статуса»). [4] Родственные слова встречаются в Мориори , Таити (т.е. раатира в имени Тавини Уиратира ), маори островов Кука , Туамотуа , Маркизском и Гавайском языках . [ нужна ссылка ]
Интерпретации
[ редактировать ]
Три интерпретации рангатиры рассматривают его как соединение слов маори «ранга» и «тира». В первом случае «ранга» представляет собой песчаную косу , а «тира» — акульий плавник. Аллегорическая песчаная коса помогает уменьшить эрозию дюны (или людей). Плавник отражает как внешний вид песчаной косы, так и, что более важно, «ее физическое и намеренное доминирование как стража». [5] (стр. 195) Рангатира укрепляют сообщества, перестают существовать без них («что такое песчаная коса без песка?») и обладают защитной способностью. [5] (стр. 195)
Этнограф Джон Уайт (1826–1891) в одной из своих лекций об обычаях маори высказал иную точку зрения. [6] Он сказал, что маори традиционно формировали двух кахуи, которые собирались вместе, чтобы обсудить историю или вакапапа .
- «Каждому вождю кахуи было назначено свое место в соответствии с объемом знаний, которыми он обладал; и это место было предоставлено ему лидером кауи, членом которого он был. Это действие лидера называлось ранга . , или приведение в порядок. Люди, приходящие в храм группой, назывались тира , или компанией, а поскольку вождь должен был выделить, или ранга, место каждому из своих тира, его называли рангатирой; , от которого на языке маори происходит слово, обозначающее вождя, рангатира». [6]
Эта интерпретация хорошо согласуется со вторым переводом, где «ранга» — это сокращение от раранги (или плетения), а «тира» означает группу. [5] (стр. 195)
Третья интерпретация одинаково хорошо подходит к этому переводу, связывая понятия, связанные с идентичностью «тира». В первую очередь условное гостеприимство [7] [8] [9] представлен в виде плетения, созданного для тира гостей. Во втором случае коллективная интенциональность [10] [11] «разыгрывается в плетении» «тира» воинств. [5] (стр. 196) Вместе эти концепции подчеркивают ценность, придаваемую «личным отношениям» между лидером и его группой. [5] (стр. 196) Этот тип отношений похож на махара атаухаи (нежность или «благожелательная забота»), предложенную Договора Вайтанги в преамбуле королевой Викторией , отражающую «личную связь между правителем и подданным» до девятнадцатого века. [12] (стр. 177)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фэган, Брайан М. (26 ноября 1997 г.) [1984]. «Маори». Столкновение культур (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс. п. 273. ИСБН 9781461666790 . Архивировано из оригинала 4 июня 2024 года . Проверено 4 июня 2024 г.
Свободными людьми общества маори были рангатира , почти потомственная аристократия.
- ^ Смит, Черрил; Тинирау, Равири; Рэттрей-Те Мана, Хелена; Моэвака Барнс, Хелен; Кормак, Донна; Фицджеральд, Элджон (2021). «Рангатиратанга: рассказы о расизме, сопротивлении и благополучии» (PDF) . Те Атаухаи о Те Ао, Независимый институт маори по окружающей среде и здоровью. Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Смит, Шерил; Тинирау, Равили; Рэттрей-Те Мана, Хелена; Моэвака Барнс, Хелен; Кормак, Донна; Фицджеральд, Элджон (2021). «Истеблишмент: рассказы о расизме, сопротивлении и благополучии» (PDF) . Те Атаухаи о Те Ао, Независимый институт маори по окружающей среде и здоровью. Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
Рангатиратанга — это термин, который отражает политическую борьбу, которую маори вели за отстаивание суверенитета и самоопределения как ванау, хапу, иви и как нации. Обычно под этим понимаются права, которые маори «должны были» получить по Договору Вайтанги .
- ^ Адамс, Т.; Бентон, Р.; Рамка, А.; Мередит, П.; Бентон, Н.; Карена, Т. (2003). «Te matapunenga: Сборник ссылок на концепции обычного права маори» (PDF) . Университет Вайкато . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Грей-Шарп, К. (2011), «Наши дома: Тино Рангатиратанга и современная жилищная политика», в Таваи, В. М.Х.; Грей-Шарп, К. (ред.), Всегда говоря: Договор Вайтанги и государственная политика , Веллингтон, Новая Зеландия: Хуйя, стр. 191–212, ISBN 9781869694814
- ^ Jump up to: а б Уайт, Дж. (1826–1891). Воплощение официальных документов, касающихся дел коренных народов и покупки земли на Северном острове Новой Зеландии. Лекции г-на Джона Уайта по обычаям маори и т. д. , Часть 11 . NZETC, получено 13 ноября 2001 г.
- ^ Деррида, Дж. (2000). О гостеприимстве (Р. Боулби, пер.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Белл, А. (2010). «Быть как дома» в стране: гостеприимство и суверенитет в разговорах об иммиграции». Этносы . 10 (2): 236–256. дои : 10.1177/1468796810361653 . S2CID 145583138 .
- ^ Уэстморленд, Миссури (2008). «Перебои: Деррида и гостеприимство» (PDF) . Критике . 2 (1): 1–10. дои : 10.3860/krit.v2i1.566 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ Сирл. младший (1990). Коллективные намерения и действия. В PR Коэн, Дж. Морган и М. Е. Поллак (ред.), Намерения в общении (стр. 401–416). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Туомела, Р. (2003). «Коллективное принятие, социальные институты и социальная реальность». Американский журнал экономики и социологии . 62 (1): 123–165. дои : 10.1111/1536-7150.t01-1-00005 .
- ^ Макхью, PG (1991). Концепция суверенитета юриста, Договор Вайтанги и история права Новой Зеландии. В книге У. Ренвика (ред.), Суверенитет и права коренных народов: Договор Вайтанги в международном контексте (стр. 170–189). Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории.