Возрождение маори
Возрождение маори , как поворотный момент в истории Новой Зеландии, описывает широко определенный период между 1970-ми и началом 2000-х годов, когда маори взяли на себя ведущую роль в обращении вспять упадка своей культуры и языка, продолжавшегося с первых дней существования Новой Зеландии. Европейское поселение. При этом изменилось и социальное отношение к маори среди других новозеландцев. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
1800–1969, фон
[ редактировать ]
В начале двадцатого века численность маори резко сокращалась, в первую очередь из-за воздействия европейских болезней: тогда она достигла нижней точки - менее 50 000 человек при общей численности населения более 800 000 человек. [ 4 ] [ 5 ] Однако после этого численность населения увеличилась, поскольку начал формироваться естественный иммунитет. В политическом отношении тоже происходили перемены. После начала европейского заселения маори стали все больше беспокоиться о том, что их культура и язык подвергаются маргинализации. [ 6 ] До 1914 года, а, возможно, и позднее, Пакеха считал расу маори способной и достойной спасения, но только путем ассимиляции в европейскую систему. [ 7 ] Джеймс Кэрролл , член парламента от маори, который стал первым маори, получившим европейский электорат в Вайапу в 1887 году, и который позже работал в кабинете министров, придерживался аналогичной точки зрения. Он считал, что маори: «... смогут добиться успеха в европейском обществе». В общих чертах он считал, что маори следует сконцентрироваться на сельской жизни, оставив города немаори. [ 8 ] Из группы под названием « Партия молодых маори» , сформированной в 1890-х годах и также следовавшей линии более сельского, отдельного развития маори, появился новый лидер дела маори, Апирана Нгата . Он стал первым маори, получившим ученую степень в 1893 году, а затем стал уважаемым и многолетним членом парламента с 1905 по 1943 год. Нгата также работал над земельной политикой для маори, что привело к расцвету маори. искусство и культура. [ 9 ] В 1939 году началась Вторая мировая война; многие маори познакомились с миром за пределами Новой Зеландии и заняли руководящие посты в вооруженных силах, например, в батальоне маори , позиции, которых они не могли бы достичь в своей сельской идиллии дома. Когда они вернулись, произошел быстрый переезд в города, и по мере того, как маори становились все более урбанизированными, снова росли опасения, что, несмотря на преимущества ассимиляции, такие как лучшее здравоохранение, культура и язык маори вымирают. [ 10 ]
1970–75
[ редактировать ]
К началу 1970-х годов новое поколение молодых, образованных маори искало способы исправить упадок и вдохнуть новую жизнь в то, что сохранилось от культуры маори. Нга Таматоа («Молодые воины») — группа, сформированная студентами Оклендского университета , и к 1972 году у нее были филиалы в Веллингтоне и Крайстчерче . Один из ее лидеров сказал, что в то время существовала «ярость» по поводу того, что было потеряно, и по поводу того, как маори «стали ассимилированными псевдопакеха». Группа решила протестовать, сосредоточив внимание на проблемах, с которыми тогда столкнулись маори, а не на прошлых обидах. Протест начался в День Вайтанги , 6 февраля 1971 года, когда Нга Таматоа сорвал выступление Роба Малдуна , министра финансов, в Вайтанги, и произошел инцидент с поджогом флага. В 1975 году хикои (сухопутный марш) под предводительством Уины Купера пересек весь Северный остров и завершился возле парламента в Веллингтоне. Тысячи людей присоединились к маршу, что свидетельствует о том, как обеспокоенность маори по поводу утраты своей культуры и земельных владений доходит до широкой общественности. [ 11 ] За этим последовала оккупация Бастион-Пойнт в 1977–78 годах. В 1975 году Закон о договоре Вайтанги был принят . Он создал Трибунал Вайтанги с судебными полномочиями для расследования нарушений Договора Короной. [ 10 ]
1976–2002
[ редактировать ]Маори определили острую необходимость решить проблему сокращения использования Те Рео , языка маори. Поощрение использования Те Рео рассматривалось как краеугольный камень культурного роста маори. С начала 1980-х годов коханга рео началось движение языковых гнезд , за которым последовало создание кура каупапа , в котором проходило обучение на языке маори. К 1996 году в стране насчитывалось 765 коханга. Большая часть финансирования поступила от общин маори, а не от центрального правительства. В 1987 году Закон о языке маори вступил в силу . Он сделал маори официальным языком и создал Комиссию по языку маори , которая заявляет, что сосредоточена на «продвижении те рео как живого языка и обычного средства общения». [ 12 ] [ 13 ]
К 1979 году обе основные партии признали, что Новая Зеландия этнически разнообразна, и в принципе приняли аргумент о том, что маори должны иметь возможность идти своим собственным путем, а не тонуть в нравах пакеха. [ 14 ] Лейбористское правительство середины 1980-х годов продолжило продолжающиеся реформы. Начал складываться двухкультурный подход к государственной политике. [ 15 ] В 1985 году в Закон о Договоре Вайтанги были внесены поправки, предоставляющие Трибуналу юрисдикцию по рассмотрению исков, относящихся к 1840 году, что открыло путь для многочисленных дальнейших исков со стороны недовольных иви и хапу . Хотя список ощутимых выгод для маори от Договора в конце 1980-х годов становился все больше, например, огромные государственные выплаты для урегулирования претензий Трибунала, общественность, не являющаяся маори, в целом была недовольна. Чтобы успокоить совесть нации, а не лучше информировать общественность об исторической реальности, связанной с Договором, полуторавековая годовщина его подписания в 1990 году стала хореографическим театральным действом, лучше отражающим то, что нация хотела видеть, а не информированием об основных исторических проблемах. Прошлое было переделано, чтобы понравиться электорату. Начались текущие расчеты по Договору, исчисляемые сотнями миллионов долларов: к 2001 году, частично в результате расчетов по Договору, активы маори достигли 8,99 миллиардов новозеландских долларов. Работа трибуналов, связанная с принципами Договора, начала появляться в законодательстве: к 1999 году действия, связанные с Договором, требовались в одиннадцати статутах из 29, в которых упоминался Договор. [ 11 ] [ 16 ] В другом месте на художественной выставке Те Маори (1984–1987) искусство маори на международном уровне. впервые было представлено [ 17 ]
К 1990-м годам основы восстановления маори уже прочно укоренились, и развитие маори продолжалось, несмотря на постоянные препятствия, такие как медленные темпы урегулирования Договора и спад в экономике. К 2000 году процент маори, имеющих высшее образование, квалифицированные и управленческие должности, увеличился. Однако в 1990-х годах активность вернулась, и ее начали проявлять те, кто хотел дальнейшего прогресса. Сады Мутоа в Вангуи были оккупированы иви, заявившими о правах собственности, статуи колониальной эпохи, а в Окленде холме Одного Дерева была повреждена одинокая сосна на . Произошли и парламентские изменения. MMP был введен на всеобщих выборах 1996 года, и к 2002 году количество назначенных мест маори выросло с четырех до семи. В 2002 году в парламенте на 120 мест было 20 депутатов-маори. [ 18 ]
2003 – настоящее время, постренессансные события и размышления.
[ редактировать ]В 2004 году была основана Партия маори , которая на сегодняшний день является самой успешной партией Новой Зеландии, ориентированной на маори. Основанная бывшим депутатом от Лейбористской партии Тарианой Турией , партия получила четыре места на всеобщих выборах в следующем году. На выборах 2008 года ее мандаты увеличились до пяти, а партия также получила места в 2011 и 2014 годах. второстепенный партнер в правительстве. Недовольство «Нэшнл» привело к падению поддержки Партии маори в 2017 году, и она не получила мест.
Были высказаны опасения [ кем? ] о сфере действия Трибунала Вайтанги, начиная с 1840 года, потому что «прошлое интерпретируется юридическими рассуждениями в соответствии с целями настоящего». Историки будут интерпретировать прошлое иначе, чем юристы, используя диахронический, а не синхронический анализ юриста. Утверждалось, что, допуская претензии, относящиеся к 1840 году, [ кем? ] что реальность того, что произошло в прошлом, основанная на ценностях того прошлого, изменяется, потому что она оценивается в контексте современных норм, что несправедливо. [ 19 ]
Джозеф Уильямс стал первым маори, назначенным в Верховный суд в 2019 году. [ 20 ] [ 21 ] С 1970-х годов Возрождение стало важным литературным движением. В нем подчеркивается отдельная форма национализма маори со своими собственными формами выражения и собственной историей, которую можно рассматривать как представитель новой постколониальной Новой Зеландии. Появился устоявшийся каталог известных авторов, в том числе Кери Халм и Вити Ихимаэра . [ 22 ]
Пропорционально общей численности населения Новой Зеландии люди, утверждающие, что они являются маори, составляли 8 процентов в 1966 году и около 14 процентов в 1996 году. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Урбанизация и ренессанс маори ». Те Ара Энциклопедия Новой Зеландии . По состоянию на 17 декабря 2010 г.
- ^ Покровители культуры маори: власть, теория и идеология в эпоху Возрождения маори, Стивен Вебстер, University of Otago Press, 1998. , Обзор Жизель Бирнс, Котаре 1999, Том второй, номер второй. По состоянию на 17 декабря 2010 г.
- ^ Луна 2013 , стр. 191 и 200.
- ^ Винсент О'Мэлли ; Брюс Стирлинг; Уолли Пенетито (2010). Договор Вайтанги-компаньон: маори и пакеха от Тасмана до наших дней . Издательство Оклендского университета . ISBN 978-1-86940-467-3 . OCLC 652792607 . ОЛ 26094061М . Викиданные Q106909676 .
- ^ Сэр Чарльз, Роял (2005). «Маори – упадок и возрождение» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Смит, Линда Тухивай (1989). «Те Рео Маори: язык маори и борьба за выживание». Доступ . 8 (1). Google Scholar: Общество философии образования Австралазии: 3–9.
- ^ «4. Разглаживание подушки умирающей расы: А. А. Грейс» . nzetc.org . 2011 . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ Кинг 2004 , стр. 284–285.
- ^ Кинг 2004 , стр. 292–293.
- ^ Перейти обратно: а б Луна 2013 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Луна 2013 , с. 191-192.
- ^ Луна 2013 , с. 193-194.
- ^ «Наша история» . Комиссия по языку маори . Корона . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Кинг 2004 , с. 399.
- ^ Дерби, Марк. «Маори-английские отношения - ренессанс маори» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Луна 2013 , с. 196-197.
- ^ «Выставка Те Маори открывается в Нью-Йорке» . nzhistory.net.nz . 2011. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ Луна 2013 , с. 198-199.
- ^ Уильямс, Дэвид В. (2014). «Контекст историков и презентизм юристов, ОБСУЖДАЮЩИХ ИСТОРИОГРАФИЮ ИЛИ СОГЛАШАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧАТЬСЯ» . Новозеландский исторический журнал . 48 (2): 136–160.
- ^ Дьюис, Сумерки Луны (31 августа 2019 г.). «Оригинальный голос возрождения маори» . Новости Те Ао Маори . Маори ТВ . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Джо Уильямс — первый судья-маори, назначенный в Верховный суд» . Радио Новой Зеландии . 2 мая 2020 г. Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Кеннеди, Мелисса (апрель 2016 г.). «Возрождение маори с 1972 года». В Уильямсе, Марк (ред.). История новозеландской литературы . Издательство Кембриджского университета. стр. 277–288. дои : 10.1017/CBO9781316050873 . ISBN 9781316050873 .
- ^ Джонсон, Миранда CL (20 сентября 2016 г.). Земля — наша история: коренное население, закон и государство поселенцев . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2016 г.). ISBN 9780190600044 . Проверено 22 июля 2020 г.
К 1966 году насчитывалось около 255 000 человек маори, что составляло 8 процентов от общей численности населения (к 1996 году число людей, заявляющих о своем происхождении маори, увеличилось до более чем 500 000 или примерно 14 процентов от общей численности населения).
Библиография
[ редактировать ]- Кинг, Майкл (2004). Иллюстрированная история пингвинов Новой Зеландии . Группа Пингвин (Новая Зеландия). ISBN 978-014300669-5 .
- Мун, Пол (2013). Поворотные моменты – события, изменившие ход истории Новой Зеландии . Новая Голландия. стр. 191–203. ISBN 978-1-86966-379-7 .