Jump to content

Маори

Те Маори (иногда Те Маори в современных источниках) стала переломной выставкой искусства маори в 1984 году (позже продолжавшаяся в 1985, 1986 и 1987 годах). Это примечательно как первый случай, когда искусство маори было выставлено маори, а также первый случай, когда искусство маори было показано на международном уровне как искусство. Оглядываясь назад, это можно рассматривать как веху в эпоху Возрождения маори .

История [ править ]

Выставку Te Māori организовала министр по делам маори Кара Пукетапу под эгидой Совета по делам искусств королевы Елизаветы II при финансовой поддержке Mobil . Выдающийся лидер маори Хирини Моко Мид была одним из кураторов выставки. [1] Выставку планировали десять лет. [2] На выставке было представлено 174 резных предмета искусства маори. [2] из коллекций 12 музеев Новой Зеландии. [3] Крупнейшим вкладчиком стал Оклендский военный мемориальный музей , который предоставил взаймы 51 экспонат. [3]

Выставка открылась в Метрополитен-музее (Метрополитен) в Нью-Йорке 10 сентября 1984 года. [4] а также был представлен в Художественном музее Сент-Луиса (февраль – май 1985 г.), Мемориальном музее М. Х. де Янга в Сан-Франциско (июль – сентябрь 1985 г.) и Полевом музее в Чикаго (март – июнь 1986 г.).

Часть выставки была тщательно выдержана в традициях и ценностях, которыми руководствуется маори тиканга . Сюда входили церемония рассвета, традиционная каракия , речи на языке маори , вайата и капа хака . Мид описал эффект в престижном учреждении Метрополитена: «Это во многом сделало тиканга маори более приемлемым не только для населения Аотеароа в целом, но, что более важно, среди нашего народа». [5]

Те Маори: Те Хокинга Май , новозеландский этап выставки, посетил Веллингтон , Крайстчерч , Данидин и, наконец, завершился в Окленде 10 сентября 1987 года, через три года после открытия в Метрополитене. [6] [7] [8]

Произведения [ править ]

  • Ворота Пукероа Па [3]
  • Перемычка Патетонга [3]
  • Резьба по столу Каха [3]

и Наследие прием

Выставка была очень хорошо принята как дома, так и за рубежом. [9] [10] Он был очень популярен в Новой Зеландии благодаря интуиции, которая организовала выставку и собрала «беспрецедентное количество зрителей». [2] Влияние выставки описывает покойный музейный этнолог Роберт Нейх:

Эффект Те Маори был настолько всеобъемлющим, что его влияния невозможно избежать. (Роберт Нейх, 1985) [11]

Процесс диалога, совместного принятия решений и связи с произведениями искусства, выставленными вместе с иви маори (властями племени), оставил наследие для общин и музеев коренных народов, принеся институциональный сдвиг. [4] Часть консультаций заключалась в том, что iwi должна была дать разрешение на включение произведений искусства в выставку, подчеркивая разницу между собственностью музея и властью. Это было воспринято как результат политической и культурной пропаганды маори с 1960-х годов. [12] назвали выставленные объекты таонга, признавая большее значение, чем термин «произведение искусства». Институты [12]

Созданная им модель, которая благоприятствует участию общин коренных народов в интерпретации и демонстрации своего искусства, превратилась в международный стандарт практики для музеев, хранящих произведения искусства маори и тихоокеанских островов. (Майя Нуку, куратор отдела океанического искусства Метрополитен-музея (2021)) [4]

Международная реакция на выставку побудила новозеландские СМИ обратить внимание на искусство маори. [6] Он также внес конкретные изменения в музеи Новой Зеландии, внедрив бикультурный подход к «консультациям, планированию, презентации» и взаимодействию аудитории с таонгой. [2] Это также повлияло на новое здание национального музея Новой Зеландии Те Папа . [13] [14] [2]

Выставку раскритиковали за то, что она исключила, а именно за тои раранга (искусство волокна / плетение), созданное в основном женщинами, в отличие от резьбы, в основном мужчин, и современного искусства маори. Этому вопросу была посвящена новая передвижная выставка Te Waka Toi: современное искусство маори из Новой Зеландии , которая гастролировала по Соединенным Штатам в 1992 и 1993 годах. [12]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мид, Сидни (2016). "Вперед". Тиканга маори: жизнь ценностями маори (пересмотренная ред.). Веллингтон: Хуя. ISBN  978-1-77550-222-7 . OCLC   936552206 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Постоянное искусство, живое искусство: современное искусство маори . Найджел Борелл, Моана Джексон, Тааратай Тайароа, Художественная галерея Окленда. Окленд, Новая Зеландия. 2022. ISBN  978-0-14-377673-4 . OCLC   1296712119 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Новости Оклендского военного мемориального музея номер шестнадцать» (PDF) . Музейный ежеквартальный журнал . 16 . Окленд: Оклендский военный мемориальный музей . Декабрь 1983 г. ISSN   0111-2252 . Викиданные   Q115749474 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нуку, Майя (1 декабря 2021 г.). « Те Маори»: новые прецеденты искусства коренных народов в Метрополитен-центре . Журнал Метрополитен-музея . 56 : 32–50. дои : 10.1086/718034 . ISSN   0077-8958 . S2CID   245010880 .
  5. ^ Мид, Сидни М. (2016). Тиканга Маори: жизнь ценностями маори (пересмотренная ред.). Веллингтон. ISBN  978-1-77550-222-7 . OCLC   936552206 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Выставка Те Маори открывается в Нью-Йорке» . nzhistory.net.nz . 2011. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 2 октября 2011 г.
  7. ^ «Те Маори на празднике в Нью-Йорке» . Большая Идея . Те Ария Нуи. 7 сентября 2009 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
  8. ^ «Те Маори – 25 лет» «Блог Те Папы» . blog.tepapa.govt.nz . 2011 . Проверено 2 октября 2011 г.
  9. ^ «Те Маори в Нью-Йорке» . art-newzealand.com . 2011 . Проверено 3 октября 2011 г. Дуглас Ньютон, председатель отдела примитивного искусства Метрополитена, не сомневался, что выставка будет иметь большой успех. Он заверил меня в этом за несколько месяцев до открытия. Но даже он был в восторге от реакции средств массовой информации, жителей Нью-Йорка и мира искусства в Соединенных Штатах. Когда культурная группа Те Маори выступила в Американском музее естественной истории, не было сомнений, что что-то произошло. Публика была покорена еще до начала спектакля. Они хотели прикоснуться к культуре маори и народу маори, чтобы узнать все больше и больше. Они обращались к нам способом, который трудно описать.
  10. ^ «Вспоминают выставку Те Маори» . scoop.co.nz . 2011 . Проверено 3 октября 2011 г.
  11. ^ Нейх, Роджер (2013). Традиции и изменения в искусстве маори и тихоокеанских островов: очерки . Кларк, Шанель, Перейра, Пандора Фулимало, Прикетт, Найджел, Оклендский военный мемориальный музей. Окленд. п. 167. ИСБН  978-0-473-25872-6 . OCLC   870529690 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Читэм, Карл; Махина-Туай, Колокеса Уафа; Скиннер, Дамиан (2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . Ригель Сорзано. Веллингтон, Новая Зеландия. ISBN  978-0-9941362-7-5 . OCLC   1118996645 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Маккарти, Конал (2011). Музеи и маори: специалисты по наследию, коллекции коренных народов, текущая практика . Уолнат-Крик, Калифорния. ISBN  978-1-61132-076-3 . OCLC   719427870 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Тапселл, Пол (22 октября 2014 г.). «Маори и его влияние» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Министерство наследия . Проверено 6 января 2023 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62d73429124d6c1de4a3185fdf63847c__1714874700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/7c/62d73429124d6c1de4a3185fdf63847c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Te Maori - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)