Свойство
Таонга или таока (на языке маори Южного острова ) — слово на языке маори , обозначающее ценное достояние в культуре маори . У него нет прямого перевода на английский язык, что делает его использование в Договоре Вайтанги важным. Нынешнее определение отличается от исторического, отмеченного Хонги Хикой как «имущество, добытое копьем» [под этим можно понимать военную добычу или защищенное имущество] и теперь интерпретируется как означающее широкий спектр как материальных, так и нематериальных ценностей, особенно предметы историко-культурного значения.
Осязаемыми примерами являются всевозможные реликвии и артефакты , земля , рыболовство , природные ресурсы, такие как геотермальные источники. [1] и доступ к природным ресурсам, таким как права на прибрежные воды и доступ к прибрежной зоне рек или ручьев. Нематериальные примеры могут включать язык и духовные убеждения.
То, что считается таонгой, имеет серьезные политические, экономические и социальные последствия в Новой Зеландии и стало предметом ожесточенных дебатов, поскольку различные определения и интерпретации имеют последствия для политики в отношении таких вещей, как интеллектуальная собственность, [2] [3] генная инженерия [4] и распределение радиочастотного спектра.
Договор Вайтанги и Договор Вайтанги
[ редактировать ]Определение таонга имеет потенциальное конституционное значение в Новой Зеландии из-за использования этого слова во второй статье Договора Вайтанги ( маори : te Tiriti o Waitangi ). Англоязычная версия договора гарантировала подписавшим его маори «полное исключительное и беспрепятственное владение своими землями и поместьями, лесами, рыболовством и другой собственностью ». Версия договора на языке маори , которую поддержало подавляющее большинство подписавших сторон (461 из 500 подписей). [5] ), использовал слово таонга для перевода английской фразы «другие свойства». [6]
Раздел 6 (e) Закона об управлении ресурсами 1991 года обязывает лиц, принимающих решения, «признавать и обеспечивать связь маори, их культуры и традиций с их исконными землями, водами, местами, вахи тапу [священными местами] и другими таонгами». как дело государственной важности. [7]
Артефакты
[ редактировать ]Те Уэнуку , или просто Уэнуку, представляет собой важную раннюю резьбу маори, хранящуюся в музее Те Авамуту . [8] Те Уэнуку (буквально «Радуга») представляет племенного бога Уэнуку .
Коротанги ( птица скорби ) — это резное изображение птицы, выполненное из змеевидного камня. Некоторые маори, принадлежащие к Тайнуи, полагают, что он был привезен в страну с Гавайки в их наследственной ваке .
Претензии Трибунала Вайтанги
[ редактировать ]был подан ряд исков В Трибунал Вайтанги , касающихся защиты таонги .
язык маори
[ редактировать ]В июне 1985 года был подан иск с просьбой об официальном признании языка маори. Было предложено сделать этот язык официальным для всех целей, что позволит использовать его по праву в парламенте, судах, правительственных ведомствах, местных органах власти и государственных органах. [9]
Радиочастоты
[ редактировать ]В июне 1986 года Трибунал Вайтанги получил иск Вай 26 о том, что Договор Вайтанги был нарушен Короной, приступившей к введению законодательства, касающегося языка маори, до представления Трибуналом «Отчета по иску Те Рео маори», и, как следствие, , народу маори будет отказано в правах на радиочастоты и телеканал. [10] В июне 1990 года иск Wai 150 был подан сэром Грэмом Латимером от имени Новозеландского совета маори . Иск касался их рангатиратанги по поводу распределения радиочастот; утверждается, что в отсутствие соглашения с маори продажа лицензий на управление частотами в соответствии с Законом о радиосвязи 1989 года будет нарушением Договора Вайтанги . [11] Трибунал Вайтанги объединил иск Wai 26 с иском Wai 150. [12] в заключительном отчете Трибунала рекомендуется Короне приостановить тендер на радиочастоты и приступить к переговорам с iwi. [13]
Духовные места и места захоронений
[ редактировать ]В ноябре 1996 года различные члены Те Ророа подали иск в Трибунал Вайтанги в отношении квартала Маунгануи, леса Вайпоуа, озера Тахароа и его окрестностей, а также долины Ваймамаку в Нортленде. Часть претензий Вай 38 касалась таонги , в частности: вахи тапу «духовные места, имеющие особое значение для тангата венуа», и вакатупапаку (погребальные сундуки, сложенные в ана (пещеры и расщелины)).
Те Ророа . таонги В отчете Трибунала, представленном 3 апреля 1992 года, было установлено, что Корона допустила нарушение [14]
Знания маори о флоре и фауне
[ редактировать ]Иск Вай 262 в Трибунале Вайтанги представляет собой иск о правах в отношении матауранга маори или знаний маори в отношении местной флоры и фауны. Истцы заказали профессору Д. Уильямсу доклад о традиционных экологических знаниях , этноботанике, а также международном и новозеландском законодательстве в области интеллектуальной собственности и охраны природы. [15]
2 июля 2011 года Трибунал опубликовал свой отчет по иску Wai 262: «Ko Aotearoa Tēnei» («Это Аотеароа» или «Это Новая Зеландия»). [16] «Ko Aotearoa Tēnei» рассматривает более 20 правительственных ведомств и агентств и дает рекомендации относительно реформирования «законов, политики или практики, касающихся здравоохранения, образования, науки, интеллектуальной собственности, местной флоры и фауны, управления ресурсами, сохранения, языка маори». , искусство и культура, наследие и участие маори в разработке позиции Новой Зеландии по международным документам, затрагивающим права коренных народов». [17] Первая глава тома 1 (полного двухтомного отчета) рассматривает взаимосвязь между произведениями таонга и интеллектуальной собственностью. Трибунал дает рабочее определение «работы таонга» как следующее:
- «Произведение таонга — это произведение, независимо от того, было ли оно зафиксировано или нет, которое во всей своей полноте является выражением матауранга маори; оно будет связано с родовыми связями или вызывать их, а также содержать или отражать традиционные повествования или истории. Произведение таонга будет обладать маури и иметь живые кайтиаки в соответствии с тиканга маори ». (Том 1, 1.7.3 стр. 96) [18]
Эти рабочие определения включают концепции, которые Трибунал описывает следующим образом: Маури обладает живой сущностью или духом. [18] Кайтиаки могут быть духовными хранителями, существующими в нечеловеческой форме; Обязательства кайтяки существуют и в человеческом мире. Связанная с этим концепция заключается в том, что «Кайтиакитанга — это обязанность, вытекающая из родственных отношений, воспитывать или заботиться о человеке или вещи, у которой есть духовный аспект, охватывая не только обязанность заботиться и воспитывать не только физическое благополучие, но и Маури». [18] Обязательства Кайтиаки описываются Трибуналом следующим образом: «Те, у кого есть мана (или, если использовать договорную терминологию, рангатиратанга ), должны использовать ее в соответствии с ценностями кайтякитанги – действовать бескорыстно, в здравом уме и сердце, и с надлежащим Мана и кайтякитанга идут рука об руку как право и ответственность, и эту ответственность кайтякитангу можно понимать не только как культурный принцип, но и как систему права». [18] Трибунал также дал рабочее определение «произведения, основанного на таонге», которое гласит:
- «Произведение, основанное на таонге, - это произведение, вдохновленное матауранга маори или произведением таонга, но не связанное с родовыми связями и не вызывающее их, а также не содержащее и не отражающее традиционные повествования или истории каким-либо прямым образом. Произведение, основанное на таонге является явно маори по своей природе или содержит идентифицируемые элементы маори, но не имеет ни маури, ни живых кайтяки в соответствии с тиканга маори ». (Том 1, 1.7.3, стр. 96) [18]
Трибунал рассмотрел, какие принципы применяются к вопросу о том, необходимо ли согласие на его использование, а не простая консультация, когда произведение является произведением таонга или когда знания или информация относятся к матауранга маори. [18]
Современное использование
[ редактировать ]Слово таонга часто используется в названиях учреждений и организаций маори, которые управляют историческими коллекциями. В названии многих музеев Новой Зеландии есть термин Whare taonga («сокровищница»). Вот несколько примеров:
Английское имя | Имя маори |
---|---|
Коллекции Хокен , Данидин | Уаре Таока о Хакена ( южного маори диалектная форма от Уаре Таонга ) |
Министерство культуры и наследия | Министерство финансов |
Фонд исторических мест Новой Зеландии | Подарочная коробка |
Архив фильмов Новой Зеландии | Стражи киносвойств |
Радио Новой Зеландии Звуковые архивы | Рассказчики |
Музей Роторуа | Музей Арава |
Музей Вайкато | Музей Вайкато |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о геотермальных ресурсах Нгава за 1993 год (Вай 304)» . Трибунал Вайтанги. 1993 год . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ «Игра в Лего раздражает маори» . Новости Би-би-си. 31 мая 2005 года . Проверено 14 августа 2006 г.
- ^ Григгс, Ким (21 ноября 2002 г.). «Сайт Lego раздражает сочувствующих маори» . Проводные новости . Проверено 14 августа 2006 г.
- ↑ Саймон Аптон, upton-on-line , 11 декабря 2002 г. По состоянию на 12 января 2008 г.
- ^ «Подписание договора» . История Новой Зеландии . Правительство . Министерство культуры и наследия . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ↑ Договор Вайтанги — Королева Англии согласилась предоставить кланам Рангитирас — всем жителям Новой Зеландии суверенитет над их домами и всей их собственностью .
- ^ Закон об управлении ресурсами 1991 г., www.legislation.govt.nz.
- ^ "Стирать" . Музей Авамуту . Районный совет Вайпа . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ "Иск Те Рео Маори" , Трибунал Вайтанги
- ^ Отчет Трибунала Вайтанги по искам, касающимся распределения радиочастот
- ^ Заявление маори о вещании: взгляд экономиста Пакеха . Брайан Истон. 1990 год . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ Отчет Трибунала Вайтанги по искам, касающимся распределения радиочастот (Вай 26) . Трибунал Вайтанги. 1990 год . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ Итоговый отчет по управлению и развитию радиоспектра (Wai 776) . Трибунал Вайтанги. 1999 . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ «Отчет Те Роноа за 1992 год (Вай 38), Глава 6, Таонга (Священные сокровища)» (PDF) . Трибунал Вайтанги. 1992 год . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Уильямс, Дэвид (1997). «Матауранга маори и Таонга. Характер и объем договорных прав, принадлежащих Иви и Хапу на объекты культурного наследия коренной флоры и фауны и ценные традиционные знания» . Трибунал Вайтанги . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ «Время выйти за рамки обид в договорных отношениях» . 2 июля 2011 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ «Это Новая Зеландия» (PDF) . Трибунал Вайтанги. Июль 2011 года . Проверено 11 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ключевые понятия, Том 1, Введение 5.2». Это Новая Зеландия (PDF) . Трибунал Вайтанги. Июль 2011.