Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс | |
---|---|
![]() | |
Художник | Гюстав Моро ![]() |
Год | 1864 |
Середина | масляные краски , холст |
Размеры | 206 см (81 дюйм) × 105 см (41 дюйм) |
Расположение | Метрополитен-музей |
Коллекция | Метрополитен-музей ![]() |
Идентификаторы | ID объекта: 437153 |


«Эдип и Сфинкс» — картина Гюстава Моро , написанная маслом на холсте в 1864 году , которая впервые была выставлена во Французском Салоне 1864 года, где имела немедленный успех. Сейчас он находится в Метрополитен-музее . Работа представляла собой новую трактовку установившейся темы встречи Эдипа и Сфинкса на дороге за пределами Фив , описанной в Софокла пьесе «Царь Эдип» .
Тема [ править ]
На картине изображена Эдипа встреча со Сфинксом на перекрестке его пути между Фивами и Дельфами . Чтобы пройти, Эдип должен правильно ответить на загадку Сфинкса. Неудача означает его собственную смерть и смерть осажденных фиванцев. Загадка была: «Что ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех ночью?». Эдип ответил: «Человек: в младенчестве он ползает на четвереньках; во взрослом возрасте он ходит на двух ногах и; в старости он пользуется тростью». Эдип был первым, кто правильно ответил на загадку, и, услышав ответ Эдипа, Сфинкс изумилась и необъяснимым образом покончила с собой, бросившись в море. Таким образом, Эдип завоевал свободу фиванцев, царство этого города, а также свою жену Иокасту , которая, как позже выяснилось, была его матерью.
Стиль и предшественники [ править ]
В этой работе Моро сознательно отвергает реализм и натурализм, модные во Франции середины девятнадцатого века, вместо этого принимая нарочито архаичный стиль живописи и мифологическую тематику. [1] Моро нарисовал Энгра 1808 года « Эдипа и Сфинкса» в Париже, и это, вероятно, источник для его версии этой истории. [1] Энгр также нарисовал более позднюю версию (ок. 1826 г.). [2] которая сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, но неизвестно, видел ли Моро эту работу. влияние мастера итальянского Возрождения Андреа Мантенья . В версии Моро также чувствуется [1]
В отличие от версии Энгра, где Эдип появляется как доминирующая фигура, а Сфинкс защищается и частично скрывается, в версии Моро Сфинкс находится в наступлении, цепляясь за Эдипа, победа которого в схватке еще не кажется гарантированной. Действительно, в других работах Моро часто изображены победоносные сфинксы на кургане жертв. [3]
Сфинкса на картине можно рассматривать как форму роковой женщины , распространенную тему в искусстве конца девятнадцатого века, особенно в живописи символистов . [4] Рагнар фон Хольтен утверждал, что сюжет изображает не только битву между добром и злом, но и между полами, и что Бух дер Лидер» « вступительное стихотворение Генриха Гейне источником идеи картины послужило . В этом стихотворении Сфинкс побеждает Эдипа. [3] Во фрейдистской интерпретации утверждалось, что Сфинкс представляет собой кастрирующий эффект матери Моро, от которой он пытался сбежать. [ нужна ссылка ] На момент создания картины недавно умер отец Моро.
, напротив, Анри Дорра предположил, что позы сфинкса и Эдипа происходят от греческого этимологического значения слова сфинкс, которое означает сжимать, обнимать или цепляться. Дорра отмечает, что статья Мишеля Бреаля на эту тему была опубликована в 1863 году, за год до того, как работа была написана. Дорра также обращает внимание на символическое значение некоторых элементов изображения, которое могло иметь автобиографический аспект, и на возможное заимствование трактовки сюжета из рисунка вифинской монеты Никомеда II, изображающего Зевса, опирающегося на посох с орел справа от него. [5]
Пристальный взгляд, которым они обменивались, считается характерным для Моро, «который снова и снова предлагает двусмысленное зеркальное отображение, два аспекта, две абстрактные сущности, которые противостоят друг другу и слишком хорошо узнают друг друга». [6]
Прием [ править ]
Картина имела немедленный успех в Салоне. [1] Э. де Со писал в « Темпах Моро» о «преданности старым мастерам, а также знании и применении здравых принципов и традиций. Художник Эдипа , темный и неизвестный вчера, и который будет знаменит завтра». [7] Это спасло то, что иначе считалось посредственным шоу. Один критик прокомментировал: «Господин Гюстав Моро — герой этой выставки, и ворчливые заявляют, что если Салон 1864 года был восстановлен от дискредитации, то это благодаря Эдипу и Сфинксу ». [8]
Единственная серьезная критика, высказанная в адрес этой работы, заключалась в том, что ее фигуры, возможно, были слишком вдохновлены работами Мантеньи. Критик Поль де Сен-Виктор предупредил, что Моро следует вырваться из «жестких объятий» Мантеньи, чтобы полностью реализовать свой потенциал. [7] Жюль Кларети отметил, что он был нарисован как Мантенья, но столь же поэтичен, как Леонардо да Винчи. [9] Максим дю Камп , с другой стороны, считал, что она больше напоминает Витторе Карпаччо » « Святого Георгия и дракона (1502), которую Моро скопировал в Венеции и которая также содержит кровавые остатки конфликта. [8]
Другой критик заметил, что был показан греческий сфинкс, полуженщина-полустервятник, а не египетский сидящий сфинкс, но считал, что, хотя Энгр представил современного Эдипа, Моро лучше интерпретировал классического Эдипа. [10]
После Салона Моро быстро приобрел репутацию эксцентричного человека. Один комментатор сказал, что работа Моро была «похожа на стилизацию Мантеньи, созданную немецким студентом, который отдыхает от живописи, читая Шопенгауэра ». [11]
История [ править ]
Впервые картина была продана художником в 1864 году принцу Наполеону Бонапарту , имевшему репутацию взыскательного ценителя, и заплатила за работу целых 8000 франков. [7] Затем в 1868 году он был продан Полю Дюран-Рюэлю , а затем в том же году Уильяму Х. Херриману из Рима. [1] который передал его Метрополитен-музею в 1920 году. [12] где это одна из немногих важных картин Моро за пределами Франции. [13]
После своей смерти Моро оставил все свои сохранившиеся картины французскому народу, где они легли в основу последующего Музея Гюстава Моро . [13]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гюстав Моро: Эдип и Сфинкс . Хронология истории искусств Хайльбрунна , Метрополитен-музей, 2014 г. Проверено 30 июня 2014 г.
- ↑ Эдип и Сфинкс , Национальная галерея, 2014. Проверено 30 июня 2014 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гюстав Моро глазами последующих поколений» Жозе Пьера в фильме «Жан Паладиль и Жозе Пьер» (1972) Гюстав Моро . Перевод Беттины Вадиа. Лондон: Темза и Гудзон, стр. 94–97. ISBN 0500090831
- ^ Коул, Брендан (1993). Мифическая женственность в искусстве символистов: идеализм и мистика в живописи конца века (тезисы). Университет Кейптауна. стр. 45–49, 100–110 . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Дорра, Анри . «Гадавший угадал: Эдип Гюстава Моро». Gazette des beaux-arts , 81 (март 1973 г.), стр. 129–140.
- ^ Эштон, Дор. (1961) Одилон Редон, Гюстав Моро, Родольф Бресден. Эксх. кот. Нью-Йорк: Музей современного искусства, стр. 113, 115, 179, вып. 175, ил.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Гюстав Моро: его жизнь и творчество» Жана Паладиль в фильме «Жан Паладиль и Жозе Пьер» (1972) Гюстав Моро . Перевод Беттины Вадиа. Лондон: Темза и Гудзон, стр. 25–26. ISBN 0500090831
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Матье, Пьер-Луи. (1977) Гюстав Моро: Полное издание законченных картин, акварелей и рисунков . Перевод Джеймса Эммонса. Оксфорд: Файдон. стр. 83-84. ISBN 0714817333
- ^ "Салон 1864 года: Салон отказавшихся". Художник , 2 (30 июня 1864 г.), с. 4.
- ^ "Старый Нолл". «Тенденции современного искусства по случаю Выставки изящных искусств 1864 года». Анналы милосердия (Revue d'conomie Chrétienne) 6 (май 1864 г.), стр. 883–902.
- ^ Люси-Смит, Эдвард. (1972) Искусство символизма . Лондон: Темза и Гудзон , с. 63. ISBN 0500201250
- ↑ Эдип и Сфинкс Метрополитен-музей, 2014. Проверено 26 июня 2014.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тинтероу, Гэри. Составлено совместно Сьюзан Элисон Стейн и Барбарой Берн. (1993). Новые галереи европейской живописи и скульптуры девятнадцатого века . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 49.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Эдипом и Сфинксом Гюстава Моро, на Викискладе?