Явление (Моро, Музей Орсе)

«Явление» (фр. L’Apparition ) — картина французского художника Гюстава Моро , написанная между 1874 и 1876 годами. На ней изображен библейский персонаж Саломеи , танцующей перед Иродом Антипой с видением отрубленной головы Иоанна Крестителя . Акварель высотой 106 см и шириной 72,2 см, хранящаяся в Музее Орсе в Париже, развивает эпизод, рассказанный в Евангелии от Матфея 14 :6–11 и от Марка 6 :21–29. [ 1 ] На пиру, устроенном по случаю дня рождения Ирода Антипы , царевна Саломея танцует перед царем и его гостями. Ему это так понравилось, что он обещает ей все, чего она пожелает. Подстрекаемая своей матерью Иродиадой , которую Иоанн Креститель упрекал за внебрачный брак с Иродом , Саломея требует голову Иоанна на блюде . С сожалением, но вынужденный сдержать свое слово перед всеми присутствующими, Ирод выполняет требование Саломеи. Иоанна Крестителя обезглавливают , его голову приносят на блюде и отдают Саломее, которая, в свою очередь, передает ее своей матери.
Моро подошел к библейской теме в 19 картинах, 6 акварелях и более чем 150 рисунках. [ 2 ] Являясь частью серии, состоящей как минимум из 8 очень похожих картин и более 40 эскизных рисунков, он считается ключевым произведением Моро, символизмом и искусством конца века в целом. [ 3 ] После своей первой презентации в Салоне (фр. Salon de Paris ) в 1876 году картина произвела фурор. С тех пор он произвел неизгладимое впечатление на различных художников, особенно представителей декадентского движения . [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]На фоне богато украшенного дворца, вдохновленного Альгамброй. [ 1 ] Саломея выделяется множеством украшенных драгоценностями покрывал, ее тело обращено к зрителю, ее левая рука направлена вверх к парящей голове Иоанна Крестителя, окруженной нимбом . Сзади в полумраке стоит палач с мечом, у его ног серебряное зарядное устройство. Сбоку от Саломеи восседают лютнист Иродиада и Ирод Антипа. Они сталкиваются с событиями на переднем плане, казалось бы, освещенными ореолом Иоанна и его отражениями на костюме Саломеи. Отрубленная голова напоминает японскую гравюру , скопированную Моро во Дворце промышленности в 1869 году, а также отрубленную голову Медузы , которую держит Бенвенуто Челлини бронзовый Персей с головой Медузы работы во Флоренции ( Лоджиа деи Ланци ). Поскольку никто, включая Саломею, не реагирует непосредственно на центральное в композиции видение, неясно, реально ли оно, выдуманное принцессой, или это коллективная галлюцинация. Эту намеренно вводящую в заблуждение технику связывали с предполагаемым употреблением опиума и тем самым вызвали галлюцинации, хотя обоснованность таких утверждений так и не была установлена. [ 5 ] Его сюрреалистическая обстановка и мистическая атмосфера, вызванная неясным архитектурным и текстильным богатством, контрастируют с предыдущими интерпретациями этой темы, что делает «Явление» ключевой работой для зарождающегося символистского движения. [ 6 ]
Бельгийский арт-дилер Леон Гоше купил «Явление» в 1876 году после его первой презентации в Салоне, где оно было выставлено вместе с несколькими другими работами Моро . В следующем году Гоше отправил ее на выставку в лондонскую галерею Гросвенор , где она висела не с акварелью в отдельном зале, а в главной Восточной галерее с картинами, написанными маслом. [ 7 ] В настоящее время он находится в Музее Орсе.
Стиль
[ редактировать ]«Ужасная голова жутко светится, все время кровоточит, так что на концах волос и бороды образуются темно-красные сгустки». (Йорис-Карл Гюисманс, À Rebours , глава VI, 1884 г.)
«Явление» выделяется среди библейских и исторических картин того периода, включив в себя элементы стиля, которые стали значимыми для эстетического и символистского движения, а также предшествовали сюрреализму. [ 8 ] В то время как Библия упоминает Саломею как исполнительницу воли Иродиады, Моро рисует ее руководимой собственной похотью. Среди его серий картин «Саломея» кульминационное «Явление» является наиболее откровенно эротичным: принцесса с обнаженной грудью повернулась к зрителю, ее обнаженная рука направлена на объект, который она вскоре получит. Подчеркивая ее неподвижность, Моро обездвиживает ее, чтобы ее воспринимали попеременно то как идола, то как сексуальный объект, то ли и то, и другое. [ 9 ] Некоторые критики также приписывали ее статную позу страху, например, французский писатель Жорис-Карл Гюисманс , который размышляет о картине в своем влиятельном декадентском романе «À rebours» . [ 10 ]
Сам Моро описывал Саломею как «скучающую и фантастическую женщину, животное по натуре и настолько омерзительную от полного удовлетворения своих желаний (что она) доставляет себе печальное удовольствие, видя унижение своего врага». [ 9 ] Его чувственное представление Саломеи и новаторская интерпретация традиционных исторических и мифологических тем заставили его искусство считаться эксцентричным и провокационным. [ 11 ] Подчеркивая инстинкты над разумом, субъективность над объективностью и внушение над определением, акварель демонстрирует основные качества символизма, придуманные французским поэтом и критиком Жаном Мореасом . [ 12 ] Кроме того, болезненность сцены и основные темы некрофилии , инцеста и садизма связывают ее с декадентским движением и конца века искусством . Эти разрозненные элементы и использование сложных техник, таких как мелирование, трансплантация и разрезы, создают возвышенный идеал Востока . Чрезмерная детализация иностранных костюмов и элементов фона в виде странных фресковых рельефов на колоннах палласта свидетельствует о характерной черте Моро, чей тяготеющий к экзотике и ориентализму художественный стиль часто называли «византийским». Вместе с загадочным титульным видением они одновременно напоминают фантастическое искусство и указывают на его эволюцию в сторону фовизма и абстрактной живописи . [ 13 ]
Вместо того, чтобы быть исключительно персонажем академической живописи, Моро оставался верным, несмотря на свои авангардные тенденции, его Саломея воплощает роковую женщину викторианского воображения , которая была одинаково соблазнительной и разрушительной. [ 11 ] [ 14 ] Вопреки условностям исторической и библейской живописи, «Явление» стало источником сюрреализма, как и другие работы Моро. [ 15 ]
Мотив
[ редактировать ]События, из которых Моро рисует свою сцену, впервые описаны в двух параллельных отрывках Нового Завета .
«...И когда вошла дочь названной Иродиады, и танцевала, и угодила Ироду и сидящим с ним, царь сказал девице: проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе. И он клялся ей: чего бы ты ни попросила у меня, я дам тебе, даже до половины царства моего. И она вышла и сказала матери своей: что мне просить? Креститель. И она тотчас с поспешностью пришла к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты скоро дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя. И царь очень сожалел ради своей клятвы. и ради сидевших с ним он не отверг ее, и тотчас послал царь палача, и велел принести голову его, и пошел, и обезглавил его в темнице, и принес голову его на блюде, и дал это девица, и девица дала его матери своей». ( Марка 6:21–29, KJV)
Более короткая версия встречается в Евангелии от Матфея:
«Но в день рождения Ирода дочь Иродиады танцевала перед ними: и угодила Ироду. Тогда он клятвенно пообещал дать ей все, что она попросит у него. блюдо голова Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но за клятву свою и за сидевших с ним за столом повелел подать ее, и послал обезглавить Иоанна. темнице. И принесли голову его на блюде, и отдали девице, а она отнесла матери своей». ( Матфея 14:6–11, ДР)
Безымянная танцовщица, которую ученые идентифицировали как Саломею [ 16 ] вдохновлял многих художников до Моро, среди них Мазолино да Паникале , Филиппо Липпи , Лукас Кранах Старший , Тициан , Караваджо , Гвидо Рени , Фабрициус , Анри Реньо и Жорж Рошгросс . Хотя классические академические предметы религии и истории в XIX веке были вытеснены повседневными сценами, Саломея оставалась фигурой, представляющей художественный интерес. [ 11 ] появляется в эпической поэме Генриха Гейне 1843 года «Атта Тролль» , «Обезглавливании Иоанна Крестителя» Пьера Пюви де Шаванна, Анри Реньо одноименной картине маслом и стихотворении Артура О'Шонесси 1870 года «Дочь Иродиады». В своем стихотворении «Саломея » 1875 года Анри Казалис отдал дань уважения ранним картинам Моро с Саломеей, размышляя о чувствах Саломеи до и после казни. [ 11 ] Тем не менее, именно «Явление» Моро и родственная ему пьеса, масляная версия, также называемая «Явление» (1875), вызвали повальное увлечение Саломеей, которое продолжалось и в 20 веке, пронизывая все формы искусства. [ 14 ]
-
Саломея танцует перед Иродом (1876 г.)
-
Явление , холст, масло (1876/1877)
-
Саломея, танцующая перед Иродом , холст, масло (1876 г.)
Влияние
[ редактировать ]«Явление» быстро стало самой известной работой Моро, а его известность росла вместе с вниманием критиков и художников. [ 17 ] Многие художники черпали вдохновение из «Саломеи» Моро, ее мимесиса наполняла их произведения или проникала в них. Французский поэт Стефан Малларм представляет Саломею в своей Иродиаде (1864–1896) как девственницу-блудницу, которую видели многие современники Моро. [ 4 ] [ 18 ]
«Ужас моей девственности
Меня радует, и я бы окутала меня
В ужасе моих локонов, что ночью,
Неприкосновенная рептилия, я мог бы почувствовать белый цвет
И мерцающее сияние твоего ледяного огня,
Ты целомудрен и умер от желаний,
Белая ночь льда и жестокого снега!» [ 4 ]
Как отметил Андре Фонтенас в 1928 году в «Mes сувенирах дю символизме» , многие художники с тех пор отреагировали на это. [ 19 ] Среди выдающихся работ, вдохновленных картиной, можно назвать:
- Жюля Массне ( Иродиада 1877)
- Саломея Одилона Редона с головой Иоанна Крестителя и явлением
- Гюстава Флобера « Рассказ Иродиада из трех повестей ».
- Как известно, Оскар Уайльд написал свою символистскую пьесу «Саломея» (1893) после того, как был впечатлен просмотром «Явления» в 1884 году в Лувре. [ 18 ]
- Рихарда Штрауса » Опера « Саломея по пьесе Уайльда.
- Антуана Мариотта Опера «Саломея» , также основанная на «Саломее» Уайльда.
- Ника Кейва Театральный диалог «Саломея»
Когда слава его создателя угасла, «Явление» заняло видное место в художественном воображении, а его непреходящее впечатляющее значение имело решающее значение для повторного открытия искусства Моро в конце 20 века. [ 11 ] [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Коллекция Музея Орсе – Работы в фокусе – Гюстав Моро: Явление» . www.musee-orsay.fr . Музей Орсе. 2006. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Художественная энциклопедия: Изобразительное искусство живописи – скульптуры – архитектуры» . www.visual-arts-cork.com . Изобразительное искусство Корк. 2014 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Матье, Пьер-Луи (1976). Гюстав Моро с каталогом готовых картин, акварелей и рисунков . Нью-Йорк: Нью-Йоркское графическое общество. ISBN 978-0821207017 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дейкстра, Брэм (1988). Идолы извращенности: фантазии женского зла в культуре конца века . Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке. ISBN 978-0195056525 .
- ^ «Гюстав Моро: Явление» . www.musee-orsay.fr . Музей Дорсэ. 2006. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Славкин, Мэри (2009). Материальность Моро: полиморфные субъекты, вырождение и телесность . Университет штата Флорида: электронные диссертации, трактаты и диссертации.
- ^ Кастерас, Сьюзен П.; Денни, Коллин (1996). Галерея Гросвенор: Дворец искусств в викторианской Англии . Йель: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300067521 .
- ^ Каплан, Юлиус (1982). Искусство Гюстава Моро: теория, стиль и содержание . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. ISBN 978-0835713504 .
- ^ Перейти обратно: а б Мейерс, Джеффри (1975). Живопись и Роман . Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- ^ Гюисманс, Йорис-Карл (1884). Назад . Франция: Плотник. п. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Киффер, Мишель (2014). «Гюстав Моро: переосмысление символизма» . www.theculturaltrip.com . Культурное путешествие . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Эдвард, Люси-Смит (1972). Символистское искусство . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500201251 .
- ^ Ломбарди, Лаура (2009). От реализма к модерну . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. ISBN 9781402759260 .
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен, Вирджиния М. (1983). Роковая женщина: эротическая икона . Трой, Нью-Йорк: Издательская компания Whitson.
- ^ «Энциклопедия мировой биографии» . www.энциклопедия.com . 2004 . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Жирар, Рене (1984). «Скандал и танец: Саломея в Евангелии от Марка». Новая литературная история . 15 (2): 311–324. дои : 10.2307/468858 . JSTOR 468858 .
- ^ Моррис, Джин (1994). История как театр жестокости: репрезентация и театральность в «Саламбо» и «Иродиаде» Флобера и в картинах «Саломея» Гюстава Моро . Северная Каролина: Университет Северной Каролины.
- ^ Перейти обратно: а б Эллманн, Ричард (1988). Оскар Уайльд . Оксфорд: Винтажные книги. ISBN 978-0394759845 .
- ^ Клемент, Рассел Т. (1996). Четыре французских символиста: справочник по Пьеру Пюви де Шаванну, Гюставу Моро, Одилону Редону и Морису Дени . США: Издательская группа Greenwood. ISBN 9780313297526 .