Репетиция спектаклей «Флейтист» и «Жена Диомеда» в доме принца Наполеона.
Репетиция спектаклей «Флейтист» и «Жена Диомеда» в доме принца Наполеона. | |
---|---|
![]() | |
Художник | Гюстав Буланже |
Год | 1861 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 83 см × 130 см (33 × 51 дюйм) |
Расположение | Музей Орсе , Париж |
« Репетиция спектаклей «Флейтист» и «Жена Диомеда» на площади принца Наполеона» — картина французского художника Гюстава Буланже . Полное название картины указано в каталоге Парижского салона 1861 года. [ 1 ] Репетиция спектаклей «Флейтист» и «Жена Диомеда» в доме принца Наполеона, в атриуме его дома, на авеню Монтень . [ 2 ]
В 1855 году принц Наполеон , двоюродный брат Наполеона III , решил построить дворец, вдохновленный виллами Помпеи , место, где он мог бы хранить свои картины, устраивать вечеринки и доставлять удовольствие своей любовнице, актрисе Рэйчел, культовой исполнительнице древних трагедий. . Здание, вдохновленное, в частности, виллой Диомеда в Помпеях, имело комнаты вокруг атриума, открытого небу, с неглубоким бассейном внизу. Атриум окружали бюсты семьи Бонапартов с белой мраморной статуей Наполеона I, правящего в образе обожествленного Цезаря. Художник Нео-Грека . Жан-Леон Жером принял участие в проекте, написав три картины, которые он считал «возможно, самыми красивыми вещами, которые он когда-либо подписывал» [ 3 ]

Помпейский дворец был открыт 14 февраля 1860 года в присутствии Императора и Императрицы, все гости и артисты были одеты в старинные костюмы. Теофиль Готье присутствовал, чтобы услышать декламацию своего стихотворения, написанного по этому случаю, «Женщина Диомеда: Пролог» . Затем известные актеры Театра-Франсэ и Комеди-Франсез исполнили «Флейтист» по пьесе Эмиля Ожье , друга Готье и Нео-Греков. [ 4 ]
«Театральное повторение Буланже в доме римского поэта» в Салоне 1855 года сыграло свою роль в создании пьесы как для Помпейского дворца, так и для его открытия. Буланжеру выпала честь увековечить это событие работой, представленной в Салоне 1861 года, «Повторение «Женщины Диомеды» и принца Наполеона», которая изображала не само представление, а репетицию, в которой участвовали только писатели. , актеры и черный раб присутствуют. [ 5 ]

Готье писал, что картина «сохранит память об очаровательном зрелище… здесь и [актёры] Мадлен Броан , Мари Фавар , и Го , и Самсон , и Жан-Мари Жоффруа . Все — древние и современники» . в то же время… Буланже сумел с редким духом и идеальным соответствием соединить два, казалось бы, несовместимых элемента: настоящее и прошлое, Париж и Помпеи. до извержения Везувия!…редко древняя стилизация была более успешной». [ 6 ]
Историк искусства Элен Жаго отмечает, что картина представляет собой множество вещей одновременно: стилизацию (из множества других стилизации, включая историческую живопись, историческую реконструкцию и все, что связано с самим Помпейским дворцом), успешную фантасмагорию и пародию на Искусство греческого возрождения и его истоки (Мадлен Броан, например, вспоминает позу «Стратоники» Энгра .) [ 7 ]
Саския Ханселаар отмечает, что
Несмотря на название и действие, подчеркнутое Буланже, настоящими звездами этой работы являются не авторы и знаменитые актеры, а сама архитектура. Речь идет именно о том, чтобы жить фантазией об вновь открытой Античности, а не о том, чтобы представить ее через живопись. Эта работа обладает силой пробуждения и, следовательно, памяти. Он не только напоминает античность, воссозданную [архитекторами и Жеромом]… но также фантазию о путешествии во времени и дань уважения эпохе, считавшейся идеальной, чистой и примитивной. Сам Готье выражает это так: «Современная жизнь пришла, чтобы пробудить древнюю жизнь». [ 8 ]
Спустя сто лет после первого показа Анита Брукнер оценила картину так:
Для меня было большой наградой увидеть именно ту картину, на которую, как нам всегда говорят, реагировал Мане , хотя мы редко имеем представление о том, как она выглядела. Это была La Répétition du «Joueur de Flûte» в романском доме принца Наполеона , датированная 1861 годом, написанная Гюставом Буланже, французская Альма-Тадема , и в ее пределах неплохая. Мне особенно понравилось внимание, уделяемое ковру из тигровой шкуры на мраморном полу, воспроизведению розового, синего и желтого Персье и Фонтена декора , а также кропотливому красному узору, головокружительно нарисованному вокруг карниза. Пора нам перестать бояться так называемых плохих картин девятнадцатого века (они, в конце концов, не хуже так называемых хороших сегодняшних) и позволить себе проявить к ним немного искренней привязанности. [ 9 ]
Помпейский дворец был снесен в 1891 году. Несколько фотографий и картина Буланже — единственные остатки его преходящего великолепия. [ 10 ] Благодаря синтезу искусства, архитектуры, театральности, реконструкции, острого юмора и королевского покровительства «Повторение флейты» Буланже можно рассматривать как апофеоз эстетики Нео-Грека .
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Брукнер, Анита (1962). «Текущие и предстоящие выставки: Париж» , The Burlington Magazine , vol. 104, нет. 713, август 1962 г., стр. 361–364.
- Пояснение к произведениям живописи…живущих художников (каталог Парижского салона), Париж: Дюбре, 1861; запись о Гюставе Буланже, стр.46 .
- Готье, Теофиль (1861). «Буланже (Гюстав)» в Abécédaire du Salon de 1861 , Париж: 1861, с. 67-71.
- Готье Т., Уссей А. и Колиньи К. (1866). Помпейский дворец на авеню Монтень: этюды греко-римского дома, бывшей резиденции принца Наполеона , Париж, 1866 год.
- Ханселаар, Саския (2016). «Помпейский дом Жозефа Наполеона работы Гюстава Буланже» , История в изображениях , опубликовано в мае 2016 г.
- Жаго, Элен (2013). Негреческая живопись (1847-1874); Размышления о создании стилистической категории , диссертации на получение степени доктора (по истории искусств) в Университете Париж-Западный Нантер-Ла-Дефанс.
- Шафран, Линда (1980). «Заметка о генеральной репетиции флейтиста Буланже », Gazette des Beaux-Arts , 6, вып. 96, ноябрь 1980 г., стр. 185–6.