Гюстав Буланже
Гюстав Буланже | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Гюстав Кларенс Родольф Буланже 25 апреля 1824 г. Париж, Франция |
Умер | 22 сентября 1888 г. Париж, Франция | (64 года)
Образование | Пьер-Жюль Жолливе ; Поль Деларош ; Школа изящных искусств Французской академии в Риме. |
Работает | Репетиция «Флейтиста» и «Жены Диомеда» в доме принца Наполеона , 1861 год; Декоративные картины для Оперы Гарнье , 1875 г.; Невольничий рынок , 1886 год. |
Движение | Академическое искусство , Востоковедное искусство |
Награды | Римская премия , 1849 год; Кавалер ордена Почетного легиона , 1865 г.; Институт Франции , 1882 г. |
Подпись | |
![]() |
Гюстав Кларенс Родольф Буланже (25 апреля 1824 - 22 сентября 1888) был французским художником-фигуративом , академическим художником и педагогом, известным своими классическими и востоковедными предметами.
Образование и карьера
[ редактировать ]Нео-Греки и Римская премия
[ редактировать ]Буланже родился в Париже в 1824 году. Он никогда не знал своего отца, а когда смерть матери оставила его сиротой в возрасте четырнадцати лет, он стал подопечным своего дяди Константа Деброса. [ 1 ] который в 1840 году отправил его учиться сначала у художника-историка Пьера-Жюля Жолливе , а затем в ателье Поля Делароша , где Буланже познакомился и подружился со своим однокурсником Жаном-Леоном Жеромом .
Буланже и Жером стали ведущими светилами нео-греческого движения во французском искусстве, которое вновь обратилось к увлечению предыдущих поколений классическим миром, но привнесло в его строгий сюжет подрывные нотки прихоти, чувственности и эротизма. «Когда они появятся на сцене современного искусства, одни неогреки будут защищаться как возродители классической традиции, другие будут осуждаться как могильщики исторической живописи… они редко дают ортодоксальный образ Античности, некоторые, как Жером, Буланже и Хамон , не колеблясь, выбирает распущенные темы, пародирует мифологических персонажей или изобретает очень личные аллегории Античности». [ 2 ]

В 1845 году дядя отправил Буланже в Алжир, чтобы он занимался там деловыми интересами Десброса. Буланже был очарован всем, что он увидел, и то, что планировалось как двухмесячное пребывание, превратилось в восемь, пока Деброс не пригрозил лишить его средств. Буланже привез с собой большое количество эскизов, которые он использовал для своих первых картин-востоковедов. [ 3 ] (Это была первая из как минимум трех поездок в Северную Африку, включая одну в 1872 году с Жеромом. [ 4 ] )
В 1848 и 1849 годах он жил и работал вместе с другими художниками движения Нео-Грек в шале на улице Флерюс, 27. Группа также собралась в ателье Жерома на улице Севр. [ 5 ] Буланже направил свои усилия на получение Римской премии, а вместе с ней и стипендии в Академии Франции в Риме . В 1848 году он занял второе место с Saint Pierre chez Marie , а в следующем году он выиграл Гран-при с Ulysse reconnu par Euryclee и отправился в Рим, где оставался до 1855 года. Его образование и исследования включали обучение на раскопках Помпеи. . [ 6 ] Он также побывал в Греции. [ 7 ]
Каждый год студенты Рима отправляли обратно в Академию в Париже картину, чтобы продемонстрировать свои успехи и выставить ее на публичной выставке; Работы Буланже неоднократно разочаровывали Академию и возмущали критиков, начиная с первой «Фрине » 1850 года. Один рецензент писал:
Господин Буланже, пенсионер-первокурсник, потратил много терпения, чтобы нарисовать с большим изяществом… толстую обнаженную женщину с рыжими волосами и раскосыми голубыми глазами, сидящую на разноцветных лохмотьях и клочке подушки, на котором выгравированы греческие буквы. ее имя: Фрине. Чтобы воплотить в себе эту дивную красоту, вдохновившую шедевр Праксителя и знаменитую Венеру Апеллеса, художник должен навязать себе самую строгую чистоту рисунка, предельную простоту линий, спокойное великолепие красоты. М. Буланже «Фрине» далека от этой программы. [ 8 ]
В 1856 году, когда учеба в Риме была завершена, Буланже предпринял вторую поездку в Северную Африку. [ 9 ] а затем вернулся в Париж. Буланже переехал в собственное ателье на улице Ларошфуко, 64, но продолжал встречаться и общаться с другими неогреками. Он стал одним из ближайших друзей Жана-Леона Жерома; после 1863 года Жером регулярно поручал ему управление своей студией в Школе изящных искусств во время своих путешествий по Востоку. [ 10 ]
Помпейский дворец принца Наполеона
[ редактировать ]
В 1855 году принц Наполеон , двоюродный брат Наполеона III , решил построить дворец, вдохновленный виллами Помпеи, в частности виллой Диомеда . Во дворце были комнаты вокруг атриума, открытого небу, с неглубоким бассейном внизу. Атриум окружали бюсты семьи Бонапартов с белой мраморной статуей Наполеона I, правящего в образе обожествленного Цезаря. Жером принял участие в проекте, написав три картины, которые он считал «возможно, самыми красивыми, которые он когда-либо подписывал». [ 11 ]

Помпейский дворец был открыт 14 февраля 1860 года в присутствии Императора и Императрицы. Теофиль Готье присутствовал, чтобы услышать декламацию своего стихотворения, написанного по этому случаю, «Женщина Диомеда: Пролог» . Затем известные актеры Театра-Франсэ и Комеди-Франсез исполнили «Флейтист» по пьесе Эмиля Ожье , друга Готье и Нео-Греков. [ 12 ]
Театральная репетиция Буланже в доме римского поэта в Салоне 1855 года сыграла роль в вдохновении как на создание Помпейского дворца, так и на его открытие пьесой. Буланже удостоился чести увековечить это событие работой, представленной на Салоне 1861 года «Репетиция « Флейтиста» и «Жены Диомеда» на площади принца Наполеона). [ 13 ] На картине изображен не сам спектакль, а репетиция, на которой присутствуют только писатели, актеры и черный раб. [ 14 ]
Готье писал, что картина «сохранит память об очаровательном зрелище… [Актеры] одновременно древние и современники… М. Буланже смог с редким духом и идеальным соответствием соединить два, казалось бы, несовместимых элемента: настоящее и прошлое, Париж и Помпеи до извержения Везувия!… редко какая древняя стилизация была более успешной». [ 15 ]
Благодаря синтезу искусства, архитектуры, театральности, реконструкции, острого юмора и королевского покровительства «Повторение флейты» Буланже можно рассматривать как апофеоз эстетики Нео-Грека.
Франко-прусская война и Коммуна
[ редактировать ]Когда в 1870 году вражеские войска подошли к Парижу, Буланже, как и многие оставшиеся в Париже художники, не записавшись в армию и не сбежав за границу, стал членом Национальной гвардии, вступив в ряды своего друга Шарля Гарнье, а также Эдгара. Дега , Эдуард Мане , Огюст Роден и Луи Эмиль Бенассит . [ 16 ]
Когда нормальная жизнь и все предыдущие проекты остановились, Буланже написал серию работ, документирующих важные события. Эти сцены огня и резни, совершенно непохожие ни на что другое в его творчестве, находятся в коллекции Музея Карнавале .
-
Саарбрюккен после боя, 5 августа 1870 г.
-
Эпизод Коммуны, площадь Согласия, 1871 год.
-
Штурм кладбища регулярными войсками, май 1871 г.
-
Горящая ратуша, атакованная войсками Версаля, 1871 г.
-
Башня Сен-Жак, отбитая версальскими войсками, 1871 г.
-
Эпизод Коммуны, площадь Согласия, 1871 год.
-
Ротонда де ла Виллет в окружении версальских войск.
Классический мир
[ редактировать ]Буланже на протяжении всей своей карьеры продолжал вызывать воспоминания о мире древних греков и римлян. Отмечая его глубокую исследовательскую работу и внимание к деталям, один критик назвал его «ученым, по крайней мере, в такой же степени, как и виртуозом». [ 17 ] Многие из этих картин находятся в частных коллекциях, а некоторые известны только по письменным описаниям, литографиям или другим репродукциям оригиналов.
-
Галатея и пастух Атис , 1860, частное собрание.
-
Венера и любовь , 1860, частное собрание.
-
Геракл у ног Омфалы , 1861, частное собрание.
-
Гораций и Лидия , 1863, частное собрание.
-
Прогулка по тропе гробниц в Помпеях , 1869 год, частное собрание.
-
Гелиогравюра Гинекея по картине 1875 года.
-
Обед у Лукулла; Летний триклиний , 1877, частное собрание.
-
Виа Аппиа во времена Огюста , цветная репродукция Джорджа Баррина картины 1874 года.
-
Лавка цирюльника Лициния , гравюра Готье, 1885 год.
-
Мать Гракхов , 1885 г.
Востоковедное искусство
[ редактировать ]Как и его друг Жером, Буланже на протяжении всей своей карьеры также рисовал предметы востоковедения, черпая вдохновение из своих путешествий по Северной Африке.
…Африка открыла перед ним новые горизонты, вызвала в нем незабываемые эмоции, но не бросила его в великий поток, в который должен был отважиться Делакруа и из которого, с его чудесным гением, Делакруа должен был выйти невредимым. Гюстав Буланже вернул блеск Востока в своих глазах, а не в своих мыслях. Он мечтал о более спокойном Востоке, с широкими линиями, тонкими шрифтами, нежно плиссированными драпировками; Восток с небом Греции. [ 20 ]
Мари-Мадлен Обрен видит в востоковедных работах художника, как и в его картинах античного мира, «его поиск иного мира» и «свою попытку постичь иное». [ 21 ]
Поскольку музеи предпочитали собирать его классические сюжеты, востоковедные работы Буланже долгое время были менее известны, но на арт-рынке XXI века они более востребованы и приносят более высокие цены.
-
Бедуинский музыкант , 1859, частное собрание.
-
Разгром кабилов , 1863, частное собрание.
-
Джейд и Рахия , 1865, частное собрание.
-
Екатерина I ведет переговоры по Прутскому договору , 1866, частное собрание.
-
Эль Хиассеуб, арабский рассказчик , 1868, частное собрание.
-
Название неизвестно, 1870, частное собрание.
-
«Молитва» , 1871, частное собрание.
-
Прием эмира , 1871, частное собрание.
-
В поисках Ид-Срира, в Бискре , 1873 год, частное собрание.
-
Два сидящих араба , без даты, частное собрание.
Портреты и исследования персонажей
[ редактировать ]Хотя Буланже менее известен своими портретами, он писал и рисовал портреты на протяжении всей своей карьеры.
-
Эдмон Мембри , ок. 1849-1850 гг.
-
Альфред де Курзон , 1852 год, Вилла Медичи.
-
Женщина и трое детей, 1852 г., Метрополитен-музей.
-
Этюд для Тет д’Итальен , 1854, частное собрание.
-
Голова итальянца , 1854 год, Музей изящных искусств Валансьена.
-
Камиль дю Локль , 1854, Лувр.
-
Казимир Леконт , 1856, офорт, Метрополитен-музей.
-
Даниэль Гарнье спит, ок. 1862 г., Лувр.
Невольничий рынок
[ редактировать ]
Ближе к концу жизни Буланже создал одну из своих самых известных картин, показанную на Парижском салоне 1886 года: «Un Maquignon d'esclaves à Rome» («Работорговец в Риме»), которая стала более известна как «Невольничий рынок» . «Подвесная» картина Esclaves à vendre («Рабы на продажу») появилась в 1888 году и стала последней выставленной картиной Буланже. [ 22 ] Хотя действие этих картин происходит в древнем римском мире, стилистически они ближе к востоковедным работам Буланже. Реализм суров, без игривости и роскошной фантазии его предыдущих классических картин; Невольничий рынок кажется совершенно далеким от Répétition du «Joueur de flûte» .
Невольничий рынок Считается, что находится в частной коллекции. Статус и местонахождение Esclaves à vendre (известно только по черно-белой репродукции) неизвестны.
Преподаватель и защитник академического искусства
[ редактировать ]
Буланже был влиятельным учителем и имел длинный список учеников .
В престижную Академию Жюлиана Буланже, в отличие от многих преподавателей, принимал как студентов мужского, так и женского пола. [ 23 ] Алиса Де Вольф Келлог вспоминала Буланже как своего любимого учителя, написав: «Его наставления были самыми простыми, самыми широкими и воодушевляющими… которые я когда-либо получала». [ 24 ]
Когда Буланже был принят в члены Института Франции в 1882 году, он поступил на факультет Парижской изящных искусств (более формально известной как Высшая национальная школа изящных искусств ) и в последние годы своей жизни был одновременно учителем и ярый поборник академического искусства , его традиций и методов. Поступив на факультет, он произнес и опубликовал две красноречивые речи. Первым было «Уведомление о М. Леманне». [ 25 ] в 1883 году — панегирик недавно умершему Анри Леманну , в котором Буланже видел образец лучших художественных достоинств.

Второе выступление было «К нашим студентам». [ 26 ] поставлен в 1885 году, [ 27 ] в котором Буланже критиковал то, что он считал декадентским и тщетным стремлением к новизне в искусстве. «Мы видим, как эта так называемая новинка появляется из года в год под претенциозными и малообоснованными названиями, такими как натурализм , импрессионизм , люминизм , интенционализм , ташизм. [ 28 ] - использовать сленг, с помощью которого они утверждают, что прославляют бессилие и лень». Далее он воздал хвалу достижениям французского искусства, восхваляя строгие стандарты, передаваемые от мастеров к ученикам, которые сделали Париж художественной столицей мира. Он цитировал Клавдия Попелина : «Искусство должно быть цепью; когда оно ломается, наступает упадок».
В ответ на эту речь Октав Мирбо написал насмешливое опровержение «La Tristesse de M. Boulanger» , в котором утверждалось, что «доктрины г-на Буланже не имеют никакого эффекта, никакого влияния, ни хорошего, ни плохого, на людей... Он может писать письма, нагромождать том за томом и произносить все речи, которые ему нравятся... Он не может заставить эти идеи дать талант тем, у кого его нет, или отнять гений у тех, у кого он есть!» [ 29 ]
В письме Эжену Монрозье от 17 июля 1888 года Буланже писал: «Я всеми силами борюсь с современностью, когда она проявляется в клоунских проказниках, которые возвели все свое бессилие и всю свою лень до уровня принципов. Но эти люди еще очень мало… Помимо них, есть много молодых людей, у которых есть талант, который я очень ценю. Теперь шумная современность, о которой вы говорите, поверьте мне, не имеет будущего, оно пройдет, как я это видел; многие другие проходят, от которых через несколько лет ничего не остается». [ 30 ]
Монрозье в некрологе писал: «Гюстав Буланже под своей мирной внешностью скрывал железную волю и темперамент борца. Он иногда ошибался; он не хотел идти в ногу со своим веком и поддаваться тем переменам, которые пришлось пережить французскому искусству». , но он сопротивлялся добросовестно и боролся убежденно». [ 31 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Дружба с Шарлем Гарнье
[ редактировать ]
Буланже имел долгие и плодотворные отношения, как личные, так и профессиональные, с архитектором Шарлем Гарнье . Гарнье получил Гран-при Рима в 1848 году в возрасте двадцати трех лет за архитектуру. Буланже получил Гран-при Рима в области искусства в следующем году в возрасте двадцати пяти лет, и они встретились, будучи студентами, получавшими последующие стипендии во Французской академии в Риме . Портрет Гарнье работы Буланже, датированный 1854 годом, находится в собрании Академии на вилле Медичи . Буланже за десятилетия написал еще несколько портретов Гарнье.

В 1868 году Буланже провел май месяц, путешествуя по Испании с Гарнье и его женой Луизой Бари Гарнье. Дневник путешествий Гарнье, наполненный архитектурными зарисовками и исследованиями персонажей, включает несколько рисунков Буланже и несколько зарисовок Буланже, сделанных Гарнье, в том числе один, на котором изображен «павр Буланже» с шарфом, перевязывающим челюсть, с узлом, завязанным на голове, страдающим от зубная боль. Национальная библиотека Франции разместила оригинал рукописи « Путешествия в Испании» Гарнье. в свободном доступе [ 32 ] а английский перевод с факсимиле оригинала был опубликован в 2012 году. [ 33 ]
Двое друзей нашли возможность сотрудничать, когда Гарнье спроектировал два роскошных оперных театра и поручил Буланже выполнить большие и сложные картины для украшения стен и потолков. Картины Буланже для Фойе Данса в Опере Гарнье в Париже (1875 г.) и его массивная потолочная картина «Аллегория музыки» высоко над сценой Оперы Монте-Карло (1879 г.) были оценены некоторыми критиками как его самая успешная работа. . [ 34 ]
Двое мужчин приехали, чтобы разделить семейную близость и почти ежедневно общались. [ 35 ] Близость Буланже к Гарнье можно увидеть на его рисунке спящего их маленького сына Даниэля, сделанном примерно в 1862 году; ребенок умер в возрасте двух лет. Этот трогательный сувенир в конечном итоге перешел от семьи Гарнье в Лувр.
В письме к Гарнье Буланже спрашивал: «Как поживает земная оболочка той прекрасной души, которая так дорога мне? Знаешь ли ты, что ты второй человек в моей жизни, у которого я нашел воображение и сердце после своего собственного?» мода?" (Буланже не называет имени первого человека.) [ 36 ]
Буланже и Гарнье родились с разницей в полтора года и умерли с разницей в год.
Дружба с мадемуазель Натали
[ редактировать ]
Буланже был близким другом одной из самых известных актрис Франции Заир-Натали Мартель, известной всем как мадемуазель Натали . Она остается легендой в анналах Французской комедии . [ 37 ] не в последнюю очередь из-за ее ссоры с гораздо более молодой Сарой Бернар . На церемонии в честь дня рождения Мольера 15 января 1863 года младшая сестра Бернар, Регина, наступила на шлейф платья мадемуазель Натали. Мадемуазель Натали столкнула Реджину с платья, в результате чего девушка ударилась о каменную колонну и разбила себе лоб. Бернар шагнул вперед и так сильно ударил мадемуазель Натали, что старшая актриса упала на другого актера. Когда Бернар отказалась извиняться, она была вынуждена покинуть Комеди Франсез. [ 38 ]
Хотя некоторые современные писатели говорили, что Буланже и Натали были женаты, [ 39 ] [ 40 ] выдающийся ученый Буланже 20-го века, Мари-Мадлен Обрен , опровергла это: «Хотя кое-где внушалась идея брака, мы не нашли никаких письменных следов этого. Более того, в объявлении о смерти актрисы в 1885 году не упоминается имя Гюстава Буланже, что кажется удивительным. И, прежде всего, в свидетельстве о смерти указано célibataire [холост]». [ 41 ]
Мадемуазель Натали умерла за три года до Буланже, в 1885 году. Свой ее портрет, написанный в 1867 году, он подарил «Комеди Франсез». [ 42 ]
Личное появление
[ редактировать ]Автопортрет Буланже в 30 или 31 год, выполненный во время его пребывания в Риме, изображает художника с проницательным взглядом и изящно навощенными усами. Но более поздний историк искусства был поражен контрастом между внешностью старшего Буланже и отполированным совершенством его искусства. «Что касается Ж. Буланже, то его произведения, все изящество, изящество и очарование, совершенно не соответствуют нашему представлению о нем. Круглое лицо с приплюснутой, лысой головой, приземистый нос, маленький рот, полузакрытый глаза, косматая борода — вот черты волшебника цвета и формы, создателя стольких изысканных произведений!.. И все же, как и у Верлена , о котором заставляет задуматься образ Буланже, какая деликатность скрывается под ним эта грубая кора!" [ 43 ]
-
Автопортрет, 1855 г.
-
Карикатура Эжена Жиро, 1867 г.
-
Фото Фердинанда Мульнье, 1880 г.
-
Фото Эжена Пиру
-
Фотография Эрнеста Ладри, опубликованная в 1888 году.
-
Фото Atelier Pierre Petit et fils, ок. 1888 г.
Смерть
[ редактировать ]Вечером пятницы, 21 сентября 1888 года, Буланже почувствовал застой в легких, лег в постель и умер на следующий день. [ 42 ] [ 44 ]
Эжен Монтрозье, видевший его на смертном одре, писал, что
Гюстав Буланже, должно быть, предчувствовал свою смерть, потому что в тот самый день, когда ему предстояло заболеть, он настоял на том, чтобы в страстном исследовании воспроизвести портрет трехлетнего ребенка, фотография которого лежала перед ним в течение нескольких лет. несколько месяцев, проект, который он откладывал. Да, его последняя картина была написана с лихорадочной поспешностью тех, кто боится не успеть закончить начатое дело в срок. добавил Чарльз Наррей : «Гюстав Буланже пел во время рисования. Я никогда не видел его в таком хорошем расположении духа и столь уверенным в себе. Показывая мне этот портрет, он сказал: «Я слыл хорошим рисовальщиком, но только сейчас я чувствую, что я я на пути к тому, чтобы стать хорошим художником». [ 45 ]
Без семьи, в своем доме на улице Баллю, 6. [ 46 ] Буланже умер в сопровождении своего консьержа и двух молящихся монахинь. [ 47 ] Ему устроили «прекрасные похороны», на которых присутствовали « Le Tout Paris Artistique et Litéraire » с речами его друзей Анри Шапу , Тони Робер-Флери и Шарля Гарнье . [ 48 ] По его завещанию его имущество было разделено между его кузиной Паулеммой Эннекен, его крестницей Наталией Дебросс и мадемуазель Натали; поскольку он умер раньше, на ее долю претендовало государство. [ 49 ]
Наследие
[ редактировать ]
Долгая и влиятельная педагогическая карьера Буланже продвинула его принципы искусства и в следующем столетии, даже несмотря на то, что уравновешивающее влияние импрессионизма и других движений в конечном итоге преобладало. В отличие от Жерома (умершего в 1904 году), он не прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как ситуация решительно повернулась против него, но, тем не менее, ситуация менялась. В неподписанном некрологе в «Курьер де л'Арт» говорилось, что Буланже был «совершенно галантным человеком, очень посредственным художником и ни в коем случае не художником», который «учил лучше, чем рисовал. Этот человек глубок и очень живописец не будет по праву упущен не потому, что г-н Буланже писал главным образом греческие или римские сюжеты, а потому, что он постоянно уничтожал их, рисуя без всякого следа оригинальности, без малейшего стиля, с самой отчаянной вульгарностью, безжалостно убежденным; резкость и самое рутинное однообразие». [ 42 ]

Британский критик Марион Шпильманн написал менее враждебную, но все же двойственную оценку: «Франция потеряла одного из своих самых популярных художников. Я говорю «популярный» намеренно, поскольку, хотя он был художником, который всегда достигал высокого уровня мастерства... он так и не стал по-настоящему великим художником», а его талант, хотя и «очень высокого порядка… ни разу не достиг границы абсолютной гениальности». Шпильман отметил, что Буланже чаще всего сравнивали с Жеромом и Альма-Тадемой , но в таких сравнениях «действительно было мало случаев, когда Буланже... выходил победителем». Шпильман предположил, что именно благодаря своим украшениям, таким как картины в Опере Гарнье, Буланже «сохранит свою репутацию». [ 51 ]
Огромная слава и престиж Жерома и Альма-Тадемы резко пошли на убыль и практически рухнули в следующем столетии: картина Жерома «Заклинатель змей» , проданная за 19 500 долларов в 1888 году, была продана всего за 500 долларов в 1942 году. [ 52 ] Но хотя работы этих двух художников снова привлекают интерес коллекционеров, ученых и широкой публики, Буланже остается неизвестным. Никакой масштабной переоценки, подобной той, которую получил Жером с выставками 2010 года в Музее Гетти и Музее Орсе , Буланже не было предоставлено.
Востоковедные работы Буланже, как и работы других художников этого жанра, резко выросли в цене в 21 веке (во многом благодаря поколению чрезвычайно богатых арабских коллекционеров, которые «хотят забрать их обратно и забрать себе». [ 53 ] ), но в этой области его аукционные рекорды лишь малая часть рекордов Жерома.
Буланже и Жером были связаны с самого начала своей карьеры. Эдмон Об писал в 1867 году:
Буланже вылупился из того же ателье, что и Жером. Он не всегда следовал одним и тем же путем; его весьма независимая оригинальность вела его то вправо, то влево; влияние Рима и академической среды кое-где приводило к отклонениям; но между этими двумя талантами всегда есть видимое родство. Любопытство, исследование, утонченность и зерно драгоценности, любовь к новому, страсть к законченному, потребность в точных деталях: вот общие черты, которые объединяют этих двух художников и сохраняют их семейное сходство. [ 54 ]
Американский искусствовед Эрл Шинн зашел так далеко, что назвал Буланже «своего рода альтер-эго Жерома», который «вписывает свои особенности в особенности своего друга, как подкладка в жилет», но допускал это «иногда, как в недавних украшениях». из парижской мэрии» Буланже мог «выразить классическую жилку с большей народной грацией, чем Жером, хотя и с меньшей оригинальностью». [ 55 ]
По сравнению с Жеромом (и считающимся меньшим художником) Буланже, кажется, суждено жить в его тени. Ни один искусствовед или куратор не взялся за задачу отделить наследие Буланже, чтобы дать возможность полной оценки его работ, основываясь исключительно на их собственных достоинствах.
Буланже в музеях
[ редактировать ]



Париж
[ редактировать ]- Смерть Кира (этюд), 1844, Национальная высшая школа изящных искусств .
- Улисс признан Эврикле , 1849, Национальная высшая школа изящных искусств.
- Портрет поэта и либреттиста Камиля дю Коммун дю Локля , 1854 год, гуашь, акварель и карандаш, Отдел графических искусств Лувра.
- Репетиция «Флейтиста» и «Жены Диомеда» в доме принца Наполеона (этюд), 1860, Комеди-Франсез .
- Репетиция «Флейтиста» и «Жены Диомеда» в доме принца Наполеона , 1861 год, Музей Орсе .
- Спящий Даниэль Гарнье (рисунок маленького сына Шарля Гарнье , жившего в 1862–1864 гг.), ок. 1862, Отдел графики Лувра.
- Портрет Заира-Натали Мартель, известной как мадемуазель Натали , 1867, Комеди-Франсез.
- Саарбрюккен после битвы , ок. 1870, Музей Карнавале .
- Штурм кладбища регулярными войсками , 1871 год, Музей Карнавале.
- Эпизод Коммуны, площадь Согласия , 1871 год, Музей Карнавале.
- Ратуша сгорела, атакованная войсками Версаля , 1871 год, Музей Карнавале.
- Ротонда де ла Виллет в окружении версальских войск , 1871 год, Музей Карнавале.
- Башня Сен-Жак, захваченная версальскими войсками , 1871 год, Музей Карнавале.
- Деревенские, вакхические, романтические и воинственные танцы (этюды), до 1875 года, Национальная библиотека Франции .
- Гражданские добродетели: Брак, Отъезд на войну, Древняя жизнь, Учеба, Семья, Кузница , 1878, этюды для Зала Мариажей Ратуши 13-го округа, Музей изящных искусств города Парижа, Малый дворец .
- Портрет Шарля Гарнье , Национальная библиотека Франции .
- Разные рисунки, эскизы и этюды, Отдел графики Лувра.
В другом месте во Франции
[ редактировать ]- Портрет господина Синклера-Десброса , 1849 год, Музей Ламбине .
- Парк виллы Боргезе в Риме , ок. 1847, Музей Эбера , Ла Тронш .
- Улисс, признанный Эврикле (этюд), 1849, Музей Маньен , Дижон .
- Ацис и Галатея , 1848 год, Музей искусства и истории Нарбонны .
- Трапеза богов , по мотивам Рафаэля , 1853, Музей изящных искусств Ренна .
- Итальянская голова , 1854 год, Музей изящных искусств Валансьена .
- Цезарь прибывает в Рубикон (этюд), 1854 год, Музей Пикардии , Амьен.
- Цезарь прибывает в Рубикон , 1854 год, Музей Пикардии.
- Пленница Венеры , 1860, Музей изящных искусств Дюнкерка
- Ле Мамильяр (или Ле Бэн; После ванны ), 1867 год, Музей изящных искусств Анжера .
- Святой Себастьян и император Максимилиан Геракл , 1877, Музей изящных искусств Марселя .
- Портрет мадам Ламбине, урожденной Натали Синклер , 1887, Музей Ламбине , Версаль.
Рим
[ редактировать ]- Портреты однокурсников Буланже в Академии Франции в Риме , Вилла Медичи: Шарль Лекуэнт , 1849 год; Жюль Дюпрато и Феликс Томас , 1851 год; Альфред де Керзон , 1852 г.; Шарль Гарнье и Жан-Батист Жибер , 1854 г.; Адольф Кроук , Дени Лебуте и автопортрет Буланже, 1855 год.
Нидерланды
[ редактировать ]- Фрина , 1850, Музей Ван Гога , Амстердам.
Россия
[ редактировать ]- Театральная репетиция в доме римского поэта , 1855 год, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
Великобритания
[ редактировать ]- Портрет Шарля Гарнье , 1884 год, Абердинская художественная галерея .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Два мавров , ок. 1850, Балтиморский художественный музей .
- Русалка (или Русалка ), nd, Балтиморский художественный музей.
- L'Automne , 1850, Художественный музей Кливленда .
- Портрет женщины и троих детей , рисунок, 1852 год, Метрополитен-музей .
Буланже в общественных зданиях
[ редактировать ]- Декоративные росписи для Фойе Данса Оперы Гарнье , Париж, 1875 год:
-
Танец любви
-
Кантри-танцы
-
Вакхический танец
-
Танец воина
- Аллегория музыки , роспись потолка над сценой в Зале Гарнье, Опера Монте-Карло , Монако, 1879 год. [ 57 ]
- Ле Мариаж ; Л'Этюд ; Ла Патри ; Это действительно так ; Uxor esto , 1878 год, Salle des Mariages de la Mairie (мэрия) 13-го округа Парижа . Буланже объединил свой опыт портретной живописи и крупномасштабных проектов, включив в эти большие фрески изображения близких ему людей. Некоторые из этих портретов можно узнать по предварительным рисункам Буланже, хранящимся в Музее Карнавале. Лица можно ясно увидеть на гравюре Вильяма Оссулье после фрески под названием «Le Mariage» или в более длинном названии « Les époux se doivent mutuellement fidélite seours help» . Близкая подруга Буланже мадемуазель Натали — самая заметная из женских фигур, доминирующая на левой стороне. Среди свидетелей свадьбы справа можно увидеть друзей и коллег Буланже Эрнеста Мейсонье , Александра Кабанеля , Жана-Леона Жерома , Александра Дюма сына и ближайшего друга Буланже Шарля Гарнье . Буланже также включил автопортрет, фигуру справа. Другое исследование в Карнавале изображает юную фигуру, прислонившуюся к колонне и жестикулирующую правой рукой. Более ранние исследования этапов планирования, сохранившиеся в Petit Palais показывает те же фигуры в менее законченном состоянии, без опознаваемых лиц.
-
Гравюра Оссулье по брачной фреске Буланже; исследования и подробности ниже.
-
Мейсон-
иер -
Кабанель,
Жером -
Дюма
-
Гарнье
-
Мисс Натали
-
Мейсонье, Кабанель, Жером, Дюма, неизвестная фигура, Гарнье
-
Автопортрет
-
Молодежь, прислонившаяся к столбу
-
Предварительный план, женские фигуры
-
Предварительный план, мужские фигуры
Буланже на аукционе
[ редактировать ]
Рекорд картины Буланже был установлен на картине «La Cour du Palais de Dar Khdaouedj El Amia, Алжир» (1877 г.), проданной на аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2005 г. за 576 000 долларов. [ 58 ]
Другие заметные результаты включают 265 250 долларов за El Hiasseub, Conteur arabe (1868) в 2009 году, [ 59 ] 119 700 фунтов стерлингов за «Молитву / Ла Приер» (1871) в 2021 году; [ 60 ] 66 000 долларов для Екатерины I из России, ведущей переговоры по Прутскому договору с турками (1866 г.) в 2006 г., [ 61 ] 23 940 евро за Deux Arabes assis (акварель и уголь) в 2023 году; [ 62 ] 18 750 евро на проект декора фойе Данзе в Опере Гарнье (большой этюд карандашом и акварелью, до 1875 года) в 2008 году, [ 63 ] и 11 256 евро за «Цветочницу» (1888) в 2004 году. [ 64 ]
В 1848 году, будучи студентом, Буланже представил картину на Римскую премию; заявка не выиграла (она заняла второе место), а картина « Сен-Пьер вводит в дом Мари, мать де Жан» , также называемая «Сен-Пьер чез Мари» , считалась утерянной в течение 171 года, пока ее не обнаружили заново на чердаке церкви. старый дом в маленькой деревушке в Крёзе , Франция. Картина представляет собой редкий образец религиозного искусства Буланже. Телеканал France 3 назвал его «la trouvaille de l'année» (находка года). [ 65 ] Он был продан на аукционе в Hôtel des Ventes в Гере в ноябре 2019 года и продан за 21 000 евро. [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монтрозье (1888), с. 276.
- ^ Джагот (2013), с. 18
- ^ Монтрозье (1888), с. 277.
- ^ Обрун (1986), стр. 169–172.
- ^ Джагот (2013), с. 11 и 254.
- ^ Джагот (2013), с. 182, 226.
- ^ Блич (1888).
- ^ Из деревни (1851).
- ^ Обрун (1986), стр. 169–172.
- ^ Джагот (2013), с. 286.
- ^ Готье (1866), с. 21.
- ^ Джагот (2013), с. 280-281.
- ↑ Полное название картины, указанное в каталоге Парижского салона 1861 года, — « Репетиция «Флейтистки» и «Жены Диомеда» в SAI принца Наполеона в атриуме его дома на авеню Монтень .
- ^ Safran (1980), стр. 185–6, идентифицирует людей на картине.
- ^ Готье (1861), с. 69-70.
- ^ Чжоу (2013), с. 74.
- ^ Монтрозье (1881), с. 21.
- ^ Обрун (1986, стр. 189, 191.)
- ^ Уотсон, Эндрю. «Англичанин в Париже: замечательная коллекция французского искусства девятнадцатого века Джона Ватерлоо Вильсона» . www.cairn.info . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Монтрозье (1888), с. 278.
- ^ Обрун (1986), с. 169.
- ^ Жавель (1888), с. 5.
- ^ Вена 1981, с. 42.
- ^ Блаугрунд 1988, с. 12.
- ^ Буланже, Гюстав (1883)
- ^ Буланже, Гюстав (1885)
- ↑ Датирована датой появления речи в «Le XIXe siècle» от 13 апреля 1885 года с примечанием: «М. Буланже, профессор Школы изящных искусств, только что адресовал своим студентам довольно длинное письмо, которое мы считаем интересным. размножаться».
- ^ Термин, используемый еще в 1878 году для обозначения разновидности пуантилизма ; см. Эмиль Бержера , Художественные шедевры на Всемирной выставке 1878 года , т. 1, с. 91 и том. 2, с. 102 .
- ^ Мирбо (1883, 1995), с. 152.
- ^ Монтрозье (1888), с. 279-280.
- ^ Монтрозье (1888), с. 277.
- ^ Гарнье (1868).
- ^ Гарнье (2012).
- ^ Шпильманн (1889), с. 72.
- ^ Буве (1925), с. 302.
- ^ «Объект месяца: Портрет мадам Ламбине» (PDF) . www.versailles.fr . 1 декабря 2018 г.
- ^ «Мадемуазель Натали» . www.comedie-francaise.fr/ . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Голд и Физдейл (1991), с. 52.
- ^ Лан (1883), с. 225 : «...мадемуазель Натали (ныне мадам Гюстав Буланже, выдающийся художник)...»
- ^ «Некролог» , Courrier de l'Art , 28 сентября 1888 г., стр. 312: «Г-н Гюстав Буланже, муж г-жи Натали из Комеди Франсез, подарил этому театру портрет своей жены, написанный им в 1867 году».
- ^ Обрун (1986), с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б с «Некрология» , Courrier de l'Art , вып. 8, нет. 39, 28 сентября 1888 г., с. 312.
- ^ Буве (1925), с. 305-306.
- ↑ Несколько иная хронология событий появилась в заметке «Necrologie» в Le Radical от 24 сентября 1888 г., стр. 2.
- ^ Монтрозье (1888), с. 280.
- ^ Блич (1888).
- ^ Монтрозье (1888), стр. 275, 280.
- ^ Блич (1888).
- ^ «Блюда дня» , Le Radical , 30 октября 1880 г., стр. 2.
- ^ «Лот 33, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже» . www.christies.com . 25 октября 2005 г.
- ^ Шпильманн (1889), стр. 70, 73.
- ^ Финкель, Йори (13 июня 2010 г.). «Заклинатель змей Жана-Леона Жерома: запутанная история» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Историк искусства Эмили М. Уикс, цитируется по Турке, Билл (21 февраля 2013 г.). «Некогда порицаемое востоковедное искусство вдохновляет египетского магната на улучшение отношений между Востоком и Западом» . www.washingtonpost.com .
- ^ О (1867), с. 268.
- ^ Шинн (1881), стр. 3, 10.
- ^ «Объект месяца: Портрет мадам Ламбине» (PDF) . www.versailles.fr . 1 декабря 2018 г.
- ^ Панорамные виды и гигантские фотографии декораций Оперы Монте-Карло, в том числе «Аллегорию музыки» Буланже , можно увидеть на сайте Зал Гарнье Оперы Монте-Карло .
- ^ «Лот 33, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже» . www.christies.com . 25 октября 2005 г.
- ^ «Лот 7, Гюстав Кларенс Родольф Буланже» . www.christies.com . 24 ноября 2009 г.
- ^ «Лот 27, Гюстав Буланже, Молитва» . www.sothebys.com . 30 марта 2021 г.
- ^ «Лот 45, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже» . www.christies.com . 13 июня 2006 г.
- ^ «Лот 122, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже, Два сидящих араба» . www.christies.com . 16 ноября 2023 г.
- ^ «Лот 25, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже» . www.sothebys.com . 25 июня 2008 г.
- ^ «Лот 79, Гюстав-Кларенс-Родольф Буланже» . www.sothebys.com . 20 апреля 2004 г.
- ^ «Картина, потерянная 200 лет назад, продана на аукционе в Гере» . Ютуб . 9 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г.
- ^ Гурвест, Жан-Пьер (12 ноября 2019 г.). «Случайно обнаруженная забытая картина Гюстава Буланже продана за 21 000 евро» . www.leparisien.fr .
Источники
[ редактировать ]- О, Эдмонд (1867). Салон 1866 года , Париж: Hachette, 1867.
- Обрен, Мари-Мадлен (1986). «Гюстав Буланже, художник-эклектик», Бюллетень Французского общества истории искусств , вып. 72, кат. 110, 1986, стр. 167–256; включает эссе Обруна, хронологию жизни и карьеры Буланже, а также иллюстрированный каталог-резонне работ Буланже.
- Блаугрунд, Аннет и Боуи, Джоан В. и Келлог, Элис Д. (1988). «Алиса Д. Келлог: Письма из Парижа, 1887–1889» , Архив American Art Journal , Vol. 28, № 3, 1988, стр. 11–19.
- Буланже, Гюстав (1885). À nos éleves , текст речи, Париж: А. Лаюр, 1885.
- Буланже, Гюстав (1883). Обратите внимание на М. Лемана , речь, посвященную памяти Анри Лемана (умершего в Париже в 1882 году), произнесенную перед Академией изящных искусств на сессии 27 января 1883 года.
- Буве, Шарль (1925). «Гюстав Буланже, сотрудник Шарля Гарнье в Опере» , Gazette des Beaux-Arts , ноябрь 1925 г., стр. 301–311.
- Брукнер, Анита (1962). «Текущие и предстоящие выставки: Париж» (включает обзор репетиции «Крысолова» ), The Burlington Magazine , vol. 104, нет. 713, август 1962 г., стр. 361–364.
- Чу, Петра тен-Дуэсшате (2013). «Публичное поминовение и частная память: Феликс Бракемон по сравнению с осадой Парижа и Коммуны» , Getty Research Journal , № 5, 2013 г., стр. 74.
- Кларети, Жюль (1896). «Уникальная книга: дело Клемансо, нарисованное и иллюстрированное» (воспроизводит два изображения, нарисованные Буланже непосредственно на страницах книги Александра Дюма- сына ), La Lecture , 10 апреля 1896, стр. 103–112.
- Куэль, Коломб (2010). «Желания Античности или как мечтать о греко-римском прошлом в европейской живописи второй половины XIX века» , Анабас , № 11 (2010), с. 21–54.
- Дю Пэ, А. (1851), «Школа изящных искусств. Выставка Гран-при – отправка резидентов Академии в Рим», L'Illustration , 9–16 октября 1851 г., вып. 450, том. XVIII, с. 227–228.
- Гарнье, Шарль (1868). Путешествие в Испанию , оригинальная рукопись и рисунки в сотрудничестве с Луизой Бари Гарнье, Гюставом Буланже и Амбруазом Бодри, Национальная библиотека Франции.
- Гарнье, Чарльз (2012). Путешествие в Испанию , т. 1 (английский перевод) и том. 2 (факсимиле оригинальной рукописи на французском языке, в сотрудничестве с Луизой Бари Гарнье, Гюставом Буланже и Амбруазом Бодри), Доностия-Сан-Себастьян, Испания: Нерея, 2012.
- Гарнье, Шарль (1875). Новая Парижская опера: декоративные картины ( картины Буланже для Фойе де ла Данс, листы 2–7 ), Париж: Duchet & Cie., 1875.
- Готье, Теофиль (1861). «Буланже (Гюстав)» в Abécédaire du Salon de 1861 , Париж: 1861, с. 67-71.
- Готье Т., Уссей А. и Колиньи К. (1866). Помпейский дворец на авеню Монтень: этюды греко-римского дома, бывшей резиденции принца Наполеона , Париж, 1866 год.
- Голд, Артур и Фицдейл, Роберт (1991). Божественная Сара: Жизнь Сары Бернар , Нью-Йорк: Кнопф.
- « Gynécée . С картины Гюстава Буланже» , The Art Journal , Новая серия, Vol. 2, 1876, стр. 266–267.
- Ханселаар, Саския (2016). «Помпейский дом Жозефа Наполеона работы Гюстава Буланже» , История в изображениях , опубликовано в мае 2016 г.
- Галереи Хазелтина (1874 г.). Каталог коллекции масляных картин и акварелей г-на Чарльза Ф. Хазелтина , Филадельфия: 1874 г., записи Буланже ( «Помпейская дева» , № 206 и «Геркулес у ног Омфалы» , № 308), стр. 37 и 59.
- Хупер, Люси Х. (1878). «Выставка в Ле-Мирлитоне» Буланже (описано «Дом Кади» : воспоминание об Алжире в былые времена ), The Art Journal , New Series, Vol. 4, 1878, стр. 122–124.
- Жаго, Элен (2013). Негреческая живопись (1847–1874); Размышления о формировании стилистической категории , диссертации на получение степени доктора (по истории искусств) в Университете Париж-Западный Нантер-Ла-Дефанс.
- Жавель, Фирмин (1888). «Гюстав Буланже» , L’Art français , вып. 76, 6 октября 1888 г., с. 4.
- Жавель, Фирмин (1889). Каталог произведений Гюстава Буланже , Париж, 1889 год.
- Лан, Жюль (1883). Мемуары чирлидерши: воспоминания о театрах , Париж: Librairie Nouvelle, 1883.
- Леу, Рональд де (1996). «Гюстав Буланже. Фрина: куртизанка и модель beeldhouwers», Бюллетень Ван Гога , 11 (1996) 3, стр. 10–13.
- Легран Кэролайн (2019). «Конкурсная картина» , La Gazette Drouot , 23 октября 2019 г.
- Мирбо, Октава (1885, 1993). «Печаль месье Буланже», « Ла Франс» , 13 апреля 1885 года; перепечатано в Мирбо, Эстетика борьбы , Париж: Nouvelles Editions Séguier, 1993, vol. 1, стр. 150–153.
- Монтрозье, Эжен (1881). Современные художники , вып. I (глава в Буланже, стр. 21–24), Париж: H.Launette, 1881.
- Монтрозье, Эжен (1888). «Гюстав Буланже , Revue Illustrée , т. 6, № 69, 15 октября 1888 г., стр. 274–280.
- Шафран, Линда (1980). «Заметка о генеральной репетиции флейтиста Буланже », Gazette des Beaux-Arts , 6, вып. 96, ноябрь 1980 г., стр. 185–6.
- Шинн, граф (1881). Современное французское искусство , Нью-Йорк: AW Lovering, 1881.
- Шпильманн, М.Х. (1889). «Гюстав Буланже» , Журнал «Искусство» , вып. XII, 1889, стр. 70–72.
- Вайдингер, Корина (2006). Имперское желание и классическое возрождение: репетиция Гюстава Буланже «Флейтиста» , диссертация представлена на факультете Университета Делавэра, 2006 г.
- Уайт, Клара М. (1899). «Коллекция западного искусства» (изображение и критика чтения ежедневных новостей Буланже перед парикмахерской Лициния ), Кисть и карандаш , Том. 4, № 4, июль 1899 г., стр. 181–191.
- Вена, Джо Энн (1981). Парижское обучение американских женщин-художниц , Женский художественный журнал , Том. Т. 2, № 1, весна-лето 1981 г., с. 42.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гюстав Буланже , Биографический словарь резидентов Французской академии в Риме онлайн
