Олимпия (Мане)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на турецком языке . (май 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Олимпия | |
---|---|
![]() | |
Художник | Эдуард Мане |
Год | 1863–65 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 130,5 см × 190 см (51,4 × 74,8 дюйма) |
Расположение | Музей Орсе , Париж |
«Олимпия» — картина Эдуарда Мане , написанная маслом в 1863 году , изображающая обнаженную белую женщину («Олимпия»), лежащую на кровати, за которой присматривает чернокожая горничная. Французское правительство приобрело картину в 1890 году после публичной подписки, организованной Клодом Моне . Картина сейчас находится в Музее Орсе Париже в .
Фигура Олимпии была смоделирована Викториной Меран , а фигура ее служанки — Лорой . Конфронтационный взгляд Олимпии вызвал шок и споры, когда картина впервые была выставлена на Парижском салоне 1865 года , особенно потому, что ряд деталей на картине идентифицировал ее как проститутку .
Название картины обычно приписывают близкому другу Мане Захари Астрюку , искусствоведу и художнику, поскольку отрывок из одного из стихотворений Астрюка был включен в запись каталога вместе с «Олимпией», когда она была впервые выставлена в 1865 году. [1]
Содержание
[ редактировать ]Современная публика была шокирована конфронтационным взглядом Олимпии в сочетании с деталями, идентифицирующими ее как полусветскую женщину или куртизанку . [2] [3] К ним относится тот факт, что название «Олимпия» ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х годов. [4] [5]
Цветок орхидеи в ее волосах, браслет, жемчужные серьги, восточная шаль, на которой она лежит, и прямостоящий черный кот. [6] являются символами богатства и чувственности. Черная лента на шее, контрастирующая с ее бледной кожей и сброшенной туфлей, подчеркивает сладострастную атмосферу.
Картина черпает вдохновение из картины Тициана « Венера Урбино » (ок. 1534 г.). [7] [8] В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей доступ к своему телу в обмен на плату. [9] Мане заменил собачку (символ верности) на картине Тициана черной кошкой, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. [9] Возбужденная поза кота была вызывающей; По-французски «chatte» (кошка) на сленге означает женские гениталии. [10] Олимпия с пренебрежением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, которые, по мнению некоторых, являются подарком одного из ее клиентов. [10] Некоторые предполагают, что она могла смотреть в сторону двери, когда ее клиент врывается без предупреждения. [10]
Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими, быстрыми мазками, студийным освещением, исключающим полутона, большими цветовыми поверхностями и малой глубиной. В отличие от гладкой идеализированной обнаженной на картине Александра Кабанеля « Рождение Венеры» , также написанной в 1863 году, Олимпия изображена как реальная женщина, нагота которой подчеркивается резким освещением. [2] Размер одного холста составляет 130,5 × 190 см (51,4 × 74,8 дюйма), что довольно много. Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер произведения, помимо прочих факторов, вызывал удивление. Наконец, Олимпия довольно тонкая по художественным стандартам того времени. Шарль Бодлер считал худобу более неприличной, чем полноту. [11]
Модель для «Олимпии» Викторина Меран была бы узнаваема зрителями картины, поскольку она была хорошо известна в парижских кругах. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и сама по себе была опытным художником. [12] Некоторые из ее картин были выставлены в Парижском Салоне. Знакомство с личностью модели было основной причиной, по которой эта картина была признана шокирующей для зрителей. Известная женщина, живущая в настоящее время в современном Париже, не могла одновременно представлять собой историческую или мифологическую женщину. [13]
Критическая реакция
[ редактировать ]
Мане Хотя «Обед на траве» ( Le déjeuner sur l'herbe ) вызвал споры в 1863 году, его «Олимпия» вызвала еще больший резонанс, когда она впервые была выставлена на Парижском салоне 1865 года . Консерваторы осудили произведение как «аморальное» и «вульгарное». [2] Журналист Антонен Пруст позже вспоминал: «Если полотно «Олимпии» и не было уничтожено, то только из-за мер предосторожности, принятых администрацией». Критики и публика осудили произведение одинаково. Даже Эмиль Золя был вынужден неискренне комментировать формальные качества работы вместо того, чтобы признать предмет: «Вы хотели обнаженную натуру и выбрали Олимпию, первую, которая пришла». [14] [15] Однако он отдал должное честности Мане: «Когда наши художники дают нам Венеры, они исправляют природу, они лгут. Эдуард Мане задавался вопросом, почему лгать, почему не говорить правду; он познакомил нас с Олимпией, этой девушкой нашего времени, которая вы встречаетесь на тротуарах». [16]
горничная Олимпии
[ редактировать ]Фигура горничной на картине, созданная по образцу женщины по имени Лора , хотя изначально и упускалась из виду, стала темой дискуссий среди современных ученых. Как рассказывает Ти Джей Кларк о недоверии друга к переработанной версии « Картины современной жизни» 1990 года : «Ради бога! Вы писали о белой женщине на кровати на пятидесяти и более страницах и почти не упомянули о черной женщине рядом с ней. !" [17] [18] Олимпия была создана через 15 лет после во рабства отмены Франции и ее империи , но негативные стереотипы о чернокожих людях сохранились среди некоторых элементов французского общества. В некоторых случаях белая проститутка на картине описывалась с использованием расовой окраски. По словам Мари Латерс, «таким образом ссылки на Черноту вторглись в образ белой Олимпии, превратив ее в карикатурное и гротескное животное, которое чернокожих людей часто изображают в девятнадцатом веке». [19]
Многие критики аплодировали Мане за использование белого и черного цветов в картине, альтернативу традиции светотени . Чарльз Бернхаймер ответил:
Черная дева — это не… просто темный аналог белизны Олимпии, а скорее эмблема темной, угрожающей, аномальной сексуальности, скрывающейся прямо под рукой Олимпии. По крайней мере, именно такую фантазию у зрителя-мужчины 1865 года вполне могла вызвать фигура слуги Мане. [20]
По словам Тимоти Пола, некоторые черные феминистки , в том числе Лоррейн О'Грэйди , утверждали, что Мане включил Лору не ради художественной условности, а для того, чтобы создать идеологическую бинарность между черным и белым, хорошим и плохим, чистым и грязным и как таковым». неизбежно переформулирует картезианскую перспективную логику, которая позволяет белизне функционировать как единственный предмет рассмотрения». [21] В сочетании со светлой кожей чернокожая женская модель выступает символом всех расовых стереотипов Запада .
Конфронтационный взгляд и оппозиционный взгляд
[ редактировать ]В эссе Лоррейн О'Грэйди «Служанка Олимпии: возвращение субъективности чернокожей женщины» [22] она утверждает: «Горничная Олимпии, как и все другие «периферийные негры » , представляет собой робота, который удобно создан для того, чтобы исчезнуть в фоновой драпировке. Хотя конфронтационный взгляд Олимпии часто называют вершиной неповиновения патриархату, оппозиционный взгляд служанки Олимпии игнорируется; она является частью фона, и решающей роли ее присутствия практически не уделяется внимания.
О'Грэйди отмечает, что мы знаем, что она представляет « Иезавель и мамулю » «и, что самое приятное, она не настоящий человек», скорее, она является объектом объективированного и исключенного из полового различия согласно Фрейда . теории [22] Пока Олимпия смотрит прямо на зрителя, ее служанка тоже оглядывается. [23] В своем эссе « Мамочка , Иезавель , Сапфир и их домашние девочки: развитие оппозиционного взгляда на образы чернокожих женщин» Кэтрин Уэст приходит к выводу, что, утверждая оппозиционный взгляд, мы можем идентифицировать, критиковать, сопротивляться и трансформировать эти и другие репрессивные образы чернокожих женщин. женщины. [24]
События
[ редактировать ]В январе 2016 года люксембургский художник-перформанс Дебора Де Робертис легла на пол перед картиной обнаженной и имитировала позу объекта. Ее арестовали за непристойное обнажение . [25]
С сентября 2023 по январь 2024 года картина была включена в выставку «Мане/Дега». [26] в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . [27]
Прецеденты
[ редактировать ]Частично картина была вдохновлена «Венерой Урбино» Тициана (ок. 1534 г.), которая, в свою очередь, происходит от ( » Джорджоне «Спящей Венеры ок. 1510 г.). На заднем плане у Тициана две полностью одетые женщины, предположительно служанки. Леонс Бенедит был первым историком искусства, открыто признавшим сходство с Венерой Урбино в 1897 году. [28] Есть также некоторое сходство с Франсиско Гойи » «Маха деснуда (около 1800 г.). [29]
Были также графические прецеденты обнаженной белой женщины, часто изображаемой с черной служанкой, такие как Леона Бенувиля » «Эстер с одалиской (1844), Энгра » «Одалиска с рабыней (1842) и Шарля Жалабера » «Одалиска (1842). ). [30] Сравнивают также с » Энгра « Большой одалиской (1814). Мане изобразил не богиню или одалиску , а высококлассную проститутку , ожидающую клиента; часто утверждалось, что Тициан сделал то же самое. [ кем? ]
- Джорджоне , Спящая Венера (ок. 1510), также известная как Дрезденская Венера.
- Тициан , Венера Урбино (1538)
- Франсиско де Гойя , «Обнаженная маха» (около 1797–1800), известная на английском языке как «Обнаженная (или обнаженная) Майя».
- Жан Огюст Доминик Энгр , Большая Одалиска , (1814)
дань уважения
[ редактировать ]- Современная Олимпия , Поль Сезанн, ок. 1873/74.
- Олимпия , Рене Магритт , 1948 год.
- Три четверти Олимпии минус слуга , Жан-Мишель Баския , 1982. [31]
- Без названия (Деталь горничной из Олимпии) , Жан-Мишель Баския, 1982. [31]
- Отель «Корона» (Мона Лиза на черном фоне) , Жан-Мишель Баския, 1982 год. [31]
- Портрет (Футаго) , Ясумаса Моримура , 1988 год. [32]
- Одалиска I. Глядя на Мане. Олимпия и семья , Луи ле Броки , 2005.
- «Соммс воссоздает старые мастера: серия 1», Марк Шипвей, ок. 2015. [33]
См. также
[ редактировать ]- Список картин Эдуарда Мане
- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
- 1863 год в искусстве
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шэрон Флешер, Захари Аструк: критик, художник и японист (1833–1907) (Garland Publishing: Нью-Йорк, 1978). ISBN 9780824032265
- ^ Jump up to: а б с «Олимпия Эдуарда Мане Бет Харрис и Стивена Цукера» . Смартистория . Ханская академия . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Олимпия | картина Эдуарда Мане | Британника» . www.britanica.com . 2023-09-23 . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Кларк, TJ (1999) Картина современной жизни: Париж в искусстве Мане и его последователей. Переработанное издание. Принстон: Издательство Принстонского университета, стр.86.
- ^ «Возвращение к женским взглядам в «Олимпии» Мане | Искусство | Багровый Гарвард» . www.thecrimson.com . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Моффитт, Джон Ф. (1994). «Провокационная женственность в «Олимпии» Мане » . Заметки по истории искусства . 14 (1): 21–31. дои : 10.1086/су.14.1.23205579 . JSTOR 23205579 . S2CID 191382469 – через JSTOR.
- ^ Миллетт-Галлант, Энн (3 августа 2010 г.). Инвалидное тело в современном искусстве . Пэлгрейв Макмиллан. п. 31. ISBN 978-0-230-10997-1 . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ^ Митчелл, Долорес (1994). «Олимпия» Мане: Если бы взгляд мог убивать» . Заметки по истории искусства . 13 (3): 39–46. дои : 10.1086/су.13.3.23204895 . JSTOR 23204895 . S2CID 191378906 — через JSTOR .
- ^ Jump up to: а б Долан, Тереза. «Дополнительные льготы: Олимпия Мане и ее шаль». Художественный вестник , вып. 97, нет. 4, 2015, стр. 409–429.
- ^ Jump up to: а б с Мане Моффитт, Джон Ф. «Провокационная женственность в Олимпии ». Источник: Записки по истории искусства , вып. 14, нет. 1, 1994, стр. 21–31.
- ^ Рефф, Теодор . (1976) Мане: Олимпия . Лондон: Аллен Лейн, с. 57. ISBN 0713908076
- ↑ Main, VR (3 октября 2008 г.). «Голая правда» . Хранитель . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ Смит, Х. (13 сентября 2016 г.). «Викторина Меран: неприукрашенная история музы Мане» . bonjourparis.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Цитируется в Хонор, Х. и Флеминг, Дж. (2009). Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 708. ISBN 9781856695848
- ^ Цитируется в другом переводе Золя, Эмиль (2013). Глядя на Мане . Лондон: Афина Паллада, с. 80. ISBN 978-1-84368-090-1
- ^ Андерсен, Фриц (2004). Карен-Маргарет Симонсен; Марианна Пин Хуан; Мадс Розендаль Томсен (ред.). Переосмысление романа: история и эстетика изменчивого жанра . Родопи. п. 79. ИСБН 9789042008434 .
- ^ Кларк, Ти Джей (1984). Картина современной жизни . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00903-2 .
- ^ Мюррелл, Дениз (2018). Позирование современности: черная модель от Мане и Матисса до наших дней . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 2.
- ^ Лазерс, Мари (2013). Словарь моделей художников . Лондон: Рутледж. стр. 315–316.
- ^ Бернхаймер, Чарльз (1989). «Олимпия Мане: образ скандала». Поэтика сегодня . 10 (2): 255–277. дои : 10.2307/1773024 . JSTOR 1773024 .
- ^ Браун, Тимоти Пол (2001). «Черный радикальный феминизм и восстановление идентичности». Третий текст . 15 (55): 43–50. дои : 10.1080/09528820108576913 . S2CID 143661040 .
- ^ Jump up to: а б О'Грэйди, Лоррейн. «Служанка Олимпии: возвращение субъективности чернокожих женщин». Читатель журнала «Феминизм и визуальная культура» . стр. 174–187.
- ^ Джонс, Амелия (2003). «Оппозиционный взгляд: черная женщина-зритель». Читатель «Феминизм и визуальная культура» . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 94–105.
- ^ Уэст, Кэролайн М. (1 января 2008 г.). «Мамочка, Иезавель, Сапфир и их домашние девочки: развитие« оппозиционного взгляда »на образы чернокожих женщин». Лекции по психологии женщин . Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Художник был арестован (снова) за трюк обнаженной в парижской галерее» . Independent.co.uk . 18 января 2016 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 г.
- ↑ Мане/Дега, 24 сентября 2023 г. – 7 января 2024 г.
- ^ Фараго, Джейсон (9 сентября 2023 г.). «Самая скандальная картина XIX века приезжает в Нью-Йорк» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Рефф, с. 48.
- ^ Мейерс, Джеффри. (2004). Квартет импрессионистов: Сокровенный гений Мане и Моризо, Дега и Кассат, с. 35; Беруете и Море, Аурелиано. (1922). Гойя как портретист, с. 190 .
- ^ Загадка Олимпии. Филис А. Флойд, Искусство 19 века во всем мире, 2012. Проверено 5 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Бразил, Яна Эванс (2008). Художники, исполнители и черная мужественность в гаитянской диаспоре . Издательство Университета Индианы. п. 178. ИСБН 978-0-253-21978-7 .
- ^ «Ясумаса Моримура, Портрет (Футаго) » .
- ^ «Марк Шипвей в Instagram: «Часть 1 новой серии Instagram под названием «Соммс воссоздает старых мастеров, смелая попытка Шона Нельсона и Хуссейна Аскари создать Эдуарда…» » . Инстаграм . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Кинг, Росс (2006). Суд Парижа: революционное десятилетие, давшее миру импрессионизм . Нью-Йорк: Уоллер и компания, стр. 105–108. ISBN 0-8027-1466-8 .
- Липтон, Юнис (1999). Псевдоним Олимпия: женщина в поисках печально известной модели Мане и свое собственное желание . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8609-2
- Главное, ВР (2008). Женщина без одежды: Роман . Лондон: Деланси Пресс. ISBN 978-0-9539119-7-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гамильтон, Джордж Херд (1954). Мане и его критики . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 65–80.
- Мюррелл, Дениз (2018). Позирование современности: черная модель от Мане и Матисса до наших дней . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Рефф, Теодор (1977). Мане: Олимпия . Нью-Йорк: The Viking Press, Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |

- Олимпия в Музее Орсе
- Филис А. Флойд, «Загадка Олимпии»
- Зайберт, Маргарет Мэри Армбруст. Биография Викторины-Луизы Меран и ее роль в искусстве Эдуарда Мане . Дисс. Университет штата Огайо, 1986 год.