Виктор Пьер Орта (англ. Французское произношение: [viktɔʁ ɔʁta] ; Виктор, барон Орта после 1932 г.; 6 января 1861 — 8 сентября 1947) — бельгийский архитектор и дизайнер, один из основателей движения модерн . [1] Он был горячим поклонником французского теоретика архитектуры Эжена Виолле-ле-Дюка и его отеля Tassel в Брюсселе (1892–1893 гг.), который часто считают первым домом в стиле модерн, основанным на работах Виолле-ле-Дюка. [2] Изогнутые стилизованные растительные формы, которые Орта, в свою очередь, использовал, повлияли на многих других, в том числе на французского архитектора Эктора Гимара , который использовал их в первом жилом доме в стиле модерн, который он спроектировал в Париже, и в подъездах, которые он спроектировал для парижского метро . [3] [4] Его также считают предшественником современной архитектуры за его открытые планировки и новаторское использование железа , стали и стекла. [1]
Виктор Орта родился в Генте , Бельгия, 6 января 1861 года. Его отец был мастером-сапожником, который, как вспоминал Орта, считал мастерство высокой формой искусства. Молодой Орта начал с изучения музыки в Королевской консерватории Гента . Его исключили за плохое поведение, и вместо этого он отправился учиться в Королевскую академию изящных искусств в Генте. В Гентской консерватории сегодня его именем названа аула. [6] Когда ему было семнадцать, он переехал в Париж и нашел работу у архитектора и дизайнера Жюля Дебюиссона.
Отец Орты умер в 1880 году, и Орта вернулся в Бельгию. Он переехал в Брюссель и женился на своей первой жене, от которой позже у него родились две дочери. Он начал изучать архитектуру в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Он подружился с Полем Ханкаром , еще одним пионером архитектуры в стиле модерн. Орта преуспел в учебе и был принят в качестве ассистента к своему профессору Альфонсу Балату , архитектору короля Леопольда II . Орта работал с Балатом над строительством королевских теплиц Лакен на севере Брюсселя, первой работы Орты, в которой использовалось стекло и железо. [6] В 1884 году Орта выиграл первую премию Годешарля за архитектуру предлагаемого нового здания бельгийского парламента. По окончании Королевской академии он был удостоен Гран-при в области архитектуры. [6]
В последующие годы Орта вступил в Центральное общество бельгийской архитектуры, спроектировал и построил три дома в традиционном стиле и принял участие в нескольких конкурсах. В 1892 году он был назначен заведующим кафедрой графического дизайна в архитектуре Свободного университета Брюсселя , а в 1893 году получил звание профессора. [6] [7] В это время благодаря лекциям и выставкам, организованным группой художников Les XX , Орта познакомился с британским движением искусств и ремесел , разработками в области книжного дизайна, особенно текстиля и обоев, которые повлияли на его более поздние работы. [8]
В 1893 году Орта построил таунхаус Autrique House для своего друга Эжена Отрика. Из-за ограниченного бюджета интерьер имел традиционную планировку, но на фасаде были представлены некоторые элементы, которые он разработал в полном стиле модерн, включая железные колонны и керамические цветочные орнаменты. [9] В 1894 году Орта был избран президентом Центрального общества бельгийской архитектуры, хотя в следующем году он ушел в отставку из-за спора, возникшего, когда он получил комиссию за детский сад на улице Сен-Гислен / Синт-Гиссляйнсстраат в Мароль / Мароллен. районе Брюсселя, без публичного конкурса. [6]
На протяжении всей своей жизни Орта находился под сильным влиянием французского теоретика архитектуры Эжена Виолле-ле-Дюка , идеи которого он полностью идентифицировал. [10] В 1925 году он писал:
С 1840 года теории Виолле-ле-Дюка представляют собой острый, точный и конструктивный анализ каждого элемента архитектуры, доводящий всю архитектуру до ее абсолютного истока – конструкции, из которой может возникнуть любая форма искусства. [11]
Главный прорыв для Орты произошел в 1892 году, когда ему было поручено спроектировать дом для ученого и профессора Эмиля Тасселя. Строительство отеля Tassel было завершено в 1893 году. Каменный фасад, гармонирующий с соседними зданиями, был довольно традиционным, но интерьер был поразительно новым. Орта использовал технологии стекла и железа, которые он практиковал в королевских теплицах Лакена , чтобы создать интерьер, наполненный светом и пространством. Дом построен вокруг открытой центральной лестницы. Во внутреннем убранстве использовались вьющиеся линии, созданные по образцу виноградных лоз и цветов, которые повторялись в железных перилах лестницы, в плитке пола, в стеклах дверей и мансардных окнах, а также рисовались на стенах. Здание широко признано как одно из первых проявлений стиля модерн в архитектуре (наряду с домом Ханкара Поля Ханкара , построенным в то же время). [12] [1] [13] В 2000 году он был внесен вместе с тремя другими таунхаусами, спроектированными вскоре после этого, в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . Обозначая эти объекты, ЮНЕСКО пояснила: «Стилистическая революция, представленная этими работами, характеризуется их открытой планировкой, рассеянием света и блестящим соединением изогнутых линий декора со структурой здания». [14]
Отель Solvay на авеню Луиза/Луизалаан в Брюсселе был построен для Армана Сольве, сына химика и промышленника Эрнеста Сольвея . Орта имел практически неограниченный бюджет и в отделке лестницы использовал самые экзотические материалы в необычных сочетаниях, такие как мрамор, бронза и редкие тропические породы дерева. Стены лестницы были украшены художником пуантилистом - Тео ван Риссельберге . Орта продумал каждую деталь, включая бронзовый дверной звонок и номер дома, чтобы они соответствовали общему стилю. [15]
Отель van Eetvelde считается одним из самых совершенных и инновационных зданий Орты благодаря весьма оригинальному интерьеру Зимнего сада и творческим деталям во всем. Открытая планировка отеля Van Eetvelde была особенно оригинальной и предлагала обилие света как по горизонтали, так и по вертикали, а также создавало ощущение простора. Центральный двор поднимался на высоту здания, пропуская свет из светового люка наверху. На первом этаже салоны овальной формы были открыты во двор, а также получали свет из больших эркеров. Из любого салона на первом этаже можно было посмотреть с одной стороны здания на другую. [16]
Дом и мастерская Орты, ныне музей Орты , были резиденцией и офисом Орты и были, конечно, более скромными, чем другие дома, но имели свои оригинальные черты и столь же прекрасное мастерство и мастерство в деталях. В отделке лестницы он использовал необычные сочетания материалов, таких как дерево, железо и мрамор. [17]
Новым элементом в домах Орты, а затем и в его более крупных зданиях, было его стремление к максимальной прозрачности и свету, чего часто трудно достичь на узких строительных площадках Брюсселя. Он добился этого за счет использования больших окон, мансардных окон, зеркал и особенно за счет открытых планов этажей, которые пропускали свет со всех сторон и сверху. [18]
Отель Обек в Брюсселе был одним из его последних домов, построенных для промышленника Октава Обека. Как и в других его домах, здесь было окно в крыше над центральной лестницей, наполняющее дом светом. Его особенностью была восьмиугольная форма комнат и три фасада с окнами, призванными давать максимум света. Первоначально владелец хотел сохранить свою оригинальную семейную мебель, но из-за странной формы комнат Орте было поручено создать новую мебель.
К 1948 году модерн вышел из моды, дом был продан новому владельцу, пожелавшему его снести. сохранил только фасад и мебель Началось движение за сохранение дома, но в конце концов город Брюссель . Фасад разобрали и сдали на хранение, высказывалось много предложений по его реконструкции, но ни одно не было реализовано. Часть мебели сейчас выставлена в Музее Орсе в Париже. [19]
Верхняя часть зала отеля Aubecq, Брюссель (1899–1902 гг.)
Мебель отеля Aubecq на выставке в Музее Орсе в Париже.
Строя роскошные таунхаусы для богатых, Орта также применил свои идеи к более функциональным зданиям. С 1896 по 1899 год он спроектировал и построил Maison du Peuple/Volkshuis («Народный дом»), штаб-квартиру Бельгийской рабочей партии (POB/BWP). Это было большое здание, включавшее офисы, конференц-залы, кафе, а также конференц-концертный зал, вмещающий более 2000 человек. Это было чисто функциональное здание, построенное из стальных колонн с навесными стенами. В отличие от его домов, здесь практически не было украшений. Единственной узнаваемой чертой стиля модерн был небольшой изгиб стальных колонн, поддерживающих крышу. Как и его дома, здание было спроектировано так, чтобы максимально использовать свет, с большими мансардными окнами над главным конференц-залом. Он был снесен в 1965 году, несмотря на международную петицию протеста, поданную более чем 700 архитекторами. Материалы здания были сохранены для возможной реконструкции, но в конечном итоге были разбросаны по Брюсселю. Некоторые детали были использованы при строительстве. Система метро Брюсселя . [20]
Фасад Дома народа, Брюссель (1896–1899).
Театр и конференц-зал Дома народа
Ресторан Maison du Peuple
Начиная примерно с 1900 года, здания Орты постепенно становились все более упрощенными по форме, но всегда создавались с большим вниманием к функциональности и мастерству. Начиная с 1903 года, он построил Большой базар Анспах, большой универмаг , с характерным для него использованием больших окон, открытых полов и из кованого железа украшений . В 1907 году Орта спроектировал Музей изящных искусств в Турне , хотя из-за войны он открылся только в 1928 году.
Magasins Waucquez (ныне Бельгийский центр комиксов ) изначально был универмагом, специализирующимся на текстиле. В своем дизайне Орта использовал все свое мастерство обращения со сталью и стеклом, чтобы создать впечатляющие открытые пространства и придать им обилие света сверху. Световой люк из стали и стекла сочетается с декоративными элементами, такими как неоклассические колонны. После смерти Вокеса в 1920 году здание начало приходить в упадок, и в 1970 году фирма закрылась. Жан Делэ, бывший помощник Орты, спас здание от сноса, и к 16 октября 1975 года, из-за его связи с Ортой, оно было объявлено охраняемым историческим объектом. Сейчас это музей особой бельгийской специальности - комиксов , а также есть комната, посвященная Орте.
В 1906 году Орта принял заказ на строительство новой университетской больницы Бругмана (ныне здание Университетской больницы Бругмана имени Виктора Орты). Разработанный с учетом мнений врачей и руководителей больниц, проект Орты разделил функции больницы на ряд невысоких павильонов, расположенных на территории кампуса в парке площадью 18 гектаров (44 акра), и работы начались в 1911 году. Хотя использовавшийся во время Первой мировой войны , официальное открытие было отложено до 1923 года. Его необычный дизайн и планировка вызвали большой интерес со стороны европейского медицинского сообщества, и его здания продолжают использоваться по сей день. [21]
По возвращении Орты в Брюссель в январе 1919 года он продал свой дом и мастерскую на улице Американ / Америкаансестраат . [7] а также стал полноправным членом Бельгийской королевской академии. [6] Послевоенная политика жесткой экономии привела к тому, что модерн больше не был доступным и модным. С этого момента Орта, который в течение предыдущего десятилетия постепенно упрощал свой стиль, больше не использовал органические формы и вместо этого основывал свои проекты на геометрических. Он продолжал использовать рациональные планы этажей и применять новейшие разработки в области строительных технологий и инженерных коммуникаций . Центр изящных искусств в Брюсселе, многоцелевой культурный центр, спроектированный в более геометрическом стиле, похожем на ар-деко . [6]
Орта разработал план Центра изящных искусств, начиная с 1919 года, а строительство началось в 1923 году. Он был завершен в 1929 году. Первоначально предполагалось, что он будет построен из камня, но Орта разработал новый план из железобетона со стальным каркасом. Он намеревался оставить бетон внутри открытым, но окончательный вид не оправдал его ожиданий, и он покрыл его. Сам концертный зал имеет необычную овальную или яйцевидную форму и сопровождается художественными галереями, конференц-залами и другими функциональными помещениями. Здание расположено на сложном склоне холма и занимает восемь уровней, большая часть которых находится под землей. Его также нужно было спроектировать так, чтобы не загораживать вид на Королевский дворец , расположенный на холме прямо над ним. [24]
В 1910 году Орта начал работать над чертежами своего самого амбициозного и продолжительного проекта: Центральный железнодорожный вокзал Брюссель . Официально он был назначен архитектором в 1913 году, но работы фактически начались только после Второй мировой войны , в 1952 году. [6] Первоначально планировалось, что станция станет лишь частью гораздо более масштабного проекта реконструкции, который Орта задумал в 1920-х годах, но это так и не было реализовано. [6]
Начало строительства было серьезно отложено из-за длительного процесса покупки и сноса более тысячи зданий на маршруте новой железной дороги между главными вокзалами Брюсселя, а затем из-за Первой мировой войны. Строительство, наконец, началось в 1937 году в рамках планов. для стимулирования экономики во время Великой депрессии , прежде чем снова быть отложенным из-за начала Второй мировой войны. [25] Орта все еще работал на станции, когда он умер в 1947 году. Станция была окончательно завершена, согласно его планам, его коллегами во главе с Максимом Брунфо . Он открылся 4 октября 1952 года. [26] [27]
Орта обычно проектировал не только здание, но и мебель в соответствии со своим особым стилем. Его мебель стала так же известна, как и его дома; экспозиции его мебели были показаны на Всемирной выставке 1900 года в Париже и на Туринской выставке современного декоративного искусства 1902 года . Обычно его делали вручную, и мебель для каждого дома была разная. Во многих случаях мебель прослужила дольше, чем дом. Его недостаток заключался в том, что, поскольку он соответствовал дому, его нельзя было изменить на какой-либо другой стиль, не нарушив при этом гармонию помещения.
Стиль модерн вышел из моды в 20 веке, и многие здания Орты были заброшены или даже разрушены, в первую очередь Maison du Peuple/Volkshuis , снесенный в 1965 году, как упоминалось выше. Однако некоторые здания Орты все еще стоят в Брюсселе по сей день, а некоторые доступны для посещения. Наиболее примечательными являются Magasins Waucquez , бывший универмаг, ныне Бельгийский центр комиксов , и четыре его частных дома ( отеля ), которые в 2000 году были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия под названием « Крупные городские дома архитектора Виктора». Орта (Брюссель) »: [5]
Отель Tassel , спроектированный и построенный для профессора Эмиля Тасселя в 1892–1893 годах.
Отель Solvay , спроектированный и построенный в 1895–1900 годах.
^ Образование города-сада бельгийских планировщиков во время Первой мировой войны, Питер Юттенхове, Перспективы планирования, том 5, выпуск 3, сентябрь 1990 г., стр. 271–283.
Богерт К., Ланклюс К. и Вербек М. в сотрудничестве с Линтерсом А. 1979: Инвентаризация культурного наследия в Бельгии, Архитектура, Город Гент, Строительство на протяжении веков во Фландрии 4NB ZW, Брюссель – Гент
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: e470706aa978e86b7fe2270bbd5211e0__1719605700 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/e0/e470706aa978e86b7fe2270bbd5211e0.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Victor Horta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)