Тео ван Риссельберге
Тео ван Риссельберге | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1916 год. | |
Рожденный | Гент , Бельгия | 23 ноября 1862 г.
Умер | 13 декабря 1926 г. Сен-Клер, Вар , Франция | (64 года)
Известный | Рисование |
Движение | Неоимпрессионизм |
Теофиль « Тео » ван Риссельберг (23 ноября 1862 – 13 декабря 1926) был бельгийским -неоимпрессионистом художником , сыгравшим ключевую роль на европейской художественной сцене на рубеже двадцатого века.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Родившийся в Генте во франкоязычной буржуазной семье, он учился сначала в Гентской академии у Тео Каннеля, а с 1879 года в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе под руководством Жана-Франсуа Портаэля . Североафриканские картины Портаэлса положили начало восточной моде в Бельгии. Их влияние сильно повлияло бы на молодого Тео ван Риссельберга. В период с 1882 по 1888 год он совершил три поездки в Марокко, пробыв там в общей сложности полтора года.
Ему было всего восемнадцать, и он уже участвовал в Гентском салоне, показав два портрета. Вскоре последовал его «Автопортрет с трубкой» (1880), написанный в мрачных тонах в бельгийской реалистической традиции того времени. Его картина «Ребёнок на лесной поляне » (1880) отходит от этого стиля и делает первые шаги в сторону импрессионизма. Вскоре у него разовьется собственный реалистический стиль, родственный импрессионизму. В 1881 году он впервые выставился на Салоне в Брюсселе.
Первая поездка в Марокко
[ редактировать ]В следующем году он много путешествовал (следуя по стопам Жана-Франсуа Портаэлса) по Испании и Марокко вместе со своим другом Францем Шарле и астурийским художником Дарио де Регойосом . Особенно он восхищался «старыми мастерами» в Музее Прадо . В Севилье они встретили Константина Менье , который копировал Педро Кампанья » « Снятие с креста . Из этой испанской поездки возникли следующие портреты: «Испанка» (1881 г.) и «Севилька» (1882 г.), уже совершенно разные по стилю. Когда он ступил в Танжер в конце октября 1882 года, перед ним открылся совершенно новый мир: такой близкий к Европе и в то же время совершенно иной. Он оставался там четыре месяца, рисуя и рисуя живописные сцены на улице, касбе : и базаре арабский уличный сапожник (1882 г.), арабский мальчик (1882 г.), отдыхающий охранник (1883 г.).
Вернувшись в Бельгию, он показал около 30 работ своей поездки в «Cercle Artistique et Litteraire» в Генте. Он имел мгновенный успех, особенно «Киф курильщиков» , «Продавец апельсинов» и морской пейзаж «Пролив (заходящее солнце), Танжер» (1882).
В апреле 1883 года он выставил эти сцены повседневной средиземноморской жизни в салоне L'Essor в Брюсселе перед публикой-энтузиастом. Примерно в это же время он подружился с писателем и поэтом Эмилем Верхареном , которого позже несколько раз изобразил.
В сентябре 1883 года ван Риссельберг отправился в Харлем, чтобы изучать свет в работах Франса Хальса . Точная передача света продолжала занимать его мысли. Там он также познакомился с американским художником Уильямом Мерриттом Чейзом .
ХХ
[ редактировать ]
Тео ван Риссельберг был одним из видных соучредителей бельгийского художественного кружка Les XX, созданного 28 октября 1883 года. Это был кружок молодых радикальных художников, находившихся под патронажем в качестве секретаря брюссельского юриста и любителя искусства Октава Мауса (1856). –1919). Они восстали против устаревшего академизма того времени и господствовавших художественных стандартов. Среди наиболее известных членов были Джеймс Энсор , Вилли Финч , Фернан Кнопф , Фелисьен Ропс , а позже Огюст Роден и Поль Синьяк . Это членство позволило ван Риссельбергу познакомиться с другими радикальными художниками, такими как Джеймс Эбботт Макнил Уистлер , который выставлялся в Les XX в 1884 году. Его влияние как художника-портретиста можно увидеть в портрете Октава Мауса как денди, написанном ван Риссельбергом (1885). . Ван Риссельберг нарисовал несколько портретов Октава Мауса и его жены в период с 1883 по 1890 год.
Вторая поездка в Марокко
[ редактировать ]В ноябре 1883 года он снова уехал вместе с Францем Шарле в Танжер. В течение года своего пребывания он вел постоянную переписку с Октавом Маусом, убеждая его принять несколько новых имен для первой выставки «Les XX»: Константин Менье, Альфред Верви , Уильям Меррит Чейз . (Он встретил его в 1883 году в Харлеме .) В апреле 1884 года он посетил Андалусию в компании американского художника Джона Сингера Сарджента и джентльмена-художника Ральфа Кертиса . Он также пригласил их на выставку в Брюссель. На этот раз ван Риссельберг попытался превзойти самого себя. Его большая экзотическая картина «Арабская фантазия» , тема которой была предложена Эженом Делакруа , является его самой известной работой этого периода. Он залит резким светом жаркого марокканского солнца. Отныне ван Риссельберг будет одержим светом. Но нехватка средств вынудила его вернуться в Бельгию в конце октября 1884 года.
На второй выставке Les XX в 1885 году Тео ван Риссельберг показал свою арабскую фантазию и другие изображения и картины из своего второго марокканского путешествия, такие как Авраам Сиксу (переводчик в Танжере) (1884).
Импрессионизм
[ редактировать ]Однако его следующие портреты выполнены в довольно приглушенных тонах, с использованием различных градаций черного или фиолетового цвета, контрастирующих со светлыми цветами: Жанна и Маргарита Шлобах (1884 г.), Октав Маус (1885 г.), Камилла Ван Монс (1886 г.), Маргарита Ван Монс (1886 г.) (до сравнить с «Портретом Габриэль Браун» (1886) Фернана Кнопфа ).
Он увидел работы импрессионистов Моне и Огюста Ренуара на выставке Les XX в 1886 году. Он был глубоко впечатлен. Он экспериментировал с этой техникой, как это видно в альбоме «Женщина с японцем» (1886). Это импрессионистское влияние проявилось в его картинах «Мадам Пикард в ее ложе» (1886) и «Мадам Оскар Гисбрехт» (1886) (написанные в яркой палитре). В 1887 году он написал несколько импрессионистских морских пейзажей на бельгийском побережье: Хет Цвин во время прилива (1887).
Риссельберг повлиял на творчество своего друга Омера Коппенса от реализма к местному импрессионизму. [ 2 ] и написал по крайней мере один его портрет маслом. [ 3 ]
Из-за своих растущих связей с парижской арт-сценой Октав Маус отправил Риссельберга в Париж в качестве искателя талантов для поиска новых талантов для следующих выставок Les XX .
Неоимпрессионизм
[ редактировать ]Он открыл для себя технику пуантилизма , когда увидел » Жоржа Сёра на «Большую Жатту восьмой выставке импрессионистов в Париже в 1886 году. Вместе с Генри Ван де Вельде , Жоржем Лемменом , Ксавье Меллери , Вилли Шлобахом , Альфредом Уильямом Финчем и Анной Бох он «импортировал «Этот стиль в Бельгию. Сёра был приглашен на следующий салон Les XX в Брюсселе в 1887 году. Но там его La Grande Jatte подверглась резкой критике со стороны искусствоведов как «непонятная тарабарщина в применении к благородному искусству живописи».
Тео ван Риссельберг отказался от реализма и стал адептом пуантилизма. Это приводило его иногда к тяжелым конфликтам с Джеймсом Энсором . В 1887 году ван Риссельберг уже экспериментировал с этим стилем, что можно увидеть в его «Мадам Оскар Гисбрехт» (1887) и «Мадам Эдмон Пикард» (1887). Пробыв летом 1887 года на несколько недель у Эжена Боха (брата Анны Бох ) в Батиньоле, недалеко от Парижа, он познакомился с несколькими художниками парижской сцены, такими как Сислей, Синьяк, Дега и особенно Анри де Тулуз-Лотрек . Особенно он ценил талант Тулуз-Лотрека. Его портрет Пьера-Мари Олена (1887) очень напоминает стиль Тулуз-Лотрека того времени. Ему удалось пригласить нескольких из них, в том числе Синьяка, Форена и Тулуз-Лотрека, на очередную выставку Les XX .
Третья поездка в Марокко
[ редактировать ]В декабре 1887 года его пригласили вместе с Эдмоном Пикаром сопровождать бельгийскую экономическую делегацию в Мекнес , Марокко. За эти три месяца он сделал множество набросков цветными карандашами. Он также нарисовал портрет султана Хасана I. Вернувшись в Брюссель, он начал писать свои впечатления, опираясь на свои фотографии, заметки и зарисовки. Его «Лагерь кочевников» (1887), вероятно, является его первой неоимпрессионистской работой. В Караване в горах за Шлиатом влияние Сера безошибочно. Его Ворота Мансур-Эль-Хей в Мекнесе (1887 г.) и Марокко (большой базар) (1887 г.) также написаны в стиле пуантилистизма, но все же короткими мазками, а не точками. Это одни из редких картин пуантилистов Марокко. Закончив эти картины, он полностью остановился на марокканском периоде своей жизни.
Теперь он обратился к портретной живописи, в результате чего создал серию замечательных портретов в стиле неоимпрессионизма.
Пуантилизм
[ редактировать ]

Его знаменитый портрет Алисы Сете (1888 г.) в синих и золотых тонах стал поворотным моментом в его жизни. На этот раз он использовал на портрете только точки. Позже она выйдет замуж за скульптора Поля Дюбуа . Ее сестра Мария Сете, также модель ван Риссельберга, выйдет замуж за известного в стиле модерн архитектора Генри Ван де Вельде . В этот период он создал множество портретов в стиле неоимпрессионизма, например, портрет своей жены Марии и дочери Элизабет. Он женился на Мари Монном в 1889 году. Они отправились в медовый месяц на юг Англии, а затем в Бретань. Это также привело к созданию ряда неоимпрессионистских картин. В Париже он встретился с Тео Ван Гогом и таким образом сумел пригласить Винсента Ван Гога на очередную выставку в Брюсселе. Именно здесь Ван Гог продал «Винь Руж» в Монмажуре Анне Бох , единственную картину, которую он когда-либо продал.
Помимо портретов, он написал в этот период также множество пейзажей и морских пейзажей: «Дюны в Кадзанде» (1893), «Радуга» (1894).
В 1895 году он совершил дальние поездки в Афины и Константинополь, Венгрию, Румынию, Москву и Санкт-Петербург с целью изготовления плакатов для «Compagnie des Wagons-lits». Одной из известных работ является плакат «Отель Royal Palace, Остенде» (1899 г.).
В 1897 году ван Риссельберг переехал в Париж. Вместе с Полем Синьяком , Максимилианом Люсом , Аристидом Деланнуа , Александром Стейнленом , Камилем Писсарро , Ван Донгеном , Жоржем Уилломом и др., он сотрудничал с анархистским журналом Les Temps Nouveaux (журнал) . [ 4 ]

В последние годы 1890-х Тео ван Риссельберг достиг апогея своей неоимпрессионистской техники. Постепенно он отказался от использования точек в своих портретах и пейзажах и начал применять несколько более широкие мазки: «Ипподром в Булони-сюр-Мер» (1900 г.) и групповой портрет «Летний полдень» (1900 г.), «Молодые женщины на пляже » (1901 г.), «Молодые женщины». «Девушка в соломенной шляпке» (1901 г.) и «Чтение» (1903 г.) (с контрастом красного и синего цветов).
После многих лет работы в поисках талантов у Октава Мауса ван Риссельберг совершил ошибку всей своей жизни: он не распознал талант молодого Пабло Пикассо (который в то время находился в «голубом периоде»). Он находил свои работы «уродливыми и неинтересными».
Спустя годы
[ редактировать ]

После 1903 года его пуантилистская техника, которой он пользовался столько лет, стала более расслабленной, а после 1910 года он полностью от нее отказался. Его мазки стали длиннее, он чаще использовал яркие цвета и более интенсивные контрасты или смягченные оттенки. Он стал мастером применения света и тепла в своих картинах. Его «Оливковые деревья близ Ниццы» (1905) напоминают нам технику Винсента Ван Гога . Эти более длинные мазки красного и лилового цвета становятся заметными в его работе «Купальщицы под соснами в Кавальере» (1905).
Летом 1907 года он посетил остров Джерси , остановившись на вилле Мадейра в Сен-Бреладе , где написал множество пейзажей, морских пейзажей, цветов и портретов, наиболее известными из которых были работы Андре Жида , его жены Марии и дочь Элизабет. Ему настолько понравилось пребывание здесь, что он и его семья вернулись на остров в 1908 году. [ 5 ]
После некоторых поисков, путешествуя на своем велосипеде вместе со своим другом Анри-Эдмоном Кроссом по побережью Средиземного моря между Йером и Монако , он нашел интересное место в Сен-Клере (где Кросс уже проживал). Его брат (и сосед), архитектор Октав ван Риссельберг , построил ему здесь резиденцию в 1911 году. Теперь он удалился на Лазурный Берег и все больше и больше отдалялся от брюссельской художественной сцены.
Здесь он продолжал писать, в основном пейзажи побережья Средиземного моря, портреты (жены и дочери, брата Октава). В 1910 году он получил заказ на несколько больших декоративных фресок и цветочных композиций для резиденции семьи Нокар в Нейи , Франция.
С 1905 года обнаженная женская фигура становится заметной в его монументальных картинах: «После бани» (1910). Его картина «Виноградные лозы в октябре» (1912 г.) написана яркими красками красного, зеленого и синего. Одной из последних его работ стала «Девушка в ванне» (1925).
В конце своей жизни он также обратился к портретной скульптуре, такой как « Голова Андре Жида» .
Он умер в Сен-Клер, Вар , Франция, 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Лаванду, рядом со своим другом и художником Анри-Эдмоном Кроссом .
Многие работы одного из величайших художников-неоимпрессионистов до сих пор остаются в частных коллекциях. Их можно увидеть лишь изредка. Одним из недавних событий стала ретроспектива Тео ван Риссельберга в Брюсселе, а затем в Гааге с февраля по сентябрь 2006 года. В ноябре 2005 года его работа «Порт Цетте» (1892) была продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордные 2,6 миллиона евро .
Семья
[ редактировать ]Ван Риссельберг женился на Мари Монном в 1889 году, от которой у него родилась дочь Элизабет ван Риссельберг . Элизабет стала одной из Руперта Брука . любовниц [ 6 ] Его брат Октав ван Риссельберг (1855–1929) был выдающимся бельгийским архитектором, сотрудничавшим с Джозефом Пуэлертом и Генри Ван де Вельде.
Почести
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дарио де Регойос, играющий на гитаре - Коллекция - Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Клербуа Себастьян, «Омер Коппенс или мечта о стиле модерн» (Брюссель: Международные выставки, июнь 2001 г.)
- ^ Рональд Фельткамп, Тео ван Риссельберге, резонный каталог (2003), стр. 266: «Портрет Омера Коппенса. Холст, масло, 76 х 60 см. Инициалы и дата слева внизу. Частная коллекция, Брюссель».
- ^ Камиль Писсарро Пейдж; Французский художник и анархист из Анархической энциклопедии Daily Bleed: Галерея святых и грешников; Лейбористы, радикалы, поэты, анархисты, антиавторитаристы. Архивировано 27 октября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Мур, Дайан Монье (2024). Имморалисты и королевы драмы: Андре Жид, Тео Ван Риссельберг и их красочное окружение, Джерси, 1907-1909 гг . Синий Ормер. ISBN 978-1-915786-12-8 .
- ^ Делани 1987 .
- ↑ Королевский указ Его Величества короля Альберта I от 14 ноября 1919 г.
Библиография
[ редактировать ]- Делани, Пол (1987). Неоязычники: Руперт Брук и испытания юности . Свободная пресса . ISBN 978-0-02-908280-5 .
- П. и В. Берко, «Словарь бельгийских художников, родившихся между 1750 и 1875 годами», Кнокке 1981, стр. 719-721.
- Единственный существующий каталог-резонне по картинам пастелью, акварелям, рисункам, офортам, плакатам (около 1800 статей); включая приложение со списком произведений (319 записей), признанных недостоверными. Список подписей и монограмм; список писем ван Риссельберга разным адресатам с кратким содержанием; библиография и список выставок. Р.Фельткамп, Editions Racine, 2003 г., Брюссель. ISBN 2-87386-222-X
- Монография 237 страниц Р.Фельткамп, Editions Racine 2003 Брюссель
- Каталог выставки «Тео ван Риссельберге» во «Дворце изящных искусств», Брюссель, февраль – май 2006 г.) и «Gemeentemuseum», Гаага (июнь – сентябрь 2006 г.)
- Каталог выставки «Тео ван Риссельберг: неоимпрессионист» в «Музее изящных искусств», Гент, 1993 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тео ван Риссельбергом, на Викискладе?
- Краткая биография на голландском языке
- Коллекция фламандского искусства: Чтение Ван Риссельберга
- дополнение к каталогу резонне
- Синьяк, 1863–1935 , полностью оцифрованный каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы о Тео ван Риссельберге (см. Указатель).