Jump to content

Тео ван Риссельберге

Тео ван Риссельберге
Автопортрет , 1916 год.
Рожденный ( 1862-11-23 ) 23 ноября 1862 г.
Гент , Бельгия
Умер 13 декабря 1926 г. (1926-12-13) (64 года)
Сен-Клер, Вар , Франция
Известный Рисование
Движение Неоимпрессионизм

Теофиль « Тео » ван Риссельберг (23 ноября 1862 – 13 декабря 1926) был бельгийским -неоимпрессионистом художником , сыгравшим ключевую роль на европейской художественной сцене на рубеже двадцатого века.

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
Тео ван Риссельберг, Портрет Лоры Фле, 1913 год. Картон, масло, закрепленный на панели.

Родившийся в Генте во франкоязычной буржуазной семье, он учился сначала в Гентской академии у Тео Каннеля, а с 1879 года в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе под руководством Жана-Франсуа Портаэля . Североафриканские картины Портаэлса положили начало восточной моде в Бельгии. Их влияние сильно повлияло бы на молодого Тео ван Риссельберга. В период с 1882 по 1888 год он совершил три поездки в Марокко, пробыв там в общей сложности полтора года.

Ему было всего восемнадцать, и он уже участвовал в Гентском салоне, показав два портрета. Вскоре последовал его «Автопортрет с трубкой» (1880), написанный в мрачных тонах в бельгийской реалистической традиции того времени. Его картина «Ребёнок на лесной поляне » (1880) отходит от этого стиля и делает первые шаги в сторону импрессионизма. Вскоре у него разовьется собственный реалистический стиль, родственный импрессионизму. В 1881 году он впервые выставился на Салоне в Брюсселе.

Первая поездка в Марокко

[ редактировать ]

В следующем году он много путешествовал (следуя по стопам Жана-Франсуа Портаэлса) по Испании и Марокко вместе со своим другом Францем Шарле и астурийским художником Дарио де Регойосом . Особенно он восхищался «старыми мастерами» в Музее Прадо . В Севилье они встретили Константина Менье , который копировал Педро Кампанья » « Снятие с креста . Из этой испанской поездки возникли следующие портреты: «Испанка» (1881 г.) и «Севилька» (1882 г.), уже совершенно разные по стилю. Когда он ступил в Танжер в конце октября 1882 года, перед ним открылся совершенно новый мир: такой близкий к Европе и в то же время совершенно иной. Он оставался там четыре месяца, рисуя и рисуя живописные сцены на улице, касбе : и базаре арабский уличный сапожник (1882 г.), арабский мальчик (1882 г.), отдыхающий охранник (1883 г.).

Вернувшись в Бельгию, он показал около 30 работ своей поездки в «Cercle Artistique et Litteraire» в Генте. Он имел мгновенный успех, особенно «Киф курильщиков» , «Продавец апельсинов» и морской пейзаж «Пролив (заходящее солнце), Танжер» (1882).

В апреле 1883 года он выставил эти сцены повседневной средиземноморской жизни в салоне L'Essor в Брюсселе перед публикой-энтузиастом. Примерно в это же время он подружился с писателем и поэтом Эмилем Верхареном , которого позже несколько раз изобразил.

В сентябре 1883 года ван Риссельберг отправился в Харлем, чтобы изучать свет в работах Франса Хальса . Точная передача света продолжала занимать его мысли. Там он также познакомился с американским художником Уильямом Мерриттом Чейзом .

Дарио де Регойос играет на гитаре (1885), Музей Прадо [ 1 ]

Тео ван Риссельберг был одним из видных соучредителей бельгийского художественного кружка Les XX, созданного 28 октября 1883 года. Это был кружок молодых радикальных художников, находившихся под патронажем в качестве секретаря брюссельского юриста и любителя искусства Октава Мауса (1856). –1919). Они восстали против устаревшего академизма того времени и господствовавших художественных стандартов. Среди наиболее известных членов были Джеймс Энсор , Вилли Финч , Фернан Кнопф , Фелисьен Ропс , а позже Огюст Роден и Поль Синьяк . Это членство позволило ван Риссельбергу познакомиться с другими радикальными художниками, такими как Джеймс Эбботт Макнил Уистлер , который выставлялся в Les XX в 1884 году. Его влияние как художника-портретиста можно увидеть в портрете Октава Мауса как денди, написанном ван Риссельбергом (1885). . Ван Риссельберг нарисовал несколько портретов Октава Мауса и его жены в период с 1883 по 1890 год.

Вторая поездка в Марокко

[ редактировать ]

В ноябре 1883 года он снова уехал вместе с Францем Шарле в Танжер. В течение года своего пребывания он вел постоянную переписку с Октавом Маусом, убеждая его принять несколько новых имен для первой выставки «Les XX»: Константин Менье, Альфред Верви , Уильям Меррит Чейз . (Он встретил его в 1883 году в Харлеме .) В апреле 1884 года он посетил Андалусию в компании американского художника Джона Сингера Сарджента и джентльмена-художника Ральфа Кертиса . Он также пригласил их на выставку в Брюссель. На этот раз ван Риссельберг попытался превзойти самого себя. Его большая экзотическая картина «Арабская фантазия» , тема которой была предложена Эженом Делакруа , является его самой известной работой этого периода. Он залит резким светом жаркого марокканского солнца. Отныне ван Риссельберг будет одержим светом. Но нехватка средств вынудила его вернуться в Бельгию в конце октября 1884 года.

На второй выставке Les XX в 1885 году Тео ван Риссельберг показал свою арабскую фантазию и другие изображения и картины из своего второго марокканского путешествия, такие как Авраам Сиксу (переводчик в Танжере) (1884).

Импрессионизм

[ редактировать ]
Жанна и Маргарита Шлобах
Портрет Маргариты ван Монс

Однако его следующие портреты выполнены в довольно приглушенных тонах, с использованием различных градаций черного или фиолетового цвета, контрастирующих со светлыми цветами: Жанна и Маргарита Шлобах (1884 г.), Октав Маус (1885 г.), Камилла Ван Монс (1886 г.), Маргарита Ван Монс (1886 г.) (до сравнить с «Портретом Габриэль Браун» (1886) Фернана Кнопфа ).

Он увидел работы импрессионистов Моне и Огюста Ренуара на выставке Les XX в 1886 году. Он был глубоко впечатлен. Он экспериментировал с этой техникой, как это видно в альбоме «Женщина с японцем» (1886). Это импрессионистское влияние проявилось в его картинах «Мадам Пикард в ее ложе» (1886) и «Мадам Оскар Гисбрехт» (1886) (написанные в яркой палитре). В 1887 году он написал несколько импрессионистских морских пейзажей на бельгийском побережье: Хет Цвин во время прилива (1887).

Риссельберг повлиял на творчество своего друга Омера Коппенса от реализма к местному импрессионизму. [ 2 ] и написал по крайней мере один его портрет маслом. [ 3 ]

Из-за своих растущих связей с парижской арт-сценой Октав Маус отправил Риссельберга в Париж в качестве искателя талантов для поиска новых талантов для следующих выставок Les XX .

Неоимпрессионизм

[ редактировать ]

Он открыл для себя технику пуантилизма , когда увидел » Жоржа Сёра на «Большую Жатту восьмой выставке импрессионистов в Париже в 1886 году. Вместе с Генри Ван де Вельде , Жоржем Лемменом , Ксавье Меллери , Вилли Шлобахом , Альфредом Уильямом Финчем и Анной Бох он «импортировал «Этот стиль в Бельгию. Сёра был приглашен на следующий салон Les XX в Брюсселе в 1887 году. Но там его La Grande Jatte подверглась резкой критике со стороны искусствоведов как «непонятная тарабарщина в применении к благородному искусству живописи».

Тео ван Риссельберг отказался от реализма и стал адептом пуантилизма. Это приводило его иногда к тяжелым конфликтам с Джеймсом Энсором . В 1887 году ван Риссельберг уже экспериментировал с этим стилем, что можно увидеть в его «Мадам Оскар Гисбрехт» (1887) и «Мадам Эдмон Пикард» (1887). Пробыв летом 1887 года на несколько недель у Эжена Боха (брата Анны Бох ) в Батиньоле, недалеко от Парижа, он познакомился с несколькими художниками парижской сцены, такими как Сислей, Синьяк, Дега и особенно Анри де Тулуз-Лотрек . Особенно он ценил талант Тулуз-Лотрека. Его портрет Пьера-Мари Олена (1887) очень напоминает стиль Тулуз-Лотрека того времени. Ему удалось пригласить нескольких из них, в том числе Синьяка, Форена и Тулуз-Лотрека, на очередную выставку Les XX .

Третья поездка в Марокко

[ редактировать ]

В декабре 1887 года его пригласили вместе с Эдмоном Пикаром сопровождать бельгийскую экономическую делегацию в Мекнес , Марокко. За эти три месяца он сделал множество набросков цветными карандашами. Он также нарисовал портрет султана Хасана I. Вернувшись в Брюссель, он начал писать свои впечатления, опираясь на свои фотографии, заметки и зарисовки. Его «Лагерь кочевников» (1887), вероятно, является его первой неоимпрессионистской работой. В Караване в горах за Шлиатом влияние Сера безошибочно. Его Ворота Мансур-Эль-Хей в Мекнесе (1887 г.) и Марокко (большой базар) (1887 г.) также написаны в стиле пуантилистизма, но все же короткими мазками, а не точками. Это одни из редких картин пуантилистов Марокко. Закончив эти картины, он полностью остановился на марокканском периоде своей жизни.

Теперь он обратился к портретной живописи, в результате чего создал серию замечательных портретов в стиле неоимпрессионизма.

Пуантилизм

[ редактировать ]
Его жена Мария и дочь Элизабет.
Портрет Ирмы Сете , демонстрирующий технику пуантилизма Ван Риссельберга.

Его знаменитый портрет Алисы Сете (1888 г.) в синих и золотых тонах стал поворотным моментом в его жизни. На этот раз он использовал на портрете только точки. Позже она выйдет замуж за скульптора Поля Дюбуа . Ее сестра Мария Сете, также модель ван Риссельберга, выйдет замуж за известного в стиле модерн архитектора Генри Ван де Вельде . В этот период он создал множество портретов в стиле неоимпрессионизма, например, портрет своей жены Марии и дочери Элизабет. Он женился на Мари Монном в 1889 году. Они отправились в медовый месяц на юг Англии, а затем в Бретань. Это также привело к созданию ряда неоимпрессионистских картин. В Париже он встретился с Тео Ван Гогом и таким образом сумел пригласить Винсента Ван Гога на очередную выставку в Брюсселе. Именно здесь Ван Гог продал «Винь Руж» в Монмажуре Анне Бох , единственную картину, которую он когда-либо продал.

Помимо портретов, он написал в этот период также множество пейзажей и морских пейзажей: «Дюны в Кадзанде» (1893), «Радуга» (1894).

В 1895 году он совершил дальние поездки в Афины и Константинополь, Венгрию, Румынию, Москву и Санкт-Петербург с целью изготовления плакатов для «Compagnie des Wagons-lits». Одной из известных работ является плакат «Отель Royal Palace, Остенде» (1899 г.).

В 1897 году ван Риссельберг переехал в Париж. Вместе с Полем Синьяком , Максимилианом Люсом , Аристидом Деланнуа , Александром Стейнленом , Камилем Писсарро , Ван Донгеном , Жоржем Уилломом и др., он сотрудничал с анархистским журналом Les Temps Nouveaux (журнал) [ fr ] . [ 4 ]

Портрет Тео Ван Риссельберга (около 1898 г.) – офорт и акватинта Эдуара Вюйара .

В последние годы 1890-х Тео ван Риссельберг достиг апогея своей неоимпрессионистской техники. Постепенно он отказался от использования точек в своих портретах и ​​пейзажах и начал применять несколько более широкие мазки: «Ипподром в Булони-сюр-Мер» (1900 г.) и групповой портрет «Летний полдень» (1900 г.), «Молодые женщины на пляже » (1901 г.), «Молодые женщины». «Девушка в соломенной шляпке» (1901 г.) и «Чтение» (1903 г.) (с контрастом красного и синего цветов).

После многих лет работы в поисках талантов у Октава Мауса ван Риссельберг совершил ошибку всей своей жизни: он не распознал талант молодого Пабло Пикассо (который в то время находился в «голубом периоде»). Он находил свои работы «уродливыми и неинтересными».

Спустя годы

[ редактировать ]
Четыре купальщицы
Магнолии (1910), одна из его редких цветочных композиций; частная коллекция

После 1903 года его пуантилистская техника, которой он пользовался столько лет, стала более расслабленной, а после 1910 года он полностью от нее отказался. Его мазки стали длиннее, он чаще использовал яркие цвета и более интенсивные контрасты или смягченные оттенки. Он стал мастером применения света и тепла в своих картинах. Его «Оливковые деревья близ Ниццы» (1905) напоминают нам технику Винсента Ван Гога . Эти более длинные мазки красного и лилового цвета становятся заметными в его работе «Купальщицы под соснами в Кавальере» (1905).

Летом 1907 года он посетил остров Джерси , остановившись на вилле Мадейра в Сен-Бреладе , где написал множество пейзажей, морских пейзажей, цветов и портретов, наиболее известными из которых были работы Андре Жида , его жены Марии и дочь Элизабет. Ему настолько понравилось пребывание здесь, что он и его семья вернулись на остров в 1908 году. [ 5 ]

После некоторых поисков, путешествуя на своем велосипеде вместе со своим другом Анри-Эдмоном Кроссом по побережью Средиземного моря между Йером и Монако , он нашел интересное место в Сен-Клере (где Кросс уже проживал). Его брат (и сосед), архитектор Октав ван Риссельберг , построил ему здесь резиденцию в 1911 году. Теперь он удалился на Лазурный Берег и все больше и больше отдалялся от брюссельской художественной сцены.

Здесь он продолжал писать, в основном пейзажи побережья Средиземного моря, портреты (жены и дочери, брата Октава). В 1910 году он получил заказ на несколько больших декоративных фресок и цветочных композиций для резиденции семьи Нокар в Нейи , Франция.

С 1905 года обнаженная женская фигура становится заметной в его монументальных картинах: «После бани» (1910). Его картина «Виноградные лозы в октябре» (1912 г.) написана яркими красками красного, зеленого и синего. Одной из последних его работ стала «Девушка в ванне» (1925).

В конце своей жизни он также обратился к портретной скульптуре, такой как « Голова Андре Жида» .

Он умер в Сен-Клер, Вар , Франция, 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Лаванду, рядом со своим другом и художником Анри-Эдмоном Кроссом .

Многие работы одного из величайших художников-неоимпрессионистов до сих пор остаются в частных коллекциях. Их можно увидеть лишь изредка. Одним из недавних событий стала ретроспектива Тео ван Риссельберга в Брюсселе, а затем в Гааге с февраля по сентябрь 2006 года. В ноябре 2005 года его работа «Порт Цетте» (1892) была продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордные 2,6 миллиона евро .

Дама в белом – Портрет госпожи Тео ван Риссельберге

Ван Риссельберг женился на Мари Монном в 1889 году, от которой у него родилась дочь Элизабет ван Риссельберг . Элизабет стала одной из Руперта Брука . любовниц [ 6 ] Его брат Октав ван Риссельберг (1855–1929) был выдающимся бельгийским архитектором, сотрудничавшим с Джозефом Пуэлертом и Генри Ван де Вельде.

  1. ^ «Дарио де Регойос, играющий на гитаре - Коллекция - Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 15 марта 2021 г.
  2. ^ Клербуа Себастьян, «Омер Коппенс или мечта о стиле модерн» (Брюссель: Международные выставки, июнь 2001 г.)
  3. ^ Рональд Фельткамп, Тео ван Риссельберге, резонный каталог (2003), стр. 266: «Портрет Омера Коппенса. Холст, масло, 76 х 60 см. Инициалы и дата слева внизу. Частная коллекция, Брюссель».
  4. ^ Камиль Писсарро Пейдж; Французский художник и анархист из Анархической энциклопедии Daily Bleed: Галерея святых и грешников; Лейбористы, радикалы, поэты, анархисты, антиавторитаристы. Архивировано 27 октября 2005 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Мур, Дайан Монье (2024). Имморалисты и королевы драмы: Андре Жид, Тео Ван Риссельберг и их красочное окружение, Джерси, 1907-1909 гг . Синий Ормер. ISBN  978-1-915786-12-8 .
  6. ^ Делани 1987 .
  7. Королевский указ Его Величества короля Альберта I от 14 ноября 1919 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Делани, Пол (1987). Неоязычники: Руперт Брук и испытания юности . Свободная пресса . ISBN  978-0-02-908280-5 .
  • П. и В. Берко, «Словарь бельгийских художников, родившихся между 1750 и 1875 годами», Кнокке 1981, стр. 719-721.
  • Единственный существующий каталог-резонне по картинам пастелью, акварелям, рисункам, офортам, плакатам (около 1800 статей); включая приложение со списком произведений (319 записей), признанных недостоверными. Список подписей и монограмм; список писем ван Риссельберга разным адресатам с кратким содержанием; библиография и список выставок. Р.Фельткамп, Editions Racine, 2003 г., Брюссель. ISBN   2-87386-222-X
  • Монография 237 страниц Р.Фельткамп, Editions Racine 2003 Брюссель
  • Каталог выставки «Тео ван Риссельберге» во «Дворце изящных искусств», Брюссель, февраль – май 2006 г.) и «Gemeentemuseum», Гаага (июнь – сентябрь 2006 г.)
  • Каталог выставки «Тео ван Риссельберг: неоимпрессионист» в «Музее изящных искусств», Гент, 1993 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc2eb2c3b9da72bef88b5b1ce7df431f__1724265300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/1f/dc2eb2c3b9da72bef88b5b1ce7df431f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Théo van Rysselberghe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)