Генри ван де Вельде
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2016 г. ) |
Генри Клеменс ван де Вельде | |
---|---|
![]() Генри ван де Вельде; портрет автора Никола Першайд (1904) | |
Рожденный | Антверпен , Бельгия | 3 апреля 1863 г.
Умер | 15 октября 1957 г. Оберегери , Швейцария | (94 года)
Занятие | Архитектор |
Супруг | |
Здания | Дом « Блуменверф » в Уккле (1895 г.) школа прикладного искусства Веймарская (1907 г.) |
Проекты | Книжная башня |


Генри Клеменс ван де Вельде (англ. Голландский: [ˌɑ̃ːˈri vɑn də ˈvɛldə] ; 3 апреля 1863 г. - 15 октября 1957 г.) [1] был бельгийским художником, архитектором, дизайнером интерьеров и теоретиком искусства. Вместе с Виктором Ортой и Полем Ханкаром он считается одним из основоположников модерна в Бельгии. [2] Он работал в Париже с Зигфридом Бингом , основателем первой галереи модерна в Париже. Ван де Вельде провел большую часть своей карьеры в Германии и стал крупной фигурой немецкого модерна . Он оказал решающее влияние на немецкую архитектуру и дизайн начала 20 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ван де Вельде родился в Антверпене , где учился живописи у Шарля Верла в знаменитой Королевской академии изящных искусств Антверпена. Затем он продолжил годичное обучение у художника Каролюса-Дюрана в Париже. [3] Будучи молодым художником, он находился под сильным влиянием Поля Синьяка и Жоржа Сёра и вскоре принял стиль неоимпрессионизма и пуантилизма . В 1889 году он стал членом брюссельской группы художников « Les XX ». После того, как Винсент Ван Гог представил некоторые работы на ежегодной выставке Les XX, Ван де Вельде стал одним из первых художников, на которых повлиял голландский художник. В этот период у него сложилась прочная дружба с художником Тео ван Риссельбергом и скульптором Константином Менье .
Карьера
[ редактировать ]В 1890 году ван де Вельде писал, что «в обществе будущего не будет места ничему, что не будет полезно всем». [2]
В 1892 году он оставил живопись, посвятив свое время декоративно-прикладному искусству и дизайну интерьера (торговля серебром и золотом, фарфоровая посуда и столовые приборы, дизайн одежды, дизайн ковров и тканей). Его встреча с Марией Сете, его будущей женой, сыграла важную роль в этих переменах. [4] Вместе они работали над рядом проектов, в том числе над созданием обоев и женской одежды. [5] Их первый дом, Bloemenwerf в Уккле , был первой попыткой ван де Вельде в области архитектуры и был вдохновлен британским движением искусств и ремесел . Его внешний вид очень напоминал Красный дом Уильяма Морриса . Мария Сете спроектировала сад вокруг дома. [6]
Генри ван де Вельде также проектировал интерьеры и мебель для влиятельной художественной галереи «L'Art Nouveau» Сэмюэля Бинга в Париже в 1895 году, магазина, от которого стиль модерн получил свое название. Он участвовал в павильоне Бинга на Всемирной выставке в Париже 1900 года и демонстрировал свои работы.
Ван де Вельде находился под сильным влиянием Джона Раскина и движения английского искусства и ремесел Уильяма Морриса. [2] и он был одним из первых архитекторов и дизайнеров мебели, которые применили изогнутые линии в абстрактном стиле, а не на основе природы.
Дизайнерские работы Ван де Вельде стали известны в Германии благодаря периодическим изданиям, таким как Innen-Dekoration . В результате он получил заказ на дизайн интерьера в Берлине. Примерно на рубеже веков он спроектировал виллу Леуринг в Нидерландах и виллу Эше в Хемнице — две работы, которые демонстрируют его стиль модерн в архитектуре. Он также спроектировал интерьер музея Фолькванг в Хагене (сегодня в здании находится Остхаус-музей Карла Эрнста ) и Архива Ницше в Веймаре.
В 1899 году [ нужна ссылка ] он поселился в Веймаре , Германия, где работал художественным советником Уильяма Эрнеста, великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенаха . В 1907 году он основал Великокняжескую школу искусств и ремесел под патронажем Великого Князя. Ван де Вельде спроектировал здание школы и был ее первым директором. Он ушел в отставку во время Первой мировой войны из-за своего бельгийского гражданства и предложил, чтобы его преемником стал архитектор Вальтер Гропиус . В 1919 году Школа объединилась с Веймарской художественной академией и образовала знаменитую модернистскую художественную школу Баухаус . [2]
Хотя ван де Вельде был бельгийцем, он сыграл важную роль в немецком модерне .
В 1907 году он стал соучредителем German Werkbund , ассоциации, которая помогала улучшать и продвигать немецкий дизайн путем установления тесных связей между промышленностью и дизайнерами. [2] Он выступил против Германа Мутезиуса на собрании Веркбунда в 1914 году, и их дебаты войдут в историю современной архитектуры. Ван де Вельде призывал к поддержанию индивидуальности художников, а Герман Мутезиус призывал к стандартизации как ключу к развитию. [ нужна ссылка ] Ван де Вельде был сторонником включения логики во все аспекты дизайна, черпая вдохновение из применения инженерами разума и расчета. [2]
Во время Первой мировой войны Ван де Вельде, как иностранный гражданин, был вынужден покинуть Веймар (хотя и находился в хороших отношениях с веймарским правительством) и вернулся в родную Бельгию. Позже он жил в Швейцарии и Нидерландах , где спроектировал музей Креллер-Мюллер в Оттерло . В 1925 году он был назначен профессором Института истории искусств и археологии Гентского университета , где с 1926 по 1936 год читал лекции по архитектуре и прикладному искусству . Он сыграл важную роль в основании в Брюсселе в 1926 году известной сегодня школы архитектуры и изобразительного искусства La Cambre . под названием « Институт высшего декоративного искусства ».
Модернизм
[ редактировать ]Он продолжил свою практику в области архитектуры и дизайна, которая значительно отличалась от фазы модерна, популярность которой к 1910 году пошла на спад. В этот период он был наставником великого бельгийского архитектора Виктора Буржуа . В 1933 году ему было поручено спроектировать новое здание университетской библиотеки (знаменитый Букенторен ). Строительство началось в 1936 году, но работы не были завершены до конца Второй мировой войны . По соображениям бюджета конечная конструкция не полностью соответствовала первоначальному проекту. Например, пол читального зала был выполнен из мрамора вместо черной резины, изначально задуманной Ван де Вельде. Он также участвовал в строительстве университетской больницы Гента .
Он умер в возрасте 94 лет в Цюрихе .
Аукционы и выставки
[ редактировать ]12 октября 2005 года на публичном аукционе в Брюссельском аукционном доме Beaux-Arts чайник, спроектированный ван де Вельде, стоил 170 000 евро, что в одиннадцать раз превышало стартовую цену. Это чайник на жаровне, с деревянной ручкой, опирающейся на овальную основу, выполненную из посеребренной латуни. Во время выставки в стиле модерн и дизайн в Брюссельском музее Пятидесятилетия («Музей Юбилейного парка») в 2005 году в результате несчастного случая были сильно повреждены чайный сервиз Генри ван де Вельде, две фарфоровые тарелки и серебряное блюдо. Серебряный подсвечник остался невредимым. Произведения были предоставлены во временное пользование Крефельдскому музею кайзера Вильгельма, Музею Angewandte Kunst в Кёльне и частному коллекционеру.
Страсть, функциональность и красота: Генри ван де Вельде и его вклад в европейский модернизм , Новый музей Веймара, 24 марта – 23 июня 2013 г.
Рукопись об орнаменте
[ редактировать ]Генри Ван Де Вельде сыграл роль в разработке эстетической теории, синтеза двух противоположных полюсов рациональной концепции, связанной с особым пониманием декоративной функции. [7] «Рукопись об орнаменте» проливает дополнительный свет на эту эстетическую теорию и на роль, которую в ней играет понятие орнамента. Это важный документ в последовательности его намерения опубликовать «историко-теоретический» трактат о дизайне.
Избранные произведения
[ редактировать ]
- 1895–96: « Bloemenwerf », первая частная резиденция Ван де Вельде, в Уккле , Бельгия.
- 1895: Внутреннее оформление художественной галереи Зигфрида Бинга «Maison de l'art nouveau» в Париже , Франция.
- 1898: Памятник Фредерику де Мероду, Брюссель , Бельгия.
- 1900–02: Интерьер музея Фолькванг в Хагене , Германия.
- 1902–03, 1911 (расширение): «Вилла Эше» в Хемнице , Германия.
- 1903: Расширение и внутреннее оформление Архива Ницше в Веймаре , Германия.
- 1906–07: Клуб теннисного клуба Chemnitzer в Хемнице (снесен).
- 1907–08: « Гогенхоф », особняк Карла Эрнста Остхауса в Хагене , Германия.
- 1907–08: «Haus Hohe Pappeln», частная резиденция Ван де Вельде в Веймаре , Германия.
- 1909–11: «Эрнст-Аббе-Денкмаль», Мемориал Эрнсту Аббе в Йене (в сотрудничестве со скульпторами Максом Клингером и Константином Менье ).
- 1912–13: Дворец графа Дюркгейма в Веймаре , Германия.
- 1913–14: «Веркбунд-Театр», Театр на выставке Deutsche Werkbund в Кёльне , Германия.
- 1913–14: «Вилла Шуленбург» в Гере , Германия.
- 1913–14: Жилой дом фабриканта Доктора. Тео Кернер в Хемнице , Германия
- 1927–28: «La Nouvelle Maison», частная резиденция Ван де Вельде в Тервурене , Бельгия.
- 1929: «Дом Вулферса» в Икселе ( Брюссель ), Бельгия.
- 1929–31: Дом для престарелых Фонда Минны и Джеймса Хайнемана в Ганновере , Германия.
- 1933–35: Поликлиника и «Вилла-Лендинг» доктора Адриана Мартенса в « Астене » недалеко от Гента , Бельгия.
- 1933–38: Библиотека Гентского университета с « Букентореном » в Генте , Бельгия.
- 1936–42: «Техническая школа», здание школы в Левене , Бельгия.
- 1937: Бельгийский павильон на Парижской выставке 1937 года.
- 1937: «Станция Бланкенберге», железнодорожный вокзал в Бланкенберге.
- 1939: Бельгийское здание для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.
- Виллашуленбург в Гере
- Chemnitz , Germany: Villa Esche
- Лестница санатория Тшебехув
- Расширение архива Ницше в Веймаре.
- Генри ван де Вельде Эдварда Мунка .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генри Ван де Вельде, Факты , 2010 г., архивировано из оригинала 16 мая 2011 г. , получено 24 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Холлис, Ричард (2006). Швейцарский графический дизайн: истоки и развитие международного стиля . Нью-Хейвен, Коннектикут, США: Издательство Йельского университета. стр. 16–20. ISBN 0300106769 .
- ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. п. 702. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2019 года . Проверено 20 августа 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Генри Ван де Вельде, История моей жизни: Антверпен, Брюссель, Париж, Берлин I. 1863–1900, изд. Анн Ван Лоо (Брюссель; Париж: Versa; Flammarion, 1992), 265 и 297.
- ^ Генри Ван де Вельде, История моей жизни: Антверпен, Брюссель, Париж, Берлин I. 1863–1900, изд. Анн Ван Лоо (Брюссель; Париж: Versa; Фламмарион, 1992), 289.
- ^ Хаддад, Эли Г. (2003). «О «Рукописи об орнаменте» Генри ван де Вельде » . Журнал истории дизайна . 16 (2): 119–138. ISSN 0952-4649 .
Библиография
[ редактировать ]- Берко, П; Берко, В. (1981), Словарь бельгийских художников, родившихся между 1750 и 1875 годами , Кнокке, стр. 684–85 .
- Джейкобс, Стивен (2005), Жизнь как произведение искусства, место жительства искусства , Ван Халевик .
- Марешаль, Доминик (2010), Фрэнк Брэнгвин и галерея L'Art nouveau, в: Зигфрид Бинг и Бельгия / Бельгия. Бюллетень 1 – 2010, [коллоквиум Зигфрида Бинга и Бельгии, 11–12 V.2006] , Брюссельские королевские музеи изящных искусств Бельгии, стр. 176–193 [английское влияние на Х.ван де Вельде, Обои Далия].
- Леон Плогертс и Пьер Путтеманс, Архитектурная работа Генри ван де Вельде , Лаваль, 1987.
- Ричард Холлис, Генри ван де Вельде. Художник как дизайнер. От модерна к модернизму . Случайные статьи, 2019.
- Клаус-Юрген Зембах, Генри ван де Вельде: европейский художник своего времени , Кельн: Wienand Verlag, 1992, ISBN 3-87909-314-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Генри ван де Вельде в Project Gutenberg
- Работы Генри ван де Вельде или о нем в Интернет-архиве.
- Villa Esche (official website), Chemnitz, DE .
- ван де Вельде, Генри, Вилла Кернер (на немецком языке), Хемниц, архивировано с оригинала 15 августа 2001 года .
- Вилла «De Zeemeuw» (на голландском языке), Схевенинген, Нидерланды , заархивировано с оригинала 27 сентября 2007 года .
- Книжная башня Бельведер в 360° , BE : Visoog .
- Boekentoren (официальный сайт), BE, заархивировано из оригинала 21 февраля 2010 г. , ведется блог о реконструкции.
- Страсть, функциональность и красота: Генри ван де Вельде и его вклад в европейский модернизм , Новый музей Веймара, 24 марта – 23 июня 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Архитектор Генри ван де Вельде , Веймарский университет, 29 марта – 12 мая 2013 г.
- В день его 150-летия Google посвятил свою домашнюю страницу . ван де Вельде
- Королевские музеи искусства и истории, Брюссель, Бельгия: выставка Генри ван де Вельде, Страсть – Функция – Красота (официальный сайт), BE, архивировано с оригинала 5 ноября 2013 г., с 13 сентября 2013 г. по 12 января 2014 г.
- 1863 рождения
- 1957 смертей
- Художники из Антверпена
- Бельгийские художники XIX века.
- Бельгийские художники-мужчины
- Бельгийские художники-мужчины XIX века
- Архитекторы из Антверпена
- Архитекторы в стиле модерн
- Движение искусств и ремесел
- Архитекторы-экспрессионисты
- Модернистские архитекторы
- Дизайнеры в стиле модерн
- Художники в стиле модерн
- Здания Генри ван де Вельде
- Академический состав Университета Баухаус, Веймар
- Иммигранты в Германскую империю