Модерн
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Вверху: Дом Эрнста Людвига в Дармштадтской колонии художников ; В центре: обложка «Югенд» журнала Отто Экмана (1896 г.); Внизу: Столовая Питера Беренса в Дармштадте (1900–1901). | |
Годы активности | в. 1896–1914 гг. |
---|---|
Расположение | Германия |
Модерн ( Немецкое произношение: [ˈjuːɡn̩tˌstiːl] ; «Молодежный стиль») — художественное движение, особенно в декоративном искусстве , имевшее влияние в первую очередь в Германии и в меньшей степени в других странах Европы примерно с 1895 по 1910 год. [1] Это был немецкий аналог модерна . Члены движения выступали против историзма и неоклассицизма официальных академий искусства и архитектуры. Он получил свое название от художественного журнала «Югенд» , основанного немецким художником Георгом Хиртом . Особую активность он проявлял в графике и декорировании интерьеров. [2]
Основными центрами его деятельности были Мюнхен и Веймар , а также Дармштадтская колония художников, основанная в Дармштадте в 1901. Важными фигурами движения были швейцарский художник-график Герман Обрист , Отто Экман и бельгийский архитектор и декоратор Генри ван де Вельде . В ранние годы этот стиль находился под влиянием британского современного стиля . На него также повлияли японские гравюры. Позже, под влиянием сепаратистов , он склонялся к абстракции и более геометрическим формам. [1]
История
[ редактировать ]Движение зародилось в Мюнхене с основанием в 1892 году ассоциации художников-визуалистов, которая порвала с более формальными историческими и академическими стилями Академии. Георг Хирт название «Мюнхенский сецессион» выбрал для ассоциации . Позже Венский сецессион , основанный в 1897 году, и Берлинский сецессион взяли свои названия от мюнхенской группы. Журнал группы « Югенд» , начатый в 1896 году, наряду с другим мюнхенским изданием «Симплициссимус и Пан в Берлине», стал наиболее заметными витринами нового стиля. Ведущие деятели этого движения, в том числе Петер Беренс , Бернхард Панкок и Рихард Римершмид , а также большинство членов-основателей Мюнхенского сецессиона, предоставили иллюстрации для «Югенда» .
Вначале этот стиль использовался в основном в иллюстрациях и графике. Югендстиль сочетал цветочный декор и извилистые кривые с более геометрическими линиями и вскоре стал использоваться для обложек романов, рекламы и выставочных плакатов. Дизайнеры часто создавали оригинальные стили шрифтов, которые гармонично сочетались с изображением, например, шрифт Арнольда Бёклина, созданный в 1904 году.
Отто Экманн был одним из самых выдающихся немецких художников, связанных как с «Югендом» , так и с «Пан» . Его любимым животным был лебедь, и его влияние было настолько велико, что лебедь стал символом всего движения. Другим выдающимся дизайнером этого стиля был Рихард Римершмид , который изготавливал мебель, керамику и другие декоративные предметы в сдержанном геометрическом стиле, указывающем на ар-деко . Швейцарский художник Герман Обрист , живший в Мюнхене, создавал рисунки с извилистыми двойными кривыми по образцу растений и цветов, которые были ярким мотивом раннего стиля.
Йозеф Мария Ольбрих и Дармштадтская колония художников
[ редактировать ]Колония художников Дармштадта представляет собой замечательную коллекцию зданий в стиле модерн, созданную в 1899 году Эрнестом Людвигом, великим герцогом Гессенским , внуком королевы Виктории, с целью развития торговли и искусства. Для создания своего нового сообщества он собрал группу дизайнеров, в которую вошли Питер Беренс , Ханс Кристиансен и Йозеф Мария Ольбрих . [3] Архитектура Колонии представляла собой полный разрыв с более ранним цветочным стилем и была гораздо более смелой в своем дизайне. Беренс и несколько других архитекторов построили там свои дома и продумали каждую деталь, от дверных ручек до посуды. [4]
Самым впечатляющим зданием Колонии является дом Эрнста-Людвига, названный в честь великого герцога, в котором располагались мастерские художников. Он был спроектирован Ольбрихом, с входом в форме трехчетвертного круга, окруженного двумя статуями « Сила и Красота » работы Людвига Хабиха (1901 г.).
- Кресло и алюминиевые бронзовые двери, спроектированные Питером Беренсом для его музыкальной комнаты в Дармштадте.
- Матильденхёэ - Дом Глюкерта (1901 г.)
- Дом Беренса
- Вход в дом Эрнста-Людвига, мастерскую художников Дармштадтской колонии, работа Йозефа Марии Ольбриха (1901 г.)
- Дом Ольбриха, реконструированный в более простом стиле после разрушения во время Второй мировой войны. Оригинальным является только цветной шахматный дизайн.
- Выставочное здание (1901 г.)
- Свадебная башня (1901)
Генри ван де Вельде и Веймар
[ редактировать ]- Интерьер комнаты 6 Дворца искусств в Дюссельдорфе работы Генри ван де Вельде (1902 г.)
- Фарфоровая тарелка работы Генри ван де Вельде для Мейсенской фабрики (1903 г.) (Музей Дармштандта)
- Серебряный террин Генри ван де Вельде (1905–06).
Город Веймар был еще одним важным центром модерна , во многом благодаря бельгийскому архитектору и дизайнеру Генри ван де Вельде . Ван де Вельде сыграл важную роль в раннем бельгийском стиле модерн, построив собственный дом и украсив его в стиле модерн под сильным влиянием британского движения искусств и ремесел . Он был известен в Германии своими работами в Бельгии и Париже и начал новую карьеру в Дрездене в 1897 году с выставки на Дрезденской выставке декоративного искусства. Его работы стали известны в Германии благодаря журналам декоративного искусства, и он получил несколько заказов на интерьеры в Берлине, на виллу в Хемнице , музей Фолькванг в Хагене и дом Ницше в Веймаре для Элизабет Фёрстер-Ницше , сестры философа Фридриха. Ницше . Он поселился в Веймаре в 1899 году и создал широкий спектр декоративных произведений, в том числе столовое серебро и керамику, причем все в поразительно оригинальных формах. Его изделия из серебра были особенно необычны: каждое изделие имело свою форму, с плавными изогнутыми линиями, но вместе они составляли гармоничный ансамбль. В 1902 году он украсил квартиру графа Гарри Кесслер , известный покровитель художников-импрессионистов. [5]
В 1905 году при патронаже великого герцога Веймарского он создал в Веймаре Великогерцогскую школу искусств и ремесел. Он создал витрину прикладного искусства для Дрезденской выставки прикладного искусства в 1906 году, украшенную картинами Людвига фон Хофмана и предназначенную для использования в качестве главного зала нового музея декора в Веймаре. Он перенес характеристики своего серебра, посуды и мебели в архитектуру. Ван де Вельде отказался от вьющихся растительных линий декора в стиле модерн и заменил их гораздо более простыми и стилизованными кривыми, которые были частью структуры его зданий и декоративных работ. [6]
Значение Веймара как культурного центра модерна закончилось в 1906 году, когда его главный покровитель, граф Гарри Кесслер, поручил Родену сделать обнаженную статую для великого герцога. Великий князь был возмущен, и Кесслер был вынужден уйти в отставку. Веймарская школа дизайна потеряла свое значение до 1919 года, когда она вернулась как Баухауз при Вальтере Гропиусе и сыграла важную роль в возникновении современной архитектуры . [7]
Петер Беренс и немецкий Веркбунд
[ редактировать ]Архитектор и дизайнер Петер Беренс (1868–1940) был ключевой фигурой в последние годы модерна и перехода к современной архитектуре. Беренс родился в Гамбурге , где изучал живопись, в 1890 году переехал в Мюнхен и работал художником, иллюстратором и переплетчиком. В 1890 году он был одним из основателей Мюнхенского сецессиона . В 1899 году его пригласили участвовать в Дармштадтской колонии художников , где он спроектировал собственный дом и все его содержимое, включая мебель, полотенца и посуду.
После 1900 года он занялся промышленным дизайном и преобразованием архитектуры в более функциональные формы. В 1902 году он участвовал в Туринской международной выставке, одной из первых крупных общеевропейских выставок стиля модерн. В 1907 году Беренс и группа других известных художников модерна , в том числе ( Германн Мутезиус , Теодор Фишер , Йозеф Хоффманн , Йозеф Мария Ольбрих , Бруно Пауль , Рихард Римершмид и Фриц Шумахер ), создали Deutscher Werkbund . По образцу движения искусств и ремесел . в Англии его целью было улучшение и модернизация конструкции промышленных изделий и предметов быта. Первым крупным проектом стал турбинный завод AEG в Берлине (1908–1909). В число помощников и учеников Берена в это время входили Мис ван дер Роэ , CE Jeanerette. (будущий Ле Корбюзье ) и Вальтер Гропиус , будущий глава Баухауса . Работа Беренса и Веркбунда фактически положила начало переходу от модерна к модернизму в Германии и концу модерна. . [8]
- Музыкальная комната дома Беренса в Дармштадте (1902 г.)
- Завод турбин AEG в Берлине, Питер Беренс (1908–1909).
Архитектура и декор
[ редактировать ]В Берлине Август Энделл был одновременно редактором журнала Pan и важной фигурой в оформлении модерна , проектируя отели и театры, такие как интерьер театра Бунтес в Берлине (1901 г.), разрушенного во время Второй мировой войны. Он продумал каждую деталь интерьера вплоть до ногтей. каждая комната оформлена в разном цвете и на разную тему. Он также спроектировал Hackesche Höfe , комплекс зданий в центре Берлина, известный творческими деталями декора в виде спиралей и завитков.
- Красочный театр, Берлин (1901) Августа Энделла
Плакаты и графика
[ редактировать ]Самым выдающимся художником-графиком был Отто Экманн , который создал множество иллюстраций для журнала движения «Югенд » в извилистом цветочном стиле, похожем на французский стиль. Он также создал стиль шрифта, основанный на японской каллиграфии. Джозеф Саттлер был еще одним художником-графиком, который внес свой вклад в развитие этого стиля через другой художественный журнал под названием Pan . Саттлер разработал шрифт, часто используемый в модерне .
Другим важным немецким художником-графиком был Йозеф Рудольф Витцель (1867–1925), который создал множество ранних обложек для журнала «Югенд» с изогнутыми цветочными формами, которые помогли сформировать стиль.
Журнал «Simplicissimus» , издававшийся в Мюнхене, также отличался графикой в стиле модерн , а также представленными в нем современными писателями, в том числе Томасом Манном и Райнером Марией Рильке . Среди важных иллюстраторов журнала был Томас Теодор Гейне .
- Обложка Pan журнала Джозефа Саттлера (1895 г.)
- Иллюстрация Бернхарда Панкока в «Югенде» (1896 г.)
- Обложка Jugend Отто Экмана (1896)
- Обложка Jugend Отто Экмана (1896)
- Обложка номера № 40 Jugend Йозефа Рудольфа Витцеля (1896 г.)
- Плакат ресторана Йозефа Рудольфа Витцеля (1896 г.)
- Андромедиа , иллюстрация к «Югенду» Ганса Кристиансена (1898 г.)
- «Симплициссимус» Кавер Томаса Теодора Гейне (1905)
- Шапка декоративного искусства , мюнхенский журнал декоративного искусства (1901 г.)
Мебель
[ редактировать ]Идеалом дизайнеров модерна было сделать дом законченным произведением искусства, в котором все внутри, от мебели до ковров и посуды, столового серебра и произведений искусства, находится в полной гармонии. Помня об этом идеале, они основали собственные мастерские по производству мебели.
Август Энделл , Теодор Фишер , Бруно Пауль и особенно Рихард Римершмид были важными фигурами в в стиле модерн мебели .
- Кресло из кленового дерева и кожи работы Отто Экмана (1898 г.)
- Кресло Йозефа Марии Ольбриха , дуб и ткань (1901), Дармштадтский музей
- Кресло Йозефа Марии Ольбриха , Дармштадтский музей
- Стул Бруно Поля (1900)
Металлоконструкции
[ редактировать ]Metallwarenfabrik Straub & Schweizer (WMF) к 1900 году была крупнейшим в мире производителем бытовых металлических изделий, в основном в стиле модерн , разработанных в художественной студии WMF под руководством Альберта Майера. В 1905 году WMF приобрела Orivit, еще одну компанию, известную своим оловом в стиле модерн .
- Оловянный поднос для визитных карточек Orivit в стиле модерн . Номер дизайна. 2043. около 1900 г.
- Оловянная чаша Orivit Jugendstil со стеклянной подкладкой. около 1900 г.
- Оловянное блюдо WMF в стиле модерн . Проект №232. около 1906 г.
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Онлайн-издание Британской энциклопедии, модерн
- ^ «Югендстиль: модерн в Германии» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Сембах, Ар Нуво (1991), стр. 141–163
- ^ Сембах (1993), стр. 141–163.
- ^ Сембах (1991), стр. 132–134.
- ^ Сембах (1991), стр. 132–134.
- ^ Сембах (1991), с. 139
- ^ Бони, L'Architecture Moderne (2012), стр. 55–57.
Библиография
[ редактировать ]- Бони, Энн (2012). L'Architecture Moderne (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-587641-6 .
- Лахор, Жан (2007) [1901]. L'Art nouveau (на французском языке). Baseline Co. Ltd. ISBN компании 978-1-85995-667-0 .
- Ормистон, Розалинда; Робинсон, Майкл (2013). Модерн – Плакаты, иллюстрации и изобразительное искусство . Издательство Flame Tree. ISBN 978-1-84786-280-8 .
- Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Ташен . ISBN 978-3-8228-3005-5 .