Плакаты и графика в стиле модерн
Вверху слева: Сара Бернар работы Альфонса Мухи (1896 г.); Вверху справа: «Близнецы» Уилла Х. Брэдли для журнала Chap Book (1895 г.); внизу слева: обложка « Югенда» Отто Экмана (1896 г.); Внизу справа: Плакат Венского сецессиона Фердинанда Андри (1909 г.). | |
Годы активности | 1890–1914 |
---|
Плакаты и графика в стиле модерн процветали и стали важным носителем этого стиля благодаря новым технологиям цветной литографии и цветной печати , которые позволили создавать и распространять этот стиль среди широкой аудитории в Европе, США и за их пределами. . Искусство больше не ограничивалось художественными галереями, его можно было увидеть на стенах и в иллюстрированных журналах.
Плакаты и иллюстрации в стиле модерн почти всегда изображают женщин, олицетворяющих гламур, красоту и современность. Изображения мужчин встречаются крайне редко. Плакаты и иллюстрации сильно стилизованы. приближаются к двум измерениям и часто наполнены цветами и другими растительными украшениями. Среди крупнейших художников, создавших работы в этой области, были Обри Бердслей в Великобритании, чехи Альфонс Муха и Эжен Грассе , Жюль Шере , Жорж де Фёр и художник Анри де Тулуз-Лотрек во Франции, Коломан Мозер в Вене и Уилл Х. Брэдли. в Соединенных Штатах.
Дизайнерам плакатов в стиле модерн, особенно в первые годы, приходилось работать с ранней технологией литографии , которая в ранних версиях ограничивала количество цветов, которые они могли использовать. На них также большое влияние оказали японские гравюры, особенно работы Хиросигэ , с их плоскими плоскостями и двумя измерениями, которые в этот период популяризировали экспозиции в Париже.
Британия
[ редактировать ]Первое появление изогнутых, извилистых форм, которые стали называть модерном, традиционно приписывают Артуру Хейгейту Макмёрдо (1851–1942) в 1883 году. [ 1 ] Вскоре они были адаптированы -прерафаэлитами художниками Эдвардом Бёрн-Джонсом и Обри Бердслеем в 1890-х годах. Они последовали совету искусствоведа и критика Джона Раскина , который призывал художников «обращаться к природе» за вдохновением. [ 2 ]
В Великобритании одним из первых ведущих художников-графиков стиля модерн был Обри Бердсли (1872–1898). Начинал он с гравированных книжных иллюстраций к «Смерти д'Артура» , затем черно-белых иллюстраций к «Саломее» Оскара Уайльда (1893), принесших ему известность. В том же году он начал гравировать иллюстрации и плакаты для художественного журнала The Studio , который помогал популяризировать европейских художников, таких как Фернан Кнопф, в Великобритании. Извилистые линии и замысловатые цветочные узоры привлекли не меньше внимания, чем текст. [ 3 ]
-
Дизайн решетчатых обоев Уильяма Морриса (1862 г.)
-
Страница Рубаята Омара Хайяма с принтом и цветочным дизайном Уильяма Морриса и картиной Эдварда Бёрн-Джонса.
-
Обложка книги Артура Макмёрдо , Городские церкви Рена , 1883 г.
-
Юбка-павлин , Обри Бердслей , (1892)
-
Первый выпуск The Studio с обложкой Обри Бердслея (1893).
Франция
[ редактировать ]Художник-дизайнер Жюль Шере (1835–1932) был выдающимся создателем французских плакатов в стиле модерн. Он помог превратить рекламный плакат в искусство. Сын семьи ремесленников, он учился у литографа, а также учился в Высшей национальной школе декоративного искусства . Не найдя работы в Париже, он поехал в Лондон и какое-то время проектировал мебель, но затем вернулся в Париж и добился большого успеха в 1858 году с плакатом «Орфей в подземном мире» Жака Оффенбаха . Он все еще боролся и вернулся в Лондон, чтобы создавать брошюры. Его прорыв произошел в 1866 году, когда французский производитель парфюмерии и туалетных принадлежностей Эжен Риммель поручил ему сделать рекламные плакаты для своей продукции. Риммель профинансировал Шере открытие первого магазина цветной литографии в Париже. Он экспериментировал с различными техниками и материалами, сначала работая с двумя цветами, затем в 1869 году перешел к трем цветам: черному, красному и комбинированному цвету. Он создал множество очень популярных плакатов, изображающих идеализированных современных женщин, плакаты для косметики, а затем для театральных представлений и катков, в том числе знаменитый плакат для катка Palais de Glace в Париже (1896).
-
Японская литография на диване Анри де Тулуз-Лотрека (1892–93).
-
для танцовщицы Лои Фуллер Плакат Жюля Шере (1893 г.)
-
Фоли-Бержер, Цветок лотоса, Жюль Шере (1893)
-
Плакат для галерей Графтона Эжена Грассе (1893)
-
Плакат Эжена Грассе для Marquet Ink (1894)
Швейцарско-французский художник Эжен Грассе (1845–1917) был еще одним одним из первых создателей французских плакатов в стиле модерн. Он переехал в Париж в 1871 году и начал заниматься дизайном керамики, ювелирных изделий, мебели и гобеленов. Постепенно он перешел к графике и создал исключительную серию книжных иллюстраций и рекламных плакатов. Он помог украсить знаменитое кабаре Le Chat noir в 1885 году и сделал свои первые плакаты для Fêtes de Paris . В 1890 году он сделал знаменитый плакат с изображением Сары Бернар и множество книжных иллюстраций.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) также был важной фигурой раннего стиля. Он начал работать вместе с двумя художниками Les Nabis , Пьером Боннаром и Эдуаром Вюйаром , которые обратили его к иллюстрации. Его карьера в стиле модерн была недолгой; он умер в возрасте 36 лет в 1901 году.
Альфонс Муха (1860–1939), родившийся в Моравии (ныне Чехия) , два года учился на художника в Мюнхене, а затем в 1887 году переехал в Париж, где боролся за выживание. Его момент наступил в декабре 1894 года, когда его попросили в очень короткие сроки создать афишу для новой пьесы «Жисмонда» в главной роли с Сарой Бернар . Его плакат — портрет Бернара в костюме в полный рост на фоне византийской мозаики и извилистых надписей — сразу же стал классикой модерна. Бернхардт подписал с ним пятилетний контракт, и с каждой последующей пьесой и плакатом его слава росла. Сама Бернар откладывала по несколько экземпляров каждого нового плаката, чтобы продать их коллекционерам. Мухе было поручено создать плакаты для самых разных клиентов, от туристических курортов до виноделов. Женская фигура всегда была сильно стилизована и украшена цветочным орнаментом и вьющимися линиями хлыста . Фон был двухмерным, наполненным орнаментом, но без глубины. Сам Муха отверг этот термин Арт-нуво за свои работы, заявив, что «искусство не может быть новым». Он переехал в Прагу в 1910 году, чтобы заняться более серьезной исторической живописью, циклом масштабных работ под названием « Славянская эпопея» . [ 4 ]
- Примеры работ Альфонса Мухи
-
Жисмонда (1894)
-
Печенье Лефевр-Ютиль (1896 г.)
-
Зодиакальный календарь (1896 г.)
-
Плакат «Идеальные велосипеды» (1902 г.)
Теофиль-Александр Стейнлен (1859–1923) был еще одним важным деятелем раннего модерна, чья работа больше была сосредоточена на простых людях, жизни на Монмартре, а также на политических причинах; Помимо изготовления плакатов для кабаре, он иллюстрировал социалистические и анархистские издания. В 1896 году он сделал знаменитый плакат кабаре под названием «Шат Нуар» с типичными для ар-нуво изогнутыми линиями и асимметричным принтом. Завивка кошачьих хвостов присутствует в нескольких его работах. [ 5 ]
Основываясь на успехе своих театральных афиш, Муха сделал плакаты для самых разных товаров, от сигарет и мыла до пивного печенья, на всех из которых была изображена идеализированная женская фигура с фигурой песочных часов. Он продолжал разрабатывать продукты, от ювелирных украшений до коробок для печенья, в своем характерном стиле. [ 6 ]
Поль Бертон (1872–1909) был заметной фигурой позднего французского модерна. Ученик Эжена Грассе , он помог разработать хромолитографию , более совершенную версию литографии, которая давала более точные цвета, а также возможность выделения одних цветов над другими. Он специализировался на портретах женщин, изображая их либо как идеализированные фигуры, взятые из стиля прерафаэлитов , как на иллюстрации к обложке «Эрмитажа» , либо как соблазнительниц, как на его плакате к « Фоли Бержер» , изображающем танцовщица и куртизанка Лиана де Пужи заманивает мужчин в паутину. [ 7 ]
-
Плакат кабаре «Шат Нуар» Теофиля Стейнлена (1896 г.)
-
Мотоциклы Comiot от Теофиля-Александра Стейнлена
-
Плакат Теофиля-Александра Стейнлена (1895 г.)
-
Сент-Мари-де-Флер Поля Бертона (1897)
-
Плакат для журнала L'Ermitage Review Поля Бертона (1897 г.)
Мануэль Орази (1860–1934) родился в Риме, но в 1892 году приехал работать в Париж иллюстратором романов и журналов. В 1895 году он выполнил серию символистских иллюстраций под названием «Волшебный календарь» . Его самая известная работа в стиле модерн — это плакат La Maison Moderne , магазина дизайна интерьера в стиле модерн, который конкурировал с плакатом Сэмюэля Бинга , который объединил дюжину аспектов модерна в одной иллюстрации. Орази также сделал иллюстрации Сары Бернар , в том числе плакат с ее изображением византийской императрицы Феодоры, окруженный мозаичными узорами. [ 8 ]
Бельгия
[ редактировать ]Первая архитектура в стиле модерн появилась в Бельгии в 1893 году, и бельгийские художники-графики быстро использовали этот стиль. Самым известным был Анри Прива-Ливемон , член символистского движения , который заработал себе репутацию члена Круга художников Схарбека , группы художников в этом районе Брюсселя . Он добился большого успеха благодаря сдержанно эротичным женщинам на своих рекламных плакатах, наполненных извилистыми линиями, которые были визитной карточкой стиля модерн.
-
Плакат осветительных приборов Анри Прива-Ливмонта (1897 г.)
-
«Раджа кофе» Плакат Анри Прива-Ливмонта (1898 г.)
-
Робетта Абсент» « Плакат Анри Прива-Ливмонта (1898 г.)
-
Плакат с печеньем и шоколадом Анри Прива-Ливмонта (1898 г.)
-
Анри Прива-Ливемон , Плакат Дворца женщин, Парижская выставка (1900)
Анри Менье (1873–1922) был еще одним очень успешным бельгийским графическим дизайнером и художником (1873–1922). Вьющиеся линии в стиле модерн появлялись на каждом плакате, в костюмах или в поднимающемся пару от чашки кофе. Его плакаты были настолько популярны, что он продавал их коллекционерам по подписке, и этой практике вскоре последовали другие известные дизайнеры плакатов в стиле модерн, в том числе Альфонс Муха .
-
Анри Менье (1896 г.) Афиша концерта
-
Плакат Анри Менье к «Чай Раджа» (1897 г.)
-
Анри Менье , Час тишины (1897)
Мюнхенский сецессион и модерн
[ редактировать ]Мюнхенский сецессион был художественным движением, которое отделилось от более консервативного истеблишмента изобразительного искусства в Мюнхене в 1892 году. Его создание вдохновило более известный Венский сецессион . несколько лет спустя [ 9 ]
Югендстиль , или «Молодой стиль » , был сосредоточен в Мюнхене и был немецким вариантом модерна. Самым выдающимся художником-графиком был Отто Экманн , который создал множество иллюстраций для журнала движения « Югенд » в извилистом цветочном стиле, похожем на французский стиль. Он также создал стиль шрифта, основанный на японской каллиграфии. Джозеф Саттлер был еще одним художником-графиком, который внес свой вклад в развитие этого стиля через другой художественный журнал под названием Pan . Саттлер изобрел шрифт, часто используемый в модерне.
Другим важным немецким художником-графиком был Йозеф Рудольф Витцель (1867–1925), который создал множество ранних обложек для журнала «Югенд» с изогнутыми цветочными формами, которые помогли сформировать стиль.
-
Обложка Pan журнала Джозефа Саттлера (1895 г.)
-
Обложка Jugend Отто Экмана (1896)
-
Обложка Jugend Отто Экмана (1896)
-
Обложка номера № 40 Jugend Йозефа Рудольфа Витцеля (1896 г.)
-
Обложка журнала «Югенд» (1896 г.)
-
Плакат ресторана Йозефа Рудольфа Витцеля (1896 г.)
Венский сецессион
[ редактировать ]Венский сецессион был движением, эстетика и стиль которого сильно отличались от бельгийского и французского модерна. Извилистые линии и цветочные узоры раннего стиля были в значительной степени заменены геометрическими узорами и симметрией. Художник Густав Климт занялся графикой, разработав плакат для выставки Сецессиона 1898 года. Среди крупнейших художников-графиков Сецессиона был Йозеф Мария Ольбрих , который разработал плакаты для выставок Сецессиона, а также спроектировал позолоченный купол для Галерея Сецессиона в центре Вены.
-
для выставки Сецессиона 1898 года в Вене. Плакат Густава Климта
-
Сецессион 1902 года, Альфред Роллер
-
Экспонат 1903 года. Макс Курцвейл
-
Плакат Фердинанда Андри "Сецессион" к 26-й выставке (1906 г.)
Журнал сецессиона Ver Sacrum представлял собой демонстрацию графики Коломана Мозера и других венских дизайнеров.
-
для выставки немецкого искусства и декора в Дармштадте Плакат Коломана Мозера (1900 г.)
-
Ver Sacrum Иллюстрация Коломана Мозера (1899 г.)
-
Иллюстрация из Ver Sacrum Коломана Мозера (1900)
-
с изображением танцовщицы Гертруды Баррисон Плакат Фрица Зеймера
-
Плакат выставки Коломана Мозера (1907 г.)
-
Плакат фестиваля Людвига Хольвайна (1910)
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Рекламный плакат с цветной литографией был представлен в США в 1893 году журналом Harper's Magazine , который опубликовал серию очень популярных плакатов. Конкурентом Scriber's была газета Chapbook , которая в 1894 году наняла Уилла Х. Брэдли для разработки плаката в честь Дня Благодарения . Этот плакат под названием «Близнецы » с его двухмерным форматом, похожим на японские гравюры, и жирными извилистыми линиями считается первым американским плакатом в стиле модерн. [ 10 ]
Плакаты в стиле модерн в США, как и в Европе, изображали почти исключительно женщин. Цветовая гамма была приглушенной, отчасти из-за ограничений ранней цветной литографии , а отчасти по выбору художника. Популярной темой той эпохи был дизайн павлина . Павлин был раннехристианским символом бессмертия; его использовал Джеймс Макнил Уистлер для украшения комнаты в Лондоне, Луи Комфорт Тиффани для знаменитого витража и Брэдли для The Modern Poster , рекламируя одноименную книгу издателей Скрибнера. [ 10 ]
Стиль модерн был особенно популярен для рекламы велосипедов, которые только-только становились обычным явлением. Эти плакаты также были ориентированы в первую очередь на женщин и иллюстрировали свободу, которую может принести велосипед. [ 11 ]
-
Близнецы Уилла Х. Брэдли для журнала Chap Book (1894)
-
Голубая леди Уилла Х. Брэдли , The Chap Book (1894)
-
Уилл Х. Брэдли, обложка Harper's Bazaar (Пасха 1896 г.)
-
Плакат с павлином работы Уилла Х. Брэдли для Брэдли - его книги (1896 г.)
-
Плакат Уилла Х. Брэдли для Columbia Bicycles (1895 г.)
Луи Джон Рхед (1887–1926) был еще одним важным художником модерна. Он родился в Англии, учился в Париже, переехал в Соединенные Штаты в 1883 году и стал художественным руководителем издательства Д. Эпплтона. Его плакаты демонстрируют влияние член движения прерафаэлитов в Англии. Он выиграл золотую медаль на первой международной выставке плакатов, проходившей в Бостоне в 1895 году. Он также иллюстрировал детские книги.
Эдвард Пенфилд (1866–1923) был иллюстратором, а затем художественным редактором журнала Harper's Magazine . Его работы были наиболее известны своей простотой линий, без лишнего орнамента, поэтому плакаты можно было легко рассматривать на расстоянии.
-
Луи Джон Рхед , выпуск журнала Century Magazine о летних каникулах (1894 г.)
-
Луис Рхед , плакат газеты The Sun , январь 1900 года.
-
Эдвард Пенфилд , обложка журнала Harper's , июнь 1896 года.
-
Эдвард Пенфилд , Harper's , обложка мая 1897 года.
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Певснер, Николаус, Пионеры современного дизайна (1936)
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 6–7.
- ^ Лахор 2007 , с. 99.
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 89–110.
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 84–85.
- ^ Лахор 2007 , с. 112.
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 114–116.
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 103–104.
- ^ Сембах, Клаус Юрген, L'Art Nouveau (1991), стр. 110–112
- ^ Jump up to: а б Ормистон и Робинсон 2013 , с. 135.
- ^ Ормистон и Робинсон 2013 , стр. 134–139.
Библиография
[ редактировать ]- Лахор, Жан (2007) [1901]. Модерн (на французском языке). Бэйслайн Ко. Лтд. ISBN 978-1-85995-667-0 .
- Ормистон, Розалинда; Робинсон, Майкл (2013). Модерн – Плакаты, иллюстрации и изобразительное искусство . Издательство Flame Tree. ISBN 978-1-84786-280-8 .
- Сато, Тамако (2015). Альфонс Муха - Художник как провидец Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8365-5009-3 .
- Сембах, Клаус-Юрген (2013). Модерн - Утопия примирения (на французском языке). Ташен. ISBN 978-3-8228-3005-5 .
- Тибо, Филипп (2018). Муха и модерн (на французском языке). Париж: Éditions du Chêne. ISBN 978-2-81231-806-1 .
- Тиршан, Элен (2009). Сара Бернар - Мадам Тем не менее (на французском языке). Париж: SW Телемак. ISBN 978-2-7533-0092-7 .
- Тибо, Филипп (2018). Муха и модерн (на французском языке). Париж: Éditions du Chêne. ISBN 978-2-81231-806-1 .