Черная кошка

Черная кошка ( Французское произношение: [lə ʃa nwaʁ] ; «Черная кошка» по-французски ) — развлекательное заведение XIX века в богемном Монмартр районе Парижа . Он был открыт 18 ноября 1881 года на бульваре Рошшуар, Родольфом 84 импресарио Салисом и закрыт в 1897 году, вскоре после смерти Салиса.
Le Chat Noir считается первым современным кабаре : [1] ночной клуб, где посетители сидели за столиками и пили алкогольные напитки, пока на сцене их развлекало развлекательное шоу. Представления вводил конферансье, который общался за столами с известными посетителями. Среди его подражателей были кабаре от Санкт-Петербурга ( Stray Dog Café ) до Барселоны ( Els Quatre Gats ) и до лондонской Пещеры Золотого Тельца .
В период своего расцвета это был шумный ночной клуб, который был частично салоном артистов , частично шумным музыкальным залом . С 1882 по 1895 год кабаре издавало одноименный еженедельный журнал, в котором публиковались литературные произведения, новости кабаре и Монмартра, поэзия и политическая сатира. [2] [3] Это изображение было изображено на культовом Теофиля Стейнлена плакате в 1896 году.
Ранняя история
[ редактировать ]Кабаре начало с того, что арендовало самое дешевое помещение, которое только могло найти, - небольшое двухкомнатное помещение, расположенное на бульваре Рошшуар, 84, о котором сейчас установлена историческая мемориальная доска.


Его успех был обеспечен массовым прибытием группы радикальных молодых писателей и художников под названием Les Hydropathes («те, кто боятся воды - поэтому пьют только вино»), клуба, возглавляемого журналистом Эмилем Гудо . Группа утверждала, что не любит воду, предпочитая вино и пиво. Их имя стало данью « бешеному » рвению, с которым они отстаивали свои социально-политические и эстетические программы. Клуб Гудо собирался в его доме на Рив-Гош (Левый берег), но стал настолько популярным, что перерос свое место встреч. Салис встретил Гудо, которого убедил перенести место встреч клуба через реку, на улицу де Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). [4]
Второй сайт
[ редактировать ]Le Chat Noir вскоре перерос свой первый сайт. В июне 1885 года, через три с половиной года после открытия, он переехал в более просторное помещение на улице Виктор-Массе, 12. Новым местом проведения стал роскошный старинный частный особняк бельгийского художника Альфреда Стивенса , который по просьбе Салиса превратил его в «модную загородную гостиницу» с помощью архитектора Мориса Изаби.
Вскоре растущая толпа поэтов и певцов собиралась в Le Chat Noir , который представлял собой идеальное место и возможность попрактиковаться в своих выступлениях перед другими исполнителями, гостями и коллегами.
С преувеличенной, ироничной вежливостью Салис чаще всего исполнял роль conférencier (лектора после выступления или конферансье). Именно здесь получили свое начало Salon des Arts Incoherents (Салон бессвязных искусств), пьесы теней и комические монологи.
Среди известных мужчин и женщин, покровительствовавших Le Chat Noir, были Джейн Авриль , Франк-Ноэн , Адольф Виллетт , Каран д'Аш , Андре Жиль , Эмиль Коль , Поль Бийо , Сара Инглэнд, Поль Верлен , Анри Ривьер , Клод Дебюсси , Эрик Сати , Шарль. Кро , Жюль Лафорг , Иветт Гильбер , Шарль Мореас, Альбер Самен , Луи Ле Кардоннель, Коклен Каде , Эмиль Гудо , Альфонс Алле , Морис Роллина , Морис Донне , Арман Массон, Теодор Аристид Брюан , Ботрель , Поль Синьяк , Порфирио Пирес, Огюст Стриндберг , Жорж Ориоль , Мария Крысинская и Анри де Тулуз-Лотрек .
Последняя пьеса теней труппы Салиса была поставлена в январе 1897 года, после чего Салис взял труппу на гастроли. Салис говорил о планах переместить кабаре в сам Париж, но умер 19 марта 1897 года.
Смерть Родольфа Салиса в 1897 году ознаменовала конец «Шата Нуара» . К тому времени увлечение Монмартром уже поутихло, и Салис уже распродал многие активы и помещения клуба. Вскоре после смерти Салиса художники разошлись, и «Шат Нуар» медленно исчез.
Последнее местоположение
[ редактировать ]


Десять лет спустя, в 1907 году, Жеан Шарго открыл одноименное кафе, стремясь возродить, модернизировать и продолжить дело своего прославленного предшественника. Этот новый Кот Нуар , расположенный на бульваре Клиши, 68, оставался популярным до 1920-х годов. [5]
Сегодня неоновая вывеска с изображением знаменитого Кота Нуара работы Стейнлена выставлена на бульваре Клиши, 68, где сейчас находится одноименный отель.
Другие кабаре успешно скопировали и адаптировали модель, установленную Le Chat Noir . [6] В декабре 1899 года Анри Фурси открыл свое кабаре Boîte à Fursy в бывшем отеле Chat Noir на улице Виктор-Масси. Он утверждал, что унаследовал мантию Салиса, и сказал, что его кабаре «благодаря Фурси снова стало целью всех, кто «поднимается на Монмартр», чтобы услышать своих любимых шансонье (певцов)...» [7]
Игра теней
[ редактировать ]С момента своего открытия Le Chat Noir задумывался как место встречи художников с дизайном интерьера в стиле Людовика XIII . Вначале на сцене выступали поэты, музыканты, писатели и певцы, но их быстро заменили по мере того, как театр теней развивался в « Шат Нуар» и распространялся оттуда. Этим кабаре до сих пор помнят.
Игра теней уже была создана во Франции в 18 веке и стала популярной благодаря Доминику Серафину , но она исчезла из мира искусства в 19 веке. «Шат Нуар» стал основной причиной возобновления популярности пьесы теней во Франции, как и Лотта Райнигер была в Германии, связав такие шоу с кино, создавая персонажей из вырезанных фигур и проецируя их как теневые марионетки.
Рождение пьес теней в «Шате Нуаре» произошло своеобразно. К концу 1885 года художник Генри Соммер и иллюстратор Джордж Ориоль построили здесь кукольный театр, предназначенный только для взрослых. Однажды Анри Ривьер положил белую салфетку перед входом в небольшой кукольный театр и передвинул картонную куклу за белую ширму с подсветкой сзади, а Жюль Жуи пел, аккомпанируя себе на фортепиано. Это была первая пьеса теней в «Шате Нуаре» .
В 1887 году Ривьер заменил кукольный театр настоящим театром теней с экраном высотой 44 дюйма и шириной 55 дюймов, удерживаемым огромной рамой. Такие художники, как карикатурист Адольф Виллетт , художник Каран д'Аш , Анри Ривьер и Жорж Ориоль , создавали пьесы теней кабаре. Они использовали цинк для создания силуэтов нескольких персонажей (хотя первоначально они использовали картон), которых использовали в качестве марионеток, проецируя свою тень на белый экран, освещенный сзади электрическим светом. Это было эволюционное развитие искусства пьес теней.
Писатели, часто посещавшие клуб, писали для театра теней рассказы, которые Родольф Салис , владелец кабаре, читал вслух после представления. Благодаря сотрудничеству многих художников того времени истории сопровождались очень сложными цветовыми, звуковыми и двигательными эффектами, делавшими их более динамичными и захватывающими, а также аккомпанементом фортепиано.
На протяжении одиннадцати лет эти пьесы каждую ночь ставились в Театре теней, всего более сорока. В музее Монмартра до сих пор хранится несколько цинковых фигурок, которые использовались в пьесах.
Распространение этого типа шоу стало успешным благодаря Теофиля Стейнлена плакату , анонсирующему « la Tournée du Chat Noir avec Rodolphe Salis» , турне Театра теней от Le Chat Noir .
Le Chat Noir много гастролировал с Театром теней. Они начались в 1892 году, в основном летом во Франции, хотя Салис и компания побывали в Тунисе, Алжире и других франкоязычных странах, таких как Бельгия. Некоторые из артистов, игравших в спектаклях Салиса, стали настолько известными, что основали собственные кабаре или шоу. Le Chat Noir Последний концерт и тур должны были состояться в январе 1897 года, поскольку Салис умер сразу после этого. Однако именно его жена взяла на себя руководство кабаре и организовала другие гастроли. Во время этих шоу Доминик Бонно заменил Салиса и стал рассказчиком. Хоть он и сделал это хорошо, качество выступлений снизилось. К тому времени другие заведения стали популярными, копируя Ле Ша Нуара . методы, шоу и декор
Под руководством Родольфа Салиса « Шат нуар» выпустил 45 [8] Театр д'омбре ( спектакль теней ) проводился между 1885 и 1896 годами, когда это искусство становилось все более популярным в Европе. За экраном на втором этаже заведения художник Анри Ривьер работал с 20 ассистентами в большой зоне для выступлений с кислородно-водородной подсветкой и использовал двойной оптический фонарь для проецирования фона. Первоначально использовались картонные вырезы, но после 1887 года их место заняли цинковые фигурки. В создании принимали участие разные художники, в том числе Стейнлен , Адольф Виллетт и Альберт Робида . Каран д'Аш разработал около 50 макетов для очень популярного шоу 1888 года «Эпопея» .
Культурные ассоциации
[ редактировать ]- Франко-колумбийский уличный художник Шануар выбрал свое прозвище в честь плаката.
- Плакат « Шата Нуара» можно увидеть на фотографиях с места преступления, сделанных после смерти Кэтлин Петерсон в 2001 году .
- Плакат «Шат Нуар» также можно увидеть в фильме «Завтрак у Тиффани», висящий на стене над лестницей.
- Le Chat Noir — это название ночного клуба, где Фрэнк Синатра и Натали Вуд возобновляют свои отношения в фильме 1958 года «Короли идут вперед» . На стене входа также висит знаменитая картина с котом и моргающими глазами.
- Ле Кот Нуар упоминался в Sakura Taisen .
- Картина Ле Шата Нуара является фоном в фильме «Тайная жизнь домашних животных» .
- Плакат «Шат Нуар» висит в спальне Клэр Карлин, которую играет Мод Апатоу , в фильме 2020 года «Король Стейтен-Айленда» .
- Имя Кот Нуар взято в честь французского супергероя Кота Нуара из популярного французского детского телешоу « Чудеса: Сказки о божьей коровке и Коте Нуаре » .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Посвящение Салису Великому», в 88 нотах для фортепиано соло , Жан-Пьер Тиолле , Neva Editions, 2015, с. 146. ISBN 978 2 3505 5192 0
- ^ Фогель 2009 , с. 30.
- ^ Кейт, Дух Монмартра
- ^ Микин, Анна. «Шат Нуар: Историческое кабаре Монмартра» . Бонжур Париж . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Николс 2002 , с. 119.
- ^ Уайтинг 1999 , с. 52.
- ^ Уайтинг 1999 , с. 53.
- ^ «Кабаре Черной кошки (1881–1897)» . Музей Орсе . Проверено 10 февраля 2017 г.

Источники
[ редактировать ]- Николс, Роджер (2002). Годы Арлекина: Музыка в Париже, 1917–1929 . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23736-0 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- Фогель, Шейн (2009). Сцена Гарлемского кабаре: раса, сексуальность, представление . Университет Чикаго П.п. 30. ISBN 9780226862521 .
- Уайтинг, Стивен Мур (18 февраля 1999 г.). Богемная Сати: От кабаре к концертному залу: От кабаре к концертному залу . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-158452-7 . Проверено 23 сентября 2013 г.
- Крепиа, Кэролайн (2021). «Шат Нуар» разоблачает абсурдистский дух французского кабаре XIX века . Книги о черном скате. п. 182. ИСБН 978-1-7356159-6-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балдран, Жаклин (2002). Париж, перекресток искусств и литературы: 1880-1918 гг . Харматтан. п. 62. ИСБН 978-2-7475-3141-2 .