Родольф Салис
Родольф Салис | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 20 марта 1897 г. Нэнтре , Вьен, Франция | ( 45 лет
Известный | Черная кошка |
Луи Родольф Салис [1] (29 мая 1851 - 20 марта 1897) был создателем, ведущим и владельцем кабаре Chat Noir («Черная кошка») Le (вначале известного в 1881 году как «Cabaret Artistique»). Благодаря этому заведению Салиса помнят как создателя современного кабаре: ночного клуба, где посетители могли сидеть за столиками с алкогольными напитками и наслаждаться эстрадными номерами на сцене, представленными конферансье, который взаимодействовал с публикой.
Биография
[ редактировать ]Сын винокурщика из Шательро , Салис приехал в Париж в 1872 году, после ухода из полка, в котором он проходил военную службу. Он переехал в отель де Рим на улице Сены , в Латинском квартале .
Он основал «L'école vibrivee» (Яркую школу), вскоре переименованную в «L'école iriso-subversive de Chicago» (Чикагская ирисо-подрывная школа). [2] с целью привлечь внимание к своей творческой группе. Фактически он зарабатывал на жизнь изготовлением крестов и других религиозных предметов, которые он и его друзья рисовали.
«Фактически, она [Школа] имела в целом намеченную, но не признанную непосредственную цель — создать серию Крестных станций для продажи по восемь и четырнадцать франков каждая в магазине по продаже религиозных предметов в Сен-Сюльпис. очень утомительная работа была разделена между четырьмя «учениками» согласно их разным натурам: Рене Жильбер рисовал руки Вагнера; драпировки Антонио де ла Салис, наконец, фоны и пейзажи…» [3]
Чтобы соединить искусство и алкогольный напиток, Салису пришла в голову идея создать кафе в «чистейшем стиле Людовика XII... с люстрой из кованого железа византийского периода, где сейчас живут дворяне, горожане и крестьяне». приглашали пить абсент на обычную манеру Виктора Гюго и Гарибальди и лицемеров в золотых чашах». [4] В действительности первая таверна под названием «Черная кошка» ( «Le Chat Noir» ), открытая в ноябре 1881 года в двухкомнатном здании на бульваре Рошшуар, 84 (место, увековеченное сейчас мемориальной доской), начиналась с подачи плохого вина и с довольно низшим качеством. декор. Но с самого начала у дверей гостей встречал швейцарский стражник , великолепно разукрашенный и покрытый золотом с головы до ног, предположительно ответственный за прибытие прибывших художников и поэтов, не допуская при этом «позорных священников и военных». " На высоком мраморном камине висела ироничная восторженная работа Салиса: череп Людовика XIII в детстве . [5]
Успех первого сайта был обеспечен массовым прибытием группы радикальных молодых писателей и художников под названием Les Hydropathes («те, кто боятся воды») во главе с журналистом Эмилем Гудо . Группа утверждала, что не любит воду, предпочитая вино и пиво. Клуб Гудо впервые собрался в его доме на Рив-Гош (левый берег), но стал настолько популярным, что перерос свое место встреч. Салис, встретив Гудо, убедил его перевести клуб через реку Сену на бульвар Рошшуар, 84. [6]
Le Chat Noir также вскоре перерос свой первый сайт. 10 июня 1885 года с большой помпой Салис переехал в новое помещение, расположенное на улице Виктор-Масс, 12 (которое до 1885 года было улицей де Лаваль, 12). Очень быстро поэты и певцы, выступавшие в «Черной кошке», нашли лучшую практику своего ремесла в Париже. Le Chat Noir в конце концов закрылся в 1896 году. (После смерти Салиса третий Le Chat Noir был открыт на бульваре Клиши, 68 в 1907 году.)
Салис выступал в роли импресарио и (вместе с певцом кабаре Аристидом Брюаном ) в качестве ведущего, ведущего или конферансье . Приветствия от Салиса часто раздавались за счет клиентов. Тех, кто ушел раньше, оскорбляли, а опоздавших загоняли в угол. Салис арестовывал клиента со словами: «Ну что, ты наконец-то вышел из тюрьмы?» или напишите в комментариях: «Что ты делал со своей вчерашней цыпочкой?» новому клиенту, очевидно, в сопровождении жены. Однажды вечером Салис обратился к будущему королю Эдуарду VII : «Ну, посмотрите сюда: похоже, принц Уэльский совсем разозлился !»
Каждую пятницу обед давал возможность подготовиться к выступлениям и редактированию юмористического журнала. С легендарной скупостью, [7] Салис нашел все оправдания, чтобы не платить своим сотрудникам, поставщикам и артистам. С некоторым успехом он даже попросил заплатить тех, кого он принимал в «Черной кошке». Но его манера общения с гостями, его организаторские способности и личность привлекали исключительных артистов всех мастей и большую толпу. Сочетание бара с развлечениями (теперь это стандартная тема кабаре ) было новаторством. Кроме того, Салису пришла в голову идея музицировать в своей таверне, установив пианино. [8] в то время это нововведение, которое вскоре было запрещено для новых заведений и которое впоследствии позволило ему получить преимущество над конкурентами.
«Мужчина с квадратными плечами, рыжими волосами, окрашенными в ярко-красный цвет, — описывал Салиса Лоран Тайад , — нестареющий, хотя и толстый, с лицом, изрезанным множеством морщин, грудью в романтическом камзоле, атлас которого с цветочным узором контрастировал со строгостью темного пальто. ... Неповрежденные, его рыжие волосы соответствовали медной бороде и придавали ему вид фламандского солдата ... [У него был] бронзовый баритон, выразительный, резкий и саркастический, чьи громы цинично подавляли филистимлян ... [Он. имел] поразительную шарлатанскую натуру». [9]
В 1890-х годах Салис отправился со своей развлекательной компанией Black Cat в турне по Франции, нанимая театры и площадки - практика, которая в то время не была распространена. Он часто под разными предлогами отказывался платить за аренду помещения. [ нужна ссылка ]
Салис умер в Нэнтре в 1897 году.
Дань уважения
[ редактировать ]- В департаменте Вьенна : Шательро Нантре Мариньи-Бризе его имя носит улица.
- На бульваре Клиши, 18 в Париже стоит мемориальная доска: «Здесь была могила Черной кошки, основанная Родольфом Салисом…» [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ назван Констант Максимин Родольф Салис . В свидетельстве о рождении от 30 мая 1851 года
- ^ «ТПК ВЫСТАВКИ С 1964 ГОДА» . tpc86.info .
- ^ Песня на Монмартре , Майкл Герберт, изд. Круглый стол
- ^ Абсент. Франко-швейцарская фея: Фея Франко-швейцарская , Ноэль Бенедикт, изд. Кабедита, 2001 г.
- ^ Париж, перекресток искусств и литературы, 1880-1918 , Жаклин Балдран, изд. Л'Харматан, 2002 г.
- ^ Анна Микин. «Шат Нуар: Историческое кабаре Монмартра» . Бонжур Париж .
- ↑ Журнал The Châtelleraudais , декабрь 2007 г.
- ^ «Посвящение Салису Великому», в 88 нотах для фортепиано соло , Жан-Пьер Тиолле , Neva Editions, 2015, с. 146. ISBN 978 2 3505 5192 0
- ^ Лоуренсу Тайхейду не понравился из-за Салиса; Насмешка Салиса обнародована, Лоуренс Тайхад или провокация, считающаяся образом жизни , Жиль Пик, Жан-Пьер Риу, изд. Мезоннёв и Лароз, 2001 г.
- ^ На стенах Парижа: Таблички-путеводители Дотриа Алена, изд. Инвентаризация, 1999 г.
Источники
[ редактировать ]- Мариэль Обертюр, Музей Орсе, Черная кошка, 1881–1897: выставка в Музее Орсе с 25 февраля по 31 мая 1992 г. , Собрание национальных музеев, 1992 г.
- Лоуренс Тайлхейд, «Маленькие воспоминания из жизни» , изд. БиблиоБазар, 2008.
- Анн де Берси, Арман Зивес, Монмартр... Вечером , изд. Грассе, 1951 год.
- Эдмон Дешом, Le Cabaret du Chat Noir, Энциклопедический журнал 1897 г.