Jump to content

Август Стриндберг

Август Стриндберг
Август Стриндберг
Август Стриндберг
Рожденный Йохан Август Стриндберг
( 1849-01-22 ) 22 января 1849 г.
Стокгольм , Швеция
Умер 14 мая 1912 г. ( 1912-05-14 ) (63 года)
Стокгольм, Швеция
Место отдыха Северное кладбище
Занятие
  • Драматург
  • Писатель
  • Эссеист
  • Поэт
  • Художник
Национальность Шведский
Период Модернизм
Литературное движение
Известные работы
Супруг
Дети 7, включая Фридриха Стриндберга и Карин Смирнову
Подпись

Йохан Август Стриндберг ( / ˈ s t r ɪ n ( d ) b ɜːr ɡ / , [1] Шведский: [ˈϒːɡɵst ˈstrɪ̂nːdbærj] ; 22 января 1849 — 14 мая 1912) — шведский драматург , прозаик , поэт , эссеист и художник . [2] [3] [4] написал более 60 пьес и более 30 произведений художественной литературы, автобиографии , истории, культурного анализа и политики . Плодовитый писатель, который часто опирался непосредственно на свой личный опыт, Стриндберг за свою карьеру, длившуюся четыре десятилетия, [5] Смелый экспериментатор и иконоборец , он исследовал широкий спектр драматических методов и целей, от натуралистической трагедии , монодрамы и исторических пьес до своих предвосхищений экспрессионистских и сюрреалистических драматических техник. [6] [7] Начиная с самых ранних работ Стриндберг разработал новаторские формы драматического действия, языка и визуальной композиции. [8] Его считают «отцом» современной шведской литературы , а его «Красную комнату » (1879) часто называют первым современным шведским романом. [9] [10] В Швеции Стриндберг известен как эссеист, художник, поэт и особенно прозаик и драматург, но в других странах его знают главным образом как драматурга.

Королевский театр отверг его первую крупную пьесу «Мастер Улоф » в 1872 году; только в 1881 году, когда ему было тридцать два года, премьера в Новом театре дала ему театральный прорыв. [2] [11] В своих пьесах «Отец» (1887), «Мисс Жюли» (1888) и «Кредиторы» (1889) он создал натуралистические драмы, которые, опираясь на признанные достижения Генрика Ибсена прозаических пьес , отвергая при этом использование в них структуры колодца . -сделанная пьеса - откликнулась на призыв к оружию, содержащийся в манифесте Эмиля Золя «Натурализм в театре» (1881 г.), и на пример, поданный Андре Антуана недавно созданным Театром Libre (открытым в 1887 г.). [12] В «Мисс Жюли » характеристика заменяет сюжет как преобладающий драматический элемент (в отличие от мелодрамы и хорошо поставленной пьесы) и определяющая роль наследственности и среды в «колеблющихся, распавшихся» характерах. подчеркивается [13] Стриндберг смоделировал свой недолговечный Скандинавский экспериментальный театр (1889) в Копенгагене по образцу театра Антуана и исследовал теорию натурализма в своих эссе «О психическом убийстве» (1887), «О современной драме и современном театре» (1889) и предисловие к «Мисс Джули» , последнее из которых, вероятно, является самым известным изложением принципов театрального движения. [14]

В 1890-е годы он провел значительное время за границей, занимаясь научными экспериментами и исследованиями оккультизма. [15] Серия явных психотических приступов между 1894 и 1896 годами (называемая его « Адским кризисом») привела к его госпитализации и возвращению в Швецию. [15] Под влиянием идей Эмануэля Сведенборга он решил после выздоровления стать «Оккультным Золя». [16] В 1898 году он вернулся к написанию пьесы « В Дамаск» , которая, как и «Великая дорога» (1909), представляет собой пьесу-мечту о духовном паломничестве. [17] Его «Пьеса мечты» (1902) – с ее радикальной попыткой драматизировать работу бессознательного посредством отмены традиционного драматического времени и пространства, а также разделения, удвоения, слияния и умножения его персонажей – была важным предшественником как экспрессионизм и сюрреализм. [18] Он также вернулся к написанию исторической драмы - жанра, с которого он начал свою драматургическую карьеру. [19] С 1907 года он помогал управлять Интимным театром , небольшим театром, созданным по образцу Макса Рейнхардта » «Камершпилхауса , который ставил его камерные пьесы (такие как «Призрачная соната »). [20]

Биография

[ редактировать ]

Молодость

[ редактировать ]
Школа в Кларе, Стокгольм , суровая дисциплина которой преследовала Стриндберга во взрослой жизни.

Стриндберг родился 22 января 1849 года в Стокгольме, Швеция, и был третьим выжившим сыном Карла Оскара Стриндберга ( судового агента ) и Элеоноры Ульрики Норлинг (служанки). [21] В своем автобиографическом романе «Сын слуги » Стриндберг описывает детство, пораженное «эмоциональной незащищенностью, бедностью, религиозным фанатизмом и пренебрежением». [22] Когда ему было семь лет, семья переехала в Норртуллсгатан на северной, почти сельской окраине города. [23] Год спустя они переехали в Саббатсберг, где пробыли три года, прежде чем вернуться в Норртуллсгатан. [24] [25] Он четыре года посещал суровую школу в Кларе, и этот опыт преследовал его во взрослой жизни. [26] В 1860 году его перевели в школу в Якобе, что показалось ему гораздо более приятным, хотя он пробыл там всего год. [27] Осенью 1861 года его перевели в Стокгольмский лицей , прогрессивную частную школу для мальчиков из среднего класса, где он оставался в течение шести лет. [28] В детстве он проявлял большой интерес к естествознанию, фотографии и религии (вслед за пиетизмом своей матери ). [29] Его мать, как позже с горечью вспоминал Стриндберг, всегда возмущалась интеллектом сына. [28] Она умерла, когда ему было тринадцать, и хотя его горе длилось всего три месяца, в более позднем возрасте он начал испытывать чувство потери и тоску по идеализированной материнской фигуре. [30] Менее чем через год после ее смерти его отец женился на детской гувернантке Эмилии Шарлотте Петтерссон. [31] По словам его сестер, Стриндберг стал считать их своими злейшими врагами. [30] Он сдал выпускной экзамен в мае 1867 года и поступил в Уппсальский университет , куда поступил 13 сентября. [32]

Следующие несколько лет Стриндберг провел в Уппсале и Стокгольме, попеременно готовясь к экзаменам и пробуя свои силы в неакадемических занятиях. Будучи молодым студентом, Стриндберг также работал ассистентом в аптеке университетского города Лунд на юге Швеции. В перерывах между учебой он работал заместителем учителя начальной школы и репетитором для детей двух известных врачей в Стокгольме. [33] Сначала он покинул Упсалу в 1868 году, чтобы работать школьным учителем, но затем некоторое время изучал химию в Технологическом институте в Стокгольме, готовясь к медицинскому обучению, позже работал частным репетитором, а затем стал статистом в Королевском театре в Стокгольме. В мае 1869 года он провалил квалификационный экзамен по химии, что, в свою очередь, лишило его интереса к школьному образованию.

1870-е годы

[ редактировать ]

Стриндберг вернулся в Уппсальский университет в январе 1870 года, чтобы изучать эстетику и современные языки, а также работать над рядом пьес. [34] Именно в это время он впервые узнал об идеях Чарльза Дарвина . [35] Он стал соучредителем Рунного общества, небольшого литературного клуба, члены которого взяли псевдонимы, взятые из рун древнего тевтонского алфавита. Стриндберг называл себя Фрё (Семя) в честь бога плодородия. [36] Отказавшись от проекта пьесы об Эрике XIV Шведском на полпути из-за критики со стороны Рунного общества, 30 марта он завершил одноактную комедию в стихах под названием « В Риме о Бертеле Торвальдсене» , которую начал прошлой осенью. . [37] Спектакль был принят Королевским театром , где его премьера состоялась 13 сентября 1870 года. [38] [39] Наблюдая за его исполнением, он понял, что это нехорошо, и ему захотелось утопиться, хотя обзоры, опубликованные на следующий день, в целом были положительными. [40] В том же году он также впервые прочитал произведения Сёрена Кьеркегора и Георга Брандеса , которые оказали на него влияние. [39] [41]

Портрет Стриндберга в 1874 году, 25 лет.

Следуя примеру Уильяма Шекспира , он начал использовать разговорную и реалистическую речь в своих исторических драмах, что бросило вызов общепринятому мнению, что они должны быть написаны величественными стихами. [ нужна ссылка ] Во время рождественских каникул 1870–71 переписал историческую трагедию « Свен Жертвователь » как одноактную пьесу в прозе под названием «Преступник» . [39] [42] Подавленный Уппсалой, он остался в Стокгольме и вернулся в университет в апреле, чтобы сдать экзамен по латыни, а в июне — для защиты диссертации по Готтлоба Оленшлегера Адама романтической трагедии «Гарл Хокон» (1802). [43] После дальнейшей доработки летом «Преступник» открылся в Королевском театре 16 октября 1871 года. [39] [44] [45] Несмотря на враждебные отзывы, пьеса принесла ему аудиенцию у короля Карла XV , который поддержал его учебу выплатой в 200 риксдалеров . [46] К концу года Стриндберг завершил первый набросок своего первого крупного произведения — пьесы об Олаусе Петри под названием «Мастер Олоф» . [39] [47] В сентябре 1872 года Королевский театр отверг его, что привело к десятилетиям переписывания, горечи и презрения к официальным учреждениям. [48] [49] Вернувшись весной в университет на свой последний семестр, он уехал 2 марта 1872 года, не окончив его. [50] В «Город и платье» (1877), описывающих студенческую жизнь, он высмеивал Уппсалу и ее профессоров. сборнике рассказов [51] [52] [53]

Стриндберг начал свою карьеру журналиста и критика газет в Стокгольме. [54] В то время его особенно волновали « Генри Томаса Бакла » История цивилизации и первый том « Основных течений литературы девятнадцатого века» Георга Брандеса . [55] С декабря 1874 года Стриндберг восемь лет работал помощником библиотекаря в Королевской библиотеке . [56] [57] [58] В том же месяце Стриндберг предложил «Мастера Улофа» Эдварду Стьернстрему (директору недавно построенного Нового театра в Стокгольме), но предложение было отклонено. [56] Он общался с писателями, художниками, журналистами и другими библиотекарями; они часто встречались в Красной комнате ресторана Берна . [39] [59]

В начале лета 1875 года он познакомился с Сири фон Эссен , 24-летней начинающей актрисой, которая по мужу была баронессой — он влюбился в нее. [60] [61] Стриндберг называл себя в то время «писателем-неудачником»: «Я чувствую себя глухонемым, — писал он, — поскольку я не могу говорить и мне не разрешено писать; иногда я стою посреди своей комнаты, и это кажется тюремная камера, и тогда мне хочется кричать так, что разлетятся стены и потолки, а мне столько всего нужно кричать, и поэтому я молчу». [62] В результате спора в январе 1876 г. по поводу наследства семейной фирмы отношения Стриндберга с отцом были прерваны (он не присутствовал на его похоронах в феврале 1883 г.). [63] С начала 1876 года Стриндберг и Сири стали тайно встречаться, и в том же году Сири и ее муж развелись. [64] [65] После успешного прослушивания в декабре Сири стала актрисой Королевского театра . [66] [67] Они поженились год спустя, 30 декабря 1877 года; [68] [69] В то время Сири была на седьмом месяце беременности. Их первый ребенок родился преждевременно 21 января 1878 года и умер через два дня. [70] [71] 9 января 1879 года Стриндберг был объявлен банкротом. [72] [73] В ноябре 1879 года его роман «Красная комната» . был опубликован [74] Сатира на стокгольмское общество, ее часто называют первым современным шведским романом. [74] Получив неоднозначные отзывы в Швеции, он получил признание в Дании, где Стриндберга провозгласили гением. [75] Благодаря «Красной комнате » он прославился на всю Скандинавию. [76] [77] Эдвард Брандес писал, что роман «вызывает у читателя желание присоединиться к борьбе с лицемерием и реакцией». [78] В своем ответе Брандесу Стриндберг объяснил, что:

Я социалист, нигилист, республиканец, все, что антиреакционно!.. Я хочу все перевернуть, чтобы увидеть, что лежит внизу; Я считаю, что мы настолько перепончаты, настолько ужасно регламентированы, что никакая генеральная уборка невозможна, все надо сжечь, разнести в клочья, и тогда можно будет начать заново... [79]

1880-е годы

[ редактировать ]
Первая жена Стриндберга, Сири фон Эссен , в роли Маргит в «Жене сэра Бенгта» (1882) в Новом театре .

Дочь Стриндберга и Сири Карин родилась 26 февраля 1880 года. [80] Воодушевленный приемом «Красной комнаты» , Стриндберг быстро завершил «Тайну гильдии» , историческую драму, действие которой происходит в Уппсале в начале XV века, о конфликте между двумя каменщиками по поводу завершения строительства городского собора, открывшегося в Королевском соборе. Театр 3 мая 1880 г. (его первая премьера за девять лет); Сири сыграла Маргарету. [81] Той весной он подружился с художником Карлом Ларссоном . [80] Собрание всех предыдущих сочинений Стриндберга было опубликовано под названием « Весенний урожай» . [82] С 1881 года по приглашению Эдварда Брандеса Стриндберг начал публиковать статьи в « Моргенбладет» , ежедневной копенгагенской газете. [83] В апреле он начал работу над «Шведским народом» , состоящей из четырех частей культурной историей Швеции, написанной как серия изображений жизни простых людей, начиная с 9 века, которую он предпринял в основном по финансовым причинам и которая поглотила его на следующий год; Ларссон предоставил иллюстрации. [84] Весной по настоянию Стриндберга Сири ушла из Королевского театра, снова забеременев. [85] Их вторая дочь, Грета, родилась 9 июня 1881 года, когда они жили на острове Кюммендо . [86] В том же месяце был опубликован сборник эссе за последние десять лет « Исследования по истории культуры ». [87] Людвиг Йозефсон Стокгольма (новый художественный руководитель Нового театра ) согласился поставить «Мастера Улофа» , в конечном итоге отдав предпочтение прозаической версии – пятичасовая постановка открылась 30 декабря 1881 года под руководством Августа Линдберга и получила положительные отзывы. [88] Хотя постановка « Мастера Улофа» стала его прорывом в театре, пятиактная -сказка пьеса Стриндберга «Путешествие счастливого Питера» , открывшаяся 22 декабря 1883 года, принесла ему первый значительный успех, хотя он и отверг ее как халтуру . [89] В марте 1882 года он написал в письме Джозефсону: «Мой интерес к театру, должен откровенно заявить, имеет только одну направленность и одну цель - карьеру моей жены как актрисы»; В следующем сезоне Джозефсон должным образом выбрал ее на две роли. [90]

Вернувшись в Кюммендо летом 1882 года, Стриндберг написал сборник , направленных против истеблишмента рассказов , «Новое царство» . [91] Находясь там, чтобы сыграть главную роль для своей жены и в качестве ответа на » Генрика Ибсена ( «Кукольный дом 1879), он также написал «Жену сэра Бенгта» , которая открылась 25 ноября 1882 года в Новом театре. [92] Он переехал в Грез-сюр-Луан , к югу от Парижа, Франция, где остановился Ларссон. Затем он переехал в Париж , который они нашли шумным и загрязненным. Доход, полученный от «Счастливого путешествия Питера», позволил ему переехать в Швейцарию в 1883 году. Он проживал в Уши , где пробыл несколько лет. 3 апреля 1884 года Сири родила сына Ганса. [93]

Газетная иллюстрация приема Стриндберга по его возвращению в Стокгольм 20 октября 1884 года, где ему предъявлены обвинения в богохульстве, вытекающие из рассказа из первого тома его сборника «Женитьба» .

В 1884 году Стриндберг написал сборник рассказов « Женитьба» , в котором женщины представлены в эгалитарном свете, за что его судили и оправдали в богохульстве в Швеции. [94] Две группы, «возглавляемые влиятельными представителями высших классов и поддерживаемые правой прессой», вероятно, инициировали судебное преследование; в то время большинство людей в Стокгольме думали, что королева София . за этим стоит [95] К концу того же года Стриндберг был в унылом настроении: «Теперь я считаю, — писал он, — что все — дерьмо. Выхода нет. Клубок слишком запутан, чтобы его можно было распутать. Его можно только разрезать. Здание разрушено. слишком прочный, чтобы его можно было снести. Его можно только взорвать». [96] В мае 1885 года он писал: «Я на пути к тому, чтобы стать атеистом ». [97] После публикации « Женитьбы » он начал переписываться с Эмилем Золя . [98] Летом он завершил продолжение сборника рассказов, хотя некоторые из них по тону сильно отличались от первых. [99] Другой сборник рассказов, «Утопии в действительности» , был опубликован в сентябре 1885 года, но не получил одобрения. [100]

В 1885 году они вернулись в Париж. [ нужна ссылка ] В сентябре 1887 года он начал писать на французском языке роман о своих отношениях с Сири фон Эссен под названием « Защита дурака» . [101] В 1887 году они переехали в Иссигатсбюль, недалеко от Линдау, на берегу Боденского озера . Его следующая пьеса «Товарищи» (1886) была его первой пьесой в современной обстановке. [102] После суда он оценил свои религиозные убеждения и пришел к выводу, что ему необходимо оставить лютеранство , хотя он был лютеранином с детства; и после недолгого пребывания деистом он стал атеистом . Ему нужно было кредо , и он использовал в качестве такового поклонение природе Жан-Жака Руссо , которому он научился, будучи студентом. На его работы «Люди Хемсё» (1887 г.) и «Среди французских крестьян» (1889 г.) повлияло исследование Руссо. Затем он переехал в Германию, где влюбился в корпуса канцлера Отто фон Бисмарка статус офицерского прусский . После этого он стал очень критично относиться к Руссо и обратился к философии Фридриха Ницше , которая подчеркивала мужской интеллект. Влияние Ницше можно увидеть в фильмах «Защита дурака» (1893 г.), «Пария» (1889 г.), «Кредиторы» (1889 г.) и «У открытого моря » (1890 г.).

Еще одно изменение в его жизни после суда заключается в том, что Стриндберг решил, что ему нужна научная жизнь, а не литературная, и начал писать на нелитературные темы. Когда ему было 37 лет, он начал автобиографию «Сын слуги» , состоящую из четырех частей. Первая часть заканчивается в 1867 году, когда он уехал из дома в Уппсалу. Вторая часть описывает его юность до 1872 года. Третья часть, или «Красная комната» , описывает его годы как поэта и журналиста; все заканчивается его встречей с Сири фон Эссен . Четвертая часть, посвященная периоду с 1877 по 1886 год, была запрещена его издателями и опубликована только после его смерти. Три недостающих года, 1875–1877, были временем, когда Стриндберг ухаживал за фон Эссеном и их браком; озаглавленная « Он и она» Эта часть его автобиографии, , не была напечатана до 1919 года, после его смерти. Он содержит любовные письма между ними в тот период.

Во второй половине 1880-х годов Стриндберг открыл натурализм . Завершив «Отца» за несколько недель, он отправил копию Эмилю Золя на одобрение, хотя реакция Золя была вялой. Драма вращается вокруг конфликта между Капитаном, отцом, мужем и ученым, и его женой Лорой по поводу воспитания их единственного ребенка, четырнадцатилетней дочери по имени Берта. Недобросовестными методами Лаура заставляет капитана сомневаться в своем отцовстве, пока он не терпит психического и физического коллапса. Во время написания «Отца » Стриндберг сам переживал семейные проблемы и сомневался в отцовстве своих детей. Он также подозревал, что Ибсен основал Ялмара Экдала в «Дикой утке » (1884) на Стриндберге, потому что он чувствовал, что Ибсен рассматривал его как слабого и жалкого мужа; он переработал ситуацию пьесы Ибсена в войну между двумя полами. С ноября 1887 по апрель 1889 года Стриндберг находился в Копенгагене . Там у него было несколько возможностей встретиться с обоими Георг Брандес и его брат Эдвард Брандес . Георг помог ему поставить спектакль «Отец» , премьера которого состоялась 14 ноября 1887 года в Театре Казино в Копенгагене. [103] Он успешно работал в течение одиннадцати дней, после чего совершил поездку по датским провинциям. [104]

Первая стокгольмская постановка натуралистической пьесы Стриндберга «Мисс Джули» 1888 года , поставленная в Народном театре в ноябре 1906 года. Саша Сьёстрем (слева) в роли Кристин, Манда Бьёрлинг в роли мисс Джули и Август Фальк в роли Жана.

Прежде чем написать «Кредиторы» , Стриндберг завершил одно из своих самых известных произведений — «Мисс Джули» . Он писал пьесу, имея в виду парижскую сцену, в частности Театр Либре , основанный в 1887 году Андре Антуаном . В пьесе он использовал Чарльза Дарвина теорию о выживании наиболее приспособленных и драматизировал обреченный сексуальный контакт, преодолевающий разделение социальных классов. Считается, что эта пьеса была вдохновлена ​​женитьбой Стриндберга, сына слуги, на аристократке.

В эссе «О психическом убийстве» (1887) он ссылался на психологические теории школы Нэнси , пропагандировавшие использование гипноза. Стриндберг разработал теорию, согласно которой сексуальная война мотивируется не плотским желанием, а неустанной человеческой волей. Победил тот, у кого был самый сильный и беспринципный ум, тот, кто, подобно гипнотизеру, мог принудить к подчинению более впечатлительную психику. Его взгляд на психологическую борьбу за власть можно увидеть в таких работах, как «Кредиторы» (1889), «Сильнее» (1889) и «Пария» (1889).

В 1888 году, после расставания и примирения с Сири фон Эссен, он основал Скандинавский экспериментальный театр в Копенгагене, менеджером которого стала Сири. Он попросил писателей прислать ему сценарии, которые он получил от Германа Банга , Густава Вида и Наталии Ларсен. Менее чем через год, когда театр и примирение продлились недолго, он вернулся в Швецию, а Сири вернулась в свою родную Финляндию с детьми. Находясь там, он пережил заключительную фазу развода и позже использовал это мучительное испытание в качестве основы для романа «Связь и связь» (1893). Стриндберг также увлекся короткометражной драмой «Кварт часа». Его вдохновляли такие писатели, как Гюстав Гиш и Анри де Лаведан. Его заметным вкладом стал фильм «Сильнее» (1889). В результате провала Скандинавского экспериментального театра Стриндберг три года не работал драматургом. В 1889 году он опубликовал эссе под названием «О современной драме и современном театре», в котором отмежевался от натурализма, утверждая, что это мелкий и лишенный воображения реализм. Его симпатия к философии Ницше и атеизму в целом также пошла на убыль. Он вступил в период своего «Адского кризиса», когда у него произошли психологические и религиозные потрясения, повлиявшие на его более поздние работы.

«Ад» Августа Стриндберга — это его личный рассказ о том, как он все глубже погружается в своего рода безумие, типичными чертами которого являются видения и паранойя. В книге «Стриндберг и алкоголь» (1985) Джеймс Спенс обсуждает пристрастие Стриндберга к алкоголю, в том числе его пристрастие к абсенту и его возможные последствия для психического здоровья Стриндберга в период ада.

1890-е годы

[ редактировать ]
Эдвард Мунк Портрет Августа Стриндберга , 1892, Музей современного искусства , Стокгольм, Швеция

В день летнего солнцестояния 1891 года, находясь у Сири и ее близкой подруги, датчанки Мари Кэролайн Давид, на острове Рунмарё в Стокгольмском архипелаге , Стриндберг заподозрил, что фон Эссен имеет длительный роман с Дэвидом, и жестоко напал на него. ее, ускоряя конец брака. [105]

После разочарования в натурализме у Стриндберга возрос интерес к трансцендентным вопросам. Символизм в это время только зарождался. Вернер фон Хайденштам и Ола Хэнсон отвергли натурализм как «реализм сапожника», который представляет человеческий опыт в упрощенных терминах. Считается, что это остановило творчество Стриндберга, и Стриндберг настаивал на том, что он находился в состоянии соперничества и был вынужден защищать натурализм, даже несмотря на то, что он исчерпал его литературный потенциал. В число этих работ входят: «Дебет и кредит» (1892 г.), «Лицом к смерти» (1892 г.), «Материнская любовь» (1892 г.) и «Первое предупреждение» (1893 г.). Его пьеса «Ключи от рая» (1892) была вдохновлена ​​потерей детей в результате развода. Он также завершил одну из своих немногих комедий «Игра с огнем» (1893) и первые две части своей пост-адской трилогии « В Дамаск» (1898–1904).

В 1892 году у него случился писательский кризис, что привело к резкому сокращению его доходов. Последовала депрессия, поскольку он был не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства и поддержать своих детей и бывшую жену. Фонд был создан по обращению в немецком журнале. Эти деньги позволили ему покинуть Швецию и присоединиться к творческим кругам Берлина. В театре Отто Брама «Freie Bühne» в Германии состоялась премьера некоторых из его знаменитых произведений, в том числе «Отец» , «Мисс Джули» и «Кредиторы» .

Владислав Слевиньский , Портрет Августа Стриндберга , 1896, Национальный музей в Варшаве.

Как и двадцатью годами ранее, когда он часто посещал «Красную комнату», теперь он пошел в немецкую таверну «Черный поросенок». Здесь он встретил разнообразную группу художников из Скандинавии, Польши и Германии. Его внимание обратилось на Фриду Уль , которая была на двадцать три года моложе Стриндберга. Они поженились в 1893 году. Менее чем через год у них родилась дочь Керстин, и пара рассталась, хотя официально их брак не был расторгнут до 1897 года. Семья Фриды, в частности ее мать, которая была набожной католичкой, имела важное влияние. о Стриндберге, а в письме 1894 года он заявил: «Я чувствую, что рука нашего Господа покоится надо мной».

Некоторые критики полагают, что в середине 1890-х годов Стриндберг страдал от тяжелой паранойи и, возможно, временно переживал безумие. Другие, в том числе Эверт Спринчорн и Улоф Лагеркранц , считали, что он намеренно превратил себя в собственную подопытную свинку, проводя над собой психологические эксперименты и эксперименты с наркотиками. Он писал на такие темы, как ботаника , химия и оптика, прежде чем вернуться к литературе с публикацией « Инферно» (1897), (наполовину вымышленного) отчета о его «годах дикой природы» в Австрии и Париже, а затем сборника рассказов « Легенды» . и полудраматическая новелла «Джейкоб Рестлинг» (обе напечатаны в одной книге 1898 года). Оба тома вызвали любопытство и споры, не в последнюю очередь из-за религиозного элемента; Раньше Стриндберг был известен как безразличный или враждебный к религии и особенно к священникам, но теперь он претерпел своего рода обращение в личную веру. В постскриптуме он отметил влияние Эмануэля Сведенборга на его текущую работу.

Михаил Чехов в роли Эрика в постановке МХАТа , 1921 год, по пьесе Стриндберга « Эрик XIV» (1899).

«Силы» заняли центральное место в более поздних работах Стриндберга. Он сказал, что «Силы» — это внешняя сила, причинившая ему физические и душевные страдания, поскольку они действовали в качестве возмездия человечеству за его проступки. Как и Уильям Блейк , Ральф Уолдо Эмерсон , Оноре де Бальзак и Уильям Батлер Йейтс , его привлекали мистические видения Сведенборга с их изображениями духовного ландшафта и христианской морали. Стриндберг всю оставшуюся жизнь верил, что отношения между трансцендентальным и реальным миром описываются серией «соответствий» и что повседневные события на самом деле являются сообщениями свыше, смысл которых может иметь только просветленный. Он также чувствовал, что был избран Провидением, чтобы искупить моральное разложение других, и что его невзгоды были расплатой за проступки, совершенные ранее в его жизни.

Стриндберг провел конец 1896 года и большую часть 1897 года в университетском городе Лунд на юге Швеции, во время этого пребывания он завел ряд новых друзей, почувствовал улучшение своей психической устойчивости и здоровья, а также твердо вернулся к литературному письму; Inferno, Legends и Jacob Wrestling Там были написаны . В 1899 году он навсегда вернулся в Стокгольм после успешной постановки там « Мастера Улофа» в 1897 году (которая была повторена в 1899 году в ознаменование пятидесятилетия Стриндберга). У него было желание стать признанной ведущей фигурой в шведской литературе и оставить позади прежние противоречия, и он чувствовал, что исторические драмы - это способ достичь этого статуса. Хотя Стриндберг утверждал, что писал «реалистично», он свободно изменял прошлые события и биографические данные, а также расширял хронологию (как это часто делается в большинстве исторических художественных произведений): что более важно, он чувствовал прилив возрождающегося вдохновения, написав почти двадцать новых пьес ( многие в исторической обстановке) между 1898 и 1902 годами. Его новые работы включали так называемую Трилогию Васа: «Сага о народцах» (1899 г.), «Густав Васа» (1899 г.) и «Эрик XIV» (1899 г.) и «Пьеса мечты» (написана в 1901 г., впервые исполнена в 1907 г.).

1900-е годы

[ редактировать ]

Стриндберг сыграл решающую роль в создании камерных пьес . Макс Рейнхардт был его большим сторонником, поставив некоторые из его пьес в Театре Кляйнс в 1902 году (в том числе «Бонд» , «Сильнее» и «Преступник» ). После того, как Отто Брам оставил свою роль руководителя Немецкого театра , Рейнхардт взял на себя управление и поставил пьесы Стриндберга.

В 1903 году Стриндберг задумал написать грандиозный цикл пьес на основе всемирной истории, но идея вскоре угасла. Он написал короткие пьесы о Мартине Лютере , Платоне , Моисее , Иисусе Христе и Сократе . Еще одну историческую драму он написал в 1908 году после того, как Королевский театр убедил его поставить новую пьесу к своему шестидесятилетию. Он написал «Последний из рыцарей» (1908), «Граф Биргер Бьяльбо» (1909) и «Регенты» (1909).

Портрет Августа Стриндберга работы Ричарда Берга (1905).

Другие его произведения, такие как «Дни одиночества» (1903), «Церемония кровельного строительства» (1907) и «Козел отпущения» (1907), а также романы «Готические комнаты» (1904) и «Жанровые сцены рубежа веков» «Черные знамена» . [106] (1907) рассматривались как предшественники Марселя Пруста и Франца Кафки .

Актер Август Фальк хотел поставить постановку « Мисс Джули» и написал Стриндбергу за разрешением. В сентябре 1906 года он поставил первую шведскую постановку « Мисс Джули» . Август Фальк сыграл Жана, а Манда Бьёрлинг сыграла Джули.

В 1909 году Стриндберг думал, что может получить Нобелевскую премию по литературе , но вместо этого проиграл Сельме Лагерлёф , первой женщине и первой шведке, получившей эту награду. Лидер Социал-демократического молодежного альянса начал сбор средств на специальную «народную награду». Натан Сёдерблом (друг Стриндберга с середины 90-х годов в Париже, видный богослов, впоследствии ставший архиепископом Швеции) был отмечен как донор, и и он, и Стриндберг подверглись нападкам со стороны кругов, близких к консервативной партии и церкви. . Всего было собрано 45 000 шведских крон более чем 20 000 жертвователей, большинство из которых были рабочими. Альберт Бонньерс Фёрлаг , который за эти годы уже опубликовал большую часть своих работ, заплатил ему 200 000 шведских крон за права публикации на полное собрание его сочинений; первые тома издания появятся в печати в 1912 году, за несколько месяцев до его смерти. Он пригласил своих первых троих детей (сейчас, как и их мать, живущих в Финляндии) в Стокгольм и разделил деньги на пять долей: по одной для каждого ребенка, одну для Сири (отсутствующей) и последнюю для себя. Выделяя одну акцию для Siri, Стриндберг застенчивым голосом заметил: «Это для твоей матери — в счет погашения старого долга». Когда дети вернулись в Хельсинки, Сири была удивлена, узнав, что ее включили в список, но приняла деньги и сказала им голосом, который, по словам ее дочери Карин, был одновременно гордым и тронутым: «Я приму их, получу их». как старый долг». Долг был не столько финансовым, сколько умственным и эмоциональным; Стриндберг знал, что иногда он обращался с ней несправедливо в последние годы их брака и на суде по разводу. [107] В 1912 году она скончалась всего за несколько недель до него.

основал «Интимный театр» В 1907 году Стриндберг вместе с молодым актером и режиссером Августом Фальком в Стокгольме. Его театр был создан по образцу Макса Рейнхардта «Каммершпиля» . Стриндберг и Фальк намеревались использовать театр только для своих пьес и только для него; Стриндберг также хотел попробовать более камерный и редкий стиль драматического письма и постановки. К открытию театра Стриндберг написал четыре камерные пьесы: «Гром в воздухе», «Сожженное место», «Призрачная соната» и «Пеликан» ; В то время они, как правило, не пользовались успехом у публики или газетных критиков, но оказали большое влияние на современную драму (и вскоре достигли более широкой аудитории в театре Рейнхардта в Берлине и на других немецких сценах). У Стриндберга были весьма конкретные представления о том, как будет открываться и работать театр. В письме Августу Фальку он сформулировал ряд правил для своего театра: 1. Никакого спиртного. 2. Никаких воскресных выступлений. 3. Короткие спектакли без антрактов. 4. Никаких звонков. 5. В зале всего 160 мест. 6. Нет суфлера. Никакого оркестра, только музыка на сцене. 7. Текст будет продаваться в кассах и в холле. 8. Летние представления. Фальк помог спроектировать зрительный зал, оформленный в темно-зеленых тонах. Потолочное освещение представляло собой желтое шелковое покрытие, создававшее эффект мягкого дневного света. Пол был покрыт темно-зеленым ковром, а зрительный зал украшали шесть ультрасовременных колонн с искусно выполненными современными капителями. Вместо обычного ресторана Стриндберг предложил дамский салон и курилку для мужчин. Сцена была необычайно маленькой, всего 6 на 9 метров. Маленькая сцена и минимальное количество мест были призваны дать зрителям большее ощущение причастности к работе. В отличие от большинства театров того времени, «Интима Театр» не был местом, куда люди могли прийти пообщаться. Установив свои правила и создав интимную атмосферу, Стриндберг смог привлечь внимание аудитории. Когда в 1907 году театр открылся спектаклем «Пеликан» имел довольно большой успех. Стриндберг, как и всегда, использовал минимальную технику: для оформления сцены и реквизита на сцене имелся только задник и несколько морских ракушек. Стриндберга гораздо больше заботило, чтобы актеры изображали написанное слово, чем как красиво выглядела сцена. В феврале 1908 года театр столкнулся с финансовыми трудностями, и Фальку пришлось занять деньги у принца Ойгена, герцога Нярке , который присутствовал на премьере «Пеликана» . В конце концов театр обанкротился в 1910 году, но не закрылся до смерти Стриндберга в 1912 году. Газеты писали о театре до его смерти.

Смерть и похороны

[ редактировать ]
Стриндберг в последние годы жизни

Стриндберг умер вскоре после первой постановки одной из его пьес в Соединенных Штатах «Отец» открылся 9 апреля 1912 года в театре Беркли в Нью-Йорке в переводе художницы и драматурга Эдит Гарденер Ширн Оланд и ее мужа, актера Уорнера Оланда . [108] В 1912 году они совместно опубликовали переводы его пьес в виде книги.

На Рождество 1911 года Стриндберг заболел пневмонией и так и не выздоровел. Он также стал более явно страдать от рака желудка (первые признаки которого почувствовались в 1908 году). Последние недели его жизни были болезненными. Он уже давно стал национальной знаменитостью, хотя и весьма противоречивой, и когда стало ясно, что он серьезно болен, ежедневные газеты Стокгольма начали сообщать о его здоровье в каждом выпуске. Он получил множество писем и телеграмм от поклонников со всей страны. [109] Он умер 14 мая 1912 года в возрасте 63 лет. [110]

Стриндберг был похоронен на площади Норра Бегравнингспласен в Стокгольме. Он дал строгие инструкции относительно его похорон и того, как следует обращаться с его телом после смерти: только членам его семьи было разрешено видеть его тело, вскрытие не проводилось, фотографии не делались и посмертная маска не изготавливалась. Стриндберг также потребовал, чтобы его похороны состоялись как можно скорее после его смерти, чтобы избежать скопления зрителей. Однако рабочие организации потребовали, чтобы похороны состоялись в воскресенье, чтобы дать возможность рабочим отдать дань уважения, и похороны были отложены на пять дней, до воскресенья, 19 мая. Согласно последнему желанию Стриндберга, похоронная процессия должна была начаться в 8 утра, опять же во избежание скопления людей, но, тем не менее, большие группы людей ждали у его дома, а также на кладбище уже в 7 утра. провел короткую службу Натан Седерблом у носилок в доме Стриндберга в присутствии троих детей Стриндберга и его экономки, после чего гроб вынесли на улицу для похоронной процессии. За процессией следовали группы студентов, рабочих, членов парламента и несколько членов кабинета министров, и, по оценкам, улицы выстроились до 60 000 человек. Король Густав V послал к гробу венок. [109] [111]

Наследие

[ редактировать ]

Теннесси Уильямс , Эдвард Олби , Максим Горький , Джон Осборн и Ингмар Бергман входят в число многих художников, оказавших влияние на Стриндберга. [112] Юджин О'Нил , получив Нобелевскую премию по литературе, посвятил большую часть своей вступительной речи описанию влияния Стриндберга на его творчество и назвал его «величайшим гением из всех современных драматургов». [113] Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес сказал о Стриндберге: «[он] какое-то время был моим богом наряду с Ницше». [114]

Многогранный автор, Стриндберг часто был крайним. Его роман «Красная комната » (1879) принес ему известность. Его ранние пьесы принадлежат к натуралистическому движению. Его произведения этого времени часто сравнивают с норвежским драматургом Генриком Ибсеном . Самая известная пьеса Стриндберга этого периода — «Мисс Джули» . Среди его наиболее читаемых произведений — роман «Люди Хемсё» .

Стриндберг хотел достичь того, что он называл «большим натурализмом». Ему не нравились разъясняющие предыстории персонажей, которые характеризуют творчество Генрика Ибсена , и он отверг условность драматического « кусочка жизни », потому что считал, что получающиеся в результате пьесы были обыденными и неинтересными. Стриндберг чувствовал, что истинный натурализм - это психологическая «битва мозгов»: два человека, которые ненавидят друг друга в данный момент и стремятся довести другого до гибели, - это тот тип ментальной враждебности, который Стриндберг стремился описать. Он намеревался сделать свои пьесы беспристрастными и объективными, ссылаясь на желание сблизить литературу с наукой.

После внутреннего смятения, которое он испытал во время «Адского кризиса», он написал важную книгу на французском языке « Инферно » (1896–1897), в которой драматизировал свои переживания. Он также обменялся несколькими загадочными письмами с Фридрихом Ницше . [115]

Впоследствии Стриндберг прекратил свое сотрудничество с натурализмом и начал создавать работы, основанные на символизме . Его считают одним из пионеров современной европейской сцены и экспрессионизма . «Танец смерти» , «Пьеса снов » и «Призрачная соната» — известные пьесы этого периода.

Его самые известные и поставленные пьесы — «Мастер Олоф» , «Мисс Джули» и «Отец» .

На международном уровне Стриндберга помнят главным образом как драматурга, но в его родной Швеции его имя не меньше ассоциируется с романами и другими произведениями. «Рёда руммет » («Красная комната»), «Хемсёборна» («Люди Хемсё»), «Гифтас » («Женитьба»), «Признание дурака » и «Инферно» остаются одними из самых знаменитых его романов, представляющих разные жанры и стили. Его часто, хотя и не всегда, считают величайшим писателем Швеции, а в школах его преподают как ключевую фигуру шведской культуры. самая важная современная литературная премия Швеции Augustpriset В честь Стриндберга названа .

Шведский композитор Туре Рангстрем посвятил свою первую симфонию, законченную в 1914 году, памяти Августа Стриндберга .

Социальная критика

[ редактировать ]
Карла Эльда Величественная статуя Стриндберга работы в Тегнерлундене , Стокгольм. Названный «Титан» , он представляет Стриндберга в образе Прометея , мучимого за то, что бросил вызов богам.

Яростного полемиста , который часто был яростно против традиционных авторитетов , Стриндберга было трудно классифицировать как политическую фигуру. За свою долгую карьеру он выступал с резкими нападками на армию , церковь и монархию . На протяжении большей части своей общественной жизни он считался крупной фигурой левого литературного движения и знаменосцем культурного радикализма , но, особенно с 1890-х годов, он придерживался консервативных и религиозных взглядов, которые оттолкнули многих бывших сторонников. Он возобновил свои нападки на консервативное общество с большой энергией в годы, непосредственно предшествовавшие его смерти.

Мнения Стриндберга обычно высказывались с большой силой и язвительностью, а иногда и юмористически преувеличивались. Он был вовлечен в различные кризисы и распри, регулярно вступая в стычки с литературным и культурным истеблишментом своего времени, включая бывших союзников и друзей. Его юношеская репутация гениального enfant ужасного шведской литературы со временем трансформировалась в роль своего рода вспыльчивого гиганта шведской общественной жизни.

Стриндберг был плодовитым автором писем, чьи личные сообщения собраны в несколько аннотированных томов. Он часто высказывал политические взгляды в частном порядке друзьям и литературным знакомым, выражая их на жестком жаргоне, состоящем из резких нападок, резкого юмора и легкомысленных гипербол. Многие из его самых противоречивых политических заявлений взяты из этой частной переписки.

Под влиянием истории Парижской Коммуны 1871 года молодой Стриндберг принял точку зрения, что политика — это искусство высшего класса держать под собой низший класс. [116] Ранние работы, такие как « Красная комната » или «Мастер Олоф», были направлены на общественное лицемерие, королевскую власть и организованную религию. В то время он был откровенным социалистом , находившимся в основном под влиянием анархистских или либертарианских социалистических идей. [117] [118] Однако социализм Стриндберга был недогматичным и коренился в безжалостной критике государства, церкви, школы, прессы и экономики, в которой он стремился настроить народ против королей, экономистов, священников и торговцев. [116] Небольшим примером этого периода является его «Маленький катехизис для низших слоев общества» .

Он широко читал среди прогрессивных мыслителей, в том числе Кабе , Фурье , Бабефа , Сен-Симона , Прудона и Оуэна , которых он называл «друзьями человечества и проницательными мыслителями». [119] «Стриндберг перенимал идеи у всех», — пишет Ян Олссон, отмечая, что Стриндберг жил в период, когда «такие термины, как анархизм, социализм и коммунизм, использовались поочередно как синонимы и как разные термины». [119]

К началу 1880-х годов многие молодые политические и литературные радикалы в Швеции стали рассматривать Стриндберга как защитника своих интересов. Однако, в отличие от социализма под влиянием марксизма, который тогда поднимался в шведском рабочем движении , Стриндберг поддерживал более старый тип аграрного радикализма, сопровождавшийся духовными и даже мистическими идеями. Его взгляды оставались столь же подвижными и эклектичными, сколь и бескомпромиссными, а по некоторым вопросам он мог совершенно не идти в ногу с молодым поколением социалистов. Для Мартина Килхаммара молодой Стриндберг «был «реакционным радикалом», чьи произведения были популистскими и демократическими, но который упорствовал в устаревшей романтизации аграрной жизни». [120]

Хотя он был одним из первых сторонников прав женщин , призывая к избирательному праву женщин в 1884 году, Стриндберг позже разочаровался в том, что он считал неестественным равенством полов. Во времена личных конфликтов и семейных проблем (а это случалось большую часть времени) он мог наброситься на грубо женоненавистнические высказывания. Его проблемный брак с Сири фон Эссен, закончившийся печальным разводом в 1891 году, стал источником вдохновения для книги «Защита дурака », начатой ​​в 1887 году и опубликованной в 1893 году. полуобезьяны, низшие существа, больные дети, [которые] болеют и сходят с ума тринадцать раз в год во время менструации, совершенно безумны во время беременности и безответственны на протяжении всей оставшейся жизни». В конечном итоге этот абзац был удален издателем перед печатью. [121]

Женоненавистничество Стриндберга противоречило молодому поколению социалистических активистов и привлекло внимание современной общественности. [ когда? ] Стипендия Стриндберга. риторике Стриндберга То же самое относится и к антиеврейской . Хотя он особенно нацеливался на своих врагов-евреев в шведской культурной жизни, он также нападал на евреев и иудаизм как таковой. [122] Антисемитские , вспышки особенно ярко проявились в начале 1880-х годов, когда Стриндберг посвятил целую главу («Моисей») в произведении социальной и политической сатиры Det nya riket посвященную критике шведских евреев (включая нелестное изображение Альберта Боннье ). Хотя антиеврейские предрассудки были далеко не редкостью в обществе в 1880-х годах, Ян Мюрдаль отмечает, что «вся либеральная и демократическая интеллигенция того времени дистанцировалась от старого левого антисемитизма Августа Стриндберга». [123] Однако, как и во многих других вопросах, взгляды и пристрастия Стриндберга со временем изменились. В середине 1880-х годов он смягчил, а затем практически прекратил свою антиеврейскую риторику после того, как в 1884 году публично заявил, что не является антисемитом. [ нужна ссылка ]

Титульный лист первого издания романа Августа Стриндберга «Ад» 1897 года.

Самопровозглашенный атеист в молодые годы, Стриндберг также вновь принял христианство , не обязательно примиряясь с церковью. Как отмечает стокгольмский музей Стриндберга , личный и духовный кризис, который Стриндберг пережил в Париже в 1890-х годах и который побудил к написанию «Инферно» , имел эстетическое, а также философское и политическое значение: «Перед кризисом «Ада» (1869–92) Стриндберг находился под влиянием анархизма , Руссо , Шопенгауэра и Ницше , в годы после кризиса (1897–1911) он находился под влиянием Сведенборга , Гете , Шекспира и Бетховена ». [124]

В «Инферно» Стриндберг отмечает свою идейную и духовную эволюцию:

Какова цель трудиться в течение тридцати лет только для того, чтобы через опыт обрести то, что я уже понял как концепцию? В юности я был искренним верующим человеком, а вы [т.е. власть предержащие] сделали меня вольнодумцем. Из вольнодумца вы сделали меня атеистом; из атеиста, религиозного верующего. Вдохновленный гуманитарными идеями, я восхвалял социализм. Пять лет спустя вы доказали мне неразумность социализма. Все, что когда-то приводило меня в восторг, вы свели на нет! И если предположить, что я теперь предам себя религии, то я уверен, что через десять лет вы опровергнете религию. (Стриндберг, «Инферно» , глава XV.)

Несмотря на его реакционное отношение к таким вопросам, как права женщин, и его консервативный, мистический поворот с начала 1890-х годов, Стриндберг оставался популярным среди некоторых в социалистически-либеральном лагере благодаря своему прошлому радикализму и его продолжающейся заметности как литературного модернизатора. Однако некоторые бывшие поклонники были разочарованы и обеспокоены тем, что Стриндберг считал впадением в религиозный консерватизм и, возможно, в безумие. Его бывший союзник и друг, лидер социал-демократов Ялмар Брантинг , теперь назвал автора «катастрофой», предавшим свои прошлые идеалы ради реакционного, мистического элитаризма. [120] В 1909 году Брантинг отметил изменение политической и культурной позиции Стриндберга по случаю шестидесятилетия автора:

Молодому Стриндбергу, первопроходцу, пробуждающему ото сна, воздадим всю нашу хвалу и восхищение. Писателю в более зрелом возрасте [предложим] высокое место на Аэропаге европейской эрудиции. Но Стриндбергу из «Черных знамен» [1907] и «Синей книги» [1907–1912], который под сенью «Инферно» [1898] обратился к вере в болезненные, пустые евангелия мистицизма, — пожелаем, чтобы из наши сердца, чтобы он мог снова стать самим собой в прошлом. (Яльмар Брантинг, « Социал-Демократен» , 22 января 1909 г.) [125]

Однако к концу своей жизни Стриндберг резко подтвердил свою роль радикального знаменосца и вернулся к благосклонности прогрессивного шведского общественного мнения.

В апреле 1910 года Стриндберг предпринял серию необдуманных, наполненных оскорблениями нападок на популярные консервативные символы, жестоко разгромив националистический культ бывшего короля Карла XII («поклонение фараонам»), прославленного поэта Вернера фон Хайденштама («духовидца Дьюрсхольм»), а также знаменитый писатель и путешественник Свен Хедин («исследователь обмана»). Последовавшие за этим дебаты, известные как «Стриндбергсфейден» или «Вражда Стриндбергов», являются одними из самых значительных литературных дебатов в истории Швеции. В него вошло около тысячи статей различных авторов примерно в восьмидесяти газетах, бушевавших в течение двух лет вплоть до смерти Стриндберга в 1912 году. Эта вражда способствовала возрождению репутации Стриндберга как непримиримого врага буржуазных вкусов, а также, вне всякого сомнения, восстановила его центральную роль в шведском обществе. культура и политика. [126] В 1912 году похороны Стриндберга были организованы Брантингом, и на них присутствовало большое количество членов шведского рабочего движения, на которых присутствовало «более 100 красных знамен» вместе со всем парламентским контингентом социал-демократов. [127]

Дочь Стриндберга Карин Стриндберг вышла замуж за русского большевика частично шведского происхождения Владимира Смирнова [ Викиданные ] («Паулссон»). [128]

Рисование

[ редактировать ]
Автопортрет в Вермдё-Бревике, муниципалитет Тиресё , 1891 год.
Город - картина Стриндберга 1903 года.

Стриндберг, своего рода эрудит , был также телеграфистом , теософом , художником, фотографом и алхимиком .

Живопись и фотография служили средством его убеждения в том, что случай играет решающую роль в творческом процессе. [129]

Картины Стриндберга были уникальными для своего времени и превосходили картины его современников своим радикальным отсутствием приверженности визуальной реальности. 117 картин, которые признаны его авторскими, в основном были написаны в течение нескольких лет, и сейчас некоторые считают их одними из самых оригинальных произведений искусства XIX века. [130]

Сегодня его самые известные произведения — это бурные экспрессионистские морские пейзажи, которые продаются по высоким ценам на аукционах. Хотя Стриндберг дружил с Эдвардом Мунком и Полем Гогеном и, таким образом, был знаком с современными тенденциями, спонтанную и субъективную выразительность его пейзажей и морских пейзажей можно объяснить также тем фактом, что он писал только в периоды личного кризиса. Андерс Цорн также написал портрет. [131]

Фотография

[ редактировать ]

Интерес Стриндберга к фотографии привел, среди прочего, к созданию большого количества автопортретов в различных условиях, которые сейчас входят в число самых известных его изображений. Стриндберг также приступил к созданию серии изображений без камеры, используя экспериментальный квазинаучный подход. Он создал тип фотограммы , которая способствовала развитию и росту кристаллов на фотоэмульсии, иногда подвергавшейся длительному воздействию тепла или холода на открытом воздухе или ночью, глядя на звезды. Он отметил, что многозначительность этих изображений, которые он назвал целестографами, предоставила объект для созерцания;

Сегодня, в эпоху рентгена, чудом стало то, что не использовались ни камера, ни линза. Для меня это означает прекрасную возможность продемонстрировать реальные обстоятельства посредством моих фотографий, сделанных без фотоаппарата и объектива, запечатлевших небосвод ранней весной 1894 года. [132]

Его интерес к оккультизму в 1890-х годах находит отклик в случайности этих образов, но для него они также являются научными.В 1895 году Стриндберг познакомился с Камиллой Фламмарионом и стал членом Астрономического общества Франции . [133] Он передал Обществу некоторые из своих экспериментальных астрономических фотографий. [134]

Оккультные исследования

[ редактировать ]

Алхимия , оккультизм , сведенборгианство и различные другие эксцентричные интересы преследовались Стриндбергом с некоторой интенсивностью в течение нескольких периодов его жизни.

В любопытном и экспериментальном произведении 1897 года «Инферно» – мрачном, параноидальном и запутанном рассказе о его пребывании в Париже, написанном на французском языке и оформленном в форме автобиографического журнала – Стриндберг, как рассказчик, утверждает, что успешно проводил алхимические эксперименты и наложил черные магические на свою дочь заклинания. Большая часть «Инферно» указывает на то, что автор страдал параноидальным бредом , поскольку он пишет о том, как его преследовали по всему Парижу, преследовали злые силы и подвергали воздействию изменяющих сознание электрических лучей , испускаемых «адской машиной», тайно установленной в его отеле. Остается неясным, в какой степени книга представляет собой настоящую попытку автобиографии или преувеличивает литературный эффект. Олоф Лагеркранц предположил, что Стриндберг инсценировал и представил элементы кризиса как материал для своих литературных произведений. [135]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Третья жена Стриндберга, актриса Гарриет Босс , в роли дочери Индры на премьере спектакля «Пьеса мечты» 1907 года.

Стриндберг был женат трижды:

На момент свадьбы Стриндбергу было 28 лет, а Сири — 27. Ему было 44, а Фриде — 21, когда они поженились, ему было 52, а Харриет — 23, когда они поженились. В конце жизни он познакомился с молодой актрисой и художницей Фанни Фолкнер (1890–1963), которая была на 41 год моложе Стриндберга. Она написала книгу, освещающую его последние годы, но точная природа их отношений остается спорной. [136] него был короткий роман в Берлине с Дагни Джуэль До женитьбы на Фриде у ; Было высказано предположение, что известие о ее убийстве в 1901 году стало причиной того, что он отменил медовый месяц со своей третьей женой Харриет.

Он был родственником Нильса Стриндберга (сына одного из двоюродных братьев Августа).

Отношения Стриндберга с женщинами были непростыми и часто интерпретировались как женоненавистнические современниками и современными читателями . При жизни Стриндберга браку и семье придавалось большое значение, поскольку Швеция индустриализировалась и урбанизировалась быстро . Проблемы проституции и бедности обсуждались среди писателей, критиков и политиков. Его ранние произведения часто касались традиционных ролей полов, навязанных обществом, которые он критиковал как несправедливые.

Последним домом Стриндберга был Бло Торнет в центре Стокгольма, где он жил с 1908 по 1912 год. Сейчас это музей, известный как Музей Стриндберга , который открыт для посетителей. Он содержит множество личных вещей Стриндберга, включая его фортепиано.

Из нескольких его статуй и бюстов, установленных в Стокгольме, самой известной является статуя Карла Эльда , установленная в 1942 году в Тегнерлундене , парке, примыкающем к этому дому.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Жестокость и театр Стриндберга Паскаля Роже, сборник «Univers théâtre», L’Harmattan, Париж, 2004, 278 с.
  • Рост души (1914)
  • Немецкий лейтенант и другие истории (1915)
  • Есть преступления и преступления
  1. ^ "Стриндберг" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Jump up to: а б Лейн (1998), 1040.
  3. ^ Мейер (1985), 3, 567.
  4. ^ Уильямс (1952), 75.
  5. ^ Уильямс (1952, 75).
  6. ^ Лейн (1998), 1040–41.
  7. ^ Уильямс (1952), 75–6, 100.
  8. ^ Август Стриндберг и визуальная культура: возникновение оптической современности в изображении, тексте и театре . Шредер, Джонатан Э., Стенпорт, Анна Вестерстол, Сальцер, Эстер, редакторы. Нью-Йорк: Блумсбери. 2018. ISBN  9781501338007 . OCLC   1043147459 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  9. ^ Адамс (2002).
  10. ^ Мейер (1985), 79.
  11. ^ Мейер (1985), 49, 95.
  12. ^ Карлсон (1993, 280), Иннес (2000, 22), Лейн (1998, 1040) и Уильямс (1952, 77–80).
  13. Цитата из предисловия Стриндберга к «Мисс Джули» ; см. Карлсон (1993, 281), Иннес (2000, 12–13) и Лейн (1998, 1040).
  14. ^ Карлсон (1993, 280) и Лейн (1998, 1040).
  15. ^ Jump up to: а б Лейн (1998, 1040).
  16. ^ Лейн (1998, 1040) и Мейер (1985, 350); 23 августа 1896 года он написал в письме Торстену Хедлунду: «Недавно вы сказали, что люди ищут Золя в оккультизме. Я считаю, что это мое призвание».
  17. ^ Лейн (1998, 1041), Мейер (1985, 374) и Уильямс (1952, 86–93).
  18. ^ Карлсон (1993, 346–347) и Лейн (1998, 1041).
  19. ^ Лейн (1998, 1041).
  20. ^ Лейн (1998, 1041) и Уильямс (1952, 96–99).
  21. ^ Мейер (1985, 3–4). В автобиографическом романе «Сын слуги» (1886) Стриндберг описал своего отца как «аристократа по рождению и воспитанию»; цитируется Мейером (1985, 8). Когда Йохану Августу было четыре года, его отец был объявлен банкротом; см. Мейер (1985, 7). У него было два старших брата, Карл Аксель и Оскар, которые родились до того, как их родители поженились. После Йохана Августа появился еще один брат, Олле, и три сестры: Анна, Элизабет и Нора; см. Мейер (1988, 3, 7).
  22. ^ Мерриам-Вебстер (1995, 1074–5). Один из его биографов, Улоф Лагеркранц , предостерегает от использования «Сына слуги» в качестве биографического источника. Лагеркранц отмечает «талант Стриндберга заставлять нас верить в то, во что он хочет, чтобы мы верили» и его нежелание принимать какие-либо характеристики своей личности, кроме его собственной (1984).
  23. ^ Мейер (1985, 9–10). Норртуллсгатан находится недалеко от Тегнерлундена , парка, где Карла Эльда . позже была установлена ​​величественная статуя Стриндберга работы
  24. ^ Хёк, Эрик. «Норрмальм» . Музей Стриндберга (на шведском языке). Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г. Большую часть своего детства Стриндберг прожил на различных рудных фермах недалеко от Норртулла. Долго жил по адресу Норртуллсгатан, 14, где больница Норртуллс . сейчас находится
  25. ^ Мейер (1985, 11).
  26. ^ Мейер (1985, 10).
  27. ^ Мейер (1985, 11–13).
  28. ^ Jump up to: а б Мейер (1985, 13).
  29. ^ Мейер (1985, 12–13).
  30. ^ Jump up to: а б Мейер (1985, 13–15).
  31. ^ Мейер (1985, 15). Вместе у них родился сын Эмиль, который родился через год после свадьбы.
  32. ^ Мейер (1985, 18–19).
  33. ^ Адамс (2002).
  34. ^ Мейер (1985), 30.
  35. ^ Мейер (1985), 30–2.
  36. ^ Мейер (1985, 31). Членство было ограничено максимум девятью.
  37. ^ Мейер (1985), 31–2.
  38. ^ Мейер (1985), 32.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж Робинсон (2009), XVIII.
  40. ^ Мейер (1985, 32–4).
  41. ^ Мейер (1985), 34–5.
  42. ^ Мейер (1985), 37.
  43. ^ Мейер (1985), 38–9.
  44. ^ Мейер (1985), 37, 40–1.
  45. «Преступник» был впервые опубликован в декабре 1876 года; см. Мейер (1985), 71.
  46. ^ Мейер (1985, 41–3). После того, как он спросил, когда он может ожидать следующего платежа весной 1872 года, ему сообщили, что это не было обычным соглашением, но ему отправили еще один платеж.
  47. ^ Мейер (1985), 43.
  48. ^ Мерриам-Вебстер (1995), 1074–5.
  49. ^ Мейер (1985, 49).
  50. ^ Мейер (1985, 43–4).
  51. ^ Лагеркранц (1984), 73.
  52. ^ Мейер (1985), 70.
  53. ^ Робинсон (2009, xviii). Мейер называет датой публикации сборника декабрь 1876 года, а Лагеркранц и Робинсон - декабрь 1877 года.
  54. ^ Мейер (1985, 44).
  55. ^ Мейер (1985, 46–7).
  56. ^ Jump up to: а б Лагеркранц (1984), 49.
  57. ^ Мейер (1985), 53. Он был принят на эту должность, несмотря на отсутствие необходимого университетского образования; возможно, что две статьи, опубликованные в журнале «Шведский гражданин» в марте 1874 года, в которых он восхвалял библиотеку и ее главного библиотекаря, могли побудить его согласиться. Взяв несколько периодов неоплачиваемого отпуска в 1881–1882 годах, он наконец ушел из библиотеки 31 августа 1882 года.
  58. ^ Мейер (1985), 92.
  59. ^ Мейер (1985), 55–6.
  60. ^ Лагеркранц (1984), 54–58.
  61. ^ Мейер (1985), 57–60. «Всю свою жизнь Стриндберг, хотя и делал вид, что презирает аристократов, невольно увлекался ими». Стриндберг в разных работах называет датой их первой встречи и конец мая, и июнь. Сири выступала как любительница, но муж не хотел, чтобы она стала профессионалом.
  62. ^ Лагеркранц (1984), 57.
  63. ^ Лагеркранц (1984, 60–61) и Мейер (1985, 63, 109).
  64. ^ Лагеркранц (1984), 61–3.
  65. ^ Мейер (1985, 63).
  66. ^ Лагеркранц (1984), 71.
  67. ^ Мейер (1985), 70–2.
  68. ^ Лагеркранц (1984), 69–70.
  69. ^ Мейер (1985, 75).
  70. ^ Лагеркранц (1984), 75–7.
  71. ^ Мейер (1985, 76).
  72. ^ Лагеркранц (1984), 79.
  73. ^ Мейер (1985, 77).
  74. ^ Jump up to: а б Мейер (1985, 79).
  75. ^ Мейер (1985, 79–80).
  76. ^ Мейер (1985), 81.
  77. ^ Робинсон (2009, XIX).
  78. ^ Цитируется Мейером (1985, 84).
  79. Письмо Эдварду Брандесу , 29 июля 1880 г.; цитируется Мейером (1985, 85).
  80. ^ Jump up to: а б Мейер (1985, 82).
  81. ^ Мейер (1985, 81–2) и Робинсон (2009, xix).
  82. ^ Мейер (1985, 81, 86). Первые два тома появились в ноябре и декабре 1880 года.
  83. ^ Мейер (1985, 88).
  84. ^ Мейер (1985, 83, 90–97) и Робинсон (2009, xix).
  85. ^ Мейер (1985, 90).
  86. ^ Мейер (1985, 91).
  87. ^ Мейер (1985, 91) и Робинсон (2009, xix). Мейер переводит название как «Культурно-исторические исследования» . В сборник включена оценка Стриндбергом импрессионизма .
  88. ^ Мейер (1985, 89, 95) и Робинсон (2009, xix). Лейн указывает, что продолжительность постановки составляет шесть часов. Название театра на шведском языке — Nya Teatern. Это название носили два бывших театра Стокгольма (один также известен как Шведский театр , сгоревший в 1925 году, а другой, Mindre teatern , был снесен в 1908 году). Август Линдберг сменил Эдварда Стьернстрема, основателя Шведского театра; см. Лейн (1998, 1040) и Мейер (1985, 89).
  89. ^ Лейн (1998, 1040), Мейер (1985, 96) и Робинсон (2009, xix).
  90. ^ Мейер (1985, 96–97).
  91. ^ Мейер (1985, 99).
  92. ^ Мейер (1985, 81, 102) и Робинсон (2009, xix–xx).
  93. ^ Мейер (1985, 126) и Робинсон (2009, xx).
  94. ^ Мейер (129–141) и Робинсон (2009, xx).
  95. ^ Мейер (1985, 135).
  96. ^ Цитируется Мейером (1985, 142).
  97. ^ Мейер (145).
  98. ^ Мейер (1985, 143).
  99. ^ Мейер (1985, 130, 146–147).
  100. ^ Мейер (1985, 147).
  101. ^ Лагеркранц (1984, 55), Мейер (1985, 178–179) и Шлейснер (1912). Название романа ( Le Plaidoyer d'un Fou ) также переводилось как «Исповедь дурака» , «Защита сумасшедшего» и «Извинение дурака» . В Интернете доступен общедоступный перевод на английский язык .
  102. ^ Робинсон (2009, XXI). Первоначальное название пьесы было «Мародеры» . Премьера состоялась 23 октября 1905 года в Люстшпильтеатре в Вене .
  103. ^ Мейер (1985, 183) и Робинсон (2009, xxi).
  104. ^ Мейер (1985, 183–185).
  105. ^ «Август Стриндберг — приговорен за нападение в районном суде Вермдё» . 2 декабря 2021 г.
  106. ^ «Стриндберг, август. Перевод и с введением Дональда К. Уивера. Серия: Исследования тем и мотивов в литературе - Том 101. Питер Лэнг, Нью-Йорк, 2010» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года.
  107. ^ Карин Смирнов ( урожденная Стриндберг), первая жена Стриндберга (первая жена Стриндберга), 1925 год и Улоф Лагеркранц , Август Стриндберг , 1979 год.
  108. ^ Эланд и Эланд (1912a) и (1912b, v).
  109. ^ Jump up to: а б Аттиус, Хокан (22 мая 2012 г.). «В Нья Киркогорден я хочу солгать...» Гефле Дагблад (на шведском языке). Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 26 июня 2017 г.
  110. ^ Лиззи Линд-аф-Хагеби (1 января 1913 г.). Август Стриндберг: дух бунта: исследования и впечатления . Стэнли Пол.
  111. ^ Крук, Кэролайн (22 мая 2012 г.). «Борьба с Богом ознаменовала похороны» . Svenska Dagbladet (на шведском языке) . Проверено 26 июня 2017 г.
  112. ^ Адамс (2002).
  113. ^ Юджин О'Нил (10 декабря 1936 г.). «Банкетная речь» . Нобелевский фонд . Проверено 12 июля 2010 г.
  114. ^ Борхес, Хорхе-Луис (2000). Избранная документальная литература . Том. 3. Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 179. ИСБН  9780140290110 .
  115. ^ Шеффауэр, Герман (1 августа 1913 г.). «Переписка Ницше и Стриндберга» . Североамериканское обозрение . 198 . Проверено 1 июля 2018 г.
  116. ^ Jump up to: а б Маленький катехизис Августа Стриндберга для низшего класса , издательство Карневаль
  117. ^ Inferno, Alone и другие произведения: В новых переводах , Август Стриндберг, под редакцией Эверта Спринчорна, Anchor Books, 1968, стр. 62
  118. ^ Избранные эссе , Август Стриндберг, под редакцией Майкла Робинсона, Cambridge University Press, 1996, стр. 233
  119. ^ Jump up to: а б Олссон, январь (17 октября 2017 г.). «Стриндберг – кооператор» . Свенская кооперация . Проверено 13 апреля 2020 г.
  120. ^ Jump up to: а б Килберг, Мартин (10 мая 2012 г.). «Стриндберг 2: Сосулька и последствия» . Корреспондент газеты «Эстгёта» . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  121. ^ Стриндберг, август (1999). Национальное издание, Собрание сочинений 25: Речь в защиту дурака . Норштедт. стр. 534 . Проверено 30 июля 2020 г.
  122. ^ Мюрдал, Ян (2003). Йохан Август Стриндберг . Природа и культура. стр. 143–173 . Проверено 30 июля 2020 г.
  123. ^ Мюрдал, Ян (2003). Йохан Август Стриндберг . Природа и культура. стр. 151 . Проверено 30 июля 2020 г.
  124. ^ «Жизнь Стриндберга» . Музей Стриндберга . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  125. ^ Мюрдал, Ян (2003). Йохан Август Стриндберг . Природа и культура. стр. 46 . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  126. ^ Андреас Ниблом (2011). «Распри Стриндбергов 1910–1912» . Литературный банк . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  127. ^ Крук, Кэролайн (18 декабря 2012 г.). «Борьба с Богом ознаменовала похороны» . Шведская газета . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  128. ^ «Усыкин», РЧГИ , RU: СПБ, 2001, в архиве с оригинала 18 июля 2010 г.
  129. ^ «Выставка Стриндберга, Тейт Модерн» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года.
  130. ^ Гуннарссон (1998, 256–60).
  131. ^ Гуннарссон (1998, 256).
  132. ^ «Следы/по природе: Фотоэксперименты Августа Стриндберга 1890-х годов» . ИВМ . 10 февраля 2011 года . Проверено 6 июля 2019 г.
  133. ^ Бюллетень Астрономического общества Франции 1896 г., стр. 438.
  134. ^ Робинсон, Майкл (2006). Август Стриндберг: Избранные очерки . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 260.
  135. ^ Лагеркранц, Олоф (1979). Улоф Лагеркранц . Стокгольм: Вальстрем и Видстранд.
  136. ^ Фолкнер (1921). В название книги включено название дома Стриндберга в последние годы его жизни (Бла Торнет).

Источники

[ редактировать ]
  • Адамс, Энн-Шарлотта Гавел, изд. 2002. Литературно-биографический словарь . Том. 259 Шведские писатели двадцатого века перед Второй мировой войной . Детройт, Мичиган: Гейл. ISBN   0-7876-5261-X .
  • Карлсон, Марвин. 1993. Теории театра: исторический и критический обзор от греков до наших дней. Расширенное изд. Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN   978-0-8014-8154-3 .
  • Экман, Ханс-Йоран. 2000. Стриндберг и пять чувств: исследования камерных пьес Стриндберга . Лондон и Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Атлон. ISBN   0-485-11552-2 .
  • Гуннарссон, Торстен. 1998. Скандинавская пейзажная живопись девятнадцатого века . Нью-Хейвен: Йельский университет. ISBN   0-300-07041-1 .
  • Иннес, Кристофер, изд. 2000. Справочник по натуралистическому театру . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0-415-15229-1 .
  • Лагеркранц, Олоф. 1984. Август Стриндберг . Пер. Ансельм Холло. Нью-Йорк: Фаррар Штраус Жиру. ISBN   0-374-10685-1 .
  • Лейн, Гарри. 1998. «Стриндберг, Август». В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. Кембридж: Кембриджский университет. 1040–41. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Стриндберг, август; Мартинус, Эйвор, транс (1987), Материнская любовь, Пария, Первое предупреждение , Оксфорд: Эмбер Лейн, ISBN  0-906399-79-3 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Стриндберг, август; Мартинус, Эйвор, транс (1990), Великое шоссе , Классика, Бат: Абсолют, ISBN  0-948230-28-2 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Стриндберг, август (1995), Маклиш, Кеннет (редактор), мисс Джули , Лондон: Nick Hern Books , ISBN  978-1-85459-205-7
  • Энциклопедия литературы , Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер, 1995, ISBN  0-87779-042-6 .
  • Мейер, Майкл (1987) [1985], Стриндберг: Биография , Жизни, Оксфорд: Oxford UP, ISBN  0-19-281995-Х .
  • Оланд, Эдит; Оланд, Вернер, пер.; Стриндберг, Август (1912), Пьесы , т. 1: Отец, Графиня Джули, Преступник, Сильный, Бостон: Люси {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Оланд, Эдит; Оланд, Вернер, пер.; Стриндберг, Август (1912), Пьесы , т. 2: Товарищи, Перед лицом смерти, Изгой, Пасха, Бостон: Люс {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Оланд, Вернер, пер.; Стриндберг, Август (1912), Оланд, Эдит (редактор), Пьесы , том. 3: «Лебединая белая», «Адвент», «Буря», «Бостон: Люси». {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Полсон, Арвид, перевод; Стриндберг, август (1970), Всемирные исторические пьесы , Нью-Йорк: Twayne Publishers и Американо-скандинавский фонд, ISBN  1-135-84140-3 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Робинсон, Майкл, изд. (2009), Кембриджский спутник Августа Стриндберга , Товарищи по литературе , Кембридж: Cambridge UP, ISBN  978-0-521-60852-7 .
  • Сандбах, Мэри, перевод ; Стриндберг, август (1987) [1984], У открытого моря , Хармондсворт, Миддлсекс: Пингвин, ISBN  0-14-044488-2 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Шлюсснер, Элли, перевод; Стриндберг, август (1912), «Исповедь дурака» , Лондон: Стивен Свифт {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Шлюсснер, Элли, перевод; Стриндберг, август (1913), Красная комната , Нью-Йорк и Лондон: Патнэм {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  • Уорд, Джон. 1980. Социальные и религиозные пьесы Стриндберга. Лондон: Атлон. ISBN   0-485-11183-7 .
  • Уильямс, Раймонд (1987) [1968], Драма от Ибсена до Брехта , Лондон: Хогарт, ISBN  0-7012-0793-0 .
  • Уильямс, Раймонд (1966), Современная трагедия , Лондон: Chatto & Windus, ISBN  0-7011-1260-3 .
  • Уильямс, Рэймонд (1989), Пинкни, Тони (редактор), Политика модернизма: против новых конформистов , Лондон и Нью-Йорк: Verso, ISBN  0-86091-955-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Архивные коллекции

[ редактировать ]

Англоязычные переводы в свободном доступе

[ редактировать ]
Общественные переводы драмы Стриндберга
Общественные переводы романов Стриндберга
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6023fb2dba4292ebfbce0e25951a9051__1718592480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/51/6023fb2dba4292ebfbce0e25951a9051.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
August Strindberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)