Jump to content

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен
Портрет Карла Йозефа Бегаса , ок. 1820 г.
Рожденный
Альберт Бертель Торвальдсен

19 ноября 1770 г.
Умер 24 марта 1844 г. ) ( 1844-03-24 ) ( 73 года
Копенгаген, Дания
Известный Скульптура

Альберт Бертель Торвальдсен (англ. Датский: [ˈpɛɐ̯tl̩ ˈtsʰɒːˌvælˀsn̩] ; иногда называют Торвальдсеном ; 19 ноября 1770 — 24 марта 1844) — датско - исландский скульптор и медалист международной известности. [1] большую часть своей жизни (1797–1838) провел в Италии. Торвальдсен родился в Копенгагене в датско-исландской рабочей семье и был принят в Датскую королевскую академию искусств в возрасте одиннадцати лет. Работая по совместительству со своим отцом, который был резчиком по дереву, Торвальдсен завоевал в академии множество наград и медалей. Ему была присуждена стипендия на поездку в Рим и продолжение образования.

В Риме Торвальдсен сделал себе имя как скульптор. Имея в городе большую мастерскую, он работал в героическом стиле неоклассицизма . Его покровители проживали по всей Европе. [2]

По возвращении в Данию в 1838 году Торвальдсен был принят как национальный герой . был построен музей Торвальдсена Рядом с дворцом Кристиансборг для размещения его работ . Торвальдсен похоронен во дворе музея. В свое время его считали преемником мастера-скульптора Антонио Кановы . Среди его наиболее известных общественных памятников — статуи Николая Коперника и Юзефа Понятовского в Варшаве ; статуя Максимилиана I в Мюнхене; и надгробный памятник Папы Пия VII , единственная работа некатолика в базилике Святого Петра .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]
Автопортрет Торвальдсена во время учебы в Королевской академии художеств.
Принцесса Вильгельмина, герцогиня Саганская , автор Бертель Торвальдсен, 1818, Альбертинум, Дрезден.

Торвальдсен родился в Копенгагене в 1770 году (по некоторым данным, в 1768 году) в семье Готскалка Торвальдссона, исландца, поселившегося в Дании. Его отец был резчиком по дереву на верфи, где он делал декоративную резьбу для больших кораблей и оказал раннее влияние на развитие своего сына Бертеля как скульптора и на его выбор карьеры. Матерью Торвальдсена была Карен Дагнес (иногда ее фамилия сообщается как Грёнлунд), ютландская крестьянская девушка. Его свидетельство о рождении и записи о крещении так и не были найдены, и единственная существующая запись - это его конфирмация в 1787 году. [3] Торвальдсен утверждал, что произошел от Снорри Торфиннссона , первого европейца, родившегося в Америке . [4]

Детство Торвальдсена в Копенгагене было скромным. Его отец имел пристрастие к алкоголю, которое замедлило его карьеру. [5] О раннем обучении Торвальдсена ничего не известно, и, возможно, он обучался полностью дома. Он так и не научился хорошо писать и так и не приобрел тех знаний о прекрасной культуре, которых ожидали от художника. [6]

В 1781 году с помощью друзей одиннадцатилетний Торвальдсен был принят в Копенгагенскую Королевскую датскую академию художеств ( Det Kongelige Danske Kunstakademi ) сначала на рисовальщика, а с 1786 года — на модельную школу. Ночью он помогал отцу с резьбой по дереву. Среди его профессоров были Николай Абильдгаард и Йоханнес Видевельт , которые, вероятно, оказали влияние на его поздний неоклассический стиль.

В Академии его работы высоко оценивались. В 1793 году он получил несколько премий, от серебряной до золотой, за рельеф святого Петра , исцеляющего хромого нищего. В результате ему была предоставлена ​​королевская стипендия, позволившая ему завершить обучение в Риме. Покинув Копенгаген 30 августа на фрегате «Тетида» , он высадился в Палермо в январе 1797 года и отправился в Неаполь , где учился в течение месяца, прежде чем отправиться в Рим 8 марта 1797 года. Поскольку дата его рождения никогда не была записана, он отмечал этот день как свой «римский день рождения» до конца своей жизни.

Портрет Торвальдсена работы Кристофера Вильгельма Эккерсберга.

В Риме он жил в Casa Buti на Виа Систина, перед Испанской лестницей , и имел свою мастерскую в конюшнях Палаццо Барберини . Его взял под опеку Георг Зоэга , датский археолог и нумизмат, живущий в Риме. Зоэга стремилась позаботиться о том, чтобы юный Торвальдсен научился ценить античное искусство. Частым гостем в доме Зоэги он познакомился с Анной Марией фон Уден, урожденной Маньяни. Она работала горничной в доме Зоэги и вышла замуж за немецкого археолога. Она стала любовницей Торвальдсена и ушла от мужа в 1803 году. В 1813 году она родила дочь Элизу Торвальдсен.

Торвальдсен также учился у другого датчанина, Асмуса Якоба Карстенса, чье обращение с классическими темами стало источником вдохновения. Первым успехом Торвальдсена стала модель статуи Ясона ; законченный в 1801 году, он получил высокую оценку Антонио Кановы , самого популярного скульптора города. Но работа продавалась медленно, а его стипендия закончилась, и он планировал вернуться в Данию. В 1803 году, когда он собирался покинуть Рим, он получил заказ на исполнение Ясона в мраморе от Томаса Хоупа , богатого английского мецената. С этого времени успех Торвальдсена был обеспечен, и он не покидал Италию шестнадцать лет.

Мраморный Ясон был закончен только 25 лет спустя, поскольку Торвальдсен быстро стал занятым человеком. Также в 1803 году он начал работу над тематику «Ахиллес и Брисеи» своим первым классическую рельефом на . В 1804 году он закончил «Танец муз в Геликоне» , групповую статую Купидона и Психеи и другие важные ранние работы, такие как «Аполлон», «Вакх и Ганимед» . В течение 1805 года ему пришлось расширить свою мастерскую и заручиться помощью нескольких помощников. Эти помощники взяли на себя большую часть резки мрамора, а мастер ограничился выполнением эскизов и завершающих штрихов. заказанная Людвигом I Баварским Статуя Адониса, в 1808 году и законченная в 1832 году , является одной из немногих работ из мрамора, вырезанных исключительно собственноручно Торвальдсеном, и в то же время это одна из работ, наиболее близкая к античным греческим идеалам. .

Весной 1818 года Торвальдсен заболел, и во время выздоровления за ним ухаживала шотландская дама мисс Фрэнсис Маккензи. Торвальдсен сделал ей предложение 29 марта 1819 года, но через месяц помолвка была расторгнута. Торвальдсен влюбился в другую женщину: Фанни Касперс. Разрываясь между Маккензи и Анной Марией фон Уден, матерью его дочери Элизы Софии Карлотты фон Уден Торвальдсен, Торвальдсену так и не удалось сделать мисс Касперс своей женой.

Современная картина Фрица Вестфаля, изображающая прием Торвальдсена как национального героя по его возвращению в Данию в 1838 году.

В 1819 году он посетил родную Данию. Здесь ему было поручено создать колоссальную серию статуй Христа и Двенадцати Апостолов для восстановления церкви Фор Фру Кирке (с 1922 года известной как Копенгагенский собор) между 1817 и 1829 годами после того, как она была разрушена во время британской бомбардировки Копенгагена в 1829 году. 1807 г. Они были выполнены после его возвращения в Рим и не были завершены до 1838 г., когда Торвальдсен вернулся со своими работами в Данию, будучи принятым как герой. [7]

К концу 1843 года ему запретили работать по медицинским показаниям, но он снова начал работать в январе 1844 года. Его последней композицией от 24 марта был набросок статуи джинна мелом на доске. Вечером он ужинал со своими друзьями Адамом Оленшлегером и Х.К. Андерсеном и, как говорят, говорил о законченном музее, говоря: «Теперь я могу умереть, когда придет время, потому что Биндесбёлль закончил мою гробницу».

После обеда он отправился в Королевский театр Копенгагена , где внезапно скончался от сердечного приступа. [8] Он завещал большую часть своего состояния на строительство и содержание музея в Копенгагене и распорядился заполнить его всей своей коллекцией произведений искусства и моделями всех своих скульптур, очень большой коллекцией, выставленной на всеобщее обозрение. максимально возможное преимущество. Торвальдсен похоронен во дворе этого музея, под клумбой из роз, по собственному желанию.

Работает

[ редактировать ]
Дагерротип . Бертеля Торвальдсена (1840 г.), одна из первых фотографий, сделанных в Дании
Бертель Торвальдсен с бюстом Ораса Верне работы Ораса Верне (1789–1863)
«Гутенберг Денкмаль» Торвальдсена в Майнце на медали печатного станка 1840 года «400-летие».

Торвальдсен был выдающимся представителем неоклассического периода в скульптуре. Фактически, его работы часто сравнивали с работами Антонио Кановы , и после смерти Кановы в 1822 году он стал ведущим художником в этой области. Позы и выражения его фигур гораздо более жесткие и формальные, чем у Кановы. Торвальдсен в большей степени олицетворял стиль классического греческого искусства, чем итальянский художник, он считал, что только через подражание произведениям классического искусства можно стать по-настоящему великим художником.

Мотивы для его произведений (рельефы, статуи и бюсты) черпались преимущественно из греческой мифологии , а также произведений классического искусства и литературы. Он создавал портреты важных личностей, как, например, его статуя Папы Пия VII . Статуя Папы Пия VII работы Торвальдсена находится в капелле Клементины в Ватикане, для которой он был единственным неитальянским художником, которому когда-либо было поручено создать произведение. Поскольку он был протестантом, а не католиком, церковь не разрешила ему подписать свою работу. Это привело к истории о Торвальдсене, вылепившем свое лицо на плечах Папы, однако любое сравнение портрета Торвальдсена и скульптуры покажет, что это всего лишь причудливая история, построенная на некоторых более мелких сходствах. [9] Его работы можно увидеть во многих европейских странах, особенно в Музее Торвальдсена в Копенгагене, где во внутреннем дворе находится его могила. Торвальдсена Памятник льву (1819 г.) находится в Люцерне , Швейцария. Этот памятник увековечивает память более шестисот швейцарских гвардейцев , погибших, защищая Тюильри во время Французской революции . Памятник изображает умирающего льва, лежащего на разбитых символах французской монархии.

Торвальдсен создал несколько ярких и впечатляющих статуй исторических деятелей, в том числе две в Варшаве , Польша: конную статую князя Юзефа Понятовского , которая сейчас стоит перед Президентским дворцом ; и сидящий Николай Коперник перед зданием Польской академии наук в Варшаве — оба расположены на Краковском предместье . Копия статуи Коперника была отлита из бронзы и установлена ​​в 1973 году на берегу озера Чикаго вдоль улицы Солидарити-Драйв в городском музейном кампусе . [10] Статую ( памятник Гутенбергу ) Иоганна Гутенберга работы Торвальдсена можно увидеть в Майнце , Германия.

Музеи и коллекции

[ редактировать ]
Музей Торвальдсена
Амур , из музея Торвальдсена (1897–99), по оригинальному гипсу 1814 года.

Музей Торвальдсена — музей в Копенгагене , Дания , где выставлены работы Бертеля Торвальдсена. Музей расположен на небольшом острове Слотсхольмен в центре Копенгагена рядом с дворцом Кристиансборг . Это здание , спроектированное Михаэлем Готлибом Биндесбёллем , было построено на средства государственных коллекций в 1837 году. В музее представлена ​​коллекция работ художника из мрамора и гипса, в том числе оригинальные гипсовые модели, использованные при изготовлении литых бронзовых и мраморных статуй и рельефов. , копии тех работ, которые выставлены в музеях, церквях и других местах по всему миру. [11]

В музее также представлена ​​личная коллекция картин Бертеля Торвальдсена, греческих и римских скульптур, рисунков и гравюр, собранная художником при жизни, а также личные вещи, которые он использовал в работе и повседневной жизни.

Музей Торвальдсена

За пределами Европы Торвальдсен менее известен. [12] Однако в 1896 году американский автор учебников написал, что его статуя воскресшего Христа, обычно называемая « Христусом Торвальдсена» (созданная для Фор Фру Кирке ), «считалась самой совершенной статуей Христа в мире». [7] Статуя понравилась членам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), и ее точная копия высотой 3,4 метра выставлена ​​​​на Храмовой площади в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Церкви СПД Копия этой статуи также есть в центрах для посетителей, связанных с храмами в Месе, Аризоне , Лайе, Гавайях , Мехико , Лос-Анджелесе , Калифорнии , Портленде, Орегоне , Вашингтоне , округ Колумбия , Гамильтоне, Новой Зеландии и Сан-Паулу. , Бразилия , а также центры для посетителей в Индепенденсе, штат Миссури , и Наву, штат Иллинойс . Христос также является особенностью центра для посетителей, связанного с церковным храмом в Риме, Италия , где он выставлен рядом со статуями Двенадцати Апостолов работы Торвальдсена, также из Фор Фру Кирке . В храме в Париже, Франция, это внешний элемент, расположенный во внутреннем дворе. Кроме того, Церковь СПД исторически использовала изображения статуи в официальных церковных СМИ, и это число увеличилось по мере ее использования в качестве официального символа, начиная с апреля 2020 года. [13]

Дополнительные копии Христа включают полноразмерную копию в больнице Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, внутри ее культового купола. [14] и полноразмерная бронзовая копия на семейном участке Бена Х. Пауэлла III на кладбище Оквуд в Хантсвилле, штат Техас, в качестве памятника сыну Пауэлла Роули.

Торвальдсена Христос был воссоздан в LEGO прихожанами шведской протестантской церкви в Вестеросе и открыт в пасхальное воскресенье 2009 года. [15]

Главным мастерством Торвальдсена было чувство ритма линий и движений. Почти все его скульптуры можно рассматривать под любым выбранным углом без ущерба для их воздействия. Кроме того, он обладал способностью работать в монументальных размерах. Классицизм Торвальдсена был строгим; тем не менее современники видели в его искусстве идеал, хотя впоследствии искусство приняло новые направления. Бронзовая копия « Автопортрета» Торвальдсена стоит в Центральном парке Нью-Йорка, недалеко от входа на Ист-97-стрит.

Галерея: работы Торвальдсена

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Форрер, Л. (1916). «Торвальдсен, Альбертус». Биографический словарь медалистов . Том. VI. Лондон: Spink & Son Ltd., стр. 84–86.
  2. ^ Александр Стерджис . 2006. Мятежники и мученики: образ художника девятнадцатого века , Лондон: Национальная галерея (Великобритания), с. 52
  3. ^ См. свидетельство о подтверждении в архиве музея Торвальдсена.
  4. ^ Пол Анри Малле, Томас Перси, И. А. Блэквелл, сэр Вальтер Скотт, Северные древности , издательство Гарвардского университета
  5. ^ Просто Матиас Тиле, Бертель Торвальдсен, Мордаунт Роджер Барнард. 1865. Жизнь Торвальдсена . Чепмен и Холл, стр. 3–4.
  6. ^ Просто Матиас Тиле, Бертель Торвальдсен, Мордаунт Роджер Барнард. 1865. Жизнь Торвальдсена . Чепмен и Холл стр.8
  7. ^ Перейти обратно: а б Коу, Фанни Э. (1896). Дантон, Ларкин (ред.). Современная Европа . Молодежная библиотека 9 , Мир и его люди 5 . Бостон: Сильвер Бердетт . стр. 124–127 . OCLC   14865981 .
  8. ^ Бенкард, Эрнст Йонас. «О причине смерти Торвальдсена» . Проверено 7 августа 2015 г.
  9. ^ Ричард П. МакБрайен: Жизнеописания Пап [ нужна полная цитата ]
  10. ^ Граф, Джон, Издательство Chicago's Parks Arcadia Publishing, 2000, стр. 13-14., ISBN   0-7385-0716-4 .
  11. ^ «Коллекции Торвальдсена» . Thorvaldsensmuseum.dk. Архивировано из оригинала 24 июня 2014 года . Проверено 15 июля 2018 г.
  12. ^ (но см. важную статью Диммика ниже).
  13. ^ Новый символ Церкви подчеркивает центральную роль Спасителя , 4 апреля 2020 г.
  14. ^ Ройланс, Линдси (декабрь 2003 г.), «Провокационная икона» , Dome , 54 (10), Johns Hopkins Medicine : 1, заархивировано из оригинала 3 декабря 2013 г.
  15. ^ «Шведские прихожане открывают статую Иисуса из Лего» , NBC News , Associated Press , 12 апреля 2009 г., заархивировано из оригинала 21 октября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мальта 1796–1797: Визит Торвальдсена (1996. Мальта и Коп.)
  • Йорнес, Б. Жизнь и творчество скульптора Бертеля Торвальдсена (1993).
  • Э. Лерберг, Четыре датских классика: Николай Абильдгаард, Йенс Юэль, Кристоффер Вильгельм Эккерсберг и Бертель Торвальдсен [каталог выставки] (1992)
  • Жизнь художника в Риме: Бертель Торвальдсен, датский скульптор и его немецкие друзья , изд. Г. Ботта [каталог выставки] (1991).
  • Лауретта Диммик, «Мифическая пропорция: влияние Бертеля Торвальдсена в Америке», в книге Торвальдсена: l'ambiente, l'influsso, il mito, изд. П. Крагелунд и М. Никьер (1991) (= Analecta Romana Датского института, Приложение 18), стр. 169–191.
  • Эпоха неоклассицизма [каталог выставки] (1972)
  • Х. Флетчер, «Джон Гибсон: английский ученик Торвальдсена», в «Аполлоне» ; 96:128 (октябрь 1972 г.), стр. 336–340.
  • Дж. Б. Хартманн, «Канова, Торвальдсен и Гибсон», в английском сборнике ; 6 (1955), стр. 205–235.
  • Р. Цейтлер, Классицизм и утопия: интерпретации произведений Давида, Кановы, Карстенса, Торвальдсена, Коха (1954).
  • Трир, С. Торвальдсен (1903)
  • Розенберг, К. А. Торвальдсен ... со 146 иллюстрациями (1896 г.) (= монография художника; 16)
  • Уайльд, А. Мемуары Иерихау и Торвальдсена (1884)
  • Эжен Плон, Торвальдсен, его жизнь... (1880)
  • Р. В. Бьюкенен, Торвальдсен и его английские критики (1865?)
  • Тиле, жизнь Дж. М. Торвальдсена... (1852–1856)
  • Киллерап, произведения Торвальдсена... (1852)
  • Андерсен, Б. Торвальдсен (1845)
  • Мордаунт Роджер Барнард (транс) Жизнь Торвальдсена : Сопоставлено с датского языка Джаста Матиаса Тиле, 1865 г. (оцифровано [1] )
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Торвальдсен, Бертель» . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 882.
  • Стефано Грандессо, Бертель Торвальдсен (1770–1844) , введение Фернандо Маццокка, каталог работ под редакцией Лайлы Скьётауг, 2010 г., Чинизелло Бальзамо (Мичиган), Silvana Editoriale, ISBN   978-88-366-1912-2 .
  • Стефано Грандессо, Бертель Торвальдсен (1770–1844) , Введение Фернандо Маццокка, Стиг Мисс; с каталогом Лайлы Скьётауг, второе английское и итальянское издание, 2015 г., Cinisello Balsamo (Милан), Silvana Editoriale, ISBN   978-88-366-1912-2 .
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Директор Датской королевской академии изящных искусств
1833–1844
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61c9288b1cd4fc0b365c7896ed4b7a0b__1718837580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/0b/61c9288b1cd4fc0b365c7896ed4b7a0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bertel Thorvaldsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)