Бертель Торвальдсен
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2022 г. ) |
Бертель Торвальдсен | |
---|---|
Рожденный | Альберт Бертель Торвальдсен 19 ноября 1770 г. Копенгаген , Дания |
Умер | 24 марта 1844 г. Копенгаген, Дания | ( 73 года
Известный | Скульптура |
Альберт Бертель Торвальдсен (англ. Датский: [ˈpɛɐ̯tl̩ ˈtsʰɒːˌvælˀsn̩] ; иногда называют Торвальдсеном ; 19 ноября 1770 — 24 марта 1844) — датско - исландский скульптор и медалист международной известности. [1] большую часть своей жизни (1797–1838) провел в Италии. Торвальдсен родился в Копенгагене в датско-исландской рабочей семье и был принят в Датскую королевскую академию искусств в возрасте одиннадцати лет. Работая по совместительству со своим отцом, который был резчиком по дереву, Торвальдсен завоевал в академии множество наград и медалей. Ему была присуждена стипендия на поездку в Рим и продолжение образования.
В Риме Торвальдсен сделал себе имя как скульптор. Имея в городе большую мастерскую, он работал в героическом стиле неоклассицизма . Его покровители проживали по всей Европе. [2]
По возвращении в Данию в 1838 году Торвальдсен был принят как национальный герой . был построен музей Торвальдсена Рядом с дворцом Кристиансборг для размещения его работ . Торвальдсен похоронен во дворе музея. В свое время его считали преемником мастера-скульптора Антонио Кановы . Среди его наиболее известных общественных памятников — статуи Николая Коперника и Юзефа Понятовского в Варшаве ; статуя Максимилиана I в Мюнхене; и надгробный памятник Папы Пия VII , единственная работа некатолика в базилике Святого Петра .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Торвальдсен родился в Копенгагене в 1770 году (по некоторым данным, в 1768 году) в семье Готскалка Торвальдссона, исландца, поселившегося в Дании. Его отец был резчиком по дереву на верфи, где он делал декоративную резьбу для больших кораблей и оказал раннее влияние на развитие своего сына Бертеля как скульптора и на его выбор карьеры. Матерью Торвальдсена была Карен Дагнес (иногда ее фамилия сообщается как Грёнлунд), ютландская крестьянская девушка. Его свидетельство о рождении и записи о крещении так и не были найдены, и единственная существующая запись - это его конфирмация в 1787 году. [3] Торвальдсен утверждал, что произошел от Снорри Торфиннссона , первого европейца, родившегося в Америке . [4]
Детство Торвальдсена в Копенгагене было скромным. Его отец имел пристрастие к алкоголю, которое замедлило его карьеру. [5] О раннем обучении Торвальдсена ничего не известно, и, возможно, он обучался полностью дома. Он так и не научился хорошо писать и так и не приобрел тех знаний о прекрасной культуре, которых ожидали от художника. [6]
В 1781 году с помощью друзей одиннадцатилетний Торвальдсен был принят в Копенгагенскую Королевскую датскую академию художеств ( Det Kongelige Danske Kunstakademi ) сначала на рисовальщика, а с 1786 года — на модельную школу. Ночью он помогал отцу с резьбой по дереву. Среди его профессоров были Николай Абильдгаард и Йоханнес Видевельт , которые, вероятно, оказали влияние на его поздний неоклассический стиль.
В Академии его работы высоко оценивались. В 1793 году он получил несколько премий, от серебряной до золотой, за рельеф святого Петра , исцеляющего хромого нищего. В результате ему была предоставлена королевская стипендия, позволившая ему завершить обучение в Риме. Покинув Копенгаген 30 августа на фрегате «Тетида» , он высадился в Палермо в январе 1797 года и отправился в Неаполь , где учился в течение месяца, прежде чем отправиться в Рим 8 марта 1797 года. Поскольку дата его рождения никогда не была записана, он отмечал этот день как свой «римский день рождения» до конца своей жизни.
Карьера
[ редактировать ]В Риме он жил в Casa Buti на Виа Систина, перед Испанской лестницей , и имел свою мастерскую в конюшнях Палаццо Барберини . Его взял под опеку Георг Зоэга , датский археолог и нумизмат, живущий в Риме. Зоэга стремилась позаботиться о том, чтобы юный Торвальдсен научился ценить античное искусство. Частым гостем в доме Зоэги он познакомился с Анной Марией фон Уден, урожденной Маньяни. Она работала горничной в доме Зоэги и вышла замуж за немецкого археолога. Она стала любовницей Торвальдсена и ушла от мужа в 1803 году. В 1813 году она родила дочь Элизу Торвальдсен.
Торвальдсен также учился у другого датчанина, Асмуса Якоба Карстенса, чье обращение с классическими темами стало источником вдохновения. Первым успехом Торвальдсена стала модель статуи Ясона ; законченный в 1801 году, он получил высокую оценку Антонио Кановы , самого популярного скульптора города. Но работа продавалась медленно, а его стипендия закончилась, и он планировал вернуться в Данию. В 1803 году, когда он собирался покинуть Рим, он получил заказ на исполнение Ясона в мраморе от Томаса Хоупа , богатого английского мецената. С этого времени успех Торвальдсена был обеспечен, и он не покидал Италию шестнадцать лет.
Мраморный Ясон был закончен только 25 лет спустя, поскольку Торвальдсен быстро стал занятым человеком. Также в 1803 году он начал работу над тематику «Ахиллес и Брисеи» своим первым классическую рельефом на . В 1804 году он закончил «Танец муз в Геликоне» , групповую статую Купидона и Психеи и другие важные ранние работы, такие как «Аполлон», «Вакх и Ганимед» . В течение 1805 года ему пришлось расширить свою мастерскую и заручиться помощью нескольких помощников. Эти помощники взяли на себя большую часть резки мрамора, а мастер ограничился выполнением эскизов и завершающих штрихов. заказанная Людвигом I Баварским Статуя Адониса, в 1808 году и законченная в 1832 году , является одной из немногих работ из мрамора, вырезанных исключительно собственноручно Торвальдсеном, и в то же время это одна из работ, наиболее близкая к античным греческим идеалам. .
Весной 1818 года Торвальдсен заболел, и во время выздоровления за ним ухаживала шотландская дама мисс Фрэнсис Маккензи. Торвальдсен сделал ей предложение 29 марта 1819 года, но через месяц помолвка была расторгнута. Торвальдсен влюбился в другую женщину: Фанни Касперс. Разрываясь между Маккензи и Анной Марией фон Уден, матерью его дочери Элизы Софии Карлотты фон Уден Торвальдсен, Торвальдсену так и не удалось сделать мисс Касперс своей женой.
В 1819 году он посетил родную Данию. Здесь ему было поручено создать колоссальную серию статуй Христа и Двенадцати Апостолов для восстановления церкви Фор Фру Кирке (с 1922 года известной как Копенгагенский собор) между 1817 и 1829 годами после того, как она была разрушена во время британской бомбардировки Копенгагена в 1829 году. 1807 г. Они были выполнены после его возвращения в Рим и не были завершены до 1838 г., когда Торвальдсен вернулся со своими работами в Данию, будучи принятым как герой. [7]
Смерть
[ редактировать ]К концу 1843 года ему запретили работать по медицинским показаниям, но он снова начал работать в январе 1844 года. Его последней композицией от 24 марта был набросок статуи джинна мелом на доске. Вечером он ужинал со своими друзьями Адамом Оленшлегером и Х.К. Андерсеном и, как говорят, говорил о законченном музее, говоря: «Теперь я могу умереть, когда придет время, потому что Биндесбёлль закончил мою гробницу».
После обеда он отправился в Королевский театр Копенгагена , где внезапно скончался от сердечного приступа. [8] Он завещал большую часть своего состояния на строительство и содержание музея в Копенгагене и распорядился заполнить его всей своей коллекцией произведений искусства и моделями всех своих скульптур, очень большой коллекцией, выставленной на всеобщее обозрение. максимально возможное преимущество. Торвальдсен похоронен во дворе этого музея, под клумбой из роз, по собственному желанию.
Работает
[ редактировать ]Торвальдсен был выдающимся представителем неоклассического периода в скульптуре. Фактически, его работы часто сравнивали с работами Антонио Кановы , и после смерти Кановы в 1822 году он стал ведущим художником в этой области. Позы и выражения его фигур гораздо более жесткие и формальные, чем у Кановы. Торвальдсен в большей степени олицетворял стиль классического греческого искусства, чем итальянский художник, он считал, что только через подражание произведениям классического искусства можно стать по-настоящему великим художником.
Мотивы для его произведений (рельефы, статуи и бюсты) черпались преимущественно из греческой мифологии , а также произведений классического искусства и литературы. Он создавал портреты важных личностей, как, например, его статуя Папы Пия VII . Статуя Папы Пия VII работы Торвальдсена находится в капелле Клементины в Ватикане, для которой он был единственным неитальянским художником, которому когда-либо было поручено создать произведение. Поскольку он был протестантом, а не католиком, церковь не разрешила ему подписать свою работу. Это привело к истории о Торвальдсене, вылепившем свое лицо на плечах Папы, однако любое сравнение портрета Торвальдсена и скульптуры покажет, что это всего лишь причудливая история, построенная на некоторых более мелких сходствах. [9] Его работы можно увидеть во многих европейских странах, особенно в Музее Торвальдсена в Копенгагене, где во внутреннем дворе находится его могила. Торвальдсена Памятник льву (1819 г.) находится в Люцерне , Швейцария. Этот памятник увековечивает память более шестисот швейцарских гвардейцев , погибших, защищая Тюильри во время Французской революции . Памятник изображает умирающего льва, лежащего на разбитых символах французской монархии.
Торвальдсен создал несколько ярких и впечатляющих статуй исторических деятелей, в том числе две в Варшаве , Польша: конную статую князя Юзефа Понятовского , которая сейчас стоит перед Президентским дворцом ; и сидящий Николай Коперник перед зданием Польской академии наук в Варшаве — оба расположены на Краковском предместье . Копия статуи Коперника была отлита из бронзы и установлена в 1973 году на берегу озера Чикаго вдоль улицы Солидарити-Драйв в городском музейном кампусе . [10] Статую ( памятник Гутенбергу ) Иоганна Гутенберга работы Торвальдсена можно увидеть в Майнце , Германия.
Музеи и коллекции
[ редактировать ]Музей Торвальдсена — музей в Копенгагене , Дания , где выставлены работы Бертеля Торвальдсена. Музей расположен на небольшом острове Слотсхольмен в центре Копенгагена рядом с дворцом Кристиансборг . Это здание , спроектированное Михаэлем Готлибом Биндесбёллем , было построено на средства государственных коллекций в 1837 году. В музее представлена коллекция работ художника из мрамора и гипса, в том числе оригинальные гипсовые модели, использованные при изготовлении литых бронзовых и мраморных статуй и рельефов. , копии тех работ, которые выставлены в музеях, церквях и других местах по всему миру. [11]
В музее также представлена личная коллекция картин Бертеля Торвальдсена, греческих и римских скульптур, рисунков и гравюр, собранная художником при жизни, а также личные вещи, которые он использовал в работе и повседневной жизни.
За пределами Европы Торвальдсен менее известен. [12] Однако в 1896 году американский автор учебников написал, что его статуя воскресшего Христа, обычно называемая « Христусом Торвальдсена» (созданная для Фор Фру Кирке ), «считалась самой совершенной статуей Христа в мире». [7] Статуя понравилась членам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), и ее точная копия высотой 3,4 метра выставлена на Храмовой площади в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Церкви СПД Копия этой статуи также есть в центрах для посетителей, связанных с храмами в Месе, Аризоне , Лайе, Гавайях , Мехико , Лос-Анджелесе , Калифорнии , Портленде, Орегоне , Вашингтоне , округ Колумбия , Гамильтоне, Новой Зеландии и Сан-Паулу. , Бразилия , а также центры для посетителей в Индепенденсе, штат Миссури , и Наву, штат Иллинойс . Христос также является особенностью центра для посетителей, связанного с церковным храмом в Риме, Италия , где он выставлен рядом со статуями Двенадцати Апостолов работы Торвальдсена, также из Фор Фру Кирке . В храме в Париже, Франция, это внешний элемент, расположенный во внутреннем дворе. Кроме того, Церковь СПД исторически использовала изображения статуи в официальных церковных СМИ, и это число увеличилось по мере ее использования в качестве официального символа, начиная с апреля 2020 года. [13]
Дополнительные копии Христа включают полноразмерную копию в больнице Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, внутри ее культового купола. [14] и полноразмерная бронзовая копия на семейном участке Бена Х. Пауэлла III на кладбище Оквуд в Хантсвилле, штат Техас, в качестве памятника сыну Пауэлла Роули.
Торвальдсена Христос был воссоздан в LEGO прихожанами шведской протестантской церкви в Вестеросе и открыт в пасхальное воскресенье 2009 года. [15]
Главным мастерством Торвальдсена было чувство ритма линий и движений. Почти все его скульптуры можно рассматривать под любым выбранным углом без ущерба для их воздействия. Кроме того, он обладал способностью работать в монументальных размерах. Классицизм Торвальдсена был строгим; тем не менее современники видели в его искусстве идеал, хотя впоследствии искусство приняло новые направления. Бронзовая копия « Автопортрета» Торвальдсена стоит в Центральном парке Нью-Йорка, недалеко от входа на Ист-97-стрит.
Галерея: работы Торвальдсена
[ редактировать ]- Кристус , Копенгагенский собор . Копии существуют по всему миру.
- Черновик Кристуса (обесцвеченный камином в скульптурной комнате), Музей Торвальдсена
- Крещальная купель, Копенгагенский собор
- «Ясон с золотым руном» , первый шедевр Торвальдсена.
- Ганимед водит Зевса в образе орла , Музей Торвальдсена
- Венера с яблоком
- Танцующая девушка
- Памятник-гробница папы Пия VII , базилика Святого Петра, Рим
- Лев Торвальдсена.
- Сэр Вальтер Скотт, Бертель Торвальдсен
- Возможно, леди Джорджиана Бингхэм, вырезана ок. 1821-1824, Национальная художественная галерея.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Форрер, Л. (1916). «Торвальдсен, Альбертус». Биографический словарь медалистов . Том. VI. Лондон: Spink & Son Ltd., стр. 84–86.
- ^ Александр Стерджис . 2006. Мятежники и мученики: образ художника девятнадцатого века , Лондон: Национальная галерея (Великобритания), с. 52
- ^ См. свидетельство о подтверждении в архиве музея Торвальдсена.
- ^ Пол Анри Малле, Томас Перси, И. А. Блэквелл, сэр Вальтер Скотт, Северные древности , издательство Гарвардского университета
- ^ Просто Матиас Тиле, Бертель Торвальдсен, Мордаунт Роджер Барнард. 1865. Жизнь Торвальдсена . Чепмен и Холл, стр. 3–4.
- ^ Просто Матиас Тиле, Бертель Торвальдсен, Мордаунт Роджер Барнард. 1865. Жизнь Торвальдсена . Чепмен и Холл стр.8
- ^ Перейти обратно: а б Коу, Фанни Э. (1896). Дантон, Ларкин (ред.). Современная Европа . Молодежная библиотека 9 , Мир и его люди 5 . Бостон: Сильвер Бердетт . стр. 124–127 . OCLC 14865981 .
- ^ Бенкард, Эрнст Йонас. «О причине смерти Торвальдсена» . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ Ричард П. МакБрайен: Жизнеописания Пап [ нужна полная цитата ]
- ^ Граф, Джон, Издательство Chicago's Parks Arcadia Publishing, 2000, стр. 13-14., ISBN 0-7385-0716-4 .
- ^ «Коллекции Торвальдсена» . Thorvaldsensmuseum.dk. Архивировано из оригинала 24 июня 2014 года . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ (но см. важную статью Диммика ниже).
- ^ Новый символ Церкви подчеркивает центральную роль Спасителя , 4 апреля 2020 г.
- ^ Ройланс, Линдси (декабрь 2003 г.), «Провокационная икона» , Dome , 54 (10), Johns Hopkins Medicine : 1, заархивировано из оригинала 3 декабря 2013 г.
- ^ «Шведские прихожане открывают статую Иисуса из Лего» , NBC News , Associated Press , 12 апреля 2009 г., заархивировано из оригинала 21 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мальта 1796–1797: Визит Торвальдсена (1996. Мальта и Коп.)
- Йорнес, Б. Жизнь и творчество скульптора Бертеля Торвальдсена (1993).
- Э. Лерберг, Четыре датских классика: Николай Абильдгаард, Йенс Юэль, Кристоффер Вильгельм Эккерсберг и Бертель Торвальдсен [каталог выставки] (1992)
- Жизнь художника в Риме: Бертель Торвальдсен, датский скульптор и его немецкие друзья , изд. Г. Ботта [каталог выставки] (1991).
- Лауретта Диммик, «Мифическая пропорция: влияние Бертеля Торвальдсена в Америке», в книге Торвальдсена: l'ambiente, l'influsso, il mito, изд. П. Крагелунд и М. Никьер (1991) (= Analecta Romana Датского института, Приложение 18), стр. 169–191.
- Эпоха неоклассицизма [каталог выставки] (1972)
- Х. Флетчер, «Джон Гибсон: английский ученик Торвальдсена», в «Аполлоне» ; 96:128 (октябрь 1972 г.), стр. 336–340.
- Дж. Б. Хартманн, «Канова, Торвальдсен и Гибсон», в английском сборнике ; 6 (1955), стр. 205–235.
- Р. Цейтлер, Классицизм и утопия: интерпретации произведений Давида, Кановы, Карстенса, Торвальдсена, Коха (1954).
- Трир, С. Торвальдсен (1903)
- Розенберг, К. А. Торвальдсен ... со 146 иллюстрациями (1896 г.) (= монография художника; 16)
- Уайльд, А. Мемуары Иерихау и Торвальдсена (1884)
- Эжен Плон, Торвальдсен, его жизнь... (1880)
- Р. В. Бьюкенен, Торвальдсен и его английские критики (1865?)
- Тиле, жизнь Дж. М. Торвальдсена... (1852–1856)
- Киллерап, произведения Торвальдсена... (1852)
- Андерсен, Б. Торвальдсен (1845)
- Мордаунт Роджер Барнард (транс) Жизнь Торвальдсена : Сопоставлено с датского языка Джаста Матиаса Тиле, 1865 г. (оцифровано [1] )
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 882.
- Стефано Грандессо, Бертель Торвальдсен (1770–1844) , введение Фернандо Маццокка, каталог работ под редакцией Лайлы Скьётауг, 2010 г., Чинизелло Бальзамо (Мичиган), Silvana Editoriale, ISBN 978-88-366-1912-2 .
- Стефано Грандессо, Бертель Торвальдсен (1770–1844) , Введение Фернандо Маццокка, Стиг Мисс; с каталогом Лайлы Скьётауг, второе английское и итальянское издание, 2015 г., Cinisello Balsamo (Милан), Silvana Editoriale, ISBN 978-88-366-1912-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Торвальдсена, Копенгаген.
- Искусство и город империи: Нью-Йорк, 1825–1861 гг ., каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Торвальдсене (см. Указатель)
- Архив музея Торвальдсена , центр документации о жизни, творчестве и контексте Бертеля Торвальдсена.
- Базилика Святого Петра
- Адонис (ссылка на увеличенное изображение в новом окне)
- Адонис (5 просмотров)
- Джейсон с золотым руном (ссылки на увеличенное изображение)
- Три грации (рельеф)
- 23 работы
- Альберт Торвальдсен 1770–1844 , L'Illustration Journal Universel , № 59, том III, апрель 1844 г. (на французском языке)
- Портрет Сэмюэля Морса , 1831 г.
- Бертель Торвальдсен
- 1770 рождений
- 1844 смерти
- Датские скульпторы XVIII века.
- Датские художники-мужчины XVIII века
- Датские скульпторы XIX века.
- Художники-мужчины XIX века
- Датские медалисты XIX века
- Скульпторы неоклассики
- Выпускники Датской королевской академии изящных искусств
- Директора Датской королевской академии изящных искусств
- Датчане исландского происхождения
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Лауреаты медали Торвальдсена
- Скульпторы из Копенгагена.