Йоханнес Видевельт
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2014 г. ) |

Йоханнес Видевельт (1 июля 1731 — 17 декабря 1802), датский -неоклассик скульптор . Он стал придворным скульптором , привнося в Данию неоклассические идеалы в виде дворцовых украшений, садовых скульптур и артефактов и, особенно, мемориальных памятников. Он, несомненно, был самым известным датским скульптором до Бертеля Торвальдсена . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Раннее обучение
[ редактировать ]Он родился в Копенгагене в семье королевского скульптора датского двора Юста Видевельта (1677–1757) и его жены Биргитте Лауридсдаттер. Старший Видевельт рано распознал таланты своего сына, и мальчик обучался у итальянского художника-историка Иеронимо Миани , одного из двух руководителей Академии рисунка и живописи ( Tegne-og Malerakademiet ) в Копенгагене вместе с Луи Огюстом ле Клерком (1688–1771) . ), возможно, еще в 1744 году. Эта академия была предшественницей существующей до сих пор Королевской Датской академии художеств. ( Det Kongelige Danske Kunstakademi ) создана десятью годами позже. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Когда Миани покинул Данию в 1745 году, чтобы вернуться в Италию, старший Видевельт взял на себя более активную роль в обучении мальчика, отдав его в ученики в свою мастерскую. В то же время молодой Видевельдт продолжал учиться в академии, рисуя под руководством Йохана Кристофа Петцольдта (1708–1762), а также, предположительно, обучался у королевского скульптора датского двора Дидрика Геркена (169–1748). Он уже рано начал создавать свои собственные работы и весной 1750 года изготовил два небольших бюста, отлитых из жести, короля Фредерика V и королевы Луизы . За эту работу ему заплатили разумную сумму, и это побудило его осуществить свою мечту и учиться за пределами Дании. [ 5 ] [ 6 ]
Студенческая поездка в Париж.
[ редактировать ]Несколько месяцев спустя, в девятнадцатилетнем возрасте, он отправился в студенческое путешествие, которое привело его через Гамбург в Руан и, наконец, в Париж в августе 1750 года. Там он встретил секретаря датской миссии при французском дворе в Париже Иоахима Вассершлебе. (1709-1787), который стал покровителем молодого скульптора. С помощью Вассершлебе Видевельт был принят в мастерскую известного эпохи барокко скульптора Гийома Кусту Младшего, где с 1750 по 1754 год работал частично учеником, частично ассистентом. Позже он получил ежегодное королевское пособие от короля Фредерика, которое через два года было увеличено вдвое. [ 7 ]
В Париже он также познакомился с Жаном-Батистом Пигалем . В 1752–1754 годах Видевельт создал скульптуру соотечественника-датчанина Магнуса Густава Арбьена (1716–1760), медальониста, который в то время учился на королевскую стипендию датского двора. Видевельт выиграл серебряный медальон Французской академии художеств (Académie Royale de Peinture et de Sculpture) в 1753 году. [ 8 ]
В те времена существовал широкий художественный интерес к изучению древнего искусства. Эта ярость зародилась после открытия Геркуланума в 1738 году и Помпеи в 1748 году и была раздута директором Французской академии маркизом де Мариньи Абелем-Франсуа Пуассоном (1727–1781), братом королевской фаворитки мадам де Помпадур (1721–1764) . ). Пуассон ввел технику рисования с предметов старины, особенно архитектуры, скульптуры и пейзажей, а не с моделей. Эта техника была основана на его опыте посещения Италии недавно раскопанных археологических памятников.
Продолжение путешествия в Рим.
[ редактировать ]Видевельт был первым, кто получил стипендию на поездку от недавно созданной Датской академии художеств в 1754 году и использовал эти средства для поездки в Италию . Хотя Кусту пытался убедить Видевельта остаться в Париже подольше, молодой скульптор в мае 1754 года уехал в Рим. Его поездка прошла через Лион , Марсель и Чивитавеккью ; он прибыл в Рим 7 июня 1754 года.
Рекомендательное письмо Вассершлебе познакомило Видевельта с директором Французской академии в Риме ( l'Academie de France á Rome ) Шарлем-Жозефом Натуаром (1700-1777). Он жил и учился в академии, квартируя в Палаццо Манчини . Натуар познакомил его с другими людьми, проживавшими там. Среди них были немецкий художник Антон Рафаэль Менгс , итальянец Помпео Батони и немецкий археолог и теоретик искусства Иоганн Иоахим Винкельман, прибывший в Рим в 1755 году. В академии он вместе с другими студентами попал под влияние Джованни Баттиста Пиранези , жившего жил в Риме с 1740 года и уделял повышенное внимание антиквариату как предмету искусства.
Видевельт посетил частные коллекции, такие как коллекция Фарнезе , а также общедоступные, такие как Капитолийские музеи и Музей Ватикана . Он и Иоганн Винкельманн вместе изучали древние скульптуры, и Винкельманн давал советы младшему Видевельту, побуждая его использовать эти скульптуры в качестве основы для своих рисунков и использовать свои знания древнего искусства в качестве основы для своего художественного творчества. Видевельт сделал множество рисунков и эскизов этих древних скульптур во время своей римской резиденции. Эти двое были неразлучны. Дружба Видевельта и восхищение Винкельманом произвели на него глубокое впечатление, особенно в отношении приобретенных им знаний и уважения к древнегреческим артефактам и искусству. За время пребывания в Риме он также успел совершить экскурсии в Неаполь , Помпеи , Геркуланум и Портичи . Некоторые из этих поездок были совершены в компании Винкельмана в 1758 году. Они оставались близкими людьми, поддерживая оживленный обмен письмами, пока Винкельман не был убит в 1758 году. Триест в 1768 году. [ 9 ]
Возвращение в Данию и артистическая карьера
[ редактировать ]Видевельт покинул Рим 1 июля 1758 года, когда его финансовая поддержка была на исходе, и после того, как приказала ему вернуться домой в Данию академия . Он путешествовал обратно в компании друга, художника-неоклассика Йохана Эдварда Мандельберга . Они путешествовали по Капрароле , Сиене , Флоренции , Пизе , Карраре , Лукке , Болонье , Падуе , Венеции и Триесту , где изучали местные коллекции произведений искусства и церкви, а также через Тироль и Германию . Они вернулись в Копенгаген 6 октября 1758 года.
Всего через шесть месяцев после своего возвращения Видевельт был назначен членом недавно организованной Академии художеств, а также назначен королевским скульптором при датском дворе в 1759 году, включая бесплатную студию в Материалгардене недалеко от канала Фредериксхольма. Он был известен своим хорошим вкусом в искусстве и знанием древностей. Он быстро стал ценителем художественного вкуса в Дании.
Вскоре последовали комиссии. попросила его вылепить мемориальный памятник давно умершему королю Дании Кристиану VI В качестве первого заказа его овдовевшая жена Софи Магдалина . Мраморный памятник был завершен в 1768 году, но не был установлен в соборе Роскилле до 1777 года. Неоклассический памятник включал в себя саркофаг и две женские фигуры, Соргена и Берёммельсена . Это был первый неоклассический саркофаг в Дании, и он считается началом неоклассицизма в Дании.
В 1760 году он начал работу над другим комплексным проектом — скульптурными группами, отдельными скульптурами и украшениями для садов во дворце Фреденсборг, построенном во французском стиле барокко . Он подготовил для короля большую серию рисунков, в которых изложил свои предложения по украшению садов. Он начал тесно сотрудничать с архитектором Николя-Анри Жарденом , с которым вместе путешествовал в Лондон и Париж в конце 1760-х годов. Его уличные скульптуры здесь и в других садах составляют величайшую коллекцию его работ.
В 1761 году он стал профессором Академии художеств. Он также занял ведущую позицию на фарфоровом заводе Фурнье (1761–1766). В 1762 году Видевельт написал небольшой манифест под названием Tanker om Smagen udi Kunsterne i Almindelighed .
Он внес свой вклад в украшение церкви Фредерикса, также известной как Мраморная церковь ( Марморкиркен ), насчитывающей не менее 64 фигур и 30 рельефов. Из-за масштаба королевских проектов, нехватки времени и распространенных практик того времени Видевельт часто оставлял непосредственную работу по скульптуре своим помощникам в студии по эскизам, которые он доставлял.
гипсовый аллегорический рельеф и двенадцать медальонов королей Ольденборга В 1765–1766 годах он доставил в роскошный Рыцарский зал ( Риддерсален ) дворца Кристиансборг , а также дополнительные декоративные элементы. Все они погибли во время пожара 1794 года. Некоторые медальоны сохранились на гравюрах.
Он занимал должность казначея Академии в 1767–1772 гг., а также занимал пост директора в 1772–1778, 1780–1789 и 1793–1795 гг. Впервые он выставлялся в Салоне в 1769 году, а затем в 1778 и 1794 годах.
В 1769 году он завершил памятник Фридриху V в соборе Роскилле, который включает в себя большой саркофаг, опирающийся на подножки и украшенный многочисленными скульптурами, за которым находится колонна, увенчанная урной, медальон с портретом короля и по бокам саркофага. , сидит ок. На высоте 9 футов над полом расположены две скорбящие женские фигуры в коронах, представляющие Данию и Норвегию. Мемориальная часовня была создана в результате сотрудничества Видевельта и архитектора Каспара Фредерика Харсдорфа .
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1768—1769 годах Видевельт путешествовал по Парижу и Лондону в компании архитектора Николя-Анри Жардена , тогда архитектора церкви Фредерика , ныне известной как Мраморная церковь ( Марморкиркен ). Его путевые дневники показывают, что во время поездки он посетил знаменитые сады и внимательно их изучил.
Объем заказов двора резко сократился после этого зарубежного турне, поскольку Иоганн Фридрих Струэнзе взял на себя управление страной у слабого, молодого, шизофренического , недавно коронованного короля Кристиана VII и провел свои реформы по сокращению расходов между 1769 и 1769 годами. 1771. Эти сокращения также привели к тому, что Жарден потерял свое положение в Церкви после того же двухлетнего путешествия. Родившийся в Германии Струэнзее широко не нравился, и между 1770 и 1772 годами Видевельт создал серию рисунков, высмеивающих Струэнзее и его соратника графа Эневольда Брандта . Он также разработал несколько монет для Кристиана VII в 1771 году.
Начиная с начала 1770-х годов реакция на Струэнзее привела к росту недоверия к иностранцам, занимающим руководящие посты в Дании. Сюда входили художники иностранного происхождения, особенно французские художники, состоявшие на службе у короля, которые потеряли власть и влияние в официальных художественных и академических кругах Дании. Друг Жарден оставил свою должность профессора Академии 26 марта 1771 года.
С этого момента, хотя Видевельт оставался придворным скульптором до своей смерти, его заказы поступали в основном от частных покровителей и в основном представляли собой надгробные памятники и саркофаги. Он получил множество таких заказов и за тридцать лет создал более 36 таких работ. Среди них одна для Людвига Хольберга в Соро , сделанная в 1779 году, и другая для первой жены Адама Готтлоба Мольтке , государственного деятеля и высокопоставленного чиновника при датском дворе.
Единственный крупный заказ, который он получил от суда после этого, был заказ на Национальный исторический сад Хёг-Гульдбергс ( Høegh-Guldbergs nationalhistoriske anlæg ), названный в честь Уве Хёг-Гульдберга , теолога и историка. Комиссия состояла из пятидесяти четырех памятников, которые должны были быть установлены на обширной территории замка принца Фредерика V наследного Егерсприс в Егерсприсе . Они были вылеплены между 1777 и 1789 годами. Видевельт был вдохновлен Уве Маллинга книгой «Магазин и год Handlinger af Danske, Norske og Holstenere», опубликованной в 1777 году. Он украсил парк памятниками и памятными камнями в честь выдающихся датчан, норвежцев и голштинцев. , разместив эти кусочки в открытой парковой зоне. Он воспользовался своими недавними исследованиями зарубежных садов, особенно английского сада Стоу-Парк недалеко от Букингема, который он посетил, и создал новый визуальный язык.
Кроме того, в 1773 году его студия создала рельефы Геркулеса и Омфалы для павильона Геркулеса в Королевском саду ( Конгенс-Хаве ), садах замка Розенборг в Копенгагене. В 1782 году он спроектировал шкафы для монет для Королевского музея монет ( Det kongelige Møntkabinet ) в том же замке.
В 1783 году он создал Колонну Бернсторфа ( Bernstorffstøtten ), мемориал министру иностранных дел графу Йохану Хартвигу Эрнсту Бернсторфу в Люнгбю , который рано начал сельскохозяйственные реформы ( Landboreformer ) в своем имении до общеземельных реформ, последовавших 20 июля. 1788.
Эти общеземельные реформы привели к созданию монументального Фрихедсстёттена в Копенгагене. Работы были начаты 31 августа 1792 года, а возведен в 1797 году. Он до сих пор выставлен на всеобщее обозрение, хотя и находится на новом месте. Памятник имел высоту 20 метров и до реконструкции 1998–1999 годов состоял из обелиска из красного песчаника, постамента из серого мрамора и постамента на трех ступенях из красного песчаника. Видевельт внес свой вклад в это произведение, создав статую Троскабена , которая является одной из четырех скульптур в этом большом произведении, и рельеф Retfærdighedens Genius . Другими художниками, внесшими свой вклад в создание памятника, были Николай Авраам Абильдгаард , спроектировавший весь памятник, его коллеги Андреас Вайденгаупт и Николай Дажон .
Между 1785 и 1801 годами Видевельт создал пятнадцать памятников важным людям того времени на кладбище Ассистенс Копенгагена возле Северных городских ворот ( датский : Nørreport ). Из этих восьми до сих пор можно увидеть в парковой обстановке.
Последние годы
[ редактировать ]Видевельт восемь раз избирался директором Академии художеств; последний раз он занимал эту должность в 1793–1794 годах. Он много работал, чтобы академия работала хорошо, сталкиваясь с часто меняющимся отношением двора и неопределенной королевской финансовой поддержкой. Он был предан до конца, несмотря на плохое здоровье в преклонном возрасте.
Он также работал до конца, хотя его собственное финансовое положение резко ухудшилось, и он жил в крайней нищете. В течение многих лет хорошей экономии он вел праздничную жизнь без каких-либо ограничений и был очень щедр. Когда времена наступили тяжелые, как это случилось не только для него, но и для других, привыкших к королевской поддержке, он пострадал вместе с финансовыми проблемами королевского дома. Несмотря на свое скудное состояние, он продолжал содержать двух пожилых сестер, слугу, а также бедного двоюродного брата. Он никогда не был женат.
К концу Видевельт заложил большую часть своего имущества, когда последняя катастрофа оказалась для него невыносимой; Корабль с мраморными блоками, купленными им на заемные деньги, пошел на дно моря недалеко от Лесё . Очевидно, это оказалось больше, чем он мог вынести, и вскоре после этого, 17 декабря 1802 года, он утонул в результате очевидного самоубийства в Сортедамсёне , озере недалеко от границ Копенгагена в тот день. Он был похоронен в канун Рождества на кладбище Ассистенс в Копенгагене. Его надгробный памятник установил друг и коллега Андреас Вайденгаупт (1738–1805). [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]У него была богатая фантазия, а его композиции были легкими и естественными. Его работы были изящны и созданы под влиянием как его образования в стиле французского барокко, так и его тщательного изучения и оценки позднегреческого и римского искусства. Он хорошо разбирался в использовании классических аллегорий и символов , особенно тех, которые имели отношение к смерти . Он также был вдохновлен скандинавской мифологией и древними сагами о викингах и исландскими сагами и сделал на их основе множество рисунков. Скульптуры и рельефы, приписываемые ему и его мастерской, затерялись во времени и иногда о них свидетельствуют только эскизы и гравюры.
Его работы являются частью королевских дворов и садов. В садах собраны крупнейшие коллекции его работ. Он рассматривал свои садовые украшения как создание театральной постановки на открытом воздухе, связанной с окружающими деревьями различных типов, фигурными группами скульптур, а также декоративными колоннами и обелисками. У него было ощущение развивающегося романтического сада.
Его мемориальные памятники разбросаны по церквям по всей Дании, включая королевские памятники в соборе Роскилле . Многие из этих памятников можно найти на кладбище Ассистенс в Копенгагене.
Его рисунки также высоко ценятся. Он иллюстрировал роскошное издание «Педера Паарса» Людвига Хольберга 1772 года, гравюры для которого были выполнены Йоханом Фредериком Клеменсом , сотрудничавшим с Видевельтом в нескольких проектах. Он также сделал иллюстрации для книги Педера Топпа Вандала о проекте замка Егерсприс в 1783 году. Клеменс также гравировал эти иллюстрации:
Видевельт вместе с архитектором Харсдорфом был одной из главных фигур, ответственных за внедрение неоклассицизма в Данию. Его высоко ценили современники и последующие художники. Его считают важной переходной фигурой, ведущей к будущим поколениям датских художников.
У него была большая библиотека книг по многим предметам, которая часто служила источником вдохновения.
Будучи профессором академии, он знакомил студентов-художников со своими неоклассическими теориями. Среди его многочисленных учеников был Николай Абрахам Абильдгаард , будущий директор академии и инструктор Бертеля Торвальдсена .
В память о Видевельте
[ редактировать ]В 1803 году Адам Готтлоб Оленшлегер , поэт и драматург, написал в его честь известную элегию, назвав его «Датским Фидием ».
Тихо она вздыхает
Волна мягко смыкается
о серебристо-седых волосах старого Темпла.
Она исчезает.
День начинается бледно;
Прямо на Столпе Свободы бьется жаворонок.
Крики верности
В белой мраморной одежде
Холодный и бледный, стройный, пустой Мё.
Рука на груди
никогда не утешался,
она смотрит на черное озеро»
Тихо она вздыхает
Мягкие волны приближаются
Вокруг висков старика, его серебристо-седых волос.
Она исчезает.
Бледный день истекает.
Там, на Монументе Свободы, звучит жаворонок.
Верность плачет
В своей белой мраморной одежде
Холодная и бледная, гордая милостивая дева
Рука на груди
Никогда, никогда не утешался
Она смотрит на темное озеро.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иоганнес Видевельт 1731–1802» . Йельский центр британского искусства . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Йоханнес Видевельт» . Введение в искусство девятнадцатого века . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Эмма Саллинг. «Иеронимо Миани» . Художественный указатель Дании и Энциклопедия художников Вайльбаха . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Хакон Лунд. «Просто Видевельт» . Художественный указатель Дании и Энциклопедия художников Вайльбаха . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Бредо Л. Гранжан. «Йохан Кристоф Петцольд» . Датский биографический лексикон, Гильдендаль . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Карин Крайгер. «Дидрик Геркен» . Художественный указатель Дании и Энциклопедия художников Вайльбаха . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Иоахим Вассершлебе, 1709-87» . Датский биографический лексикон . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Йорген Стин Йенсен. «Магнус Густав Арбьен» . Художественный указатель Дании и Энциклопедия художников Вайльбаха . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Иоганн Иоахим Винкельманн» . wellesley.edu . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Карин Крайгер. «Андреас Вайденгаупт» . Художественный указатель Дании и Энциклопедия художников Вайльбаха . Проверено 1 апреля 2019 г.
Сопутствующая литература
[ редактировать ]- Аннетт Ратье и Марьятта Нильсен (редакторы), Йоханнес Видевельт - датский художник в поисках прошлого, формирующий будущее (Museum Tusculanum Press) ISBN 978-87-635-0787-5
- Карл Вильгельм Тесдорпф, Йоханнес Видевельт: первый датский скульптор-классицист. Последователь Винкельмана (Гамбург: Иоганн Траутманн Верлаг), 1933 год.
Другие источники
[ редактировать ]- 1731 рождений
- 1802 смерти
- Скульпторы из Копенгагена.
- Скульпторы неоклассики
- Придворные скульпторы
- Датские скульпторы XVIII века.
- Художники-мужчины XVIII века
- Художники, покончившие жизнь самоубийством
- Директора Датской королевской академии изящных искусств
- Выпускники Датской королевской академии изящных искусств
- Самоубийства 1800-х годов
- Датские скульпторы-мужчины