Йохан Фредерик Клеменс
Йохан Фредерик Клеменс (29 ноября 1749 — 5 ноября 1831) — поморско - датский гравер , занимавшийся офортом .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Клеменс родился в Голнове (ныне Голенюв ) недалеко от Штеттина (ныне Щецин ) в Померании в семье бедного саксонского ткача Йохана Давида Клеменса и его жены Анны Франкен. Отец вместе с сыном Йоханом переехал в Копенгаген, когда мальчик был еще совсем маленьким.
Он стремился начать обучение в Датской королевской академии художеств ( Det Kongelige Danske Kunstakademi ) уже в 1760 году в возрасте 11 лет. Он поступил на обучение, но был отвергнут мастером рисования Гансом Клио как слишком молодой и маленький. скульптор Саймон Карл Стэнли Ребенком заинтересовался , и с его помощью Йохан поступил в Школу рисования в 1761 году. Он обучался как на художника-декоратора , так и на художника-мастера .
В 1764 году в возрасте 15 лет Клеменс прошел обучение у мастера живописи-алкоголика, где его заставили заниматься простыми декоративными работами. Став учеником живописи, он поступил на обучение в Йохана Эдварда Мандельберга студию . Мандельберг использовал множество талантливых учеников для реализации своих многочисленных проектов. Именно здесь Клеменс познакомился с Николаем Абрахамом Абильдгаардом , Фредериком Людвигом Брадтом, Йоханнесом Самуэлем Лиманном и другими талантливыми молодыми талантами из Академии художеств, некоторые из которых в последующие годы добились большой известности и положения.
В 1765 году он уже выиграл как малый, так и большой серебряные медальоны Академии. Жак Сали , директор Академии, посоветовал мальчику стать скульптором, но его интересовала карьера офортиста по меди. Ему рекомендовали тренироваться под руководством Йохана Мартина Прейслера , но Прейслер не проявлял к нему интереса, пока Клеменс не сделал гравюру на основе гравюры Жана Даулле . Впечатленный этой работой, Прейслер стал преданным другом и защитником Клеменса. Клеменс тренировался под руководством Прейслера между ок. 1769–1770.
Вскоре он завоевал еще одного влиятельного покровителя, театрального художника Питера Крамера , который порекомендовал его скульптору Йоханнесу Видевельту . Клеменс сделал офорты на основе иллюстраций Видевельта для роскошного издания «Педера Паарса» Людвига Хольберга в 1772 году, что дало юноше приличный доход, позволяющий содержать себя и своего отца. Видевельт стал его другом и покровителем на всю жизнь, и за ним последовали дополнительные книжные задания.
Путешествие в Париж
[ редактировать ]С помощью Видевельта Клеменс получил четырехлетнюю стипендию на путешествие и смог покинуть Копенгаген в 1774 году. Мы отправились прямо в Париж , где на него повлияла техника и стиль Шарля-Николя Кочина . Клеменс был продуктивным и запечатлел множество портретов во время своего пребывания в Париже. он также обручился с Мари Жанной Кревуазье Там .
В Париже он приобрел такую блестящую репутацию художника, что Академия вскоре предложила принять его в качестве члена при условии, что он создаст новую качественную работу для своей прикладной работы. В то же время его стипендия на поездку заканчивалась. Он попросил разрешения остаться, но ему было отказано, потому что «некоторые важные люди» хотели, чтобы Клеменс вернулся в Копенгаген, чтобы гравировать пластины для королевского проекта. Клеменс проигнорировал этот приказ и остался, по крайней мере, до тех пор, пока не получил официальный приказ вернуться. Однако его друзьям в Копенгагене удалось получить разрешение на остановку в Швейцарии по пути домой.
Клеменс покинул Париж в 1777 году вместе с Йенсом Жюэлем и Симоном Мальго и отправился в Женеву , где сделал виньетки для » Шарля Бонне « Oeuvres d'histoire naturalle et de philosophie и офорт на основе Бонне работы Йенса Жюэля портрета . Портрет привлек большое внимание к навыкам Клеменса и привел к сотрудничеству двух художников на протяжении всей жизни.
Вернуться в Копенгаген
[ редактировать ]Он вернулся в Копенгаген осенью 1778 года, где его пожилой отец был болен и дряхл.
В 1779 году при поддержке Видевельта он был назначен королевским гравером и получил годовую зарплату, на которую мог содержать семью. Вместе с Джуэлем, которого в следующем году назначили придворным художником, он был занят созданием портретов для королевской семьи и знати в течение следующих десяти лет.
Он вернулся в Париж, чтобы жениться на невесте Мари Жанне Кревуазье 27 августа 1781 года. Они вместе вернулись в Копенгаген. Он научил свою новую жену, уже склонную к искусству, искусству гравюры на меди, и она стала в этом весьма искусной. Мари Жанна быстро попала в датскую творческую среду.
Отец Клеменса умер в 1782 году. В том же году Мария Жанна получила собственное приглашение поступить в Академию художеств в качестве художницы -пастелиста . Она была одной из первых женщин, удостоенных этой чести. Однако она так и не представила назначенную ей работу в Академию и, следовательно, так и не выполнила условия для членства.
В этот период Клеменс получил большую известность благодаря офортам, которые он создал для двух книжных заданий: сборника работ Йоханнеса Эвальда , основанного на рисунках Абильдгаарда, начатого в 1780 году, и другого, основанного на иллюстрациях его друга и покровителя Видевельта в 1783 году. Иллюстрации Клеменса 1780 года к первому тому сочинения Эвальда — к драматическому произведению «Адам и Ева» — были признаны неприличными и привели к перерыву в их сотрудничестве на несколько лет. Они продолжили сотрудничество с «Сократом» (1786) и « Ликкенсом Темпелем » («Храмом счастья»).
Клеменс занимал центральное место в художественной жизни и духе того времени и был активным участником научных и философских дискуссий эпохи Просвещения . В 1780-х годах он сотрудничал с Абильдгаардом в серии социальных, религиозных и политических сатир и критических статей. Подобно Юэлю и Абильдгаарду, он имел тесные связи с современными политическими кругами, и он и его жена были особенно близки с Чемберленом и маршалом суда Йоханом Бюловым.
Клеменс был впервые принят в члены Академии в 1786 году, представив гравюры « Кронпринс Фредерик » («Наследный принц Фредерик») и «Луиза Августа». Благодаря его огромному творческому таланту репутация Клеменса в Дании росла, и он находился в хорошей компании со своими современниками Николаем Абрахамом Абильдгаардом , Йоханом Мартином Прейслером , Йоханом Эдвардом Мандельбергом , Йоханнесом Видевельтом и Йенсом Юэлем .
Задания в Берлине и Лондоне
[ редактировать ]В 1787 году Клеменс был приглашен в Берлин для выполнения офорта по рисунку англичанина Э. Ф. Каннингема «Фридрих Великий едет домой после маневров в Потсдаме». Он получил королевское одобрение и отправился туда в следующем году. Он прожил в Берлине четыре года при далеко не приятных обстоятельствах, поскольку с Каннингемом было трудно работать. Он получил членство в Берлинской академии в 1788 году, и в том же году его работы были выставлены в Берлинской академии.
В 1789 году его гравюры по оригиналам Абильдгаарда появились в другом произведении Людвига Хольберга « Нильс Клим ». Его жена скончалась от туберкулеза в 1791 году в Берлине, оставив после себя девятилетнего сына. Двое других детей умерли молодыми.
Когда задание в Берлине было завершено, Клеменс в 1792 году с королевского разрешения отправился в Лондон, чтобы работать над новой гравюрой по мотивам произведения Джона Трамбулла « Смерть генерала Монтгомери при нападении на Квебек, 31 декабря 1775 года» . Эта работа принесла ему дополнительные заказы на гравюры на основе нескольких других картин Трамбулла и Бенджамина Уэста .
Он выставлялся в Салоне Шарлоттенборг в Копенгагене впервые в 1794 году, а затем снова в 1815 году. В Лондоне он женился на Энн Рис в 1795 году.
- Иллюстрация из роскошного издания 1789 года книги Людвига Хольберга « Подземное путешествие Нильса Клима» . Офорт Клеменса по рисунку Николая Абрахама Абильдгаарда .
- Смерть генерала Монтгомери при нападении на Квебек, декабрь 1775 года . Офорт Клеменса по мотивам картины Джона Трамбулла .
Его последние годы в Копенгагене
[ редактировать ]Он вернулся в Данию в 1795 году. Он получил квартиру в Академии в 1797 году и в последующие годы несколько раз работал казначеем Академии.
Его гравюра « Slaget på Reden » (Битва при Копенгагене) была создана в 1801 году по рисунку Кристиана Августа Лоренцена . На ней была изображена битва под руководством адмирала Горацио Нельсона , часть нападения англичан на Копенгаген ( Битва при Копенгагене (1801 г.) ) во время наполеоновских войн , которая достигла своего апогея 2 апреля 1801 года. Эта гравюра была очень популярна в свое время и была особенность во многих домах как проявление патриотизма. Сегодня оно также стало лучшей и наиболее достоверной иллюстрацией этой битвы.
Он был назначен профессором гравюры на меди в Академии в 1813 году после того, как его несколько раз обходили стороной, и, наконец, экстраординарным профессором Школы модельной живописи в 1818 году в возрасте 70 лет.
Его вторая жена умерла в 1824 году. В 1820-х годах он несколько раз выставлялся в Шарлоттенборге. Он умер 5 ноября 1831 года в возрасте 81 года.
Плоды долгой жизни
[ редактировать ]Он рано завоевал себе множество преданных сторонников и хороших друзей, среди которых были два самых выдающихся датских художника своего времени, Йенс Юэль и Николай Абрахам Абильдгаард, которые были жизненно важны для него как начинающего молодого гравера. Многие портреты Клеменса основаны на оригиналах Джуэля.
Он пережил многих своих современных друзей-художников, некоторых на несколько десятилетий, и смог утвердиться среди новых поколений художников, таких как Лоренцен и Кристоффер Вильгельм Эккерсберг . Он сделал офорты по мотивам нескольких своих произведений. В более поздние годы он экспериментировал с литографией , техникой печати, которая в последующие годы успешно конкурировала с гравюрой на меди.
Он был умелым, настойчивым и амбициозным и использовал свои социальные связи для достижения своих целей. Его общий тираж составляет около 400 отпечатков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- KID Kunst Index Danmark («Индекс искусства Дании»)
- Датская биографическая энциклопедия (« Dansk biografisk Leksikion »)
- Битва при Копенгагене (Редене) 2 апреля 1801 г.