Jump to content

Мадам де Помпадур

Мадам де Помпадур
Маркиза Помпадур
Портрет Шарля-Андре ван Лоо , ок. 1755 г.
Герб
Полное имя
Жанна Антуанетта Пуассон
Рожденный ( 1721-12-29 ) 29 декабря 1721 г.
Париж, Королевство Франция
Умер 15 апреля 1764 г. (15 апреля 1764 г.) (42 года)
Париж, Королевство Франция
Похороненный Монастырь капуцинов
Супруг (а)
Проблема
Отец Франсуа Пуассон
Мать Мадлен де Ла Мотт
Подпись
Занятие Главная фаворитка Людовика XV

Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур ( / ˈ p ɒ m p ə d ʊər / , Французский: [pɔ̃paduʁ] ; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), широко известная как мадам де Помпадур , была членом французского двора . Она была официальной главной фавориткой короля Людовика XV с 1745 по 1751 год и оставалась влиятельной фавориткой двора до самой своей смерти. [1]

Помпадур отвечала за расписание короля и была ценным помощником и советчиком, несмотря на ее слабое здоровье и множество политических врагов. Она обеспечила себе и своим родственникам дворянские титулы и создала сеть клиентов и сторонников. Она была особенно осторожна, чтобы не оттолкнуть популярную королеву Марию Лещиньскую . 8 февраля 1756 года маркиза де Помпадур была названа тринадцатой фрейлиной королевы, и эта должность считалась самой престижной при дворе, что удостоило ее почестей. [2]

Помпадур был крупным покровителем архитектуры и декоративного искусства , особенно фарфора . Она была покровительницей философов Просвещения , числе в том Вольтера .

Враждебно настроенные критики в то время обычно клеймили ее как человека, оказывающего злонамеренное политическое влияние, но историки настроены более благосклонно, подчеркивая ее успехи как покровительницы искусств и поборницы французской гордости. [3] Современные историки предполагают, что критиками Помпадур были вызваны опасения по поводу ниспровержения существующей иерархии, которую олицетворяли власть и влияние Помпадур как женщины, не рожденной в аристократической семье. [4] [ необходимы дополнительные ссылки ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года в Париже в семье Франсуа Пуассона и его жены Мадлен де Ла Мотт. Пуассон был управляющим братьев Пэрис, людей, которые в то время в первую очередь отвечали за финансирование французской экономики. [5] Предполагается, что ее биологическим отцом был либо богатый финансист Жан Пари де Монмартель, либо сборщик налогов ( генеральный фермер ) Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнем . [6] Ле Норман де Турнем стал ее законным опекуном, когда Франсуа Пуассон был вынужден покинуть страну в 1725 году после скандала из-за серии неоплаченных долгов. Такое преступление в то время каралось смертью; однако восемь лет спустя он был оправдан и ему разрешили вернуться во Францию.

В пятилетнем возрасте Жанну Антуанетту отправили получать самое лучшее на тот момент образование в урсулинский монастырь в Пуасси, где она завоевала восхищение своим остроумием и обаянием. [7] Из-за плохого здоровья, предположительно из-за коклюша, Жанна Антуанетта вернулась домой в январе 1730 года в возрасте 9 лет. [8] Мадлен отказалась допустить это, чтобы помешать ее дочери стать высокообразованной и образованной молодой женщиной, и записала Жанну-Антуанетту на частное репетиторство по ее возвращению в Париж. Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнехем взял на себя образование ребенка, не жалея средств. Жанну-Антуанетту «тренировали ораторскому искусству актер из «Комеди Франсез» и драматург Кребийон. Оперная певица Желиот научила ее петь», а также получила обширное образование в области гуманитарных наук, изобразительного искусства, музыки и светских нарядов. [9] В это время мать отвела ее к гадалке мадам де Лебон, которая предсказала, что однажды девочка будет править сердцем короля. Помпадур оставила гадалке в завещании 600 ливров за правильное предсказание невозможного.

Жанна Антуанетта за туалетным столиком красится (портрет Франсуа Буше, 1758 г.)

В возрасте двадцати лет Жанна Антуанетта вышла замуж за Шарля Гийома Ле Нормана д'Этиоля , племянника ее опекуна Шарля Ле Нормана де Турнехема, который инициировал брак и большие финансовые стимулы, которые с ним связаны. [2] 15 декабря 1740 года Турнехем сделал своего племянника своим единственным наследником, лишив наследства всех остальных своих племянников и племянниц: детей своих брата и сестры. [2] В их число входило поместье Этиоль, свадебный подарок ее опекуна, которое располагалось на окраине королевских охотничьих угодий в лесу Сенар . Когда она вышла замуж в 20 лет, она уже была известна во всех салонах Парижа своей красотой, умом и обилием обаяния. Говорят, что ее муж, г-н Ле Норман д'Этиоль, хотя поначалу был недоволен их браком, но быстро влюбился в мадам Помпадур. Их брак дал обеим сторонам то, в чем они отчаянно нуждались: г-н д'Этиоль получил «огромное приданое», которое вывело его из относительной бедности. Жанна-Антуанетта «обрела уровень респектабельности, который затмил сомнительное прошлое ее матери». [9] Поженившись, пара казалась очень влюбленной – Жанна-Антуанетта часто шутила, что никогда не оставит его ни ради кого – кроме, конечно, короля. У пары был сын, умерший в младенчестве, и дочь Александрин Ле Норман д'Этиоль, родившаяся в 1744 году, которая умерла в возрасте девяти лет. [10]

Посещение салонов

[ редактировать ]

Будучи замужней женщиной, Жанна-Антуанетта могла часто посещать знаменитые салоны Парижа, например те, которые устраивали Месдам де Тенсен, Жоффрен, дю Деффан и другие. В этих салонах она пересекалась с ведущими деятелями Просвещения, включая Вольтера , Шарля Пино Дюкло , Монтескье , Гельвеция и Бернара де Фонтенеля . Кроме того, Жанна-Антуанетта создала свой собственный салон в Этиоле, который посещали многие представители культурной элиты, среди них были Crébillon fils , Монтескье, кардинал де Берни и Вольтер. В этих кругах она научилась тонкому искусству беседы и развила острый ум, которым позже стала известна в Версале. [11]

Встреча с королем

[ редактировать ]

Благодаря ее участию в парижских салонах, а также ее грации и красоте, Людовик XV услышал имя Жанны Антуанетты, упомянутое при дворе еще в 1742 году. [12] В 1744 году Жанна-Антуанетта стремилась привлечь внимание короля, пока он руководил охотой в лесу Сенар. Поскольку она занимала поместье недалеко от этого места, ей было разрешено следовать за королевской свитой на расстоянии. Однако, желая привлечь внимание короля, Жанна-Антуанетта проехала прямо перед королем, один раз в розовом фаэтоне в синем платье, а другой раз в синем фаэтоне в розовом платье. Король послал ей в подарок оленину. [13] Хотя нынешняя любовница короля Мария Анна де Майи по имени мадам де Шатору предупредила Жанну Антуанетту, должность стала вакантной 8 декабря 1744 года, когда Шатору умер. [14] 24 февраля 1745 года Жанна-Антуанетта получила официальное приглашение присутствовать на бал-маскараде, состоявшемся 25 февраля в Версальском дворце в честь свадьбы дофина Людовика Французского с инфантой Марией Терезой Испанской . [15] Именно на этом балу король, замаскированный вместе с семью придворными под тис, публично заявил о своей привязанности к Жанне-Антуанетте. Перед всем двором и королевской семьей Людовик разоблачил себя перед Жанной-Антуанеттой, которая была одета как Диана-Охотница в связи с их встречей в лесу Сенар. [16]

Знакомство с судом

[ редактировать ]
Портрет мадам де Помпадур и собака у подножья ее туфель (портрет Франсуа Буше , 1756 г.)

К марту она стала любовницей короля и поселилась в Версале в квартире прямо над ним. [17] 7 мая было объявлено об официальном расставании между ней и ее мужем. [6] Чтобы предстать перед судом, ей требовался титул. Король приобрел маркиз Помпадур ее 24 июня и передал поместье с титулом и гербом Жанне Антуанетте, сделав маркизой . [6] 14 сентября 1745 года мадам де Помпадур официально появилась перед королем в присутствии двоюродной сестры короля, принцессы Конти . Будучи преисполнена решимости обеспечить себе место при дворе, Жанна-Антуанетта немедленно попыталась наладить хорошие отношения с королевской семьей. После того, как королева вовлекла Помпадур в разговор, спросив об общей знакомой, мадам де Сэссак, Помпадур ответила с восторгом, поклявшись в своем уважении и верности Марии Лещинской . Королева, в свою очередь, отдавала предпочтение Жанне-Антуанетте, а не другим любовницам короля. Помпадур быстро освоила манерный придворный этикет. Однако ее мать умерла на Рождество того же года и не дожила до того, чтобы увидеть достижение дочери, ставшей бесспорной королевской любовницей. [18]

Королевская любовница

[ редактировать ]

Благодаря своему положению придворной фаворитки Помпадур обладала значительной властью и влиянием. 12 октября 1752 года она была возведена в звание герцогини, а в 1756 году — до звания фрейлины королевы, самого благородного звания, возможного для женщины при дворе. Помпадур фактически играл роль премьер-министра, становясь ответственным за назначения на должности, льготы и увольнения, а также внося свой вклад во внутреннюю и внешнюю политику. [19]

Мадам де Помпадур в роли Дианы -охотницы (портрет Жана-Марка Наттье , 1746 г.)

В 1755 году к ней обратился Венцель Антон, принц Кауниц-Ритбергский , видный австрийский дипломат, с просьбой вмешаться в переговоры, которые привели к заключению Версальского договора . [20] Это было началом дипломатической революции , в результате которой Франция стала союзником своего бывшего врага Австрии.

В рамках этих изменившихся союзов европейские державы вступили в Семилетнюю войну , в которой Франция, Австрия и Россия противостояли Великобритании и Пруссии. Франция потерпела поражение от пруссаков в битве при Россбахе в 1757 году и в конечном итоге уступила американские колонии британцам. После Россбаха мадам де Помпадур якобы утешила короля ныне знаменитым: « au reste, après nous, le Déluge » («Кроме того, после нас наступит Потоп »). [21] Франция вышла из войны ослабленной и практически банкротом.

Мадам де Помпадур настойчиво поддерживала эту политику, и когда кардинал де Берни подвел ее, она привела Шуазеля к власти, поддерживала и направляла его во всех его планах: Пакте семьи , подавлении иезуитов и Парижском договоре. (1763) . Победы Великобритании в войне позволили ей превзойти Францию ​​как ведущую колониальную державу – в чем обычно обвиняли Помпадура. [ нужна ссылка ]

Помпадур защищала школу физиократа (ее руководителем был Кенэ , ее собственный врач), которая проложила путь теориям Адама Смита . Она также защищала Энциклопедию под редакцией Дени Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера от тех, в том числе от архиепископа Парижа Кристофа де Бомона , который стремился запретить ее. [22] В первом романе Дидро » « Нескромные драгоценности персонажи Мангогула и Мирзозы являются аллегориями Людовика XV и Помпадура соответственно. Дидро изобразил Помпадур в лестном свете, скорее всего, чтобы обеспечить ей поддержку «Энциклопедии» . [23] В библиотеке Помпадур хранился экземпляр « Нескромных красавиц» , что может объяснить, почему корона не преследовала Дидро за такую ​​неосмотрительность по отношению к королю. [24]

У маркизы было много врагов среди королевских придворных, которые считали позором, что король таким образом компрометирует себя с простолюдинкой. Она была очень чувствительна к бесконечным клеветам, называемым пуассоннадами , аналогом мазаринады против кардинала Мазарини и игре слов на ее фамилию Пуассон , что по-французски означает «рыба». Лишь с большой неохотой Людовик предпринял карательные меры против своих известных врагов, таких как Луи Франсуа Арман дю Плесси, герцог де Ришелье . [ нужна ссылка ]

Друг короля

[ редактировать ]
Жан Батист Пигаль: Мадам де Помпадур в роли «Дружбы» (Лувр)

Мадам де Помпадур смогла пользоваться таким влиянием при дворе благодаря неоценимой роли, которую она играла как друг и доверенное лицо короля. В отличие от предыдущих любовниц Людовика XV, Помпадур оказала неоценимую помощь королю, став единственным человеком, которому Людовик доверял и на которого можно было рассчитывать, что он скажет ему правду. Помпадур была незаменимым утешением для Людовика, склонного к меланхолии и скуке. Она одна была способна увлечь и развлечь его и развлекала Людовика элегантными частными вечеринками и операми, послеобеденными охотами и путешествиями по различным замкам и квартирам. Иногда с его помощью она даже приглашала его жену, королеву Марию Лещинскую. [25]

Примерно в 1750 году роль мадам де Помпадур как подруги короля стала ее единственной ролью, поскольку она прекратила сексуальные отношения с королем. [26] Конец этих сексуальных отношений был частично связан с плохим здоровьем Помпадур, поскольку она страдала от последствий коклюша , повторяющихся простуд и бронхита , кровохарканья, головных болей, трех выкидышей у короля, а также неподтвержденного случая белей . [27] Кроме того, Помпадур призналась, что ей «не повезло иметь очень холодный темперамент», и попытки повысить ее либидо с помощью диеты из трюфелей , сельдерея и ванили не увенчались успехом. [28] Более того, в 1750 году юбилейный год заставил короля покаяться в своих грехах и отказаться от своей любовницы. Чтобы закрепить свое неизменное значение фаворитки перед лицом этих препятствий, Помпадур взяла на себя роль «друга короля», о чем она объявила посредством художественного покровительства. Заявление Помпадур было наиболее заметно объявлено благодаря ее заказу Жаном Батистом Пигалем скульптуры, изображающей ее как Amitié [дружба], предлагающей себя ныне утраченной подвесной скульптуре Людовика XV. [29] У Помпадур также была похожая скульптура, изображенная на ее портрете, написанном Франсуа Буше в 1759 году. [4] [30]

Освящение и замок Сент-Уан [31]

[ редактировать ]

Построенный во второй половине 17 века, замок Сен-Уан (недалеко от Парижа, в департаменте Сена-Сен-Дени) принадлежал престижным герцогам Жевре до его разрушения в 1821 году, чтобы построить настоящий замок. для графини дю Кайла. После продажи своего замка Креси [ фр ] маркиза де Помпадур неожиданно не купила Сент-Уан, а получила выгоду от узуфрукта этой резиденции с 1759 года до своей смерти в 1764 году.

План замка, первоначально спроектированный Антуаном Лепотром , имел классическую U-образную форму и состоял из длинного фасада с двумя крыльями, продолжающими основной корпус, обращенного к реке Сене со стороны сада.

Оригинальность Сен-Уана заключалась в его внутреннем расположении: основной корпус состоял из трех «итальянских салонов», убранство которых было полностью изменено семьей Слодц в 1750-х годах для семьи Жевре. Во французской архитектуре «итальянский салон» — это помещение, занимающее всю высоту здания: запоминающимся примером является Большой салон в Во-ле-Виконт .

В дополнение к этой планировке, как только мадам де Помпадур приобрела поместье, был запланирован обширный проект реорганизации всех зданий (включая конюшни и пристройки) стоимостью более 500 000 ливров. Ввиду отсутствия первоначального плана было предложено вернуть первый этаж. Похоже, что архитектором, руководившим этой реорганизацией, был Анж-Жак Габриэль , который в то время руководил всеми ремонтными и строительными работами различных резиденций мадам де Помпадур. Используя центральный «Итальянский салон» в качестве основы, для короля была создана квартира как аналог квартиры герцогини де Помпадур, превратив престижный замок Сент-Уан в отражение ее собственного статуса – символ ее социальных и политических достижений.

Исторические заблуждения

[ редактировать ]

Несмотря на заблуждения, увековеченные ее современниками и большей частью исторических дискуссий, Помпадур не дополняла свою роль любовницы, нанимая вместо короля любовниц. После прекращения сексуальных отношений Помпадур с Людовиком король встретился с молодыми женщинами в доме в Версале, созданном специально для этой цели и названном Парк-о-Серф , или Оленьий парк. Это был не гарем, как часто описывают; одновременно в нем проживала только одна женщина. Помпадур не принимала в этом участия, кроме как принять это как «необходимость». [32] Единственным вкладом Помпадур в Оленьий парк было то, что она приняла его как выгодную альтернативу сопернице при дворе, поскольку она заявила: «Я хочу его сердца! Все эти маленькие девочки без образования не отнимут его у меня. Я бы не стала». будь так спокоен, если бы я увидел какую-нибудь хорошенькую женщину при дворе или в столице, пытающуюся завоевать его». [33]

Покровитель и участник искусств

[ редактировать ]
Мадам де Помпадур, пастель Мориса Кантена де Латура , показанная в Парижском салоне , 1755 год ( Лувр )

Мадам де Помпадур была влиятельной покровительницей искусств, сыгравшей центральную роль в превращении Парижа в признанную столицу вкуса и культуры в Европе. Этого влияния она достигла благодаря назначению своего опекуна Шарля Франсуа Поля Ле Нормана де Турнема, а затем и ее брата Абеля-Франсуа Пуассона на пост генерального директора Bâtiments , который контролировал государственную политику и расходы на искусство. [34] Она отстаивала французскую гордость, построив, а затем полностью купив фарфоровый завод в Севре в 1759 году, который стал одним из самых известных производителей фарфора в Европе и обеспечил квалифицированные рабочие места для региона. [35] Помпадур покровительствовал многочисленным скульпторам и художникам-портретистам, среди них придворный художник Жан-Марк Наттье , в 1750-х годах Франсуа Буше , Жан-Батист Ревейон и Франсуа-Юбер Друэ . [22] Она покровительствовала Жаку Гуэ , граверу по драгоценным камням , который научил ее гравировать на ониксе , яшме и других полудрагоценных камнях. [36]

Помпадур оказала большое влияние и стимулировала инновации в так называемом стиле рококо в изобразительном и декоративном искусстве: например, благодаря ее покровительству таким художникам, как Буше, и постоянному обновлению пятнадцати резиденций, которые она держала вместе с Луи. [37] Как и Помпадур, этот стиль подвергался критике со стороны некоторых как пагубное «женское» влияние, несмотря на то, что его разделяли как мужчины, так и женщины. [4] Однако также широко признано, что мадам де Помпадур сотрудничала с выдающимися художниками, чтобы привлечь внимание короля и одновременно улучшить свой общественный имидж. Эскиз поместье утраченного портрета Помпадур, выполненный Буше, находится в комнате Старемберг в Уоддесдон, построенном бароном Фердинандом де Ротшильдом , в окружении севрского фарфора, еще одной отрасли, на которую она оказала большое влияние и ввела инновации посредством личного распространения через международную сеть своей собственной клиентуры.

Помимо поддержки искусств в качестве мецената, Помпадур также участвовала в них более непосредственно. Помимо того, что она была одной из немногих практиков гравировки драгоценных камней в XVIII веке, она была известной театральной актрисой в пьесах, поставленных в ее частных театрах в Версале и Бельвю . [4] Некоторые произведения искусства, созданные под руководством Помпадур другими руками, в частности портрет мадам де Помпадур в ее туалете работы Буше 1758 года , можно рассматривать как результат сотрудничества с Помпадур. [4]

Мадам де Помпадур считается гравером-любителем, делавшим печатные гравюры с помощью Буше. [4] У нее было гравировальное оборудование для создания репродукций работ Буше и Гуэ, привезенное в ее личные апартаменты в Версале. [38]

Ее политический ум также можно объяснить ее большой коллекцией книг. Она собирала влиятельные книги, такие как « История Стюартов» , напечатанная в 1760 году на ее собственной типографии, которую можно определить по отметкам ее рук, расположенным на обложке. Барон Фердинанд де Ротшильд, заядлый коллекционер XIX века из Лондона и поместья Уоддесдон, собрал ряд ее книг, включая эту ранее упомянутую книгу и копию ее опубликованного каталога книг 1764 года, в котором перечислена вся ее коллекция. [39]

произведение искусства

[ редактировать ]

Мадам де Помпадур создала 52 гравюры с рисунками Буше по гравюрам Гуэя на драгоценных камнях. [40] Ее коллекция работ в виде книги называется Suite d'Estampes Gravées Par Madame la Marquise de Pompadour d'Apres les Pierres Gravées de Guay, Graveur du Roy , [41] на английском языке это серия гравюр, выгравированных мадам маркизой де Помпадур по гравированным камням Гуэ, гравера короля .

Личное портфолио мадам де Помпадур было найдено в рукописной комнате Художественного музея Уолтерса историком искусства Сьюзен Вейгер. [42]

Некоторые искусствоведы спорят, следует ли считать ее соавтором художников, находящихся под ее покровительством, поскольку нет никаких документов о том, какой вклад Помпадур могла внести в работы; чья идея и чей состав так и останутся загадкой. [43]

Список музеев и библиотек с копией ее портфолио.
Гений музыки ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.


Ее мемориальный портрет закончился в 1764 году после ее смерти, но был начат еще при ее жизни Франсуа-Юбером Друэ.

Людовик XV оставался преданным Помпадур до ее смерти от туберкулеза в 1764 году в возрасте 42 лет. [44] Луи выхаживал ее во время болезни. Даже ее враги восхищались ее мужеством в последние мучительные недели. Вольтер писал: «Я очень опечален смертью мадам де Помпадур. Я был ей в долгу и оплакиваю ее из благодарности. красивая женщина, делающая блестящую карьеру, должна умереть в возрасте сорока двух лет». [45] Однако многие из ее врагов испытали огромное облегчение. Глядя на дождь во время отъезда гроба своей любовницы из Версаля, опустошенный король, как сообщается, сказал: «La Marquise n'aura pas de beau temps pour son voyage» («У маркизы не будет хорошей погоды для ее путешествия»). [46] Похоронена в Couvent des Capucines в Париже.

Образы в кино и на телевидении

[ редактировать ]

Мадам де Помпадур неоднократно изображалась на экране в кино и на телевидении, начиная с 1924 года с Полетт Дюваль в паре с Рудольфом Валентино в фильме «Месье Бокер» . Три года спустя вышел биографический фильм «Мадам Помпадур» режиссёра Герберта Уилкокса , в котором её сыграла Дороти Гиш . Другие актрисы, сыгравшие ее, включают:

[ редактировать ]
  1. ^ Элеонора Херман, Секс с королями: 500 лет прелюбодеяния, власти, соперничества и мести (Нью-Йорк: Barnes and Noble, 2011), 9 и Гир Шарлотта и Марина Вайзи, Великие женщины-коллекционеры (Лондон: Филип Уилсон, 1999), 45.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Алгрант, Кристин Певитт (2002). Мадам де Помпадур Мистри из Франции . Нью-Йорк: Гроув Пресс. стр. 9, 13, 115, 187.
  3. ^ Джеймс А. Монкюр, изд. Исследовательский справочник по европейской исторической биографии: с 1450 г. по настоящее время (4 том, 1992 г.); 4: 1646–53
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайд, Мелисса (2000). «Макияж» маркизы: Портрет Помпадур за туалетом работы Буше. Художественный вестник . 82 (3): 453–475. дои : 10.2307/3051397 . JSTOR   3051397 .
  5. ^ Митфорд, Нэнси (2001). Мадам де Помпадур . Интернет-архив: New York Review Books. п. 21.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Антуан, Людовик XV , Файард, Париж (1989), стр. 493–95.
  7. ^ Кристин Певитт, мадам де Помпадур: хозяйка Франции (Нью-Йорк: Grove Press, 2003), 8–9
  8. ^ Джонс Колин, Мадам Де Помпадур: Образы любовницы (Лондон: Национальная галерея, 2002), 60 и Розамонд Хупер-Хамерсли, Охота за Жанной-Антуанеттой де Помпадур: покровительство, политика, искусство и французское просвещение (Лэнхэм: Лексингтон Букс, 2011), 62.
  9. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Тесс (2003). « Мадам де Помпадур: Высокопреосвященство без чести ». Хадсон Ревью . 56 (2): 303–314. дои : 10.2307/3853245 . JSTOR   3853245 .
  10. ^ Томас Кайзер, «Мадам де Помпадур и театры власти», French Historical Studies 19:4 (1996): 1027.
  11. ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 66 и 72.
  12. ^ Жак Леврон, Помпадур (Лондон: Аллен и Анвин, 1963), 29.
  13. ^ Хупер-Хамерсли, Охота, 71 и Леврон, Помпадур , 29.
  14. ^ Эвелин Левер, Мадам де Помпадур: Жизнь (Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 2003), 23 года и Певитт, Мадам де Помпадур , 31 год.
  15. ^ Маргарет Кросланд, Мадам де Помпадур: Секс, культура и игра во власть (Страуд: Саттон, 2002), 44.
  16. ^ Хупер-Хамерсли, Охота, 89.
  17. ^ «Мадам де Помпадур» . Архивировано 8 ноября 2014 года на официальном сайте Wayback Machine Château de Versailles . Проверено 31 июля 2013 г.
  18. ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 99–100.
  19. ^ Элиза Гудман, Портреты мадам де Помпадур: празднование Femme Savante (Беркли: University of California Press, 2000), 11.
  20. ^ Аманда Форман, Нэнси Митфорд (2001). Мадам де Помпадур . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 213. ИСБН  9780940322653 .
  21. ^ Герман, Секс с королями, 9.
  22. ^ Перейти обратно: а б Эвелин Левер, Кэтрин Темерсон (сентябрь 2003 г.). «Гл.16 — Покровительница искусств» . Мадам де Помпадур: Жизнь . Макмиллан. п. 176. ИСБН  9780312310509 .
  23. ^ Жан Франсуа, де Лагарп (1817). Средняя школа, или Курсы древней и современной литературы: Том 2 . Париж: Et. Леду и Тенре. п. 371.
  24. ^ Деплоаж, Йерун; Денекере, Гита, ред. (2006). Мистификация монарха: исследования дискурса, власти и истории . [Амстердам]: Издательство Амстердамского университета. п. 153. ИСБН  9789053567678 . OCLC   85838955 .
  25. ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 102.
  26. ^ Познер, Дональд (1990). «Мадам де Помпадур как покровительница изобразительного искусства». Художественный вестник . 72 (1): 74–105 (81). дои : 10.2307/3045718 . JSTOR   3045718 . .
  27. Леврон, Помпадур , 119 и Колен, мадам Де Помпадур , 60.
  28. ^ Хупер-Хамерсли, «Охота», 121.
  29. ^ Кэтрин К. Гордон, «Мадам де Помпадур, Пигаль и иконография дружбы», The Art Bulletin 50:3 (1968): 248.
  30. ^ «Официальный сайт Лувра» . 1758.
  31. ^ Гийом Гарсия-Моро, «Замок Сен-Уан и мадам де Помпадур», Бюллетень Французского общества истории искусств, 2003, стр. 221–240 Читать статью
  32. ^ Митфорд, мадам де Помпадур, 190.
  33. ^ Певитт, мадам де Помпадур, 159.
  34. Познер, «Мадам де Помпадур», 74.
  35. ^ Сара Коффин, Рококо: Непрерывная кривая, 1730–2008 (Нью-Йорк: Купер-Хьюитт, Национальный музей дизайна, 2008), 89.
  36. ^ Младший, Флетчер Уильям (1897). Переплетное дело в Англии и Франции . Рипол Классик. п. 70. ИСБН  978-1-141-52870-7 . Проверено 25 августа 2014 г.
  37. ^ Познер, «Мадам де Помпадур», 74–6.
  38. ^ Штейн, Перрин (10 января 2013 г.). Художник и любитель: Офорт во Франции XVIII века . 1000 Пятая авеню, Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 3, 5, 125, 179. ISBN.  978-1-58839-498-9 .
  39. ^ Джейкобс, Рэйчел (2 марта 2018 г.). «Красивые книги и переплеты» . Проверено 30 ноября 2018 г.
  40. ^ Адемар, Жан (1964). Графика XVIII века (2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. С. 43, 106, 108, 113.
  41. ^ Вагер, Сьюзен (2017). «Вновь открыта самая ранняя известная версия «Д'Эстамп» мадам де Помпадур». Журнал Берлингтон . 159 (1369): 285.
  42. ^ Стамберг, Сьюзен. «Больше, чем любовница: мадам де Помпадур была министром искусств» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
  43. ^ Гордон, Олден Р. (осень 2003 г.). «В поисках неуловимой мадам де Помпадур». Исследования восемнадцатого века . 37 (1): 91–111. дои : 10.1353/ecs.2003.0062 . S2CID   144477737 .
  44. ^ Певитт, мадам де Помпадур, 225.
  45. ^ Аманда Форман, Нэнси Митфорд (2001). Мадам де Помпадур . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 272. ИСБН  9780940322653 .
  46. ^ Рэймидж, Крауфурд Тейт (1866). Красивые мысли французских и итальянских авторов: с английскими переводами и жизнью авторов . Э. Хауэлл. п. 379 .
  47. ^ Пиксли, Эндрю (6 ноября 2006 г.). «Эпизод 4: Девушка в камине ». Журнал «Доктор Кто» – «Спутник второй серии» (специальный выпуск 14): 44–50.
  48. ^ Казанова (2015) на IMDb
  49. ^ Перейти обратно: а б Холмс, Ричард (2002). Красный мундир (мягкая обложка). Лондон: ХарперКоллинз . п. 43. ИСБН  978-0-00-653152-4 .
  50. ^ Адамс, Сесил (27 сентября 1985 г.). «Бокалы для шампанского были созданы по образцу груди мадам де Помпадур?» . Прямой наркотик . Проверено 6 мая 2007 г.
  51. ^ Оперетта: Театральная история . Psychology Press, 2003, стр. 269–80, ISBN   0-415-96641-8
  52. ^ Блум, Кен (2004). Бродвей: его история, люди и места - энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 338. ИСБН  9780415937047 .
  53. ^ «Анри Матисс. Мадам де Помпадур» . Музей искусств округа Лос-Анджелес . Проверено 26 апреля 2011 г.
  54. ^ «История бриллиантов огранки маркиза» . Даймонд Рокс (Лондон). 14 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2016 г.
  55. ^ «Мадам де Помпадур» . Мадам де Помпадур . Проверено 26 апреля 2011 г.
  56. ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Издательская группа Гринвуд. стр. 309 . ISBN  9780313331459 .
  57. ^ «Либретто – Пике Дам – КАРЕОЛ» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Историография

[ редактировать ]
  • Монкюр, Джеймс А. изд. Исследовательский путеводитель по европейской исторической биографии: с 1450 г. по настоящее время (4 тома, 1992 г.); 4: 1646–53
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 962c2c02a0981044d95192b7f72a6075__1721592540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/75/962c2c02a0981044d95192b7f72a6075.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madame de Pompadour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)