Мадам де Помпадур
Мадам де Помпадур | |
---|---|
Маркиза Помпадур | |
![]() Портрет Шарля-Андре ван Лоо , ок. 1755 г. | |
Герб | ![]() |
Полное имя | Жанна Антуанетта Пуассон |
Рожденный | Париж, Королевство Франция | 29 декабря 1721 г.
Умер | 15 апреля 1764 г. Париж, Королевство Франция | (42 года)
Похороненный | Монастырь капуцинов |
Супруг (а) | |
Проблема |
|
Отец | Франсуа Пуассон |
Мать | Мадлен де Ла Мотт |
Подпись | |
Занятие | Главная фаворитка Людовика XV |
Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур ( / ˈ p ɒ m p ə d ʊər / , Французский: [pɔ̃paduʁ] ; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), широко известная как мадам де Помпадур , была членом французского двора . Она была официальной главной фавориткой короля Людовика XV с 1745 по 1751 год и оставалась влиятельной фавориткой двора до самой своей смерти. [1]
Помпадур отвечала за расписание короля и была ценным помощником и советчиком, несмотря на ее слабое здоровье и множество политических врагов. Она обеспечила себе и своим родственникам дворянские титулы и создала сеть клиентов и сторонников. Она была особенно осторожна, чтобы не оттолкнуть популярную королеву Марию Лещиньскую . 8 февраля 1756 года маркиза де Помпадур была названа тринадцатой фрейлиной королевы, и эта должность считалась самой престижной при дворе, что удостоило ее почестей. [2]
Помпадур был крупным покровителем архитектуры и декоративного искусства , особенно фарфора . Она была покровительницей философов Просвещения , числе в том Вольтера .
Враждебно настроенные критики в то время обычно клеймили ее как человека, оказывающего злонамеренное политическое влияние, но историки настроены более благосклонно, подчеркивая ее успехи как покровительницы искусств и поборницы французской гордости. [3] Современные историки предполагают, что критиками Помпадур были вызваны опасения по поводу ниспровержения существующей иерархии, которую олицетворяли власть и влияние Помпадур как женщины, не рожденной в аристократической семье. [4] [ необходимы дополнительные ссылки ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года в Париже в семье Франсуа Пуассона и его жены Мадлен де Ла Мотт. Пуассон был управляющим братьев Пэрис, людей, которые в то время в первую очередь отвечали за финансирование французской экономики. [5] Предполагается, что ее биологическим отцом был либо богатый финансист Жан Пари де Монмартель, либо сборщик налогов ( генеральный фермер ) Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнем . [6] Ле Норман де Турнем стал ее законным опекуном, когда Франсуа Пуассон был вынужден покинуть страну в 1725 году после скандала из-за серии неоплаченных долгов. Такое преступление в то время каралось смертью; однако восемь лет спустя он был оправдан и ему разрешили вернуться во Францию.
В пятилетнем возрасте Жанну Антуанетту отправили получать самое лучшее на тот момент образование в урсулинский монастырь в Пуасси, где она завоевала восхищение своим остроумием и обаянием. [7] Из-за плохого здоровья, предположительно из-за коклюша, Жанна Антуанетта вернулась домой в январе 1730 года в возрасте 9 лет. [8] Мадлен отказалась допустить это, чтобы помешать ее дочери стать высокообразованной и образованной молодой женщиной, и записала Жанну-Антуанетту на частное репетиторство по ее возвращению в Париж. Шарль Франсуа Поль Ле Норман де Турнехем взял на себя образование ребенка, не жалея средств. Жанну-Антуанетту «тренировали ораторскому искусству актер из «Комеди Франсез» и драматург Кребийон. Оперная певица Желиот научила ее петь», а также получила обширное образование в области гуманитарных наук, изобразительного искусства, музыки и светских нарядов. [9] В это время мать отвела ее к гадалке мадам де Лебон, которая предсказала, что однажды девочка будет править сердцем короля. Помпадур оставила гадалке в завещании 600 ливров за правильное предсказание невозможного.
Свадьба
[ редактировать ]
В возрасте двадцати лет Жанна Антуанетта вышла замуж за Шарля Гийома Ле Нормана д'Этиоля , племянника ее опекуна Шарля Ле Нормана де Турнехема, который инициировал брак и большие финансовые стимулы, которые с ним связаны. [2] 15 декабря 1740 года Турнехем сделал своего племянника своим единственным наследником, лишив наследства всех остальных своих племянников и племянниц: детей своих брата и сестры. [2] В их число входило поместье Этиоль, свадебный подарок ее опекуна, которое располагалось на окраине королевских охотничьих угодий в лесу Сенар . Когда она вышла замуж в 20 лет, она уже была известна во всех салонах Парижа своей красотой, умом и обилием обаяния. Говорят, что ее муж, г-н Ле Норман д'Этиоль, хотя поначалу был недоволен их браком, но быстро влюбился в мадам Помпадур. Их брак дал обеим сторонам то, в чем они отчаянно нуждались: г-н д'Этиоль получил «огромное приданое», которое вывело его из относительной бедности. Жанна-Антуанетта «обрела уровень респектабельности, который затмил сомнительное прошлое ее матери». [9] Поженившись, пара казалась очень влюбленной – Жанна-Антуанетта часто шутила, что никогда не оставит его ни ради кого – кроме, конечно, короля. У пары был сын, умерший в младенчестве, и дочь Александрин Ле Норман д'Этиоль, родившаяся в 1744 году, которая умерла в возрасте девяти лет. [10]
Посещение салонов
[ редактировать ]Будучи замужней женщиной, Жанна-Антуанетта могла часто посещать знаменитые салоны Парижа, например те, которые устраивали Месдам де Тенсен, Жоффрен, дю Деффан и другие. В этих салонах она пересекалась с ведущими деятелями Просвещения, включая Вольтера , Шарля Пино Дюкло , Монтескье , Гельвеция и Бернара де Фонтенеля . Кроме того, Жанна-Антуанетта создала свой собственный салон в Этиоле, который посещали многие представители культурной элиты, среди них были Crébillon fils , Монтескье, кардинал де Берни и Вольтер. В этих кругах она научилась тонкому искусству беседы и развила острый ум, которым позже стала известна в Версале. [11]
Встреча с королем
[ редактировать ]Благодаря ее участию в парижских салонах, а также ее грации и красоте, Людовик XV услышал имя Жанны Антуанетты, упомянутое при дворе еще в 1742 году. [12] В 1744 году Жанна-Антуанетта стремилась привлечь внимание короля, пока он руководил охотой в лесу Сенар. Поскольку она занимала поместье недалеко от этого места, ей было разрешено следовать за королевской свитой на расстоянии. Однако, желая привлечь внимание короля, Жанна-Антуанетта проехала прямо перед королем, один раз в розовом фаэтоне в синем платье, а другой раз в синем фаэтоне в розовом платье. Король послал ей в подарок оленину. [13] Хотя нынешняя любовница короля Мария Анна де Майи по имени мадам де Шатору предупредила Жанну Антуанетту, должность стала вакантной 8 декабря 1744 года, когда Шатору умер. [14] 24 февраля 1745 года Жанна-Антуанетта получила официальное приглашение присутствовать на бал-маскараде, состоявшемся 25 февраля в Версальском дворце в честь свадьбы дофина Людовика Французского с инфантой Марией Терезой Испанской . [15] Именно на этом балу король, замаскированный вместе с семью придворными под тис, публично заявил о своей привязанности к Жанне-Антуанетте. Перед всем двором и королевской семьей Людовик разоблачил себя перед Жанной-Антуанеттой, которая была одета как Диана-Охотница в связи с их встречей в лесу Сенар. [16]
Знакомство с судом
[ редактировать ]
К марту она стала любовницей короля и поселилась в Версале в квартире прямо над ним. [17] 7 мая было объявлено об официальном расставании между ней и ее мужем. [6] Чтобы предстать перед судом, ей требовался титул. Король приобрел маркиз Помпадур ее 24 июня и передал поместье с титулом и гербом Жанне Антуанетте, сделав маркизой . [6] 14 сентября 1745 года мадам де Помпадур официально появилась перед королем в присутствии двоюродной сестры короля, принцессы Конти . Будучи преисполнена решимости обеспечить себе место при дворе, Жанна-Антуанетта немедленно попыталась наладить хорошие отношения с королевской семьей. После того, как королева вовлекла Помпадур в разговор, спросив об общей знакомой, мадам де Сэссак, Помпадур ответила с восторгом, поклявшись в своем уважении и верности Марии Лещинской . Королева, в свою очередь, отдавала предпочтение Жанне-Антуанетте, а не другим любовницам короля. Помпадур быстро освоила манерный придворный этикет. Однако ее мать умерла на Рождество того же года и не дожила до того, чтобы увидеть достижение дочери, ставшей бесспорной королевской любовницей. [18]
Королевская любовница
[ редактировать ]Благодаря своему положению придворной фаворитки Помпадур обладала значительной властью и влиянием. 12 октября 1752 года она была возведена в звание герцогини, а в 1756 году — до звания фрейлины королевы, самого благородного звания, возможного для женщины при дворе. Помпадур фактически играл роль премьер-министра, становясь ответственным за назначения на должности, льготы и увольнения, а также внося свой вклад во внутреннюю и внешнюю политику. [19]

В 1755 году к ней обратился Венцель Антон, принц Кауниц-Ритбергский , видный австрийский дипломат, с просьбой вмешаться в переговоры, которые привели к заключению Версальского договора . [20] Это было началом дипломатической революции , в результате которой Франция стала союзником своего бывшего врага Австрии.
В рамках этих изменившихся союзов европейские державы вступили в Семилетнюю войну , в которой Франция, Австрия и Россия противостояли Великобритании и Пруссии. Франция потерпела поражение от пруссаков в битве при Россбахе в 1757 году и в конечном итоге уступила американские колонии британцам. После Россбаха мадам де Помпадур якобы утешила короля ныне знаменитым: « au reste, après nous, le Déluge » («Кроме того, после нас наступит Потоп »). [21] Франция вышла из войны ослабленной и практически банкротом.
Мадам де Помпадур настойчиво поддерживала эту политику, и когда кардинал де Берни подвел ее, она привела Шуазеля к власти, поддерживала и направляла его во всех его планах: Пакте семьи , подавлении иезуитов и Парижском договоре. (1763) . Победы Великобритании в войне позволили ей превзойти Францию как ведущую колониальную державу – в чем обычно обвиняли Помпадура. [ нужна ссылка ]
Помпадур защищала школу физиократа (ее руководителем был Кенэ , ее собственный врач), которая проложила путь теориям Адама Смита . Она также защищала Энциклопедию под редакцией Дени Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера от тех, в том числе от архиепископа Парижа Кристофа де Бомона , который стремился запретить ее. [22] В первом романе Дидро » « Нескромные драгоценности персонажи Мангогула и Мирзозы являются аллегориями Людовика XV и Помпадура соответственно. Дидро изобразил Помпадур в лестном свете, скорее всего, чтобы обеспечить ей поддержку «Энциклопедии» . [23] В библиотеке Помпадур хранился экземпляр « Нескромных красавиц» , что может объяснить, почему корона не преследовала Дидро за такую неосмотрительность по отношению к королю. [24]
У маркизы было много врагов среди королевских придворных, которые считали позором, что король таким образом компрометирует себя с простолюдинкой. Она была очень чувствительна к бесконечным клеветам, называемым пуассоннадами , аналогом мазаринады против кардинала Мазарини и игре слов на ее фамилию Пуассон , что по-французски означает «рыба». Лишь с большой неохотой Людовик предпринял карательные меры против своих известных врагов, таких как Луи Франсуа Арман дю Плесси, герцог де Ришелье . [ нужна ссылка ]
Друг короля
[ редактировать ]
Мадам де Помпадур смогла пользоваться таким влиянием при дворе благодаря неоценимой роли, которую она играла как друг и доверенное лицо короля. В отличие от предыдущих любовниц Людовика XV, Помпадур оказала неоценимую помощь королю, став единственным человеком, которому Людовик доверял и на которого можно было рассчитывать, что он скажет ему правду. Помпадур была незаменимым утешением для Людовика, склонного к меланхолии и скуке. Она одна была способна увлечь и развлечь его и развлекала Людовика элегантными частными вечеринками и операми, послеобеденными охотами и путешествиями по различным замкам и квартирам. Иногда с его помощью она даже приглашала его жену, королеву Марию Лещинскую. [25]
Примерно в 1750 году роль мадам де Помпадур как подруги короля стала ее единственной ролью, поскольку она прекратила сексуальные отношения с королем. [26] Конец этих сексуальных отношений был частично связан с плохим здоровьем Помпадур, поскольку она страдала от последствий коклюша , повторяющихся простуд и бронхита , кровохарканья, головных болей, трех выкидышей у короля, а также неподтвержденного случая белей . [27] Кроме того, Помпадур призналась, что ей «не повезло иметь очень холодный темперамент», и попытки повысить ее либидо с помощью диеты из трюфелей , сельдерея и ванили не увенчались успехом. [28] Более того, в 1750 году юбилейный год заставил короля покаяться в своих грехах и отказаться от своей любовницы. Чтобы закрепить свое неизменное значение фаворитки перед лицом этих препятствий, Помпадур взяла на себя роль «друга короля», о чем она объявила посредством художественного покровительства. Заявление Помпадур было наиболее заметно объявлено благодаря ее заказу Жаном Батистом Пигалем скульптуры, изображающей ее как Amitié [дружба], предлагающей себя ныне утраченной подвесной скульптуре Людовика XV. [29] У Помпадур также была похожая скульптура, изображенная на ее портрете, написанном Франсуа Буше в 1759 году. [4] [30]
Освящение и замок Сент-Уан [31]
[ редактировать ]Построенный во второй половине 17 века, замок Сен-Уан (недалеко от Парижа, в департаменте Сена-Сен-Дени) принадлежал престижным герцогам Жевре до его разрушения в 1821 году, чтобы построить настоящий замок. для графини дю Кайла. После продажи своего замка Креси маркиза де Помпадур неожиданно не купила Сент-Уан, а получила выгоду от узуфрукта этой резиденции с 1759 года до своей смерти в 1764 году.
План замка, первоначально спроектированный Антуаном Лепотром , имел классическую U-образную форму и состоял из длинного фасада с двумя крыльями, продолжающими основной корпус, обращенного к реке Сене со стороны сада.
Оригинальность Сен-Уана заключалась в его внутреннем расположении: основной корпус состоял из трех «итальянских салонов», убранство которых было полностью изменено семьей Слодц в 1750-х годах для семьи Жевре. Во французской архитектуре «итальянский салон» — это помещение, занимающее всю высоту здания: запоминающимся примером является Большой салон в Во-ле-Виконт .
В дополнение к этой планировке, как только мадам де Помпадур приобрела поместье, был запланирован обширный проект реорганизации всех зданий (включая конюшни и пристройки) стоимостью более 500 000 ливров. Ввиду отсутствия первоначального плана было предложено вернуть первый этаж. Похоже, что архитектором, руководившим этой реорганизацией, был Анж-Жак Габриэль , который в то время руководил всеми ремонтными и строительными работами различных резиденций мадам де Помпадур. Используя центральный «Итальянский салон» в качестве основы, для короля была создана квартира как аналог квартиры герцогини де Помпадур, превратив престижный замок Сент-Уан в отражение ее собственного статуса – символ ее социальных и политических достижений.
Исторические заблуждения
[ редактировать ]Несмотря на заблуждения, увековеченные ее современниками и большей частью исторических дискуссий, Помпадур не дополняла свою роль любовницы, нанимая вместо короля любовниц. После прекращения сексуальных отношений Помпадур с Людовиком король встретился с молодыми женщинами в доме в Версале, созданном специально для этой цели и названном Парк-о-Серф , или Оленьий парк. Это был не гарем, как часто описывают; одновременно в нем проживала только одна женщина. Помпадур не принимала в этом участия, кроме как принять это как «необходимость». [32] Единственным вкладом Помпадур в Оленьий парк было то, что она приняла его как выгодную альтернативу сопернице при дворе, поскольку она заявила: «Я хочу его сердца! Все эти маленькие девочки без образования не отнимут его у меня. Я бы не стала». будь так спокоен, если бы я увидел какую-нибудь хорошенькую женщину при дворе или в столице, пытающуюся завоевать его». [33]
Покровитель и участник искусств
[ редактировать ]
Мадам де Помпадур была влиятельной покровительницей искусств, сыгравшей центральную роль в превращении Парижа в признанную столицу вкуса и культуры в Европе. Этого влияния она достигла благодаря назначению своего опекуна Шарля Франсуа Поля Ле Нормана де Турнема, а затем и ее брата Абеля-Франсуа Пуассона на пост генерального директора Bâtiments , который контролировал государственную политику и расходы на искусство. [34] Она отстаивала французскую гордость, построив, а затем полностью купив фарфоровый завод в Севре в 1759 году, который стал одним из самых известных производителей фарфора в Европе и обеспечил квалифицированные рабочие места для региона. [35] Помпадур покровительствовал многочисленным скульпторам и художникам-портретистам, среди них придворный художник Жан-Марк Наттье , в 1750-х годах Франсуа Буше , Жан-Батист Ревейон и Франсуа-Юбер Друэ . [22] Она покровительствовала Жаку Гуэ , граверу по драгоценным камням , который научил ее гравировать на ониксе , яшме и других полудрагоценных камнях. [36]
Помпадур оказала большое влияние и стимулировала инновации в так называемом стиле рококо в изобразительном и декоративном искусстве: например, благодаря ее покровительству таким художникам, как Буше, и постоянному обновлению пятнадцати резиденций, которые она держала вместе с Луи. [37] Как и Помпадур, этот стиль подвергался критике со стороны некоторых как пагубное «женское» влияние, несмотря на то, что его разделяли как мужчины, так и женщины. [4] Однако также широко признано, что мадам де Помпадур сотрудничала с выдающимися художниками, чтобы привлечь внимание короля и одновременно улучшить свой общественный имидж. Эскиз поместье утраченного портрета Помпадур, выполненный Буше, находится в комнате Старемберг в Уоддесдон, построенном бароном Фердинандом де Ротшильдом , в окружении севрского фарфора, еще одной отрасли, на которую она оказала большое влияние и ввела инновации посредством личного распространения через международную сеть своей собственной клиентуры.
Помимо поддержки искусств в качестве мецената, Помпадур также участвовала в них более непосредственно. Помимо того, что она была одной из немногих практиков гравировки драгоценных камней в XVIII веке, она была известной театральной актрисой в пьесах, поставленных в ее частных театрах в Версале и Бельвю . [4] Некоторые произведения искусства, созданные под руководством Помпадур другими руками, в частности портрет мадам де Помпадур в ее туалете работы Буше 1758 года , можно рассматривать как результат сотрудничества с Помпадур. [4]
Мадам де Помпадур считается гравером-любителем, делавшим печатные гравюры с помощью Буше. [4] У нее было гравировальное оборудование для создания репродукций работ Буше и Гуэ, привезенное в ее личные апартаменты в Версале. [38]
Ее политический ум также можно объяснить ее большой коллекцией книг. Она собирала влиятельные книги, такие как « История Стюартов» , напечатанная в 1760 году на ее собственной типографии, которую можно определить по отметкам ее рук, расположенным на обложке. Барон Фердинанд де Ротшильд, заядлый коллекционер XIX века из Лондона и поместья Уоддесдон, собрал ряд ее книг, включая эту ранее упомянутую книгу и копию ее опубликованного каталога книг 1764 года, в котором перечислена вся ее коллекция. [39]
произведение искусства
[ редактировать ]Мадам де Помпадур создала 52 гравюры с рисунками Буше по гравюрам Гуэя на драгоценных камнях. [40] Ее коллекция работ в виде книги называется Suite d'Estampes Gravées Par Madame la Marquise de Pompadour d'Apres les Pierres Gravées de Guay, Graveur du Roy , [41] на английском языке это серия гравюр, выгравированных мадам маркизой де Помпадур по гравированным камням Гуэ, гравера короля .
Личное портфолио мадам де Помпадур было найдено в рукописной комнате Художественного музея Уолтерса историком искусства Сьюзен Вейгер. [42]
Некоторые искусствоведы спорят, следует ли считать ее соавтором художников, находящихся под ее покровительством, поскольку нет никаких документов о том, какой вклад Помпадур могла внести в работы; чья идея и чей состав так и останутся загадкой. [43]
- Список музеев и библиотек с копией ее портфолио.
- Художественный музей Уолтерса, Балтимор
- Музей Метрополитена , Нью-Йорк
- Британский музей , Лондон
- Бостонский музей изящных искусств
- Библиотека Арсенала , Париж
- Коллекция Ротшильдов, Лувр
- Библиотека Труа

- Младенец Вакх ; гравюра мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Леда ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Собака ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Подношение Богу Терме (или Терминусу) ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Любовь ; Гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Любовь, дарящая букет ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Любовь, жертвующая ради дружбы ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755.
- Мирная любовь в эпоху справедливости ; гравированная печать мадам де Помпадур по рисунку Буше по гравированному драгоценному камню Гуэя ок. 1755 г.
Смерть
[ редактировать ]
Людовик XV оставался преданным Помпадур до ее смерти от туберкулеза в 1764 году в возрасте 42 лет. [44] Луи выхаживал ее во время болезни. Даже ее враги восхищались ее мужеством в последние мучительные недели. Вольтер писал: «Я очень опечален смертью мадам де Помпадур. Я был ей в долгу и оплакиваю ее из благодарности. красивая женщина, делающая блестящую карьеру, должна умереть в возрасте сорока двух лет». [45] Однако многие из ее врагов испытали огромное облегчение. Глядя на дождь во время отъезда гроба своей любовницы из Версаля, опустошенный король, как сообщается, сказал: «La Marquise n'aura pas de beau temps pour son voyage» («У маркизы не будет хорошей погоды для ее путешествия»). [46] Похоронена в Couvent des Capucines в Париже.
Образы в кино и на телевидении
[ редактировать ]Мадам де Помпадур неоднократно изображалась на экране в кино и на телевидении, начиная с 1924 года с Полетт Дюваль в паре с Рудольфом Валентино в фильме «Месье Бокер» . Три года спустя вышел биографический фильм «Мадам Помпадур» режиссёра Герберта Уилкокса , в котором её сыграла Дороти Гиш . Другие актрисы, сыгравшие ее, включают:
- Анни Алерс ( «Мадам Помпадур» , 1931)
- Дорис Кеньон ( Вольтер , 1933)
- Жанна Буатель ( Remontons les Champs-Elysées , 1938)
- Хиллари Брук ( месье Бокер , 1946)
- Женевьева Паж ( Фанфан-тюльпан , 1952)
- Мишлин Прель ( Королевские дела в Версале , 1954)
- Моник Лепаж ( Le Courrier du roy , 1958)
- Эльфи Майерхофер ( Мадам Помпадур , 1960)
- Ноэми Надельманн ( Мадам Помпадур , 1996)
- Катя Флинт ( Молодой Казанова 2002)
- Элен де Фужероль ( Фанфан ла Тюльпан , 2003)
- София Майлс (во взрослом возрасте) и Джессика Аткинс (в детстве) в « Девушке в камине », эпизоде BBC научно-фантастического сериала «Доктор Кто» , 2006 год. [47]
- Элен де Фужероль ( Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур , ТВ, 2006)
- Бояна Новакович ( «Казанова» , 2015) [48]
В популярной культуре
[ редактировать ]- 56- й (Западный Эссекс) пеший полк , подразделение британской армии , существовавшее с 1755 по 1881 год, получил прозвище «Помпадур», так как пурпурная отделка униформы полка якобы была любимым цветом Помпадура . [49] Некоторые солдаты полка предпочитали утверждать, что это был цвет ее нижнего белья . [49] Его преемник, Эссексский полк , сохранил цвет и прозвище.
- Иногда утверждается, что « купе де шампанское» (бокал для французского шампанского) был создан по форме ее груди, хотя, вероятно, это не так. [50]
- «Мадам Помпадур» , немецкая оперетта на музыку Лео Фаля , книгу и слова Рудольфа Шанцера и Эрнста Велиша , которая также имела успешные адаптации в Лондоне (1923) и на Бродвее , где в 1924 году открылся Театр Мартина Бека . [51] [52]
- За свою жизнь она была героем нескольких портретов. [53]
- По легенде, бриллиант огранки «маркиз », также называемый «наветт», был заказан Людовиком XV, чтобы напоминать рот мадам де Помпадур. [54] [55]
- Прическа Помпадур была названа в честь мадам де Помпадур. [56]
- Во втором акте Чайковского оперы «Пиковая дама » роль графини напоминает великие имена артистов ее прошлого: «а иногда даже лично маркизу де Помпадур!» [57]
- Она упоминается в первой строчке песни Джонни Мерсера «Personality» при участии группы Pied Pipers.
- Мадам Де Помпадур — одна из главных героинь « Девушки в камине », четвертого эпизода второй серии второго выпуска «Доктора Кто» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элеонора Херман, Секс с королями: 500 лет прелюбодеяния, власти, соперничества и мести (Нью-Йорк: Barnes and Noble, 2011), 9 и Гир Шарлотта и Марина Вайзи, Великие женщины-коллекционеры (Лондон: Филип Уилсон, 1999), 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Алгрант, Кристин Певитт (2002). Мадам де Помпадур Мистри из Франции . Нью-Йорк: Гроув Пресс. стр. 9, 13, 115, 187.
- ^ Джеймс А. Монкюр, изд. Исследовательский справочник по европейской исторической биографии: с 1450 г. по настоящее время (4 том, 1992 г.); 4: 1646–53
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайд, Мелисса (2000). «Макияж» маркизы: Портрет Помпадур за туалетом работы Буше. Художественный вестник . 82 (3): 453–475. дои : 10.2307/3051397 . JSTOR 3051397 .
- ^ Митфорд, Нэнси (2001). Мадам де Помпадур . Интернет-архив: New York Review Books. п. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Антуан, Людовик XV , Файард, Париж (1989), стр. 493–95.
- ^ Кристин Певитт, мадам де Помпадур: хозяйка Франции (Нью-Йорк: Grove Press, 2003), 8–9
- ^ Джонс Колин, Мадам Де Помпадур: Образы любовницы (Лондон: Национальная галерея, 2002), 60 и Розамонд Хупер-Хамерсли, Охота за Жанной-Антуанеттой де Помпадур: покровительство, политика, искусство и французское просвещение (Лэнхэм: Лексингтон Букс, 2011), 62.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Тесс (2003). « Мадам де Помпадур: Высокопреосвященство без чести ». Хадсон Ревью . 56 (2): 303–314. дои : 10.2307/3853245 . JSTOR 3853245 .
- ^ Томас Кайзер, «Мадам де Помпадур и театры власти», French Historical Studies 19:4 (1996): 1027.
- ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 66 и 72.
- ^ Жак Леврон, Помпадур (Лондон: Аллен и Анвин, 1963), 29.
- ^ Хупер-Хамерсли, Охота, 71 и Леврон, Помпадур , 29.
- ^ Эвелин Левер, Мадам де Помпадур: Жизнь (Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 2003), 23 года и Певитт, Мадам де Помпадур , 31 год.
- ^ Маргарет Кросланд, Мадам де Помпадур: Секс, культура и игра во власть (Страуд: Саттон, 2002), 44.
- ^ Хупер-Хамерсли, Охота, 89.
- ^ «Мадам де Помпадур» . Архивировано 8 ноября 2014 года на официальном сайте Wayback Machine Château de Versailles . Проверено 31 июля 2013 г.
- ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 99–100.
- ^ Элиза Гудман, Портреты мадам де Помпадур: празднование Femme Savante (Беркли: University of California Press, 2000), 11.
- ^ Аманда Форман, Нэнси Митфорд (2001). Мадам де Помпадур . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 213. ИСБН 9780940322653 .
- ^ Герман, Секс с королями, 9.
- ^ Перейти обратно: а б Эвелин Левер, Кэтрин Темерсон (сентябрь 2003 г.). «Гл.16 — Покровительница искусств» . Мадам де Помпадур: Жизнь . Макмиллан. п. 176. ИСБН 9780312310509 .
- ^ Жан Франсуа, де Лагарп (1817). Средняя школа, или Курсы древней и современной литературы: Том 2 . Париж: Et. Леду и Тенре. п. 371.
- ^ Деплоаж, Йерун; Денекере, Гита, ред. (2006). Мистификация монарха: исследования дискурса, власти и истории . [Амстердам]: Издательство Амстердамского университета. п. 153. ИСБН 9789053567678 . OCLC 85838955 .
- ^ Хупер-Хамерсли, Охота , 102.
- ^ Познер, Дональд (1990). «Мадам де Помпадур как покровительница изобразительного искусства». Художественный вестник . 72 (1): 74–105 (81). дои : 10.2307/3045718 . JSTOR 3045718 . .
- ↑ Леврон, Помпадур , 119 и Колен, мадам Де Помпадур , 60.
- ^ Хупер-Хамерсли, «Охота», 121.
- ^ Кэтрин К. Гордон, «Мадам де Помпадур, Пигаль и иконография дружбы», The Art Bulletin 50:3 (1968): 248.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . 1758.
- ^ Гийом Гарсия-Моро, «Замок Сен-Уан и мадам де Помпадур», Бюллетень Французского общества истории искусств, 2003, стр. 221–240 Читать статью
- ^ Митфорд, мадам де Помпадур, 190.
- ^ Певитт, мадам де Помпадур, 159.
- ↑ Познер, «Мадам де Помпадур», 74.
- ^ Сара Коффин, Рококо: Непрерывная кривая, 1730–2008 (Нью-Йорк: Купер-Хьюитт, Национальный музей дизайна, 2008), 89.
- ^ Младший, Флетчер Уильям (1897). Переплетное дело в Англии и Франции . Рипол Классик. п. 70. ИСБН 978-1-141-52870-7 . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ Познер, «Мадам де Помпадур», 74–6.
- ^ Штейн, Перрин (10 января 2013 г.). Художник и любитель: Офорт во Франции XVIII века . 1000 Пятая авеню, Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 3, 5, 125, 179. ISBN. 978-1-58839-498-9 .
- ^ Джейкобс, Рэйчел (2 марта 2018 г.). «Красивые книги и переплеты» . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Адемар, Жан (1964). Графика XVIII века (2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. С. 43, 106, 108, 113.
- ^ Вагер, Сьюзен (2017). «Вновь открыта самая ранняя известная версия «Д'Эстамп» мадам де Помпадур». Журнал Берлингтон . 159 (1369): 285.
- ^ Стамберг, Сьюзен. «Больше, чем любовница: мадам де Помпадур была министром искусств» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
- ^ Гордон, Олден Р. (осень 2003 г.). «В поисках неуловимой мадам де Помпадур». Исследования восемнадцатого века . 37 (1): 91–111. дои : 10.1353/ecs.2003.0062 . S2CID 144477737 .
- ^ Певитт, мадам де Помпадур, 225.
- ^ Аманда Форман, Нэнси Митфорд (2001). Мадам де Помпадур . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 272. ИСБН 9780940322653 .
- ^ Рэймидж, Крауфурд Тейт (1866). Красивые мысли французских и итальянских авторов: с английскими переводами и жизнью авторов . Э. Хауэлл. п. 379 .
- ^ Пиксли, Эндрю (6 ноября 2006 г.). «Эпизод 4: Девушка в камине ». Журнал «Доктор Кто» – «Спутник второй серии» (специальный выпуск 14): 44–50.
- ^ Казанова (2015) на IMDb
- ^ Перейти обратно: а б Холмс, Ричард (2002). Красный мундир (мягкая обложка). Лондон: ХарперКоллинз . п. 43. ИСБН 978-0-00-653152-4 .
- ^ Адамс, Сесил (27 сентября 1985 г.). «Бокалы для шампанского были созданы по образцу груди мадам де Помпадур?» . Прямой наркотик . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Оперетта: Театральная история . Psychology Press, 2003, стр. 269–80, ISBN 0-415-96641-8
- ^ Блум, Кен (2004). Бродвей: его история, люди и места - энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 338. ИСБН 9780415937047 .
- ^ «Анри Матисс. Мадам де Помпадур» . Музей искусств округа Лос-Анджелес . Проверено 26 апреля 2011 г.
- ^ «История бриллиантов огранки маркиза» . Даймонд Рокс (Лондон). 14 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ «Мадам де Помпадур» . Мадам де Помпадур . Проверено 26 апреля 2011 г.
- ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Издательская группа Гринвуд. стр. 309 . ISBN 9780313331459 .
- ^ «Либретто – Пике Дам – КАРЕОЛ» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алгрант, Кристин Певитт. Мадам де Помпадур: Хозяйка Франции (2003) отрывок и текстовый поиск
- Джонс, Колин. Мадам де Помпадур: Образы любовницы (2002), автор - ведущий ученый.
- Митфорд, Нэнси. Мадам де Помпадур (1954) отрывок и текстовый поиск
Историография
[ редактировать ]- Монкюр, Джеймс А. изд. Исследовательский путеводитель по европейской исторической биографии: с 1450 г. по настоящее время (4 тома, 1992 г.); 4: 1646–53
Внешние ссылки
[ редактировать ]

