Jump to content

Пиковая дама (опера)

Пиковая дама
Опера Петра Ильича Чайковского.
Чайковский (в центре) с Николаем и Медеей Фигнер , исполнявшими партии Германа и Лизы в премьере 1890 года.
Родное название
Пиковая дама
Либреттист Модест Чайковский
Язык Русский
На основе Пиковая дама
Александр Пушкин
Премьера
19 декабря 1890 г. ( 19 декабря 1890 г. )
Мариинский театр , Санкт-Петербург

Пиковая дама или Пике-дама , [а] Op. 68 ( Russian : Пиковая дама , Pikovaya dama listen Петра либретто 1834 года, но La Dame de Pique ) — опера в трёх действиях (семи картинах) Ильича Чайковского русское на брата композитора Модеста Чайковского , по мотивам одноимённой повести Александра Пушкина с драматическим измененный сюжет. Премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. [2]

История состава

[ редактировать ]

Императорский театр предложил Чайковскому написать оперу по эскизу Ивана Всеволожского в 1887/88 году. Первоначально отвергнув его, Чайковский принял его в 1889 году. Ближе к концу того же года он встретился с руководством театра, чтобы обсудить материал и набросать некоторые сцены.

Он завершил всю партитуру во Флоренции всего за 44 дня. [2] Позже, работая с тенором, который должен был исполнять главную роль, он создал две версии арии Германа в седьмой сцене, в разных тональностях. Изменения можно найти в корректурах и вкладышах к первому и второму изданиям печатной версии партитуры. Сочиняя музыку, Чайковский существенно отредактировал либретто, изменив часть текста и добавив к двум ариям свои тексты.

История выступлений

[ редактировать ]

Герман, главный герой, поет во всех семи сценах. Это требует от исполнителя большого мастерства и выдержки. Партия была написана для выдающегося российского тенора Николая Фигнера и он исполнил ее на премьере. его жена Медея Мей-Фигнер Роль Лизы исполнила .

Сам композитор принял участие в подготовке петербургской премьеры. Критики дали восторженные отзывы. Позже Чайковский писал: «Фигнер и петербургский оркестр... сотворили настоящие чудеса». Успех премьеры был огромен. Столь же успешно опера имела успех на киевской премьере двенадцать дней спустя. Премьера в Большом театре состоялась в следующем году. Чайковский был чрезвычайно доволен своей работой.

Санкт-Петербург и мировая премьера

Киевская премьера

  • Дата : 31 декабря (19 декабря OS) 1890 г. [2]
  • Место :
  • Conductor : Iosif Pribik

Московская премьера

Другие известные выступления

  • 11 или 12 октября 1892 г., Прага, первое выступление за пределами России; под управлением Адольфа Чеха в присутствии композитора (в исполнении на чешском языке, пер. В. Я. Новотного) [4]
  • 1902, первое выступление в Вене, Венская государственная опера под управлением Густава Малера. [5]
  • 1904, Москва, Большой театр , дирижёр С. Рахманинов. [6]
  • 5 марта 1910 года, Метрополитен-опера , Нью-Йорк, первое выступление в США (на немецком языке), дирижёр Густав Малер. [7]
  • 29 мая 1915 г., Лондон, первое выступление в Англии (на русском языке); в главной роли Владимир Розинг . [8]
  • 27 декабря 1972 года, Метрополитен-опера, Нью-Йорк, первое исполнение на русском языке (это было первое исполнение Метрополитен-опера русской оперы на языке оригинала).
Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Санкт-Петербургская премьера,
19 декабря ( OS 7 декабря) 1890 г.
Дирижер: Эдуард Направник
Киевская премьера,
31 декабря (OS 19 декабря) 1890 г.
Дирижер: Йозеф Пржибик [ cs ]
Bolshoy Theatre, Moscow premiere,
4 ноября 1891 г.
Conductor: Ippolit Al'tani
Герман тенор Николай Фигнер Mikhail Medvedev  [ ru ] Михаил Медведев
Граф Томский баритон Ivan Melnikov Николай Дементьев Богомир Корсов
Князь Елецкий баритон Leonid Yakovlev Иоаким Тартаков Pavel Khokhlov
Чекалинский тенор Vasilyev II Alexander Davydov
я умер бас Ялмар Фрей
Чаплицкий тенор Константин Кондараки
Нарумов бас Vladimir Sobolev Иван Матчинский
Ведущий церемоний тенор Василий Ефимов
Графиня меццо-сопрано Марья Славина Мария Смирнова Aleksandra Krutikova
Лиза сопрано Медея Мей-Фигнер Aleksandra Matsulevich Mariya Deysha-Sionitskaya
Polina контральто Mariya Dolina Вера Гнучева
Гувернантка меццо-сопрано Мария-Вильгельмина Пильц (Пилтс)
Masha сопрано Yulya Yunosova
Мальчик-командир разговорный
Красивый сопрано Ольга Ольгина
Миловзор контральто Нина Фриде (Фриде) Varvara Pavlenkova
Златогор баритон Aleksandr Klimov II Aleksandr Strijevskiy
Хор, немые роли: Няньки, гувернантки, кормилицы, колясочники, дети, игроки.
Акт 2 Развлечения
Прилепа, или Хлоя сопрано
Миловзор, или Дафнис контральто
Златогор, или Плутос баритон
Хор, немые роли: Амур , Гименей , пастухи и пастушки.

Примечание : Партии контральто Миловзора и Полины и баритоновые партии Златогора и Томского могут исполняться одними и теми же певцами. Прилепу иногда играли в паре с Лизой, хотя Чайковский, в отличие от других, не одобрял этого дублирования. [9]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Время : конец XVIII века.

Место : Санкт-Петербург , Россия

сцена 1

Во время правления Екатерины Великой Санкт-Петербурга играют дети, (1762–1796 гг.) в Летнем саду изображающие солдат. Входят два офицера — Цурин и Чекалинский, первый жалуется на невезение в азартных играх. Они отмечают, что другой офицер, Герман, кажется, одержим игровым столом, но никогда не делает ставок, будучи бережливым и методичным. Появляется Герман с Томским, который отмечает, что его друг почти не похож на прежнего себя: его что-нибудь беспокоит? Герман признается, что влюблен в девушку выше его положения, имени которой даже не знает. Когда офицер князь Елецкий прогуливается в парк, Чекалинский поздравляет его с недавней помолвкой. Елецкий заявляет о своем счастье, а Герман, в стороне, с завистью проклинает его. Елецкий указывает на свою невесту Лизу, только что появившуюся у бабушки, старой графини. Увидев Германа, две женщины отмечают, что видели его раньше, глядя на них с пугающей напряженностью. Герман понимает, что Лиза — его неизвестная возлюбленная. Когда Елецкий и женщины уходят, Герман задумался, пока другие офицеры обсуждают графиню: известную как Пиковая дама, а раньше как Московская Венера, благодаря своей красоте она в юности преуспела в азартных играх, променяв любовные услуги на формула победы Граф Сен-Жермен в Париже. Томский говорит, что только двое мужчин, ее муж, а позже и ее молодой любовник, когда-либо узнали секрет игры в три особые карты, потому что привидение предупредило ее остерегаться «третьего жениха», который убьет ее, пытаясь вырвать ее из игры. ее. Размышляя о выигрышной последовательности из трех карт, остальные легкомысленно предполагают, что именно таким образом Герман может выиграть, не рискуя деньгами. Под угрозой приближающегося грома все уходят, кроме Германа, который клянется узнать тайну графини.

сцена 2

Дома Лиза играет на спинете , пока они с подругой Полиной поют дуэтом о деревенском вечере. Их друзья просят услышать еще, и Полина начинает грустную балладу, за которой следует танцевальная песня. Веселье нарастает, а Лиза остается задумчиво в стороне. Гувернантка упрекает девочек за то, что они занимаются неприличными народными танцами , и просит посетителей уйти. Полина, ушедшая последней, призывает Лизу взбодриться; Лиза отвечает, что после бури наступает прекрасная ночь, и просит горничную Машу не закрывать французские окна на балконе. Наедине Лиза выражает свое недовольство помолвкой; ее взволновал романтический вид молодого человека в парке. К ее шоку, на балконе появляется Герман. Утверждая, что собирается застрелиться из-за ее помолвки с другим, он умоляет ее сжалиться над ним. Когда слышится стук графини, Лиза прячет Германа и открывает дверь старухе, которая велит ей закрыть окна и лечь спать. После того, как графиня уходит в отставку, Лиза просит Германа уйти, но ее чувства предают ее, и она падает в его объятия.

сцена 1

Вскоре после этого на балу-маскараде товарищи Германа комментируют его одержимость тайной выигрышных карт. Елецкий проходит с Лизой, отмечая ее печаль и заверяя ее в своей любви (« Я вас люблю », «Я люблю тебя»). Герман получает записку от Лизы с просьбой встретиться с ней позже. Цурин и Чекалинский подкрадываются к нему сзади, намереваясь подшутить над ним, бормоча, что он «третий жених», который узнает тайну графини, а затем растворяются в толпе, пока Герман задается вопросом, слышит ли он что-нибудь. Ведущий объявляет картину с пастушками. Лиза подсовывает Герману ключ от бабушкиной комнаты, говоря, что старухи на следующий день не будет, но Герман настаивает на том, чтобы прийти той же ночью. Думая, что судьба передает ему тайну графини, он уходит. Внимание гостей обращается на скорый приезд Екатерины Великой, для чего полонез Осипа Козловского звучит и поется .

сцена 2

Герман пробирается в комнату графини и зачарованно смотрит на ее портрет в образе «московской Венеры»; размышляя о том, как, по его мнению, связаны их судьбы: один из них умрет из-за другого. Он слишком долго задерживается, прежде чем успевает пройти в комнату Лизы, и слышит приближающуюся свиту графини, поэтому скрывается при приближении старушки. Графиня сожалеет о нравах дня и вспоминает лучшие времена своей юности, когда она пела в Версале « Je crains de lui parler la nuit » («Я боюсь говорить с ним ночью», на французском языке; ария Лоретты из Андре Гретри опера «Ришар Львиное Сердце» ) до самой Помпадур . Когда она дремлет, перед ней стоит Герман. Она просыпается в ужасе, когда он умоляет ее рассказать ему ее секрет. Когда она теряет дар речи, он приходит в отчаяние и угрожает ей пистолетом, от чего она умирает от испуга. Лиза вбегает только для того, чтобы узнать, что любовник, которому она отдала свое сердце, больше интересовался тайной графини. Она приказывает ему уйти и падает, рыдая.

сцена 1

В своей казарменной комнате под завывание зимнего ветра Герман читает письмо Лизы, которая хочет, чтобы он встретил ее в полночь на берегу реки. Ему кажется, что он слышит хор на похоронах старой графини, а затем его пугает стук в окно. Появляется призрак старухи, объявляющий, что против своей воли она должна рассказать ему тайну, чтобы он мог жениться и спасти Лизу. Ошеломленный, Герман повторяет три карты, которые она ему говорит: тройку, семерку и туз.

сцена 2

У Зимней канавки Лиза ждет Германа: уже около полуночи, и хотя она цепляется за тщетную надежду, что он все еще любит ее, она видит, как ее молодость и счастье поглощаются тьмой. Наконец он появляется, но, произнеся слова утешения, начинает дико лепетать о графине и ее тайне. Уже не узнавая Лизы, он бросается прочь. Понимая, что все потеряно, она кончает жизнь самоубийством.

сцена 3

В игорном доме сослуживцы Германа заканчивают ужин и собираются играть в фараон . Елецкий, который раньше не играл в азартные игры, присоединяется к группе, потому что его помолвка расторгнута: «невезучий в любви, удачливый в картах». Томский развлекает остальных песней. Затем Чекалинский ведет традиционную картежную песню. Собираясь играть, они удивляются, когда приходит Герман, дикий и рассеянный. Елецкий чувствует конфронтацию и просит Томского быть его секундантом, если произойдет дуэль. Герман, намереваясь только делать ставки, начинает с огромной ставки в 40 000 рублей . Он ставит троих и выигрывает, расстраивая остальных своим маниакальным выражением лица. Затем он ставит семерку и снова выигрывает. При этом он берет бокал с вином и заявляет, что жизнь — всего лишь игра. Елецкий принимает вызов и делает ставку на следующий раунд. Герман ставит все, что у него есть, на туза, но когда он показывает свою карту, ему говорят, что у него на руках пиковая дама. Увидев смеющийся над ее местью призрак графини, Герман покончил с собой и просит прощения у Елецкого и Лизы. Остальные молятся за его измученную душу.

Основные арии и числа

[ редактировать ]
Акт 1
Aria : "I don't even know her name" «Я имени еë не знаю» ( Ya imyeni yeyo nye znayu ) (Herman)
Aria : "Once in Versailles (Three Cards)" «Однажды в Версале (Три Карты)» ( Odnazhdï v Versalye (Tri kartï) ) (Tomsky)
Romance : "Lovely lady friends" «Подруги милые» ( Podrugi milïe ) (Polina)
Ариозо : «К чему эти слезы» « Откуда эти слезы » (Лиза)
Aria : "Forgive me, celestial creature" «Прости, небесное созданье» ( Prosti, nyebesnoye sozdanye ) (Herman)
Акт 2
Ария : «Я люблю тебя безмерно» « Я вас люблю » (Елецкий)
Ария : «Je crains de lui parler la nuit» («Я боюсь разговаривать с ним ночью», на французском языке) (Графиня)
Акт 3
Ариозо : «Я от горя измучена» «Топор! истомилаць я гопем» ( Ах! Истомилась я горем ) (Лиза)
Song : "If pretty girls could fly like birds" «Если б милые девицы» ( Yesli b milïye dyevitsï ) (Tomsky)
Aria : "What is our life? A game!" «Что наша жизнь? Игра!» ( Shto nasha zhizn? Igra! ) (Herman)

Инструментарий

[ редактировать ]

Источник: Исследования Чайковского.

  • Струнные : скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы.
  • Деревянные духовые инструменты : три флейты (3-й дублирующий пикколо), два гобоя (первый дублирующий английский рожок), два кларнета (си-бемоль, ля), бас-кларнет (си-бемоль), два фагота.
  • Духовые : четыре валторны (F), две трубы (си-бемоль, ля), три тромбона, туба.
  • Перкуссия : литавры, малый барабан, большой барабан.
  • Другое : арфа, фортепиано
[ редактировать ]

«Жизнь — это игра» ( рус . «Что наша жизнь? Игра!» ( Што наша жизнь? Игра! ), буквально «Что наша жизнь? Игра!»), цитата из третьего акта оперы, стала пословица на русском языке. Что? Где? Когда? , викторина и одно из самых популярных телешоу в России и странах бывшего СССР, начинается с музыкальной цитаты из оперы, в которой Герман поет фразу «Жизнь - это игра».

Примечания

  1. ^ Титул «Пиковая дама» возник в немецкоязычных странах и теперь также используется в английском языке. [1] Хотя Пике-Дам — это галлицизм , фактический французский титул — Дама-де-Пик . [1]

Цитаты

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdaa286ab588dd77170ae8e9d5a9a08c__1713141600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/8c/cdaa286ab588dd77170ae8e9d5a9a08c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Queen of Spades (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)