Пиковая дама (опера)
Пиковая дама | |
---|---|
Опера Петра Ильича Чайковского. | |
![]() Чайковский (в центре) с Николаем и Медеей Фигнер , исполнявшими партии Германа и Лизы в премьере 1890 года. | |
Родное название | Пиковая дама |
Либреттист | Модест Чайковский |
Язык | Русский |
На основе | Пиковая дама Александр Пушкин |
Премьера | 19 декабря 1890 г. Мариинский театр , Санкт-Петербург |
Пиковая дама или Пике-дама , [а] Op. 68 ( Russian : Пиковая дама , Pikovaya dama Петра либретто 1834 года, но La Dame de Pique ) — опера в трёх действиях (семи картинах) Ильича Чайковского русское на брата композитора Модеста Чайковского , по мотивам одноимённой повести Александра Пушкина с драматическим измененный сюжет. Премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. [2]
История состава
[ редактировать ]Императорский театр предложил Чайковскому написать оперу по эскизу Ивана Всеволожского в 1887/88 году. Первоначально отвергнув его, Чайковский принял его в 1889 году. Ближе к концу того же года он встретился с руководством театра, чтобы обсудить материал и набросать некоторые сцены.
Он завершил всю партитуру во Флоренции всего за 44 дня. [2] Позже, работая с тенором, который должен был исполнять главную роль, он создал две версии арии Германа в седьмой сцене, в разных тональностях. Изменения можно найти в корректурах и вкладышах к первому и второму изданиям печатной версии партитуры. Сочиняя музыку, Чайковский существенно отредактировал либретто, изменив часть текста и добавив к двум ариям свои тексты.
История выступлений
[ редактировать ]Герман, главный герой, поет во всех семи сценах. Это требует от исполнителя большого мастерства и выдержки. Партия была написана для выдающегося российского тенора Николая Фигнера и он исполнил ее на премьере. его жена Медея Мей-Фигнер Роль Лизы исполнила .
Сам композитор принял участие в подготовке петербургской премьеры. Критики дали восторженные отзывы. Позже Чайковский писал: «Фигнер и петербургский оркестр... сотворили настоящие чудеса». Успех премьеры был огромен. Столь же успешно опера имела успех на киевской премьере двенадцать дней спустя. Премьера в Большом театре состоялась в следующем году. Чайковский был чрезвычайно доволен своей работой.
Санкт-Петербург и мировая премьера
- Дата : 19 декабря ( по ст. ст. ) 1890 г. 7 декабря [2]
- Место : Мариинский театр , Санкт-Петербург.
- Дирижер : Эдуард Направник
- Scene Designers : Vasilyev, Yanov, Levot, Ivanov, Andreyev
- Балетмейстер : Мариус Петипа.
Киевская премьера
- Дата : 31 декабря (19 декабря OS) 1890 г. [2]
- Место :
- Conductor : Iosif Pribik
Московская премьера
- Дата : 4 ноября 1891 г. [3]
- Место : Большой театр.
- Conductor : Ippolit Al'tani
- Художники-постановщики : Карл Вальц (Вальс), Лебедев
- Балетмейстеры : Мариус Петипа , Лев Иванов.
Другие известные выступления
- 11 или 12 октября 1892 г., Прага, первое выступление за пределами России; под управлением Адольфа Чеха в присутствии композитора (в исполнении на чешском языке, пер. В. Я. Новотного) [4]
- 1902, первое выступление в Вене, Венская государственная опера под управлением Густава Малера. [5]
- 1904, Москва, Большой театр , дирижёр С. Рахманинов. [6]
- 5 марта 1910 года, Метрополитен-опера , Нью-Йорк, первое выступление в США (на немецком языке), дирижёр Густав Малер. [7]
- 29 мая 1915 г., Лондон, первое выступление в Англии (на русском языке); в главной роли Владимир Розинг . [8]
- 27 декабря 1972 года, Метрополитен-опера, Нью-Йорк, первое исполнение на русском языке (это было первое исполнение Метрополитен-опера русской оперы на языке оригинала).
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Санкт-Петербургская премьера, 19 декабря ( OS 7 декабря) 1890 г. Дирижер: Эдуард Направник | Киевская премьера, 31 декабря (OS 19 декабря) 1890 г. Дирижер: Йозеф | Bolshoy Theatre, Moscow premiere, 4 ноября 1891 г. Conductor: Ippolit Al'tani |
---|---|---|---|---|
Герман | тенор | Николай Фигнер | Mikhail Medvedev | Михаил Медведев |
Граф Томский | баритон | Ivan Melnikov | Николай Дементьев | Богомир Корсов |
Князь Елецкий | баритон | Leonid Yakovlev | Иоаким Тартаков | Pavel Khokhlov |
Чекалинский | тенор | Vasilyev II | Alexander Davydov | |
я умер | бас | Ялмар Фрей | ||
Чаплицкий | тенор | Константин Кондараки | ||
Нарумов | бас | Vladimir Sobolev | Иван Матчинский | |
Ведущий церемоний | тенор | Василий Ефимов | ||
Графиня | меццо-сопрано | Марья Славина | Мария Смирнова | Aleksandra Krutikova |
Лиза | сопрано | Медея Мей-Фигнер | Aleksandra Matsulevich | Mariya Deysha-Sionitskaya |
Polina | контральто | Mariya Dolina | Вера Гнучева | |
Гувернантка | меццо-сопрано | Мария-Вильгельмина Пильц (Пилтс) | ||
Masha | сопрано | Yulya Yunosova | ||
Мальчик-командир | разговорный | |||
Красивый | сопрано | Ольга Ольгина | ||
Миловзор | контральто | Нина Фриде (Фриде) | Varvara Pavlenkova | |
Златогор | баритон | Aleksandr Klimov II | Aleksandr Strijevskiy | |
Хор, немые роли: Няньки, гувернантки, кормилицы, колясочники, дети, игроки. | ||||
Акт 2 Развлечения | ||||
Прилепа, или Хлоя | сопрано | |||
Миловзор, или Дафнис | контральто | |||
Златогор, или Плутос | баритон | |||
Хор, немые роли: Амур , Гименей , пастухи и пастушки. |
Примечание : Партии контральто Миловзора и Полины и баритоновые партии Златогора и Томского могут исполняться одними и теми же певцами. Прилепу иногда играли в паре с Лизой, хотя Чайковский, в отличие от других, не одобрял этого дублирования. [9]
Краткое содержание
[ редактировать ]Время : конец XVIII века.
Место : Санкт-Петербург , Россия
Акт 1
[ редактировать ]сцена 1
Во время правления Екатерины Великой Санкт-Петербурга играют дети, (1762–1796 гг.) в Летнем саду изображающие солдат. Входят два офицера — Цурин и Чекалинский, первый жалуется на невезение в азартных играх. Они отмечают, что другой офицер, Герман, кажется, одержим игровым столом, но никогда не делает ставок, будучи бережливым и методичным. Появляется Герман с Томским, который отмечает, что его друг почти не похож на прежнего себя: его что-нибудь беспокоит? Герман признается, что влюблен в девушку выше его положения, имени которой даже не знает. Когда офицер князь Елецкий прогуливается в парк, Чекалинский поздравляет его с недавней помолвкой. Елецкий заявляет о своем счастье, а Герман, в стороне, с завистью проклинает его. Елецкий указывает на свою невесту Лизу, только что появившуюся у бабушки, старой графини. Увидев Германа, две женщины отмечают, что видели его раньше, глядя на них с пугающей напряженностью. Герман понимает, что Лиза — его неизвестная возлюбленная. Когда Елецкий и женщины уходят, Герман задумался, пока другие офицеры обсуждают графиню: известную как Пиковая дама, а раньше как Московская Венера, благодаря своей красоте она в юности преуспела в азартных играх, променяв любовные услуги на формула победы Граф Сен-Жермен в Париже. Томский говорит, что только двое мужчин, ее муж, а позже и ее молодой любовник, когда-либо узнали секрет игры в три особые карты, потому что привидение предупредило ее остерегаться «третьего жениха», который убьет ее, пытаясь вырвать ее из игры. ее. Размышляя о выигрышной последовательности из трех карт, остальные легкомысленно предполагают, что именно таким образом Герман может выиграть, не рискуя деньгами. Под угрозой приближающегося грома все уходят, кроме Германа, который клянется узнать тайну графини.
сцена 2
Дома Лиза играет на спинете , пока они с подругой Полиной поют дуэтом о деревенском вечере. Их друзья просят услышать еще, и Полина начинает грустную балладу, за которой следует танцевальная песня. Веселье нарастает, а Лиза остается задумчиво в стороне. Гувернантка упрекает девочек за то, что они занимаются неприличными народными танцами , и просит посетителей уйти. Полина, ушедшая последней, призывает Лизу взбодриться; Лиза отвечает, что после бури наступает прекрасная ночь, и просит горничную Машу не закрывать французские окна на балконе. Наедине Лиза выражает свое недовольство помолвкой; ее взволновал романтический вид молодого человека в парке. К ее шоку, на балконе появляется Герман. Утверждая, что собирается застрелиться из-за ее помолвки с другим, он умоляет ее сжалиться над ним. Когда слышится стук графини, Лиза прячет Германа и открывает дверь старухе, которая велит ей закрыть окна и лечь спать. После того, как графиня уходит в отставку, Лиза просит Германа уйти, но ее чувства предают ее, и она падает в его объятия.
Акт 2
[ редактировать ]сцена 1
Вскоре после этого на балу-маскараде товарищи Германа комментируют его одержимость тайной выигрышных карт. Елецкий проходит с Лизой, отмечая ее печаль и заверяя ее в своей любви (« Я вас люблю », «Я люблю тебя»). Герман получает записку от Лизы с просьбой встретиться с ней позже. Цурин и Чекалинский подкрадываются к нему сзади, намереваясь подшутить над ним, бормоча, что он «третий жених», который узнает тайну графини, а затем растворяются в толпе, пока Герман задается вопросом, слышит ли он что-нибудь. Ведущий объявляет картину с пастушками. Лиза подсовывает Герману ключ от бабушкиной комнаты, говоря, что старухи на следующий день не будет, но Герман настаивает на том, чтобы прийти той же ночью. Думая, что судьба передает ему тайну графини, он уходит. Внимание гостей обращается на скорый приезд Екатерины Великой, для чего полонез Осипа Козловского звучит и поется .
сцена 2
Герман пробирается в комнату графини и зачарованно смотрит на ее портрет в образе «московской Венеры»; размышляя о том, как, по его мнению, связаны их судьбы: один из них умрет из-за другого. Он слишком долго задерживается, прежде чем успевает пройти в комнату Лизы, и слышит приближающуюся свиту графини, поэтому скрывается при приближении старушки. Графиня сожалеет о нравах дня и вспоминает лучшие времена своей юности, когда она пела в Версале « Je crains de lui parler la nuit » («Я боюсь говорить с ним ночью», на французском языке; ария Лоретты из Андре Гретри опера «Ришар Львиное Сердце» ) до самой Помпадур . Когда она дремлет, перед ней стоит Герман. Она просыпается в ужасе, когда он умоляет ее рассказать ему ее секрет. Когда она теряет дар речи, он приходит в отчаяние и угрожает ей пистолетом, от чего она умирает от испуга. Лиза вбегает только для того, чтобы узнать, что любовник, которому она отдала свое сердце, больше интересовался тайной графини. Она приказывает ему уйти и падает, рыдая.
Акт 3
[ редактировать ]
сцена 1
В своей казарменной комнате под завывание зимнего ветра Герман читает письмо Лизы, которая хочет, чтобы он встретил ее в полночь на берегу реки. Ему кажется, что он слышит хор на похоронах старой графини, а затем его пугает стук в окно. Появляется призрак старухи, объявляющий, что против своей воли она должна рассказать ему тайну, чтобы он мог жениться и спасти Лизу. Ошеломленный, Герман повторяет три карты, которые она ему говорит: тройку, семерку и туз.
сцена 2
У Зимней канавки Лиза ждет Германа: уже около полуночи, и хотя она цепляется за тщетную надежду, что он все еще любит ее, она видит, как ее молодость и счастье поглощаются тьмой. Наконец он появляется, но, произнеся слова утешения, начинает дико лепетать о графине и ее тайне. Уже не узнавая Лизы, он бросается прочь. Понимая, что все потеряно, она кончает жизнь самоубийством.
сцена 3
В игорном доме сослуживцы Германа заканчивают ужин и собираются играть в фараон . Елецкий, который раньше не играл в азартные игры, присоединяется к группе, потому что его помолвка расторгнута: «невезучий в любви, удачливый в картах». Томский развлекает остальных песней. Затем Чекалинский ведет традиционную картежную песню. Собираясь играть, они удивляются, когда приходит Герман, дикий и рассеянный. Елецкий чувствует конфронтацию и просит Томского быть его секундантом, если произойдет дуэль. Герман, намереваясь только делать ставки, начинает с огромной ставки в 40 000 рублей . Он ставит троих и выигрывает, расстраивая остальных своим маниакальным выражением лица. Затем он ставит семерку и снова выигрывает. При этом он берет бокал с вином и заявляет, что жизнь — всего лишь игра. Елецкий принимает вызов и делает ставку на следующий раунд. Герман ставит все, что у него есть, на туза, но когда он показывает свою карту, ему говорят, что у него на руках пиковая дама. Увидев смеющийся над ее местью призрак графини, Герман покончил с собой и просит прощения у Елецкого и Лизы. Остальные молятся за его измученную душу.
Основные арии и числа
[ редактировать ]- Акт 1
- Aria : "I don't even know her name" «Я имени еë не знаю» ( Ya imyeni yeyo nye znayu ) (Herman)
- Aria : "Once in Versailles (Three Cards)" «Однажды в Версале (Три Карты)» ( Odnazhdï v Versalye (Tri kartï) ) (Tomsky)
- Romance : "Lovely lady friends" «Подруги милые» ( Podrugi milïe ) (Polina)
- Ариозо : «К чему эти слезы» « Откуда эти слезы » (Лиза)
- Aria : "Forgive me, celestial creature" «Прости, небесное созданье» ( Prosti, nyebesnoye sozdanye ) (Herman)
- Акт 2
- Ария : «Я люблю тебя безмерно» « Я вас люблю » (Елецкий)
- Ария : «Je crains de lui parler la nuit» («Я боюсь разговаривать с ним ночью», на французском языке) (Графиня)
- Акт 3
- Ариозо : «Я от горя измучена» «Топор! истомилаць я гопем» ( Ах! Истомилась я горем ) (Лиза)
- Song : "If pretty girls could fly like birds" «Если б милые девицы» ( Yesli b milïye dyevitsï ) (Tomsky)
- Aria : "What is our life? A game!" «Что наша жизнь? Игра!» ( Shto nasha zhizn? Igra! ) (Herman)
Инструментарий
[ редактировать ]Источник: Исследования Чайковского.
- Струнные : скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы.
- Деревянные духовые инструменты : три флейты (3-й дублирующий пикколо), два гобоя (первый дублирующий английский рожок), два кларнета (си-бемоль, ля), бас-кларнет (си-бемоль), два фагота.
- Духовые : четыре валторны (F), две трубы (си-бемоль, ля), три тромбона, туба.
- Перкуссия : литавры, малый барабан, большой барабан.
- Другое : арфа, фортепиано
В популярной культуре
[ редактировать ]«Жизнь — это игра» ( рус . «Что наша жизнь? Игра!» ( Што наша жизнь? Игра! ), буквально «Что наша жизнь? Игра!»), цитата из третьего акта оперы, стала пословица на русском языке. Что? Где? Когда? , викторина и одно из самых популярных телешоу в России и странах бывшего СССР, начинается с музыкальной цитаты из оперы, в которой Герман поет фразу «Жизнь - это игра».
Записи
[ редактировать ]- 1937: Samuil Samosud (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Nikandr Khanayev (Herman), Ksenia Derzhinskaya (Liza), Faina Petrova (Countess), Alexander Baturin (Count Tomsky), Piotr Selivanov (Prince Yeletsky), Nadezhda Obukhova (Polina). Melodiya
- 1942: Samuil Samosud (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Nikandr Khanayev (Herman), Ksenia Derzhinskaya (Liza), Bronislava Zlatagorova (Countess), Alexander Baturin (Count Tomsky), Panteleimon Nortsov (Prince Yeletsky), Maria Maksakova (Polina). Aquarius
- 1947: Артур Ротер (дирижер), Оркестр радио Берлина; Рудольф Шок (Герман), Элизабет Грюммер (Лиза), Маргарет Клозе (графиня), Яро Прохаска (граф Томский), Ганс Герман Ниссен (князь Елецкий), Аннелиза Мюллер (Полина). Гала (в сокращении на немецком языке)
- 1950: Alexander Melik-Pashayev (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Georgi Nelepp (Herman), Evgeniya Smolenskaya (Liza), Evgeniya Verbitskaya (Countess), Alexei Ivanov (Count Tomsky), Pavel Lisitsian (Prince Yeletsky), Veronika Borisenko (Polina). Great Hall
- 1952: Артур Родзинский (дирижер), Хор и оркестр Флорентийского музыкального оркестра ; Давид Полери (Герман), Сена Жюринак (Лиза), Джанна Педерзини (графиня), Марио Петри (граф Томский), Этторе Бастианини (князь Елецкий), Рина Корси (Полина). Андромеда (Концерт на итальянском языке)
- 1955: Крешимир Баранович (дирижер), Хор югославской армии, Детский хор Белградского радио и оркестр Национальной оперы, Белград; Александр Маринкович (Герман), Валерия Хейбал (Лиза), Мелания Бугаринович (графиня), Йован Глигоревич (граф Томский), Душан Попович (князь Елецкий), Бисерка Цвейич (Полина). Дойче Граммофон
- 1958: Сергей Ельцин (дирижер), Хор и оркестр Кировской государственной оперы; Матвей Гаврилкин (Герман), Людмила Ревина (Лиза), Софья Преображенская (графиня), Липа Соломяк (граф Томский), Константин Лаптев (князь Елецкий), Валентина Краюшкина (Полина). ИМ Лаб (Live)
- 1961: Нино Санцоньо (дирижер), театра «Ла Скала» хор и оркестр ; Антонио Анналоро (Герман), Лейла Генцер (Лиза), Марианна Радев (графиня), Иво Винко (граф Томский), Сесто Брускантини (князь Елецкий), Адриана Лаццарини (Полина). Гала (Концерт на итальянском языке)
- 1966: Борис Хайкин (дирижер), Большого театра Хор и оркестр ; Зураб Анджапаридзе (Герман), Тамара Милашкина (Лиза), Валентина Левко (графиня), Михаил Киселев (граф Томский), Юрий Мазурок (князь Елецкий), Ирина Архипова (Полина). мелодия
- 1974: Mark Ermler (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Vladimir Atlantov (Herman), Tamara Milashkina (Liza), Valentina Levko (Countess), Vladimir Valaitis (Count Tomsky), Andrei Fedoseyev (Prince Yeletsky), Galina Borisova (Polina). Melodiya
- 1976: Мстислав Ростропович (дирижер), Хор Чайковского, Мастер Радио Франции и Национальный оркестр Франции; Петр Гугалов (Герман), Галина Вишневская (Лиза), Регина Резник (графиня), Дан Иордаческу (граф Томский), Бернд Вейкль (князь Елецкий), Ханна Шварц (Полина). Дойче Граммофон
- 1984: Algis Zhuraitis (conductor), Bavarian State Opera Chorus and Orchestra; Vladimir Atlantov (Herman), Julia Varady (Liza), Elena Obraztsova (Countess), Alexander Voroshilo (Count Tomsky), Bodo Brinkmann (Prince Yeletsky), Ludmila Semtschuk (Polina). Orfeo (Live)
- 1989: Emil Tchakarov (conductor), Bulgarian National Chorus 'Svetoslav Obretenov' & Sofia Festival Orchestra; Wieslaw Ochman (Herman), Stefka Evstatieva (Liza), Penka Dilova (Countess), Ivan Konsulov (Count Tomsky), Yuri Mazurok (Prince Yeletsky), Stefania Toczyska (Polina). Sony Classical
- 1990: Владимир Федосеев (дирижер), Государственный академический русский хор имени Юрлова, Детский хор «Весна», Симфонический оркестр имени П.И. Чайковского; Виталий Таращенко (Герман), Наталья Дацко (Лиза), Ирина Архипова (графиня), Григорий Грицюк (граф Томский), Дмитрий Хворостовский (князь Елецкий), Нина Романова (Полина). Облегчение
- 1992: Сэйдзи Одзава (дирижер), хор фестиваля Тэнглвуда и Бостонский симфонический оркестр ; Владимир Атлантов (Герман), Мирелла Френи (Лиза), Морин Форрестер (Графиня), Сергей Лейферкус (Граф Томский), Дмитрий Хворостовский (Елецкий), Кэтрин Чесински (Полина). RCA Виктор Красная печать
- 1993: Valery Gergiev (conductor), Kirov Theater Chorus & Orchestra; Gegam Grigorian (Herman), Maria Guleghina (Liza), Irina Arkhipova (Countess), Nikolai Putilin (Count Tomsky), Vladimir Chernov (Prince Yeletsky), Olga Borodina (Polina). Philips Records [10]
- 2015: Mariss Jansons (conductor), Bavarian Radio Chorus & Bavarian Radio Symphony Orchestra ; Misha Didyk (Herman), Tatiana Serjan (Liza), Larissa Diadkova (Countess), Alexey Shishlyaev (Count Tomsky), Alexey Markov (Prince Yeletsky), Oksana Volkova (Polina). BR-KLASSIK
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Лэтэм 2004 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д Познанский 1999 , с. 138
- ^ Познанский 1999 , с. 139.
- ^ Браун 1992 , с. 232.
- ^ Ржевский 2005 , с. 153.
- ^ Харрисон 2005 , с. 114.
- ^ Олдрич 1910 .
- ^ Ласселлес 1954 , с. 813.
- ^ Гаспаров 2008 , с. 147.
- ^ Томмазини 2004 , с. 230.
Источники
- Олдрич, Ричард (27 февраля 1910 г.). «Первая постановка оперы Чайковского в Америке на этой неделе» . Журнал. Нью-Йорк Таймс . п. 15 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Браун, Дэвид (1992). Чайковский: Последние годы, 1885–1893 . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-03099-7 .
- Гаспаров, Борис (2008) [2005]. Пять опер и симфония . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300133165 .
- Харрисон, Макс (2005). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Международная издательская группа Continuum . ISBN 978-0-8264-9312-5 .
- Ласселлес, Джордж (1954). Полный оперный сборник Нового Коббе . Лондон: Сыновья ГП Патнэма .
- Лэтэм, Элисон (2004). Оксфордский словарь музыкальных произведений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-61020-5 .
- Познанский, Александр (1999). Чайковский глазами других . Блумингтон : Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-33545-6 .
- Ржевский, Николай (2005). Антология русской литературы от древнейших произведений до современной художественной литературы . Нью-Йорк: М. Е. Шарп . ISBN 0-7656-1246-1 .
- Томмазини, Энтони (2004). Опера: Путеводитель для критиков по 100 самым важным произведениям и лучшим записям . Издательство Макмиллан . ISBN 0-8050-7459-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пиковая дама : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Детали работы , Исследования Чайковского