Jump to content

Мария Максакова-старшая.

(Перенаправлено с Марии Максаковой-старшей )
Мария Максакова-старшая.
Максакова в роли Кармен
Рожденный
Maria Petrovna Sidorova

( 1902-04-08 ) 8 апреля 1902 г.
Умер 11 августа 1974 г. (11 августа 1974 г.) (72 года)
Занятия
Годы активности 1923–1974
Супруг Yakov Davyatyn
Награды Народный артист СССР.

Мария Петровна Максакова ( рус . Мария Петровна Максакова , урожденная: Сидорова; 8 апреля 1902 — 11 августа 1974) — советская оперная певица, меццо-сопрано , ведущая солистка Большого театра (1923–1953), пользовавшаяся большим успехом. успех в 1920-х и 1930-х годах, во времена, которые часто называют золотым веком советской оперы. Мария Максакова, трижды лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1951), в 1971 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Актриса Людмила Максакова - ее дочь; певица и телеведущая Мария Максакова-младшая, ее внучка. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Мария Сидорова родилась в Астрахани , одна из шести детей Петра Сидорова, исполнительного директора Волжского пароходства. [ 2 ] [ 3 ] После смерти отца десятилетняя Мария присоединилась к местному церковному хору, чтобы помочь своей 27-летней матери содержать семью. [ 2 ] Именно там впервые были замечены ее вокальные способности. Сидорова занялась интенсивным самообразованием и через год стала солисткой альтовой секции хора, в которой пробыла до 1917 года. [ 1 ]

В конце 1917 года Сидорова поступила в Астраханское музыкальное училище по классу фортепиано. Дома у нее не было инструмента, и ей приходилось оставаться в школе, чтобы заниматься буквально день и ночь. В начале 1918 года она начала заниматься вокалом, первоначально как контральто . Считавшаяся одной из лучших в классе, ее часто отправляли в обязательные «гастроли» петь для солдат и матросов Красной Армии . «Я наслаждалась успехом и очень гордилась этим», - писала она позже. Одна из ее педагогов, Смоленская, начала обучать Сидорову игре на сопрано, что Сидоровой очень понравилось. «У нее я училась год. Потом астраханский театр переехал в Царицын , и я решила вступить в его труппу, чтобы продолжить обучение у своего педагога», — вспоминала она позже. [ 1 ] «[Максакова] владела профессиональным вокальным диапазоном, демонстрируя безупречную точность интонаций и совершенное чувство ритма. Самое привлекательное в выступлениях молодой певицы – ее музыкальная и речевая выразительность, полная вовлеченность в тексты песен», – писал Михаил Львов в своей книге. 1947 год биографии. [ 1 ]

Летом 1919 года Сидорова дебютировала в театре в роли Ольги в «Евгении Онегине» . Осенью знаменитый баритон Максимилиан Максаков к театру в качестве нового режиссера (и солистки) присоединился , который дал ей несколько новых ролей, в том числе в «Фаусте» и «Риголетто» . Восхитившись даром девушки, но видя недостатки в ее технике, маэстро отправил ее в Петроград для дальнейшего обучения. Там она познакомилась с Александром Глазуновым , проконсультировалась у другого профессора, распознавшего в ней лирическое сопрано, а затем вернулась, чтобы попросить у Максакова частные уроки. Он сделал им предложение, и они сблизились, и в 1920 году они поженились, образовав на сцене блестящий дуэт. В 1923 году Максакова приехала в Москву, дебютировала (в партии Амнерис в «Аиде» , как замена в последний момент Надежды Обуховой ) заболевшей [ 2 ] в Большом театре и был приглашен в звездную труппу. [ 1 ]

Сергей Лемешев в своих воспоминаниях оживил тот момент, когда на сцену вышла миниатюрная девушка, заставившая оккупировавших галерею молодых актеров задуматься: а не Амнерис ли это, а может быть, ее юная служанка?

…Тогда девочка запела, и нам пришлось согласиться: это все-таки Амнерис. Ее лирический голос летал легко и свободно, но больше всего нас поразила цельность ее сценического образа: при всем своем юном возрасте она обладала величавостью и властными интонациями принцессы, привыкшей брать верх. «Амнерис» Максаковой меня настолько очаровала, что я забыла, кто пел Аиду, Радамеса или Амонасро. Что я помню, так это то, что в этот вечер я увидел настоящее чудо театра. Все мы влюбились в Амнерис. Да и публика, судя по всему, тоже встретила дебютантку восторженно. [ 4 ]

Максакова в роли весенней красавицы в балете «Снегурочка».

"Уже тогда Максакова очаровала нас своей особой манерой обращения со словом. Не только ясной и четкой была ее дикция, но и эта драматическая выразительность фразы, заряженной внутренней борьбой страсти и ревности. Кроме того, Амнерис была очаровательно женственной", - добавил Лемешев. [ 4 ]

Максимилиан и Мария Максаковы переехали в Москву и поселились на Дмитровке, в коммуналке. «[Макс] превратил жизнь своей молодой жены в каторгу. Каждый день домашняя тренировка со слезами; потом выступление вечером, поздно ночью – много ругани со слезами... Он был на 33 года старше, но не на на мгновение она пожалела о тех 15 годах, которые провела с ним", - вспоминала дочь Людмила Максакова . [ 2 ]

Вдохновением для молодого певца стали две звезды театра. «Наблюдая за искусством Неждановой и Собинова ... я впервые начинал понимать, что даже великие мастера, чтобы возвысить свой характер до вершин выразительности, должны самым резким, прозрачным образом обнажить свою внутреннюю возвышенность; что скрытое богатство внутреннего мира художника должно идти рука об руку с экономностью в движении наружу», — писала она в автобиографии. [ 1 ]

В 1925 году Максакова перешла в ленинградский Мариинский театр , где пела партии в «Орфее и Эвридике» , «Хованщине» («Марфа»), «Красном Петрограде» и Гладковского Пруссака («Товарищ Даша») и многих других. В 1927 году вернулась в Большой театр, где оставалась ведущей солисткой до выхода на пенсию в 1953 году. Она пела большинство ведущих женских партий классического репертуара театра, в том числе Кармен , Марину Мнишек , Аксинью в «Тихом Доне» и Шарлотту в «Вертере» . В « Глюке » Орфея Максакова выступала и как солистка, и как сорежиссер. Она регулярно совершала обширные концертные гастроли, путешествуя по всей стране с репертуаром, включавшим известные арии, песни советских композиторов и собственные интерпретации классических песен и романсов Чайковского , Шуберта и других. Максакова, которая была одной из первых советских артисток, которая в середине 1930-х годов получила разрешение выступать за границей, и дала успешные концерты в Турции и Польше , позже Швеции и (после войны) Восточной Германии. . [ 1 ]

В 1936 году Максимилиан Максаков умер. Через полгода Мария вышла замуж за Якова Давтяна , но этот брак продлился недолго. Однажды ночью ее мужа, тогда советского посла в Польше , забрала тайная полиция, и больше о нем никогда не видели и не слышали. Несмотря на инсинуации об «особом внимании» Иосифа Сталина к знаменитой певице (советский диктатор, который относился к Большому театру как к «придворной труппе», якобы называл Максакову «моей Кармен»), она провела конец 1930-х годов в ожидании ареста. [ 1 ]

В 1940 году Максакова родила дочь Людмилу. Она никогда не раскрывала личность своего отца, даже дочери. Людмила Максакова вспоминала: «Много лет спустя актер МХАТ , с которым я познакомилась на кинофестивале в Марокко, назвал мне имя моего отца: Александр Волков, певец Большого театра. «Твой отец не хотел жить в СССР». , он перешел линию фронта и вскоре в США открыл оперно-драматическую школу», — рассказал мне этот человек. Только тогда я увидел причины страха моей матери — не за себя, а за меня, ее единственную дочь. [ 2 ] [ 5 ] Когда война подходила к концу, дела Марии Максаковой стали выглядеть лучше. В 1944 году завоевала I премию на конкурсе русской народной песни, проводимом Комитетом искусств СССР. В 1946 году она получила свою первую Сталинскую премию «за выдающиеся достижения в оперном и исполнительском искусстве». Еще два должны были появиться в 1949 и 1951 годах. [ 1 ]

Выход на пенсию и смерть

[ редактировать ]
Maria Maksakova's grave at the Vvedenskoye Cemetery

В 1953 году Максакова получила уведомление об «отставке». Это стало неприятным сюрпризом, поскольку певица чувствовала, что находится в прекрасной форме, как физической, так и артистической. имя Веры Давыдовой Ходили слухи, что некоторые люди в Большом театре решили таким образом свести старые счеты, теперь, когда Сталин, ее покровитель, которого так боялись, был мертв, и в этом контексте упоминалось , еще одной известной советской сопрано. . Людмила Максакова отказывалась в это верить, вспоминая времена, когда Давыдова, жившая на соседней даче, помогала матери в трудную минуту. Сама Давыдова с теплотой вспоминала свою великую соперницу. «Мария Петровна уделяла большое внимание тому, как она выглядела. Она была красива и имела прекрасную фигуру. Однако поддерживала себя в прекрасной форме с помощью строгой диеты и регулярных занятий гимнастикой... Наши отношения были чистыми и дружескими, каждый уважал и ценил то, что другой делала на сцене", - рассказала Давыдова. [ 2 ]

После ухода из Большого театра Максакова присоединилась в качестве солистки к Оркестру русских народных инструментов Николая Осипова. [ 6 ] В 1956 году Большой театр снова пригласил Максакову, но ее возвращение было разовым: она выступала в партии Кармен, просто чтобы попрощаться со своими поклонниками. [ 6 ] В последние годы Максакова преподавала вокал в Российской академии театрального искусства (где долгие годы занимала должность доцента), была руководителем школы народного вокала в Москве, публиковала статьи и очерки. Она была инициатором открытия консерватории в родной Астрахани. Среди ее протеже была Тамара Милашкина , впоследствии известная певица. В 1971 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР . Когда дочь Людмила позвонила матери, чтобы сообщить эту новость, ответ был: «Ну и что? Теперь все это не имеет значения». [ 6 ]

Мария Петровна Максакова умерла в Москве 11 августа 1974 года. Похоронена на Введенском кладбище . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Мария Петровна Максакова" . www.belcanto.ru . Retrieved 2011-10-10 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Вергасов Ф. «Людмила Васильевна Мксакова: Ходили слухи, что я дочь Сталина» . www.pseudology.org . Проверено 10 октября 2011 г.
  3. ^ "Мария Петровна Максакова" . maksakovadynasty.ru. Archived from the original on 2012-04-02 . Retrieved 2011-10-10 .
  4. ^ Jump up to: а б Матусевич, А. (2002). "Мария Максакова" . /www.classic-music.ru . Retrieved 2011-10-10 .
  5. ^ According to Lyudmila's daughter, Maria Maksakova Jr., there are two versions as to her father's identity. "One is that it was Aleksander Volkov, the Bolshoi Theater baritone, a descendant from Volkov the Yaroslavl theater founder. Another, that it was Vasily Novikov, Viktor Abakumov 's first deputy in SMERSH , a bright, handsome and talented man. Mother prefers the first one, me – the second," she told Komsomolskaya Pravda in 2009. - http://kp.ru/daily/24399/576193/ . According to Lyudmila Maksakova, Volkov once came to their house to see the newborn, doubted his "authorship", and Maria, outraged, never wanted to see him again. - ... Когда я родилась, он пришел на меня взглянуть. Мама была оскорблена тем, что, увидев меня, он усомнился в своем "авторстве". Этим он подписал приговор их отношениям...
  6. ^ Jump up to: а б с "Why Maria Maksakova Thought That It was Impossible to Be Tired of Singing // Почему Мария Максакова считала, что "от пения нельзя устать" " . shkolazhizni.ru . Retrieved 2011-10-10 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23d954e8beacea93dd859860a41949b0__1692719100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/b0/23d954e8beacea93dd859860a41949b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria Maksakova Sr. - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)