Мария Максакова-старшая.
Мария Максакова-старшая. | |
---|---|
![]() Максакова в роли Кармен | |
Рожденный | Maria Petrovna Sidorova 8 апреля 1902 г. |
Умер | 11 августа 1974 г. | (72 года)
Занятия |
|
Годы активности | 1923–1974 |
Супруг | Yakov Davyatyn |
Награды | Народный артист СССР. |
Мария Петровна Максакова ( рус . Мария Петровна Максакова , урожденная: Сидорова; 8 апреля 1902 — 11 августа 1974) — советская оперная певица, меццо-сопрано , ведущая солистка Большого театра (1923–1953), пользовавшаяся большим успехом. успех в 1920-х и 1930-х годах, во времена, которые часто называют золотым веком советской оперы. Мария Максакова, трижды лауреат Сталинской премии (1946, 1949, 1951), в 1971 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Актриса Людмила Максакова - ее дочь; певица и телеведущая Мария Максакова-младшая, ее внучка. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Мария Сидорова родилась в Астрахани , одна из шести детей Петра Сидорова, исполнительного директора Волжского пароходства. [ 2 ] [ 3 ] После смерти отца десятилетняя Мария присоединилась к местному церковному хору, чтобы помочь своей 27-летней матери содержать семью. [ 2 ] Именно там впервые были замечены ее вокальные способности. Сидорова занялась интенсивным самообразованием и через год стала солисткой альтовой секции хора, в которой пробыла до 1917 года. [ 1 ]
В конце 1917 года Сидорова поступила в Астраханское музыкальное училище по классу фортепиано. Дома у нее не было инструмента, и ей приходилось оставаться в школе, чтобы заниматься буквально день и ночь. В начале 1918 года она начала заниматься вокалом, первоначально как контральто . Считавшаяся одной из лучших в классе, ее часто отправляли в обязательные «гастроли» петь для солдат и матросов Красной Армии . «Я наслаждалась успехом и очень гордилась этим», - писала она позже. Одна из ее педагогов, Смоленская, начала обучать Сидорову игре на сопрано, что Сидоровой очень понравилось. «У нее я училась год. Потом астраханский театр переехал в Царицын , и я решила вступить в его труппу, чтобы продолжить обучение у своего педагога», — вспоминала она позже. [ 1 ] «[Максакова] владела профессиональным вокальным диапазоном, демонстрируя безупречную точность интонаций и совершенное чувство ритма. Самое привлекательное в выступлениях молодой певицы – ее музыкальная и речевая выразительность, полная вовлеченность в тексты песен», – писал Михаил Львов в своей книге. 1947 год биографии. [ 1 ]
Успех
[ редактировать ]Летом 1919 года Сидорова дебютировала в театре в роли Ольги в «Евгении Онегине» . Осенью знаменитый баритон Максимилиан Максаков к театру в качестве нового режиссера (и солистки) присоединился , который дал ей несколько новых ролей, в том числе в «Фаусте» и «Риголетто» . Восхитившись даром девушки, но видя недостатки в ее технике, маэстро отправил ее в Петроград для дальнейшего обучения. Там она познакомилась с Александром Глазуновым , проконсультировалась у другого профессора, распознавшего в ней лирическое сопрано, а затем вернулась, чтобы попросить у Максакова частные уроки. Он сделал им предложение, и они сблизились, и в 1920 году они поженились, образовав на сцене блестящий дуэт. В 1923 году Максакова приехала в Москву, дебютировала (в партии Амнерис в «Аиде» , как замена в последний момент Надежды Обуховой ) заболевшей [ 2 ] в Большом театре и был приглашен в звездную труппу. [ 1 ]
Сергей Лемешев в своих воспоминаниях оживил тот момент, когда на сцену вышла миниатюрная девушка, заставившая оккупировавших галерею молодых актеров задуматься: а не Амнерис ли это, а может быть, ее юная служанка?
…Тогда девочка запела, и нам пришлось согласиться: это все-таки Амнерис. Ее лирический голос летал легко и свободно, но больше всего нас поразила цельность ее сценического образа: при всем своем юном возрасте она обладала величавостью и властными интонациями принцессы, привыкшей брать верх. «Амнерис» Максаковой меня настолько очаровала, что я забыла, кто пел Аиду, Радамеса или Амонасро. Что я помню, так это то, что в этот вечер я увидел настоящее чудо театра. Все мы влюбились в Амнерис. Да и публика, судя по всему, тоже встретила дебютантку восторженно. [ 4 ]

"Уже тогда Максакова очаровала нас своей особой манерой обращения со словом. Не только ясной и четкой была ее дикция, но и эта драматическая выразительность фразы, заряженной внутренней борьбой страсти и ревности. Кроме того, Амнерис была очаровательно женственной", - добавил Лемешев. [ 4 ]
Максимилиан и Мария Максаковы переехали в Москву и поселились на Дмитровке, в коммуналке. «[Макс] превратил жизнь своей молодой жены в каторгу. Каждый день домашняя тренировка со слезами; потом выступление вечером, поздно ночью – много ругани со слезами... Он был на 33 года старше, но не на на мгновение она пожалела о тех 15 годах, которые провела с ним", - вспоминала дочь Людмила Максакова . [ 2 ]
Вдохновением для молодого певца стали две звезды театра. «Наблюдая за искусством Неждановой и Собинова ... я впервые начинал понимать, что даже великие мастера, чтобы возвысить свой характер до вершин выразительности, должны самым резким, прозрачным образом обнажить свою внутреннюю возвышенность; что скрытое богатство внутреннего мира художника должно идти рука об руку с экономностью в движении наружу», — писала она в автобиографии. [ 1 ]
В 1925 году Максакова перешла в ленинградский Мариинский театр , где пела партии в «Орфее и Эвридике» , «Хованщине» («Марфа»), «Красном Петрограде» и Гладковского Пруссака («Товарищ Даша») и многих других. В 1927 году вернулась в Большой театр, где оставалась ведущей солисткой до выхода на пенсию в 1953 году. Она пела большинство ведущих женских партий классического репертуара театра, в том числе Кармен , Марину Мнишек , Аксинью в «Тихом Доне» и Шарлотту в «Вертере» . В « Глюке » Орфея Максакова выступала и как солистка, и как сорежиссер. Она регулярно совершала обширные концертные гастроли, путешествуя по всей стране с репертуаром, включавшим известные арии, песни советских композиторов и собственные интерпретации классических песен и романсов Чайковского , Шуберта и других. Максакова, которая была одной из первых советских артисток, которая в середине 1930-х годов получила разрешение выступать за границей, и дала успешные концерты в Турции и Польше , позже Швеции и (после войны) Восточной Германии. . [ 1 ]
В 1936 году Максимилиан Максаков умер. Через полгода Мария вышла замуж за Якова Давтяна , но этот брак продлился недолго. Однажды ночью ее мужа, тогда советского посла в Польше , забрала тайная полиция, и больше о нем никогда не видели и не слышали. Несмотря на инсинуации об «особом внимании» Иосифа Сталина к знаменитой певице (советский диктатор, который относился к Большому театру как к «придворной труппе», якобы называл Максакову «моей Кармен»), она провела конец 1930-х годов в ожидании ареста. [ 1 ]
В 1940 году Максакова родила дочь Людмилу. Она никогда не раскрывала личность своего отца, даже дочери. Людмила Максакова вспоминала: «Много лет спустя актер МХАТ , с которым я познакомилась на кинофестивале в Марокко, назвал мне имя моего отца: Александр Волков, певец Большого театра. «Твой отец не хотел жить в СССР». , он перешел линию фронта и вскоре в США открыл оперно-драматическую школу», — рассказал мне этот человек. Только тогда я увидел причины страха моей матери — не за себя, а за меня, ее единственную дочь. [ 2 ] [ 5 ] Когда война подходила к концу, дела Марии Максаковой стали выглядеть лучше. В 1944 году завоевала I премию на конкурсе русской народной песни, проводимом Комитетом искусств СССР. В 1946 году она получила свою первую Сталинскую премию «за выдающиеся достижения в оперном и исполнительском искусстве». Еще два должны были появиться в 1949 и 1951 годах. [ 1 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]
В 1953 году Максакова получила уведомление об «отставке». Это стало неприятным сюрпризом, поскольку певица чувствовала, что находится в прекрасной форме, как физической, так и артистической. имя Веры Давыдовой Ходили слухи, что некоторые люди в Большом театре решили таким образом свести старые счеты, теперь, когда Сталин, ее покровитель, которого так боялись, был мертв, и в этом контексте упоминалось , еще одной известной советской сопрано. . Людмила Максакова отказывалась в это верить, вспоминая времена, когда Давыдова, жившая на соседней даче, помогала матери в трудную минуту. Сама Давыдова с теплотой вспоминала свою великую соперницу. «Мария Петровна уделяла большое внимание тому, как она выглядела. Она была красива и имела прекрасную фигуру. Однако поддерживала себя в прекрасной форме с помощью строгой диеты и регулярных занятий гимнастикой... Наши отношения были чистыми и дружескими, каждый уважал и ценил то, что другой делала на сцене", - рассказала Давыдова. [ 2 ]
После ухода из Большого театра Максакова присоединилась в качестве солистки к Оркестру русских народных инструментов Николая Осипова. [ 6 ] В 1956 году Большой театр снова пригласил Максакову, но ее возвращение было разовым: она выступала в партии Кармен, просто чтобы попрощаться со своими поклонниками. [ 6 ] В последние годы Максакова преподавала вокал в Российской академии театрального искусства (где долгие годы занимала должность доцента), была руководителем школы народного вокала в Москве, публиковала статьи и очерки. Она была инициатором открытия консерватории в родной Астрахани. Среди ее протеже была Тамара Милашкина , впоследствии известная певица. В 1971 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР . Когда дочь Людмила позвонила матери, чтобы сообщить эту новость, ответ был: «Ну и что? Теперь все это не имеет значения». [ 6 ]
Мария Петровна Максакова умерла в Москве 11 августа 1974 года. Похоронена на Введенском кладбище . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "Мария Петровна Максакова" . www.belcanto.ru . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вергасов Ф. «Людмила Васильевна Мксакова: Ходили слухи, что я дочь Сталина» . www.pseudology.org . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ "Мария Петровна Максакова" . maksakovadynasty.ru. Archived from the original on 2012-04-02 . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ Jump up to: а б Матусевич, А. (2002). "Мария Максакова" . /www.classic-music.ru . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ According to Lyudmila's daughter, Maria Maksakova Jr., there are two versions as to her father's identity. "One is that it was Aleksander Volkov, the Bolshoi Theater baritone, a descendant from Volkov the Yaroslavl theater founder. Another, that it was Vasily Novikov, Viktor Abakumov 's first deputy in SMERSH , a bright, handsome and talented man. Mother prefers the first one, me – the second," she told Komsomolskaya Pravda in 2009. - http://kp.ru/daily/24399/576193/ . According to Lyudmila Maksakova, Volkov once came to their house to see the newborn, doubted his "authorship", and Maria, outraged, never wanted to see him again. - ... Когда я родилась, он пришел на меня взглянуть. Мама была оскорблена тем, что, увидев меня, он усомнился в своем "авторстве". Этим он подписал приговор их отношениям...
- ^ Jump up to: а б с "Why Maria Maksakova Thought That It was Impossible to Be Tired of Singing // Почему Мария Максакова считала, что "от пения нельзя устать" " . shkolazhizni.ru . Retrieved 2011-10-10 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт династии Максаковых (англ.).
- Мария Максакова. Жизнь на сцене . Maria Maksakova. Life on Stage (autobiography) (pdf).
- 1902 рождения
- 1974 смертей
- Русские оперные певицы XX века.
- Люди из Астрахани
- Заслуженные артисты РСФСР.
- Народные артисты РСФСР.
- Народные артисты СССР.
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Сталинской премии
- Оперное меццо-сопрано
- Русские народные музыканты
- Русские меццо-сопрано
- российские музыкальные преподаватели.
- Советские музыкальные педагоги
- Российские женщины-музыкальные педагоги
- Советские женщины-оперные певицы
- Burials at Vvedenskoye Cemetery