Антонина Милюкова
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Антонина Ивановна Милюкова | |
---|---|
![]() Антонина Милюкова с Петром Ильичем Чайковским во время медового месяца в 1877 году. | |
Супруг (а) | Петр Ильич Чайковский |
Антонина Ивановна Милюкова ( русский : Антонина Ивановна Милукова ; 5 июля [ OS 23 июня] 1848 - 1 марта [ OS 16 февраля] 1917) [ 1 ] была женой русского композитора Петра Ильича Чайковского с 1877 года до его смерти в 1893 году. После замужества она была известна как Антонина Чайковская .
Ранние годы
[ редактировать ]Мало что известно об Антонине до ее знакомства с Чайковским. Ее семья проживала в Подмосковье. Они принадлежали к местной шляхте, но жили бедно. Семья также была очень неспокойной. Об этом Чайковский рассказывает нам в письме, которое он написал своей сестре Александре Давыдовой во время медового месяца:
Через три дня, проведенных с ними в деревне, я начинаю понимать, что все, что я терпеть не могу в своей жене, происходит от ее принадлежности к совершенно странной семье, где мать всегда спорила с отцом — а теперь, после его смерти, не стесняется всячески очернять свою память. Это семья, в которой мать ненавидит (!!!) некоторых своих детей, в которой сестры постоянно ругаются, в которой единственный сын окончательно рассорился с матерью и всеми своими сестрами и т. д. и т. п. [ 2 ]
Антонина впервые встретилась с Чайковским в 1865 году в московском доме общей подруги Анастасии Хвостовой, известной певицы. У нее гостил его близкий друг Алексей Апухтин, а брат Анастасии Николай был однокурсником брата Чайковского Модеста по юридическому училищу . Антонине тогда было 16 лет; Чайковскому было 25 лет. Хотя он и не помнил об этой встрече, она сразу же влюбилась в него. [ нужна ссылка ]
Сообщается, что она бросила работу профессиональной швеи, чтобы изучать музыку в Московской консерватории . Чайковский был одним из ее профессоров. В конце концов ей пришлось отказаться от учебы в этом учебном заведении, вероятно, из-за финансовых проблем. Она писала Чайковскому как минимум два раза в 1877 году, через два года после того, как окончила школу. В то время ей было 28 лет, что намного превысило тот возраст, в котором женщины того времени обычно выходили замуж.
Брак с Чайковским
[ редактировать ]К июню 1877 года Чайковский сделал предложение жениться, чтобы (согласно одной теории) доставить удовольствие своей семье и положить конец любым социальным слухам относительно его сексуальной ориентации. Он охарактеризовал Милюкову как «женщину, в которую я ничуть не влюблен». [ нужна ссылка ]
Они обвенчались в церкви Святого Георгия в Москве 18 июля 1877 года (6 июля по старому стилю) и устроили свадебный ужин в ресторане «Эрмитаж». [ 3 ] [ 4 ]
Разделение
[ редактировать ]Брак оказался для Чайковского катастрофическим. Окончательное расставание последовало всего через шесть недель, в чем Модест обвинил характер Антонины. В своей биографии о Чайковском Модест описывает ее как «сумасшедшую слабоумную». [ 5 ] По словам Энтони Холдена : «По правде говоря, Антонина была такой же подходящей женщиной для Чайковского, как и любая другая. Именно брак был неправильным институтом». [ 6 ]
Для Антонины брак стал периодом огромного счастья. Она писала: «Я смотрела на него исподтишка, чтобы он не заметил, и безмерно восхищалась им, особенно во время утреннего чая. Такой красивый, с добрыми глазами, которые растопили мое сердце, он вдохнул такую свежесть в мою жизнь! Я бы просто сижу, смотрю на него и думаю: «Слава богу, он принадлежит мне и никому другому! Теперь он мой муж, никто не сможет его у меня отнять…» [ 7 ]
Антонина негативно отреагировала на ее расставание с Чайковским, которое, как подтвердил ей его брат Анатолий , будет постоянным. Николай Рубинштейн Обсудить ситуацию Анатолия сопровождал , знакомый Антонины. В квартире Чайковского Антонина пригласила обоих мужчин на чай. Рубинштейн объяснила состояние мужа и заключение психолога, обследовавшего его. Он делал это с резкостью и «жестокой точностью выражения», как позднее вспоминал Анатолий Николаю Кашкину , от чего «меня то трясло, то холодело». [ 8 ] Антонина ответила, что согласится на все, что пожелает ее «любимый Пети». Затем она начала разливать чай. Такая реакция удивила обоих мужчин.
Рубинштейн ушел вскоре после этого:
«Анатонина Иванова проводила Рубинштейна до двери и вернулась с широкой улыбкой на лице, говоря: «Ну, кто бы мог подумать, что я буду сегодня угощать знаменитого Рубинштейна чаем у себя дома!»» [ 8 ]
Затем она вспомнила Анатолию ряд своих предыдущих романтических отношений. После этого она спросила, что бы Анатолий хотел на ужин. Анатолий, как только смог, последовал за Рубинштейном к выходу. Он вернулся в Санкт-Петербург и организовал длительное турне по Западной Европе.
Кашкин, пересказывая произошедшее, охарактеризовал поведение Антонины как свидетельство психической неуравновешенности. Точно так же Модест отнесся к этому в своей биографии. [ нужна ссылка ]
Антонина считала, что стала жертвой семейного заговора с целью расторгнуть брак. Она писала: «Нас разлучало постоянное нашептывание Петру Ильичу, что семейная жизнь убьет его талант. Сначала он не обращал внимания на этот разговор, но потом стал прислушиваться к нему все внимательнее... потерять талант было для него всего страшнее. Он начал верить их клеветам и стал унылым и мрачным». [ 9 ]
Она также считала, что крах Чайковского, непосредственно предшествовавший их расставанию, был вызван стрессом от его обязательств перед ней и своей музыкой. Она сопровождала его на вокзал в последний день их союза.
«Однажды он сказал мне, что ему нужно уехать по делам на три дня. Я проводил его до почтового поезда; его глаза блуждали, он нервничал, но я был так далек в своих мыслях от каких-либо неприятностей, уже нависших над моим Перед первым звонком у него свело горло спазмом, и он пошел один рывками, неровными шагами на станцию попить воды. Потом мы вошли в вагон, он жалобно посмотрел на меня, не опуская глаз […] Он так и не пришел. обратно ко мне». [ 9 ]
Попытки развода
[ редактировать ]5 октября 1877 года Чайковский телеграфировал своему брату Анатолию, попросив его отправить повестку в Санкт-Петербург на дирижера Эдуарда Направника имя . Анатолий поселил брата в Петербурге. Затем он поехал в Москву в сопровождении Николая Рубинштейна, чтобы попросить Антонину дать согласие на развод. Хотя она и не согласилась, Чайковский и Антонина больше никогда не жили вместе. Обнаружив Чайковского на грани нервного срыва, Анатолий вызвал психиатра. Специалист посоветовал Чайковскому больше не сожительствовать и не видеться с женой.
Из-за законов о разводе в императорской России они оставались в законном браке до смерти Чайковского. Это не помешало дальнейшим попыткам развода в 1878 и 1879 годах. Единственным законным основанием для развода была супружеская измена, в чем Антонина отказалась признаться. Поощрение фон Мекка в размере 10 000 рублей за согласие на развод также было отклонено. Эта сумма должна была быть выплачена через его издателя П. Юргенсона после завершения развода. [ нужна ссылка ]
Антонина, возможно, своим непредсказуемым поведением усилила страх Чайковского перед публикой. Во время своего пребывания в Каменке сразу после их расставания она писала ему письма, которые его тревожили. [ 10 ] В июле 1880 года она обвинила его в распространении слухов о ней в Москве. Она ответила: «Почему ты не начал с себя, рассказав […] о своем ужасном пороке?» [ 11 ]
В марте 1881 года Антонина родила внебрачного ребенка. Хотя у Чайковского теперь были законные основания для развода, он не предпринял никаких действий. Он мог подумать, что судебный иск затянет дела, которые, как он надеялся, были забыты или, по крайней мере, похоронены. Он продолжал присылать ей регулярное пособие, что, возможно, помогло купить ей молчание. Развод означал бы освобождение Чайковского от какой-либо дальнейшей финансовой ответственности за нее. [ 11 ] В итоге у нее родилось трое детей. Всех их она сдала в приюты для подкидышей . [ нужна ссылка ]
Взгляды Чайковского на свою жену
[ редактировать ]Сам Чайковский настаивал своей покровительнице Надежде фон Мекк : «Моя жена, кем бы она ни была, не виновата в том, что я довел ситуацию до такой степени, что брак стал необходим. Вина за все лежит на моем бесхарактерности, моя слабость, непрактичность, ребячество!" [ 12 ] Свою встречу с ней в тот момент, когда он решил жениться просто ради женитьбы, он считал чем-то, что можно просто приписать судьбе. Тем не менее, после их расставания он лично не проявил к ней ничего, кроме пренебрежения, часто называя ее «рептилией». Всю оставшуюся жизнь любые новости о ней доводили его до истерики. Одно-единственное ее письмо могло расстроить его на несколько дней. [ нужна ссылка ]
Он продолжал унижать ее перед фон Мекком.
«Вы, конечно, спросите: а как мы проводили время, когда мы с ней были вдвоем? Она очень разговорчива, но все ее разговоры сводятся к следующим двум предметам. Ежечасно она повторяла мне бесчисленные истории о бесчисленных испытывавшие к ней нежные чувства, по большей части это были генералы, племянники видных банкиров, известные художники, даже члены императорской семьи». [ 13 ]
«Далее, — продолжал он фон Мекку, —
«Она не менее часто и с какой-то необъяснимой страстью описывала мне пороки, жестокие и подлые поступки и отвратительное поведение всех своих родственников, с каждым из которых она, как оказалось, находится во вражде. Ее мать особенно поймал бы ее в этом... Третьей темой ее неутомимой болтовни были ее рассказы о жизни в интернате. Им не было конца. [ 13 ]
Он также добавил: «Желая узнать, какие у нее материнские инстинкты, я однажды спросил ее, нравятся ли ей дети. Получил в ответ: «Да, когда они умные». [ 13 ]
Ситуация изменилась, когда Чайковский вернулся в Москву из Каменки. Антонина потребовала, чтобы он выполнял свои супружеские обязанности в спальне. Чайковский счел эту перемену предательством. Это повергло его в отчаяние и сильно уязвило его гордость. [ нужна ссылка ]
Спустя годы
[ редактировать ]В последующие годы, [ когда? ] пара пару раз ненадолго встречалась, к большому неудовольствию Чайковского. Хотя она пережила Чайковского на 24 года, последние 20 из них она провела в сумасшедшем доме. Она умерла 1 марта 1917 года в Москве в возрасте 68 лет. [ нужна ссылка ]
Ее мемуары
[ редактировать ]После его смерти она написала или продиктовала воспоминания об их браке. Хотя они были напечатаны в 1894 году и переизданы в 1913 году, они так и не получили широкой известности. По мнению чайковского ученого Александра Познанского, она производит впечатление в них наивной, поверхностной и не очень умной. [ нужна ссылка ] Он также сказал, что в ее мемуарах обнаружена женщина, преданная памяти своего мужа, понимание его величия и смутное ощущение огромного недоразумения, произошедшего между ними. [ 14 ] Познанский добавлял, что "ничто в воспоминаниях не дает никаких оснований подозревать их в подделке. Напротив, подлинность интонации, своеобразный стиль, богатство деталей - все свидетельствует о их подлинности". [ 14 ]
Antonina Miliukova in media
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]- Любители музыки (1970, Великобритания)
- Glenda Jackson portrays Antonina.
- Жена Чайковского (2022, Россия)
- Alyona Mikhaylova portrays Antonina.
Телевидение
[ редактировать ]- BBC Чайковский Опыт (2007, Великобритания)
- Alice Glover portrays Antonina.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исследования Чайковского
- ^ Klimenko, Ivan, Moi Vospominany , as quoted in Poznansky, 226.
- ^ Valerii Sokolov,Антонина Чайковская: История забытой жизни [Antonina Tchaikovskaia: The Story of a Forgotten Life] (Moscow, 1994)
- ^ Ресторан «Эрмитаж». Получено в декабре 2009 г. с сайта «Ресторан Эрмитаж» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2010 г. Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ Цитируется по Холдену, Энтони Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1996), 126.
- ^ Холден, 126.
- ^ Tchaikovskaya, Antonina, "Vospominary vdovy P.I. Chaykovskoyo," Russkaya Muzykalnaya Gazeta 42 (1913). As quoted in Holden, 148.
- ^ Jump up to: а б Как цитирует Холден, 150.
- ^ Jump up to: а б Чайковская, цитируется по Холдену, 240.
- ^ Браун, Чайковский: Человек и его музыка , 172.
- ^ Jump up to: а б Браун, Чайковский: Человек и его музыка , 232.
- ^ Цитируется у Холдена, 240–241.
- ^ Jump up to: а б с Цитируется у Холдена, 242.
- ^ Jump up to: а б Познанского, 205.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1983). ISBN 0-393-01707-9 .
- Браун, Дэвид. Чайковский: Человек и его музыка (Лондон: Faber & Faber, 2006). ISBN 0-571-23194-2 Также (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 1-933648-30-9 .
- Холден, Энтони биографии Чайковский: Случайный дом ; 1-е издание для США (27 февраля 1996 г.) ISBN 0-679-42006-1
- Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN 0-02-871885-2 .