Литургия святителя Иоанна Златоуста (Чайковский)
Литургия святителя Иоанна Златоуста | |
---|---|
Петр Ильич Чайковский | |
Родное имя | Литургия святого Иоанна Златоуста |
Форма | Оформление Божественной литургии |
Язык | церковнославянский |
Составленный | 1878 |
Движения | 15 |
Вокал | САТБ преступление |
The Liturgy of St. John Chrysostom ( Russian : Литургия святого Иоанна Златоуста , Liturgiya svyatogo Ioanna Zlatousta ) is an a cappella choral composition by Pyotr Ilyich Tchaikovsky , his Op. 41, composed in 1878. [ 1 ] Он состоит из текстов, взятых из Божественной литургии св. Иоанна Златоуста , самого знаменитого из евхаристических богослужений Восточной Православной Церкви . Постановка Чайковского представляет собой первый «единый музыкальный цикл» литургии. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Чайковский, известный прежде всего своими симфониями, концертами и балетами, глубоко интересовался музыкой и литургией Русской Православной Церкви. В 1875 году он составил «Краткий учебник гармонии, предназначенный для облегчения чтения духовных музыкальных произведений в России» . [ 3 ]
В письме 1877 года своей подруге и покровительнице Надежде фон Мекк он писал:
Для меня [церковь] все еще обладает большим поэтическим очарованием. Я очень часто посещаю службы. Я считаю литургию святителя Иоанна Златоуста одним из величайших произведений искусства. Если очень внимательно следить за богослужением и вникать в смысл каждой церемонии, то невозможно не быть глубоко тронутым литургией нашей собственной Православной Церкви... вздрогнуть от транса взрывом клироса; увлечься поэзией этой музыки; радоваться, когда... раздаются слова: «Хвалите имя Господне!» – все это мне бесконечно дорого! Одна из моих самых глубоких радостей! [ 4 ]
Письмо фон Мекку в апреле 1878 года свидетельствовало о его заинтересованности в создании композиции на основе литургии.
Перед композиторами здесь открыто обширное и неизведанное поле деятельности. Я ценю определенные заслуги Бортнянского , Березовского и других; но как мало их музыка соответствует... всему духу православной литургии! ... Не исключено, что я решу поставить всю литургию св. Иоанна Златоуста . Я устрою все это к июлю. [ 5 ]
Составление происходило с 4/16 мая по 27 мая/8 июня 1878 г. (см. Даты по старому и новому стилю ). [ 6 ] Рукопись была отправлена его издателю Петру Юргенсону в июле; [ 6 ] это подтверждается письмом фон Меку в том же месяце, где Чайковский писал, что он «счастлив в сознании оконченного произведения... Теперь я могу полностью предаться своему тайному удовольствию от ничегонеделания». [ 7 ] Оно появилось в печати в начале 1879 года. [ 6 ]
Цензура и юридические вопросы
[ редактировать ]В то время перспектива создания какой-либо церковной музыки была сопряжена с проблемами. Императорская капелла обладала монополией на сочинение и исполнение духовной музыки; [ 8 ] согласно указу царя Александра I 1816 года , все одобрение должно было быть дано директором часовни. [ 9 ] Чайковский писал: «Они очень ревностно охраняют эту монополию и ни при каких обстоятельствах не допустят новых постановок литургии». [ 5 ]
Публикация Юргенсоном постановки Чайковского была немедленно запрещена директором капеллы Николаем Бахметьевым на том основании, что она была опубликована без его одобрения. [ 10 ] Чайковский только представил свою постановку в Московскую контору священной цензуры. [ 9 ] Против Юргенсона было возбуждено уголовное дело, а 143 его листа с Литургией были конфискованы. Главное управление печати разрешило публикацию, но Бахметьев продолжил кампанию против Юргенсона, который подал встречный иск против Бахметьева. Юргенсон выиграл дело в июне 1879 года. [ 11 ] и министр внутренних дел в декабре 1879 года вынес решение в пользу Юргенсона. Конфискованные пластинки были выпущены в ноябре и декабре 1880 года Синодом , который постановил, что церковный цензор может одобрить публикацию духовной музыки без участия часовни. [ 6 ] Это решение имело новаторские последствия, поскольку впервые за многие годы русские композиторы получили возможность создавать духовную музыку, не подвергаясь бюрократическому контролю. [ 12 ]
Спектакли
[ редактировать ]Первое выступление состоялось в церкви Императорского Киевского университета в июне 1879 года. [ 13 ] В ноябре 1880 года Московское музыкальное общество дало частный концерт в Московской консерватории ; в письме Надежде фон Мек Чайковский писал, что это был «в целом один из самых счастливых моментов в моей музыкальной карьере». [ 14 ]
Публичное выступление Русского музыкального общества состоялось в Москве в декабре 1880 года. Споры вокруг произведения привели к «необычайно многолюдной» публике, которая восприняла произведение положительно и неоднократно вспоминала Чайковского в конце концерта. [ 15 ]
Критические мнения разделились. [ 6 ] В своем обзоре работы Сезар Кюи признал важность работы и ее «почти политическое значение». [ 16 ] но был менее комплиментарен в отношении самой работы:
...хоральная звучность используется умело и эффективно; к сожалению, преобладает более высокий регистр ... [это] сначала производит впечатление праздничного блеска и великолепия, но затем теряет свою увлекательность в результате слишком частого повторения... [Чайковский] привел к своей Литургии опытного, опытного рука и чувство приличия, а не мощное вдохновение ... хотя оно само по себе вполне удовлетворительно и достойно уважения, [оно] занимает лишь второстепенное место среди других его работ. [ 17 ]
Особенно противился этой работе Амвросий, викарий Москвы; он опубликовал письмо в « Руссе» , [ 18 ] в котором он утверждал, что публичное совершение литургии является профанацией. «Мы не можем сказать, как сочетание слов «Литургия» и «Чайковский» оскорбляет слух православного христианина», [ 19 ] он написал и спросил, что произойдет, если еврейский композитор создаст обстановку литургии: «Наши самые священные слова будут высмеяны и освистаны». [ 20 ] Амвросий также отказался от исполнения Литургии Чайковского на своего друга Николая Рубинштейна . похоронах [ 21 ] Брат Чайковского Модест писал, что его брата «глубоко задело» мнение викария о произведении. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]Постановка Божественной литургии Чайковским, а также его Всенощное бдение и девять священных песнопений сыграли решающую роль в позднейшем интересе к православной музыке. [ 8 ] [ 22 ] [ 23 ] Другие композиторы, воодушевленные свободой, созданной отсутствием ограничений на духовную музыку, вскоре последовали примеру Чайковского. [ 9 ] Структуру, которую использовал Чайковский, а также использование им вольных настроек компонентов литургии, подражало целому поколению русских композиторов в своих собственных настройках литургии, в том числе Архангельскому , Чеснокову , Гречанинову , Ипполитову-Иванову и Рахманинов . [ 3 ] [ 22 ]
Музыка и структура
[ редактировать ]Хотя в большей части произведения используются традиционные славянские песнопения с простыми гомофоническими настройками, Чайковский сочинил новую музыку и свободные настройки для шести частей. К ним относятся части 6, 8, 10, 11, 13 и 14. Части 10 и 11 имеют некоторую полифонию и имитацию, что контрастирует с блочно-аккордовой аранжировкой большинства произведений. [ 24 ]
Работа состоит из 15 основных разделов. Спектакли занимают около 48 минут.
Сек. | церковнославянский (русская транслитерация) |
Английская транслитерация | английский перевод | Часть литургии |
---|---|---|---|---|
1 | Аминь. Господи помилуй | Amin. Gospodi pomilui | Аминь . Господи, помилуй | После возгласа «Благословенно Царство» |
2 | Слава: Единородный Сыне | Slava: Edinorodniy Syne | Слава Отцу и Сыну | После Второго Антифона |
3 | Приидите, поклонимся | Priidite, poklonimsya | Приходите, поклонимся | После маленького входа |
4 | Аллилуйя | Аллилуйя | аллелуйя | После послания чтения |
5 | Слава Тебе Господи | Slava tyebe gospodi | Слава Тебе, Господи | После Евангелия чтения |
6 | Херувимская песнь | Kheruvimskaya pyesn | Херувимский гимн | Литургия верующих |
7 | Господи помилуй | Gospodi pomilui | Господи, помилуй | После Херувимской песни |
8 | Верую во Единаго Бога Отца | Veruyu vo Yedinago Boga Otsa | Я верю в единого Бога, Отца, Всемогущего | Символ веры (Кредо) |
9 | Милость мира | Milost mira | Милосердие мира | После Кредо |
10 | Тебе поем | Tebye poyem | Мы славим Тебя | После возгласа «Твое свое» |
11 | Достойно есть | Dostoino yest | Это действительно подходит | После слов «Особенно за Святейших наших» |
12 | Аминь. И со Духом Твоим, Господи, помилуй | Amin. I so dukhom tvoyim, Gospodi, pomilui | Аминь. И духом Твоим, Господи, помилуй | После восклицания «И устами нашими даруй это» |
13 | Отче наш | Otche nash | Наш Отец | Господня Молитва |
14 | Хвалите Господа с небес | Khvalitye Gospoda s nebyes | Хвалите Господа с Небес | Причастный гимн |
15 | Благословен грядый во имя Господне | Blagoslovyen gryadiy vo imya Gospodnye | Блажен Грядущий во Имя Господне | После возгласа «В страхе Божием» |
См. также
[ редактировать ]- Литургия святителя Иоанна Златоуста (Рахманинова)
- Литургия святителя Иоанна Златоуста (Леонтовича)
- Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста (Мокраняц)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кембриджская история России 2006 , с. 106.
- ^ Шрок 2009 , с. 508.
- ^ Jump up to: а б «Петр Чайковский (1840–1893)» . Русская Музыка . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 237-238.
- ^ Jump up to: а б М. Чайковский 1904 , с. 298-299.
- ^ Jump up to: а б с д и Langston, Brett. "Liturgy of Saint John Chrysostom (Литургия святого Иоанна Златоуста)" . Tchaikovsky Research . Retrieved 21 June 2015 .
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б Кембриджская история России 2006 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с Шрок 2009 , с. 509.
- ^ Познанский 1999 , с. 289.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 347.
- ^ «Петр Чайковский (1840–1893)» . Русская музыка . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 348.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 392.
- ^ Jump up to: а б М. Чайковский 1904 , с. 394.
- ^ Кэмпбелл 2003 , с. 3.
- ^ Кэмпбелл 2003 , с. 9.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 394-395.
- ^ Уайли 2009 , с. 202.
- ^ М. Чайковский 1904 , с. 395.
- ^ Джи и Селби 1960 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Morozan 2013 .
- ^ Суэйн 2006 , с. 212.
- ^ Браун 2007 , с. 184.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (20 февраля 2007 г.). Чайковский: Человек и его музыка . ISBN 9781933648309 .
- Кэмпбелл, Стюарт (2003). Русские о русской музыке, 1880–1917 . ISBN 9781139441193 .
- Эванс, Эдвин (1900). Чайковский: Его жизнь и творчество .
- Ну и дела, Джон; Селби, Эллиот (1960). Триумф Чайковского: биография . Авангард Пресс.
- Морозан, Владимир (2013). «Русский хоровой репертуар». В Ди Грации, Донна М. (ред.). Хоровая музыка XIX века . ISBN 9781136294099 .
- Перри, Морин ; Ливен, Доминик ; Суни, Рональд Г. , ред. (2006). Кембриджская история России: Том 2, Императорская Россия, 1689–1917 гг . ISBN 9780521815291 .
- Познанский, Александр (1999). Чайковский глазами других . ISBN 9780253335456 .
- Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . ISBN 9780199886876 .
- Суэйн, Джозеф П. (2006). Духовная музыка от А до Я. ISBN 9780810876217 .
- Чайковский, Модест (1904). Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского . ISBN 9781410216120 .
- Уайли, Роланд Джон (2009). Чайковский . ISBN 9780195368925 .