Музыка Петра Ильича Чайковского.

Петр Ильич Чайковский был русским композитором, особенно известным тремя очень популярными балетами: «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» и «Щелкунчик» . Он также сочинял оперы, симфонии, хоровые произведения, концерты и другие классические произведения. Его творчество стало доминирующим в России XIX века, и он стал известен как в России, так и за ее пределами как величайший музыкальный талант.
Чайковский и его время
[ редактировать ]Хотя вклад русской националистической группы «Пятерка» сам по себе был важен в развитии независимого русского голоса и сознания в классической музыке. Его формальное консерваторское образование позволило ему писать произведения с западно-ориентированным подходом и техникой, демонстрируя широкий диапазон и широту техники, от уравновешенной «классической» формы, имитирующей элегантность рококо 18-го века , до стиля, более характерного для русских националистов или явно музыкальной идиомы. чтобы направить свои собственные перенапряженные эмоции. [ 1 ]
Даже при таком композиционном разнообразии мировоззрение музыки Чайковского остается по существу русским, как в использовании отечественной народной песни, так и в глубокой погруженности композитора в русскую жизнь и образ мышления. [ 1 ] рассказывая о балете Чайковского «Спящая красавица» , в открытом письме импресарио Сергею Дягилеву , напечатанном в Таймс лондонской « Композитор Игорь Стравинский, », утверждал, что музыка Чайковского столь же русская, как песня стихи Пушкина или . Глинки, поскольку Чайковский «рисовал бессознательно» из истинных, народных источников» русской расы. [ 2 ] Эта русскость мышления гарантировала, что Чайковский не станет простым подражателем западной техники. Природный мелодический дар Чайковского, основанный главным образом на темах огромного красноречия и эмоциональной силы и подкрепленный сочетанием средств гармонии и оркестровки, всегда делал его музыку привлекательной для публики. Однако его с трудом завоеванная профессиональная техника и способность использовать ее для выражения своей эмоциональной жизни дали Чайковскому возможность реализовать свой потенциал более полно, чем любой другой русский композитор того времени. [ 3 ]
Балеты
[ редактировать ]«Чайковский был создан для балета», — пишет музыковед Дэвид Браун. [ 4 ] До него, пишет музыковед Фрэнсис Маес, балетную музыку писали такие специалисты, как Людвиг Минкус и Чезаре Пуни , «которые больше ничего не писали и знали все премудрости ремесла». [ 5 ] Браун объясняет, что дар Чайковского к мелодии и оркестровке, его способность писать запоминающуюся танцевальную музыку с большой беглостью и его способность реагировать на театральную атмосферу сделали его уникальным писателем этого жанра. [ 6 ] Прежде всего, пишет Браун, он обладал «способностью создавать и поддерживать атмосферу: прежде всего, способностью предлагать и поддерживать движение… оживляемое обильной изобретательностью, прежде всего ритмической, внутри отдельной фразы». [ 7 ] Сравнивая Чайковского с французским композитором Лео Делибом , балеты которого Чайковский обожал, Браун пишет, что, хотя оба композитора обладали схожими талантами, страсть русского ставит его в более высокую лигу, чем страсть француза. Если музыка Делиба остается декоративной, то музыка Чайковского затрагивает чувства и приобретает более глубокое значение. [ 8 ] Три балета Чайковского, по словам Мэйса, вызвали эстетическую переоценку музыки этого жанра. [ 9 ]
Браун называет первый балет Чайковского « Лебединое озеро » «очень замечательным и смелым достижением». [ 10 ] Жанр в целом был в основном «декоративным спектаклем», когда было написано «Лебединое озеро» , что сделало попытку Чайковского «включить в себя драму, которая представляла собой нечто большее, чем удобную серию инцидентов для механического перехода от одного дивертисмента к другому... почти визионерской ». ." [ 7 ] Однако, хотя композитор продемонстрировал значительные способности к написанию музыки, сосредоточенной на драматургии истории, спрос на стандартные пьесы подрывает его потенциал для полного успеха. Длинные дивертисменты, которые он поставил для двух из четырех актов балета, демонстрируют «похвальное разнообразие характеров», но отвлекают действие (и внимание публики) от основного сюжета. [ 11 ] Более того, добавляет Браун, официальная танцевальная музыка неравномерна, некоторые ее части «совершенно обычные, даже немного банальные». [ 12 ] Несмотря на эти недостатки, «Лебединое озеро» дает Чайковскому множество возможностей продемонстрировать свой талант к мелодическому написанию и, как отмечает Браун, оказалось «несокрушимым» в популярности. [ 13 ] Соло гобоя, связанное с Одеттой и ее лебедями, впервые появляющееся в конце первого акта, является одной из самых известных тем композитора. [ 14 ]

Чайковский считал свой следующий балет «Спящая красавица По словам Брауна, » одним из лучших своих произведений. Структура сценария оказалась более удачной, чем у « Лебединого озера» . Хотя пролог и первые два акта содержат определенное количество танцевальных постановок, они не предназначены для беспричинного хореографического оформления, а имеют хоть какое-то второстепенное отношение к основному сюжету. Эти танцы также гораздо более поразительны, чем их аналоги в «Лебедином озере» , поскольку некоторые из них представляют собой персонажи из сказок, таких как «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка» , что вызвало у композитора гораздо более индивидуальный тип изобретения. Точно так же музыкальные идеи в этих разделах более яркие, острые и точные. Это характерное музыкальное изобретение в сочетании со структурной беглостью, острым чувством атмосферы и хорошо структурированным сюжетом делает «Спящую красавицу», пожалуй, самым успешным балетом Чайковского. [ 15 ]
С другой стороны, «Щелкунчик » — одно из самых известных произведений Чайковского. Хотя его критиковали как наименее существенный из трех балетов композитора, следует помнить, что Чайковский был ограничен строгим сценарием, предложенным Мариусом Петипа . Этот сценарий не давал возможности для выражения человеческих чувств за пределами самого тривиального и ограниченного Чайковского, преимущественно в мире мишуры, сладостей и фантазии. Тем не менее, в своих лучших проявлениях мелодии очаровательны и красивы, и к этому времени виртуозность Чайковского в оркестровке и контрапункте обеспечила бесконечное очарование внешней привлекательностью партитуры. [ 16 ]
Оперы
[ редактировать ]Чайковский написал десять опер, хотя одна ( «Ундина ») большей частью утеряна, а другая ( «Вакула-Кузнец ») существует в двух существенно разных версиях. Он также начал или собирался написать еще как минимум 20; однажды он заявил, что воздерживаться от написания опер — это героизм, которым он не обладает. [ 17 ] (На самом деле, одним из проектов, которые Чайковский планировал перед смертью, была опера по мотивам Шекспира «Ромео и Джульетты» , для которой он написал увертюру-фантазию гораздо раньше в своей карьере; дуэт, потенциально предназначенный для этой оперы, был завершен его другом Сергеем Танеева и опубликовано посмертно.) [ 18 ] Тем не менее необходимость спланировать или сочинить оперу была постоянной заботой. [ 19 ]

По мнению музыковеда Джеральда Абрахама , оперы в целом воплощают в себе огромную массу музыки, слишком красивой и интересной, чтобы ее можно было игнорировать. Более того, утверждает он, поиск Чайковским оперных сюжетов, его взгляды на их природу и трактовку, а также собственная работа над либретто проливают значительный свет на его творческую личность. [ 20 ] Тем не менее, по мнению музыковеда Фрэнсиса Мэйса, большинство опер Чайковского провалились по трем причинам. Во-первых, композитору не удавалось получить хорошие либретто, несмотря на постоянные обращения к некоторым ведущим драматургам России и его брату Модесту. [ 21 ] Во-вторых, он не был Верди , Пуччини или Леонкавалло . Хотя он мог писать музыку, которая часто была красивой, а иногда и очень трогательной, обычно она не была такой захватывающей, как все, что создавали эти трое. [ 21 ] В-третьих, и это, пожалуй, самое печальное, энтузиазм Чайковского по поводу написания опер не соответствовал его театральному чутью. [ 21 ] По-видимому, либо не осознавая этого недостатка, либо не имея возможности сдержать свое волнение на достаточно долгое время, чтобы холодно и пристально взглянуть на истинную сценическую ценность либретто, ему, казалось, было суждено повторить свои неудачи. [ 22 ]
Чайковский дважды нарушал эту схему. «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — сильные истории, достойные положить на музыку. Их автор Александр Пушкин был искусным рассказчиком. Он также был острым наблюдателем человеческой натуры, и его ироничные, проницательные наблюдения за человеческим состоянием могли быть до крайности пугающими и душераздирающими. Более того, обе повести идеально соответствовали таланту композитора. Чайковский соответствовал иронии и отстраненности Пушкина в «Евгении Онегине» , прибегая к ряду музыкальных условностей, которые, в свою очередь, перекликались с литературными кодами, использованными автором в его «романе в стихах». [ 23 ] Более традиционные писатели, такие как Браун, также предполагают, что страсть и симпатия композитора к героине Татьяне, усиленная параллелями в рассказе с событиями из его собственной жизни, возможно, повлияла на качество музыки, которую он написал для «Онегина» . [ 24 ]

В «Пиковой даме » перенесение Модестом временной шкалы истории в либретто в XVIII век стало благом для Чайковского, любимым композитором которого (и которому он больше всего любил подражать) был Моцарт. Это изменение позволило ему сочинить, помимо страстной любовной музыки, ряд подделок XVIII века, изображающих различные социальные среды. [ 25 ] Кроме того, по мере того как сверхъестественное постепенно овладевает персонажами, Чайковский сочетает его с столь же призрачной музыкой. [ 26 ] Он уже экспериментировал в этом духе в сцене трансформации «Спящей красавицы» , демонстрируя способность оркестровать странный, даже нервирующий звуковой мир темных фантазий . Он сделает это еще раз в первом акте «Щелкунчика» . [ 27 ] запечатлевая то, что художник, критик и историк Александр Бенуа назвал бы «миром захватывающих кошмаров» и «смесью странной правды и убедительных вымыслов». [ 28 ]
- The Voyevoda ( Воевода – The Voivode , Op. 3, 1867–1868)
- Полная партитура уничтожена композитором, но посмертно восстановлена по эскизам и оркестровым партиям. Не имеет отношения к гораздо более поздней симфонической балладе «Воевода» , соч. 78.
- Ундина ( Ундина или Ундина , 1869)
- Не завершено. Только марш из этой оперы увидел свет, поскольку вторая часть его Симфонии № 2 до минор и несколько других фрагментов иногда звучат как концертные пьесы. Хотя Чайковский дважды за свою жизнь пересматривал Вторую симфонию, он не менял вторую часть (взятую из материала Ундины ) ни в одной из редакций. Остальная часть партитуры Ундины была уничтожена композитором.
- Опричник . 1870–1872 гг ,
- Премьера 24 апреля [OS 12 April] 1874, Санкт-Петербург.
- Вакула-кузнец ( Кузнец Вакула или Кузнец Вакула ), соч. 14, 1874 г.;
- Позже переработано как Черевички , премьера 6 декабря [OS 24 ноября], 1876, Санкт-Петербург.
- Eugene Onegin ( Евгений Онегин or Yevgeny Onegin ), Op. 24, 1877–1878
- Премьера 29 марта [OS 17 марта] 1879 года в Московской консерватории.
- The Maid of Orleans ( Орлеанская дева or Orleanskaya deva ), 1878–1879
- Премьера 25 февраля [OS 13 февраля] 1881, Санкт-Петербург.
- Mazepa (or Mazeppa) ( Мазепа ), 1881–1883
- Премьера 15 февраля [OS 3 февраля] 1884, Москва
- Черевички ( Черевички ; редакция Вакулы Кузнеца ) 1885 г.
- Премьера 31 января [OS 19 января], 1887, Москва)
- Чародейка , Чародейка or Charodeyka1885–1887
- Премьера 1 ноября [OS 20 октября] 1887, Санкт-Петербург.
- The Queen of Spades ( Пиковая дама or Pikovaya dama ), Op. 68, 1890
- Премьера 19 декабря [OS 7 декабря] 1890, Санкт-Петербург.
- Иоланта ( Иоланта или Иоланта ), соч. 69, 1891 г.
- Первое исполнение: Мариинский театр , Санкт-Петербург , 1892. Первоначально исполнено на двойной афише с «Щелкунчиком».
(Примечание: «Хор насекомых» был написан для запланированной оперы «Мандрагора» [ Мандрагора ] 1870 года).
Симфонии
[ редактировать ]Первые три симфонии Чайковского, хотя и кажутся оптимистичными и националистическими, в то же время являются хроникой его попыток совместить обучение в Санкт-Петербургской консерватории с русской народной музыкой и его собственной врожденной склонностью к мелодии. Оба работали против сонатной формы , важнейшей архитектурной концепции западной классической музыки, а не против нее. [ 29 ] [ а 1 ] « Первый» , хотя и традиционный по форме, ярко демонстрирует индивидуальность Чайковского; он богат мелодической изобретательностью и излучает мендельсоновское очарование и изящество. [ 30 ] Вторая симфония является одним из наиболее доступных произведений Чайковского и существует в двух версиях. Хотя сегодня обычно исполняется последняя версия, друг Чайковского и бывший ученик Сергей Танеев считал более раннюю версию более прекрасной с композиционной точки зрения. [ 31 ] Третья , показывает, как завершенная Чайковским в мажорной тональности, написана в пяти частях, подобно Роберта Шумана Рейнской , единственная симфония , симфонии Чайковский чередует сочинение в более ортодоксальной симфонической манере и сочинение музыки как средства выражения своей эмоциональной жизни. ; [ 32 ] введением танцевальных ритмов в каждую часть, кроме медленной, композитор расширяет поле симфонических контрастов как внутри частей, так и между ними. [ 33 ]
Благодаря последним трем пронумерованным симфониям и своей программной симфонии «Манфред » Чайковский стал одним из немногих композиторов конца XIX века, которые смогли наложить свою индивидуальность на симфонию, чтобы дать форме новую жизнь. [ 34 ] Браун называет Четвертую симфонию прорывным произведением с точки зрения эмоциональной глубины и сложности, особенно в ее очень большой вступительной части. Пятая симфония — более регулярное произведение, хотя, возможно, и не более традиционное. [ 35 ] Шестая симфония , которую обычно интерпретируют как декларацию отчаяния, представляет собой произведение поразительной оригинальности и силы; по мнению Брауна, это, пожалуй, одно из самых последовательных и идеально составленных произведений Чайковского. [ 36 ] Эти симфонии признаны весьма оригинальными образцами симфонической формы и часто исполняются. «Манфред» , написанный между Четвертой и Пятой симфониями, также является крупным произведением, но при этом требовательным. Музыка часто бывает очень жесткой, первая часть совершенно оригинальна по форме, а вторая часть оказывается прозрачной и вроде бы несодержательной, но абсолютно подходящей для той программы, которую она иллюстрирует. [ 37 ]
Чайковский набросал Симфонию ми-бемоль в 1892 году, еще до начала « Патетической» , но отверг ее как неудовлетворительную. Закончив « Патетику» , он переработал вступительную часть как свой Третий фортепианный концерт остался как одночастное Allegro de concert , который после его смерти . Хотя друг и коллега композитора Сергей Танеев завершил медленную часть и финал для фортепиано с оркестром, которые иногда объединяются с одночастным произведением, образуя полноценный концерт, остается неясным, было ли это на самом деле замыслом композитора. Симфония была воссоздана в первоначальном виде русским композитором Семеном Богатырьевым; он был опубликован в 1961 году после 10-летней реконструкции. [ 38 ]
- № 1 соль минор , соч. 13, Зимние грезы (1866)
- № 2 до минор , соч. 17, Малоросс (1872)
- № 3 ре мажор , соч. 29, поляк (1875)
- № 4 фа минор , соч. 36 (1877–1878)
- Манфреда Симфония , си минор, соч. 58; вдохновлен Байрона стихотворением «Манфред » (1885).
- нет. 5 ми минор , соч. 64 (1888)
- нет. 6 си минор , соч. 74, Патетика (1893)
- Симфония ми-бемоль (реконструированная Семёном Богатыревым ; издана в 1961 году как Симфония № 7)
Концерты и концертные пьесы
[ редактировать ]Два концерта Чайковского были отвергнуты своими поклонниками, но вошли в число самых известных произведений композитора. Первый фортепианный концерт первоначально был отвергнут его предполагаемым посвящением Николаем Рубинштейном , о чем, в частности, рассказал композитор через три года после этого. Вместо этого работа досталась пианисту Гансу фон Бюлову , чья игра произвела впечатление на Чайковского, когда он появился в Москве в марте 1874 года. Бюлов представил премьеру произведения в Бостоне в октябре 1875 года. Рубинштейн в конечном итоге сам поддержал это произведение. [ 39 ] Точно так же Скрипичный концерт был первоначально отвергнут известным виртуозом и педагогом Леопольдом Ауэром , премьера которого состоялась у другого солиста ( Адольфа Бродского ), затем с опозданием была принята и сыграна Ауэром с большим успехом у публики. Помимо самого исполнения концерта, Ауэр также обучал этому произведению своих учеников, в том числе Яшу Хейфеца и Натана Мильштейна . [ 40 ]

Всего Чайковский написал четыре концерта (три для фортепиано, один для скрипки), два концертных произведения для солиста и оркестра (по одному для фортепиано и виолончели) и пару коротких произведений. Первый фортепианный концерт , хотя его традиционно обвиняют в том, что вступительная мелодия написана в неправильной тональности и никогда не повторяет эту мелодию в остальной части произведения, демонстрирует умелое использование тональной нестабильности для усиления напряжения и повышения тона беспокойства и высокой драмы. [ 41 ] Концерт для скрипки с оркестром , одно из самых свежих по звучанию и наименее претенциозных произведений Чайковского, наполнен мелодиями, которые легко могли бы прийти из одного из его балетов. [ 42 ] Второй фортепианный концерт , более формальный по тону и менее экстравертный, чем Первый, содержит выдающиеся соло для скрипки и виолончели в медленной части, создавая впечатление гроссо-концерта для фортепианного трио и оркестра. [ 43 ] Третий фортепианный концерт , первоначально вступительная часть симфонии ми-бемоль , после смерти Чайковского остался как одночастное произведение. Чайковский также пообещал дать концерт для виолончели Анатолию Брандукову и концерт для флейты Полю Таффанелю, но умер, не успев серьезно поработать над каждым проектом. [ а 2 ]
Из концертных произведений «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром были вдохновлены Моцартом и демонстрируют близость Чайковского к классическому стилю в его вкусе и утонченной уравновешенности. [ 44 ] « Концертная фантазия» для фортепиано с оркестром своим светлым тоном и нестандартной формальной структурой родственна оркестровым сюитам. (Вторая часть, «Контрасты», изначально была задумана как вступительная часть Третьей сюиты.) Написанная как демонстрационная пьеса для солиста, она отсылает к тому времени, когда публика больше концентрировалась на виртуозности исполнителя. чем от музыкального содержания исполняемого произведения. [ 45 ] Анданте и финал для фортепиано с оркестром были закончены и оркестрованы посмертно Сергеем Танеевым . Первоначально это были вторая и четвертая части симфонии ми-бемоль, того же источника, что и Третий фортепианный концерт. [ 46 ]
К разным работам относятся следующие:
- Меланхоличная серенада , соч. 26, для скрипки с оркестром.
- Как и Скрипичный концерт, он был посвящен Леопольду Ауэру, но премьера состоялась Адольфом Бродским, а посвящение Ауэру было снято.
- Вальс-Скерцо , соч. 34, для скрипки с оркестром
- Посвящается скрипачу Иосифу Котеку , который помогал Чайковскому в написании Скрипичного концерта, отчасти для того, чтобы загладить свою вину за то, что он не посвятил это произведение Котеку.
- Память о родном месте , соч.
- Написанная в трех коротких частях, вступительная часть представляла собой оригинальную медленную часть Скрипичного концерта, которую Чайковский заменил Канцонеттой, которая сейчас находится в этом произведении.
- Пеццо каприччиозо , соч. 62 (1888), для виолончели с оркестром.
- Написанная для Анатолия Брандукова в мрачной тональности си минор (той же тональности, что и « Патетическая симфония аспект композиции »), каприччиозный проистекает из причудливой трактовки Чайковским простой темы произведения.
- Предполагаемое произведение, частично основанное на 60-тактовом фрагменте, найденном на обороте черновика последней части Шестой симфонии композитора.
- Концертная пьеса для флейты и струнных , TH 247 Op. почта (1893)
- Это произведение, потерянное 106 лет назад, было найдено в Санкт-Петербурге в 1999 году и реконструировано Джеймсом Штраусом .
Другие оркестровые произведения
[ редактировать ]Программная музыка и заказные произведения
[ редактировать ]Чайковский на протяжении всей своей карьеры писал программную музыку. Хотя он жаловался своей покровительнице Надежде фон Мекк , что это похоже на предложение публике «бумажных денег», а не «золотой монеты» абсолютной музыки, он проявил определенное чутье к этому жанру. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» остается одним из самых известных произведений Чайковского, а ее любовная тема – одной из самых успешных его мелодий. Однако на самом деле это произведение является одним из трех, написанных им по мотивам произведений Шекспира . «Буря» , хотя в целом и не так успешна, как «Ромео» , содержит чрезвычайно эффективную тему любви. [ 47 ] Гамлет отличается от Ромео изображением различных эмоциональных или психологических состояний главного героя, а не изображением конкретных событий - подход, более родственный Ференцу Листу в его симфонических стихотворениях . [ 48 ]

Среди других произведений «Итальянское каприччио» представляет собой рассказ о путешествии композитора в годы его странствий и сознательное подражание средиземноморским эпизодам из «Испанских увертюр» Глинки. [ 49 ] В центральной части «Франчески да Римини » содержится тема любви, которая является одним из лучших образцов «бесконечной мелодии» Чайковского. Композитор особенно любил это произведение и часто дирижировал им, особенно в Кембридже, когда он получил степень почетного доктора в 1892 году. Более двойственно он относился к своей программной симфонии «Манфред» , вдохновленной для одноименной поэмой Байрона и написанной Программа предоставлена Балакиревым. Написанное в четырех частях для крупнейшего оркестра Чайковского, произведение остается редкостью в концертном зале, но записывается все чаще. «Шторм» и «Фатум» — ранние работы; «Воевода» относится к тому же периоду, что и « Патетическая симфония».
Заказанные произведения включают Увертюру 1812 года , известную своими традиционными русскими темами (например, старым царским национальным гимном), а также 16 пушечными выстрелами и хором церковных колоколов в коде. Хотя Чайковский не ценил это произведение высоко, оно стало, пожалуй, самым известным его произведением. «Марш раба» (также известный как « Славянский марш» ) — патриотическое произведение, созданное для благотворительного концерта Красного Креста в поддержку российских войск на Балканах. [ 50 ] Другие заказанные работы включают Фестивальную увертюру к государственному гимну Дании , написанную в ознаменование свадьбы наследного принца Александра (который впоследствии станет Александром III), [ 51 ] и Фестивальный Коронационный марш , заказанный городом Москвой к коронации Александра III. [ 52 ]
Оркестровые сюиты и Серенада
[ редактировать ]Чайковский написал четыре оркестровые сюиты в период между Четвертой и Пятой симфониями. Первые три представляют собой оригинальную музыку, а четвёртый, под названием « Моцартиана» , состоит из аранжировок музыки Моцарта . [ а 3 ] По словам голландского музыковеда Фрэнсиса Мэйса, Чайковский ценил свободу экспериментов, которую давали ему сюиты, и рассматривал их как жанр неограниченной музыкальной фантазии. [ 53 ] С этим соглашается и российский музыковед и критик Даниил Житомирский , добавляющий, что с их помощью композитор решил ряд задач по оркестровой тональности, тематическому развитию и форме. [ 54 ] Роланд Джон Уайли отмечает, что они содержат музыку в нескольких стилях - научный контрапункт, салонный стиль, народная музыка, причудливые скерцо, характерные пьесы - в общем духе, который русские называют прелестью , что означает «очаровательный» или «приятный». [ 55 ]
- Оркестровая сюита № 1 ре минор , соч. 43 (1878–1879)
- Оркестровая сюита № 2 до мажор , соч. 53 (1883)
- Оркестровая сюита № 3 соль мажор , соч. 55 (1884)
- Оркестровая сюита № 4 соль мажор «Моцартиана» , соч. 61 (1887)
Помимо вышеперечисленных сюит, Чайковский в 1889 или 1890 году сделал небольшой набросок к сюите, который впоследствии не получил развития.
Сам Чайковский аранжировал сюиту из балета «Щелкунчик». Он также подумывал о создании сюит из двух других своих балетов: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» . В итоге он этого не сделал, но после его смерти другие составили и опубликовали сюиты из этих балетов.
Как и «Итальянское каприччио» , « Серенада для струнных» была вдохновлена пребыванием Чайковского в Италии и разделяет непринужденную плавучесть и мелодическое богатство этого произведения. Первая часть, «Pezzo in forma di Sonatina» («В форме сонатины»), была данью уважения Моцарту . Она имеет некоторые общие черты с увертюрой этого композитора к «Свадьбе Фигаро», но в остальном подражает его музыке только в остроумии и легкости, а не в стиле. [ 56 ]
Случайная музыка
[ редактировать ]- Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский (1867), музыка к Александра Островского пьесе «Дмитрий Самозванец»
- Снегурочка ( Снегурочка ), соч. 12 (1873), музыка к одноименной пьесе Островского. Островский адаптировал и инсценировал популярную русскую сказку . [ 57 ] и партитура, которую написал к ней Чайковский, всегда была одним из его любимых произведений. В нем много вокальной музыки , но это не кантата и не опера.
- Черногорцы получают известие об объявлении Россией войны Турции (1880 г.), музыка к картине.
- «Воевода» (1886), музыка к сцене Домового из оперы Островского «Сон на Волге».
- Гамлет , соч. 67b (1891), музыка к пьесе Шекспира . Чайковского В партитуре использована музыка, заимствованная из одноименной увертюры , а также из его Симфонии № 3 и из «Снегурочки» , помимо оригинальной музыки, написанной им специально для сценической постановки « Гамлета» . Два вокальных фрагмента - это песня, которую Офелия поет в муках своего безумия, и песня, которую Первый Могильщик будет петь, пока он занимается своей работой.
Хоровая музыка
[ редактировать ]Чайковский написал значительное количество хоровой музыки (около 25 произведений), в том числе:
- Кантата (Гимн) по случаю празднования 50-летия певца Осипа Афанасьевича Петрова , тенор, хор и оркестр, слова Николая Некрасова (1875; исполнена в Петербургской консерватории 6 мая 1876 года под управлением Карла Давыдова) ) [ 58 ]
- Литургия святителя Иоанна Златоуста , соч. 41 (1878)
- Всенощное бдение , соч. 52 (1881)
Камерная музыка
[ редактировать ]Камерная музыка не занимает заметного места в композиционном творчестве Чайковского. Помимо ряда студенческих упражнений, он состоит из трех струнных квартетов , фортепианного трио и струнного секстета , а также трех произведений для скрипки и фортепиано. Хотя все эти произведения содержат превосходную музыку, Первый струнный квартет с его знаменитой медленной частью Andante cantabile демонстрирует такое мастерство квартетной формы, что некоторые считают его наиболее удовлетворительным из камерных произведений Чайковского по его постоянству стиля и художественному интересу. [ 59 ] Хотя Второй струнный квартет менее привлекателен, чем Первый, и менее характерен, чем Третий, его медленная часть является существенной и особенно впечатляющей пьесой. [ 60 ] Некоторые критики считают Третий струнный квартет самым впечатляющим, особенно из-за его элегической медленной части. [ 61 ]
Элегично и Фортепианное трио , написанное в память о Николае Рубинштейне, — этим моментом объясняется выдающееся положение фортепианной партии. Произведение состоит из двух частей, вторая представляет собой большой набор вариаций, включая фугу и длинную итоговую вариацию, служащую эквивалентом третьей части. [ 62 ] Если бы Чайковский написал это произведение как фортепианный квартет или фортепианный квинтет , он бы воспользовался струнным ансамблем, хорошо способным играть полную гармонию , и, следовательно, ему могли бы быть выделены автономные части для игры. Имея всего два струнных инструмента, эта опция была недоступна. Вместо этого Чайковский рассматривает скрипку и виолончель как мелодичных солистов, а фортепиано одновременно беседует с ними и обеспечивает гармоническую поддержку. [ 63 ]
Струнный секстет под названием « Сувенир Флоренции » считается некоторыми более интересным, чем Фортепианное трио, поскольку он лучше музыкален по своей сути и лучше написан. [ 64 ] Ни одно из других камерных произведений Чайковского не имеет более позитивного начала, а простота основной части второй части еще более поразительна. После этой очень трогательной музыки третья часть, по крайней мере вначале, переходит в свежий, народный мир. Еще более народным является начало финала, хотя Чайковский развивает это движение в более академическом направлении с включением фуги. [ 65 ] Это произведение также исполнялось в аранжировках для струнного оркестра .
Только фортепианная музыка
[ редактировать ]За свою творческую жизнь Чайковский написал около сотни фортепианных произведений. Его первый опус состоял из двух фортепианных пьес, а свой последний набор фортепианных произведений он завершил после того, как закончил набросок своей последней симфонии. [ 66 ] За исключением сонаты для фортепиано, написанной во время учебы по композиции и второй, намного позже в его карьере, сольные фортепианные произведения Чайковского состоят из характерных пьес . [ 67 ] Хотя его самая известная серия этих произведений — «Времена года» , [ 68 ] композиции из его последнего сборника «Восемнадцать пьес», соч. 72, чрезвычайно разнообразны и порой удивительны. [ 69 ]
Некоторые фортепианные произведения Чайковского могут быть технически сложными; тем не менее, это по большей части очаровательные, незатейливые сочинения, предназначенные для пианистов-любителей. [ 68 ] Поэтому было бы легко отвергнуть все творчество как посредственное и просто компетентное. Хотя в какой-то степени эта точка зрения может быть верной, в некоторых из этих произведений есть более привлекательная и находчивая музыка, чем можно было бы ожидать. [ 66 ] Отличием произведений Чайковского от многих других салонных произведений являются участки поразительной гармонии и неожиданные фразовые структуры, которые, возможно, потребуют дополнительного терпения, но не останутся без вознаграждения с музыкальной точки зрения. Многие пьесы имеют названия, которые дают творческие подсказки о том, как их следует играть. [ 70 ]
Песни
[ редактировать ]Чайковский написал 103 песни. Хотя его, возможно, и не помнят как композитора песен , он создал большее количество превосходных произведений, чем можно было бы предположить по их сравнительному пренебрежению, часто концентрируя на нескольких страницах музыкальный образ, который, казалось бы, идеально соответствовал сути текста. Песни чрезвычайно разнообразны и охватывают широкий спектр жанров — от чистой лирики до резкой драмы; торжественные гимны и короткие бытовые песни; народные мелодии и вальсы. Чайковский наиболее успешен, когда пишет на тему любви, ее утраты или разочарования. [ 71 ]
В техническом плане песни отличаются рядом особенностей: художественной простотой, безыскусностью музыкального языка, разнообразием и своеобразием мелодии, богатством сопровождения. Песни помогли перекрестно обогатить творчество композитора в других жанрах, с ними тесно связаны многие его оперные арии. [ 72 ] Хотя «None But the Lonely Heart», возможно, одна из его лучших песен, а также, пожалуй, самая известная на Западе, [ 73 ] Шесть романсов, соч. 65 и Шесть романсов, соч. 73 особенно рекомендуются. [ 69 ]
Аранжировки чужих произведений
[ редактировать ]Композитор | Работа и силы | Организовано для | Дата |
---|---|---|---|
Бетховен | Соната для фортепиано № 17 ре минор , соч. 31, № 2, «Буря», первая часть | Оркестр (4 версии) | 1863 |
Бетховен | Соната для скрипки № 9 ля мажор , соч. 47 «Крейцер», первая часть. | Оркестр | 1863–64 |
Бортнянский | Полное собрание церковной музыки, хор | Хор, под редакцией | Июль – ноябрь 1881 г. |
Чимароза | «Я поклонюсь», трио из оперы «Тайный брак» (доступно для 3 голосов и фортепиано) | 3 голоса и оркестр | 1870 |
Даргомыжский | Little Russian Kazachok , orchestra | Фортепиано | 1868 |
Даргомыжский | «Золотая тучка спала», 3 голоса и фортепиано. | 3 голоса и оркестр | 1870 |
Дубюк | Мария Дагмар Полька, фортепиано | Оркестр | 1869 |
Глинка | «Слався» из оперы «Жизнь за царя» , аранжировка, куплеты | Смешанный хор и оркестр | февраль 1883 г. |
Джозеф Гунгл | «Возвращение» , вальс, фортепиано | Оркестр | 1863–64 |
Гайдн | « Боже, храни Франциска Императора », 4 голоса. | Оркестр | к 24 февраля 1874 г. |
Король | «Торжественный марш», фортепиано | Оркестр | Май 1867 г. |
Герман Ларош | Кармосина , Увертюра-фантазия, фортепиано | Оркестр | Август – сентябрь 1888 г. |
Лист | «Es war ein Konig in Thule», голос и фортепиано. | Голос и оркестр | 3 ноября 1874 г. |
Алексей Львов | « Боже, Царя храни! » (тогдашний гимн), хор и фортепиано. | Смешанный хор и оркестр | февраль 1883 г. |
Софи Ментер | Венгерские цыганские мелодии , фортепиано (короткая партитура) | Фортепиано и оркестр | 1892 |
Моцарт | 4 работы | обр. оркестр в партии Моцартианы (Сюита № 4) | Июнь – август 1887 г. |
Моцарт | Фантазия до минор, К. 475, фортепиано | Вокальный квартет ( Ночь ) | 15 марта 1893 г. |
Антон Рубинштейн | Иван Грозный , соч. 79, оркестр | Фортепианный дуэт | 18 октября - 11 ноября 1869 г. |
Антон Рубинштейн | Дон Кихот , соч. 87, оркестр | Фортепианный дуэт | 1870 |
Шуман | Симфонические этюды , соч. 13 (фортепиано), блестящее Адажио и Аллегро. | Оркестр | 1864 |
Шуман | «Баллада о Гайденкнабене», соч. 122, нет. 1, декламация и фортепиано | Декламация и оркестр | 11 марта 1874 г. |
Страделла | «O del mio dolce», песня для фортепиано. | Голос и оркестр | 10 ноября 1870 г. |
Тарновский | Песня «Я все помню», аранж. Дубюк для фортепиано | Фортепианный дуэт | 1868 |
Вебер | Соната для фортепиано ля-бемоль, J. 199, Скерцо Менуэтто | Оркестр | 1863 |
Вебер | Соната для фортепиано до мажор, J. 138 – Вечный двигатель | Фортепиано левая рука | 1871 |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Темы Моцарта и Бетховена, по сравнению с ними, могут показаться не яркими и красивыми, но по замыслу они хорошо работают как зародышевые клетки для роста и развития. Акцент делается на архитектурном – не на самой теме, а на том, что из нее можно построить (Купер, 29).
- ↑ гипотетическая версия первого С тех пор появилась . Еще одно произведение для виолончели с оркестром было собрано в 1940 году виолончелистом Гаспаром Кассадо из некоторых сочинений Чайковского. 72 фортепианных произведения.
- ↑ Из-за разницы в музыкальном содержании Чайковский хотел выделить «Моцартиану» как отдельное произведение. После его смерти он был причислен к остальным трем люксам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Браун, Нью-Гроув , 18:606.
- ↑ Стравинский, Игорь, «Открытое письмо Дягилеву», The Times , Лондон, 18 октября 1921 г. Цитируется в Holden, 51.
- ^ Браун, Нью-Гроув , 18:606–7, 628.
- ^ Браун, Финал , 212.
- ^ Филд, 144.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:614.
- ^ Jump up to: а б Браун, Кризис , 78.
- ^ Браун, Финал , 212–3.
- ^ Филд, 148.
- ^ Браун, Кризис , 77.
- ^ Браун, Кризис , 80, Нью-Гроув (1980) , 18:613–4.
- ^ Браун, Кризис , 80.
- ^ Браун, Кризис , 85.
- ^ Эванс, 194.
- ^ Браун, Нью-Гроув , 18:624.
- ^ Браун, Нью-Гроув , 18:625.
- ^ Гарольд Розенталь и Джон Варрак , Краткий Оксфордский оперный словарь, 2-е изд. (1979), с. 492.
- ^ Браун, Финал , 499.
- ^ Уайли, Нью-Гроув , 25:160.
- ^ Авраам, 124.
- ^ Jump up to: а б с Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:150.
- ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:150–1.
- ^ Мэйс, 130; Тарускин, Grove Opera , 4:666–7.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:617.
- ^ Тарускин, Grove Opera , 4:669.
- ^ Мэйс, 152–4; Тарускин, Grove Opera , 4:668–9.
- ^ Браун, Человек и музыка , 405.
- ^ Benois, Alexandre, Moi vospominaniia (My Reminiscences), vol. 1 (bks. 1–3), 603. As quoted in Volkov, 124.
- ^ Браун, Финал , 422–4; Купер, 29.
- ^ Келлер, 343; Варрак, Чайковский , 48–9.
- ^ Варрак, Чайковский , 70–71.
- ↑ Варрак, Чайковский , 81.
- ^ Келлер, 344–5.
- ^ Варрак, Чайковский , 133.
- ^ Браун, Человек и музыка , 337.
- ^ Браун, Человек и музыка , 417.
- ^ Браун, Человек и музыка , 293.
- ^ Келлер, 369.
- ^ Стейнберг, Концерт , 474–6.
- ^ Стейнберг, Концерт , 484–5.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:613.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:619.
- ^ Вили, Чайковский , 231.
- ^ Браун, Кризис , 120.
- ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:160.
- ^ Браун, Финал , 388–9.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:612.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:623; Макдональд Нью-Гроув (1980), 18:429.
- ^ Браун, Нью-Гроув (1980) , 18:620; Вили, Чайковский , 232.
- ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:153.
- ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:152.
- ^ Браун, Странствие , 213–14.
- ^ Филд, 155.
- ^ Житомирский, 126.
- ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:159.
- ^ Уайли, Чайковский , 236–7.
- ↑ Русские сказки, весна 1998 г.: Снегурочка. Архивировано 9 ноября 1997 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон Варрак , Чайковский , Полный список произведений: Хоровые произведения, с. 273
- ^ Мейсон, 104.
- ^ Браун, Человек и музыка , 80.
- ^ Браун, Человек и музыка , 107.
- ^ Мейсон, 110.
- ^ Браун, Человек и музыка , 239.
- ^ Мейсон, 111.
- ^ Браун, Человек и музыка , 383.
- ^ Jump up to: а б Браун, Последние годы , 408.
- ^ Дикинсон, 115.
- ^ Jump up to: а б Браун, Человек и музыка , 118.
- ^ Jump up to: а б Браун, Человек и музыка , 431n.
- ^ Браун, Человек и музыка , 181–2.
- ^ Альшванг, 198; Варрак, Чайковского 58.
- ^ Альшванг, 198–9.
- ^ Браун, Человек и музыка , 55.
- ^ Джон Варрак , Чайковский , Полный список произведений, с. 279
Библиография
[ редактировать ]- ред. Авраам, Джеральд, Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946). ISBN нет данных.
- Авраам, Джеральд, «Оперы и музыкальное сопровождение»
- Алшванг А., тр. И. Фрейман, «Песни»
- Купер, Мартин, «Симфонии»
- Дикинсон, AEF, «Фортепианная музыка»
- Эванс, Эдвин, «Балеты»
- Мейсон, Колин, «Камерная музыка»
- Вуд, Ральф В., «Разные оркестровые произведения»
- Браун, Дэвид, изд. Стэнли Сэди, Энциклопедия музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN 0-333-23111-2 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Ранние годы, 1840–1874 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1978). ISBN 0-393-07535-2 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1983). ISBN 0-393-01707-9 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий, 1878–1885 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986). ISBN 0-393-02311-7 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991). ISBN 0-393-03099-7 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 0-571-23194-2 .
- Файджес, Орландо, Танец Наташи: Культурная история России (Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2002). ISBN 0-8050-5783-8 (hc.).
- Хэнсон, Лоуренс и Хэнсон, Элизабет, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания). Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 66-13606.
- Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN 0-679-42006-1 .
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0-520-21815-9 .
- Мочульский Константин, тр. Минихан, Майкл А., Достоевский: его жизнь и творчество (Принстон: Princeton University Press, 1967). Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 65-10833.
- Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991). ISBN 0-02-871885-2 .
- Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letoppis Moyey Muzykalnoy Zhizni (St. Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942). ISBN n/a.
- Шенберг, Гарольд К. Жизни великих композиторов (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 3-е изд. 1997).
- Стейнберг, Майкл , Симфония (Нью-Йорк и Оксфорд: Oxford University Press, 1995).
- Чайковский, Модест, Жизнь П. И. Чайковско , в 3 тт. (Москва, 1900–1902).
- Чайковский, Петр, Переписка с Н.Ф. фон Мекк [Переписка с Надеждой фон Мекк], 3 тт. (Москва и Ленинград, 1934–1936).
- Tchaikovsky, Pyotr, Polnoye sobraniye sochinery: literaturnïye proizvedeniya i perepiska [Complete Edition: literary works and correspondence], 17 vols. (Moscow, 1953–1981).
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Сент-Луис. Петербург: История культуры (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995). ISBN 0-02-874052-1 .
- Варрак, Джон , Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969). Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 78-105437.
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). СБН 684-13558-2.
- Уайли, Роланд Джон , Балеты Чайковского (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1985). ISBN 0-19-816249-9 .
- Житомирский, Даниил, «Симфонии». В русской симфонии: мысли о Чайковском (Нью-Йорк: Философская библиотека, 1947). ISBN нет данных.