воевода
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Императорский, королевский, благородный, дворянство и рыцарские звания в Европе |
---|
Воевода ( / ˈ v ɔɪ v oʊ d / VOY -vohd ), также пишется воевода , воевода или воевода и также известный как vaivode ( / ˈ v aɪ v oʊ d , ˈ v eɪ -/ V(A)Y -vohd ), воевода , воевода или воевода — титул, обозначающий военачальника или военачальника в Центральной , Юго-Восточной и Восточной Европе, используемый с раннего средневековья . В первую очередь это относилось к средневековым правителям румынских государств , а также к наместникам и военачальникам поляков, венгров , балканских , русских народов и других славяноязычных народов.
В Посполитой Речи слово воевода взаимозаменяемо использовалось с палатином . В Российском царстве воевода была военным губернатором . Среди дунайских княжеств воевода считалась княжеским титулом.
Этимология
[ редактировать ]Термин воевода имеет два корня. вой(на) означает войну, битву, в то время как водя означает «ведущий» на старославянском языке , что вместе означает «военный лидер» или « полководец ». [1] [2] Латинский обозначающего перевод звучит как «palatinus», главного командующего вооруженными силами, являющегося заместителем монарха. На раннем славянском языке «воевода» означало « беллидукс» , военачальник в бою. Этот термин также распространился на неславянские языки, такие как румынский , венгерский и албанский , в регионах со славянским влиянием.
История
[ редактировать ]Во времена Византийской империи это относилось к военным командирам, в основном из славяноязычного населения, особенно на Балканах , Болгарская империя была первым постоянно созданным славянским государством в регионе. Титул «воеводы» ( греч . βοεβόδας ) первоначально встречается в работе византийского императора X века Константина VII в его «De Administando Imperio » в отношении венгерских военачальников. [3] [4]
Название использовалось в средневековье: Богемия , Босния , Болгария , Хорватия , Греция , Венгрия , Македония , Молдавия , Польша , Рюген , Российская империя , Украина , Сербия , Трансильвания и Валахия . [5] [3] В эпоху позднего средневековья воевода (латинский перевод) - palatinus, обозначающий главного командующего вооруженными силами, заместителя монарха, постепенно стал титулом территориальных губернаторов в Польше, Венгрии, Чехии и на Балканах. [6] [ нужны разъяснения ]
Во время османского управления Грецией османский воевода Афин проживал в древней гимназии Адриана. [7]
Сербская автономная провинция Воеводина происходит от сербской Воеводины со Стеваном Шупликацем в качестве Воеводы или герцога, которая позже стала воеводством Сербии и Банатом Темешварского .
Дворянский титул и наместничество провинции
[ редактировать ]Переход воеводы от воеводы к высокопоставленной гражданской роли в территориальном управлении ( местном самоуправлении ) произошел в большинстве славяноязычных стран и на Балканах в эпоху позднего средневековья . В их число входили Болгария, Богемия, Молдавия и Польша. Более того, в чешских землях, а также на Балканах это был аристократический титул, соответствующий dux , герцогу или принцу . Многие дворянские семьи Иллирии до сих пор используют этот титул, несмотря на споры о самом существовании дворянства на Балканах.
Боснийские великие князья
[ редактировать ]Великий герцог Боснии ( сербско-хорватский : Veliki Vojvoda Bosanski ; латынь : Bosne supremus voivode Королевство Босния [8] [9] — придворный титул в Королевстве Босния , дарованный королем высшим военачальникам, обычно предназначенный для наиболее влиятельных и наиболее способных представителей высшей боснийской знати, уже носивших титул воеводы. [10] [11] [12] [13] Еще точнее было бы интерпретировать это как служебную должность, а не как придворный чин. [14] [15] В отличие от использования в Западной Европе, Центральной Европе или в различных славянских землях от Центральной до Северо-Восточной Европы, где аналогия между великим князем и великим князем была значительной: оба титула соответствовали суверену ниже короля, но выше герцога. В Боснии титул великого герцога больше соответствовал византийскому военному титулу megas doux . [15] [16] Можно зарегистрировать некоторые сходства с эквивалентными титулами в соседних славянских землях, таких как Сербия; однако в соседних странах титул герцога , по-славянски воевода , имел и военное значение, но в этом смысле «великий князь» был именно, даже исключительно, боснийским титулом. [14]
Османская империя
[ редактировать ]В некоторых провинциях и вассальных государствах Османской империи титул воеводы (или воеводы ) использовался старшими администраторами и местными правителями. Это было обычным явлением в Османской Боснии . [17] [18] но особенно в Дунайских княжествах , которые защищали северные границы империи и находились под властью греческих фанариотов . [19] Титул «Войвода» на рубеже 17 века превратился в другую должность. Губернаторы провинций и санджаки назначали кого-то из своих домохозяйств или кого-то из местной элиты для сбора доходов. [20]
Османская Греция
[ редактировать ]Главного османского администратора Афин также называли воеводой. [21] Один из таких обладателей этого титула, Хаджи Али Хасеки , пять раз был воеводой до своего окончательного изгнания и казни в 1795 году после того, как разозлил греческих и турецких жителей Афин и нажил могущественных врагов в Порте . [22]
Польско-литовское использование
[ редактировать ]Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( февраль 2024 г. ) |
Речь Посполитая
[ редактировать ]В Польше и Литве XVI века воевода была гражданской ролью сенаторского ранга и не передавалась по наследству и не имела дворянского титула . Его полномочия и обязанности зависели от его местонахождения. Наименее обременительная роль была в Малороссии , а самый могущественный воевода - в Королевской Пруссии . эта роль начиналась В королевских землях с должности административного надзирателя, но его полномочия носили в основном церемониальный характер. Со временем он стал представителем в местных и национальных собраниях, Сейме . Его военные функции были полностью сведены к надзору за массовой мобилизацией , и на практике он оказался всего лишь наблюдателем за мерами и весами.
Назначения на эту роль обычно производились королем до 1775 года. воеводы Исключением были полоцкие и витебские , которые избирались местным голосованием выборщиков-мужчин для утверждения монархом. в XVIII веке В 1791 году было решено применить эту процедуру по всей стране, но разделы Польши положили этому конец. [23] Польские воеводы подпадали под действие Закона о несовместимости (1569 г.), который не позволял им одновременно занимать министерские или другие гражданские должности на своей территории. [24]
Вторая Польская Республика
[ редактировать ]После провозглашения независимости и создания Второй Польской Республики и ее вооруженных сил правовой основой для создания воеводств и восстановления института воеводства стал Закон от 2 августа 1919 года. [25] Указ Президента Республики Польша от 19 января 1928 г. не отходил от воеводств и возглавлявших их воевод. внутренних дел, принятый Советом Министров ), с 14 декабря 1922, Президент Республики Польша. Согласно Закону от 2 августа 1919 г. воевода являлась представителем правительства, осуществлявшим от его имени государственную власть в воеводстве; ответственный исполнитель поручений отдельных министров; руководитель органов и управлений в подведомственной ему сфере; руководители сотрудников этих учреждений. Таким образом, полномочия воеводы были широки и выходили за рамки вопросов, относящихся к Министерству внутренних дел. Он также имел право издавать правовые акты, имеющие силу на территории воеводства. Процесс организации и унификации территориального управления активизировался в 1920-е годы, особенно после майского переворота. Их кульминацией стало постановление Президента Республики Польша 1928 г. об организации и сфере деятельности органов общего управления. Этот закон предусматривал, что органами общего управления в регионах были воеводы. [26]
В отличие от положений Акта 1919 г., полномочия воеводы по новому законодательству были гораздо более широкими. Он предоставил воеводе особые полномочия по надзору и вмешательству в отношении некомбинированного управления ( польский : Administracja niezespolona ). Оно могло созывать собрания руководителей необъединённых органов управления с целью координации их работы с точки зрения интересов государства, требовать от них объяснений по конкретным вопросам и приостанавливать исполнение распоряжений, противоречащих политике правительства, могло также вмешиваться в кадровые вопросы некомбинированных органов управления. [26]
Воевода назначался президентом, лично подчинялся министру внутренних дел, председателю Совета министров и отдельным министрам. Он сохранил в воеводстве двойную должность: был представителем центральной власти в воеводстве, а также главой подчиненных ему органов общего управления. В рамках первой функции, помимо представления правительства на государственных церемониях, воевода отвечала за координацию деятельности всей государственной администрации воеводства в соответствии с основной политической линией правительства. [26]
Польская Народная Республика
[ редактировать ]1944–1950
[ редактировать ]Польский комитет национального освобождения (ПКНО) в своем Манифесте от 22 июля 1944 года ссылался на мартовскую конституцию 1921 года , но в то же время заявлял, что осуществляет власть через воеводские, повятские, городские и гминные национальные советы и через уполномоченных представителей. . Там, где национальные советы не существуют, демократические организации обязаны создать их немедленно. Согласно постановлению Польского комитета национального освобождения от 21 августа 1944 г., этими «уполномоченными представителями» были воеводы и старосты. Губернский отдел ( польский : Wydział wojewódzki ), введенный впервые в Польше, был исполнительным органом Национального совета воеводства. Председателем был воевода или его заместитель. Первоначально воеводы назначались PKWN по запросу министра государственного управления. Воевода назначался и освобождался от должности ПКВН, с 31 декабря 1944 года Временное правительство делало это по требованию министра публичного управления, а после принятия Малая Конституция 1947 года Президента Республики Польша по просьбе министра государственного управления по согласованию с председателем Совета министров после консультации с компетентным Национальным советом воеводства. Для увольнения воеводы назначающим органом требовался запрос министра государственного управления. Отставки воеводы мог потребовать воеводский национальный совет по собственной инициативе или по инициативе одного из повятовых национальных советов. [27]
Задачи воеводы с помощью воеводских ведомств:
- Подготовка вопросов для обсуждения воеводским национальным советом или его президиумом;
- Решение всех вопросов, не отнесенных к решению совета или его президиума;
- выполнение решения совета или его президиума;
- Осуществление по поручению совета или его президиума контроля за деятельностью исполнительных органов нижнего уровня самоуправления и органов государственного управления;
- Осуществление упорядоченной власти над президентами, вице-президентами, членами городских советов и членами повятовых отделов;
- Осуществлять иную деятельность, возложенную на него законодательством;
- Отчитывается о своей деятельности перед президиумом соответствующего национального совета не реже одного раза в месяц.
С 1946 года воевода подвергался общественному контролю воеводского национального совета и был обязан представлять ему (фактически президиуму) периодические отчеты об общей линии своей деятельности. Воевода перестала быть председателем воеводского национального совета, но в силу занимаемой должности была членом воеводского национального совета. Вместо этого он был председателем провинциального правительственного департамента (исполнительный орган совета и избирался им), отчитываясь в этом отношении перед провинциальным национальным советом. Согласно постановлению от 20 марта 1950 года институт воеводы был упразднен, а его полномочия переданы Национальному совету воеводства и его президиуму. [28]
1973–1990
[ редактировать ]В рамках административной реформы 1972–1975 годов должность воеводы была вновь введена в соответствии с законом, опубликованным 22 ноября 1973 года. [29] получение полномочий, находившихся в руках Президиума воеводских национальных советов . Таким образом, от модели коллегиальной структуры органов управления пришлось отказаться. Хотя президиумы остались в системе национальных советов, их роль и положение свелись к внутреннему органу совета, представляющему совет вовне. [30] С момента публикации закона о внесении изменений в Закон о национальных советах 1973 года департаменты и другие организационные единицы, ранее подчинявшиеся непосредственно Президиуму национальных советов, были преобразованы во всесторонне признанное учреждение ( польское : urząd ), с помощью которого воевода должен был управлять выполняет свои задачи как орган государственного управления. [31] Воеводы должны были назначаться премьер-министром. [32] после консультации с Национальным советом соответствующего воеводства . В их компетенцию входили [33]
- Осуществлять действия, направленные на выполнение задач, вытекающих из плана социально-экономического развития страны;
- Разрабатывать на основании указаний Совета Министров проекты планов социально-экономического развития территории и проекты бюджетов;
- Отвечает за выполнение задач, вытекающих из этих планов;
- Отвечает за обеспечение целевого использования средств, выделяемых на «социально-экономическое развитие территории и улучшение жилищных, образовательных, социальных и культурных условий жителей»;
- Координировать деятельность, связанную с местной экономикой всех государственных и кооперативных единиц и общественных организаций, давая рекомендации по реализации задач, вытекающих из плана социально-экономического развития данного воеводства;
- Контролировать выполнение государственных и кооперативных подразделений и общественных организаций задач, предусмотренных социально-экономическим планом;
- Осуществлять деятельность в области развития общественного и индивидуального сельского хозяйства, задачи, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение чистоты и порядка, а также защиту от пожаров и наводнений;
- Координировать деятельность в области развития науки, высшего образования и технологий;
- Осуществлять возложенные законом задачи в области государственной обороны;
- Организовать общественные силы и средства для охраны общественного порядка и безопасности, осуществлять надзор и контроль за деятельностью Милиции Обивательской и Добровольческого резерва Милиции Обивательской в этом отношении, а также издавать приказы этим органам;
- Посещать тюрьмы, знакомиться с их условиями и давать соответствующие рекомендации или обращаться в вышестоящие подразделения.
- Обеспечивать соответствие деятельности организационных единиц, не подчиненных национальным советам, социально-экономическому плану и потребностям воеводства. В поддержку этого воевода имел право обращаться к руководителям этих подразделений с просьбой наказать, отстранить или уволить служащего, пренебрегающего своими служебными обязанностями, проявляющего ненадлежащее отношение к людям или нарушающего трудовую дисциплину. Во-вторых, воевода имел право отстранить от должности главу организационной единицы, не подчиненной народному совету, «в случае грубого нарушения служебных обязанностей, причинившего серьезный социальный и экономический ущерб».
Воевода, обеспечивая условия Национальному совету воеводства для выполнения уставных задач, участвовал в его заседаниях и заседаниях его президиума, обеспечивал выполнение постановлений и решений президиума ВРС и представлял отчеты об их выполнении, представлял ВСР проект планы социально-экономического развития воеводства и бюджет, представлял отчеты об их выполнении и сотрудничал с президиумом WRN в вопросах, связанных с выполнением задач президиума и подготовкой сессии совета, обращенных к президиум о созыве сессии WRN и предмет ее обсуждения. Кроме того, воевода сотрудничал с комитетами и советниками WRN, оказывал им помощь в выполнении задач, поддержании связи с жителями и местным самоуправлением, в проведении контрольных мероприятий, а также представлял в WRN проекты основных постановлений и решений. комитеты для консультаций и информировали о выполнении выводов комитета. Воеводы обслуживались воеводскими управлениями. Часть своих задач воевода мог выполнять и с помощью подведомственных ему «объединённых полевых контор, предприятий, заводов и учреждений». Функции и статус воеводы были уточнены в январе 1978 года в Постановлении о Совет Министров . В преамбуле к этому акту, в частности, говорится, что «воевода при выполнении своих задач в области управления народным хозяйством воеводства руководствуется решениями Польской объединенной рабочей партии как руководящей политической силы общества». В социалистическом строительстве это положение определяло основные права и обязанности воеводы как представителя правительства, исполнительного и распорядительного органа воеводского национального совета и органа местного государственного управления на уровне воеводства. [29] Важной компетенцией воеводы в этой функции было осуществление контроля за выполнением постулатов и предложений избирателей. Воевода на основании указаний Совета министров также готовил проекты планов социально-экономического развития воеводства и проекты бюджетов, реализовывал план и бюджет, принятые Национальным советом воеводства, а также выполнял другие задачи, связанные с комплексное развитие воеводства и удовлетворение потребностей общества, уделяя особое внимание ключевым проблемам, особенно касающимся комплекса сельского хозяйства и продовольственного хозяйства, улучшения рыночного предложения, жилищного строительства и жилищного хозяйства, а также удовлетворения коммунальных и бытовых потребностей населения. [34]
Также было указано, что воевода выполнял и организовывал выполнение задач в воеводстве, вытекающих из положений общеприменимого законодательства, распоряжений Премьер-министра и постановлений РНН. Воеводы также контролировали выполнение подчиненными и неподчиненными национальным советам подразделениями задач, вытекающих из законов и других правовых актов. В связи с этим они имели право принимать необходимые решения для обеспечения их полной реализации. [35]
В 1988 году новые постановления уточнили полномочия и задачи воеводы по сравнению с предыдущими постановлениями 1975 и 1983 годов. В качестве представителя центрального правительства в воеводстве воевода координировал работу всех органов государственного управления, действующих в воеводстве, в области проведения встреч. потребности населения и социально-экономическое развитие территории; организованный контроль за выполнением задач государственного управления в воеводстве, вытекающих из актов и распоряжений, постановлений и распоряжений главных органов государственного управления; обеспечил сотрудничество организационных подразделений, действующих на территории воеводства, в сфере поддержания правопорядка, а также предотвращения стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Кроме того, он отвечал за выполнение специальных задач, порученных Совету министров, президиуму правительства, премьер-министру и министру, ответственному за администрацию. Такое определение компетенций представляет собой качественное изменение по отношению к измененному положению. Выступая в качестве представителя правительства, воевода также представлял центральную власть на государственных церемониях и во время официальных встреч в воеводстве. [36]
Современная Польша
[ редактировать ]1991–1999
[ редактировать ]Возобновление Законом от 8 марта 1990 г. самоуправляющейся коммуны с правосубъектностью, собственной сферой общественных задач, собственными полномочиями и территорией, независимыми от других местных органов государственного (правительственного) управления, заставило по-новому взглянуть на на роль воеводы как местного органа государственного управления. Правовое положение воеводы после 1990 года соответствовало территориальному делению страны, где коммуны были основными единицами территориального деления, а воеводство было основной единицей территориального деления для осуществления государственного управления. В этой концепции воевода как орган общего государственного управления, в частности:
- Руководит и координирует работу и обеспечивает условия для деятельности государственного управления в воеводстве, воеводских служб и инспекций и других воеводских подразделений;
- Контролирует деятельность органов местного самоуправления в объеме и на условиях, установленных законодательством;
- Выносит решения по отдельным делам в области государственного управления, относящимся к его собственности;
- Представляет Государственное казначейство на условиях и в объеме, определенных уставом, и осуществляет полномочия и обязанности учредительного органа по отношению к государственным предприятиям;
- Издает провинциальный официальный журнал;
- Издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- Выполняет иные задачи, предусмотренные законодательством.
Воевода также являлась высшим органом власти по смыслу положений Кодекса административного судопроизводства в отношения с руководителями региональных управлений общего государственного управления и органами местного самоуправления в пределах порученных этим органам задач государственного управления.
Воевода как представитель правительства выполнял также задания, поставленные Советом Министров. Воевода как представитель правительства имел право давать рекомендации органам местного самоуправления, действовавшим на территории воеводства, а в особо обоснованных случаях мог приостанавливать деятельность каждого органа, осуществляющего административное правоприменение, на определенный срок. Органы специального управления и муниципальные органы в пределах выполняемых ими задач государственного управления обязаны были предоставлять воеводе по его требованию объяснения по каждому делу, проводимому в воеводстве. Воевода также давал заключения о назначении и увольнении глав специальных администраций, а также назначал и увольнял по согласованию с компетентным министром руководителей служб, инспекций и других организационных подразделений. Однако в отношении государственных компаний воевода давала заключения о кандидатах в члены надзорных органов, назначаемых представителем государственного казначейства, и имел право выдвигать кандидатов в члены надзорного органа компании.
Позиция воевод в то время оправдывалась тем, что в воеводстве не было самоуправления, а административное воеводство носило строго правительственный характер и возглавлялось воеводой как землеустроительным, который вместе с собранием местного самоуправления, представлял воеводство за пределами. Однако его позиции не были такими сильными, как до 1990 г., поскольку Конституционный акт 1992 г. четко указывал, что местное самоуправление является основной формой организации местной общественной жизни, тогда как другие типы единиц местного самоуправления должны были определяться законом. Также создание новых органов финансового надзора в виде Областной Счетной палаты, Судебной комиссии и Апелляционных коллегий изменило сферу компетенции воевод.
В пределах своей компетенции и компетенции воевода как представитель правительства и представитель интересов государства мог организовывать контроль над задачами в области государственного управления, определять детальные цели политики правительства в воеводстве, адаптированные к местным условиям. условиях, координировало сотрудничество всех организационных единиц государственной власти и местного самоуправления, действующих на территории воеводства, в области предотвращения угроз жизни и здоровью людей, экологических угроз, поддержания общественного порядка и государственной безопасности, защиты гражданских прав, предотвращения стихийные бедствия, предотвращение угроз, а также борьба и устранение их последствий. Воевода также координировал задачи в области обороны и государственной безопасности воеводства, представлял правительство на государственных церемониях и выполнял другие задачи, порученные Совету министров. Малая конституция 1992 года не возлагала на воеводов никаких особых задач в области заботы о развитии воеводства или развитии его ресурсов, поскольку уже тогда было осознано, что административное деление на 49 административных единиц не соответствует требованиям времени и что воевода на самом деле является не хозяином региона, а представителем Совета министров и от его имени премьер-министром. [37]
1999 – настоящее время
[ редактировать ]Административная реформа 1999 года в Польше сократила количество воеводств с 49 до 16, в результате чего каждое воеводство стало намного больше по размеру. Это вызвало множество дискуссий, а также протестов, конфликтов и вопросов относительно роли воевод в системе. Новый закон от 5 июня 1998 г. о государственном управлении в воеводстве.уточнялось, что воевода:
- Представитель Совета Министров в воеводстве;
- Глава объединенной государственной администрации;
- Орган надзора за органами местного самоуправления;
- Орган высшего уровня по смыслу положений об административном производстве.
Воевода как представитель Совета министров отвечал за реализацию политики правительства. В полномочия воеводы входило также издание распоряжений, обязательных для всех органов государственного управления, а в чрезвычайных ситуациях – и для органов местного самоуправления. Воевода мог также в особо обоснованных случаях приостановить деятельность каждого органа, осуществляющего административное правоприменение, на определенный срок. С другой стороны, необъединённые органы управления ( польск . Administracja niezespolona ) были обязаны согласовывать с воеводой проекты принимаемых ими местных законов, чтобы обеспечить соответствие своей деятельности распоряжениям воеводы и ежегодно представлять информирование воеводы о своей деятельности в воеводстве. Кроме того, в компетенцию воеводы входили все вопросы в сфере государственного управления, не отнесенные к другим органам, и надзор за деятельностью единиц местного самоуправления, представительство Государственной казны в отношении государственного имущества и осуществление других полномочий, вытекающих из представительства Государственной казны и осуществление полномочий и обязанностей учредительного органа по отношению к государственным предприятиям. Воевода по требованию старосты, с учетом мнения компетентного руководителя сводной службы, инспекции или воеводской охраны, мог создавать, преобразовывать и ликвидировать организационные единицы, составляющие вспомогательный аппарат руководителей повятовых служб, инспекций и охраны, если отдельными положениями не предусмотрено иное. Губернатор мог назначать и увольнять руководителей объединенных служб, инспекций и охранных воеводств, за исключением воеводского начальника полиции, который назначался после консультации с воеводой. [37]
Кроме того, воевода имеет полномочия и обязанности в отношении обороны воеводства, как указано в Законе о внутренней обороне : [38]
- Определяет подробные направления действий руководителей смешанных служб, инспекций и охраны, некомбинированных органов управления и единиц местного самоуправления при выполнении задач обороны;
- Руководит реализацией проектов, связанных с повышением обороноспособности государства, осуществляемых маршалами воеводств , старостами, главами гмин (мэрами, председателями городов), предпринимателями и другими организационными и общественными организациями, базирующимися на территории воеводства;
- Координирует мероприятия, необходимые для обеспечения мобилизации воинских частей и оказания услуг обороны;
- Руководит реализацией проектов, связанных с подготовкой управленческих должностей для органов местного самоуправления;
- Организует использование местных сил и средств для нужд обороны государства и территории воеводства, в том числе защиту населения, материальных и культурных ценностей от средств разрушения, а также оказание помощи пострадавшим;
- Контролирует и оценивает выполнение задач по обороне органами власти, субъектами, предпринимателями и организационными подразделениями;
- Организует просвещение населения по оборонной подготовке и проводит оборонную подготовку и учения.
В 2001 году полномочия воеводств были сокращены, поскольку часть их полномочий была передана воеводскому сеймику .
Воеводы продолжают играть роль в местном самоуправлении в Польше и сегодня в качестве органов власти воеводств и наблюдателей за самоуправляющимися местными советами, подотчетными не местному избирателю, а как представители/эмиссары Совета министров центрального правительства . Они назначаются председателем Совета министров , и среди их основных задач - бюджетный контроль и надзор за соблюдением административного кодекса. [39]
Воинское звание
[ редактировать ]Независимое государство Хорватия
[ редактировать ]После оккупации Югославии странами Оси звание воеводы было продолжено в Независимом государстве Хорватия как Войсководжа . Это звание использовалось как хорватским ополчением, так и [40] и военно-воздушные силы . [41]
Сербия и Югославия
[ редактировать ]В Королевстве Сербия и его более поздней версии, Королевстве Югославия , высшим воинским званием был Воевода . После Второй мировой войны недавно сформированная Югославская народная армия перестала использовать королевскую систему рангов, в результате чего ее название устарело. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Dictionary.com | Значения и определения английских слов» . Словарь.com . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ "воевода | Этимология воеводы по этимонлине" . www.etymonline.com . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Старченко, НП «ВОЄВОДА» . Энциклопедия истории Украины . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ М. Коколакис, «Mia autokratoria se krisi, Kratikiorganosi-Palaioi Thesmoi-nees prosarmoges» [Империя в кризисе: государственная организация - старые институты - новые корректировки], в Istoria tou neou ellinismou, Vol. 1, изд. Эллиника Граммата, Афины, 2003 г., с. 49.
- ^ «Менестрель Визлав III из Рюгена» . wizlaw.de .
- ^ Константин Иречек; Ватрослав Ягич (1912). Государство и общество в средневековой Сербии: исследования по истории культуры XIII-XV веков. век . По заказу Альфреда Гёльдера.
- ^ Карл Бедекер (Фирма) (1896 г.). Афины и их ближайшие окрестности . Бедекер. п. 49.
- ^ Сулейманагич, Амер (30 ноября 2012 г.). «Новац Хрвое Вукчич Хрватинич» [Монеты, отчеканенные князем Хрвое Вукчичем Хрватиничем]. Нумизматические новости (на сербско-хорватском языке). 54 (65): 54–85. ISSN 0546-9422 . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Ватрослав Ягич ; Лайош Таллочи ; Франц Викхофф (1899). «Missale Glagoliticum Hervoiae ducis Spalatensis» . archive.org (на латинице) . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Миллер, Уильям (2014). Очерки Латинского Востока . Издательство Кембриджского университета. п. 481. ИСБН 9781107455535 . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Преведен, Фрэнсис Ральф (1962). История хорватского народа от их прибытия на берега Адриатики до наших дней: с некоторыми сведениями о готическом, римском, греческом, иллирийском и доисторическом периодах древнего Иллирика и Паннонии . Философская библиотека. стр. 98–100 . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Златар, Зденко (2007). Поэтика славянства: Мифопоэтические основы Югославии . Питер Лэнг. п. 544. ИСБН 9780820481357 . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ Цветкович, Бранислав (19 декабря 2014 г.). «Заголовок десяти заповедей в Кодексе Хвал: вклад в семантику средневекового освещения» . Ars Adriatica (на хорватском и английском языках) (4): 155–172. дои : 10.15291/ars.493 . Проверено 16 февраля 2019 г. - через Грчак .
- ^ Jump up to: а б Куртович, Эсад (2009). Великий боснийский герцог Сандаль Гранич Косача (PDF) (на боснийском языке) (Исторические монографии; том 4 изд.). Сараевский институт истории. ISBN 978-9958-649-01-1 . Архивировано из оригинала (.pdf) 5 марта 2016 г. Проверено 10 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Прекрасно, Джон Ван Антверпен (1994). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета.
- ^ Филипович, Эмир О. (2010). «Торжества, состоявшиеся в Буде в 1412 году, и участие боснийских магнатов» (.pdf/.html) . Мемориал академику Марко Шуничу (1927–1998), философский факультет в Сараево (на боснийском и английском языках). Факультет философии в Сараево . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ Хамдия Крешевлякович (1956). «Сараджи или суды боснийских губернаторов» . Наши древности (на хорватском языке). III . Федеральное министерство культуры и спорта: 13 . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Как боснийцы добровольно приняли ислам и стали сильной опорой османского правительства» . став.ба . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Виорел Панайте (2019). Османское право войны и мира: Османская империя и ее плательщики дани с севера Дуная (2-е изд.). Брилл. п. 264. ИСБН 978-90-04-41110-4 .
- ^ Йылмаз, Гюлай (2015). «Система Девширме и наемные дети Бурсы в 1603–1604 годах» . Вспоминая . 79 (286): 901–930. дои : 10.37879/belleten.2015.901 . ISSN 0041-4255 .
- ^ Р. А. МакНил (2010). Николас Биддл в Греции: журналы и письма 1806 года . Пенн Стейт Пресс. п. 117. ИСБН 978-0-271-04165-0 .
- ^ Уильям Миллер (1921). Турецкая реставрация в Греции, 1718–1797 гг . Общество распространения христианских знаний. стр. 31–32.
- ^ Тома законов , том. 9, с. 251 , ст. 4.3.
- ^ Wojewoda – Электронный словарь польского языка 17-18 веков (на польском языке). Польская академия наук . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 5 апреля 2019 г. Польский онлайн-словарь Академии наук
- ^ Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Гринвуд Пресс. п. 664. ИСБН 978-0-313-03456-5 .
- ^ Jump up to: а б с Кристина Войчак. «Воевода в период изменений политической и административной системы между Второй и Третьей Республикой Польской» (PDF) . Университет Вроцлава. стр. 531–532 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Государственное управление и местное самоуправление в Польше в исторической и правовой перспективе. Избранные вопросы» (PDF) (на польском языке). Польский Сенат. стр. 156–157 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «АКТ от 20 марта 1950 года о местных органах единой государственной власти» (на польском языке). Журнал законов 20 марта 1950 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон от 22 ноября 1973 г. о внесении изменений в Закон о национальных советах» (на польском языке). ISAP – Интернет-система правовых актов . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Кристина Войчак. «Воевода в период изменений политической и административной системы между Второй и Третьей Польской Республикой» (PDF) . Университет Вроцлава . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Анджей Скибинский. «Политическая позиция воеводского управления в Польше» (PDF) (на польском языке). Институт права и управления PWSZ в Сулехове . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Урзенды» (на польском языке). Университет Вроцлава . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Камиль Мрочка (2024). Эволюция должности воеводы до 2009 года . Варшава: Элипса. стр. 117–118. ISBN 978-83-8017-352-1 .
- ^ Камиль Мрочка (2024). Эволюция должности воеводы до 2009 года . Варшава: Элипса. стр. 120. ISBN 978-83-8017-352-1 .
- ^ Камиль Мрочка (2024). Эволюция должности воеводы до 2009 года . Варшава: Элипса. стр. 123–124. ISBN 978-83-8017-352-1 .
- ^ Камиль Мрочка (2024). Эволюция должности воеводы до 2009 года . Варшава: Элипса. стр. 132. ISBN 978-83-8017-352-1 .
- ^ Jump up to: а б Михал Касинский. «Этические и политико-правовые дилеммы местного самоуправления в Польше» (PDF) . Университет экономики и управления, Лодзь . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ «Акт от 11 марта 2022 г. о защите Родины» (на польском языке). ISAP – Интернет-система правовых актов . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Dziennik Ustaw|2017|2234|(на польском языке) Законодательный протокол польского сейма
- ^ Литтлджон, Дэвид (1994). Иностранные легионы Третьего Рейха Том. 3 (2-е изд.). Сан-Хосе: Издательство Бендер. стр. 179–181. ISBN 0-912138-29-7 .
- ^ Томас, Н.; Микулан, К.; Павелич, К. (1995). Войска Оси в Югославии 1941–45 . Лондон: Оспри. п. 39. ИСБН 978-1-85532-473-2 .
- ^ Белаяц 2004 , с. 15.
Библиография
[ редактировать ]- Белаяц, Майл (2004). Генералы и адмиралы Королевства Югославия 1918–1941 гг . Белград: Институт новой истории Сербии. ISBN 8670050390 .
- Франц Риттер фон Миклошич (1886). Этимологический словарь славянских языков . В. Браумюллер. п. 393. ИСБН 9780598710079 .
- Константин Иречек; Ватрослав Ягич (1912). Государство и общество в средневековой Сербии: исследования по истории культуры XIII и XV веков. век . По заказу Альфреда Гёльдера.
- Бела Копеци, изд. История Трансильвании , т. I., 411, 457. (URL в архиве)
- воевода . (без даты). Пересмотренный полный словарь Вебстера . Получено 15 ноября 2007 г. с сайта Dictionary.com.
- Ф.Аданир, «Войвода», Энциклопедия ислама (XI:215 а)
- М. Коколакис, «Mia autokratoria se krisi, Kratikiorganosi-Palaioi Thesmoi-nees prosarmoges» [Империя в кризисе: государственная организация – старые институты – новые изменения], в Istoria tou neou ellinismou, Vol. 1, изд. Эллиника Граммата, Афины, 2003 г., с. 49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.