Национальный совет (Польша)
Национальный совет ( польский : Rada Narodowa ) был местным уровнем власти в Польской Народной Республике . Введенные Конституцией Польши 1952 года , они избирались на сроком 3 года в гминах , городах (и некоторых районах ), повятах и воеводствах . Национальные советы имели свои президиумы и подчинялись Национальным советам более высокого уровня. Национальные советы должны были придать коммунистическому правительству фасад демократии . Фактически выборы были несвободными, а Национальные советы имели небольшую автономию и почти полностью зависели от решений Польской объединенной рабочей партии (ПОРП).
В задачи Национального совета воеводства ( польск . Wojewodzka Rada Narodowa; WRN ) входило управление общественной жизнью воеводства, общественный контроль за деятельностью воеводы и выполнение функций местного самоуправления второй инстанции. Лишь Закон об организации и сфере деятельности национальных советов конкретизировал компетенцию советов, наделив их законодательными функциями местного самоуправления, планированием общественной деятельности, определением бюджета и плана льгот, контролем за деятельностью государственных и местных исполнительных органов. и назначение исполнительных органов самоуправления. Состав национальных советов определялся на основе делегирования своих представителей от профсоюзов, рабочих и рабочих союзов, ремесленных и сельскохозяйственных организаций, кооперативных союзов, промышленных, торговых, культурных и образовательных организаций, а также 2 представителей повятовых национальных советов. . Национальные советы избирали из своего состава президиум в составе председателя, его заместителя и трех членов. [ 1 ]
Кризис 1956 года принес критику работы национальных советов. Однако требований о восстановлении местного самоуправления не последовало. Попыткой расширить независимость национальных советов стал Закон от 25 января 1958 года о национальных советах и поправка к нему от 28 июня 1963 года. [ 2 ] Советы могли бы координировать намерения централизованно управляемых единиц социализированной экономики, действующих на их территории. Была введена обязанность участия субъектов обобществленного хозяйства в затратах на строительство объектов коммунального хозяйства. Субсидии местным бюджетам были заменены долями в доходах центрального бюджета. Однако эти реформы коснулись только воеводских национальных советов. С другой стороны, всем национальным советам было предоставлено право решать вопросы, не входящие в полномочия других органов власти. Президиумы советов оставались исполнительным и управляющим органом, они представляли совет снаружи. Закон 1963 г. повысил роль комиссий и сессий национальных советов.
Закон от 29 ноября 1972 г. об образовании коммун и внесении изменений в Закон о национальных советах частично вернулся к решениям, существовавшим до 1950 г. Функции представительных органов были отделены от функций исполнительных органов. Президиумы народных советов стали лишь органами, направляющими работу совета, они утратили характер исполнительного и распорядительного органа. Они стали внутренним органом совета, руководящим его деятельностью, а его председатель представлял только президиум и совет, но не исполнительную власть. В состав президиума входили: председатель национального совета коммуны, его заместители и председатель постоянные комиссии совета. [ 3 ]
В 1973 году Политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии определило, что первые секретари воеводских комитетов Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) будут выполнять функции председателей президиумов воеводских национальных советов.
Закон от 20 июля 1983 года о системе национальных советов и местного самоуправления хотя и незначительно изменил полномочия и задачи Национального совета, однако они не получили имущественного и финансового разделения. Сельские и городские общины по-прежнему оставались пользователями частной собственности. У них не было независимого дохода. Они продолжали использовать провинциальный или центральный бюджет. Таким образом, советы не могли иметь финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей жителей. Провинциальные национальные советы принимали решения об инвестициях в города и коммуны. Советы продолжали играть роль органов государственной власти. [ 4 ] Президиумы Национальных советов по-прежнему оставались руководящими органами этих советов, подчинялись им и подотчетны им, с той лишь разницей, что функция председателя президиума уже не закреплялась исключительно за лицами, имеющими статус членов партии. Их юридическое положение, однако, было усилено законом посредством решительного участия в процессе назначения воевод, наделения их полномочиями над всеми органами, выполняющими задачи воеводского национального совета и подчиненных ему организационных единиц, в том числе возможностью предоставления воеводе с указаниями в виде резолюций. Закон от 16 июня 1988 года, вносящий поправки в Закон о системе национальных советов и местного самоуправления, все еще не обеспечил независимое управление городами и коммунами. Бюджет коммуны зависел от решения налоговой инспекции относительно размера дотаций и доли в доходах центрального бюджета, а также права свободно распоряжаться средствами. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мариуш Шульц. Президиум Национального национального совета в политической системе Польского государства (1944 - 1947)
- ^ «Закон от 28 июня 1963 г. о внесении изменений в Закон о национальных советах» (на польском языке). ISAP – Интернет-система правовых актов . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Государственное управление и местное самоуправление в Польше в исторической и правовой перспективе. Избранные вопросы» (PDF) (на польском языке). Польский Сенат. стр. 160 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Государственное управление и местное самоуправление в Польше в исторической и правовой перспективе. Избранные вопросы» (PDF) (на польском языке). Польский Сенат. стр. 162–163 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ Кристина Войчак. «Воевода в период изменений политической и административной системы между Второй и Третьей Польской Республикой» (PDF) . Университет Вроцлава. стр. 537–538 . Проверено 14 апреля 2023 г.