Струнный квартет №2 (Чайковский)
Струнный квартет № 2 фа мажор , соч. 22 Петра Ильича Чайковского была написана в период с декабря 1873 по январь 1874 года. Премьера состоялась 22 марта 1874 года. [ 1 ]
В октябре 1874 года Чайковский официально заявил, что считает это своим лучшим произведением: «Я считаю это своим лучшим произведением; ни одно другое произведение не исходило от меня так просто и легко. Я написал его почти за один присест». (из письма брату Модесту, цит. по ссылке [ 2 ] ). Также позже (цитата по главе «1879-1881») «эту музыку (Вакула) я написал с умилением и восторгом, так же, как и... Второй квартет» (из письма Надежде фон Мекк, там же) .
Структура
[ редактировать ]Струнный квартет состоит из четырех частей:
- Адажио – Moderato assai, почти андантино (фа мажор)
- Аллегро Джусто (ре ♭ мажор)
- Анданте ма нон танто (фа минор)
- Аллегро с мотоциклом (фа мажор)
Первая часть начинается с медленного вступления в 18 тактов без ключевого знака. 6
8-й раз , с характером почти каденции с возрастающими украшениями в стиле рококо . Это приводит к основной части 4
4 раз .
Вторая часть находится в смешанном размере . В основном он следует модели из 2 баров. 6
8 + 1 бар 9
8 шаблонов, иногда дополняемых до 3+1 и 4+1. После этого идет основная средняя часть A. 3
4 отмечен темп l'istesso , за которым следует возврат к асимметричному сложному темпу 2+1. По мере того как напряжение в конце нарастает, паттерн растягивается до 14+1.
Третье движение находится в 3
4 раза со средней частью отметили очень небольшое увеличение движения .
Четвертая часть находится в 3
4 и является относительно несложным.
Премьера и отчеты о ее приеме
[ редактировать ]Из ссылки [ 3 ] (стр. 83): «Квартет соч. 22 исполняли Ф. Лауб , И. Грымали , В. Фитценхаген , Ю.-Г. Гербер, в А. Рубинштейна доме . По словам Кашкина, Рубинштейн «с присущей ему прямотой заявил, что это не стиль камерной музыки и что он не может ее понять». Артисты и другие гости — Кашкин, Юбер и Альбрехт — были в восторге».
Также (там же, стр. 88) «Модест Чайковский написал длинное письмо своему брату 24 октября 1874 года, после того как услышал репетицию второго квартета у Давыдовых и первое публичное выступление. На репетиции Давыдов сказал, что это лучшее произведение Чайковского; Ауэр сказал, что в нем есть сила Бетховена (по мнению Модеста, единственного композитора, которого слушают многие россияне); Малоземова хотела отправить поздравительную телеграмму. Во время репетиции Ауэр и Давыдов разошлись во мнениях по поводу темпа скерцо: первый хотел, чтобы оно было быстрее, второй – медленнее. В конце концов взгляды Давыдова возобладали, и Модест счел более медленный темп на концерте неубедительным. Однако медленная часть была сыграна великолепно, так что некоторые зрители в конце выкрикнули «бис». Финал был абсолютно убедительным. Модест слышал, как Римский-Корсаков безоговорочно восхвалял произведение Кюи, а также великого князя Константина Николаевича, которому оно было посвящено, и графа Литке».
Чайковский ответил Модесту в письме (29 октября 1874 г.): «Я рад, что вам, Малоземовой и всем сочувствующим, понравился мой квартет; я считаю его лучшим своим произведением; ни одно из моих произведений не вытекало из меня так просто и Я написал ее практически за один раз и удивился, что она не понравилась публике, ибо я нахожу, что сочинения, написанные спонтанно, имеют все шансы на успех».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 22 - Пётр Чайковскийearense.org
- ↑ Чайковский, автопортрет Александры Орловой, ОУП, 1990, ISBN 0-19-315319-X
- ^ Автобиография Петра Ильича Чайковского, письма к его семье Т.р. Галина фон Мек с примечаниями Перси М. Янга - Штейн и Дэй 1973/1981/1982 ISBN 0-8128-6167-1