Jump to content

Вильгельм Фитценхаген

Вильгельм Фитценхаген.

Вильгельм Карл Фридрих Фитценхаген (15 сентября 1848 — 14 февраля 1890) — немецкий виолончелист , композитор и педагог, наиболее известный сегодня как автор « Петра Ильича Чайковского Вариаций на тему рококо» .

Фитценхаген родился в Зезене в герцогстве Брауншвейгском , где его отец работал музыкальным руководителем. Начиная с пяти лет, он брал уроки игры на фортепиано, виолончели и скрипке. Ему неоднократно приходилось заменять духовых игроков, отсутствовавших из-за различных чрезвычайных ситуаций. [ 1 ] В 14 лет Фитценхаген начал углубленное обучение игре на виолончели у Теодора Мюллера . Три года спустя Фитценхаген выступал за герцога Брауншвейгского, который освободил его от военной службы. В 1867 году знатные покровители позволили ему учиться в течение года у Фридриха Грюцмахера в Дрездене . [ 2 ] Год спустя его назначили в дрезденскую Хофкапелле, где он начал свою карьеру в качестве солиста. [ 3 ]

Игра Фитценхагена на Бетховенском фестивале 1870 года в Веймаре привлекла внимание Ференца Листа , который раньше работал там музыкальным руководителем. Лист пытался уговорить Фитценхагена присоединиться к придворному оркестру. Однако Фитценхаген уже принял должность профессора Московской консерватории . [ 1 ] Фитценхаген стал считаться ведущим преподавателем игры на виолончели в России и в равной степени известен как солист и исполнитель камерной музыки. [ 3 ] Он был назначен солистом-виолончелистом Русского музыкального общества и директором Московского музыкально-оркестрового союза. Именно благодаря этому союзу он много раз выступал на концертах в качестве солиста. [ 1 ] Он подружился с Чайковским, дав первые исполнения всех трёх струнных квартетов этого композитора , а также Фортепианного трио в составе квартета Русского музыкального общества. [ 3 ]

Фитценхаген подготовил ряд прекрасных виолончелистов, в том числе Джозефа Адамовски, который уехал в Америку в 1889 году, чтобы присоединиться к недавно сформированному Бостонскому симфоническому оркестру и помог основать пенсионную программу оркестра. Адамовский также сформировал струнный квартет, названный в его честь, и преподавал в Консерватории Новой Англии в Бостоне . [ 4 ]

Фитценхаген умер в Москве. [ 5 ]

Фитценхаген и вариации рококо

[ редактировать ]

Фитценхаген дал первое исполнение посвященных ему «Вариаций на тему рококо » Чайковского 30 ноября 1877 года. Композитор уже предоставил своему солисту большую свободу в изменении сольной партии, но Фитценхаген решил дополнительно изменить последовательность. вариаций, возможно, для возможности сольного выступления. [ 1 ] Вариация ре минор, которая была третьей в первоначальном порядке Чайковского, была заменена седьмой, а восьмая вариация вообще исключена. Фитценхаген, возможно, почувствовал оправданность этих усилий реакцией публики после выступления на Висбаденском фестивале в июне 1879 года, написав Чайковскому: «Я произвел фурор своими вариациями. Мне так понравилось, что меня отзывали трижды, и после Анданте-вариация (ре минор) раздались бурные аплодисменты. [Композитор Ференц] Лист сказал мне: «Вы меня увлекли! Вы сыграли великолепно», а по поводу вашего произведения он сказал. заметил: «Теперь, по крайней мере, есть настоящая музыка». [ 6 ]

Трудно сказать, насколько серьезно Чайковский отнесся к более радикальным изменениям Фитценхагена. После того как в 1878 году в сборнике вариаций Фитценхагена появилась аранжировка для виолончели и фортепиано, Чайковский пожаловался своему издателю П. Юргенсону , что Фитценхаген плохо вычитал произведение. [ 6 ] Однако позже он, возможно, стал более негативно сожалеть о лицензии Фитценхагена на эту пьесу. [ 6 ] Когда виолончелист Анатолий Брандуков подошел к Чайковскому незадолго до публикации полной партитуры в 1889 году, он нашел композитора «очень расстроенным и выглядящим как больной. Когда я спросил: «Что с вами?» Петр Ильич, указывая на письменный стол, сказал: — Вот этот идиот Фитценхаген был здесь, посмотрите, что он сделал с моей пьесой — он все переделал! Когда я спросил, какие меры он собирается предпринять по поводу этого сочинения, Петр Ильич ответил: «Черт возьми! Пусть стоит как есть!»» [ 7 ]

Заказ Фитценхагена 1878 года был сохранен, и произведение стало частью стандартного репертуара. [ 1 ] Вариации в последовательности Фитценхагена до сих пор исполняются, несмотря на последующее открытие и восстановление первоначального порядка композитора. [ 8 ]

Избранные композиции

[ редактировать ]

Фитценхаген написал для виолончели более 60 произведений. В их число входят четыре концерта, сюита для виолончели с оркестром, струнный квартет и многочисленные салонные пьесы. [ 1 ] За свой струнный квартет он получил премию Санкт-Петербургского камерного музыкального союза. Однако немногие из этих работ сохранились. [ 3 ]

  • На. 1 – Романтика
  • Оп. 2 - Концерт для виолончели с оркестром № 1 си минор.
  • Оп. 3 – Две песни без слов для виолончели и фортепиано
  • Оп. 4 - Фантастический концерт, для виолончели с оркестром № 2, ля минор
  • Соч. 5 - Тарантелла
  • Оп. 6 - Ноктюрн, для фортепиано и арфы
  • Оп. 7 – Колыбельная, для 4-х виолончелей
  • Оп. 8 - Отставка, Священная песня без слов, для виолончели и органа или фортепиано ми-бемоль мажор. Также для 4-х виолончелей фа мажор.
  • Оп. 10 - Баллада, для виолончели с оркестром или фортепиано
  • На. 13 – Экспромт
  • На. 14 – Концертная мазурка
  • Оп. 15 - Утешение, для виолончели и органа или фортепиано
  • Оп. 16 - Три легкие пьесы, для виолончели
  • Соч. 20 - Два салонных салона, для виолончели.
  • Оп. 21 – Элегия
  • Оп. 22 – Три маленькие пьесы для юного виолончелиста
  • Оп. 23 – Струнный квартет ре минор
  • Оп. 24 – Вечный двигатель для виолончели и фортепиано
  • Оп. 25 - Легкие вариации соль мажор на оригинальную тему для виолончели с оркестром
Переложение 1: для фортепиано, Breitkopf (Edition Breitkopf № 3280)
Переложение 2: для фортепиано в редакции Г. Бострема (Фортепиано)
  • На. 26 – Лист альбома
  • Соч. 27 - Три салонных салона, для виолончели.
  • Оп. 28–40 упражнений и технических занятий для игры на виолончели
  • Оп. 29 – Три легкие фигуры в первой позиции
  • Оп. 31 – Концертные вальсы для четырех виолончелей
  • Оп. 32 – Траурный марш
  • Оп. 33 – Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского; под сильной редакцией Фитценхагена
  • Оп. 34 – Фантазия на мотивы оперы « Демон ». Антона Рубинштейна
  • Оп. 35 - Серенада, для виолончели соло соль мажор
  • Соч. 36 - Гавот ля мажор.
  • Соч. 40 - Каприччио.
  • Оп. 41 – Аве Мария для четырех виолончелей
  • Оп. 42 - Гавот № 2 для виолончели и фортепиано
  • На. 43 – Экспромт
  • На. 44 – Ноктюрн
  • Оп. 45 – Менуэт
  • Оп. 59 – Спиннерин для четырех виолончелей
  • Оп. 62 - Сюита для виолончели, оркестра и фортепиано
  • Оп. 63 - Концерт для виолончели с оркестром № 3 ля минор.

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл, с. 76.
  2. ^ Кэмпбелл, с. 72.
  3. ^ Jump up to: а б с д МакГрегор, 8:912.
  4. ^ Кэмпбелл, 77.
  5. ^ Браун, Последние годы , с. 274.
  6. ^ Jump up to: а б с Браун, Годы кризиса , с. 121.
  7. ^ Цитируется в книге Брауна «Годы кризиса» , стр. 121—122.
  8. ^ Браун, Годы кризиса , с. 122.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company, 1983), ISBN   0-393-01707-9 .
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991), ISBN   0-393-03099-7 .
  • Кэмпбелл, Маргарет, Великие виолончелисты (Северный Помфрет, Вермонт: Издательство Трафальгарской площади, 1988), ISBN   0-943955-09-2 .
  • МакГрегор, Линда, изд. Стэнли Сэди, «Фитценхаген, (Карл Фридрих) Вильгельм», в Словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание , 29 томов (Лондон: Macmillan, 2001), ISBN   1-56159-239-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca9e428fdf8dd2c61b98f8ebc165c71b__1694595720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/1b/ca9e428fdf8dd2c61b98f8ebc165c71b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilhelm Fitzenhagen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)