Вильгельм Фитценхаген
Вильгельм Карл Фридрих Фитценхаген (15 сентября 1848 — 14 февраля 1890) — немецкий виолончелист , композитор и педагог, наиболее известный сегодня как автор « Петра Ильича Чайковского Вариаций на тему рококо» .
Жизнь
[ редактировать ]Фитценхаген родился в Зезене в герцогстве Брауншвейгском , где его отец работал музыкальным руководителем. Начиная с пяти лет, он брал уроки игры на фортепиано, виолончели и скрипке. Ему неоднократно приходилось заменять духовых игроков, отсутствовавших из-за различных чрезвычайных ситуаций. [ 1 ] В 14 лет Фитценхаген начал углубленное обучение игре на виолончели у Теодора Мюллера . Три года спустя Фитценхаген выступал за герцога Брауншвейгского, который освободил его от военной службы. В 1867 году знатные покровители позволили ему учиться в течение года у Фридриха Грюцмахера в Дрездене . [ 2 ] Год спустя его назначили в дрезденскую Хофкапелле, где он начал свою карьеру в качестве солиста. [ 3 ]
Игра Фитценхагена на Бетховенском фестивале 1870 года в Веймаре привлекла внимание Ференца Листа , который раньше работал там музыкальным руководителем. Лист пытался уговорить Фитценхагена присоединиться к придворному оркестру. Однако Фитценхаген уже принял должность профессора Московской консерватории . [ 1 ] Фитценхаген стал считаться ведущим преподавателем игры на виолончели в России и в равной степени известен как солист и исполнитель камерной музыки. [ 3 ] Он был назначен солистом-виолончелистом Русского музыкального общества и директором Московского музыкально-оркестрового союза. Именно благодаря этому союзу он много раз выступал на концертах в качестве солиста. [ 1 ] Он подружился с Чайковским, дав первые исполнения всех трёх струнных квартетов этого композитора , а также Фортепианного трио в составе квартета Русского музыкального общества. [ 3 ]
Фитценхаген подготовил ряд прекрасных виолончелистов, в том числе Джозефа Адамовски, который уехал в Америку в 1889 году, чтобы присоединиться к недавно сформированному Бостонскому симфоническому оркестру и помог основать пенсионную программу оркестра. Адамовский также сформировал струнный квартет, названный в его честь, и преподавал в Консерватории Новой Англии в Бостоне . [ 4 ]
Фитценхаген умер в Москве. [ 5 ]
Фитценхаген и вариации рококо
[ редактировать ]Фитценхаген дал первое исполнение посвященных ему «Вариаций на тему рококо » Чайковского 30 ноября 1877 года. Композитор уже предоставил своему солисту большую свободу в изменении сольной партии, но Фитценхаген решил дополнительно изменить последовательность. вариаций, возможно, для возможности сольного выступления. [ 1 ] Вариация ре минор, которая была третьей в первоначальном порядке Чайковского, была заменена седьмой, а восьмая вариация вообще исключена. Фитценхаген, возможно, почувствовал оправданность этих усилий реакцией публики после выступления на Висбаденском фестивале в июне 1879 года, написав Чайковскому: «Я произвел фурор своими вариациями. Мне так понравилось, что меня отзывали трижды, и после Анданте-вариация (ре минор) раздались бурные аплодисменты. [Композитор Ференц] Лист сказал мне: «Вы меня увлекли! Вы сыграли великолепно», а по поводу вашего произведения он сказал. заметил: «Теперь, по крайней мере, есть настоящая музыка». [ 6 ]
Трудно сказать, насколько серьезно Чайковский отнесся к более радикальным изменениям Фитценхагена. После того как в 1878 году в сборнике вариаций Фитценхагена появилась аранжировка для виолончели и фортепиано, Чайковский пожаловался своему издателю П. Юргенсону , что Фитценхаген плохо вычитал произведение. [ 6 ] Однако позже он, возможно, стал более негативно сожалеть о лицензии Фитценхагена на эту пьесу. [ 6 ] Когда виолончелист Анатолий Брандуков подошел к Чайковскому незадолго до публикации полной партитуры в 1889 году, он нашел композитора «очень расстроенным и выглядящим как больной. Когда я спросил: «Что с вами?» Петр Ильич, указывая на письменный стол, сказал: — Вот этот идиот Фитценхаген был здесь, посмотрите, что он сделал с моей пьесой — он все переделал! Когда я спросил, какие меры он собирается предпринять по поводу этого сочинения, Петр Ильич ответил: «Черт возьми! Пусть стоит как есть!»» [ 7 ]
Заказ Фитценхагена 1878 года был сохранен, и произведение стало частью стандартного репертуара. [ 1 ] Вариации в последовательности Фитценхагена до сих пор исполняются, несмотря на последующее открытие и восстановление первоначального порядка композитора. [ 8 ]
Избранные композиции
[ редактировать ]Фитценхаген написал для виолончели более 60 произведений. В их число входят четыре концерта, сюита для виолончели с оркестром, струнный квартет и многочисленные салонные пьесы. [ 1 ] За свой струнный квартет он получил премию Санкт-Петербургского камерного музыкального союза. Однако немногие из этих работ сохранились. [ 3 ]
- На. 1 – Романтика
- Оп. 2 - Концерт для виолончели с оркестром № 1 си минор.
- Оп. 3 – Две песни без слов для виолончели и фортепиано
- Оп. 4 - Фантастический концерт, для виолончели с оркестром № 2, ля минор
- Соч. 5 - Тарантелла
- Оп. 6 - Ноктюрн, для фортепиано и арфы
- Оп. 7 – Колыбельная, для 4-х виолончелей
- Оп. 8 - Отставка, Священная песня без слов, для виолончели и органа или фортепиано ми-бемоль мажор. Также для 4-х виолончелей фа мажор.
- Оп. 10 - Баллада, для виолончели с оркестром или фортепиано
- На. 13 – Экспромт
- На. 14 – Концертная мазурка
- Оп. 15 - Утешение, для виолончели и органа или фортепиано
- Оп. 16 - Три легкие пьесы, для виолончели
- Соч. 20 - Два салонных салона, для виолончели.
- Оп. 21 – Элегия
- Оп. 22 – Три маленькие пьесы для юного виолончелиста
- Оп. 23 – Струнный квартет ре минор
- Оп. 24 – Вечный двигатель для виолончели и фортепиано
- Оп. 25 - Легкие вариации соль мажор на оригинальную тему для виолончели с оркестром
- Переложение 1: для фортепиано, Breitkopf (Edition Breitkopf № 3280)
- Переложение 2: для фортепиано в редакции Г. Бострема (Фортепиано)
- На. 26 – Лист альбома
- Соч. 27 - Три салонных салона, для виолончели.
- Оп. 28–40 упражнений и технических занятий для игры на виолончели
- Оп. 29 – Три легкие фигуры в первой позиции
- Оп. 31 – Концертные вальсы для четырех виолончелей
- Оп. 32 – Траурный марш
- Оп. 33 – Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Чайковского; под сильной редакцией Фитценхагена
- Оп. 34 – Фантазия на мотивы оперы « Демон ». Антона Рубинштейна
- Оп. 35 - Серенада, для виолончели соло соль мажор
- Соч. 36 - Гавот ля мажор.
- Соч. 40 - Каприччио.
- Оп. 41 – Аве Мария для четырех виолончелей
- Оп. 42 - Гавот № 2 для виолончели и фортепиано
- На. 43 – Экспромт
- На. 44 – Ноктюрн
- Оп. 45 – Менуэт
- Оп. 59 – Спиннерин для четырех виолончелей
- Оп. 62 - Сюита для виолончели, оркестра и фортепиано
- Оп. 63 - Концерт для виолончели с оркестром № 3 ля минор.
Дискография
[ редактировать ]- Вильгельм Фитценхаген: Концерт для виолончели № 1. 2; Различные пьесы для виолончели и фортепиано . Исполняют Йенс Петер Майнц , Пауль Ривиниус , Münchner Rundfunkorchester и Питер Рундель ( Oehms Classics , 2007, OC 702)
- Вильгельм Фитценхаген. Концерты для виолончели №№ 1 и 2 . Включает также Балладу соч. 10, Отставка, соч. 8 и Вариации Чайковского на тему рококо. Исполняют Альбан Герхардт , Немецкий симфонический оркестр Берлина и Стефан Блюнье ( Hyperion Records , 2015, CDA68063 - Романтический концерт для виолончели, том 7)
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы кризиса, 1874–1878 (Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company, 1983), ISBN 0-393-01707-9 .
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991), ISBN 0-393-03099-7 .
- Кэмпбелл, Маргарет, Великие виолончелисты (Северный Помфрет, Вермонт: Издательство Трафальгарской площади, 1988), ISBN 0-943955-09-2 .
- МакГрегор, Линда, изд. Стэнли Сэди, «Фитценхаген, (Карл Фридрих) Вильгельм», в Словаре музыки и музыкантов New Grove, второе издание , 29 томов (Лондон: Macmillan, 2001), ISBN 1-56159-239-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1848 рождений
- 1890 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие классические виолончелисты
- Немецкие музыкальные преподаватели
- Немецкие композиторы-романтики
- Люди из Зезена
- Люди из герцогства Брауншвейгского
- Петр Ильич Чайковский
- Академический состав Московской консерватории