Фортепианное трио (Чайковский)
Петра Ильича Чайковского , Трио ля минор соч . 50, был написан в Риме между декабрем 1881 года и концом января 1882 года. Он имеет подзаголовок À la mémoire d'un grand Artiste [Памяти великого художника] со ссылкой на Николая Рубинштейна , его близкого друга и наставника, умершего 23 марта 1881 года. Партитура для фортепиано , скрипки и виолончели .
Первая версия работы была завершена к концу января 1882 года. [ 1 ] Частные выступления проходили в марте и апреле. Работа подверглась существенной доработке. [ 2 ] перед премьерой 30 октября на концерте квартета Русского музыкального общества в Москве. [ 3 ] В выступлении приняли участие Сергей Танеев (фортепиано), Ян Гржимали (скрипка) и Вильгельм Фитценхаген (виолончель). [ 2 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение отмечено трагической перспективой и состоит из двух частей :
- I. Элегическая пьеса (Moderato assai – Allegro proprio) (ля минор ) (ок. 20:00)
- II. (А) Тема с вариациями: Andante con moto ( ми мажор ) – (Б) Финальная вариация и кода (ля мажор – ля минор) (около 27:00)
Общее время: ок. 47:00
Вариации следующие:
- Где я
- Вар II: Более волнистый
- Вар III: Аллегро модерато
- Вар IV: Тот же темп (Allegro moderato).
- Вар В: В то же время
- Вар VI: Темп вальса
- Вар VII: Аллегро модерато
- Вар VIII: Фуга (Allegro moderato)
- Вар IX: Анданте слабое, но не очень.
- Вар X: Время мазурки
- Вар XI: Умеренный
- Финальные вариации и код: Allegro risoluto e con fuoco.
- Кода: Andante con moto – Lugubre (то же время)
Pezzo elegiaco — это мрачно-задумчивая и довольно традиционная романтическая первая часть с прекрасным вступительным соло на виолончели с темой, которая возвращается в финальном похоронном марше.
Вторая часть гораздо более необычна: она начинается почти классической мелодией, очень похожей на «Вариации на тему рококо» Чайковского для виолончели , а затем продолжается уверенным набором вариаций, таких же, как « Вариации в стиле рококо» . Достигнув все более и более восторженных высот, достигающих кульминации в финальной вариации, она внезапно проходит удивительную модуляцию исходной минорной тональности , и тема первой части возвращается с еще большей серьезностью, и вся пьеса завершается еще одной марш смерти.
Фон
[ редактировать ]Это было единственное произведение, написанное Чайковским для сочетания фортепиано , скрипки и виолончели . В 1880 году его благодетельница Надежда фон Мекк попросила такое произведение, но он отказался, сказав в своем письме к ней от 5 ноября 1880 года:
Вы спрашиваете, почему я никогда не писал трио. Прости меня, дорогой друг; Я бы сделал все, чтобы доставить вам удовольствие, но это выше моего понимания... Я просто не могу выносить сочетания фортепиано со скрипкой или виолончелью. На мой взгляд, тембр этих инструментов не сливается... для меня пытка слушать струнное трио или какую-либо сонату для фортепиано и струнных. На мой взгляд, фортепиано может быть эффективно только в трёх ситуациях: само по себе, в контексте с оркестром или в качестве аккомпанемента, т. е. фона картины. [ 1 ]
Год спустя он сочинил фортепианное трио, хотя его об этом не просили, когда ему было доступно любое количество других жанров или инструментальных комбинаций.
В письме фон Мекку от 27 декабря 1881 г. он снова упомянул о своей «антипатии к этой комбинации инструментов». Он писал: «...несмотря на эту антипатию, я думаю поэкспериментировать с такого рода музыкой, к которой до сих пор не прикасался. Начало трио я уже написал. Закончу ли я его и будет ли оно выйдет удачно, не знаю, но мне бы очень хотелось довести начатое до успешного завершения... Не скрою от вас, какое большое усилие воли потребовалось для того, чтобы изложить мои музыкальные идеи в этом новом и необычная форма Но хотелось бы преодолеть все эти трудности... [ 2 ]
Он завершил свои черновые наброски 20 января 1882 года. [ 2 ] и завершил подсчет очков к 25 января. В этот день он снова написал фон Мекку: «Трио закончено… теперь я могу с некоторой уверенностью сказать, что мои произведения не так уж плохи. Но я боюсь, так как всю жизнь писал для оркестра и только поздно взял В жизни к камерной музыке мне, возможно, не удалось адаптировать инструментальные комбинации к своим музыкальным мыслям. Короче говоря, я боюсь, что мог аранжировать музыку симфонического характера в виде трио, вместо того, чтобы писать непосредственно для инструментов, как я пытался. избегайте этого, но я не уверен, есть ли у меня добился успеха». [ 1 ]
К 9 февраля он завершил трио (партитура с пометкой «Рим, 28 января - 9 февраля 1882 г.») и 11 февраля отправил его своим издателям с просьбой, чтобы Сергей Танеев выступил в качестве солиста фортепиано на первом исполнении. [ 2 ] Танеев, виолончелист Вильгельм Фитценхаген и скрипач Ян Гржимали получили доступ к партитуре и внесли ряд предложений по улучшению, которые Чайковский принял. [ 2 ]
состоялось частное выступление с вышеназванными солистами в Московской консерватории 23 марта, в первую годовщину смерти Николая Рубинштейна, во время пребывания Чайковского в Италии, . Он вернулся в Россию в апреле и впервые услышал Трио на другом частном выступлении, после чего внес изменения. Они включали вставку паузы перед кодой Анданте и переписывание фортепианной партии в финале. Танеев также переписал VIII вариант, изменение, одобренное Чайковским. [ 2 ]
Известные выступления
[ редактировать ]Произведение было исполнено во время визита Чайковского в США в 1891 году, на приеме к композитору в российском посольстве в Вашингтоне. [ 4 ]
Другое использование
[ редактировать ]Музыка из второй части была использована в » Джона Тараса балете « Дизайны со струнами в 1948 году .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Цитируется по Марку А. Радиче, примечаниям Лайнера к записи Eastman Trio на Turnabout, TVC 37017.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чайковский Исследования
- ^ Джозеф Уэй. «Примечания к программе FugueMasters» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2007 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Александр Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , с. 534