Фортепианное трио (Равель)
Фортепианное трио | |
---|---|
Морис Равель | |
![]() Равель в 1913 году | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Составленный | 1914 |
Преданность | Андре Гедальге |
Выполненный | 1915 |
Движения | четыре |
Подсчет очков |
|
Мориса Равеля для Фортепианное трио фортепиано , скрипки и виолончели — камерное произведение, написанное в 1914 году. Посвященное контрапункта учителю Равеля Андре Гедальжу , это трио впервые было исполнено в Париже в январе 1915 года Альфредо Казеллой (фортепиано), Габриэлем Вилломе ( скрипка) и Луи Фейяр (виолончель). [ 1 ] Типичное исполнение произведения длится около 30 минут.
Состав
[ редактировать ]Равель планировал написать трио по крайней мере шесть лет, прежде чем серьезно приступить к работе в марте 1914 года. Вначале Равель заметил своему ученику Морису Делажу : «Я написал свое трио. Теперь все, что мне нужно, это темы. " [ 1 ] Летом 1914 года Равель занимался композиторской работой во французской баскской коммуне Сен-Жан-де-Люз . Равель родился на другом берегу залива в баскском городе Сибур ; его мать была баской , и он чувствовал глубокую идентификацию со своим баскским наследием. Во время создания Трио Равель также работал над фортепианным концертом на баскские темы под названием Zazpiak Bat ( -баскски по «Семь - один» ). Хотя в конечном итоге этот проект был заброшен, он оставил свой след в Трио, особенно во вступительной части, которая, как позже отметил Равель, была «баскской по колориту». [ 1 ]
Однако первый биограф и друг Равеля Роланд-Мануэль имел другое мнение о происхождении этой темы:
Нашим великим музыкантам никогда не было стыдно восхищаться красивой мелодией с концерта в кафе . Говорят, что именно наблюдая за тем, как продавцы мороженого танцуют фанданго в Сен-Жан-де-Люз, Равель уловил первую тему своего трио ля ля, тему, которую он считал баскской, но это не так. [ 2 ]
Хотя первоначальный прогресс в работе над «Трио» был медленным, начало Первой мировой войны в августе 1914 года побудило Равеля завершить работу, чтобы он мог записаться в армию. Через несколько дней после вступления Франции в войну Равель снова написал Морису Делажу: «Да, я работаю над «Трио» с уверенностью и ясностью сумасшедшего». К сентябрю он закончил ее, написав Игорю Стравинскому : «Мысль о том, что я должен уйти немедленно, заставила меня закончить пятимесячную работу за пять недель! Мое Трио закончено». [ 1 ] В октябре его приняли в армию помощником медсестры, а в марте 1916 года он стал добровольцем-водителем грузовика в 13-м артиллерийском полку.
Музыкальный обзор
[ редактировать ]Составляя Трио, Равель осознавал композиционные трудности, возникающие в этом жанре: как примирить контрастные звучания фортепиано и струнных инструментов и как добиться баланса между тремя инструментальными голосами – в частности, как сделать так, чтобы виолончель выделяется среди других, которые легче слышны. Решая первую проблему, Равель применил к своему сочинению оркестровый подход: широко используя крайние диапазоны каждого инструмента, он создал текстуру звука, необычайно богатую для камерного произведения. Он использовал колористические эффекты, такие как трели , тремоло , гармоники , глиссандо и арпеджио , тем самым требуя высокого уровня технического мастерства от всех трех музыкантов. Между тем, чтобы добиться ясности фактуры и обеспечить инструментальный баланс, Равель часто располагал партии скрипки и виолончели на две октавы друг от друга, при этом правая рука фортепиано играла между ними. [ 1 ]
Вдохновение для музыкального содержания Трио пришло из самых разных источников: от баскского танца до малазийской поэзии. Однако Равель не отошел от своего обычного пристрастия к традиционным музыкальным формам. Трио следует стандартному формату четырехчастного классического произведения, с внешними частями в форме сонаты, обрамляющими скерцо и трио , а также медленной частью. Тем не менее, Равелю удаётся внедрить в эти условные рамки свои собственные новации.
Движения
[ редактировать ]Трио написано в тональности ля минор и состоит из четырех частей:
- Умеренный (ля минор – до мажор )
- Пантум (Assez vif) (ля минор — фа ♯ мажор — фа ♯ минор — фа мажор — ля мажор )
- Пассакалия (Очень большая) (F ♯ минор )
- Финал (анимационный) (ля мажор)
I. Умеренный
[ редактировать ]По словам Равеля, первая часть основана на зорцико , форме баскского танца. Движение отмечено в 8
8 раз, каждый такт делится на ритмический рисунок 3+2+3 . Влияние Zazpiak Bat наиболее очевидно во вступительной теме, ритм которой идентичен ритму основной темы Zazpiak Bat, но с уменьшенным вдвое значением нот. мелодии Также примечательно пошаговое движение , за которым следует скачок на четверть; аналогично построены вступительные темы остальных трёх частей — во второй и четвертой частях прыжок — квинта. [ 1 ]
Равель использует в этой части сонатную форму , но не без привнесения собственных штрихов. Вторая тема представлена в тонике ля минор и снова появляется в перепросмотре в нетранспонированном виде, но с другими гармониями. Чтобы избежать чрезмерного использования тоники , Равель заканчивает движение в соответствующей тональности до мажор. В репризе появление главной темы фортепиано накладывается на ритмически измененную версию второй темы на струнных инструментах. Это сопоставление тем было излюбленным приемом Равеля, который использовал его и в других произведениях, таких как « Античный Менуэт» и «Менуэт в Гробнице Куперена» . [ 1 ]
II. Пантум: Довольно оживленно
[ редактировать ]Эта часть основана на традиционном скерцо и форме трио A-BA . Скерцо представляет две темы: фортепиано открывается острой первой темой ля минор, а струнные отвечают двойными октавами более плавной второй темой фа ♯ минор. Название движения отсылает к малазийской форме стиха , в которой вторая и четвертая строки каждой четырехстрочной строфы становятся первой и третьей строками следующей. Хотя Равель никогда не комментировал значение названия движения, Брайан Ньюбоулд предположил, что поэтическая форма отражается в том, как эти две темы развиваются попеременно. [ 3 ]
Фа-мажорная мелодия трио находится совсем в другом размере ( 4
2 ) из скерцо ( 3
4 ). Когда фортепиано вводит его, струны продолжают играть материал, заимствованный из скерцо. 3
4-й раз, и два тактовых размера продолжают сосуществовать в разных частях до возвращения трио.
III. Пассакайль: очень широкий.
[ редактировать ]Третья часть представляет собой пассакалью, основанную на вступительной восьмитактовой басовой партии фортепиано, заимствованной из первой темы « Пантума» . Следующей присоединяется виолончель, за ней следует скрипка. Пока мелодия передается между тремя инструментами, движение постепенно достигает мощной кульминации, а затем затихает.
IV. Финал: анимационный
[ редактировать ]На фоне скрипичных арпеджио- гармоник (ранее использованных Равелем в его «Трех стихотворениях Малларме ») и двойных трелей виолончели фортепиано представляет первую пятитактовую тему. Как и в первой части, нерегулярные размеры : часть чередуется между снова используются 5
4 и 7
4 раз. Звуки трубы в развивающей части (играемые на фортепиано после репетиции № 7) могут быть намеком на объявление войны в августе 1914 года, что совпало с работой Равеля над этой частью. [ 4 ] , самая оркестровая из четырех частей, Финал максимально использует ресурсы трех исполнителей, а Равель завершает всю работу блестящей кодой . [ 1 ]
Популярная культура
[ редактировать ]- Первая часть широко использовалась в качестве саундтрека к фильму 1992 года Un cœur en hiver ( «Сердце зимой »). Авторство музыки в фильме принадлежит Морису Равелю . [ нужна ссылка ]
- Адаптированная версия третьей части представлена в фильме 2014 года «Бёрдмэн, или (Неожиданная добродетель невежества)» . [ нужна ссылка ]
- На London Proms концерте 1993 года Ян-Паскаль Тортелье представил свою оркестровку трио с Филармоническим оркестром BBC . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Даулинг, Ричард (1990). «Предисловие к Даулингскому уртекстовому изданию Трио Равеля для фортепиано, скрипки и виолончели» . Проверено 17 августа 2008 г.
- ^ Роджер Николс (редактор), Ravel Remembered (WW Norton & Company, 1987), стр. 154.
- ^ Ньюбоулд, Брайан (март 1975 г.). «Пантум Равеля» Музыкальные времена . 116 (1585). Музыкальные Таймс, Vol. 116, нет. 1585: 228–231. дои : 10.2307/959089 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 959089 .
- ^ Роджер Николс, примечания к CDA30029 [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианное трио : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Фортепианного трио Равеля Клермонтским трио из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Анализ трио Равеля