Фортепианный концерт для левой руки (Равель)

Фортепианный концерт для левой руки ре мажор был написан Морисом Равелем между 1929 и 1930 годами одновременно с его Фортепианным концертом соль мажор . Произведение было заказано Паулем Витгенштейном , концертирующим пианистом, потерявшим правую руку во время Первой мировой войны . [ 1 ]
Состав и премьера
[ редактировать ]
Готовясь к композиции, Равель изучил несколько пьес, написанных для одноручного фортепиано, в том числе левой руки» Камиля Сен-Санса ( для «Шесть этюдов соч. 135), транскрипцию Леопольда Годовского для левая рука Фредерика Шопена » «Этюдов (соч. 10 и 25), Карла Черни. » «Ecole de la main gauche (Школа левой руки) (соч. 399), 24 этюда для основной игры (соч. 718), Шарля-Валентена Алкана » «Фантазия ля ♭ мажор (соч. 76 № 1) и Александра Скрябина . Прелюдия и Ноктюрн для левой руки (соч. 9). [ 2 ]
Пауль Витгенштейн дал премьеру с Робертом Хегером и Венским симфоническим оркестром 5 января 1932 года; [ 3 ] Сначала Равель предложил премьеру Артуро Тосканини , но тот отказался. [ 4 ]
Первым французским пианистом, исполнившим это произведение, был Жак Феврие , выбранный Равелем. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
В одном источнике цитируется, что Равель сказал, что пьеса состоит только из одной части. [ 6 ] : 41 а в другом высказывании пьеса разделена на две части, связанные вместе. [ 6 ] : 41 По мнению Мари-Ноэль Массон, произведение имеет трехчастную структуру: медленно-быстро-медленно, вместо привычного быстро-медленно-быстро. [ 6 ] Какой бы ни была внутренняя структура, 18–19-минутное произведение без пауз состоит из нескольких частей в разных темпах и тональностях . Ближе к концу пьесы часть музыки ранних медленных частей накладывается на более быструю музыку, так что два темпа происходят одновременно.
Концерт начинается с того, что контрабасы мягко арпеджируют неоднозначную гармонию (EADG), являющуюся фоном необычного соло контрафагота . Хотя позже этим нотам придается большой структурный вес, они также представляют собой четыре открытые струны контрабаса, создавая вначале иллюзию того, что оркестр все еще настраивается . Как это принято в концерте, тематический материал сначала звучит в оркестре , а затем вторит фортепиано . Не столь традиционна драматическая фортепианная каденция , которая впервые представляет солиста и является прообразом фортепианной постановки вступительного материала. Этот материал включает в себя темы A и B, хотя тема B мало освещается. Дополнительная тема, представленная в начале, имеет некоторое сходство с Dies irae песнопением .
Отрывок из более быстрого раздела, иногда называемого скерцо , показан в следующем примере.
На протяжении всего произведения Равель создает двусмысленность между тройным и двойным ритмами . Этот пример подчеркивает один из наиболее примечательных случаев этого.
Концерт партитурован для большого оркестра, состоящего из пикколо , 2-х флейт , 2-х гобоев , английского рожка , кларнета-пикколо (в ми ♭ ), 2 кларнетов (в ля), бас-кларнета (в ля), 2 фаготов , контрафагота , 4 валторн. in F, 3 трубы до мажор, 3 тромбона , туба , литавры , треугольник , малый барабан , тарелки , большой барабан , деревянный блок , там-там , арфа , струнные и фортепиано соло.
Прием и наследие
[ редактировать ]Хотя поначалу Витгенштейну не нравились джазовые ритмы и гармонии, эта пьеса ему понравилась. Когда Равель впервые услышал, как он играет этот концерт на частном концерте во французском посольстве в Вене, он пришел в ярость. «Он услышал строки, взятые из оркестровой партии и добавленные к соло, измененные гармонии, добавленные партии, вырезанные такты и, в конце концов, вновь созданную серию великолепных кружащихся арпеджио в финальной каденции. Композитор был вне себя от негодования и недоверия». Позже Витгенштейн согласился исполнить концерт в том виде, в котором он был написан, и двое мужчин уладили свои разногласия, «но весь этот эпизод оставил горький вкус у них обоих». [ 7 ]
В мае 1930 года у Равеля возникли серьезные разногласия с Артуро Тосканини по поводу правильного темпа Болеро (он дирижировал слишком быстро, по вкусу Равелю, который сказал, что ему следует играть на более медленной скорости, которую он имел в виду, или не играть вообще). [ 8 ] [ 9 ] В сентябре Равель наладила отношения и пригласила Тосканини дирижировать мировой премьерой Фортепианного концерта для левой руки, но дирижер отказался. [ 10 ]
Еще до премьеры, в 1931 году, Альфред Корто сделал аранжировку для фортепиано в две руки с оркестром; [ 11 ] однако Равель не одобрил его и запретил его публикацию или исполнение. [ 12 ] Корто проигнорировал это и сыграл свою аранжировку, из-за чего Равель написал многим дирижерам, умоляя их не приглашать Корто для исполнения его концерта. После смерти Равеля в 1937 году Корто возобновил исполнение своей аранжировки и даже записал ее под руководством Чарльза Мунка, возглавляющего оркестр Парижской консерватории. [ 13 ] Роджер Мураро также исполнил это произведение во время Международного конкурса Чайковского 1986 года , что принесло ему четвертое место на конкурсе фортепиано.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвидсон, Майкл (26 октября 2000 г.). Концерт для левой руки: инвалидность и незнакомое тело . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN 9780198026341 .
- ^ Оренштейн, Арби (1975). Равель: Человек и музыкант . Курьерская корпорация. п. 202. ИСБН 9780486266336 .
- ^ «Равель: Фортепианный концерт ре мажор для левой руки» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Октябрь 2015. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Сакс, Харви (1987). Артур Тосканини с 1915 по ЭДТ срл. п. 50. ISBN 9788870630565 .
- ^ Тимбрелл, Чарльз (1999). Французский пианизм: историческая перспектива . Корпорация Хэла Леонарда. п. 148. ИСБН 9781574670455 .
- ^ Перейти обратно: а б с Массон, Мари-Ноэль (1998). «Равель: Concerto Pour La Main Gauche, или Проблемы неоклассицизма». Мусургия . 5 (3/4): 37–52. JSTOR 40591796 .
- ^ Во, Александр. Дом Витгенштейна, стр. 184–186.
- ^ Мавер, Дебора (2006). Балеты Мориса Равеля: создание и интерпретация . Эшгейт. п. 224. ИСБН 9780754630296 .
- ^ Дюнуайе, Сесилия (1993). Маргарита Лонг: Жизнь во французской музыке, 1874–1966 . Издательство Университета Индианы. п. 97. ИСБН 0-253-31839-4 .
- ^ Английский перевод и факсимиле французского оригинала на Сакс, Харви (1987). Артуро Тосканини с 1915 по 1946 год: Искусство в тени политики . Турин: EDT. п. 50. ISBN 88-7063-056-0 .
- ^ Хоу, Блейк (апрель 2010 г.). «Пауль Витгенштейн и эффективность инвалидности». Журнал музыковедения . 27 (2): 135–180. дои : 10.1525/jm.2010.27.2.135 . JSTOR 10.1525/jm.2010.27.2.135 .
- ^ Занк, Стивен (24 мая 2013 г.). Морис Равель: Путеводитель по исследованиям . Рутледж. примечание B206. ISBN 978-1135173517 . Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Иври, Бенджамин (28 февраля 2009 г.). «Звук игры одной рукой» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 20 апреля 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюис, Кэри (август 1965 г.). Фортепианные концерты Равеля ( М.Муз. ). Государственный университет Северного Техаса. OCLC 42709867 . Проверено 24 апреля 2017 г.