Естественные истории
Histoires naturallles («Естественные истории») — цикл песен Мориса Равеля , составленный в 1906 году. В нем пять стихотворений Жюля Ренара положены на музыку для голоса и фортепиано. Ученик Равеля Мануэль Розенталь создал версию для голоса с оркестром. [ 1 ] Цикл посвящен меццо-сопрано Джейн Батори , давшей первое выступление в сопровождении композитора 12 января 1907 года. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]Пять песен:
- Павлин
- Описывается, как павлин в своем наряде ждет паву, на которой ему предстоит жениться. Она не появляется, но его тщеславие вселяет в него уверенность, что она придет завтра. [ 3 ]
- Сверчок
- Сверчок возвращается в свой дом в конце дня и одержимо наводит там порядок, прежде чем зарыться глубоко в землю. [ 3 ]
- Лебедь
- Лебедь отвлекается на отражения в воде, путая образ собственной шеи с женской рукой. Каждый раз, когда он погружает клюв в воду, тщетно выискивая отражения, он вытаскивает червяка и от этого жиреет. [ 3 ]
- Зимородок
- Рыбак доволен и горд тем, что красивый зимородок только что сел на его удочку и улетел дальше. [ 3 ]
- La pintade (цесарка)
- Цесарка уродлива и агрессивна, нападает на кур и даже на индейку на скотном дворе. Иногда она дает им передышку, когда уходит со двора, чтобы спрятаться от глаз в сельской местности, чтобы снести яйцо. [ 3 ]
О стихах Равель говорил: «Прямой, ясный язык и глубокая, скрытая поэзия произведений Жюля Ренара долгое время соблазняли меня». Ренар записал в своем дневнике:
Господин Равель, автор «Естественных историй» , темных, богатых и элегантных, советует мне пойти и послушать его песни сегодня вечером. Я сказал ему, что ничего не смыслю в музыке, и спросил, что он смог добавить к «Histoires naturallles» . Он ответил: «Я не собирался ничего добавлять, а лишь истолковал их». «Но каким образом?» «Я пытался сказать музыкой то, что вы говорите словами, например, когда вы находитесь перед деревом. Я думаю и чувствую в музыке, и мне хотелось бы думать, что я чувствую то же самое, что и вы». [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]
Премьера вызвала споры, создав раскол между теми, кто считал музыку оскорблением, и теми, кто ценил ее популистский стиль. При формальном чтении и пении французской поэзии обычно произносится schwas («немое е») в ситуациях, в которых они обычно опускаются. В «Histoires naturallles» Равель посоветовал певцу отказаться от многих, но не всех этих шва, оскорбив некоторых слушателей. [ 5 ] [ 6 ] Другие оценили неформальный подход композитора, но подозревали его в высокой шутливости. [ 7 ] Даже бывший учитель и сторонник Равеля Габриэль Форе был недоволен работой, хотя его неодобрение касалось скорее стихов, чем музыки его протеже. [ 8 ] По словам Грэма Джонсона , реакция Форе могла быть также связана с тем, что многие зрители ушли в антракте и что вторая половина этого концерта включала в себя первые выступления первого фортепианного квинтета Форе , четвертого «Экспромта» и восьмой «Баркаролы». [ 9 ] Ученый Равеля Роджер Николс считает этот цикл «важным шагом в эволюции Равеля, столь же значительным, как и шаги Jeux d'eau и Miroirs ». [ 10 ] Джонсон также цитирует воспоминания Вильермо о собственных вокальных манерах Равеля, когда его голос опускался на четвертую или пятую часть в конце фразы, что встречается во многих местах как в «Истории природы» , так и в его современной опере «Испанский час» . [ 9 ] Некоторые музыковеды рассматривают этот цикл как потомка жанра, начатого Шабрие в его четырех «фермерских» песнях 1890 года. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Histoires naturallles" , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, получено 11 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Кокс, Дэвид. "Батори, Джейн" , Grove Music Online, Oxford University Press, получено 12 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон, стр. 17–19.
- ^ Цитируется по Каминскому, с. 245
- ^ Херд, Джеймс Александр (2009). От павлина до Апокопа: исследование текстового оформления Мориса Равеля в «Histoires naturallles» , «L'heure espagnole» и других вокальных произведениях до Первой мировой войны (Диссертация). Университет Цинциннати . стр. 24–36. ISBN 978-1-109-58992-4 .
- ^ Оренштейн, с. 53
- ^ Николс, с. 291
- ^ Николс, с. 89
- ^ Перейти обратно: а б Грэм Джонсон. Программные заметки для альманаха The Songmakers, Вигмор-холл , Лондон, 21 октября 1987 г.
- ^ Николс, с. 85
- ^ Делаж, Роджер . Равель и Шабрие (перевод Фрайды Линдеманн). Музыкальный ежеквартальный журнал , 1975, т. 1, с. LXI/4, стр. 551.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Кейт (2003). Примечания к компакт-диску 8.554176-77: Равель Шансоны . Гонконг: Наксос. OCLC 884173424 .
- Каминский, Питер (2011). Разоблачение Равеля: новые взгляды на музыку . Рочестер (США): Издательство Рочестерского университета. ISBN 978-1-58046-337-9 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Оренштейн, Арби (1991) [1975]. Равель – Человек и Музыкант Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6 .