Три песни (Равель)
Три песни | |
---|---|
Хоровая музыка Мориса Равеля | |
![]() Композитор в 1913 году | |
Английский | Три песни |
Каталог | М 69 |
Текст | стихи Равеля |
Составленный | 1914 | –15
Преданность |
|
Выполненный | 11 октября 1917 г. |
Опубликовано | 1916 |
Подсчет очков | а капелла хор |
«Три шансона» , М 69, — сочинение Мориса Равеля для хора a cappella , положенное на его собственные тексты. Равель начал сочинение в декабре 1914 года в ответ на начало Первой мировой войны, в которой он надеялся быть зачисленным для борьбы за Францию. Пока он ждал несколько месяцев, он написал текст и музыку трех песен в традициях французского шансона 16-го века . Он завершил работу в 1915 году, и она была опубликована издательством Éditions Durand в 1916 году. Премьера песен состоялась в 1917 году в исполнении хорового ансамбля под управлением Луи Обера . Они остались его единственным сочинением для хора а капелла.
История
[ редактировать ]Равель написал « Три шансона» в ответ на Первую мировую войну. [ 1 ] [ 2 ] начал работу в декабре 1914 года, когда находился в Париже в ожидании призыва. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Он был полон решимости бороться за свою страну. В ноябре он брал ежедневные уроки вождения, намереваясь работать в отделе снабжения, и в декабре сдал экзамен. Затем он начал писать первую из трех песен, которая была опубликована как центральная, добавив к февралю 1915 года две другие. [ 5 ] Он написал в письме другу Киприану Годебскому :
Со вчерашнего дня эти звуки тревоги, эти плачущие женщины и, прежде всего, этот ужасный энтузиазм молодых людей и всех друзей, которым пришлось уйти и о которых у меня нет новостей. Я не могу больше этого терпеть. Кошмар слишком ужасен. Я думаю, что в любой момент я сойду с ума или потеряю рассудок. Я никогда еще не работал так усердно, с такой безумной, героической яростью… Только подумайте… об ужасе этого конфликта. Оно никогда не прекращается ни на мгновение. Какая польза от всего этого? [ 6 ]
На войну Равель отреагировал текстами и музыкой, напоминающими традиционный французский шансон 16 века. [ 7 ] Тексты он писал сам в духе народных стишков. [ 5 ] [ 8 ] Он посвятил три песни трем людям, которые могли помочь ему с вербовкой, "Николетт" - Тристану Клингзору , который был связан с военными. [ 5 ] «Trois beaux oiseaux du Paradis» Полю Пенлеве , математику и политику-социалисту, который должен был стать военным министром в 1917 году. [ 4 ] и «Ронда» Софи Клемансо , урожденной Шепц, жене Поля Клемансо. [ 5 ] [ 9 ]
Прошло восемь месяцев, прежде чем Равель был зачислен в армию в марте 1915 года с помощью Пенлеве. [ 4 ] Шансоны Коломбье были опубликованы издательством Éditions Durand в 1916 году, а премьера состоялась 11 октября 1917 года в исполнении хорового ансамбля Джейн Батори под управлением Луи Обера в Театре дю Вье- . [ 1 ] Произведение занесено в каталог под номером 69 в списке произведений Мориса Равеля, составленном музыковедом Марселем Марна . « Шансон » — единственное сочинение Равеля для хора a cappella . [ 2 ] Равель сделал аранжировку М 69а для среднего голоса и фортепиано.
Тексты и музыка
[ редактировать ]Общая тема всех трех песен – утрата. [ 10 ] обработано не без юмора и иронии. [ 5 ] В «Николетте» молодая девушка, собирающая цветы на лугу, спасается от волка и пажа, но теряет свою невинность из-за пожилого джентльмена, предлагающего серебро. [ 11 ] В «Trois beaux oiseaux du Paradis» (Три прекрасных райских птицы) девушка, чей возлюбленный находится на войне, по подаркам синих, белых и красных птиц (национальные цвета Франции) понимает, что он погиб. В «Ронде» молодые люди теряют уважение к предупреждениям старших мужчин и женщин. [ 12 ]
Тексты напоминают атмосферу музыки эпохи Возрождения , [ 13 ] и подкреплены столь же архаичной музыкой с плагальными каденциями и древними оборотами фразировки, [ 13 ] музыка следует за словами. [ 5 ] Музыка отсылает к шансону и мадригалу эпохи Возрождения . [ 14 ]
Николетт
[ редактировать ]Первая песня написана в ля миноре . За этой темой следуют три вариации : волка, пажа, изящного и воздушного, и богатого Барбона. [ 15 ] В трех куплетах мотив звучит попеременно всеми голосами, темп меняется от куплета к куплету. [ 13 ] и подпрыгивающий, и испуганный. [ 16 ] Соединяя одну и ту же мелодию с разным сопровождением, Равель достигает формы, одновременно строфической и тематической с вариациями. [ 17 ]
Три прекрасных райских птицы
[ редактировать ]Вторая песня («Три прекрасные райские птицы») написана фа минор . Эта песня - единственная из трех, явно относящаяся к войне. [ 3 ] цвета птиц являются цветами флага Франции, а припев «Mon ami, z'il est á la guerre». [ 2 ] Первые куплеты представлены «небесным» голосом сопрано , продолженным тенором . [ 3 ] Песня была описана как «из трех пьес, несомненно, самая изысканная» и как «изысканная баллада, полная нежности». [ 15 ]
Равель придал ему форму свободного рондо в форме, описанной как ABABA.A, в то время как традиционная форма могла быть ABACA, отклоняясь от нее не контрастирующим разделом C, а повторением A как коды . Тема тоски выражена томной мелодией со скудным аккомпанементом, в ладовых созвучиях. [ 18 ]
Круглый
[ редактировать ]Третья песня ля мажор с лидийским ре-диезом . [ 13 ] [ 19 ] Текст насыщен игрой слов в традициях шансона XVI века. [ 5 ] и был описан как «виртуозное проявление умопомрачительной словесной ловкости». [ 2 ] и по сравнению с фильмом Стивена Сондхейма « В лесу» . [ 2 ] «В своем проявлении эрудированной демонической науки Равель смешал все традиции: древние, средневековые и даже восточные» [ 20 ] и полифония становится все более виртуозной. [ 20 ] В этой песне показаны особенности баскской народной музыки. [ 5 ] Форма строго строфическая, с тремя контрастными разделами в каждой строфе. [ 14 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Шансон был оценен сразу и положительно. [ 21 ] Позже Анри Колле писал: «На основе этих трех непохожих песен Морис Равель сочинил очаровательный музыкальный триптих, в котором он показывает себя прогрессивным продолжателем Джанекен и Костли . «Николетта» — это впервые «аллегро модерато»; «Три прекрасные птицы» «Рая» составляют трогательное анданте , а Ронда образует ослепительный и воодушевляющий финал». [ 19 ]
После смерти композитора произведение было причислено к числу зрелых, раскрывая «искусство, которое все более и более владело своими средствами». [ 22 ]
Записи
[ редактировать ]- Ансамбль вокала Филиппа Кайяра с произведениями Дебюсси , Пуленка , Мийо , Флорана Шмитта , Хиндемита — LP Erato Records , 1964. [ 23 ]
- Rundfunkchor Stockholm под управлением Эрика Эриксона с произведениями Дебюсси, Пуленка, Бадингса – LP EMI , 1971. [ 24 ]
- Исполнители современного мадригала – Les Chansons De Poulenc – Мийо – Дебюсси – Равель , LP Desto DC-6483. [ 25 ]
- Cambridge Singers под управлением Джона Раттера с произведениями Бриттена, Дебюсси и Пуленка – Hyperion Records CSCD509. [ 2 ]
- Хор Accentus под управлением Лоуренса Эквилби , Хоры Profane с произведениями Пуленка – компакт-диск Disques Pierre Verany PV794042, 1994, Главный приз академии лирической звукозаписи. [ 26 ]
- Камерный хор Con Spirito, Хельге Биркеланд – Французские настроения, с произведениями Жоскена де Пре , Жанекена , Дебюсси, Пуленка, Мийо, Мессиана , Шмитта – компакт-диск Bergen Digital Studio – BD7024CD, 1994. [ 27 ]
- Певцы BBC в постановке Саймона Джоли, с произведениями Баха , Роланда де Лассуса , Мендельсона , Делиуса – компакт-диск BBC Music Magazine, BBC MM125, 1994 [ 28 ]
- Морис Равель, «Шансон» с Инвой Мула, Валери Мийо, Клэр Брюа, Жерар Теруэль, Лоран Наури с «Натуральной историей» , «Мадекасы» и т. д. – 2 компакт-диска Naxos Records 8.554176-77, 2003 г. [ 29 ]
- SWR Vokalensemble под управлением Руперта Хубера , французская хоровая музыка с произведениями Дебюсси, Мессиана , Жоливе , Шоссона – CD Hänssler Classic, 93.055, 2003. [ 30 ]
- EuropaChorAkademie , Musique Chorale Française , с произведениями Абсиля , Пуленка, Дебюсси, Хиндемита – CD Capriccio C67151, 2006. [ 31 ]
- Ансамбль Arsys Bourgogne под управлением Михая Зеке, Naissance de Vénus с произведениями Дебюсси, Пуленка, Мессиана – CD Paraty, 2018. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джексон 2014 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гиперион 2002 .
- ^ Jump up to: а б с Марнат 1986 , с. 430.
- ^ Jump up to: а б с Боккар 2017 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Николс 2011 , с. 179.
- ^ Джексон 2014 , с. 3.
- ^ Вилла Музыка 2004 .
- ^ Марнат 1986 , стр. 428.
- ^ «Поль Клемансо» . geni_family_tree .
- ^ Джексон 2014 , с. 8.
- ^ Джексон 2014 , стр. 8–9.
- ^ Джексон 2014 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д Акере 1957 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Джексон 2014 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Янкелевич 1956 , с. 30.
- ^ Питтион 1960 , с. 308.
- ^ Джексон 2014 , с. 17.
- ^ Джексон 2014 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Колле 1920 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Марнат 1986 , стр. 433.
- ^ Марнольд 1917 , стр. 701.
- ^ Брюссель 1937 , с. 2.
- ^ Три песни / Кл. Дебюсси. Три песни / М. Равель. Национальная библиотека Австралии
- ^ Вспоминая дирижера Эрика Эриксона WQXR
- ^ Французская музыка ХХ века, Пуленк/Мийо/Мессиан kkbox.com
- ^ Труа шансоны / Морис Равель, Accentus и Лоуренс Эквилби BBC
- ^ Французские настроения music.yandex.ru
- ^ BBC Singers [звукозапись]: празднование 70-летия searchworks.stanford.edu
- ^ Равель / Chansons Chandos Records
- ^ Французская хоровая музыка ve-foerderverein.com
- ^ Хиггинсон 2006 .
- ↑ Дебютный диск ансамбля Arsys Bourgogne / Уверенный в себе и жизненный SWR
Цитируемые источники
[ редактировать ]Монографии
[ редактировать ]- Акер, Жюль Ван (1957). Морис Равель (на голландском языке). Брюссель: Эльзевир. п. 216.
- Янкелевич, Владимир (1956). Равель . Сольфежи (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil . ISBN 2-02-023490-4 .
- Марнат, Марсель (1986). Морис Равель . Основы музыки (на французском языке). Париж: Файард . ISBN 978-2-21-359625-9 .
- Николс, Роджер (2011). Равель . Мастера Музыки. Лондон: Дент. ISBN 978-0-46-003146-2 .
Общие публикации
[ редактировать ]- Питтион, Пол (1960). Музыка и ее история; том II — от Бетховена до наших дней (на французском языке). Париж: Éditions Ouvrières.
Диссертации
[ редактировать ]- Боккар, Орельен Бастьен (2017). Морис Равель и Пауль Витгенштейн / Le concerto pour la main gauche в ответ на Первую мировую войну (PDF) . mospace.umsystem.edu/ (Диссертация). п. 139.
- Джексон, Аарон Рональд (2014). Морис Равель: «Три шансона» и Первая мировая война (PDF) . libres.uncg.edu (Диссертация). п. 62.
Статьи
[ редактировать ]- Колле, Анри (20 февраля 1920 г.). «Музыка шез сои» . Comœdia (на французском языке). Том. 14 год, нет. 2622. с. 2.
- Марнольд, Жан (16 августа 1917 г.). "Музыка" . Revue de la quinzaine – Mercure de France (на французском языке). Том 122, нет. 460. с. 701 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- Брюссель, Роберт (29 декабря 1937 г.). «Смерть Мориса Равеля» . Ле Фигаро (на французском языке). Том. 112, нет. 363 . Проверено 18 февраля 2019 г.
Интернет-источники
[ редактировать ]- Хиггинсон, Гэри (2006). «Французская хоровая музыка» . musicweb-international.com .
- «Три шансона» . Гиперион Рекордс. 2002.
- «Морис Равель / «Три прекрасные райские птицы» » . kammermusikfuehrer.de (на немецком языке). 2004.