Jump to content

Орландо ди Лассо

(Перенаправлено из Ролана де Лассуса )

Орландо ди Лассо
Орланде де Лассус, Коллекция музея Civico Bibliography Musical, Болонья
Рожденный в 1532
Умер 14 июня 1594 года
Оккупация Композитор
Музыкант

Орландо Ди Лассо ( различные другие имена ; вероятно, c. 1532 - 14 июня 1594 г.) был композитором позднего ренессанса . Главный представитель зрелого полифонического стиля в Франко-Флеменской школе , Лассус стоит с Уильямом Бердом , Джованни Пьерлуиджи-да Палестриной и Томасом Луисом де Викторией в качестве одного из ведущих композиторов позднего Ренессанса. Чрезвычайно плодовитый, его музыка значительно варьируется по стилю и жанрам, что дало ему беспрецедентную популярность по всей Европе.

Имя Лассо появляется во многих написаниях, часто меняющихся в зависимости от места, в котором его музыка исполнялась или опубликована. В дополнение к Орландо ди Лассо, вариации включают Орланд де Лассус, Роланд де Лассус, Орландас Лассус, Орланд де Латтр и Роланд де Латтр.

Поскольку эти различные написания или переводы с теми же именем были известны и приняты на протяжении веков, и, поскольку нет никаких доказательств того, что он заявил о предпочтениях, ни один из них не может считаться неверным.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Орландо ди Лассо

Орландо де Лассо родился в Монсе в графстве Хайнаут , Габсбург Нидерланды (современный Бельгия ). Информация о его ранних годах скудна, хотя некоторые невернокоррорированные истории выжили, самые известные из которых это то, что он был похищен три раза из -за единственной красоты его поющего голоса. В возрасте двенадцати он покинул низкие страны с Ферранте Гонзага и отправился в Мантуа , Сицилия , а затем Милан (с 1547 по 1549). Находясь в Милане, он познакомился с мадригалистским Spirito L'Hoste Da Reggio , формирующим влиянием на его ранний музыкальный стиль.

Затем он работал певцом и композитором для Costantino Castroto в Неаполе в начале 1550 -х годов, и его первые работы предполагаются на сегодняшний день с этого времени. Затем он переехал в Рим, где работал в Cosimo I De 'Medici, великом княпе Тоскане , который поддерживал там домашнее хозяйство, и в 1553 году он стал маэстро ди -капеллой базилики Святого Иоанна Латератана , экуменической материнской церкви Рима и впечатляющий престижный пост действительно для человека всего двадцать один год. Тем не менее, он оставался там только в течение года. (Палестрина предположит этот пост год спустя, в 1555 году).

Никакие твердые доказательства не сохранились за его местонахождение в 1554 году, но есть современные заявления о том, что он путешествовал во Франции и Англии. В 1555 году он вернулся в низкие страны и опубликовал свои ранние работы в Антверпене (1555–1556). В 1556 году он присоединился к суду Альбрехта V, герцога Баварии , который сознательно пытался создать музыкальное учреждение наравне с основными судами в Италии. Лассо был одним из нескольких нидерландов, работающих там, и, безусловно, самым известным. Он, очевидно, был счастлив в Мюнхене и решил поселиться там. В 1558 году он женился на Реджине Уакингер, дочери почетной камеры герцогини. У них было два сына, оба из которых стали композиторами, а его дочь вышла замуж за художника Ханса фон Аахена . [ 1 ] К 1563 году Лассо был назначен маэстро ди -капеллой , сменив Людвиг Дазер в этом посте. Лассо оставался на службе Albrecht V и его наследнику Вильгельма V , на всю оставшуюся жизнь.

К 1560 -м годам Лассо стал довольно известным, и композиторы начали ходить в Мюнхен, чтобы учиться с ним. Андреа Габриэли приехала туда в 1562 году и, возможно, оставалась в часовне в течение года. Джованни Габриэли также, возможно, учился у него в 1570 -х годах. Его слава распространился за пределами строго музыкальных кругов, потому что в 1570 году император Максимилиан II дал ему благородство, редкое обстоятельство для композитора. Папа Григорий XIII дал ему рыцари и в 1571 году, и снова в 1573 году, король Франции, Чарльз IX , пригласил его посетить. Некоторые из этих королей и аристократов пытались убрать его от Мюнхена с более привлекательными предложениями, но Лассо, очевидно, больше интересовался стабильностью его позиции и великолепными возможностями работы в суде Альбрехта, чем в финансовой выгоде. «Я не хочу покидать свой дом, мой сад и другие хорошие вещи в Мюнхене», - написал он в 1580 году герцогу избирателей Саксонии , получив предложение о должности в Дрездене .

В конце 1570 -х и 1580 -х годов Лассо совершил несколько посещений в Италию, где он столкнулся с самыми современными стилями и тенденциями. В Ферраре , центре авангардной деятельности, он, несомненно, слышал, что мадригалы составлены для суда . Тем не менее, его собственный стиль оставался консервативным и стал проще и более утонченным, когда он стал. В 1590 -х годах его здоровье начало снижаться, и он отправился к врачу по имени Томас Мерманн за лечение того, что называлось «Меланхолией гипокондрика», но он все еще мог сочинять, а также время от времени путешествовать. Его последняя работа часто считалась одной из его лучших произведений: изысканный набор из двадцати одного мадригали-духовного, известного как Лагрим Ди Сан-Пьетро («Слезы Святого Петра»), который он посвятил Папе Клемент VIII , и который был опубликован Посмертно в 1595 году. Лассо умер в Мюнхене 14 июня 1594 года, в тот же день, когда его работодатель решил уволить его по экономическим причинам. Он никогда не видел письмо. Он был похоронен в Мюнхене в Альтер -Франзисканере Фридхоф, кладбище, которое было очищено от надгробия в 1789 году и сейчас находится на месте Макс-Джозеф-Плац .

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Лассо, один из самых плодовитых, универсальных и универсальных композиторов позднего эпохи Возрождения, написал более 2000 работ во всех латинских, французских, итальянских и немецких вокальных жанрах, известных в свое время. К ним относятся 530 мотетов , 175 итальянских мадригалов и Villanellas , 150 французских Chansons и 90 немецких лидеров . Никакой строго инструментальной музыки от Лассо не известно, что выживают или когда-либо не существовали: интересное упущение для композитора, в противном случае, так широко и плодовитый, в возрасте, когда инструментальная музыка становилась все более заметным средством выражения, повсюду Европа Немецкий музыкальный издатель Адам Берг посвятил 5 томов своего патроциния Musicum (опубликованная с 1573–1580) музыке Лассо.

Священная музыка

[ редактировать ]

Лассо оставался католическим в этот век религиозного раздора, хотя это не препятствовало ему написания мирских светских песен, ни в использовании музыки изначально для ярких текстов в его великолепных и массах, использующих методику пародии. Тем не менее, католическая контрреформация , которая под воздействием иезуитов достигла пика в Баварии в конце шестнадцатого века, оказала очевидное влияние на позднюю работу Лассо, включая литургическую музыку для римского обряда, расцветающего числа великолепных католического Уленберга Псалтера (1588), и особенно великого покаяния духовных мадригалов, Лагрим ди Сан -Пьетро (1594).

Почти 60 масс выжили полным; Большинство из них являются пародийными массами , использующими в качестве мелодичного исходного материала светские работы, написанные самим собой или другими композиторами. Технически впечатляющие, они, тем не менее, являются наиболее консервативной частью его производства. Обычно он соответствовал стилю массы стилю исходного материала, который варьировался от григорианского пения до современных мадригалов, но всегда поддерживал выразительный и благоговейный характер в конечном продукте.

Некоторые из его масс основаны на чрезвычайно светских французских Chansons; Некоторые из исходных материалов были прямо непристойными. [ 2 ] Entre Vous Filles de Quinze Ans , «О, вы, пятнадцатилетние девочки», Джейкоб Клеменс не папа , дал ему исходный материал для его фигля Missa Entre Vous , вероятно, самого скандального из участка. Эта практика была не только принята, но и поощрена его работодателем, что может быть подтверждено доказательствами их переписки, большая часть которых выжила.

В дополнение к своим традиционным имитационным массам, он написал значительное количество Missae Breves «Краткие массы», программные короткие массы, предназначенные для кратких услуг (например, в дни, когда герцог Альбрехт ходил на охоту: очевидно, он не хотел, чтобы его задержали Многословная полифоническая музыка). Наиболее экстремальной из них является работа, на самом деле известная как месса Jäger ( Missa Venatorum ) - «Месса охотника».

Некоторые из его масс демонстрируют влияние венецианской школы , особенно в их использовании полихоральных методов (например, в восьми голосах Missa Osculetur Me , основанном на его собственном мотете). Три из его масс предназначены для двойного хора, и они, возможно, оказали влияние на самих венецианцев; В конце концов, Андреа Габриэли посетила Лассо в Мюнхене в 1562 году, и многие из работ Лассо были опубликованы в Венеции. Несмотря на то, что Лассо использовал современный, звучный венецианский стиль, его гармонический язык оставался консервативным в этих работах: он адаптировал текстуру венецианцев к своим собственным художественным целям.

Мотеты и другая священная музыка

[ редактировать ]

Лассо является одним из композиторов стиля, известного как Musica Reservata - термин, который выжил во многих современных ссылках, многие из которых кажутся противоречивыми. Точное значение этого термина является вопросом ожесточенных дебатов, хотя грубый консенсус среди музыковнологов заключается в том, что он включает в себя интенсивно выразительную настройку текста и хроматизма , и что он, возможно, ссылается на музыку, специально написанную для знатоков. Известной композицией Lasso представителем этого стиля является его серия из 12 мотетов под названием Prophetiae Sibyllarum , в дико хроматической идиоме, которая предвидит работу Gesualdo ; Некоторые из аккордов последовательности в этом произведении не должны были быть услышаны снова до 20 -го века.

Лассо написал четыре настройки страсти , по одному для каждого из евангелистов, св. Матфея , Марка , Люка и Джона . Все для голосов капеллы . Он устанавливает слова Христа и повествование о евангелисте как пение, одновременно устанавливая отрывки для групп полифонически.

Как композитор мотетов, Лассо был одним из самых разнообразных и потрясающих из всего эпохи Возрождения. Его результаты варьируются от возвышенного к нелепым, и он проявил чувство юмора, не часто связанное со священной музыкой: например, один из его мотетов, которые высылают бедных певцов (его обстановка Super Flumina Babylonis , для пяти голосов), который включает в себя заикание. остановка и начало, и общая путаница; Это связано с концепцией, если не стильно с музыкальной шуткой Моцарта . Многие из его мотетов были составлены для церемониальных случаев, как и следовало ожидать от судебного композитора, который должен был предоставить музыку для посещений высокопоставленных лиц, свадеб, договоров и других государственных событий. Но это был композитор религиозных мотетов, которые Лассо достиг своей самой широкой и самой прочной славы.

Установка Лассо 1584 года из семи покаянных псалмов Дэвида ( Псалми Давидис Poenitentiales ), заказанный королем Чарльзом IX из Франции , является одной из самых известных коллекций Псаломного Псалма во всей эпохи Возрождения. По словам Джорджа Т. Ферриса, некоторые из них утверждали, что он заказал их как искупление своей души после святого Варфоломея гугенотов убийства . [ 3 ] Контрапункт свободен, избегая распространенной имитации нидерландов, таких как Гомберт , и иногда используя выразительные устройства, чуждо, для Палестрины. Как и везде, Лассо стремится к эмоциональному воздействию и использует различные текстуры и уход в текстовом сборе к этой цели. Предпоследняя часть в коллекции, его обстановка De profundis (PSALM 129/130), считается многими учеными одной из высоких знаков полифонии эпохи Возрождения, ранжируя вместе с двумя настройками того же текста Josquin Des През .

Среди других его литургических композиций - гимны , кантрисы (в том числе более 100 магнифитов ), ответственность за священную неделю , страсти, плаги и некоторые независимые произведения для крупных праздников.

Светская музыка

[ редактировать ]

Лассо написал во всех выдающихся светских формах того времени. В предисловии к своей коллекции немецких песен Лассо перечисляет свои светские произведения: итальянские мадригалы и французские песни, немецкие и голландские песни. Он, вероятно, является единственным композитором эпохи Возрождения, который много пишет на пяти языках - латынь в дополнение к упомянутым выше - и он писал с одинаковой беглостью в каждом. Многие из его песен стали чрезвычайно популярными, широко распространенными в Европе. В этих различных светских песнях он соответствует манере страны происхождения, в то же время показывая свою характерную оригинальность, остроумие и территорию заявления.

Мадригалы

[ редактировать ]
Лассо, ведущая в Мюнхенскую Корту часовню, деталь живописи Ганса Миелиха [ 4 ]

В своих мадригалах , многие из которых он написал во время своего пребывания в Риме, его стиль ясен и кратко, и он написал мелодии, которые были легко запоминающимися; Он также «подписал» свою работу, часто используя слово «lasso» (и часто устанавливаясь с Solfège Sgalables La-Sol, то есть Ag в ключе от C). Его выбор поэзии сильно варьировался, от Петрарки за его более серьезную работу до самого легкого стиха для некоторых из его забавных канзонетт .

Лассо часто предпочитал циклические мадригалы, т.е. настройки нескольких стихов в группе в качестве набора связанных музыкальных произведений. Например, его четвертая книга мадригалов за пять голосов начинается с полной Сестины Петрарха, продолжается с двумя частями сонетов и завершается другой Сестиной: поэтому вся книга можно услышать как единую композицию с каждым Мадригалом дочерней частью.

Другой формой, которую выращивал Лассо, был Французский Шансон, из которого он написал около 150. Большинство из них датируются 1550 -х годов, но он продолжал писать их, даже когда он был в Германии: его последние постановки в этом жанре пришли из 1580 -х годов. Они были чрезвычайно популярны в Европе, и из всех его работ они были наиболее широко организованы для таких инструментов, как лютня и клавиатура. Большинство из них были собраны в 1570 -х и 1580 -х годах в трех публикациях: одна от Петруса Фалезиуса Старшего в 1571 году, а два от Ле Роя и Балларда в 1576 и 1584 годах. Стилистически они варьировались от достойных и серьезных, игривых, зубчатых и любовных композиции, а также пьющие песни подходят для таверн. Лассо последовал за полированным, лирическим стилем проповедника, а не в программном стиле Клеманского Джанекина за его написание.

Одна из самых известных песен Лассо использовалась Шекспиром в Генрие IV, часть II . Английские слова приспособлены для Un jour un foulon qui fouloit (как месье Минго ) и пели пьяное молчание Справедливости, в акте V, сцена III.

Немецкие песни

[ редактировать ]

Третий тип светского композиции Лассо был немецким лей . Большинство из них он, очевидно, предназначался для другой аудитории, поскольку они значительно отличаются по тону и стилю от Chansons или Madrigals; Кроме того, он написал их позже в жизни, и никто не появился до 1567 года, когда он уже был хорошо известен в Мюнхене. Многие из них находятся по религиозным предметам, хотя легкий и комический стих также представлены. Он также писал песни для употребления алкоголя на немецком языке и, в отличие от своей параллельной работы в жанре Шансона, он также написал песни о неудачных аспектах чрезмерной интуиции.

Голландские песни

[ редактировать ]

В предисловии к своей коллекции немецких песен Лассо заявляет, что он сочинил голландские песни. Однако ни одна голландская песня не сохранена. [ 5 ]

  1. ^ Дочь "де Лассо" в Карел Ван Мандер Словаре биографий 1604 года под названием Шилдер-Бек
  2. ^ «Женщина в колодце: Божественная и земная любовь в пародии на Орландо Ди Лассо / Барбара Эйхнер» . Радар, Оксфордский университет Брукса . Получено 31 января 2020 года .
  3. ^ Феррис, Джордж Т. (2007). Великие итальянские и французские композиторы . Dodo Press . п. 2. ISBN  978-1406523751 .
  4. ^ От освещенного кодекса (1559-70) покаянных псалмов, вып. 2 р. 187 (Баварская государственная библиотека Мюнхен, Mus.ms. A) - Кодекс состоит из двух томов (около 60 х 44 см) с 400 страницами и в настоящее время находится под реконструкцией и оцифровкой. Тол. 1 уже онлайн: https://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0011/bsb00116059/images/ Смотрите домашнюю страницу Баварской академии науки: https://lasso.badw.de/lasso-digital.html
  5. ^ Ян Виллем Бонда, полифонические голландские песни пятнадцатого и шестнадцатого веков , издатель Lost, 1996, ISBN   90-6550-545-8 , 978-90-6550–550–545-3   , с . 23

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хаар, Джеймс , «Орланде де Лассус», в новом словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 тот. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Хаар, Джеймс. Л. Мейси (ред.). Орланде де Лассус . Grove Music Online. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Получено 29 октября 2010 года . (требуется подписка)
  • Густав Риз , музыка в эпохи Возрождения . Нью -Йорк, WW Norton & Co., 1954. ISBN   0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средневековье и ренессанс (музыкальная литература описывает серию I). Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN   0-89917-034-X
  • Жан-Поль С. Монтэгньер , Полифоническая масса во Франции, 1600-1780 гг.: Доказательства печатных хорбонов, Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2017 (глава 5, «Лассус как модель»).
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Орланде де Лассус в Wikimedia Commons

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33435ee7e41d2ff9f8603cad73eeaa9a__1726465020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/9a/33435ee7e41d2ff9f8603cad73eeaa9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orlando di Lasso - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)