Якобус Ваэт
Якобус Ваэт ( ок. 1529 — 8 января 1567) — фламандский композитор эпохи Возрождения . Он был представителем поколения между Жоскеном и Палестриной , писавшим плавную полифонию с повсеместной имитацией , и был другом как Клеменса-нон-Папы , так и Лассуса .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился либо в Кортрейке , либо в Харелбеке , но когда и где он родился, пока еще окончательно не установлено. В своих «Модуляциях» (1562) он называет себя «фламандцем», но позже говорит, что он «бельгиец», так что, по крайней мере, мы можем сказать, что он из нижних стран. Его первое появление в исторических записях происходит из Кортрейка, куда он был принят в 1543 году, в возрасте 13 лет, в качестве певца в Онзе-Ливе-Враувекерк (Церковь Богоматери). В 1547 году он был зачислен в Левенский университет , а к 1550 году оказался при дворе Карла V , где числился тенором в хоре капеллы. Возможно, его нанял в хор Питер Мессенс, который был магистром кантуса в Нотр-Даме в Куртре, когда Ваэт был мальчиком. [ 1 ] Он стал капельмейстером Максимилиана II в 1554 году и занимал этот пост до конца своей жизни. Очевидно, Максимилиан любил своего капельмейстера и оплакивал его как в своем дневнике, так и в том, что другие выдающиеся композиторы его круга писали для него элегии.
Музыка и влияние
[ редактировать ]На Ваэта оказали влияние Николя Гомберт , чей стиль непрерывной, плавной полифонии можно увидеть в большей части музыки Ваэта; его друг Клеменс нон Папа; и Лассус, стилю которого он часто подражал. Ваэт использовал перекрестные связи, в какой-то степени редкие для того времени (хотя они также важны в музыке Гомберта), и они остро приправляли контрапунктические пассажи; иногда они даже происходят одновременно, приводя к диссонансным столкновениям: никто не спутает его музыку с музыкой Палестрины уже по одной этой причине. Ваэт также иногда заканчивал композиции на минорных трезвучиях (например, мотет Postquam consummati essent - окончание на минорном аккорде было очень редко между серединой шестнадцатого и серединой семнадцатого веков). Другой особенностью его стиля была склонность к прогрессиям, основанным на квинтовом круге , а также к доминантно - тоническим каденциям - обе черты предвещают изменения в музыке, которые должны были произойти в конце века. Использование им прогрессий квинтового круга может быть результатом влияния Лассус ; это также особенность испанской полифонии того периода, и как член капеллы Карла V, а затем Максимилиана II, он, возможно, был знаком с музыкой испанцев, таких как Герреро , который писал на подобной идиоме, а также работал у Максимилиана.
Еще более необычным, чем его резкие перекрестные отношения, было его пристрастие к цитированию и пародиям. Он был первым, кто написал Missa quodlibetica , пятиголосную мессу, которая представляла собой серию quodlibets — одновременное воспроизведение нескольких знакомых мелодий как из священных, так и из светских источников. В других композициях он также заимствовал отрывки из произведений своих соратников и предшественников, в том числе Жоскена , Жана Мутона , Жаке Мантуанского , Клеменса нон Папы и Сиприано де Роре .
Ваэт написал девять полных дошедших до нас месс , включая постановку Реквиема , одну из относительно немногих, написанных до середины 16 века. Многие из его сохранившихся песнопений являются одновременно священными и светскими. Кроме того, он написал по восемь настроек для Магнификата и Марианского антифона Салве Регина ; все антифоны . были поздними произведениями, опубликованными в 1560-х годах Ваэт также написал несколько шансонов на французском языке и одну постановку на немецком языке « Vater unser im Himmelreich ».
Произведения, издания и избранные записи
[ редактировать ]Сохранившиеся работы
- 10 масс
- 8 увеличений
- 66 счетчика
- 8 гимнов
- 8 Радуйся королевам
- 3 песни
Опубликованные коллекции
- Modulationes quinque vocum 1562, Венеция .
- Модуляции пяти и шести голосов 1562, Венеция.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ↑ Стивен Райс, эссе к «Музыке для двора Максимилиана II Чинквеченто», Гиперион, 2007 г.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Стейнхардт, Милтон. Л. Мэйси (ред.). Якобус Ваэт . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)