Jump to content

Якобус Ваэт

Якобус Ваэт ( ок. 1529 — 8 января 1567) — фламандский композитор эпохи Возрождения . Он был представителем поколения между Жоскеном и Палестриной , писавшим плавную полифонию с повсеместной имитацией , и был другом как Клеменса-нон-Папы , так и Лассуса .

Он родился либо в Кортрейке , либо в Харелбеке , но когда и где он родился, пока еще окончательно не установлено. В своих «Модуляциях» (1562) он называет себя «фламандцем», но позже говорит, что он «бельгиец», так что, по крайней мере, мы можем сказать, что он из нижних стран. Его первое появление в исторических записях происходит из Кортрейка, куда он был принят в 1543 году, в возрасте 13 лет, в качестве певца в Онзе-Ливе-Враувекерк (Церковь Богоматери). В 1547 году он был зачислен в Левенский университет , а к 1550 году оказался при дворе Карла V , где числился тенором в хоре капеллы. Возможно, его нанял в хор Питер Мессенс, который был магистром кантуса в Нотр-Даме в Куртре, когда Ваэт был мальчиком. [ 1 ] Он стал капельмейстером Максимилиана II в 1554 году и занимал этот пост до конца своей жизни. Очевидно, Максимилиан любил своего капельмейстера и оплакивал его как в своем дневнике, так и в том, что другие выдающиеся композиторы его круга писали для него элегии.

Музыка и влияние

[ редактировать ]

На Ваэта оказали влияние Николя Гомберт , чей стиль непрерывной, плавной полифонии можно увидеть в большей части музыки Ваэта; его друг Клеменс нон Папа; и Лассус, стилю которого он часто подражал. Ваэт использовал перекрестные связи, в какой-то степени редкие для того времени (хотя они также важны в музыке Гомберта), и они остро приправляли контрапунктические пассажи; иногда они даже происходят одновременно, приводя к диссонансным столкновениям: никто не спутает его музыку с музыкой Палестрины уже по одной этой причине. Ваэт также иногда заканчивал композиции на минорных трезвучиях (например, мотет Postquam consummati essent - окончание на минорном аккорде было очень редко между серединой шестнадцатого и серединой семнадцатого веков). Другой особенностью его стиля была склонность к прогрессиям, основанным на квинтовом круге , а также к доминантно - тоническим каденциям - обе черты предвещают изменения в музыке, которые должны были произойти в конце века. Использование им прогрессий квинтового круга может быть результатом влияния Лассус ; это также особенность испанской полифонии того периода, и как член капеллы Карла V, а затем Максимилиана II, он, возможно, был знаком с музыкой испанцев, таких как Герреро , который писал на подобной идиоме, а также работал у Максимилиана.

Еще более необычным, чем его резкие перекрестные отношения, было его пристрастие к цитированию и пародиям. Он был первым, кто написал Missa quodlibetica , пятиголосную мессу, которая представляла собой серию quodlibets — одновременное воспроизведение нескольких знакомых мелодий как из священных, так и из светских источников. В других композициях он также заимствовал отрывки из произведений своих соратников и предшественников, в том числе Жоскена , Жана Мутона , Жаке Мантуанского , Клеменса нон Папы и Сиприано де Роре .

Ваэт написал девять полных дошедших до нас месс , включая постановку Реквиема , одну из относительно немногих, написанных до середины 16 века. Многие из его сохранившихся песнопений являются одновременно священными и светскими. Кроме того, он написал по восемь настроек для Магнификата и Марианского антифона Салве Регина ; все антифоны . были поздними произведениями, опубликованными в 1560-х годах Ваэт также написал несколько шансонов на французском языке и одну постановку на немецком языке « Vater unser im Himmelreich ».

Произведения, издания и избранные записи

[ редактировать ]

Сохранившиеся работы

Опубликованные коллекции

  • Modulationes quinque vocum 1562, Венеция .
  • Модуляции пяти и шести голосов 1562, Венеция.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. Стивен Райс, эссе к «Музыке для двора Максимилиана II Чинквеченто», Гиперион, 2007 г.
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Стейнхардт, Милтон. Л. Мэйси (ред.). Якобус Ваэт . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5121a0d92372075a019fdb59805918b__1654604280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/8b/f5121a0d92372075a019fdb59805918b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacobus Vaet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)