Сиприано де Роре
Чиприано де Роре (иногда Киприано ) (1515 или 1516 — между 11 и 20 сентября 1565) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения , работавший в Италии. Роре был не только центральным представителем поколения франко-фламандских композиторов после Жоскена де Пре , уехавшего жить и работать в Италию, но и одним из самых выдающихся композиторов мадригалов середины XVI века. Его экспериментальный, хроматический и чрезвычайно выразительный стиль оказал решающее влияние на последующее развитие этой светской музыкальной формы. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Роре. Его вероятные годы рождения (1515/1516) известны по возрасту на момент смерти (49 лет, записанному на его надгробии в соборе в Парме ), а вероятным местом его рождения был небольшой городок во Фландрии, Ронсе (Рене), на границе между франко- и голландскоязычные регионы. [2] Исследования установили, что его родителями были Селестинус Роре (умер до 1564 года) и Барбара Ван Коппенолл, и у него было как минимум двое братьев и сестер, Франциск и Селестин. Семья действовала в Ронсе по крайней мере с 1400 года, и ее герб появился как на его личной печати, так и на его надгробии в Пармском соборе. [1]
Где Роре получил музыкальное образование, неизвестно. Судя по многообещающей фразе в мадригале 1559 года, посвященной Маргарите Пармской, внебрачной дочери императора Священной Римской империи Карла V , которая подразумевала давнюю связь с ней, он, возможно, сопровождал ее, когда она отправилась в Неаполь в 1533 году, прежде чем выйти замуж за Медичи. семья. Маргарет родилась в городе в нескольких минутах ходьбы от места рождения Роре. [1] Перед этой спекулятивной поездкой Роре, возможно, обучался старинной музыке в Антверпене. Многие одаренные певцы из Нидерландов ездили в Италию детьми или подростками, часто когда их обнаруживала приезжая знать; и Орланд де Лассус , и Джаш де Верт отправились в южную Италию при аналогичных обстоятельствах. Когда Маргарет вышла замуж за Алессандро Медичи в 1536 году, Роре, возможно, пошел своим путем, но считается, что часть своего музыкального образования он получил в Италии во время службы у Маргарет. [1] [3]
Венеция и Феррара
[ редактировать ]Хотя уже давно утверждается, что Роре учился в Венеции у Адриана Уилларта и что он был певцом в Сан-Марко , никаких конкретных документов ни об одном из этих событий обнаружено не было; в некоторых посвященных материалах его венецианских публикаций он упоминается как «ученик» или «последователь», но не конкретно как студент. Тем не менее, на протяжении большей части своей карьеры он был тесно связан с Виллартом и его соратниками и по крайней мере один раз посетил Венецию до 1542 года. [1] Начиная с этого года документация о местонахождении Роре становится более ясной. В письме, написанном 3 ноября 1542 года, указывается, что он находился в Брешии, где, как известно, оставался до 16 апреля 1545 года. [1] В этот период он начал приобретать известность как композитор, опубликовав при содействии венецианского печатника Скотто свою первую книгу мадригалов в 1542 году, а также две книги мотетов в 1544 и 1545 годах. [4] Перепечатки этих работ два года спустя Скотто и Гардане свидетельствовали об их высоком уважении. Их техническое мастерство и стилистическая ответственность перед Виллартом и его окружением делают разумным предположением раннюю связь с Венецией. [1] [5]
Затем Роре отправился в Феррару, где отчеты о платежах показывают, что с 6 мая 1546 года он был maestro di cappella (хормейстером). Это было начало чрезвычайно продуктивной части его жизни; находясь на службе у герцога Эрколе II д'Эсте, он писал мессы, мотеты, шансоны и, конечно же, мадригалы, многие из которых были актуальными, а некоторые касались вопросов самого двора. В 1556 году герцог Эрколе наградил Роре бенефицием за его исключительную службу. Также в годы Феррары Роре начал развивать свои отношения с двором Альбрехта V Баварского в Мюнхене, отправляя им музыку и создавая 26 мотетов в тщательно иллюстрированной рукописи с миниатюрами Ганса Мюлиха . [6] [7] В 1558 году он попросил у своего работодателя в Ферраре отпуск, чтобы вернуться на родину и позаботиться о своих больных родителях. По пути он остановился в Мюнхене и прибыл в город 1 мая, где помогал в подготовке рукописи мотета и позировал портрету Мюлиха. Документ от сентября 1558 года помещает его во Фландрию, где он помогал своей невестке в вопросах поместья после смерти Селистина, своего брата. К декабрю он вернулся в Феррару.
Отправление из Феррары; последние годы
[ редактировать ]В июле 1559 года Роре снова покинул свой пост в Ферраре, возможно, потому, что новый герцог Альфонсо II д'Эсте предпочел Франческо далла Виолу , члена старой феррарской семьи. иностранцу [1] Он снова отправился на север, на свою родину; на этот раз он не вернулся на службу к Эсте.
Ситуация на его родине ухудшилась из-за разрушительных войн за независимость , и когда Роре достиг ее осенью 1559 года, он обнаружил, что его родной город Ронсе был разрушен. Не сумев восстановить работу в Ферраре, он снова поступил на службу к дому Фарнезе и после пребывания в Антверпене снова вернулся в Италию, на этот раз в Парму, в 1560 году. уровень Феррары или Венеции - он ушел в 1563 году, ненадолго заняв престижную должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка после смерти Виллаерта. Но этот пост он сохранял лишь до 1564 г., когда вернулся в Парму; Причиной отъезда из Венеции он назвал беспорядок в часовне и недостаточное жалованье. [8]
Он умер в Парме в следующем году по неизвестным причинам в возрасте 49 лет и был похоронен в соборе этого города. Лодовико Роре, его племянник, установил ему надгробие, указав в эпитафии, что его имя не будет забыто даже в отдаленном будущем. [9]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Роре был одним из самых влиятельных композиторов середины 16 века, главным образом благодаря распространению своих мадригалов. Его книга 1542 года была выдающимся событием, признанным таковым в то время: она установила нормой пять голосов, а не четыре, и соединила полифоническую текстуру нидерландского мотета с итальянской светской формой, привнося серьезность тона, которая стала одно из преобладающих направлений в композиции мадригалов вплоть до 17 века. [10] Все линии развития мадригала в конце столетия можно проследить до идей, впервые увиденных у Роре; по словам Альфреда Эйнштейна, его единственным истинным духовным преемником был Клаудио Монтеверди , еще один революционер. [11] Но в своей духовной музыке Роре был более ретроспективным, показывая свою связь со своими нидерландскими корнями: его мессы, например, напоминают творчество Жоскена де Пре . [10]
Роре написал 107 мадригалов, которые ему надежно приписывают; 16 светских латинских сочинений, по форме похожих на мадригалы; не менее семи шансонов ; 53 мотета , из которых сохранился 51; Страсти по святому Иоанну; пять настроек массы ; некоторые Магнификаты ; и еще несколько работ.
Духовная музыка
[ редактировать ]Хотя Роре наиболее известен своими итальянскими мадригалами, он также был плодовитым композитором духовной музыки, как месс, так и мотетов. [5] Жоскен был его отправной точкой, и многие из своих техник он развил на основе стиля старого композитора. [5] Первые три мессы Роре — это ответ на вызов его наследия и на музыку Жоскена. [5] Помимо пяти месс, он написал около 80 мотетов, множество псалмов, светских мотетов и постановку «Страстей по Иоанну». [5]
Светская музыка
[ редактировать ]Непреходящую славу Роре добился как сочинитель мадригалов. Его мадригалы были опубликованы в основном между 1542 и 1565 годами, и он был одним из самых влиятельных мадригалистов середины века. [5] Его ранние мадригалы отражают Уилларта с использованием четкой дикции, густого и непрерывного контрапункта и повсеместной имитации. [12] Эти произведения в основном рассчитаны на четыре или пять голосов, одно на шесть, другое на восемь. [13] Тон его произведений тяготеет к серьезному, особенно по контрасту с легким характером работ его предшественников Аркадельта и Вердело. [14] Роре предпочитал не писать мадригалы легкомысленного характера, отдавая предпочтение серьезной тематике, в том числе произведениям Петрарки и трагедиям, представленным в Ферраре. [14] Он тщательно выявлял различные настроения задаваемых им текстов, разрабатывая для этой цели музыкальные приемы; кроме того, он часто игнорировал структуру строки, деление строк и рифму, считая ненужным соответствие музыкальных и поэтических строк. [14]
Кроме того, Роре экспериментировал с хроматизмом, следуя некоторым идеям своего современника Никола Вичентино . [15] Он использовал все возможности полифонии в том виде, в каком они сложились к середине XVI века, включая имитационные и канонические приемы, и все это ради тщательного оформления текста. [13]
Роре был образцом, которому следовали многие великие мадригалисты конца 16 века, включая Монтеверди. [16] По словам Альфреда Эйнштейна, писавшего в «Итальянском мадригале» (1949), истинным духовным преемником Роре был Монтеверди. Эйнштейн также сказал: «Роре является ключом ко всему развитию итальянского мадригала после 1550 года». [17]
Роре также сочинял светские латинские мотеты, относительно необычную «кроссоверную» форму середины 16 века. [1] Эти мотеты, светская вариация обычно священной формы, соответствовали священному мадригалу, madrigale Spiritale , священному варианту популярной светской формы. [18] Стилистически они похожи на его мадригалы, и он публиковал их на протяжении всей своей карьеры; иногда они появлялись в сборниках мадригалов, например, в его посмертной Пятой книге для пяти голосов (1566 г.), а также он включил некоторые из них в сборник мотетов для пяти голосов, опубликованный в 1545 году. [19]
Работает
[ редактировать ]Светский
[ редактировать ]- Я мадригали (Венеция, 1542, пять голосов)
- Первая книга хроматического мадрегали (Венеция, 1544 г., пять голосов; расширение издания 1542 г.)
- Вторая книга мадрегали (Венеция, 1544 г., пять голосов)
- Третья книга мадригалов , (Венеция, 1548 г., пять голосов)
- Музыка... над комнатами Петрарки... третья книга (Венеция, 1548, пять голосов)
- Первая книга мадригалов (Феррара, 1550, пять голосов) (также содержит шансоны на французском языке)
- Четвертая книга имадрегали (Венеция, пять голосов)
- Вторая книга мадрегали , (Венеция, 1557, четыре голоса)
- Мадригалы, четвертая книга , (Венеция, 1562, пять голосов)
- Живое пламя смутных и восхитительных мадригалов (Венеция, 1565, четыре и пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
- Пятая книга мадригалов (1566 г., пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
- Многочисленные дополнительные работы в антологиях между 1547 и 1570 годами.
Священный
[ редактировать ]- Первая книга движений (Венеция, 1544 г., пять голосов)
- Мотетта (Венеция, 1545 г., пять голосов)
- Третья книга мотетов (Венеция, 1549 г., пять голосов)
- Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну (Париж, 1557; от двух до шести голосов)
- Мотетта (Венеция, 1563, четыре голоса)
- Священные песни (Венеция, 1595; пять-семь голосов)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Оуэнс, Grove Online
- ^ Эйнштейн, Том 1, с. 384
- ^ Джонсон, стр. 185.
- ^ Джонсон, стр. 185-187.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонсон, стр. 186.
- ^ Эйнштейн, Том. я п. 386
- ^ «Мюнхен МС Б» . Архив цифровых изображений средневековой музыки (DIAMM) со ссылками на изображения рукописи . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Эйнштейн, Том. я, с. 388
- ^ Оуэнс, Гроув онлайн
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, с. 186-7
- ^ Эйнштейн, с. ххх
- ^ Браун, стр. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 187
- ^ Перейти обратно: а б с Риз, стр. 330.
- ^ Риз, стр. 329.
- ^ Браун, стр. 205.
- ^ Эйнштейн, Итальянский мадригал
- ^ Атлас, стр. 598.
- ^ Джонсон, с. 187, 189
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, Нортон, 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Браун, Ховард М. и Луиза К. Штайн. Музыка в эпоху Возрождения, Второе изд. Нью-Джерси: Прентис Холл, 1999.
- Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Джонсон, Элвин Х. «Чиприано де Роре», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Оуэнс, Джесси Энн : «Роре, Чиприано де», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 18 ноября 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Чиприано де Роре в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Сиприано де Роре в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Чиприано де Роре с VistaMare Musica сайта старинной музыки