Jump to content

Сиприано де Роре

Деталь миниатюры Чиприано де Роре работы Ганса Мюлиха, вероятно, 1558 или 1559 гг.

Чиприано де Роре (иногда Киприано ) (1515 или 1516 — между 11 и 20 сентября 1565) — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения , работавший в Италии. Роре был не только центральным представителем поколения франко-фламандских композиторов после Жоскена де Пре , уехавшего жить и работать в Италию, но и одним из самых выдающихся композиторов мадригалов середины XVI века. Его экспериментальный, хроматический и чрезвычайно выразительный стиль оказал решающее влияние на последующее развитие этой светской музыкальной формы. [1]

Ранние годы

[ редактировать ]

Мало что известно о ранней жизни Роре. Его вероятные годы рождения (1515/1516) известны по возрасту на момент смерти (49 лет, записанному на его надгробии в соборе в Парме ), а вероятным местом его рождения был небольшой городок во Фландрии, Ронсе (Рене), на границе между франко- и голландскоязычные регионы. [2] Исследования установили, что его родителями были Селестинус Роре (умер до 1564 года) и Барбара Ван Коппенолл, и у него было как минимум двое братьев и сестер, Франциск и Селестин. Семья действовала в Ронсе по крайней мере с 1400 года, и ее герб появился как на его личной печати, так и на его надгробии в Пармском соборе. [1]

Где Роре получил музыкальное образование, неизвестно. Судя по многообещающей фразе в мадригале 1559 года, посвященной Маргарите Пармской, внебрачной дочери императора Священной Римской империи Карла V , которая подразумевала давнюю связь с ней, он, возможно, сопровождал ее, когда она отправилась в Неаполь в 1533 году, прежде чем выйти замуж за Медичи. семья. Маргарет родилась в городе в нескольких минутах ходьбы от места рождения Роре. [1] Перед этой спекулятивной поездкой Роре, возможно, обучался старинной музыке в Антверпене. Многие одаренные певцы из Нидерландов ездили в Италию детьми или подростками, часто когда их обнаруживала приезжая знать; и Орланд де Лассус , и Джаш де Верт отправились в южную Италию при аналогичных обстоятельствах. Когда Маргарет вышла замуж за Алессандро Медичи в 1536 году, Роре, возможно, пошел своим путем, но считается, что часть своего музыкального образования он получил в Италии во время службы у Маргарет. [1] [3]

Венеция и Феррара

[ редактировать ]

Хотя уже давно утверждается, что Роре учился в Венеции у Адриана Уилларта и что он был певцом в Сан-Марко , никаких конкретных документов ни об одном из этих событий обнаружено не было; в некоторых посвященных материалах его венецианских публикаций он упоминается как «ученик» или «последователь», но не конкретно как студент. Тем не менее, на протяжении большей части своей карьеры он был тесно связан с Виллартом и его соратниками и по крайней мере один раз посетил Венецию до 1542 года. [1] Начиная с этого года документация о местонахождении Роре становится более ясной. В письме, написанном 3 ноября 1542 года, указывается, что он находился в Брешии, где, как известно, оставался до 16 апреля 1545 года. [1] В этот период он начал приобретать известность как композитор, опубликовав при содействии венецианского печатника Скотто свою первую книгу мадригалов в 1542 году, а также две книги мотетов в 1544 и 1545 годах. [4] Перепечатки этих работ два года спустя Скотто и Гардане свидетельствовали об их высоком уважении. Их техническое мастерство и стилистическая ответственность перед Виллартом и его окружением делают разумным предположением раннюю связь с Венецией. [1] [5]

Затем Роре отправился в Феррару, где отчеты о платежах показывают, что с 6 мая 1546 года он был maestro di cappella (хормейстером). Это было начало чрезвычайно продуктивной части его жизни; находясь на службе у герцога Эрколе II д'Эсте, он писал мессы, мотеты, шансоны и, конечно же, мадригалы, многие из которых были актуальными, а некоторые касались вопросов самого двора. В 1556 году герцог Эрколе наградил Роре бенефицием за его исключительную службу. Также в годы Феррары Роре начал развивать свои отношения с двором Альбрехта V Баварского в Мюнхене, отправляя им музыку и создавая 26 мотетов в тщательно иллюстрированной рукописи с миниатюрами Ганса Мюлиха . [6] [7] В 1558 году он попросил у своего работодателя в Ферраре отпуск, чтобы вернуться на родину и позаботиться о своих больных родителях. По пути он остановился в Мюнхене и прибыл в город 1 мая, где помогал в подготовке рукописи мотета и позировал портрету Мюлиха. Документ от сентября 1558 года помещает его во Фландрию, где он помогал своей невестке в вопросах поместья после смерти Селистина, своего брата. К декабрю он вернулся в Феррару.

Отправление из Феррары; последние годы

[ редактировать ]

В июле 1559 года Роре снова покинул свой пост в Ферраре, возможно, потому, что новый герцог Альфонсо II д'Эсте предпочел Франческо далла Виолу , члена старой феррарской семьи. иностранцу [1] Он снова отправился на север, на свою родину; на этот раз он не вернулся на службу к Эсте.

Ситуация на его родине ухудшилась из-за разрушительных войн за независимость , и когда Роре достиг ее осенью 1559 года, он обнаружил, что его родной город Ронсе был разрушен. Не сумев восстановить работу в Ферраре, он снова поступил на службу к дому Фарнезе и после пребывания в Антверпене снова вернулся в Италию, на этот раз в Парму, в 1560 году. уровень Феррары или Венеции - он ушел в 1563 году, ненадолго заняв престижную должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка после смерти Виллаерта. Но этот пост он сохранял лишь до 1564 г., когда вернулся в Парму; Причиной отъезда из Венеции он назвал беспорядок в часовне и недостаточное жалованье. [8]

Он умер в Парме в следующем году по неизвестным причинам в возрасте 49 лет и был похоронен в соборе этого города. Лодовико Роре, его племянник, установил ему надгробие, указав в эпитафии, что его имя не будет забыто даже в отдаленном будущем. [9]

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Роре был одним из самых влиятельных композиторов середины 16 века, главным образом благодаря распространению своих мадригалов. Его книга 1542 года была выдающимся событием, признанным таковым в то время: она установила нормой пять голосов, а не четыре, и соединила полифоническую текстуру нидерландского мотета с итальянской светской формой, привнося серьезность тона, которая стала одно из преобладающих направлений в композиции мадригалов вплоть до 17 века. [10] Все линии развития мадригала в конце столетия можно проследить до идей, впервые увиденных у Роре; по словам Альфреда Эйнштейна, его единственным истинным духовным преемником был Клаудио Монтеверди , еще один революционер. [11] Но в своей духовной музыке Роре был более ретроспективным, показывая свою связь со своими нидерландскими корнями: его мессы, например, напоминают творчество Жоскена де Пре . [10]

Роре написал 107 мадригалов, которые ему надежно приписывают; 16 светских латинских сочинений, по форме похожих на мадригалы; не менее семи шансонов ; 53 мотета , из которых сохранился 51; Страсти по святому Иоанну; пять настроек массы ; некоторые Магнификаты ; и еще несколько работ.

Духовная музыка

[ редактировать ]

Хотя Роре наиболее известен своими итальянскими мадригалами, он также был плодовитым композитором духовной музыки, как месс, так и мотетов. [5] Жоскен был его отправной точкой, и многие из своих техник он развил на основе стиля старого композитора. [5] Первые три мессы Роре — это ответ на вызов его наследия и на музыку Жоскена. [5] Помимо пяти месс, он написал около 80 мотетов, множество псалмов, светских мотетов и постановку «Страстей по Иоанну». [5]

Светская музыка

[ редактировать ]

Непреходящую славу Роре добился как сочинитель мадригалов. Его мадригалы были опубликованы в основном между 1542 и 1565 годами, и он был одним из самых влиятельных мадригалистов середины века. [5] Его ранние мадригалы отражают Уилларта с использованием четкой дикции, густого и непрерывного контрапункта и повсеместной имитации. [12] Эти произведения в основном рассчитаны на четыре или пять голосов, одно на шесть, другое на восемь. [13] Тон его произведений тяготеет к серьезному, особенно по контрасту с легким характером работ его предшественников Аркадельта и Вердело. [14] Роре предпочитал не писать мадригалы легкомысленного характера, отдавая предпочтение серьезной тематике, в том числе произведениям Петрарки и трагедиям, представленным в Ферраре. [14] Он тщательно выявлял различные настроения задаваемых им текстов, разрабатывая для этой цели музыкальные приемы; кроме того, он часто игнорировал структуру строки, деление строк и рифму, считая ненужным соответствие музыкальных и поэтических строк. [14]

Кроме того, Роре экспериментировал с хроматизмом, следуя некоторым идеям своего современника Никола Вичентино . [15] Он использовал все возможности полифонии в том виде, в каком они сложились к середине XVI века, включая имитационные и канонические приемы, и все это ради тщательного оформления текста. [13]

Роре был образцом, которому следовали многие великие мадригалисты конца 16 века, включая Монтеверди. [16] По словам Альфреда Эйнштейна, писавшего в «Итальянском мадригале» (1949), истинным духовным преемником Роре был Монтеверди. Эйнштейн также сказал: «Роре является ключом ко всему развитию итальянского мадригала после 1550 года». [17]

Роре также сочинял светские латинские мотеты, относительно необычную «кроссоверную» форму середины 16 века. [1] Эти мотеты, светская вариация обычно священной формы, соответствовали священному мадригалу, madrigale Spiritale , священному варианту популярной светской формы. [18] Стилистически они похожи на его мадригалы, и он публиковал их на протяжении всей своей карьеры; иногда они появлялись в сборниках мадригалов, например, в его посмертной Пятой книге для пяти голосов (1566 г.), а также он включил некоторые из них в сборник мотетов для пяти голосов, опубликованный в 1545 году. [19]

Работает

[ редактировать ]

Светский

[ редактировать ]
  • Я мадригали (Венеция, 1542, пять голосов)
  • Первая книга хроматического мадрегали (Венеция, 1544 г., пять голосов; расширение издания 1542 г.)
  • Вторая книга мадрегали (Венеция, 1544 г., пять голосов)
  • Третья книга мадригалов , (Венеция, 1548 г., пять голосов)
  • Музыка... над комнатами Петрарки... третья книга (Венеция, 1548, пять голосов)
  • Первая книга мадригалов (Феррара, 1550, пять голосов) (также содержит шансоны на французском языке)
  • Четвертая книга имадрегали (Венеция, пять голосов)
  • Вторая книга мадрегали , (Венеция, 1557, четыре голоса)
  • Мадригалы, четвертая книга , (Венеция, 1562, пять голосов)
  • Живое пламя смутных и восхитительных мадригалов (Венеция, 1565, четыре и пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
  • Пятая книга мадригалов (1566 г., пять голосов) (также содержит светские латинские пьесы)
  • Многочисленные дополнительные работы в антологиях между 1547 и 1570 годами.

Священный

[ редактировать ]
  • Первая книга движений (Венеция, 1544 г., пять голосов)
  • Мотетта (Венеция, 1545 г., пять голосов)
  • Третья книга мотетов (Венеция, 1549 г., пять голосов)
  • Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну (Париж, 1557; от двух до шести голосов)
  • Мотетта (Венеция, 1563, четыре голоса)
  • Священные песни (Венеция, 1595; пять-семь голосов)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Оуэнс, Grove Online
  2. ^ Эйнштейн, Том 1, с. 384
  3. ^ Джонсон, стр. 185.
  4. ^ Джонсон, стр. 185-187.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонсон, стр. 186.
  6. ^ Эйнштейн, Том. я п. 386
  7. ^ «Мюнхен МС Б» . Архив цифровых изображений средневековой музыки (DIAMM) со ссылками на изображения рукописи . Проверено 29 июля 2024 г.
  8. ^ Эйнштейн, Том. я, с. 388
  9. ^ Оуэнс, Гроув онлайн
  10. ^ Перейти обратно: а б Джонсон, с. 186-7
  11. ^ Эйнштейн, с. ххх
  12. ^ Браун, стр. 202.
  13. ^ Перейти обратно: а б Джонсон 187
  14. ^ Перейти обратно: а б с Риз, стр. 330.
  15. ^ Риз, стр. 329.
  16. ^ Браун, стр. 205.
  17. ^ Эйнштейн, Итальянский мадригал
  18. ^ Атлас, стр. 598.
  19. ^ Джонсон, с. 187, 189

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Атлас, Аллан В. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, Нортон, 1998. ISBN   0-393-97169-4
  • Браун, Ховард М. и Луиза К. Штайн. Музыка в эпоху Возрождения, Второе изд. Нью-Джерси: Прентис Холл, 1999.
  • Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал. Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  • Джонсон, Элвин Х. «Чиприано де Роре», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  • Оуэнс, Джесси Энн : «Роре, Чиприано де», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 18 ноября 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  • Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed5f6f82dc4d30a61ef770c93f3754fd__1722363900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/fd/ed5f6f82dc4d30a61ef770c93f3754fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cipriano de Rore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)