капельмейстер
Капельмейстер ( / kə ˈ ɛ p l maɪ st ər , - / kə- PEL -my stər США также / k ɑː ˈ -/ kah- , [1] [2] Немецкий: [kaˈpɛlˌmaɪstɐ] ), от немецкого Kapelle (капелла) и Meister (мастер), буквально «мастер хора капеллы», обозначает руководителя ансамбля музыкантов. Первоначально используемый для обозначения человека, ответственного за музыку в часовне, этот термин значительно изменился в своем значении и сегодня используется для обозначения руководителя музыкального ансамбля, часто меньшего размера, используемого на телевидении, радио и в театрах.
Историческое использование
[ редактировать ]В немецкоязычных странах примерно в период 1500–1800 годов слово «капельмейстер» часто обозначало музыкального руководителя монарха или дворянина. Для носителей английского языка чаще всего встречается именно такое значение термина, поскольку оно часто появляется в биографических сочинениях о композиторах, работавших в немецкоязычных странах. В тот период в Италии эта должность (итал. maestro di capella ) в основном относилась к музыкальным руководителям соборов и священных учреждений, а не к тем, кто находился под королевским или аристократическим патронажем.
Должность капельмейстера была старшей и включала руководство другими музыкантами. Иоганн Себастьян Бах работал с 1717 по 1723 год капельмейстером принца Леопольда Ангальт-Кётенского . Йозеф Гайдн долгие годы работал капельмейстером в семье Эстерхази , высокопоставленной дворянской семье Габсбургской монархии . Георг Фридрих Гендель служил капельмейстером у курфюрста Ганновера Георга (который в конечном итоге стал королем Великобритании Георгом I ).
Капельмейстер также может быть музыкальным руководителем церкви. Таким образом, Георг Ройтер был капельмейстером собора Святого Стефана в Вене , где среди его молодых хористов были Йозеф и Михаэль Гайдн .
Стать капельмейстером было знаком успеха для профессиональных музыкантов. Например, Йозеф Гайдн однажды заметил, что он рад, что его отец ( колесник ) прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как его сын стал капельмейстером. [3] Этот термин также подразумевал обладание значительными музыкальными навыками. Когда актер и музыкант XVIII века Иоахим Даниэль Прейслер услышал у нее дома выступление знаменитого сопрано Алоизии Вебер ( : невестки Моцарта), он сделал ей в своем дневнике следующий комплимент
Знаменитый Моцардт - ее зять и так хорошо ее обучил, что она аккомпанирует по партитуре и играет интерлюдии, как капельмейстер. [4]
К концу 18 века экономическая мощь многих представителей дворянства снизилась по сравнению с недавно процветающим средним классом. В конце концов, содержание капеллы стало слишком дорогим для большинства дворян, что привело к сокращению количества должностей капельмейстеров. Хорошо известный случай произошел в 1790 году, когда принц Антон Эстерхази сменил своего отца Николауса и распустил почти все обширное музыкальное сообщество последнего. [5] Но князь Антон был не одинок в этом; в тот же период «неуклонное сокращение числа оркестров, поддерживаемых аристократическими семьями, представляло собой ... изменение, которое затронуло всех композиторов и их произведения». [6] Это было трудное время для музыкантов, которым нужно было найти новые способы поддержать себя. Например, Людвиг ван Бетховен (1770–1827) никогда не работал капельмейстером, но его поддерживало несколько ненадежное сочетание дворянского покровительства, публикаций и доходов от концертов.
Дело Моцарта
[ редактировать ]Моцарт никогда не был капельмейстером в указанном выше смысле. В 1787 году ему была предоставлена оплачиваемая должность при дворе австрийского императора Иосифа II в качестве камерного композитора (камерного композитора), но власть в музыкальных вопросах при дворе осуществлял прежде всего Антонио Сальери . В обзорах, дневниках и рекламе Моцарта обычно называли (герром) капельмейстером Моцартом . Похоже, что престиж Моцарта, а также тот факт, что он часто появлялся на публике, руководя другими музыкантами, привели к использованию слова «капельмейстер» как знака уважения. [7]
В апреле 1791 года Моцарт подал заявку на должность капельмейстера собора Святого Стефана, и городской совет назначил его на эту должность после смерти тогдашнего больного Леопольда Хофмана . Этого так и не произошло, поскольку Моцарт умер (декабрь 1791 г.) раньше Хофмана (1793 г.). [8]
Похожие термины и эквиваленты
[ редактировать ]Варианты написания capellmeister и capelle для обозначения оркестра или хора. [9] иногда встречаются в англоязычных произведениях о композиторах, носивших это название. [10] [11] [12] [13]
Слово Хофкапельмейстер указывало на то, что капельмейстер работал при дворянском дворе ( Хоф ); Концертмейстер . занимал несколько менее высокую должность [14]
Аналогичные должности существовали и в других европейских странах и назывались эквивалентными названиями. В финском языке «капеллиместари» до сих пор является основным словом, используемым в отношении дирижеров.
Композиторы, занимавшие должность капельмейстера
[ редактировать ](указаны в хронологическом порядке по дате рождения)
- Арнольд фон Брук ( ок. 1500–1554) был капельмейстером в Вене Фердинанда I, короля Богемии, Венгрии и Хорватии с 1527 по 1545 год.
- Маттеус Ле Местр (ок. 1505–1577) был капельмейстером при дворе курфюрстов Саксонии в Дрездене с 1554 по 1568 год.
- Антонио Сканделло (1517–1580) был капельмейстером при дворе курфюрстов Саксонии в Дрездене с 1568 года.
- Якоб Регнарт (1540–1599) был капельмейстером в Инсбруке с 1585 по 1596 год.
- Михаэль Преториус (1571–1621) был капельмейстером в Вольфенбюттеле с 1604 года.
- Генрих Шютц (1585–1673) был капельмейстером Иоанна Георга I, курфюрста Саксонии с 1619 года.
- Самуэль Шейдт был капельмейстером маркграфа Бранденбурга (1587–1653 ) .
- Генрих Игнац Франц Бибер (1644–1704) был капельмейстером в Зальцбурге с 1684 года.
- Георг Мюффа (1653–1704) был капельмейстером епископа Пассау с 1690 года до своей смерти.
- Агостино Стеффани (1653–1728) был капельмейстером с 1688 по 1698 год при дворе Ганновера .
- Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (умер в 1746 г.) был капельмейстером Луи Вильгельма, маркграфа Баден-Бадена , по крайней мере, с 1695 г.
- Иоганн Людвиг Бах (1677–1731), троюродный брат И.С. Баха, был капельмейстером в Майнингене .
- Георг Филипп Телеман (1681–1767) служил капельмейстером в течение 16 лет, начиная с 1705 года, при дворе Эрдмана II, графа Промница , в Гамбурге .
- Иоганн Давид Хейнихен (1683–1729) занимал должность капельмейстера избирательного саксонского суда в Дрездене с 1717 года до своей смерти.
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) работал с 1717 по 1723 год капельмейстером у Леопольда, принца Ангальт-Кётенского .
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) служил капельмейстером с 1710 по 1712 год у Георга, курфюрста Ганновера.
- Доменико Скарлатти (1685–1757) был маэстро ди капелла в соборе Святого Петра в Риме с 1715 по 1719 год.
- Иоганн Фридрих Фаш (1688–1758) был капельмейстером с 1722 года в Цербсте .
- Карло Груа (ок. 1700–1773) был капельмейстером при дворе Мангейма при избрании Карла III Филиппа .
- Карл Генрих Граун (1704–1759) был капельмейстером с 1740 года Фридриха Великого (Фридриха II Прусского).
- Джузеппе Бонно (1711–1788) был капельмейстером принца Саксен-Хильдбургхаузена в 1750-х и 1760-х годах.
- Джакомо Маттео Игнацио Чирри (1711–1787) был маэстро ди капелла в соборе Форли в Италии с 1759 года.
- Людвиг ван Бетховен (Лодевейк) (1712–1773), дед Людвига ван Бетховена , служил капельмейстером в Избирательном суде Бонна .
- Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) был капельмейстером с 1754 года Марии Терезии, эрцгерцогини Австрийской и императрицы Священной Римской империи в Вене.
- Никколо Джоммелли (1714–1774) служил Карлу II Евгению, герцогу Вюртембергскому в Штутгарте с 1753 по 1768 год.
- Джованни Баттиста Чирри (1724–1808) был маэстро ди капелла в соборе Форли , в Италии: с 1780 года — с Игнацио Чирри ; после его смерти один.
- Кристиан Каннабих (1731–1798), капельмейстер легендарного придворного оркестра Мангейма с 1774 года.
- Йозеф Гайдн (1732–1809) занимал две должности капельмейстера: сначала с (вероятно) 1757 по 1761 год у графа Морцина , затем с 1761 года у семьи Эстерхази . (Он был вице-капельмейстером с 1761 по 1766 год.)
- Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809) был капельмейстером собора Святого Стефана в Вене .
- Михаэль Гайдн (1737–1806) был капельмейстером Гроссвардейна с 1760 по 1761 год.
- Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739–1799) был капельмейстером принца -епископа Бреслау с 1770 по 1795 год.
- Андреа Лучези (1741–1801) был последним капельмейстером Избирательного суда Бонна с 1774 по 1794 год.
- Антонио Сальери (1750–1825) был королевским и императорским капельмейстером Иосифа II, императора Священной Римской империи с 1788 по 1824 год.
- Иоганн Фридрих Райхардт (1752–1814) был капельмейстером Фридриха Великого в королевской берлинской опере.
- Йозеф Мартин Краус (1756–1792) был капельмейстером ( Ordinarie Capellmästere ) в Стокгольме при дворе короля Густава III . шведского
- Кристиан Калькбреннер (1755–1806) был капельмейстером прусской королевы (1789), а после 1790 года — капельмейстером принца Генриха Прусского в Райнсберг . замке
- Вильгельм Фридрих Эрнст Бах (1759–1845), внук Иоганна Себастьяна, был капельмейстером прусской королевы (1805–1811).
- Карл Мария фон Вебер (1786–1826) был капельмейстером театра Бресо (1804–1807) и капельмейстером в Дрездене графа Генриха Вицтума (1816–1826).
- Рихард Вагнер (1813–1883) был капельмейстером Фридриха Августа II Саксонского с 1843 по 1849 год. [15]
- Поль Вакс (1851–1915) был капельмейстером церкви Сен-Мерри в Париже, Франция.
Современное использование
[ редактировать ]В современном немецком языке термин «капельмейстер» стал менее распространенным, чем « дирижер ». Сегодня оно обозначает директора или главного дирижера оркестра или хора. Это предполагает участие в политике оркестра или хора (например, подбор репертуара, расписания концертов и приглашенных дирижеров), а также дирижирование. В военных условиях это относится к капельмейстеру . [16] Музыкальный руководитель Лейпцигского оркестра Гевандхауса традиционно носит старомодное звание «Гевандхаускапельмейстер» . [17] [18] В других немецких оперных театрах этот термин обычно относится к заместителю дирижера, подчиняющемуся генеральному музыкальному директору (генеральному музыкальному директору, обычно также главному дирижеру). В оперной труппе может быть несколько капельмейстеров, в том числе Erste Kapellmeister (Первый...), Zweite Kapellmeister (Второй...) и т. д.
Дирижер Кристиан Тилеманн подробно описал различие между диригентом и капельмейстером в современном использовании. Он предполагает, что «капельмейстер» несправедливо приобрел чувство рутины или неспособности излучать гламур: «Капельмейстер теперь описывает бледную, кроткую фигуру, отбивающую время. Дежурный полицейский на подиуме, управляющий музыкальным движением, не более». Фактически, Тилеманн, который полностью осознает историческое использование этого термина, сам предпочел бы, чтобы его называли «капельмейстером»: «это подразумевает такие добродетели, как знание произведения, большие способности и преданность делу музыки». . [19]
Термин «традиция капельмейстера» обычно используется для описания этих качеств, примером которых являются такие исторически важные дирижеры, как Отто Клемперер , Клеменс Краусс и Эрих Кляйбер , в том смысле, что они «заплатили должное» на своем пути к международной славе. [20]
См. также
[ редактировать ]- Кантор (христианство)
- Музыкальный колледж
- Композитор
- Музыкальное бюро
- Мастер королевской музыки , приблизительный британский эквивалент королевских и благородных капельмейстеров Германии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Капельмейстер» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ "капельмейстер" (США) и «капельмейстер» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 10 марта 2021 года.
- ^ Гризингер (1963) , с. 16.
- ^ Deutsch (1965) , с. 324. Предположение Прейслера о том, что навыки Вебера возникли в результате обучения Моцарта, не подтверждается современной наукой.
- ↑ Сам Гайдн сохранил по существу почетную роль, но был свободен преследовать независимые планы, свои поездки в Англию; подробнее см. Антон I, князь Эстерхази .
- ^ Джонс (2009) , с. 324.
- ↑ Подробное обсуждение использования слова «капельмейстер» для описания Моцарта см. в Deutsch (1965) , стр. 306–307.
- ^ Немецкий (1965) , стр. 393–395.
- ^ Галкин, Эллиот В. (1988). История оркестрового дирижирования: в теории и практике . Пендрагон Пресс. п. 218. ИСБН 978-0-918728-47-0 .
- ^ Сиблин, Эрик (4 января 2011 г.). Сюиты для виолончели: И. С. Бах, Пабло Казальс и поиски шедевра барокко . Гроув Пресс. стр. 61 и далее. ISBN 978-0-8021-4524-6 . Проверено 15 января 2012 г.
- ^ Вольф, Кристоф (2000). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . WW Нортон. стр. 24 и далее. ISBN 978-0-393-32256-9 .
- ^ Терри, Чарльз Сэнфорд (апрель 2003 г.). Бах: Биография . Издательство Кессинджер. стр. 11 и далее. ISBN 978-0-7661-4677-8 .
- ^ Жюльен, Адольф (1892). Рихард Вагнер: его жизнь и творчество . Дж. Б. Милле. стр. 67 и др.
- ^ Питер Террелл, изд. Немецко-английский, англо-немецкий словарь Коллинза. 2-е издание, стр. 356, 405.
- ^ Силке Дартлик (27 июня 2013 г.). «Наследие Рихарда Вагнера в Дрездене» . Немецкая волна . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ Питер Террелл, изд. Немецко-английский, англо-немецкий словарь Коллинза . 2-е издание, с. 380.
- ^ «История – Три Гевандхауса» . Лейпцигский оркестр Гевандхауса . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ «Оркестр Гевандхауса: от городского оркестра к учреждению с мировым именем» . Лейпцигский оркестр Гевандхауса . Проверено 11 июня 2022 г.
- ^ Тилеманн (2015) , стр. 102–105.
- ^ Мартин Андерсон (19 февраля 2010 г.). «Отмар Сюйтнер: дирижер, который был последним сохранившимся продуктом немецкой традиции «капельмейстеров»» . Независимый . Проверено 11 июня 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Перевод Эрика Блома ; Питер Бранскомб ; Джереми Ноубл . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Гризингер, Георг Август (1963) [1810, Лейпциг, Breitkopf & Härtel]. «Биографические заметки о Йозефе Гайдне». Гайдн: Два современных портрета . Перевод Вернона Готвальса. Милуоки: Университет Висконсина. ISBN 978-0-299-02794-0 .
- Джонс, Дэвид Вин (2009). «Прием». У Дэвида Вин Джонса (ред.). Оксфордские компаньоны-композиторы: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Тилеманн, Кристиан (2015). Моя жизнь с Вагнером . Перевод Антеи Белл . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-780-22837-2 .