Граф Морзин

Граф Карл Йозеф Морцинский (1717–1783) был богемским аристократом из семьи Морзин (родом из северо-восточного итальянского региона Фриули ), которого сегодня помнят как первого человека, нанявшего композитора Йозефа Гайдна своим капельмейстером или музыкальным руководителем. [ 1 ] Первые несколько из многих симфоний Гайдна были написаны для графа.
Жизнь
[ редактировать ]Разные авторитеты по-разному интерпретируют фразу «Граф Морзин» (единственное слово, по которому ранние биографии Гайдна идентифицировали этого человека); фраза двусмысленная, потому что графский титул был наследственным, так что существовала целая линия графов Морзинов. The New Grove (статья Джеймса Вебстера ) утверждает, что «графом Морзиным», сыгравшим важную роль в жизни Гайдна, был Карл Йозеф Франц Морцин (1717–1783), [ 2 ] тогда как в биографии ведущего ученого Гайдна Х. К. Роббинса Лэндона утверждается, что это был Фердинанд Максимилан Франц Морцин (1693–1763). [ 3 ] Разница, очевидно, связана с вопросом о том, был ли Гайдн нанят правящим графом (Фердинанд Максимилиан) или его сыном (Карл Йозеф).
Покровитель Йозефа Гайдна
[ редактировать ]Дата назначения Гайдна также неизвестна; это было в 1757 году. [ 4 ] Это назначение положило конец периоду борьбы и экономической нестабильности для композитора, в течение которого он работал внештатным сотрудником, постепенно увеличивая свою репутацию и связи с аристократией. Биограф Гайдна Георг Август Гризингер (1810), взявший интервью у композитора в преклонном возрасте, писал:
- В 1759 году Гайдн был назначен в Вене музыкальным руководителем графа Морцина с жалованьем в двести гульденов, бесплатным помещением и питанием за штабным столом. Здесь он наконец наслаждался счастьем беззаботного существования; его это вполне устраивало. Зиму провел в Вене, а лето — в Богемии, в окрестностях Пльзеня .
Такая миграционная модель была характерна для аристократии во времена Гайдна: лето в их наследственных поместьях в провинции, зима в фешенебельной столице. Местоположение поместья графа было более точно указано Роббинсом Лэндоном как деревня Унтер-Лукавиц (по- немецки , по -чешски : Dolní Lukavice ), обычно называемая Лукавец, ныне находящаяся в Чехии . Роббинс Лэндон в своей статье 1988 года добавляет: «Замок, который все еще стоит, сейчас используется как психиатрическая больница». Джонс (2009) говорит о замке, что он «все еще существует, хотя сейчас пуст и находится в состоянии упадка». [ 5 ]
Примерно свои первые пятнадцать симфоний Гайдн написал для графа Морцина. [ 6 ] Свидетельства копий партий, сделанных для барона Карла Йозефа Вебера фон Фюрнберга (ранее работавшего на Гайдна), приводят Роббинса Лэндона к предположению, что оркестр графа состоял «по крайней мере из шести, а возможно, из восьми скрипок ... в то время как в секции баса была по крайней мере одна виолончель, один фагот и один контрабас ( виолончель ). Был также секстет духового оркестра ( гобои , фаготы и валторны ).». [ 7 ] Таким образом, оркестр был намного меньше, чем оркестры, для которых Гайдн писал позже в своей карьере (размер которых достигал примерно 60 человек), не говоря уже о современном симфоническом ансамбле.
Находясь в Вене, ансамбль Морзина, очевидно, был частью оживленной музыкальной сцены, спонсируемой аристократией. Современный биограф Гайдна Джузеппе Карпани (чьим показаниям не всегда доверяют музыковеды) написал следующее о графе Харрахе, который был покровителем родной деревни Гайдна, Рорау :
- Граф Гаррах... был первым, кто привез музыку Саммартини в Вену, где она быстро завоевала аплодисменты и стала модой в этой великой столице, так очарованной такого рода развлечениями. Граф Палфи , ... Граф Шенборн и граф Морзин соперничали друг с другом в приобретении новинок для показа на своих почти ежедневных концертах. [ 8 ]
Именно в то время, когда Гайдн работал у графа Морзина, он женился (17 ноября 1760 г.) на Анне Марии Келлер, несмотря на то, что его контракт запрещал ему жениться. [ 9 ] Брак, продлившийся до смерти госпожи Гайдн в 1800 году, оказался несчастливым.
Конец встречи Гайдна с Морциным рассказывает другой ранний биограф, Альберт Кристоф Дис (1810):
- Прошел год, а граф Морцин не узнал о женитьбе своего капельмейстера, но произошло нечто другое, изменившее положение Гайдна. Граф оказался вынужден сократить свои прежде большие расходы. Он уволил своих музыкантов, и Гайдн лишился поста капельмейстера.
- Между тем Гайдн пользовался большой репутацией в обществе; его любезный характер был известен; Граф Морзин был вынужден оказать ему помощь - три обстоятельства сложились так удачно, что Гайдн вскоре после того, как он перестал быть капельмейстером графа Морзина (1760 г.), был назначен вице-капельмейстером... на службу принцу Антону Эстерхази ... в Айзенштадте с жалованьем в 400 флоринов. [ 10 ]
Фактически, поскольку Гайдн был капельмейстером в Айзенштадте во всем, кроме имени, а действующий капельмейстер был немощен, переход к семье Эстерхази был для него большим карьерным продвижением, и он продолжал там в том же общем направлении работы, как композитор, дирижер. и администратор, но работает в гораздо более богатой семье.
Симфонии Гайдна, написанные для графа Морзина.
[ редактировать ]Установление того, какие из симфоний Гайдна были написаны для оркестра Морцина, отчасти остается вопросом догадок. Ученый Гайдна Джеймс Вебстер , следуя более ранним исследованиям и собственным усилиям, составил следующий список: 1 , 2 , 4 , 5 , 10 , 11 , 18 , 27 , 32 , 37 , A , который использовался при определении содержания открытия. Том «Морзин» для Кристофера Хогвуда записи симфоний Гайдна . Второй том примерно такой же длины состоит из симфоний, которые могли быть написаны для Морзина, хотя с таким же успехом они могли быть написаны и для семьи Эстерхази. Более раннее предположение о том, какие симфонии были написаны для графа Морзина, было сделано Х. К. Роббинсом Лэндоном , в частности, номера 1, 37, 18, 19 , 2, B , 16 , 17 , 15 , 4, 10, 32, 5, 11, 33 , 27, А, 3 и 20 . [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Менее известен граф Венцель фон Морзин ( чешский Václav hrabě z Morzinu ), который был покровителем Вивальди и посвященным «Времена года» ; см. Капса 2012.
- ^ Вебстер, с. 10
- ^ Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 34
- ^ Буркхолдер, Дж. Питер. «История западной музыки». Электронные книги Norton, digital.wwnorton.com/44614/r/goto/cfi/324!/4
- ^ Джонс, Дэвид Вин, «Лукавец», в Джонсе (2009)
- ^ Стаперт, Кальвин (2014). Игра перед Господом - Жизнь Йозефа Гайдна . Гранд-Рапидс, Мичиган: William B. Eerdmans Publishing Co., с. 34. ISBN 9780802868527 .
- ^ Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 43
- ^ Карпани 1823, 66, цитируется по Gotwals 1968.
- ^ Умирает 1810, 99.
- ^ Умирает 1810, 99-100.
- ^ HC Роббинс Лэндон, Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, (Блумингтон и Лондон: Indiana University Press, 1976-) т. 1, Гайдн: Ранние годы, 1732-1765
Ссылки
[ редактировать ]- Капса, Вацлав (2012) Бухгалтерские книги, имена и музыка: Оркестр Virtuosissima графа Венцеля фон Морцина. Старинная музыка 40, 2012, с. 605–620, doi:10.1093/em/cas130.
- Умирает, Альберт Кристоф (1810) Биографические отчеты Йозефа Гайдна , Вена. Английский перевод Вернона Готвальса в Gotwals (1968).
- Готвалс, Вернон (1968) Гайдн: Два современных портрета , Милуоки: University of Wisconsin Press.
- Гризингер, Георг Август (1810) Биографические заметки о Йозефе Гайдне . Лейпциг: Брайткопф и Хертель. Английский перевод Вернона Готвальса в Gotwals (1968).
- Джонс, Дэвид Вин (2009) Оксфордские товарищи композитора: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Роббинс Лэндон, ХК и Дэвид Вин Джонс (1988) Гайдн: его жизнь и музыка , Темза и Гудзон. Главы биографии Роббинса Лэндона, анализ и оценка произведений Джонса.
- Вебстер, Джеймс и Георг Федер (2001), «Йозеф Гайдн», статья в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Нью-Йорк: Grove, 2001). Опубликовано отдельно в виде книги: The New Grove Haydn (Нью-Йорк: Macmillan 2002, ISBN 0-19-516904-2 ). Вебстер — автор биографического раздела, а Федер — составитель каталога произведений.
- Вебстер, Джеймс. Программные примечания к серии симфоний Гайдна под управлением Кристофера Хогвуда , выпущенные на Уазо-Лире; Тома 1 и 2.