Jump to content

Граф Морзин

Герб графа Карла Иосифа Морзинского.

Граф Карл Йозеф Морцинский (1717–1783) был богемским аристократом из семьи Морзин (родом из северо-восточного итальянского региона Фриули ), которого сегодня помнят как первого человека, нанявшего композитора Йозефа Гайдна своим капельмейстером или музыкальным руководителем. [ 1 ] Первые несколько из многих симфоний Гайдна были написаны для графа.

Дворец Морзин в Дольни-Лукавицах (по состоянию на 2012 г.)

Разные авторитеты по-разному интерпретируют фразу «Граф Морзин» (единственное слово, по которому ранние биографии Гайдна идентифицировали этого человека); фраза двусмысленная, потому что графский титул был наследственным, так что существовала целая линия графов Морзинов. The New Grove (статья Джеймса Вебстера ) утверждает, что «графом Морзиным», сыгравшим важную роль в жизни Гайдна, был Карл Йозеф Франц Морцин (1717–1783), [ 2 ] тогда как в биографии ведущего ученого Гайдна Х. К. Роббинса Лэндона утверждается, что это был Фердинанд Максимилан Франц Морцин (1693–1763). [ 3 ] Разница, очевидно, связана с вопросом о том, был ли Гайдн нанят правящим графом (Фердинанд Максимилиан) или его сыном (Карл Йозеф).

Покровитель Йозефа Гайдна

[ редактировать ]

Дата назначения Гайдна также неизвестна; это было в 1757 году. [ 4 ] Это назначение положило конец периоду борьбы и экономической нестабильности для композитора, в течение которого он работал внештатным сотрудником, постепенно увеличивая свою репутацию и связи с аристократией. Биограф Гайдна Георг Август Гризингер (1810), взявший интервью у композитора в преклонном возрасте, писал:

В 1759 году Гайдн был назначен в Вене музыкальным руководителем графа Морцина с жалованьем в двести гульденов, бесплатным помещением и питанием за штабным столом. Здесь он наконец наслаждался счастьем беззаботного существования; его это вполне устраивало. Зиму провел в Вене, а лето — в Богемии, в окрестностях Пльзеня .

Такая миграционная модель была характерна для аристократии во времена Гайдна: лето в их наследственных поместьях в провинции, зима в фешенебельной столице. Местоположение поместья графа было более точно указано Роббинсом Лэндоном как деревня Унтер-Лукавиц (по- немецки , по -чешски : Dolní Lukavice ), обычно называемая Лукавец, ныне находящаяся в Чехии . Роббинс Лэндон в своей статье 1988 года добавляет: «Замок, который все еще стоит, сейчас используется как психиатрическая больница». Джонс (2009) говорит о замке, что он «все еще существует, хотя сейчас пуст и находится в состоянии упадка». [ 5 ]

Примерно свои первые пятнадцать симфоний Гайдн написал для графа Морцина. [ 6 ] Свидетельства копий партий, сделанных для барона Карла Йозефа Вебера фон Фюрнберга (ранее работавшего на Гайдна), приводят Роббинса Лэндона к предположению, что оркестр графа состоял «по крайней мере из шести, а возможно, из восьми скрипок ... в то время как в секции баса была по крайней мере одна виолончель, один фагот и один контрабас ( виолончель ). Был также секстет духового оркестра ( гобои , фаготы и валторны ).». [ 7 ] Таким образом, оркестр был намного меньше, чем оркестры, для которых Гайдн писал позже в своей карьере (размер которых достигал примерно 60 человек), не говоря уже о современном симфоническом ансамбле.

Находясь в Вене, ансамбль Морзина, очевидно, был частью оживленной музыкальной сцены, спонсируемой аристократией. Современный биограф Гайдна Джузеппе Карпани (чьим показаниям не всегда доверяют музыковеды) написал следующее о графе Харрахе, который был покровителем родной деревни Гайдна, Рорау :

Граф Гаррах... был первым, кто привез музыку Саммартини в Вену, где она быстро завоевала аплодисменты и стала модой в этой великой столице, так очарованной такого рода развлечениями. Граф Палфи , ... Граф Шенборн и граф Морзин соперничали друг с другом в приобретении новинок для показа на своих почти ежедневных концертах. [ 8 ]

Именно в то время, когда Гайдн работал у графа Морзина, он женился (17 ноября 1760 г.) на Анне Марии Келлер, несмотря на то, что его контракт запрещал ему жениться. [ 9 ] Брак, продлившийся до смерти госпожи Гайдн в 1800 году, оказался несчастливым.

Конец встречи Гайдна с Морциным рассказывает другой ранний биограф, Альберт Кристоф Дис (1810):

Прошел год, а граф Морцин не узнал о женитьбе своего капельмейстера, но произошло нечто другое, изменившее положение Гайдна. Граф оказался вынужден сократить свои прежде большие расходы. Он уволил своих музыкантов, и Гайдн лишился поста капельмейстера.
Между тем Гайдн пользовался большой репутацией в обществе; его любезный характер был известен; Граф Морзин был вынужден оказать ему помощь - три обстоятельства сложились так удачно, что Гайдн вскоре после того, как он перестал быть капельмейстером графа Морзина (1760 г.), был назначен вице-капельмейстером... на службу принцу Антону Эстерхази ... в Айзенштадте с жалованьем в 400 флоринов. [ 10 ]

Фактически, поскольку Гайдн был капельмейстером в Айзенштадте во всем, кроме имени, а действующий капельмейстер был немощен, переход к семье Эстерхази был для него большим карьерным продвижением, и он продолжал там в том же общем направлении работы, как композитор, дирижер. и администратор, но работает в гораздо более богатой семье.

Симфонии Гайдна, написанные для графа Морзина.

[ редактировать ]

Установление того, какие из симфоний Гайдна были написаны для оркестра Морцина, отчасти остается вопросом догадок. Ученый Гайдна Джеймс Вебстер , следуя более ранним исследованиям и собственным усилиям, составил следующий список: 1 , 2 , 4 , 5 , 10 , 11 , 18 , 27 , 32 , 37 , A , который использовался при определении содержания открытия. Том «Морзин» для Кристофера Хогвуда записи симфоний Гайдна . Второй том примерно такой же длины состоит из симфоний, которые могли быть написаны для Морзина, хотя с таким же успехом они могли быть написаны и для семьи Эстерхази. Более раннее предположение о том, какие симфонии были написаны для графа Морзина, было сделано Х. К. Роббинсом Лэндоном , в частности, номера 1, 37, 18, 19 , 2, B , 16 , 17 , 15 , 4, 10, 32, 5, 11, 33 , 27, А, 3 и 20 . [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Менее известен граф Венцель фон Морзин ( чешский Václav hrabě z Morzinu ), который был покровителем Вивальди и посвященным «Времена года» ; см. Капса 2012.
  2. ^ Вебстер, с. 10
  3. ^ Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 34
  4. ^ Буркхолдер, Дж. Питер. «История западной музыки». Электронные книги Norton, digital.wwnorton.com/44614/r/goto/cfi/324!/4
  5. ^ Джонс, Дэвид Вин, «Лукавец», в Джонсе (2009)
  6. ^ Стаперт, Кальвин (2014). Игра перед Господом - Жизнь Йозефа Гайдна . Гранд-Рапидс, Мичиган: William B. Eerdmans Publishing Co., с. 34. ISBN  9780802868527 .
  7. ^ Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 43
  8. ^ Карпани 1823, 66, цитируется по Gotwals 1968.
  9. ^ Умирает 1810, 99.
  10. ^ Умирает 1810, 99-100.
  11. ^ HC Роббинс Лэндон, Гайдн: Хроники и произведения , 5 томов, (Блумингтон и Лондон: Indiana University Press, 1976-) т. 1, Гайдн: Ранние годы, 1732-1765
  • Капса, Вацлав (2012) Бухгалтерские книги, имена и музыка: Оркестр Virtuosissima графа Венцеля фон Морцина. Старинная музыка 40, 2012, с. 605–620, doi:10.1093/em/cas130.
  • Умирает, Альберт Кристоф (1810) Биографические отчеты Йозефа Гайдна , Вена. Английский перевод Вернона Готвальса в Gotwals (1968).
  • Готвалс, Вернон (1968) Гайдн: Два современных портрета , Милуоки: University of Wisconsin Press.
  • Гризингер, Георг Август (1810) Биографические заметки о Йозефе Гайдне . Лейпциг: Брайткопф и Хертель. Английский перевод Вернона Готвальса в Gotwals (1968).
  • Джонс, Дэвид Вин (2009) Оксфордские товарищи композитора: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Роббинс Лэндон, ХК и Дэвид Вин Джонс (1988) Гайдн: его жизнь и музыка , Темза и Гудзон. Главы биографии Роббинса Лэндона, анализ и оценка произведений Джонса.
  • Вебстер, Джеймс и Георг Федер (2001), «Йозеф Гайдн», статья в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Нью-Йорк: Grove, 2001). Опубликовано отдельно в виде книги: The New Grove Haydn (Нью-Йорк: Macmillan 2002, ISBN   0-19-516904-2 ). Вебстер — автор биографического раздела, а Федер — составитель каталога произведений.
  • Вебстер, Джеймс. Программные примечания к серии симфоний Гайдна под управлением Кристофера Хогвуда , выпущенные на Уазо-Лире; Тома 1 и 2.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88273d98a3bc9ed03e66a9bb78f0c967__1721372040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/67/88273d98a3bc9ed03e66a9bb78f0c967.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Count Morzin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)